Рассказ моральный выбор человека

Инфоурок русский язык презентацииурок русского языка в 10 классе по напрвлению выбор в жизни человека описание презентации по отдельным

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииУрок русского языка в 10 классе по напрвлению «Выбор в жизни человека»

подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №60 г. У...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №60 г. У

    Описание слайда:

    подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №60 г. Улан-Удэ
    Цыдыпова Э.Д.

    Урок русского языка в 10 классе
    по теме
    « Выбор в жизни человека»

    ( подготовка к сочинению- рассуждению)

  • 2 слайд

    Двадцатое февраля.Классная работа.

    Описание слайда:

    Двадцатое февраля.
    Классная работа.

  • 3 слайд

    Рассказ моральный выбор человека

  • 4 слайд

    Подготовка к сочинению-рассуждению

    Описание слайда:

    Подготовка к сочинению-рассуждению
    на тему:

    « Согласны ли вы с мнением , что человек всегда находится в состоянии выбора?»
    ( по направлению «Выбор в жизни человека»)

  • 5 слайд

    Толковый словарь С.И. Ожегова: Выбор,-а, м 1) действие

    Описание слайда:

    Толковый словарь С.И. Ожегова:

    Выбор,-а, м
    1) действие по глаголу «выбирать» : выбор профессии, жизненного пути
    2) о том, кто или что выбрано: одобрить чей-то выбор
    3) то, из чего можно выбрать : большой выбор товаров
    4) во мн.ч. избрание голосованием: выборы депутатов

    Выбор – разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.
    (альтернатива- возможность выбора одной из двух и
    более исключающих друг друга возможностей)

  • 6 слайд

    « Всякий раз, когда стоишь перед выбором, будь внимателен: не выбирай

    Описание слайда:

    « Всякий раз, когда стоишь перед выбором, будь внимателен: не выбирай то, что удобно, комфортно и признано обществом и почётно. Выбирай то, что находит отклик в твоём сердце.»
    (Ошо – индийский духовный лидер, 1931-1990)

    «Только противоречия приводят к выбору.» ( современный прозаик Евгений Ханкин)

  • 7 слайд

      Необходимость не оставляет места выбору, но лучший выбор делаетс

    Описание слайда:

    Необходимость не оставляет места выбору, но лучший выбор делается по необходимости. (российский историк Константин Кушнер)

    В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает хороших или плохих. Просто каждый из них создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа чтобы быть пройденной ( о жизненном пути человека)
    «Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила — в могуществе его решений»
    (П. Коэлья – бразильский прозаик и поэт, 1947 )

  • 8 слайд

    Тезис – это положение, истинность которого должна быть доказана аргументом ил

    Описание слайда:

    Тезис – это положение, истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута.
    Структура сочинения – рассуждения:

    1. Вступление (тезис)
    2. Основная часть ( доказательства):
    1 аргумент
    2 аргумент
    3. Заключение ( вывод)

    Объем сочинения не менее 250 слов. Рекомендуемый объем 300 слов.

  • 9 слайд

    Выбор в жизни человекаПрофессии, жизненного путиМоральный выбор (добро и зло,

    Описание слайда:

    Выбор в жизни человека
    Профессии, жизненного пути
    Моральный выбор (добро и зло, правда и ложь, верность и измена…)
    Выбор друга, спутника жизни,
    А. Платонов « В прекрасном и яростном мире»
    В. Каверин « Два капитана»
    Б. Васильев « Летят мои кони»
    Ю. Герман « Дело, которому ты служишь»
    А.Куприн «Чудесный доктор»
    А
    .
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    В.Быков «Сотников»В. Распутин «Живи и помни»

    А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
    М. Горький «Детство»
    В.Короленко «Дети подземелья»
    В. Железняков «Чучело»
    А. Приставкин
    « Ночевала тучка золотая»

  • 10 слайд

    Притча царя Соломона о выборе Царь Соломон (10 век до н.э.)- тр

    Описание слайда:

    Притча царя Соломона о выборе
    Царь Соломон (10 век до н.э.)- третий иудейский царь, известный как « мудрейший из мудрых» , справедливый из всех царей, автор многих притч.
    Притча – в старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением.

