Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку «Прямое и переносное значение многозначных слов» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Настрой на урок -
2 слайд
Описание слайда:
6 октября
Классная работа. -
3 слайд
-
4 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.)
— Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.
— Почему мы подчеркнули безударные гласные
— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться?
— Измените слова так, чтобы безударная стала ударной.
— Как меняли слова?
— Оцените себя.
“!” — все безударные гласные написал правильно.
“+” — ошибся 1 или 2 раза.
“—” — много ошибок. -
5 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.)
Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.
— Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.)
— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.)
— Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.)
— Как меняли слова? (Один предмет — много предметов.)
— Оцените себя.
“!” — все безударные гласные написал правильно.
“+” — ошибся 1 или 2 раза.
“—” — много ошибок. -
6 слайд
Описание слайда:
Письмо по памяти.
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. -
7 слайд
Описание слайда:
В лесу и в поле звери готовятся к зиме.
Звери, и в поле, к зиме, готовятся, в лесу.
Составь предложение, подчеркни грамматическую основу. -
8 слайд
Описание слайда:
Дай характеристику предложения по плану:
Предложение:
Повествовательное
Побудительное
Вопросительное
По интонации:
Восклицательное
Невосклицательное
По наличию второстепенных членов
Нераспространенное
Распространенное -
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Самоопределение к деятельности пробн д
(На доске записаны слова.)
Ножницы, нос, двери, стол.
— Выберите многозначные слова.
— Назовите два значения слова заяц.
— У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? -
11 слайд
Описание слайда:
Самоопределение к деятельности пробн д
(На доске записаны слова.)
Ножницы, нос, двери, стол.
— Выберите многозначные слова. (Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.)
— Назовите два значения слова заяц. (Заяц — 1) зверек с длинными ушами; 2) безбилетный пассажир.)
— У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? (Трусливого.) -
12 слайд
Описание слайда:
Выбери многозначные слова (омонимы).
Ножницы, нос, двери,
стол, заяц.
Назовите значение слова ЗАЯЦ.
Какого человека называют зайцем? -
13 слайд
Описание слайда:
62-65
49-51 -
14 слайд
Описание слайда:
Раб в гр
Упр. 62 (с. 49).
— Прочитайте предложения.
— Слово плыть однозначное или многозначное?— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— В каком предложении слово употреблено в прямом значении?
— В каком предложении слово употреблено в переносном значении? -
15 слайд
Описание слайда:
Раб в гр
— Слово плыть однозначное или многозначное? (Многозначное.)
— В каком предложении слово употреблено в прямом значении? (Плывут корабли.)
— В каком предложении слово употреблено в переносном значении? (Плывут облака.) На Руси о плавной походке девушки говорили: “Плывет словно лебедушка”. Слово плывет здесь употреблено в прямом или переносном значении? (В переносном, так как девушка не плыла по воде, а плавно двигалась.) -
16 слайд
-
17 слайд
Описание слайда:
Что такое прямое и
переносное значение
многозначных слов
25. -
18 слайд
Описание слайда:
Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 49 и прочитайте тему урока.
— На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке? -
19 слайд
Описание слайда:
Цель : Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение?)
-
20 слайд
Описание слайда:
многозначное слово
прямое
значение
переносное
значение
Прямо указывает
на предмет
(признак, явление).
Как бы переносит
частичку прямого значения
на другой предмет
(признак, явление). -
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
Определите где прямое значение слова, а где переносное значение. Послушайте и определите это слово.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю.
Пусть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.
Железная подкова – прямое.
Железная воля – переносное. -
23 слайд
Описание слайда:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Физкультминутка -
24 слайд
Описание слайда:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Найди переносное значение слов в стихотворении
А. С. Пушкина. -
25 слайд
-
26 слайд
Описание слайда:
Закрепление изученного материала
Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.)
— Рассмотрите схему и, пользуясь ею, составьте устный рассказ о многозначных словах. Расскажите соседу по парте.
— Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения?— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.
— Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом — делаете хлопок. -
27 слайд
Описание слайда:
Закрепление изученного материала
Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.)
(Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.) -
28 слайд
-
29 слайд
Описание слайда:
Рефлексия
Упр. 64 (с. 51) сам раб.
— Прочитайте задание. Кто не понял, что нужно сделать? Кто может объяснить задание? Выполните задание. Прочитайте предложения, которые списали.
— Оцените себя.
“!” — выполнил задание без ошибок.
“+” — допустил 1—2 ошибки.
“—” — допустил больше 2 ошибок -
30 слайд
Описание слайда:
Что нового узнали на уроке?
