Рассказ мудрой черепахи окружающий мир 3 класс

Слайд 1урок воздух и его охрана окружающий мир, 3 класс умк школа россиислайд 2воздухим дышат звери, птицы, люди, без него

Слайд 1

Урок «Воздух и его охрана» (окружающий мир, 3 класс) УМК «Школа России»

Слайд 2

2

Воздух
Им дышат звери, птицы, люди,
Без него мы огня не добудем,
Без него нет жизни нигде —
Даже тем, кто живёт в воде….

Слайд 3

3

Что такое воздух?
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда красит иней стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.

Слайд 4

4

Атмосфера- воздушная оболочка Земли

Слайд 5

5

азот
кислород
углекислый газ
и примеси
Состав воздуха

Слайд 6

6

Воздух – смесь газов
Свойства воздуха
Легче воды
Бесцветный и прозрачный
Сжимаем и упруг
Без запаха, без цвета
Поддерживает горение
При нагревании расширяется
При охлаждении сжимается
1
2
3
4
5
6
7

Слайд 7

7

Что может явиться источником загрязнения воздуха?
Выбери.

Слайд 8

8

Подумай и ответь!
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
водород, медь, цинк
кислород, азот, углекислый газ
хлор, фтор, йод
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
азот
кислород
углекислый газ
3. Какими свойствами обладает воздух?
Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании
расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо
проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки,
пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

Слайд 9

9

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Воздух и его охрана». УМК
«Школа России»
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я:
Образовательные: создать условия для ознакомления с составом и
свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепления представлений о
газообразных веществах; способствовать формированию умения постановки
проблемных вопросов.
Развивающие:
способствовать
развитию наблюдательности и
познавательного интереса, умения работать в группах.
Воспитательные: содействовать воспитанию любви и бережного отношения
к природе, культуры общения.
Оборудование: оборудование для проведения опытов; рабочая тетрадь;
полиэтиленовые пакеты, шприцы.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока. Повторение изученного материала.
1. Эмоциональный настрой.
Вы проверьте­ка, ребятки,
На столе­то, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, – в срок!
2. Тестирование.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну а я, совместно с вами,
Урок открытия тайн природы начну.
Тест «Тела. Вещества. Явления»
1. Изменения, происходящие в природе, называются…
а) явлениями природы;
б) развитием природы;
в) ритмами природы.
2. Телами называются:
а) все предметы, окружающие человека;
б) предметы, сделанные руками человека;

в) предметы живой природы.
3. Тела, сделанные руками человека, называются…
а) природными;
б) искусственными;
в) рукодельными.
4. Тела природы – это:
а) звёзды, камни, деревья;
б) здания, воздух, углекислый газ, стекло;
в) газ, лёд, солнце, карта.
5. Выбери и отметь вещество:
а) ключ;
б) железо;
в) мост.
6. Выбери и отметь тела:
а) шерсть;
б) пальто;
в) камень.
7. Найди «лишнее»:
Тела могут быть
а) твёрдыми; б) мягкими; в) жидкими; г) газообразными.
8. Отметь условия существования жизни на Земле:
а) тепло, деньги, жильё;
б) свет, солнце, вода;
в) воздух, свет, тепло, пища, вода.
О т в е т ы: 1­а. 2­а. 3­б. 4­а. 5­б. 6­б, в. 7­б. 8­в.
Ответьте на в о п р о с ы ­ з а г а д к и:
Корнеплод, из которого получают сахар. (Свёкла.)
Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота).
Разновидность сахара. (Глюкоза.)
С его помощью можно обнаружить крахмал. (Йод.)
Кислота, используемая для приготовления консервов. (Уксус.)
Наука о веществах. (Химия.)
II. Сообщение темы урока.
– Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами
узнавать загадки нашего окружающего мира. Тема урока «Воздух и его охрана».
– Что вы знаете о воздухе?
– Что вы хотите узнать?
III. Изучение нового материала.
1. Что такое воздух. Опыты. Доказательство реальности воздуха.

– Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно
услышать ответ, что воздух – «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В
реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты
(каждый учащийся работает индивидуально):
а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно
его смять. Легко ли он сжимается?
– Сделайте вывод.
В ы в о д: в шарике есть воздух.
б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете?
В ы в о д: движение воздуха из шарика.
в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.
– Что заметили?
– Может ли человек прожить без воздуха? (Ответы учащихся.)
– Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий
нашу Землю, – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета
не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень
важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью
наступала зима, а за зимой – весна и лето. Мы привыкли называть воздушный
океан – небом. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.
Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе
огненный диск Солнца. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что
воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Как только
не называют воздух: «воздушная оболочка», «воздушный океан», «атмосфера»!
Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2. Состав и свойства воздуха.
– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века
назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78 %,
кислорода – 21 % и углекислого газа – 1 %.
«Газ» в переводе с греческого означает «хаос». Воздух – смесь газов.
А история простая.
Джозеф Пристли как­то раз,
Окись ртути нагревая,
Новый газ из колбы вышел,
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча.
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит?

Опыт Джозефа Пристли. С целью проверки своего предположения о роли
углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак
мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак
посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла
жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными
веточками.
– О каком газе идет речь? (О кислороде. При дыхании живые существа
поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ.)
– Почему воздух полей и лесов чище городского?
– Для чего человеку и другим животным нужен кислород?
Кислород. Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ,
поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название
Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без
запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21 % кислорода. Газ кислород
поддерживает горение.
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб­великан, и
травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим
растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный
для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на
Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше
вокруг зелени, тем чище воздух.
Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь (с. 18) и восстановите диаграмму, записав, какие
газообразные вещества входят в состав воздуха. Подчеркните название газа,
который живые существа поглощают при дыхании.
– Какими же свойствами обладает воздух?
1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все
окружающие предметы.
2. Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по­разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются
с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.
4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё о свойствах воздуха.
Опыт 1. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода
не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Что
происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным?
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
– Как же это объяснить? Воздух состоит из частиц, между которыми есть
промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух
нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из­за этого
они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними
увеличиваются, и воздух расширяется.
Опыт 2. Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это
делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде
часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении
сжимается.
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
5. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между
холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое
одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и
пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха,
и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать
прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она
укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками
которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая­прегустая
шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей
не страшно.
– Мыши­полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там
тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы
зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
– Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит
тепло.)
– Послушаем стихотворение и ещё раз повторим свойства воздуха.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
IV. Закрепление изученного материала.
1. Источники загрязнения воздуха.
– Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»?
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При
дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров
кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот
растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в
атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный
воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья
выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень
полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Послушайте
телеграмму, которая к нам пришла: «Не хватает свежего воздуха! Нечем
дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои
выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от
ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города».
– Вы можете объяснить, с чем или с кем это связано?
Источники загрязнения:
· фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу,
пыль;
· автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много
вредных веществ;
· пожары, извержения вулканов;
· загрязнение земли не переработанным мусором.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Работа по учебнику.
– Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст
учебника (с. 48), найдите пути решения этой проблемы. (Чтобы очистить
воздух, сажают в городе деревья, кустарники.)
– Перечислите основные источники загрязнения воздуха. (Выхлопные газы
автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб.)
Решение экологических задач (работа в группах).
– Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Карточка № 1
Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После
установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз.
Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?
(10 тонн.)
– Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? (Установка
очистных сооружений)

Карточка № 2
Клён выделяет в год 2 килограмма кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён.
Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 килограммов.)
– Какой способ охраны воздуха указан в задачах? (Озеленение окружающей
среды.)
В ы в о д: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
2. Использование свойств воздуха.
– Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например,
отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и
откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают
сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для
очистки стен.
Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых
для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом
открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов.
Стоп­краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым
воздухом.
В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах
используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего
сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого
воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется
сжатый воздух.
Тестирование.
Тест «Воздух, его охрана»
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) Водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) Азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при
охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
б) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не
имеет запаха.

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое
свойство используется?
а) При нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины.
Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный
заповедник;
б) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ.
Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг
них создавать пояса садов, парков и лесов.
О т в е т ы: 1­б. 2­б. 3­а. 4­в. 5­б.
– Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь
только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!
V. Итог урока.
– Над какой темой работали? Что нового узнали?
– Какие задания вызвали затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 46–50 (читать, отвечать на вопросы); рабочая
тетрадь, № 5, с. 20.

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
Расшифруй использованные тобой условные обозначения:

2. По результатам исследований заполни таблицу.

9 3

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

9 4

Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух — защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом».

К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство
воздух плохо проводит тепло.


2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека
воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде, поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела

Проверь себя
.

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воздух!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воздуха, обсудите их и сделайте это.

