Рассказ мое детство кратко

Донецкая народная республика управление образования администрации города донецка муниципальное общеобразовательное учреждение школа 66 города донецка улица дмитрия казака, дом

image001

донецкАЯ народнАЯ республикА

УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА
№ 66 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Улица
Дмитрия Казака, дом 16, город Донецк, 83049, тел.: (062)
2038092, E-mail:donschool66@mail.ru

image002

Открытый
урок на тему:

«
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной
деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ
Диканьки»

5
класс

Подготовила:

учитель
русского языка и литературы

Качар
Оксана Николаевна

http://www.ribakova.com/content/image/ribakova_gogol_7a.jpg

Тип
урока:
изучение нового материала;
комбинированный.

Цель: познакомить
обучающихся с сочетанием реального и фантастического в повести «Заколдованное
место», показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формировать
читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о
художественном мире Н.В. Гоголя.

2. Объяснить
особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и
фантастический.

Развивающие:
1. Стимулировать критическое мышление учащихся.

2. Сформировать
навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к
литературе и к чтению.

2. Воспитывать
уважительное отношение к одноклассникам через прослушивание монологических
ответов учеников, совместную работу в парах.

3. На примере
повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой
наживы.

Методы и приемы: слово
учителя, беседа, тестовое задание, работа в парах, заполнение таблицы, работа с
иллюстрациями.

Оборудование: учебники,
тетради, портрет писателя, иллюстрации к произведению, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный этап.

— Здравствуйте. Мы начинаем с
вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

II. Актуализация знаний.

— Н.В.Гоголь – гениальный писатель,
который заявил о себе в 1831 году своим сборником «Вечера на хуторе близ
Диканьки», включившим в себя 8 повестей. Критики высоко оценили эту книгу.
Особенно был дорог отзыв Пушкина. Необыкновенным в этой книге было то, что
автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. Они живут просто
и естественно. В их мире добро всегда торжествует над злом, любовь – над
ненавистью, красивое – над безобразным.

— Я предлагаю вам ответить на
вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя
(1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь?
(Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист,
Тургенев)

4. Где учился писатель?
(Лицей, Гимназия)

5. Первая книга Гоголя?
(“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. В состав какой книги
Н.В.Гоголя входит это произведение? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).

7. Что вам известно про
сборник? (Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем,
которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)

8. Как встретили его
читатели? (Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена
современниками Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин прочитав её, сказал: «Сейчас прочёл
“Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя,
непринуждённая.

Поздравляю публику с истинно
весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по
выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до
чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)

— Сам Гоголь о другом своем
произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об
руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать
ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

3. Вопросы для
обсуждения:

  • Я не случайно обращаю ваше внимание
    на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель
    характеризует своих героев.
  • Как вы понимаете значение этого
    слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
  • Согласны ли вы с таким определением?
    Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному
    герою эпитет «странный»?
  • Можно ли сказать, что описанные
    события – странные?
  • А сама повесть?

III. Постановка проблемы
урока. 

В чем состоит главная
особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами
ранее?

1.Проверка домашнего задания.
Наблюдение над языком повести.       

  • Легко ли было читать и понимать
    прочитанное?
  • Обратили ли вы внимание на главную
    особенность этого произведения – язык?
  • Работа в парах:

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

1

Люлька –

арбуз

2

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

3

Хутор –

трубка

4

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

5

Свитка –

соломенный шалаш

6

Курень –

небольшой крестьянский посёлок на Украине

7

Чумаки –

род полукафтанья

8

Жупан –

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы
сжатого хлеба

9

Гетьман (гетман) –

старинная верхняя одежда

10

Гумно –

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Вывод: какова же главная
особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

2.Работа с иллюстрациями.
План.

А сейчас по вопросам и
иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя
предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

  • Какое любимое занятие было у деда? (Послушать
    разные байки от проезжих.)
  • Чем решил развлечь дед знакомых
    чумаков? (танцами внуков)
  • А что неожиданно случилось с самим
    дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами
    пустились в пляс
    )
  • Что необычного случилось с дедом во
    время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались,
    а потом очутился с гладком поле)
  • Где горела свечка? (На
    кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
  • Что задумал дед сделать наутро? (вернуться
    и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
  • Как дед попал в нужное место во
    второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не
    плясалось)
  • Какой клад откопал дед? (Котел
    с мусором)
  • Что росло на заколдованном месте? (Ничего
    доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что
    такое!»)

3. Определим жанр
произведения.

На что похожа эта повесть (на
рассказ, сказку, легенду, предание)?

1. Сказка – занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

2. Рассказ – небольшое
произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

3. Легенда –
произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и
фантастическое.

4. Предание – устный
рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об
исторических лицах, событиях прошлых лет.

(Работа со справочными
материалами учебника. Вывод учащихся и обоснование своего выбора).

4. Работа с понятиями
«реальность» и «фантастика»:

Реальность – то, что
действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что
основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Проблемный вопрос урока: Что
в повести фантастическое, что реальное?

IV. Работа по теме урока.

Запись в тетрадях:
Фантастическое и реальное в повести.

Составление таблица и
заполнение ее примерами в ходе беседы.

