Рассказ морфий булгаков краткое содержание

Краткое содержание рассказа морфий сюжет строится вокруг доктора владимира бомгарда, который изучает личный дневник своего покойного коллеги сергея полякова. краткое

Краткое содержание рассказа «Морфий»

Сюжет строится вокруг доктора Владимира Бомгарда, который изучает личный дневник своего покойного коллеги Сергея Полякова. Краткое содержание рассказа Булгакова «Морфий» по главам расскажет о страданиях, переживаниях и душевных муках молодого врача Полякова, который имел неосторожность пристраститься к морфию.

  • Бомгард Владимир – доктор. Проработал 1,5 года на глухом участке. Затем был переведен в больницу уездного города, где вступил в должность заведующего детским отделением.
  • Поляков Сергей – доктор, коллега и университетский товарищ Бомгарда. Сначала работал в «Левково», затем занял место земского врача в глухом «Горелове», где до этого трудился Бомгард.
  • Марья – сиделка уездной больницы.
  • Марья Васильевна – акушерка из Горелова.
  • Павел Илларионович – хирург, главный врач уездной больницы.
  • Анна Кирилловна – акушерка из «Левково», тайная супруга Полякова.
  • Амнерис – оперная певица, первая жена Полякова.

Глава I

Владимир вспоминает все испытания, через которые ему пришлось пройти, работая в «Горелове». Перед мысленным взором всплывали ужасные ночные происшествия, когда приходилось спасать людей в неприспособленных для этого условиях. Не было ни электричества, ни водопровода, ни нормальных медицинских инструментов, ни лекарств в нужном количестве.

Сравнивая прежнее место работы с нынешним, Бомгард не перестает радоваться. Теперь, когда он получил должность в городской больнице, можно расслабиться и спокойно заниматься лишь детскими болезнями. Навсегда забыть о тревожных, бессонных ночах. Об отсутствии элементарных условий для оказания помощи пациентам. Об экстренных и опасных дальних поездках на санях по зимнему бездорожью, когда нужно было оказывать врачебную помощь тем, кого не смогли доставить в больницу.

Глава II

Бомгард отпрашивается у главного врача больницы и завтра собирается ехать в «Горелово», чтобы помочь товарищу. Борясь с мигренью и пытаясь уснуть, он размышляет, что могло стрястись с Поляковым. На ум приходят разные предположения: о раке, сифилисе, тифе, туберкулезе. Но Владимир быстро отметает их, понимая, что о подобных болезнях Сергей написал бы прямо, без намеков, или самостоятельно приехал бы в город за помощью.

Глава III

Лежа на операционном столе, Поляков на какое-то мгновение приходит в себя, зовет Бомгарда. Перед тем, как умереть, успевает сказать ему одну фразу: «Вам тетрадь». Расположившись в своем кабинете, Владимир читает послание от Полякова. В нем умерший коллега сообщает, что устал бороться со своей неизлечимой болезнью, и поэтому добровольно уходит из жизни. Просит опасаться белых растворимых кристаллов и прочитать его личный дневник.

Глава IV

Акушерка Анна Кирилловна предупреждает Полякова об опасности таких частых уколов морфия. Но Сергей не обращает внимания на предостережения. Анна отказывается готовить для него дозы морфия и отдавать ключи от аптеки, где хранится лекарственный порошок. Он силой забирает ключи у Анны. Вскоре они мирятся, и акушерка, скрепя сердце, делает ему очередной укол.

Из газет Поляков узнает о свержении императора Николай II, а спустя несколько месяцев – о начавшейся революции. Доктору требуются все большие дозы морфия, запасы которого заканчиваются. Он пробует заменить его уколами кокаина и описывает свои ощущения от нового принятого лекарства. Призывает всех не проводить подобные опыты, так как из этого ничего хорошего не выходит.