9 5

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

В нашем городе для защиты воздуха на предприятиях ставят фильтры на трубы, в парках и лесах сажают деревья. Также в городе строятся новые транспортные развязки для ликвидации автомобильных пробок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Окружающий мир. Тема: «В оздухи его охрана» Иванова Светлана Анатольевна у читель начальных классов МОУ Лицея №19 г. Королёва Московской области

Цель: ознакомить учащихся с составом и свойством воздуха. Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Опыт 3. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

«Газ» в переводе с греческого означает хаос. Воздух – смесь газов

Постоянные компоненты воздуха Азот Кислород Инертные газы Углекислый газ Пары воды Примеси

Воздух – смесь газов А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обнаружил странный газ Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча Новый газ из колбы вышел Никому он не знаком Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком Человек им тоже дышит?

Опыт Джозефа Пристли С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты). – О каком газе идет речь? – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород?

КИСЛОРОД Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинскоеназвание Oxygenium , то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для производства газированной воды и лимонада. растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. не токсичен, но не поддерживает дыхание

СВОЙСТВА ВОЗДУХА Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг. Расширяется при нагревании. Сжимается при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Сохраняет тепло. Легче воды.

Использование свойств воздуха Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом. Использование свойств воздуха

Использование свойств воздуха В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух.

Подумай! Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Использование воздуха человеком.

Загрязнение воздуха

Интересный вопрос: Какой мяч весит больше — сдутый или накачанный?

Используемые ресурсы: Окружающий мир. Ир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. 1 часть/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008; http:// www . teleoperator . ru .

Мудрая Черепаха (африканская сказка).

1-ый ведущий:

Вот сказка, простая, как рука. Что может быть проще: рука и ее пять пальцев!  Она есть у каждого: у старика и у ребенка, у глупого и умного. У всех людей. Что может быть проще? Но приглядитесь… Один палец короче, другой длиннее. Один слабый, другой сильный. Но когда они вместе, то и пальцы не пальцы, и рука не рука, это – кулак!.. Так что не торопитесь говорить, что все ясно и понятно.

Рука… пять пальцев. Казалось бы, просто. Но приглядитесь… Один палец указывает путь, другой тычет в человека и предает его. Одна рука творит добро, другая — зло. Все просто и в то же время совсем не просто.

                У каждого из нас первая встреча с Африкой произошла в раннем детстве. Помните известную сказку Чуковского, в которой он постоянно советовал маленьким детям не ходить в Африку гулять.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку!

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать, —

Не ходите, дети,

В Африку гулять!

Бармалей:

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке

И кушает детей –

Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

Ведущиий:

Стоп! Стоп! А ты, разбойник откуда взялся? Сегодня сказка не про тебя. Так что уходи подобру-поздорову.

Вы спросите, а где же сказка? Не спешите. Сказка приходит и терпеливо ждет, когда наступит ее время, когда она будет нужна людям. Сегодня, когда собралось столько слушателей, ее время наступило.

Но кто, кто расскажет сказку?… Думаете тот, кто первым заметил и разглядел ее?.. Нет! Только тот, кто понял, расскажет ее вам, а вы расскажете  другим…  

Сегодня сказку о «Мудрой Черепахе» расскажем  и покажем вам мы, ученики

6-го «А» класса…

2-ой ведущий:

Жила Мудрая Черепаха. Что черепахи умны, известно всем, но это была самая старая, а потому самая мудрая черепаха на свете. Не было ни слона, ни попугая, ни крокодила, которые были бы старше ее. Вот какая она была старая! Вот почему она была такая мудрая!

Черепаха:

Мир полон недостатков и несправедливости. Один умен, другой глуп. Один сыт, а другой голоден. Один силен, другой слаб… Мир несовершенен. И его надлежит исправить, чтобы сделать лучше. А помочь в этом деле может только мудрость. Нужно лишь собрать ее воедино! Трудная задача, никто, кроме меня, не сможет справиться с этим делом — собрать всю мудрость, какая есть на свете… И хорошо, что не надо начинать с начала. Просто я возьму свою мудрость и буду прибавлять к ней остальную…

Ведущий:

Одним словом, Мудрая Черепаха тут же принялась за дело. Она взяла самую большую пустую тыкву и сделала из нее подобие  бутылки. Затем она упрятала туда свою мудрость и заглянула вовнутрь.

Черепаха:

Ой, как там темно (дует в горлышко). Свистит, значит, есть еще свободное место для остальной мудрости. Так, теперь нарву травы, сделаю пробку и заткну бутылку…

А вот и тропа к реке. Пока без воды еще никто не обходился, так что все пойдут по этой дорожке. Подождем, на то я и черепаха, чтобы не спешить.