Анализ содержания.

  • Где происходит действие повести? В
    некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина,
    Крым)
  • О какое время происходят события? В
    незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве
    рассказчика, весна )
  • От чьего имени ведется рассказ? Кто
    является рассказчиком повести? Назовите других действующих
    лиц.   Они реальные или
    фантастические?    
  • А предметы обихода, окружающие их,
    реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
  • А одежда героев? Посмотрите нашу
    табличку?
  • Какие события описываются?
  • О каком месте рассказывает дьячок в
    этой повести?

Составление таблицы

Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

+ Украина, Крым

Время

+ весна

Герои

+дьячок, дед, чумаки, внуки,

Быт и жизнь людей

+баштан, гумно, курень

Одежда

+ жупан, свитка

События

Разделите иллюстрации на 2
части: описание реальных и фантастических событий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

100 фактов, которые можно кратко рассказать о себеНевероятные факты

На свидании, собеседовании, вечеринке или просто знакомстве с новым человеком, рассказ о себе может стать прекрасным началом беседы.

Когда вы рассказываете что-то о себе, вы становитесь более приятным и располагающим к себе человеком. Это позволит другим лучше понять и запомнить вас, даже если люди видят вас впервые.

Но порой бывает сложно сходу вспомнить что-то интересное о своей персоне.

Мы сделали для вас подборку занимательных фактов о себе, которые вы можете использовать для разных целей:

  • профиля на сайте знакомств

  • игры в дружной компании друзей

  • создания непринужденной атмосферы среди коллег по работе

  • во время переписки с девушкой/парнем

  • для резюме с потенциальным работодателям

  • если вас просят рассказать о себе

Все, что вам нужно, это заполнить пропуски информацией о себе.

То, что вам нравится

что рассказать о себе

© Getty Images Pro

1. Мне нравится заниматься ___.

2. Моя любимая еда: ___

3. Мне нравится тусоваться ___

4. Я слежу за командой___ с ___ лет.

5. Я смотрел/а фильм ___ много раз (можно назвать число раз).

6. Мой любимый вкус мороженого ___.

7. Мой любимый напиток___.

8. Мое любимое блюдо___.

9. Моя любимая музыка___.

10. Мне нравится ___фильмы.

11.Больше всего в людях мне нравится___.

12. Мне нравится на ощупь___.

13. Чаще всего я слушаю___.

То, что вам не нравится

14. У меня аллергия на ___.

15. Мне не нравится запах___.

16. Моя вредная привычка___.

17. Люди, которые___ меня раздражают.

18. Я считаю (вид спорта) скучным.

19. У меня возникает стресс, когда ___.

20. Я больше всего боюсь___.

21. Не переношу звук___.

22. Меня раздражает слово___.

Таланты и способности

23. Я могу говорить на ___языках.

24. Я могу приготовить самый вкусный___.

25. Я могу играть на (музыкальный инструмент).

26. Я однажды написала короткую историю о ___.

27. Я однажды играл/а ___ в школьном спектакле.

28. Однажды я ___(расскажите о каком-то поступке).

29. Я могу хорошо изображать ___.

Факты о семье

30. У меня есть сестра/брат___.

31. Я старший/средний/младший ребенок в семье.

32. Мой брат/сестра научила меня___.

33. У меня есть (питомец) и его зовут ___.

34. Мое любимое детское воспоминание ___.

35. Когда я был ребенком, я ___.

36. Я замужем/женат ___лет.

37. У нас ___детей. Их зовут___.

38. Наша фамилия означает___.

39. Когда я был ребенком, родители заставляли меня ___.

Факты о друзьях

рассказать о себе

© Natural Women Collection

40. Мне нравится мой лучший друг, потому что ___

41. В детстве у меня была кличка ___.

42. Мои друзья называют меня ___.

43. Я самый ___ в кругу моих друзей.

44. Мой лучший друг лучший, потому что___.

45. Я знаю своего друга с ___ лет.

46. Мой друг описал бы меня, как ___ .

47. Мы с друзьями чаще всего обсуждаем ___ .

48. Мои друзья однажды разыграли меня, когда ___ .

Факты о работе и учебе

49. До того, как я стал/а___, я работал___.

50. Вместо моей работы, я всегда мечтал о ___.

51. Моим любимым предметом в школе был___.

52. Моей первой работой была ___.

53. Больше всего в моей работе мне нравится___.

54. Я квалифицированный ___

55. Если бы я снова оказался в школе, я бы___.

О путешествиях

56. Я была в ___ странах.

57. Моя любимая страна в мире ___.

58. Мое следующее путешествие я планирую в___.

59. Самое далекое место, в котором я был/а ___.

60. Первый раз я сам поехал/а___.

61. Самое удивительное место, в котором я побывал/а, было___.

62. Я всегда беру с собой в путешествие___.

63. Самый страшный момент во время путешествий был, когда я ___.

64. Я так много путешествую, потому что___.

Разные факты о себе

факты о себе

© Pexels

65. Сейчас я читаю___.

66. Последний фильм, который я смотрел/а___

67. ___ — мой любимый супергерой.

68. Если бы у меня была суперсила, я бы___.

69. Тема, в которой я хорошо разбираюсь ___.