Поляков осознает, что стал морфинистом, зависимым человеком, но при этом уверен, что уколы идут ему на пользу. Ведь после них он становится бодрым, сосредоточенным, внимательным, больше и лучше работает. Вместе с этим Поляков опасается, чтобы никто не узнал о его пороке. Запасы морфия доктор пополняет за счет покупки кристаллов в уездных аптеках. Он читает медицинскую литературу о влиянии морфия на организм, и ему становится страшно за свое здоровье. Но в итоге он сам себя успокаивает тем, что при желании сможет победить зависимость.

Поляков описывает свой позорный побег из психиатрической лечебницы, где в период отпуска пытался излечиться от наркотического пристрастия. Но не выдержал и, украв морфий и свою одежду, сбежал. Придя к лечившему его доктору-психиатру на следующий день, чтобы вернуть больничную рубашку, Сергей пообещал, что продолжит лечиться у себя на участке. Психиатр вернул Полякову расписку, где тот обязался пройти 2-месячный курс терапии.

Поляков возвращается на место своей работы, где продолжает ставить себе уколы морфия. Он понимает, что его личность кардинально меняется. Появляются первые галлюцинации, которые Сергей считает случайностью. Анна сообщает Полякову, что о его зависимости известно фельдшеру, и просит уехать в город. Но Сергей не соглашается.

Поляков узнает, что Бомгарда переводят в уездную больницу, а его направляют на место коллеги, в «Горелово». Анна остается на прежнем месте, в «Левково», и обещает навещать Сергея. Поляков говорит Анне, что поле Нового года точно возьмет отпуск, поедет в город и продолжит лечение. Но вскоре у него появляется уверенность, что лечение ему не требуется. Он продолжает впрыскивать себе морфий.

Анна, приехав из «Левково» в «Горелово», привезла Полякову морфий. Незаметно от него попыталась заменить 5-процентный раствор 2-процентным. Но Сергей заметил это, и они поссорились. Персонал на новом месте работы, заметив болезненный внешний вид Полякова, гонит его в отпуск. Сергей пытается на какое-то время воздерживаться от приема наркотика. Но получается плохо. Он слабеет с каждым днем.

Поляков твердо решает ехать в город на лечение. Но обратиться не к психиатру, а к старому товарищу Бомгарду, которому отправил записку. К этому моменту у Сергея настолько плохое самочувствие, что он уже не ведет приемы пациентов, лежит на кровати в своей комнате, никуда не выходит.

В один момент, когда без дозы морфия Поляков продержался 14 часов, он понимает, что ему не нужно лечение. Что его уже ничего не спасет. Он осознает, что напрасно отправил письмо Бомгарду. Больной, истощенный Сергей понимает, что у него остался единственный выход, который находится под рукой – самоубийство из револьвера.

«Морфий» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. А. Булгакова

Рассказ «Морфий» Михаил Афанасьевич Булгаков написал в 1927 году . Впервые опубликован он был в том же году. Рассказа написан от первого лица. Это — воспоминания врача Бомгарда о 1917–1918 годах. Большая часть произведения посвящена тому, что Бомгард читает дневник своего умершего приятеля, который стал морфинистом. Дневник представлял собой историю его болезни.

Главный герой рассказа

  • Сергей Поляков — доктор, ему 25 лет, рассудительный человек, однажды заболел морфинизмом.

Другие персонажи

  • Доктор Бомгард — рассказчик.
  • Марья Власьевна — акушерка из Горелова.
  • Анна Кирилловна — молодая фельдшерица-акушерка, любила Полякова и переживала за то, что он губит себя морфием.
  • Фельдшер — нелюдимый человек.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Тетрадь представляла собой своеобразную историю болезни, написанную в форме дневника. Оказалось, что Поляков был в зависимости от морфия. Сначала вколола раствор морфия ему фельдшерица, чтобы избавить от сильной боли в желудке. Потом он сам начал делать с ним уколы, так как хотел забыть свою семейную драму (от него ушла жена).

Через некоторое время Поляков понял, что он не сможет преодолеть болезнь, от которой начиналась нравственная деградация его личности, и застрелился.