  • 11 слайд

    Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:— Царь, помоги мне! Каждый раз,

    Описание слайда:

    Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:
    — Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать — мечусь и страдаю, и раздумываю, то ли я сделал, что должно. Что мне делать?
    И ответил мудрый царь:
    — Выбора не существует.
    И ещё спросил он:
    — Ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребенка?
    Ответил ему проситель:
    — Конечно, царь!
    Тогда изрёк Соломон:
    — И вчера, и сегодня, и завтра?
    — Да, — был ему ответ.
    И сказал Соломон:
    — Вот видишь — выбора не существует. Из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий?
    Представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. Всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково — и вчера, и сегодня, и завтра.
    И ещё сказал Соломон:
    — Единственное, где мы действительно можем делать выбор — это в своём сердце. Измени себя, и то, что ты, не задумываясь, сделал бы вчера, завтра уже не покажется тебе наилучшим. Тогда, и только тогда, сможешь ты поступить по-другому. Так что иди с миром и знай, что всё, что ты ни делал, было для тебя лучшим действием из возможных.
     

  • 12 слайд

    Рассказ моральный выбор человека

  • 13 слайд

    Рассказ моральный выбор человека

  • 14 слайд

    Рассказ моральный выбор человека

  • 15 слайд

    Рассказ моральный выбор человека

  • 16 слайд

    Б. Л. Васильев (1924-2013)- известный писа- тель, драматург, сц

    Описание слайда:

    Б. Л. Васильев (1924-2013)- известный писа-
    тель, драматург,
    сценарист, автор
    произведений, вошедших в фонд русской и советской классики.

  • 17 слайд

    Желаю успехов! Рефлексия: - Что нового вы у

    Описание слайда:

    Желаю успехов!

    Рефлексия:

    — Что нового вы узнали на уроке?
    — Что показалось трудным?
    — Над чем надо поработать?
    — Что было интересно?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ моральный выбор человека

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ моральный выбор человека

  • Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов

Рассказ моральный выбор человека

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Тема:
§ 114. Публицистический стиль

Похожие материалы

  • Презентация по русскому языку на тему «Диалог 2» (8 класс )

  • Презентация по русскому языку на тему «Невыдуманный рассказ о себе » ( 5 класс )

  • Урок в 5 классе. Русский язык. Тема «Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -зар- — -зор-, -гар- — -гор-

  • КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Местоимение(2 класс)

  • Что такое имя существительное?

  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Корни с чередованием.

  • Методическая разработка урока с использованием проектной технологии

  • Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Однородные и неоднородные определения»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Рассказ моральный выбор человека

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

14.11.2021.
Тест. Обществознание, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Проверочная работа, включающая задания по темам: Мораль, Моральный выбор, Патриотизм, Долг и совесть

Вопрос 1

Все виды преобразовательной деятельности людей, а также ее результаты называются

Варианты ответов
  • наукой
  • культурой
  • обществом
  • моралью
Вопрос 2

Форма культуры, в которой выражается способность человека к эстетическому освоению мира, называется

Варианты ответов
  • наукой
  • искусством
  • моралью
  • образованием
Вопрос 3

Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку своего поведения называется

Варианты ответов
  • страхом
  • самореализацией
  • ответственностью
  • совестью
Вопрос 4

Наука, предметом изучения которой является мораль, называется:

Варианты ответов
  • Эстетикой
  • Этикой
  • Историей
  • Педагогикой
Вопрос 5

Какие понятия относятся к категориям нравственности?

Варианты ответов
  • комфорт и удобства
  • образ жизни и поведение
  • честность и справедливость
  • диалог и конфликт
Вопрос 6

Что является отличительным признаком морали?

Варианты ответов
  • изучение происхождения и исторического развития нравственности
  • обращение к сверхъестественным силам
  • оценивание человеческих поступков с точки зрения добра и справедливости
  • регулирование поведения человека в обществе
Вопрос 7

Выберите определение, соответствующее понятию «мораль».

Варианты ответов
  • Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человек.
  • Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
  • Совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях.
  • Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.
Вопрос 8

Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

Варианты ответов
  • Совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях.
  • Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.
  • Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.
  • Форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.
Вопрос 9

Центральным в этике являются понятия

Варианты ответов
  • общего и частного
  • абсолютного и относительного
  • добра и зла
  • идеального и материального
Вопрос 10

Мораль не выполняет такую социальную функция, как:

Варианты ответов
  • регуляторная
  • ценностно-ориентационная
  • правоохранительная
  • социализирующая
Вопрос 11

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на представления людей о прекрасном и безобразном.

