Рассказ мужик марей читать достоевский

Гбоу уфимская кш 120 для обучающихся с зпр внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения ф. м. достоевского. писатель, потрясающий

ГБОУ
Уфимская КШ №120 для обучающихся с ЗПР

Внеклассное
мероприятие,

посвященное
200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

«Писатель,
потрясающий душу»

(Мероприятие
онлайн с выступлениями обучающихся)

Провела
: учитель русского языка

и
литературы Галеева Э.Ф.

2021

Цели и задачи:

— познакомить
обучающихся с жизнью и творчеством Федора Михайловича Достоевского;

— помочь учащимся
глубже познать внутренний мир писателя – гуманиста, привлечь к обсуждению идей
великого писателя.

— формирование
мотивации к изучению творчества Ф.М. Достоевского;

— формировать
устойчивый интерес к литературе;

— воспитание
морально-нравственных качеств личности на примере судьбы автора и его
произведений;

В
сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит,

неумолчно
взывая к человечности и гуманизму.

(Ч.
Айтматов)

«Достоевский
есть самый личный , самый внутренний писатель, так что его читая – как
будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже,
чем обычно, чем всегда».  

Василий
Розанов

Сострадание
есть величайшая форма человеческого существования

(Ф.М.Достоевский)

Оборудование:

1.     Презентация
с жизнью и творчеством.

2.     Видеовыступления
обучачающихся. (чтение стихов, выразительное чтение отрывков)

СЛАЙД
1. Слово учителя
: Добрый день, дорогие
ребята и уважаемые  учителя. 11 ноября 2021 года  культурное сообщество России
отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. Учитывая выдающийся вклад
писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации
В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М.
Достоевского». К юбилею писателя был создан электронный портал 
«Мир Достоевского»,(СЛАЙД2)
где вы можете познакомиться с его жизнь и творчеством.  С начала 70-х годов 20 века  действует
Международное общество Достоевского, объединяющее исследователей жизни и
творческого наследия знаменитого писателя, публициста, философа. Такое пристальное
внимание к русскому автору объясняется его мощным влиянием не только на течение
мирового литературного процесса, но и развитие философской мысли в целом.
Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев
своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский
обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит
дальнейшая судьба человечества.

         
(СЛАЙД 3-4) Достоевского читает весь мир. Он – величайший
писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла,
лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой
своего народа и человечества. Позднее он скажет: Сострадание есть
величайшая форма человеческого существования.

Ход
мероприятия.

СЛАЙД
5-7 .Учитель: Почему нас интересует биография писателя
?
Проблемы, которые волновали Достоевского, его современников, они
актуализируются, приобретают уже в наше время поразительную остроту. Биография
Достоевского – одна из трагических и драматических биографий в истории
литературы. Говорят,
характер человека закладывается в раннем детстве, и потом
изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для всего
творчества Достоевского.

1
чтец
. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30
октября 1821 года в Москве. Он был вторым ребёнком в небогатой дворянской
семье. Его отец – Михаил Андреевич Достоевский работал лекарем в Марьинской
больнице для бедных, был суровым и праведным человеком. Мать – Мария Федоровна
Нечаева, происходившая из купеческого рода, была доброй и щедрой.

Федор
был вторым по старшинству, а всего в семье было восемь детей. Жили очень
скромно, но тем не менее родители старались дать детям достойное образование,
сами занимались с ними, по вечерам устраивались домашние чтения: родители и
старшие дети читали по очереди вслух, а младшие слушали. Читали Державина,
Жуковского, Карамзина, исторические романы. Много читали и сами дети. К
семнадцати годам Достоевский уже прочел Пушкина (которого «почти всего знал
наизусть»), Державина, Лермонтова, Бальзака, Шиллера, Гюго, Гофмана, Шекспира,
Гёте, Купера, Паскаля, В. Скотта.