Через 10 лет его записи опубликовал Бомгард, посчитав их полезными для людей.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Рассказчика, доктора Бомгарда, зимой 1917 года перевели из глухого участка Горелова, где он проработал полтора года, в больницу уездного города. Он был счастлив, потому что на том участке он устал быть ответственным за всех больных, ведь он был там единственным врачом. На участке он не спал ночами, так как к нему приезжали и увозили к заболевшим людям.

В уездном городе он стал по ночам спать, по вечерам оставалось время для чтения. Бомгард принял детское отделение в городской больнице.

Глава 2

В феврале 1918 года Бомгарду пришло письмо от доктора Полякова, который работал на том участке, откуда Бомгарда перевели в уездный город. Письмо было написано на обратной стороне бланка рецепта на четырёхпроцентный раствор морфия.

Доктор Поляков писал, что он заболел тяжело и нехорошо и просил поскорее приехать к нему. Бомгард отпросился у главного врача съездить на Гореловский участок к заболевшему доктору Полякову.

До Горелова добраться было непросто, если всё будет в дороге удачно, то Бомгард должен был добраться до посёлка завтра ночью.

Глава 3

Ночью к Бомгарду постучала сиделка и сообщила, что с Гореловского участка привезли доктора, который застрелился.

В приёмном покое Бомгард увидел акушерку из Горелова с заплаканными глазами. Она сказала, что утром сторож услышал в квартире доктора выстрел. Марья Власьевна довезла Полякова до больницы живым, но он был безнадёжен, так как выстрелил себе в сердце из браунинга. Хирург, понимая, что это безнадёжно, всё же ввёл Полякову под кожу камфару. Умирая, Поляков сказал Бомгарду, что тетрадь оставляет ему.

Ночью Бомгард прочитал записку от Полякова, в которой он писал, что раздумал лечиться, так как лечение безнадёжно, но не хочет больше мучиться. Он предостерегал других быть осторожными с «белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами», которые погубили его. В записке говорилось, что он дарит свой дневник Бомгарду, так как считает его пытливым человеком. Ещё была приписка, что лекарь Сергей Поляков просит никого не винить в своей смерти.

В дневнике самоубийцы первая половина страниц была вырвана. Вначале записи были сделаны чётким почерком, а в конце тетради — небрежным.

Глава 4

Первая запись в дневнике была сделана 20 января 1917 года. Поляков стал работать в глухом участке, вроде Горелова, он доволен, что здесь не увидит никаких людей, кроме больных крестьян. Доктор не желает «видеть и слышать людей», чтобы они не тронули его рану.

Из февральских записей понятно, что Поляков переживает из-за того, что от него ушла жена, оперная певица, прожившая с ним год.

С работой он свыкся, но работает механически. Живёт он отдельно от фельдшерского персонала: фельдшерица-акушерка Анна Кирилловна и женатый фельдшер живут во флигеле.

15 февраля ночью у Полякова очень сильно заболел желудок. Он послал мужа кухарки к Анне Кирилловне, и она впрыснула ему морфий, так как доктор был «совершенно зелёный».

Нелюдимый фельдшер Полякову не нравился, а Анну Кирилловну он считал милым и развитым человеком. Муж её был в германском плену.

Боли исчезли через 7 минут после укола, и впервые за последние месяцы доктор спал глубоко и хорошо, без мыслей об ушедшей от него жене.

Следующим вечером снова появилась не очень сильная боль в желудке, и Поляков, боясь возврата вчерашнего припадка, впрыснул себе в бедро один сантиграмм морфия, из пузырька, который оставила вчера Анна Кирилловна. Боль сразу прекратилась.

Далее пошли записи, из которых видно, что доктор стал ставить себе уколы, чтобы не мучиться мыслями о покинувшей его жене. Он гордится, что уже полмесяца не думает о ней. Анна Кирилловна стала его тайной женой.

Поляков сделал запись о том, как действует на него морфий. От укола у него появляется «взрыв работоспособности».

Анна Кирилловна боялась за Полякова, но он успокоил её, сказав, что у него с детства громадная сила воли.