Б. Человек осваивает моральные нормы в процессе воспитания.

Варианты ответов
  • верно только А
  • Верно только Б
  • Оба суждения верны
  • Нет верных суждения
Вопрос 12

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль проводит границу между добром и злом, справедливостью и несправедливостью.

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе социализации.

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Нет верных суждений
Вопрос 13

Верны ли следующие суждения о морали?

А) Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Нет верных суждений
Вопрос 14

Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.   

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба суждения верны
  • Нет верных суждений
Вопрос 15

Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам. Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.   

Варианты ответов
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба суждения верны
  • Нет верных суждений
Вопрос 16

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

Варианты ответов
  • Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и моральным принципам.
  • Понятия «мораль» и «нравственность» многие мыслители отождествляют.
  • Однако, в ходе развития истории и науки данные понятия стали приобретать различные смысловые оттенки.
Вопрос 17

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль». Найдите термин, относящийся к другому понятию.

Социальный регулятор, религия, ценности, нравственность, воспитание.

Записать в строку с маленькой буквы

Вопрос 18

Вставьте пропущенное имя: «Одним из первых сформулировал «золотое правило морали» знаменитый китайский философ ________________».

Записать имя философа с большой буквы

icon visionoff

icon visionon

На шахте «Листвяжная» уже много лет практиковали манипуляции с показателями датчиков метана, рассказали Настоящему Времени два сотрудника, работавших здесь в последние годы. Датчики заклеивали изолентой или ставили ближе к вентиляции, чтобы они не показывали реальный уровень концентрации метана.

Взрыв на «Листвяжной» утром 25 ноября унес жизни 51 человека. Всего под землей в момент взрыва были 285 человек. Пострадавшими, по данным источника ТАСС на утро 29 ноября, числятся 92 человека, среди которых 35 горноспасателей. Предварительной причиной возгорания назван «внезапный выброс метана». Источник ТАСС в правоохранительных органах добавил, что будет изучена работа датчиков на шахте, показывали ли они корректные данные по концентрации метана или нет.

Один из сотрудников «Листвяжной», поговорил с Настоящим Временем анонимно: он действующий сотрудник шахты. В момент аварии его не было на работе, у него был выходной.

Он говорит, что ничего не знает о том, что произошло на шахте 25 ноября. Но в целом отношение к безопасности было не самым внимательным. В частности, в последний раз инспекцию по безопасности, уверяет сотрудник, он видел два года назад:

— Там всегда было небезопасно. История была такая – газа 7%. Я – начальнику, а он говорит: «Допускаться», – то есть качать уголь. Я говорю: «Газа 7%». Он говорит: «Кому-то что-то не нравится – идите домой», – то есть пишите заявление, увольняйтесь. А у нас выбора нет.

На шахте неплохо платили, говорит он, и было достаточно много сотрудников: якобы даже обсуждались сокращения. Шахтер не знает, принимали ли руководители шахты дополнительные меры по безопасности:

— Может быть, старались что-то делать, но плохо старались просто. Это нужно было много лишней работы делать, а им надо было побыстрее чтобы уголек по лентам шел. Работу надо делать.

Одновременно, утверждает собеседник Настоящего Времени, на шахте практиковали манипуляции с датчиками, показывающими уровень метана:

— Их просто убирали, и все. Либо изолентой заклеивали, либо
брали сжатый воздух, направляли на датчики. То есть берут, направляют
сжатый воздух на датчик, и он ничего не показывает.

Еще один шахтер, Дмитрий Ноговицин, проработал на шахте 7 лет и ушел в 2018 году. По его словам, «Листвяжная» склонна к самовозгоранию, поэтому определенный участок надо обрабатывать специальным веществом, чтобы избежать возгорания. Ноговицин не знает, что привело к возгоранию прямо сейчас, но предполагает, что это могло стать следствием многолетних нарушений на шахте. Он рассказал, что о проблемах было известно еще три года назад, но приоритетом была не безопасность, а выполнение плана по добыче угля.