70. Я восхищаюсь___.

11. Мне нравится заниматься ___ в свободное время.

72. Я не могу жить без ___.

73. Вещь, которую я очень хотел/а___.

74. Я хочу, чтобы меня помнили за ___.

75. Если бы я смог разбогатеть, занимаясь ___, я бы это сделал.

76. Я бы хотел/а пригласить на кофе ___.

77. У меня дома есть автограф (имя знаменитости).

78. Я встретил ___ в юности (детстве).

80. Самый неловкий момент, который со мной случился ___.

81. Если бы я мог завести любого питомца, я бы завел___.

82. Если бы я выиграл лотерею, я бы в первую очередь ___.

83. Возможно, это покажется странным, но я люблю есть___.

84. Я был/а самым/ой___мальчиком/девочкой в школе.

85. Я (кошатник/собачник, жаворонок/сова).

86. Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы ___.

87. Мой любимый вид искусства ___.

88. Если бы я мог что-то сделать для кого-то, я бы___.

89. Мой дом мечты был бы___.

90. Мой любимый вид спорта___.

91. Мой идеальный день начинался бы с ___ и заканчивался ___.

92.. Если бы я мог жить где-то, это было бы ___.

93. В моем списке желаний есть ___.

94. Иногда я горжусь тем, что ___.

95. Я практически зависим от  ___.

96. Мне пришлось справляться с ___, чтобы стать тем, кто я есть.

97. Вещь, без которой я наверное не смогу прожить — это___.

98. Если бы мне пришлось есть один продукт до конца моей жизни, это был бы___.

99. Если бы мне пришлось смотреть один фильм целый день, я бы смотрел ___.

100. В детстве я совершил одну глупость, и это было___.

101. Не терплю, когда ___.

102. Не все люди знают это, но когда я был младше, я___.

103. Я больше всего опасаюсь, что ___.

104. Когда я был/а подростком, я не говорил родителям, что я ___.

105. Если бы пришлось начать все сначала, я наверное не___.

106. Мое любимое время года___, потому что___.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.

В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!

Рассказ первый. Мое детство

Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.

Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.

Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.

Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.

На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.

Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.

И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.

Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.

В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.

Детский сад и школа

Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.

В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.

Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.

Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.

С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.

Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.

Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.

Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.

Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.

Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.

Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.

Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.

Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».

Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.

А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.

Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.

Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Брежнев Леонид Ильич

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Андропов Юрий Владимирович

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Черненко Константин Устинович

Приближалось мое отрочество.

Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.

Автобиографическая повесть Толстого была впервые напечатана в 1852 году в журнале «Современник» и во многом отразила детские годы самого Льва Николаевича. Впоследствии она была дополнена до трилогии еще двумя: «Отрочество» и «Юность». В статье приведено краткое содержание части «Детство».

Основные персонажи

  • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
  • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
  • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
  • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
  • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

Очень краткий пересказ

Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.

Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву — там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам.

На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери.

По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.

Краткое содержание по главам

Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.

Краткое содержание повести «Детство» (Л.Н. Толстой)Я самый маленький, оттого он бьет мух возле моей постели. Потому он меня мучит

Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.

Глава 2. Maman В большой гостиной «mаman» наливала чай из самовара. По истечении многих лет повзрослевший Николенька пытается вспомнить черты любимой матушки, но припоминает только некоторые. Большие карие глаза, светящиеся добротой, родинку на шее, платье с белым воротничком, тонкую руку.

На старом рояле напряженно играла этюды Клементи — сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.

Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.

Глава 3. Папа Не обращая внимания на вошедших, отец разговаривал с приказчиком. Обсуждая с Яковом дела, он горячился и перекладывал на столе бумаги. Они считали расходы, чтобы в срок заплатить Совету.

Мальчиков к столу не подпускали. После окончания разговора отец отпустил приказчика. Затем он объявил мальчикам о том, что они уже выросли. Поэтому он решил отправить их к бабушке в Москву продолжать обучение.

Матушка с Любочкой должны остаться дома.

Глава 4. Классы На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.

Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.

Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.

Глава 5. Юродивый На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.

Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.

Глава 6. Приготовления к охоте В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана — пришло время выезжать.

Глава 7. Охота Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией.

Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца.

Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.

Глава 8. Игры После охоты наступило время обеда. Управившись с едой, дети отправились играть. Это был, как обычно, «Робинзон», которого всегда предлагала Любочка. Однако успевшая всем наскучить игра не приносила никакого удовольствия.

Глава 9. Что-то вроде первой любви Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.

Глава 10. Что за человек был мой отец По всем признакам отца можно было считать рыцарем «прошлого столетия». Отставной поручик гвардии имел 2 главные страсти: карты и женщины. Он был высокого роста, статен и элегантен.

Однако его лицо с маленькими глазками и крупным носом нельзя было назвать красивым. Лысина на голове и вовсе усугубляла положение. Тем не менее, он нравился женщинам и считался удачливым в любовных делах.

Кроме того, он прекрасно разбирался в литературе и музыке.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка — игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.

Глава 12. Гриша Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.

Глава 13. Наталья Савишна Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком.

Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения.

С этого момента Николенька ее полюбил.

Глава 14. Разлука Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.