19 марта Анна Кирилловна сказала, что не будет больше готовить раствор морфия, что винит себя за то, что приготовила ему вторую склянку морфия. Она сказала, что он становится морфинистом.

Поляков не умел делать раствор морфия для подкожного впрыскивания и всё же уговорил Анна Кирилловну приготовить его. Она поняла, что он пропал, и проклинала себя за то, что сделала ему впрыскивание при болях в желудке.

Поляков признаёт, что привычка к морфию создаётся очень быстро. Но он утешает себя, что маленькая привычка ещё не означает морфинизм.

Далее идут записи о плохом самочувствии Полякова, о том, что он пробовал заменить морфий кокаином, но ему стало только хуже. Доктор уже признал, что в феврале заболел морфинизмом.

Он живёт весь день ночным впрыскиванием накануне и на работоспособности его болезнь не отражается, но он боится, что кто-нибудь узнает о его пороке.

После двух десятков вырванных страниц идут записи о том, что после побега из московской лечебницы, где лечился от морфинизма, Поляков снова дома. В той лечебнице он украл морфий и признаёт, что он вор и дегенерат, у которого «начался распад моральной личности». У него появились галлюцинации.

В конце декабря Полякова послали работать в Гореловский участок, откуда уехал Бомгард. Анна решила приезжать к нему.

Поляков хотел с 1 января взять отпуск и поехать лечиться в Москву, но не поехал, так как боялся, что во время лечения погибнет без морфия. Чтобы в Горелове не догадались, что он морфинист, Поляков выдумал, что у него тяжёлая невралгия.

Анна приезжала к нему и привозила раствор морфия, сама она была «желта, больна». Поляков понимает, что на его совести большой грех, так как он доконал Анну. Поляков поклялся ей, что поедет в клинику в середине февраля. Он решил обратиться к Бомгарду, надеясь, то тот поможет ему и отвезёт в Москву.

13 февраля Поляков записал, что понял, что позорно длить хоть на минуту такую мучительную жизнь.

Глава 5

Когда прошло 10 лет, Бомгард перечитал записи, подаренные ему Поляковым, и решил их опубликовать, так как посчитал, что они поучительны для людей.

В конце он сообщил, что Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа в 1922 году, а первая жена Полякова, Амнерис, уехала за границу.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе М. А. Булгакова «Морфий» раскрыты темы:

  • медицина;
  • наркомания;
  • смерть.

Основная мысль (идея) рассказа «Морфий»: наркомания является прямой дорогой к духовному падению личности и смерти. Автор предупреждает читателей, чтобы они не пробовали наркотики, иначе попадут к ним в рабство.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Михаил Булгаков — Морфий:
Краткое содержание

Врач Владимир Бомгард в 1927 году вспоминает, как был счастлив, что зимой 1917 года он, 27-летний ординатор, переехал из «глухого участка» в уездный город. Здесь и электричество, и современная больница, где он отвечает только за детское отделение.

Глава 2

Он забыл свой далекий «боевой пост». И вдруг оттуда пришло письмо от доктора Полякова, однокашника Бомгарда, с просьбой оценить его состояние. Рассказчик видит на листке рецепт на морфий. И отпрашивается в поездку.

Глава 3

А утром гореловского доктора привезла к ним акушерка Анна Кирилловна. Он стрелял в себя из браунинга. Перед смертью Сергей Поляков оставил Бомгарду свой дневник, где предупреждает о коварстве морфия.

Глава 4

В записях за январь он рад, что в глуши. Так легче пережить, что его бросила жена, оперная певица. В феврале его тяготит одиночество. Тогда же, чтобы снять жуткую боль в желудке, ему впервые вкололи морфий. Легче стало не только физически, но и душевно. И он привык. В марте он видит необычные сны, где явь мешается с музыкой в голове, узнает о революции, и слышит от любящей «Анны К.», что он стал морфинистом. Его это злит.