Нельзя
сказать, что жизнь будущий писатель узнавал только по книгам. Они со старшим
братом Михаилом учились в частной школе. У Достоевских было маленькое имение
Даровое в Тульской губернии, летом семья уезжала туда, мальчики иногда помогали
работавшим крестьянам. Но то, что великий и таинственный мир подлинной
литературы очень повлиял на его становление в детстве и юности, –
бесспорно. «Без святого и драгоценного, без зачатков положительного и
прекрасного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить
человек, – писал он впоследствии. – Самые сильнейшие и влияющие
воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства».

Слайд8-9.
2 чтец.
 В
мае 1837 года отец везет Федора и Михаила в Санкт-Петербург для поступления в
Главное инженерное военное училище. Федор выдерживает приемные экзамены и
поступает, а брата Михаила не допускают к экзаменам по состоянию здоровья. Отец
и брат вскоре уезжают, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди
соучеников по училищу у него почти не было, и большую часть свободного времени
он проводил в чтении, тогда же начал писать сам. И хотя после окончания училища
в 1843 году он был зачислен в Главное инженерное управление и можно было дальше
продвигаться по службе, а после смерти отца (1839) средств к существованию не
оставалось почти никаких, Достоевский подает в 1844 году в отставку и отныне
навсегда посвящает себя писательскому труду. Почти два года он работает над
своим первым романом «Бедные люди», который сразу приносит ему громкий успех: и
литературные критики, и читатели сходятся во мнении, что в России появился
новый замечательный писатель.

 (Слайд10) 3 чтец. Судьбоносным для писателя стало знакомство
с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые
«пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода
книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие
вопросы подобного плана.
Тот
в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и
Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание
незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал
«Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.

   В том же 1848 году был
опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться
заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной
молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и
многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и
«преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к
смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в
Петропавловской крепости.

(Слайд 11-12)4 чтец.
К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича
исполнен не был. 19 ноября генерал-прокурор счел его не соответствующим вине
Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А
в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание:
писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он
был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был
произведен в рядовые солдаты. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге,
произвели на него неизгладимое впечатление. В 1856 году новый император
Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был
помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на
публикацию своих произведений. С 1859 года получает разрешение жить в
Петербурге.

(Слайд 13)
5чтец.
С 1860 года
Ф.М.Достоевский начинает активную писательскую деятельность.

1866г – «Преступление и
наказание»,    

1867г – «Игрок»,

1868г – «Идиот»,         

  1872г –
«Бесы»,                                              

 1880г – «Братья
Карамазовы». Эти книги вошли в список «Сто лучших книг мира»

Слайд 14. Памятники
Достоевскому.

(Слайд 15) 5 слово
учителя.
Тема детства в творчестве
Ф.М.Достоевского.

Достоевский в последние
годы пишет уникальный проект «Дневник писателя». Ежемесячник — отклик
на животрепещущие события в России мудрого, авторитетного человека. Очерки о
детях, события, связанные с детьми, занимают в дневнике большой объём. На
каждый выпуск он получает мешки писем, среди которых немало писем родителей к
нему с вопросом » а что читать детям, чтобы они выросли достойными
людьми». И тогда возникает замысел написать такую книгу для детей.

Достоевский Дмитрий
Андреевич, правнук великого писателя, издает эту книгу по оставшимся архивным
документам. В книгу вошли рассказы из «Дневника писателя».  Писатель любил
детей, считал их ангелами. Любил за ними наблюдать, общаться. Особенно он был
неравнодушен к детям из бедных семей. Он прекрасно понимал, что судьба таких
детей будет непростая, что в будущем их ждут разочарования, унижения, особая
ниша в социальной прослойке общества.

   О судьбах таких детей
нам повествует автор в рассказах «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на
ёлке», «Ёлка и свадьба», «Неточка Незванова»,  «Маленький герой», «Мужик
Марей», «Подросток», «Илюшечка» ( главы из романа «Братья Карамазовы»).

Переживания детей, их
трудности и беды всегда очень волновали Достоевского, и он стремился к тому,
чтобы они так же взволновали и заставили сопереживать его читателей.