— В приоритете был всегда поставленный план, а цель его выполнения ложилась на плечи тех самых руководителей и в большей степени руководителей участковых. Те руководители, которые были немного с характером, они пытались что-то регулировать, возникать, но, так скажем, всегда все равно вставал приоритет выполнения показателей за месяц.

Если бы я не познал в сравнении – все ведь познается в сравнении – то я бы так не говорил. На другом предприятии, по моему мнению, все в тысячу раз строже, все правильно и все как положено. Мне даже в какой-то мере пришлось переобучаться, проходить все заново: это нельзя, это нельзя, это нельзя. И так, оказывается, действительно можно работать и выполнять показатели ничуть не хуже, и где условия намного сложнее, и где шахты намного глубже.

По его практике в предыдущие годы практиковали манипуляции с датчиками: их переносили в менее загрязненные участки по вентиляционной струе, чтобы они не показывали реальный уровень концентрации газов:

— Посмотрели, что, например, процент завальной части, [степень] проветриваемости. Что нужно сделать? Либо вентиляцию, либо какие-то сотрудники с ОТБ приходят, корректируют, в плане того что, например, перевешивают датчик. Как бы он под кровлей висит, но ему меняют местоположение по вентиляционной струе, где немножко разжижается выходящая из лавы струя воздуха.

Ноговицын уверяет: это не стандартная практика для всех шахт. В месте, где он работает сейчас, контроль над датчиками совсем иной:

— Я пришел на другое предприятие, и все датчики у нас опломбированы, и на них установлены замки. То есть их невозможно никуда перенести. Эти замки, соответственно, участка вентиляции есть только у вышестоящего руководства, то есть у ИТР. Никакой работник не может никак перенести, занизить их, а тем более каким-то механическим образом завешать или заткнуть.

У нас, например, по лаве через каждые 10 секций расставлено по два огнетушителя на тот случай, если какие-то могут быть суфляры или что-то случайное воспламенится, чтобы своевременно сразу это все ликвидировать, а не куда-то бежать сломя голову. Обезопасивши себя на несколько шагов вперед, только тогда мы можем работать.

На «Листвяжной» еще три года назад даже таких огнетушителей не было расставлено, уверяет Ноговицин.

В Москве со 2 по 6 декабря пройдет международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Мы изучили, что издательства выпустили специально к ярмарке, и выбрали книжные новинки о главных трендах современности

Цифровизация

«Краткая история цифровизации», Мартин Буркхардт

Рассказ моральный выбор человека

Немецкий культуролог Мартин Буркхардт посвятил свою новую книгу феномену цифровизации, предложив посмотреть на мир героев из Кремниевой долины по-другому. Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск, Марк Цукерберг — иконы нового времени или всего лишь ловкие дельцы, воспользовавшиеся уже существовавшими знаниями? Условный компьютер — это не такой же утилитарный инструмент, как молоток, чья функциональность понятна и конечна. Новые технологии грозят изменить саму общественную архитектуру, формировавшуюся столетиями, но отнюдь не в сторону большего равенства.

Климат и экология

«Жизнь на нашей планете. Мое предупреждение миру на грани катастрофы», Дэвид Аттенборо

Рассказ моральный выбор человека

Дэвид Аттенборо — британский Николай Дроздов, получивший рыцарское звание за свою деятельность натуралиста и кинодокументалиста. От фильма к фильму он наблюдал все новые тревожные симптомы: гибель коралловых рифов, сокращение редких видов животных и растений, таяние арктических льдов, истощение почв. Дэвид в красках рисует картины возможного будущего с ушедшими под воду Роттердамом и Майами, миллионами беженцев из Африки и океаном без рыбы. Но подобного апокалипсиса все еще можно избежать, если перейти к более осознанному образу жизни, чему посвящен мотивирующий финал книги.

Цифровой активизм

«A — значит Anonymous. Иллюстрированная история хакерской группировки, изменившей мир», Дэвид Кушнер

Рассказ моральный выбор человека

Символично, что для книги, рассказывающей о хакерской группировке, скрывающейся под маской героя комикса, выбран именно жанр графического романа. В нестандартной форме Кушнер описал историю создания группировки, олицетворяющей хактивизм — движение, в котором участники используют хакерские методики для отстаивания политических взглядов или свободы слова. Распределенное сообщество хакеров и активистов атакует сайентологов, педофилов и арабских диктаторов. Кто они? Киберпреступники и террористы или борцы за свободу? Выводы читатель может сделать сам, хотя симпатии автора явно лежат на стороне своих героев.