Глава 15. Детство С переездом Николенька понял, что началась другая жизнь. А та, прежняя, которая называлась «детством», закончилась. Не будет больше чайного стола со скучными разговорами взрослых и кресла, в котором он засыпал. Мечты теперь станут совсем другими.

Глава 16. Стихи После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.

Глава 17. Княгиня Корнакова На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне.

Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным.

Все это от того, что лицо у него было некрасивое.

Глава 18. Князь Иван Иваныч Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.

Глава 19. Ивины Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.

Глава 20. Собираются гости Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.

Глава 21. До мазурки Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.

Глава 22. Мазурка Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.

Глава 23. После мазурки Подсевший к детскому столу молодой человек утешает мальчика и тайком от взрослых подливает ему вина. Расхрабрившись, Николенька снова приглашает Сонечку танцевать. Они перешли на «ты», и весь вечер он думал только о ней.

Глава 24. В постели Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.

Глава 25. Письмо По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.

Глава 27. Горе В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.

Краткое содержание повести «Детство» (Л.Н. Толстой)В женщине в гробу с трудом можно было узнать матушку

Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.

Глава 28. Последние грустные воспоминания Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.

Основная идея повести

Идея книги «Детство» Толстого – донести до читателя бесценную роль семьи для ребенка. Нежность мамы, гармонично дополненная строгостью папы, гармонично формируют личность детей. Лев Толстой передал трогательные картины детства, которые остаются в воспоминаниях на протяжении всей жизни. С радостью или с сожалением, счастливые и досадные.

Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Кратко «Детство» Л. Н. Толстой

⭐⭐⭐⭐⭐ «Детство» за 2 минуты и подробно по главам за 5 минут. 

Повесть «Детство» открывают автобиографическую литературную трилогию Льва Николаевича Толстого.  Главная проблематика произведения — влияние семейной атмосферы на формирование привычек и характера человека в детском возрасте. 

Очень краткий пересказ повести «Детство»

Главный персонаж повести — Николенька. Мальчишке 10 лет, у него есть сестра Люба и брат Владимир.

Родители обеспечили детям домашнее обучение и в свободное от занятий время они имеют возможность много играть и гулять.

Приходит день, когда детям сообщают, что для дальнейшего обучения, им придётся выехать в Москву.

Николенька опечален перспективой скорого расставания с отчим домом, с мамой и другими близкими людьми. Не помогла даже настоящая охота, на которую его взял отец, чтобы немного взбодрить. Маленький герой упустил зайца и очень переживал по этому поводу.

На следующее утро все домочадцы собрались в одной комнате, чтобы проститься с детьми. Николенька трудно расставался с матерью, он опасался перемен и жизни в большом городе.

Прошёл месяц. Маленький герой попробовал себя в стихосложении. Его первые стихи в честь бабушки, у которой именины. Вечером прибыло много гостей, среди них Николенька повстречал девочку Соню. Они танцевали и договорились перейти на «ты». Перед сном герой признался брату, что впервые влюблён.

Ещё спустя полгода, не смотря на то, что занятия были в самом разгаре, отец срочно увёз мальчишек домой. Оказалось мама Николеньки очень серьёзно заболела.

К несчастью, дети не успели застать матушку в сознании, её не стало в день их приезда, не приходя в себя и не успев проститься. Сердце Николеньки переполнилось болью. Дом осиротел. Отец увёз детей в Москву. Так закончилось детство Николеньки.

Главные герои и их характеристика:

  •  Николенька Иртеньев,  10 лет — главный герой повествования и он же, спустя годы, рассказчик.
  •  Наталья Николаевна Иртеньева  — матушка Николеньки.
  •  Пётр Александрович Иртеньев  — отец Николеньки.
  •  Карл Иванович  — любимый домашний учитель Николеньки.
  •  Наталья Савишна  — прислуга в доме Иртеньевых, сначала крепостная, потом экономка по найму.

Второстепенные персонажи и их характеристика:

  •  Володя и Люба Иртемьевы  — брат и сестра главного героя.
  •  Бабушка  — в её доме жили дети во время московского обучения.
  •  Мими  — прислуга в семье Иртемьевых.
  •  Катенька  — дочь Мими.
  •  Григорий  — юродивый бродяга.

Краткое содержание повести «Детство» подробно по главам

Глава 1. Учитель Карл Иванович

Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.

Краткое содержание повести «Детство» (Л.Н. Толстой) Лев Николаевич Толстой

Глава 2. Maman

Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.

Глава 3. Папа

Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.

Глава 4. Классы

А пока продолжаются занятия с Карлом Ивановичем. Старик расстроен, что после 12-ти лет верной работы его увольняют. Николенька грустит по этому же поводу, учитель ему как второй отец.

Глава 5. Юродивый

Матушка стремится помогать бродягам и странникам. В этот день с семьёй, но за отдельным столом, обедает юродивый Гришка. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босой.

Глава 6. Приготовления к охоте

Обед закончен. Прислуга готовит всё к выезду на охоту.

Глава 7. Охота

Все выехали охотиться. Николенька увидел зайца, но упустил добычу. Очень расстроился.