Мы
учимся жить среди людей, усваиваем правила поведения и воспитываем силу воли,
мы должны воспитывать и свои чувства, а нет лучшей школы воспитания чувств, чем
сопереживание другим людям. О таком сопереживании и пишет Достоевский в этих
рассказах.

(Слайд
16-18.) 6. Прослушайте видео выступления наших ребят.  Они причитают отрывки из
этих произведений:

1.
 «Мужик Марей»

2. «
Илюшечка» (отрывок из романа «Братья Карамазовы»

3.»
Записки Вареньки Доброселовой»

(Слайд
19)7 чтец
.

И
властным голосом твердил он вновь и вновь

Счастливым — о судьбе
униженных, несчастных!

О чем ни говорил, к ним
призывал любовь

В речах то горестных, то
вдохновенно-страстных.

Когда же начинал о детях
он рассказ,

О бедных, сиротах, —
какой тоской сердечной

Звучала речь его! Какою
всякий раз

Он вдохновлялся к ним
любовью бесконечной!

Я не могу без слез
страницы те читать,

И если плакал я, то что
же будет с вами?

Вы, чистые сердца, вы
будете рыдать —

Рыдать от всей души —
хорошими слезами! (А.П.Боровиков)

(Слайд 20) 8. Учитель.
Он (Достоевский) заставляет думать о сложностях жизни. Воспитывает добрые
чувства в человеке  и побуждает  видеть в жизни  не только светлые стороны, но
и зло. С которым и должно бороться и которое можно одолеть.

                                                  
Ю. Селезнёв (литературный критик)

Список используемой
литературы:

1.Ф.М. Достоевский
«Детям», Москва « Детская Литература» 2007 .Вступительная статья .автор
Степанян Н.С.

Ф. М. Достоевский.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. — М.: Правда, 1982. —
С.457-462.

2.Егоров В.Н.
Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. — Тольятти:
Развитие через образование, 1994.

3.Святочные рассказы:
Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; — М.:
«Детская литература», 1996.

4.Сергушева С.В. Тема
детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. — 2003.

5.Стерликова Ю.В. Образ
детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы
отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В.
Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный
руководитель В.В. Рубцов. — Тольятти: ТГУ, 2002. — С.85-9

Отрывки.

1.     «Мужик
Марей»

Мне
вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого
детства, когда мне было всего девять лет от роду, – мгновенье, казалось бы,
мною совершенно забытое; но я особенно любил тогда воспоминания из самого
первого моего детства. Мне припомнился август месяц в нашей  деревне:  день 
сухой  и  ясный,  но  несколько  холодный  и  ветреный;  Я прошел за гумна и,
спустившись в овраг, поднялся в Лоск – так назывался у нас  густой кустарник по
ту  сторону оврага до самой  рощи.  И вот я  забился гуще  в кусты и слышу, как
недалеко, шагах в тридцати, на поляне, одиноко пашет мужик. Я знаю, что он
пашет круто в  гору  и  лошадь идет  трудно, и  до меня  изредка долетает  его
окрик:  «Ну-ну!» 