Биохакинг и продление жизни

«Бессмертные. Почему гидры и медузы живут вечно, и как людям перенять их секрет», Эндрю Стил

Рассказ моральный выбор человека

Старение — самый большой фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также рака, диабета и еще сотен болезней. Современный подход в медицине направлен на лечение конкретной болезни. Но что, если бы можно было повлиять на первопричину — само старение? В области геронтологии сейчас происходит коренной перелом. Новые протоколы лечения и применение «золотых стандартов» исследований дают надежду, что по-настоящему действенное лекарство от старости появится еще при нашей жизни.

Искусственный интеллект

«Искусственный интеллект. Иллюстрированная история», Клиффорд Пиковер

Рассказ моральный выбор человека

Клиффорд Пиковер — обладатель 797 патентов, которыми пользуются IBM, Google, eBay, PayPal, LinkedIn, Yahoo! и другие компании. Как человек из индустрии, он не только поет осанну искусственному интеллекту, но и делится опасениями. Исследования показывают, что некоторые системы распознавания образов на основе ИИ можно легко «обмануть» и заставить ошибочно идентифицировать животных как винтовки или принять самолет за собаку. Книга дает возможность поразмыслить об этической стороне использования ИИ и сформировать собственное мнение по теме.

Нейробиология и устройство мозга

«Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии», Майкл Газзанига

Рассказ моральный выбор человека

На крылатый вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» Майкл Газзанига отвечает с позиции когнитивной нейронауки. В 1960-х годах он в сотрудничестве с лауреатом Нобелевской премии Роджером Сперри проводил исследования, которые доказали, что полушария мозга специализируются на разных задачах. В этой книге ученый рассказывает, как устроен мозг, как принимаются решения, насколько можно возлагать на человека ответственность за его поступки и стоит ли нам из-за всего этого пересмотреть сложившуюся судебную систему.

Научные открытия

«Хаос. Создание новой науки», Джеймс Глик

Рассказ моральный выбор человека

Издательство Corpus перевыпустило к non/fiction мировой бестселлер о теории хаоса, награжденный в 1988 году Пулитцеровской премией и ставший классикой научно-популярной литературы. На него ссылаются Роберт Сапольски в своих лекциях по биологии человека и герои фильма «Хаос» 2005 года с Джейсоном Стэйтемом в главной роли. Теория хаоса помогает разобраться в поведении некоторых нелинейных динамических систем — турбулентных потоков, аритмий сердца, общества как системы коммуникаций. Глик рассказывает, что может произойти, если «безумный гений» начнет оспаривать сформировавшийся среди ученых консенсус об универсальных законах природы.

Новая этика

«Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности», под редакцией Полины Аронсон

Рассказ моральный выбор человека

Пока в русскоязычном сегменте Facebook еще горят споры, надо ли называть человека нарциссом, если можно сказать просто «…» (видоизмененное слово «чудак». — РБК Тренды), в издательстве Individuum выходит разговорник новой реальности. Что значит «быть в ресурсе»? Чем газлайтинг отличается от обесценивания? Как «инвестировать в отношения»? Каждому выражению соответствует даже не словарная статья, а полноценные эссе, подготовленные командой авторов. Журналисты, психологи и антропологи рассуждают о применимости того или иного термина в разных ситуациях, спорности контекста и отношении общества к «новоязу».

Персональные данные

Евгений Черешнев: «Форма жизни № 4»

Рассказ моральный выбор человека

Книга Евгения Черешнева, который с 2015 года живет с биочипом в руке, — завораживающий рассказ о том, как может выглядеть мир в ХХII веке. Отключиться от глобальной сети невозможно, под контролем каждый чих. И, как водится в любой антиутопии, первые шаги к этому дивному новому миру мы делаем уже сейчас, позволяя «умному» дому следить за собой, разрешая смартфону делиться геолокацией, открывая приложениям доступ к микрофону и камере. Идея тотальной слежки вызывает инстинктивное сопротивление, и автор делится рекомендациями, как защитить свое «цифровое ДНК».