Лев (царственная осанка и речь):

Что это ты там бормочешь, Мудрая Черепаха?

Черепаха:

Я не бормочу, я занята делом: собираю в эту бутылку всю мудрость, какая есть на свете. Скажи мне, Лев, в чем твоя мудрость?

Лев:

Ты хочешь знать, в чем моя мудрость? Ну что же, отвечу: я — Царь зверей, и в этом моя мудрость! И не к лицу, мне – Царю общаться с тобой. Так что, прощай! (Лев важно уходит, а Черепаха быстро закупоривает бутылку).

Черепаха:

Ишь, какой важный. Иди, иди, а мудрость-то твою я в бутылочку… и закрою поплотней.

Тигр (появился внезапно):

Р-р-р!

Черепаха:

Не рычи! Я тебя не боюсь, потому что состою при важном деле – собираю всю мудрость на свете. Так что, полосатый, говори, в чем твоя мудрость?

Тигр (возмущенно):

Ты не знаешь?.. Моя мудрость в клыках! В когтях! В прыжке! Смотри! Р-р-р!

Черепаха:

Надо же, был и нету. Как он быстр! Но я не промах, хоть и черепаха, бутылочку свою пополнила.

Ой, кто это там наверху? Нам, черепахам, неудобно вверх смотреть… Да это же пантера.

Скажи мне, киса, в чем твоя мудрость, и я прибавлю ее ко всей остальной.

Пантера:

Как ты не знаешь, в чем моя мудрость? Посмотри на меня. Видишь, какая я ловкая, быстрая, как ветер, изящная!.. Такой мудрости нет ни у кого… Так что пока – а – а!

(На тропинке показался кузнечик).

Черепаха:

Подожди, козявка, не прыгай! Скажи-ка лучше, в чем твоя мудрость, а потом скачи дальше.

Кузнечик:

В чем моя мудрость? И это спрашиваешь ты, Мудрая Черепаха? Неужели тебе неизвестно, что моя мудрость в тонком музыкальном слухе и в моих ногах. Смотри, как я умею прыгать.

Раз… два…

Черепаха:

Прыгай, прыгай, ты мне не нужен, ведь твоя мудрость уже в этой бутылке.

(Прилетел попугай и уселся на панцирь черепахи).

Попугай:

Чем это вы тут занимаетесь? Может возьмете меня в свою компанию? И я попрыгаю немного.

Черепаха:

Никакая это не компания. И прыгать не надо. Я занята важным делом: собираю мудрость со всего света. В чем твоя-то мудрость?

Попугай:

Моя мудрость в моих крыльях, в полете. Смотри: я был на земле, а теперь в небе (взлетает).

Обезьяна (появилась внезапно, ехидно улыбаясь):

А вот и я. Не трудись, не трудись спрашивать меня. Я все слышала.  Но я не настолько глупа, чтобы, подобно Льву, Тигру, Пантере, Кузнечику и Попугаю, открывать вам свои секреты и свою великую мудрость! Не дождетесь! (запрыгала)

Черепаха:

Ишь, запрыгала с ветки на ветку. Думает, я растерялась. Нет, милая, я и твою мудрость упрячу в бутылку. Лезь, лезь туда и ты – обезьянья хитрость, и ты – ловкость.

Бабочка:

Не надо спрашивать меня, в чем моя мудрость. Я набираюсь ею, порхая от цветка к цветку, я наслаждаюсь их красотой и запахами.

Черепаха. (Смотрит в бутылку):

Так, что же у нас получилось? Темным-темно…

Проверим еще (подула — свистит). Ну вот, опять шум, опять пусто…

Мало, мало мудрости набралось. Выходит не всю я ее собрала.

Ведущий:

И пошла Мудрая Черепаха дальше, по дорогам и по тропинкам искать мудрость. Собирала ее везде, где бы она ни находилась. Много времени прошло с тех пор. По крупицам и зернышкам собрала она мудрость, какая есть на белом свете. И всю ее упрятала в свою бутылку из тыквы, не обронив ни одной, даже самой маленькой крошечки.

Черепаха:

Ну вот, кажется,  все! Не мешало бы только проверить: все или не все?

Курица:

Ко-ко-ко.

Ведущий:

И, представьте себе, в это самое время Мудрая Черепаха встретила, кого бы вы думали? Гвинейскую Курицу. Да, да, ту самую, которая считается самой глупой птицей на свете.