  
И  ничего  в  жизни  я  так  не  любил,  как  лес  с  его  грибами  и  дикими
ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, с его столь любимым
мною сырым запахом  перетлевших  листьев. И  теперь даже,  когда  я  пишу  это,
мне  так и  послышался запах нашего  деревенского  березняка:  впечатления 
эти  остаются  на  всю  жизнь.  Вдруг,  среди глубокой тишины, я ясно и
отчетливо услышал крик: «Волк бежит!» Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в
голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. Это был наш мужик Марей. Не
знаю, есть ли такое имя, но его все звали Мареем, – мужик лет  пятидесяти, 
плотный,  довольно  рослый,  с  сильною  проседью  в  темно-русой  окладистой
бороде.       Он  даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я,
разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он
разглядел мой испуг. – Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь. Он вскинул голову
и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив. – Где волк? –
Закричал… Кто-то закричал сейчас: «Волк бежит»… – пролепетал я. – Что  ты, 
что  ты,  какой  волк,  померещилось;  вишь!  Какому  тут  волку  быть! –
бормотал он, ободряя меня.  Он смотрел на меня с беспокойною улыбкою, видимо
боясь и тревожась за меня. – Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. Он
протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. – Ну,  полно  же,  ну,  Христос 
с  тобой,  окстись. –   –  улыбнулся  он  мне  какою-то  материнскою  и 
длинною  улыбкой, Я понял, наконец, что волка нет и что мне крик «Волк бежит»,
померещился.– Ну, я пойду, – сказал я, вопросительно и робко смотря на него. –
Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! – прибавил он, все
так же матерински мне улыбаясь, –Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять
шагов. Марей, пока я шел, всё  стоял  с  своей  кобыленкой  и  смотрел  мне 
вслед,  каждый  раз  кивая  мне  головой,  когда  я оглядывался. Мне,
признаться, было немножко перед ним стыдно, что я так испугался, но шел я, 
всё  еще  очень  побаиваясь  волка.

Я тогда, придя
домой от Марея, никому не рассказал о моем «приключении». И  вдруг теперь,
двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью.
Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и
вдруг припомнилась тогда, когда было надо;       Конечно, всякий бы ободрил 
ребенка, но  тут  в  этой  уединенной  встрече  случилось  как  бы  что-то 
совсем  другое,  и  если  б  я  был собственным его  сыном, он  не мог бы 
посмотреть на  меня  сияющим более  светлою любовью взглядом,  а  кто  его 
заставлял?  Был  он  собственный  крепостной  наш  мужик,  а  я  все  же  его
барчонок; никто бы не узнал, как он ласкал меня, и не наградил за то. Любил он,
что ли, так уж очень маленьких детей? Такие бывают.

2.Илюшечка.

Алеша увидел внизу пред мостиком маленькую
кучку школьников, всё малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше.
Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с
кожаными мешочками на ремнях через плечо,
Ему захотелось вступить в разговор. Подходя, он
вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех
мальчиков было в руках по камню, у других так по два.

«За
канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик,
тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или
даже меньше того, — бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками.
Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же
товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во
вражде.  

В это мгновение в группу как раз влетел камень,
задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и
энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.— Лупи его, сажай в него,
Смуров! — закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и
тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень
ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на
этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо.

И шесть камней разом вылетели из группы. Один
угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал
отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у
многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.— Что вы это! Не
стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша. Он
выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за
канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.
Вскоре  опять началась перестрелка, на этот
раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул,
заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели:
«Ага, струсил, бежал, мочалка!»

 Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к
опальному мальчику.
Подойдя
совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых
и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими,
темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий
старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из
рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге,
на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная
чернилами…»

3. Записки
Вареньки Доброселовой.

Наш учитель
Покровский был бедный, очень бедный молодой человек; здоровье его не позволяло
ему ходить постоянно учиться, и его так, по привычке только, звали у нас
студентом. Жил он скромно, смирно, тихо, так что и не слышно бывало его из
нашей комнаты. С виду он был такой странный; так неловко ходил, так неловко
раскланивался, так чудно говорил, что я сначала на него без смеху и смотреть не
могла. Саша беспрерывно над ним проказничала, особенно когда он нам уроки
давал. Сначала я, такая большая девушка, шалила заодно с Сашей, и мы, бывало,
по целым часам ломаем головы, как бы раздразнить и вывести его из терпения. Он
ужасно смешно сердился, а нам это было чрезвычайно забавно. (Мне даже и
вспоминать это стыдно.) Раз мы раздразнили его чем-то чуть не до слез, и я
слышала ясно, как он прошептал: «Злые дети». Я вдруг смутилась; мне стало и
стыдно, и горько, и жалко его. Я помню, что я покраснела до ушей и чуть не со
слезами на глазах стала просить его успокоиться и не обижаться нашими глупыми
шалостями, но он закрыл книгу, не докончил нам урока и ушел в свою комнату. Я
целый день надрывалась от раскаяния. Мысль о том, что мы, дети, своими
жестокостями довели его до слез, была для меня нестерпима. Мы, стало быть,
ждали его слез. Нам, стало быть, их хотелось; стало быть, мы успели его из
последнего терпения вывести; стало быть, мы насильно заставили его,
несчастного, бедного, о своей тяжелой судьбе  вспомнить! Я всю ночь не спала от
досады, от грусти, от раскаянья. Говорят, что раскаянье облегчает душу –
напротив.