Глава 8. Игры

Охота закончилась. Дети играют и едят вкусности на природе.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

В процессе детских игр Николеньку захлёстывает приступ нежности к Катеньке, дочке Мими.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Глава-описание характера отца Николеньки. Он был человеком общительным, со связями. Любил женщин и карточные игры.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Дети рисуют, мать играет на рояле. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от жалования лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николеньки решает взять Карла Ивановича с собой в Москву.

Глава 12. Гриша

Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.

Глава 13. Наталья Савишна

Глава, посвящается пожилой прислуге в доме — экономке Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за доброту и заботу об его семье.

Глава 14. Разлука

Братья собираются к отъезду. Все прощаются. Мама плачет.

Глава 15. Детство

Воспоминания о детстве героя, о маме.

Глава 16. Стихи

Спустя месяц. Москва. Дом бабушки. У бабушки именины. Николенька сочиняет в качестве подарка ей стихи. Ему они не нравятся, но бабушка остаётся довольна презентом.

Глава 17. Княгиня Корнакова

В честь именин бабушки состоялся приём. Приезжает княгиня, Николенька целует ей ручку.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Ещё один гость на банкете. Николенька подслушал разговор бабушки и князя. Именинница жаловалась на поведение отца главного героя. Она считала, что он не хранит жене верность и в Москве развлекается на всю катушку.

Глава 19. Ивины

Среди гостей — семья Ивиных с тремя сыновьями. Дети играют и обижают тихого мальчика Иленьку. Мальчишка плачет, Николеньке становится стыдно за то, что он принимал участие в унижении Иленьки.

Глава 20. Собираются гости

Вечером гостей становится больше, начинаются танцы. Николенька замечает 12-летнюю девочку. Её зовут Соня и она очень нравится герою.

Глава 21. До мазурки

Вечер в самом разгаре. Николенька танцует кадриль с Соней.

Глава 22. Мазурка

Мазурку герой танцует с молодой княжной. Сбивается и останавливается в процессе. Отец зол, а Николеньке стыдно и грустно, что рядом нет мамы, которая его бы утешила.

Глава 23. После мазурки

Все ужинают. Начинается танец гросфатер. Пара Николеньки вновь Соня. Дети договариваются говорить друг другу «ты». Николенька счастлив.

Глава 24. В постели

Николенька признаётся брату, что влюблён, а тот высмеивает его.

Глава 25. Письмо

Прошло полгода. Срочное письмо из дома потрясает отца мальчишек. Он не говорит им почему, но срочно собирает к отъезду домой. А дома смертельно больна мама.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Дети возвращаются домой и застают мать очень плохой. Она умирает в муках.

Глава 27. Горе

День похорон. Николенька пугается вида лица мёртвой матери.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Через три дня семья Иртеньевых перебирается в Москву. Бабушка от горя на неделю впадает в беспамятство. Старая Наталья Савишна остаётся в деревенском доме совсем одна, вскоре и её не стало. Её похоронили рядом с матушкой Николеньки.

Характеристика героев повести «Детство» подробно

В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические. 

Краткая характеристика  Николеньки Иртеньева 

Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый.

Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.

Краткая характеристика  Карла Ивановича 

Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику.

Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.

Краткая характеристика  мамы Николеньки 

Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина.

Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.

Краткая характеристика  отца Николеньки 

Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать.

У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.

Краткая характеристика  Натальи Савишны 

Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной.

Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась.

Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ. Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.

Кратко об истории создания повести «Детство»

Повесть «Детство» — первый литературный перл великого русского писателя 19-го века.

Толстой написал это произведение в 24 года на Кавказе, куда вместе с братом отправился на военную службу.

Повесть «Детство» стала первой в автобиографической трилогии: «Детство. Отрочество. Юность».

Первая публикация состоялась в 1852 году на страницах популярного в те времена журнала «Современник».

Краткий пересказ «Детство» Толстого по главам, краткое содержание

Краткое содержание повести «Детство» (Л.Н. Толстой)
Учитель Карл Иванович.
Художник К. Клементьева

Повесть “Детство” является одним из самых известных произведений великого русского писателя Льва Толстого.

В этой статье представлен краткий пересказ повести “Детство” Л. Н. Толстого по главам: краткое содержание произведения, пересказ основных событий из каждой главы.

Смотрите: 
– Краткое содержание повести (более сжатое)
– Все материалы по повести “Детство” Действие повести происходит в первой половине XIX века (вероятно, в 1830-1840-е годы).

Глава I: Учитель Карл Иваныч

Главный герой – 10-летний мальчик Николенька из дворянской семьи. Семья мальчика живет где-то в провинции России. У мальчика есть отец, мать, старший брат Володя и старшая сестра Любочка.

Автор описывает обычный день из жизни Николеньки. По утрам Николеньку и его брата всегда будет учитель-немец Карл Иванович. Старый одинокий учитель много лет живет в семье и обучает детей языкам, истории и т.д. Старик любит детей, но при этом он строг и требователен на уроках.

Глава II: Maman

Наконец Николенька спускается к завтраку. Здесь его всегда ждет мать (maman). Это добрая, мягкая, ласковая и заботливая женщина. По утрам она спрашивает Николеньку о его здоровье и целует его. Затем дети идут в кабинет к отцу, чтобы поздороваться.