Черепаха:

Ну что же! В моем благородном деле ничем нельзя пренебрегать, нельзя упускать, даже самую малость.

Слушай же меня, о Гвинейская Курица! Передо мной стоит трудная задача. Я хочу собрать воедино всю мудрость, какая есть на свете. Я мечтаю превратить мир, полный несовершенства, в мир благополучия и счастья!

Понимаешь ли ты, как тебе повезло, ведь последнее слово мудрости осталось за тобой. Я прибавлю ее к той, что собрала со всей земли, и великое дело  будет закончено!

(Курица хлопает глазами и машет крыльями).

Что же ты молчишь? Я годы потратила ради этого дела. Скажи же хоть слово.

Ведущий:

Ну, в чем, в чем была виновата эта бедная Курица? Да ни в чем. Просто она была глупа, глупее, чем все остальные курицы на свете, и нужно сказать ей спасибо за то, что она хотя бы выслушала Черепаху, так ничего и не поняв.

Черепаха:

Ну, значит, я действительно собрала всю мудрость мира. Дело сделано!

А потому я немедля взберусь на вершину этой пальмы и буду хранить там мудрость всего мира. А, когда хорошенько отдохну, примусь исправлять и улучшать этот мир…

Бутылку повесим на шею и вперед, все выше и выше (пытается лезть).

Да что же это такое? Никак не могу подняться даже на чуть-чуть.

Курица:

Ко-ко-ко! (давится от смеха)

Черепаха:

Ты чего это смеешься, глупая птица:

Курица (тонким голосом):

Ко-ко-ко! Уж если ты решила подняться на дерево, так перевесь свою бутылку себе на спину!

Ведущий:

Что это стало с нашей Мудрой Черепахой? Она так и застыла на месте, словно замшелый камень. Еще бы не застыть! Услышать такой простой и в то же время мудрый совет! И от кого? От самой глупой Курицы на свете!

Бедная Черепаха! Годами она трудилась, собирала мудрость со всего света, и вот, пожалуйста, какая-то первая попавшаяся курица дает ей, Мудрой Черепахе, совет!..

Вы думаете, Черепаха обиделась? Огорчилась? Разгневалась?

Ничего подобного. Ведь она была действительно мудрой Черепахой. Просто она увидела и поняла… Не всякий может увидеть и понять, а еще реже — увидеть, понять и решить, и совсем здорово, если он еще и найдет в себе силы поступить так, как велит ему его мудрость!

Так скажи нам, Мудрая Черепаха, что ты увидела и поняла?

Черепаха:

Я увидела, что даже у самой глупой Курицы может найтись крупица мудрости.

Я поняла, что невозможно всю мудрость мира упрятать даже в самую большую бутылку на свете.

А еще я поняла, что мудрость не может принадлежать одному – она должна быть у всех. Ее нельзя забрать у другого, как нельзя пальму лишить ее плодов. Пройдет время, и она принесет новые плоды.

И, наконец, я поняла, что даже самая Мудрая Черепаха может ошибаться, как все на этом свете. Но я не боюсь ошибиться. Главное, во время понять, решить и поступить так, как подсказывает тебе твоя мудрость. А потому я поступлю так, как подсказывает мне моя мудрость. Я разобью эту бутылку об острый камень и рассею по всей земле крупицы мудрости, которые собирала долгие годы (бросает бутылку, звук разбившегося стекла).

А исправлять мир должна не одна Черепаха, а все, кто его населяет. Вот так…

Пусть каждый, кто не боится труда, наклонится к земле да поищет эту мудрость,  и он обязательно ее найдет, если, конечно, не будет лениться.

Ведущий:

Вот и вся сказка. Она была и она ушла. Остались те, кто слушал ее. Но мы-то с вами тоже наделены мудростью. И я скажу вам так. Если вы тоже решите собрать мудрость в самую большую бутылку – собирайте. Обещаю вам, я обязательно отнесу ее Мудрой Черепахе, и она снова разобьет эту бутылку о землю. Не должна мудрость томиться в бутылке, а, как и подобает ей, пусть разлетается она по всему свету и делает его еще мудрее и лучше.  И так будет всегда…

Вот она сказка. Она была. И ее нет. Но она все-таки была…была… была…

  • Рассказ моя мама работает в полиции
  • Рассказ муму слушать аудиокнига бесплатно полностью тургенев
  • Рассказ молодая жена читать
  • Рассказ медведь пришвина читать
  • Рассказ мой домашний питомец кошка