     С этого дня я
начала мучить воображение мое, создавая тысячи планов, каким бы образом вдруг
заставить Покровского изменить свое мнение обо мне. Со временем я узнала его
лучше, короче. Он был добрейший, достойнейший человек, наилучший из всех,
которых мне встречать удавалось. Я перестала  проказничать вместе с Сашей: а он
перестал на нас сердиться;

Хронологическая таблица Достоевского

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Специально для тех, кто интересуется судьбой этого классика литературы, была составлена хронологическая таблица Достоевского, с помощью которой можно доступно и кратко ознакомиться с событиями, происходившими в его жизни. Данный материал подойдёт как учащимся, так и простым ценителям литературы. Используя этот источник, вы изучите полную биографию Достоевского по датам. Здесь вы откроете для себя малоизвестные факты,которые станут изюминкой вашего доклада или реферата. Но основным событиям и произведениям Ф.М.Достоевского в хронологической таблице, разумеется, отведена главная роль.

1821 год, 30 октября (11 ноября) – Рождение Ф. М. Достоевского.

1834-1837 – Учёба братьев Фёдора и Михаила Достоевских в пансионе Л. И. Чермака.

1838, 16 января – Достоевский поступает в инженерное училище.

1843, 12 августа – Окончание инженерного училища.

1844, июнь-июль – В 6-ой и 7-ой книгах «Репертуара и Пантеона» напечатана повесть О.де Бальзака «Евгения Гранде» в переводе Достоевского.

1845, май – Написан роман «Бедные люди».

1845, конец – Написан рассказ «Двойник».

1846, март – Знакомство с Буташевичем-Петрашевским.

1846, октябрь – написана повесть «Господин Прохарчин».

1847, весна – Достоевский становится постоянным членом кружка петрашевцев.

1847, декабрь – Написана повесть «Хозяйка».

1848 – Написан роман «Белые ночи».

1849 – Написан роман «Неточка Незванова».

1849, 23 апреля – Достоевский заключён под стражу.

1849, 22 декабря – Состоялся «расстрел» Достоевского.

1850, 23 января – Прибытие и заключение Достоевского в омский острог.

1854, февраль – Достоевского определяют рядовым в Семипалатинский батальон.

1854, осень – Знакомство Достоевского с областным прокурором А. Е. Врангелем.

1856, 1 октября – Достоевский произведён в офицеры.

1857, 6 февраля – Достоевский венчается с Исаевой М. Д. в Кузнецке.

1859, 2-ая половина декабря – Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург.

1859 – Завершены «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».

1860 – Написан роман «Записки из Мёртвого дома»;

в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2-х томах, изданное П.А.Основским.

1861, январь – закончен роман «Записки из Мёртвого дома»;

знакомство с А. П. Сусловой.

1862, лето – Поездка Достоевского в Европу.

1863 – Выпущен цикл «Зимние заметки о летних впечатлениях».

1864 – Написаны «Записки из подполья».

1864, апрель – В Москве умирает первая жена Достоевского Мария Дмитриевна.

1864, июль – в Павловске умер Михаил Достоевский.

1865 – В журнале «Эпоха» опубликован рассказ «Необыкновенное событие, или пассаж в
пассаже».

1865, июль-октябрь – Поездка Достоевского за границу.

1866, ноябрь – Написан роман «Игрок».