В апреле он пишет про кокаин: это «черт в склянке». Его действие – от эйфории к ужасу. «Я отравлен». Он признает себя морфинистом, и что кокаин еще хуже. В мае его история болезни состоит из 2 впрыскиваний морфия в сутки. Жену Сергей и впрямь забыл. Внешне он – сдержанный работоспособный доктор. На деле – он уже не человек, а труп.

В ноябре он ушел из московской лечебницы, не долечившись. Поляков делает вид, что все под контролем, а сам, уходя, крадет морфий. И то винит, то оправдывает себя. Он не хочет верить в распад своей личности. Хочет пропустить один укол из трех, и впервые видит жуткую галлюцинацию про старуху с вилами в груди.

Бомгард тронут преданностью Анны. С января собирается лечиться. Но в итоге, в перерывах между рвотой, вкалывает себе морфий 6 раз в сутки. Анна вынуждена доставать ему морфий. В феврале он не в состоянии работать. И надеется на сострадание Бомгарда. «Люди! Кто-нибудь поможет мне?» В один из дней он держится 14 часов без раствора. А вылечиться совсем планирует с помощью пули. Себя и Анну он и так погубил.

Глава 5

Бомгард со страхом и жалостью читает строки дневника. Спустя годы, когда и Анны не было в живых, он публикует этот поучительный и предостерегающий дневник.

Читательский дневник по рассказу «Морфий» Булгакова

Сюжет

В 1927 году рассказчик врач Владимир Бомгард вспоминает переезд 1917 года из захолустного участка в Горелово, где один отвечал за все, в город. На прежнее место взяли его однокашника Сергея Полякова. Однажды тот вызвал Бомгарда к себе письмом, а утром застрелился. Из его дневника Бомгард узнал, что Поляков год был морфинистом. Морфий стал спасением от болей в желудке и ухода жены-певицы. Его полюбила акушерка Анна Кирилловна. Она вынуждена помогать ему добывать морфий. Она же уговаривает его лечиться.

Поляков убежден, что здоров. Потом признает зависимость, переходит на кокаин – ему хуже. Он уже не человек, а «страдающий труп». Он убегает из лечебницы в Москве, украв морфий. Ему стыдно и больно, и жаль Анну. Он пишет отчаянное письмо Бомгарду, терпит, не делая укол, а потом стреляется. Спустя годы Бомгард печатает его дневник как предупреждение всем.

Отзыв

Рассказ о проигранной борьбе человека с наркотической зависимостью. Автор сам пережил подобное, но смог побороть недуг. Он описывает распад личности героя. Поляков обманывает себя, причиняет боль любящей женщине, ненавидит всех без укола, крадет, лжет, больше не в состоянии работать, убивает себя. Рассказ учит ценить жизнь, здоровье, с терпением переносить душевные травмы, искать забвения и помощи не у наркотиков, а у друзей, родных, специалистов. Предупреждает о гибельности наркотических веществ, жизни в иллюзиях, лжи, о том, что наркоман губит себя и любящих его людей.

Зойкина Квартира Краткое Содержание Спектакля

Михаил Афанасьевич Булгаков [1891–1940] Пьеса (1926)

«В советское время спальня не полагается», поэтому предприимчивая Зоя Денисовна организовывает на своей коммунальной квартире в Москве швейную мастерскую, чтобы уехать в обожаемый ей Париж.
Но швейным делом не заработать столько червонцев, поэтому постепенно дело приобретает новые оттенки, то есть становиться подпольным публичным домом, где «костюмы демонстрируют ночью под музыку», ведь — «Никто никогда не узнает, как Анна работала модельщицей».
«Зойкина квартира» рассказывает о времени ССРовской Нэп в 20 годы 20 века. После революции многие не знали, как себя вести, куда податься, многие все потеряли, а кто-то не все, но каждый крутился как мог, привыкая и обживаясь в новых условиях.
Характеры, описанные Булгаковым, уникальны каждый сам по себе, а героев, как всегда, у него немало. Пьеса вообще была написана по заказу от театра, принята отлично, но переделана немыслимое количество раз, так как многие моменты в ней имели двойной смысл. Очень интересно читать после пьесы о том, какие моменты были переделаны, какие моменты писались с автобиографичных событий самого Булгакова.
Источник