  • Глава III: Папа
  • Глава IV: Классы
  • Глава V: Юродивый
  • Глава VI: Приготовления к охоте
  • Глава VII: Охота
  • Глава VIII: Игры
  • Глава IX: Что-то вроде первой любви
  • Глава X: Что за человек был мой отец?
  • Глава XI: Занятия в кабинете и гостиной
  • Глава XII: Гриша
  • Глава XIII: Наталья Савишна

В кабинете отец сообщает, что Николенька и его брат Володя срочно уезжают в Москву, чтобы жить и учиться там. Николенька понимает, что родители уволят Карла Ивановича. Мальчику жаль бедного старика.
До обеда Карл Иванович, как обычно, занимается с детьми немецким языком, историей и т.д. Старик обижен на хозяев за то, что его увольняют после 12 лет службы. Николеньке тоже грустно, потому что он любит учителя, как родного отца.
Мать Николеньки любит помогать юродивым*, бедным странникам. Сегодня у нее в гостях юродивый Гриша – пожилой человек. Он круглый год ходит босой и в лохмотьях. Вся семья собирается к обеду. Гришу кормят за отдельным столом.
(*юродивыми назывались чудаковатые, порой сумасшедшие люди, обладающие даром предвидения)
После обеда все готовятся к охоте. Прислуга готовит лошадей и псов. Все отправляются на охоту.
Вся семья и слуги приезжают на охоту и расходятся на позиции местам. Вдруг Николенька видит зайца и бросается за ним. Но заяц уходит. Николенька злится на себя за эту неудачу.
После охоты все едят фрукты и мороженое на природе. Дети играют в охотников, рыбаков и т.д. Володя, брат Николеньки, ведет себя вяло, и игра проходит скучно.
Во время игр Николенька целует в плечо Катеньку. Катенька – это маленькая дочь гувернантки Мими. Мими и Катенька живут в семье мальчика. Николенька любит Катеньку уже давно.
Брат Володя упрекает Николеньку за его “нежности”.
В этой главе главный герой описывает своего отца, Петра Александровича, и его характер. Это человек с хорошими связями. Он умеет нравиться окружающим. Его главные страсти – карты и женщины. Вечером в гостиной дети занимаются рисованием, мать играет на рояле. Учитель Карл Иванович приходит в кабинет к отцу Николеньки. Старик говорит, что готов служить учителем бесплатно, потому что сильно привык к детям. Тогда отец мальчика решает не увольнять учителя и взять его в Москву.
В это время в доме в одной из комнат отдыхает юродивый Гриша. Дети прячутся в чулане, чтобы подглядеть за ним. Дети видят, как Гриша молится. Внезапно дети толкают стул и слышится шум. Гриша пугается, дети убегают.

Крепостная крестьянка Наталья Савишна была когда-то няней у матери главного героя. Теперь Наталья Савишна служит в доме экономкой и за белье и питание. Наталья Савишна – старушка, добрая и заботливая служанка. Главный герой к ней очень тепло относится.

  1. Глава XIV: Разлука
  2. Глава XV: Детство
  3. Глава XVI: Стихи
  4. Глава XVII: Княгиня Корнакова
  5. Глава XVIII: Князь Иван Иваныч
  6. Глава XIX: Ивины
  7. Глава XX: Собираются гости
  8. Глава XXI: До мазурки
  9. Глава XXII: Мазурка
  10. Глава XXIII: После мазурки
  11. Глава XXIV: В постели
  12. Глава XXV: Письмо
  13. Глава XXVI: Что ожидало нас в деревне
  14. Глава XXVII: Горе
  15. Глава XXVIII: Последние грустные воспоминания