Пандемия

«Социология пандемии», Фонд Общественного Мнения

Рассказ моральный выбор человека

В марте 2020 года для исследования последствий пандемии был инициирован Проект коронаФОМ. Составленная по его материалам книга «Социология пандемии» рассказывает, каков он, этот «постковидный» мир. К примеру, ограничения и гигиеническая настороженность (ношение масок, санитарная обработка рук, дистанцирование) формируют новые свойства общества: растут опасливость, недоверчивость, подозрительность по отношению к другим людям. Как это все влияет на наше будущее, на работу малых предприятий и крупного бизнеса? В книге представлены наиболее красноречивые результаты, но сам проект содержит гораздо больше данных, которые доступны на сайте.

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Свобода и моральный выбор человека

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание свободы как возможности выбирать с учётом нравственных позиций, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение анализировать и систематизировать полученную информацию; умение анализировать нравственную ценность своего поступка.

Р. Умение адекватно воспринимать оценку результата выполненного действия; осуществление контроля достигнутых результатов и их корректировка при необходимости.

К. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать право каждого иметь свою точку зрения.

Формирование представления о свободе как основе нравственного выбора человека. Формирование умения выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Развитие ответственности за своё  поведение и слова. Уважительное отношение к моральному выбору другого человека.

Цель урока

Формирование представления о свободе как основе нравственного выбора человека.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свобода, моральный выбор.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Проектор, компьютер учителя, интерактивная доска.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Запись песни – притчи «Окно» (стихи, музыка, исполнение Светланы Копыловой), рассказ В. Осеевой «Плохо», иллюстрация художника А. Пахомова к рассказу, высказывания известных людей и др.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

   Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами.

   Коррекция состояния.

   Проверка готовности к уроку.

   Проверка домашнего задания.

   Чтение эпиграфа к уроку.

Глаза у нас намного выше ног.

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

                                                    Р. Гамзатов

Беседа с классом.

— О чём хотел сказать автор?

— Что такое выбор?

— Часто ли в жизни нам приходиться выбирать?

— Что мы выбираем?

   Сегодня на уроке мы с вами поговорим о выборе, свободе; узнаем, что такое «моральный выбор» человека и к чему нас может привести неправильный выбор.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств)

Личностные компетенции:»Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

18 минут

   Первое понятие, о котором мы поговорим, «свобода». Прослушайте слова: выбор – уважение – каникулы – птицы – небо – простор – ветер.

— Какие бы из перечисленных слов вы отнесли к слову «свобода»? Почему?

— Добавьте свои слова. Объясните свой выбор.

— Подумаем над высказываниями по этому поводу мудрых. (см. приложение).

— Что же нам поведал опыт поколений?

— Так что же обозначает слово «свобода»? Обратимся к словарям.

Прослушайте рассказ В. Осеевой «Плохо» (см. приложение).

— Как вы думаете, почему женщина пристыдила мальчиков?

— К каким последствиям могло бы привести бездействие мальчиков?

-Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?

— А был ли у мальчиков выбор как поступить?

— Они были свободны в своём выборе?

— В чём суть нравственного выбора?

Обсуждение песни – притчи «Окно» (см. приложение).

— Каких два пути было у больного?

— Какой выбор сделали бы вы? Почему?

Вывод: моральный выбор – всегда в пользу жизни и блага, часто другого человека.

— Что вы представляете себе, когда слышите слова – моральный выбор? Что думаете по этому поводу?

— Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?

Резюме: человек делает свой выбор, основываясь на тех нормах, ценностях, которые он усвоил и принял, как свои.

Познавательные УУД: «Приём информации», операция анализа и сравнения, «Визуализация понятия».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД:

«Распознавание эмоций», «Вербализация эмоций»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Выполнение задания и обсуждение его в классе.

— Подумайте над своим выбором в следующих ситуациях:

1.Когда у вас на пути стоит человек, мешая пройти, как вы поступите:

а) обойду, не потревожив,

б) отойду и пройду,

в) смотря какое будет настроение.

2.Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты сделаешь:

а) пройду мимо: я тороплюсь в школу,

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду,

в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.