Зойкина Квартира Сюжет Спектакля

Время действия – вечер. На дворе стоит май. Главная героиня, вдова Пельц Зоя Денисовна, стоит перед зеркалом и одевается. В этот момент заходит председатель домкома по фамилии Аллилуйя. У него важное дело – поставить Зою в известность о том, что ее будут «уплотнять» – постановили, что 6 комнат для нее много. Зоя и Аллилуйя долго разговаривают, затем женщина показывает домкому разрешение на открытие в квартире школы и пошивочной мастерской. А для этого нужна площадь в 16 саженей. Тем не менее, Зоя подкрепляет документ взяткой. Аллилуйя обещает, что постарается отстоять ее комнаты и уходит.

Очень злободневна для своего времени пьеса «Зойкина квартира». Сюжет ее основан на личных наблюдениях Булгакова, что не дает усомниться в подлинности изображаемых пороков общества.

Появляется любовник Зои – Абольянинов Павел Федорович. Ему плохо, поэтому Зоя зовет горничную Манюшку и отправляет ее к китайцу за морфием. Китайца зовут Газолин. Он с помощником Херувимом торгует наркотиками. Газолин известен как жулик, поэтому Манюшка велит ему идти с ней, чтобы на месте развести морфий, иначе без контроля он сделает слишком жидко. Но Газолин вместо себя посылает с девушкой своего помощника. Зоя сама делает укол любовнику, после которого тот оживает.

За свои услуги Херувим просит больше, чем нужно. Однако Абольянинов платит и даже дает ему на чай, а затем договаривается о том, что тот будет ежедневно носить ему морфий. А Зоя нанимает его гладильщиком. Радостный Херувим уходит.
Источник

Зойкина Квартира Краткое Содержание Пьесы

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К’ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что ее постановили уплотнить — у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь — шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продает Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции — сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел дает ему еще и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвященная во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовет Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоем, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет ее, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует ее услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место администратора в своем деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убежден, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причем Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж — там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнаженной натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем — Херувим, принесший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовет Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищен тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своем скором приходе, довольный Аметистов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается ее зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин — делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев… свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает ее лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии — он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»
М. Л. Соболева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. Все книги автора

Александр Куприн — Барбос и Жулька:
Краткое содержание

В одной семье жили две собаки. Барбос, помесь дворняги с овчаркой, «невелик ростом, приземист и широкогруд», с шерстью, висевшей грязными «сталактитами» (сосульками). Барбос драчун. Бьет первым каждую чужую собаку. Может стащить с кухни вкусненькое, или испачкать вещи. Родители гонят его на двор. Летом он с подоконника следит за улицей. Это верный, независимый пес с тонким слухом.

Жулька была маленькой комнатной тонконогой собачкой, гладкошерстной, черного с подпалинами цвета. Глаза у нее светлые, умные. Жулька – вежливая, деликатная. Она не заискивала перед людьми, ласкалась только к добрым. Если Барбос совал нос в ее миску, она не сердилась, разрешала. Барбос и Жулька относились друг к другу с нежной любовью, и жили в согласии. Играли, в шутку дрались.

Когда во двор вбежала бешеная собака, люди попрятались. Она покусала двух свиней и разорвала уток. Было страшно не только людям. Барбос задрожал и заскулил. И тут навстречу собаке кинулась Жулька. Они столкнулись. Жульку отбросило. А бешеная собака развернулась и выбежала со двора.