1867, 15 февраля – Достоевский женится на А. Г. Сниткиной.

1867-1868 – Достоевский с женой проводят за границей.

1867 – В Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София;

написан роман «Преступление и наказание».

1868 – В журнале «Русский вестник» опубликован роман «Идиот».

1869, 14 сентября – В Дрездене родилась дочь Достоевского Люба.

1870 – Написана повесть «Вечный муж».

1871, 16 июля – У Достоевского родился сын Фёдор.

1872 – Завершено написание романа «Бесы».

1873-1874 – Достоевский является редактором еженедельника «Гражданин», из которого широкому читателю становится известно о «Дневнике писателя».

1875, января – В «Отечественных записках» начинает печататься роман «Подросток».

1875, 12 августа – У Достоевских рождается сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

1876, ноябрь – В «Дневнике писателя» напечатан рассказ «Кроткая».

1877, 2 декабря – Достоевского избирают членом-корреспондентом Академии наук отделения русского языка и словесности.

1877, 30 декабря – Достоевский произносит речь на похоронах Некрасова.

1880 – Закончено написание романа «Братья Карамазовы».

1880, 8 июня – Достоевский произносит речь о Пушкине.

1881, 1 февраля (9 февраля) – Погребение писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник

Биография Достоевского Ф.М.

Рождение и семья

1821 год, 30 октября (11 ноября) родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в правом флигеле Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил (1820-1864), Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра (1835—1889). Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого». Он был вечно занят заботой о благосостоянии семьи.

Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались. Разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д.

Отец, Михаил Андреевич (1789—1839), — сын униатского священника, врач (штаб-лекарь, хирург) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню.

По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара. Однако, по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.

Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800—1837) — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова». Младший брат Фёдора Андрей, писал что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…».

Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: «брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать — Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

Юность Достоевского

С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом. Примером служит рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876.

В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского.

Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Например, это отразилось в автобиографических чертах героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.

В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

Первые литературные публикации Достоевского

Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах».

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. …Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья …ставят в караул, и в этом проходит все время…».

Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.

Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.

В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились).

Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Например, в произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».

О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского. Фёдор и Михаил получили небольшое наследство.

По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако, уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.

В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди«.

Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы «Двойника» (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества».

Рассказ «Господин Прохарчин» (1846) и повесть «Хозяйка» (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой.

Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце«, «Белые ночи«, цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.

В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.

Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).

Арест и ссылка

В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.

Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.

В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.

В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге («сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.

Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели«, Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского.

18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.

Расцвет творчества Достоевского

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.

Роман «Униженные и оскорбленные«— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома«.

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства.

«Почвенничество» было скорее попыткой очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника».

Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» («Эпоха», 1864) — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.

Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе «Игрок«, «Идиот» и других произведениях.

В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры.

В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот«).

10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание.

Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.

Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман.

Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей.

Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя».

В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок«. Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой.

В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя».

В 1867—1868 Достоевский работал над романом «Идиот«. «Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …»

К роману «Бесы» Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями «Атеизм» и «Житие великого грешника» и наскоро сочинив «повестушку» «Вечный муж«. Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело».

Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов («Катехизис революционера»), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева.

В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.

Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина.

В «Гражданине» (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»).

Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым убеждением». Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.

В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» — «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.

Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого.

В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами.

Автор так определял характер издания: «„Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично».

«Дневник» 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений. В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы.

Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до народнических и социалистических идей.

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.

Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.

Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России.

В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова.

Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся … в эти два года издания „Дневника» неприметно и невольно».

«Братья Карамазовы» — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России».

Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами.

В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января.

Он собирался «издавать „Дневник писателя» … в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых«, где появились бы почти все прежние герои…». В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.

Источник

  • Рассказ монаха о жизни в монастыре
  • Рассказ моя мама моя любовница
  • Рассказ моя любимая цифра 5
  • Рассказ мой чужой папа
  • Рассказ моченые яблоки солоухин краткое содержание