3.Твои соседи переезжают на новую квартиру. Что ты сделаешь:

а) предложу свою помощь,

б) меня это не касается,

в) если попросят, я, конечно, помогу.

4.Ты покупаешь клубнику, забирая последний килограмм. Сзади слышишь голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Твоя реакция:

а) сочувствую, конечно, но клубнику возьму,

б) предлагаю уступить половину,

в) не знаю, всё зависит от настроения.

5.Ты пришёл на субботник и видишь, что все орудия труда разобраны. Что ты предпримешь:

а) поболтаюсь немного, потом видно будет,

б) уйду немедленно домой, если присутствующих отмечать не будут,

в) присоединюсь к кому нибудь, поработаю вместе с ним.

6.Тебе дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше:

а) забываю о нём, вспомню, когда потребуют отчёт,

б) выполняю, конечно,

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

7.Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Ты знаешь, что способен её сделать. Твои действия:

а) поднимаю руку и сообщу о своём желании,

б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию,

в) не соглашусь, придумав какую-то причину.

8.С тобой разговаривают в оскорбительном тоне. Как ты к этому отнесёшься?

а) отвечу тем же,

б) не замечаю, это не имеет значения,

в) разрываю связь с собеседником.

Познавательные УУД:

«Приём информации» (осознанное построение речевых высказываний, высказывание своего собственного мнения).

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, вести диалог.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

— Определите, насколько полезен в таких случаях вековой человеческий опыт. Способствует он вашему выбору с учётом нравственных позиций?

*Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И. Гёте)

*Один добрый опыт важнее семи правил мудрости.(Арабское изречение)

Подведение итогов обсуждения и выводы:

— моральный выбор всегда непрост,

— моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно,

— выбор в пользу правды и блага другого  делает человека лучше и др.

Познавательные УУД:

«Приём информации»

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минуты

Индивидуальная и групповая рефлексия:

Сегодня я узнал(а)…

Я понял(а)…

Я почувствовал(а)…

Я научился(лась)…

Я смог (смогла)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Приведите примеры из рассказов и сказок, когда героям приходилось делать моральный выбор. Подумайте, как бы вы поступили на месте героев историй.

В. Осеева

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Лежали в больнице в палате одной 
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой – 
У двери, где не было света. 
Один постоянно в окошко глядел, 
Другой — лишь на краску дверную, 
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую. 
С готовностью первый больной рассказал, 
Что видно ему из окошка: — 
Там тихая речка, дощатый причал, 
И ходит по берегу кошка. 
По синему небу плывут облака, 
Причудливые, как зверушки, 
Сидят на причале там два рыбака, 
И с внуком гуляет старушка. 
И так каждый день — то про сказочный лес 
Рассказывал, то про влюблённых… 
Другой же сосед перестал даже есть, 
Считая себя обделённым. 
Он мучился злобой, и зависть росла, 
Его постепенно съедая, 
Не мог он понять, почему же была 
Тут несправедливость такая. 
Однажды сосед у окна занемог, 
Что не было сил разогнуться, 
Он стал задыхаться и даже не мог 
До кнопки своей дотянуться. 
У двери сосед мог на кнопку нажать 
И вызвать сестру милосердья, 
Но он не нажал, а остался лежать, 
Глаза закрывая усердно. 
Наутро сестра милосердья пришла 
Постель поменять за покойным, 
Сосед попросил, и она помогла 
Занять эту самую койку. 
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, — 
На шее задёргалась вена: 
Увидел он вместо того, что хотел, — 
Глухую высокую стену. 
Он был потрясён и сестре рассказал, 
Про тихую чистую речку, 
Про сказочный лес, про дощатый причал 
И небо в кудрявых овечках… 
-Ах, если б он видел, — сказала сестра, — 
Всю жизнь он слепым оставался. — 
Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. — 
Да он вас утешить старался…

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.  (Цицерон)

Свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные. (Квинтилиан)

Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий. (Лабрюйер)

Свобода есть право делать всё, что дозволено законами.  (Монтескье)

  • Рассказ мой ребенок самый лучший
  • Рассказ мономаха о своей жизни
  • Рассказ мономаха о своих детях
  • Рассказ мой университет на английском
  • Рассказ молчун и ворчун