Люди увидели, что Жулька цела, без укусов. Но от пережитого волнения, подвига она стала умирать. На третий день отец сказал закрыть ее в сарае, чтобы собачка спокойно умерла. Барбос выл и рвался к ней. Дети упросили взрослых открыть дверь. Барбос лизал ей морду. «В прощании собак было что-то трогательное». Потом все вышли. А вскоре Барбос взвыл так, что кучер вошел в сарай. Он увидел, что собачка «издохла»…

Читательский дневник по рассказу «Барбос и Жулька» Куприна

Сюжет

Собаки Барбос и Жулька дружат. Барбос драчун и грязнуля, Жулька – воспитанная комнатная собачка, которая делится своей едой. Как-то на двор ворвалась бешеная собака. Родители с детьми и слуги попрятались. Барбос струсил. Жулька кинулась на чужую собаку, и та убежала. Скоро от пережитого потрясения, попрощавшись с Барбосом, Жулька умерла.

Отзыв

Главная мысль: поступки не зависят от внешности. Сравнивая двух героев, можно сказать, что комнатная собачка оказалась героем, а дворовый пес трусом. Барбос гонял чужих собак, но в минуту настоящей опасности не стал защищать хозяев. Жулька впервые была в роли защитницы, сторожевого пса. Это испытание погубило маленькую храбрую Жульку. Барбос и Жулька такие разные, но друзья. Барбосу стыдно за свою трусость и жалко друга. Рассказ учит быть верным щедрым другом, не судить по внешности, быть смелым, благодарным, защищать других, помнить добро и друзей, быть рядом, когда это нужно.

Краткое содержание Куприн Барбос и Жулька

Рассказ «Барбос и Жулька», написанный русским писателем Куприным Александром Ивановичем, повествует о дружбе двух собак – комнатной и дворовой.

Внешность беспородного Барбоса неопрятна, он не знает, что такое мыло, расчёска и ножницы. В тёплое время года вся его шерсть покрыта репьями, а осенью – засохшей грязью. Пёс просто обожает драться с любой собакой, которую видит в поле зрения. А ещё Барбос может сожрать угощение, приготовленное к праздничному обеду. Но, не смотря ни на что, Барбос отличается верностью и независимостью. Лишь защита детей освобождает собаку от гнева взрослых членов семьи.

Жулька – маленькая, тонконогая и гладкошёрстная собачонка, с желтыми пятнами над глазами и на грудке. Она – изнеженная, ухоженная любимица своих хозяев. Жулька может отличить добрых людей от злых. К первым она подбегает без опаски и ждёт, когда её погладят. Собачонка готова поделиться своей едой со всеми желающими. Она никогда не станет попрошайничать, наоборот, хозяевам приходится уговаривать Жульку отведать косточку.

Как ни странно, собаки смогли подружиться. Деликатная Жулька никогда не показывает своё осуждение другу за его драчливый нрав и ужасный внешний вид. Даже позволяет лакомиться угощением из своего блюда. Собаки любят весело возиться во дворе, развлекая друг друга.

Вот в один из дней во двор забегает бешеный пёс. Никто из людей не осмеливается её остановить. Даже смелый Барбос испуганно сидит на подоконнике, не решаясь подойти к нахалу. Только Жулька смело набрасывается на бешеного пса и прогоняет его со двора.

Но после этого храбрая собачонка заболевает, и взрослые решают отнести её в сарай. Барбос начинает дежурить около сарая и, при первой возможности, забегает туда и начинает облизывать подругу. Он предчувствует скорую кончину собачонки и прощается с ней. Затем Барбос лежит около сарая несколько часов, а затем начинает выть. Когда хозяева заходят в помещение, то видят, что Жулька лежит мёртвая.

Автор призывает своих читателей ценить дружбу и приходить на помощь всем нуждающимся.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

Барбос и Жулька. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Перед смертью старуха наказала сыну слушать старшую сестру. Позже сестра велела брату жениться, чтобы проще справляться с хозяйством. Молодой жене не понравилась золовка. Стала она твердить мужу, что его сестра – плохая хозяйка.