Утром Николенька готовится в дорогу вместе с отцом, братом и учителем Карлом Ивановичем. Мальчик прощается с мамой, сестрой Любонькой, прислугой. Мать плачет. Главный герой тоже плачет – ему грустно расставаться с ласковой и доброй мамой. Все прощаются и трогаются в путь. Николенька вспоминает эпизоды из детства, свою мать в детстве, ее любовь и ласку. Проходит почти месяц. Николенька живет в Москве у бабушки. Наступает день именин бабушки. В подарок бабушке Николенька сочиняет стихи. Стихи ему не нравятся, но дарить больше нечего. Он со страхов вручает стихи бабушке. Она остается довольна. Днем в честь именин к бабушке приезжают гости. Среди них – родственница, княгиня Корнакова. Николенька знакомится с ней и целует ручку. Отец говорит княгине, что Николенька – некрасивый ребенок. Он знает, что родители считают его некрасивым. И он страдает от этого.
Следом в гости приезжает еще один родственник бабушки, князь Иван Иванович. Бабушка жалуется князю на отца Николеньки. Она говорит, что тот приехал в Москву не по делам, а развлекаться. Бабушка подозревает, что отец Николеньки обманывает свою жену. Николенька слышит этот разговор. К бабушке приезжают новые гости – семья Ивиных с тремя сыновьями. Николеньке нравится один из братьев Ивиных – Сережа.
В день именин в доме бабушки собирается много детей. Сережа Ивин решает подшутить над Иленькой Грапом, тихим и добрым мальчиком. Дети, в том числе Николенька, хватают бедного Иленьку и ставят на голову. Наконец Иленька вырывается из рук обидчиков и плачет. Сережа обзывает его плаксой. Николеньке же становится стыдно за то, что он обидел Иленьку и не заступился за него.
Вечером к бабушке на ужин и танцы съезжаются гости. Среди гостей Николенька видит 12-летнюю Соню, которая очаровывает его. Николенька старается привлечь ее внимание и понравиться ей.
На вечер снова приезжают Ивины. Среди них – Сережа, который так нравился Николеньке. Начинаются танцы. Николенька танцует кадриль с Сонечкой, а затем танцует контрданс с другой девочкой.
Далее Николенька танцует мазурку с одной маленькой княжной. В ходе танца Николенька сбивается и останавливается. Все смотрят на него, отец сердится, а Сонечка улыбается. Николеньке становится очень стыдно. Ему очень грустно, что рядом нет мамы, которая его бы пожалела.
Подают ужин, а затем все танцуют гросфатер. Николенька снова танцует с Соней. Он счастлив. Соня предлагает ему говорить друг другу «ты» как близкие друзья. В конце вечера Соня уезжает. В эту ночь Николеньке не спится. Он говорит с братом Володей о Соне. Он говорит, что влюблен в Соню и что он готов плакать от любви. Володя осуждает его за слабость и называет «девочкой». Проходит 6 месяцев после именин бабушки. 16 апреля.
Отец сообщает, что все должны срочно ночью ехать в деревню. Отец не говорит детям правду. На самом деле мать Николеньки больна и находится при смерти.
18 апреля Николенька с братом и отцом приезжают домой в деревню. Мать жива, но ужасно страдает от болезни. В этот же день мать Николеньки умирает в страшных муках.
Наступает день похорон. Николенька прощается с телом матери. Он видит лицо матери и пугается от того, что лицо изменилось после смерти. Мальчик кричит и выбегает из комнаты.
Через три дня после похорон семья Николеньки переезжает в Москву. Бабушка от горя впадает в беспамятство. Через неделю она приходит в себя. Служанка Наталья Савишна остается в деревне в пустом доме. Вскоре она заболевает и умирает. Ее хоронят недалеко от ее любимицы – матери Николеньки.
Конец. Таков краткий пересказ повести “Детство” Льва Толстого по главам: краткое содержание произведения, сжатое изложение основных событий из каждой главы.

Смотрите: Все материалы по повести “Детство”

«Детство» Толстого за 5 минут. Краткое содержание повести

12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «…

в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское.

Отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».

Продолжение после рекламы:

Отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в Москву.

Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола.

Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Брифли существует благодаря рекламе:

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту.

Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах.

Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «…

когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы.

Самые страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят…

Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

Продолжение после рекламы:

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

Детство

Настройки

Это – самая первая повесть, написанная Львом Николаевичем Толстым, изданная в 1852 году. Она автобиографична, построена на личных воспоминаниях детства писателя. Повествование ведется от первого лица, автор вспоминает глубоко запавшие в душу события, когда он был совсем маленький. Для того чтобы понять главную мысль произведения, надо прочесть краткое содержание повести «Детство» по главам.

Персонажи

  • Николенька – главный герой, дворянский мальчик, имеет пытливый ум, тонко-чувствующую натуру.
  • Мать Николеньки – добрая, тихая, кроткая женщина.
  • Отец – деловитый, имеет горячий темперамент, вспыльчивый, нервный.
  • Володя – старший брат Николеньки.
  • Любочка – младшая сестра главного героя.
  • Бабушка по материнской линии, живет в Москве.
  • Карл Иванович – учитель Николеньки, добрый, пожилой человек.
  • Мими (Марья Ивановна) – гувернантка, горделивая особа, требует, чтобы дети говорили с ней только по-французски.
  • Наталья Савишна – экономка.
  • Гриша – юродивый.
  • Сонечка Валахина – девочка, в которую был влюблен главный герой.
  • Иленька Грапп, братья Ивины, княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч – гости на именинах бабушки.
  • Яков – приказчик, крепостной.
  • Катенька – девочка двенадцати лет, дочка Мими.

Глава первая

Утро в доме Иртеньевых. Карл Иванович разбудил Николеньку, убив неловко муху над его кроватью. Мальчик сердит на него, но вскоре неприязнь сменяется нежностью к нему и раскаяньем.

Николенька плачет в покаянии, а сочиняет, что слезы от того, что ему приснился плохой сон – как будто маменька скончалась. Карл Иванович утешает его, а мальчик сам напугался своей выдумки.

Учитель велит братьям одеваться скорее и идти в зал, чтобы приветствовать маму. Нехорошие предчувствия теснят душу Николеньки.

Глава вторая

Дети идут в гостиную, где давно уже их ждет мама. Она наливает чай, внешне держится спокойно, но в ее движениях чувствуется рассеянность. Любочка играет на фортепиано этюды. Мими следит за ее игрой, отсчитывая ритм вслух.

Карл Иванович подходит к ручке матери, она целует его в голову и спрашивает: хорошо ли спали дети. Но он глуховат и не слышит ее вопроса. Мама целует Николеньку в глаза и спрашивает, почему он плакал.

Дети уходят здороваться к отцу, мать просит передать, чтобы он зашел к ней.

Глава третья

Отец разговаривает с приказчиком о делах. Мальчик понимает из разговора, что отец рассержен, что доходы падают. Закончив дела, отец объявил детям, что хватит им уже сидеть здесь.

Что утром он едет в Москву и берет сыновей с собой. Там они будут жить у бабушки, а девочки останутся дома с мамой. Напоследок он решает пойти на охоту.

Мальчик понял, почему его томило предчувствие – к скорому расставанию. Он обнял собаку и заплакал.

Глава четвертая

Карл Иванович напоследок дает уроки мальчикам. Чувствуется его напряженное состояние. Николенька жалеет его и переживает, что теперь учитель останется без работы. Мальчик проголодался и ждет, когда позовут обедать.

Но в комнату входит совсем не слуга, чтобы позвать за стол.

Глава пятая

В дверях стоял человек лет пятидесяти, со следами оспы на лице. Это был юродивый Гриша. Он всегда вел себя странно, но из его непонятной речи можно было угадать, что случится вскоре. Гриша стал плакать и жалеть детей, что они уезжают. Ему разрешили обедать, за столом он все плакал и говорил про какую-то могилу.

Мама с девочками решили тоже ехать на охоту.

Глава шестая

Автор описывает приготовления к охоте.

Глава седьмая

На охоте папа поручил Николеньке держать собаку. Но когда та заметила зайца и побежала, мальчик не выдержал и отпустил собаку. Она прогнала зайца. Николеньке было очень стыдно.

Глава восьмая

По возвращении домой братья играли с девочками в саду.

Глава девятая

Николенька во время игры с девочками особенно нежно следил за движениями Катеньки, дочки Мими. Она так ему понравилась, что мальчик поцеловал ее в плечо. Его брат упрекнул его, но у Николеньки выступили слезы счастья.

Глава десятая

Автор вспоминает своего отца. Это был видный мужчина высокого роста. Он любил карты и женщин. Всегда имел хорошие связи. Был лидером, умел одержать победу в отношениях. Он хорошо пел и играл на фортепиано.

Глава одиннадцатая

Папа решил взять Карла Ивановича с собой в Москву, чтоб продолжал там учить детей.

Глава двенадцатая

Николенька находит в чулане юродивого Гришу, который истово молился. Кто-то тронул его за плечо, это оказалась Катенька. Мальчик поцеловал ее руку.

Глава тринадцатая

Автор описывает экономку Наталью Савишну, бывшую розовощекую крепостную девку Наташку, которая хотела выйти замуж за слугу Фоку. Но хозяин ее наказал, сослав на скотный двор. Потом вернул обратно. Ей даже дали вольную, она стала доброй и заботливой экономкой, преданной хозяевам всем сердцем.

Глава четырнадцатая

Дети прощаются с мамой, родным домом и отправляются в путь.

Глава пятнадцатая

Иртеньев вспоминает нежность матери, детскую наивную молитву.

Глава шестнадцатая

Мальчики готовят подарки бабушке на именины. Николенька сочинил стих.

Глава семнадцатая

В гости приезжает княгиня Корнакова. Она говорит Николеньке, что он не красив, зато хороший мальчик. Это было обидно.

Глава восемнадцатая

Приехал князь Иван Иваныч, которому бабушка жалуется на неверность зятя и жалеет свою дочь.

Глава девятнадцатая

Приезжают мальчики – братья Ивины, с которыми Володя и Николенька вступают в ссору.

Глава двадцатая

Приехали еще гости, среди которых была девочка Сонечка Валахина.

Глава двадцать первая

Готовятся танцы.

Глава двадцать вторая

Гости танцуют мазурку. Николенька пригласил Сонечку.

Глава двадцать третья

Николенька продолжает общаться с Сонечкой, которая ему ужасно нравится.

Глава двадцать четвертая

После танцев, лежа в постели, Николенька думает о Сонечке и понимает, что изменил Катеньке, влюбившись в Сонечку.

Глава двадцать пятая

Пришло письмо из дома, что мама тяжело больна. Отец берет детей и едет в деревню.

Глава двадцать шестая

Приехав домой, дети застали мать еще живой. Но она была уже на последнем издыхании, мучаясь от боли и ничего не понимая. В этот день она предала детей попечению Божией Матери и умерла.

Глава двадцать седьмая

Дети присутствуют на панихиде по матери. Николенька смотрит на ее восковое лицо в гробу и никак не может понять, как такое могло случиться. Еще совсем недавно она улыбалась, была живая и красивая. Предсказание юродивого сбылось.

Глава двадцать восьмая

Спустя три дня отец с детьми уезжает в Москву. В деревне остается лишь Наталья Савишна, которая вскоре заболевает и умирает. Николенька вырос и посещает могилы матери и экономки.

Главная мысль повести – отслеживание становления личности главного героя, его детские воспоминания помогают понять, какими глазами он смотрел на мир, который менялся по мере его взросления.

В среднем, пользователи прочитывают текст за 3 мин. Добавить в избранное

  • НАПИШИТЕ НАМ
  • lackoviy1991@yandex.ru
  • МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  • Рассказ мне 500 лет рассказ старого дуба
  • Рассказ много лет тому назад
  • Рассказ могущественный недотепа читать
  • Рассказ модель для сборки
  • Рассказ многозначное или однозначное слово