С первых строчек романа перед нами простираются плодородные земли Тары, находившиеся в штате Джорджия. На небольшой вечеринке, проходившей в поместье, двое юношей, которые были страстно влюблены в

В 1934 году сочинял радио сериалы для различных передач. В 1936 году один известный журнал напечатал произведение никому не известного 20-ти летнего писателя Предайте мёртвых земле этим молодым автором был Шоу

В 1922 году известным русский поэт Есенин написал произведение Пугачев. Задачей этого текста было полное, максимальное раскрытие темы. Описать сложный для России и народа период истории

Начинается рассказ с того, как на праздник в Петербург приехала компания, состоящая из пяти человек. Делесов (один из ребят) захотел покинуть друзей, но в тот момент

Школьное чтиво

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»
Рассказ учит любить собак и заботиться о них. Учит тому, что собаки все понимают и чувствуют совсем как люди. Учит доброте и состраданию. Учит решительности и смелости.

Отзыв на рассказ «Барбос и Жулька»
Меня тронул этот рассказ о собаках. Конечно, я думала, что героем окажется Барбос, но им стала робкая Жулька. Так и в жизни иногда самый спокойный человек может совершить подвиг, а тот, кому это положено по долгу службы, может струсить. Мне очень жалко бедную Жульку.

Пословицы к рассказу «Барбос и Жулька»
Вид хорош, да по виду не судят.
Где робкий потеряет, там смелый найдет.
Кто смел да стоек, тот десятерых стоит.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Барбос и Жулька»
Барбос был невелик ростом, похож на пуделя, которого никогда не касалась расческа. Его шерсть висела клоками осенью, а летом была вся в репьях. Уши носили следы многочисленных собачьих драк.
Жулька была маленькой деликатной собачкой с черной шерстью. Она всегда вежливо отходила в сторону, если кто-то подходил к ее тарелке с едой.
Жульку все считали комнатной собачкой, а вот Барбоса только дети защищали от пожизненного изгнания во двор. Он был неаккуратен в еде и туалете, и мог грязным забраться на белую простынь.
Летом Барбос обыкновенно лежал на подоконнике и ждал, чтобы во двор заглянула другая собака. Тогда он стремительно соскакивал с окна и смело бросался в бой. Он твердо помнил главный урок любых сражений — бей первым если хочешь победить. И скоро уже во дворе сплетались в клубок собачьи тела, а потом Барбос одерживал победу и хромая возвращался на подоконник.
Между Барбосом и Жулькой была самая преданная собачья любовь и они всегда играли вместе.
Однажды во двор прибежала бешеная собака и Барбос, вопреки обыкновению, не бросился в бой, а только жалобно повизгивал на подоконнике. Между тем, люди бестолково бегали по двору, а бешеная собака уже успела покусать двух свиней и порвать пару уток.
И вдруг все ахнули. Из-за угла выскочила маленькая Жулька и бросилась на бешеную собаку. Они столкнулись и от удара Жулька откатилась в сторону, а бешеная собака убежала прочь со двора.
Жулька не пострадала внешне, но пострадала внутренне. Она словно бы сама сошла с ума. За день она сильно исхудала, и то лежала неподвижно в темном углу, то принималась носиться по двору. Она отказывалась от пищи и не откликалась на свое имя.
На третий день Жулька уже ослабла настолько, что даже не могла встаь, и отец велел отнести ее в пустой сарай, где собака могла бы умереть в уединении.
Через час к сараю прибежал Барбос и стал выть. Его пробовали прогнать, но он возвращался и снова принимался выть.
Тогда дети стали просить отца, чтобы он позволил Барбосу проститься с Жулькой. И когда дверь сарая открыли, Барбос бросился к Жульке и стал облизывать ей морду. Жулька слабо шевелила хвостом и даже пыталась приподнять мордочку. В прощании собак было что-то необыкновенно трогательное.
Потом Барбоса вывели из сарая и он лег возле его двери. Он больше не рвался в сарай и лишь напряженно к чему-то прислушивался. Через два часа он вновь отчаянно завыл. Жулька умерла.

  • Рассказ мой родной город на английском
  • Рассказ мой сын мой муж
  • Рассказ морожены песни читать
  • Рассказ мой преданный друг
  • Рассказ мой пушкин 7 класс