Для чего используют в речи переносное значение?
— На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, вы получили ответы?
— На какие вопросы ответы не получили? Задайте их сейчас, мы все вместе постараемся на них ответить. -
31 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Выполнить упр. 65 (с. 51). -
32 слайд
Описание слайда:
В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши душистые розы стала Маша рвать розы а там шипы у Маши заноза.
Озаглавьте текст. Найдите границы предложений. -
33 слайд
-
34 слайд
Описание слайда:
Составь и напиши по опорным словам небольшой рассказ.
Осень, ветерок, растут,
красные гроздья, жёлтые
опята. -
35 слайд
-
36 слайд
Описание слайда:
Хлещет и торопит вечно
Тех, кто всадника везет,
А на грядке огуречной
Еле по земле ползет.
плеть -
37 слайд
Описание слайда:
С пылью из-под ног стремится,
С дымом из трубы идет,
Рад в него объединиться
Кто танцует или шьет.
клуб -
38 слайд
Описание слайда:
Есть у кофты и рубашки,
По нему течет река,
А в любой многоэтажке
Он – пожарная кишка.
рукав -
39 слайд
Описание слайда:
Тараканом он шныряет,
Короедом шкаф грызет,
И подслушать позволяет
Тайну, если повезет.
жучок -
40 слайд
Описание слайда:
Стр. , Упр.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Актуализация знаний Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.) Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. — Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.) — Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.) — Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.) — Как меняли слова?Самоопределение к деятельности пробн д (На доске записаны слова.) Ножницы, нос, двери, стол. — Выберите многозначные слова. — Назовите два значения слова заяц. — У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем?
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема:
Слово и его значение
Похожие материалы
-
Презентация по русскому языку «Слова синонимы» (2 класс)
-
Урок по русскому языку 7 класс Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
-
Презентация по русскому языку «Антонимы» (2 класс)
-
Презентация к уроку «Средства художественной выразительности речи. Тропы. 9 класс. Подготовка к ОГЭ.
-
Презентация к уроку «Способы компрессии (сжатия) текста». 9 класс. Подготовка к ОГЭ.
-
Урок по русскому языку 8 класс Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения.
-
Урок по русскому языку 8 класс «Русский язык в современном мире»
-
Открытый урок по русскому языку 1 класс, на тему: «Устная и письменная речь»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446270 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.
Например:
-
среда (обитания) — среда (день недели);
-
гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);
-
сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).
Подпись под картинкой если есть
Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.
Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:
-
Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.
-
Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.
-
Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.
Примеры:
-
Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.
-
Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».
-
Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.
-
Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.
Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.
Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.
Например:
-
кисть — часть руки,
-
кисть — приспособление для рисования,
-
кисть — ветка с ягодами или цветами.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.
Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Виды омонимов
На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).
Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.
Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.
К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.
Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:
-
Нас не будет дома. — Сидеть у дома.
-
Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.
-
Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.
Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:
-
Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.
-
Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.
-
Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:
-
Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.
-
Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.
Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:
-
Загадка:
Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.
Отгадка: ручка.
-
Анекдот:
Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»
Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.
Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:
-
Экономический — относится к экономике.
-
Экономичный — выгодный материально.
Примеры омонимов
Примеры слов-омонимов в русском языке:
-
Боксер — спортсмен, который занимается боксом;
Боксер — порода собаки.
-
Бор — хвойный лес;
Бор — инструмент зубного врача.
-
Брак — семейный союз;
Брак — некачественное изделие.
-
Валить — заставлять падать;
Валить — двигаться толпой, уходить.
-
Венец — венок;
Венец — житель города Вены.
-
Гранат — плодовое растение;
Гранат — драгоценный камень.
-
Гусеница — личинка насекомого;
Гусеница — деталь гусеничного транспорта.
-
Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача — загородный дом.
-
Дипломат — специалист по международным отношениям;
Дипломат — небольшой чемодан.
-
Дворник — работник, который прибирает двор;
Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.
-
Дисциплина — подчинение правилам;
Дисциплина — отрасль научных знаний.
-
Заставлять — принуждать;
Заставлять — занимать поверхность.
-
Каток — площадка для катания на коньках;
Каток — машина для выравнивания дороги.
-
Ключ — родник;
Ключ — приспособление для открывания замка.
-
Кол — заостренная палка;
Кол — низшая школьная оценка.
-
Коса — прическа;
Коса — инструмент для срезания травы.
-
Лавка — скамейка;
Лавка — магазин.
-
Лама — копытное животное;
Лама — учитель буддизма.
-
Ласка — проявление нежности;
Ласка — хищное животное.
-
Лук — огородное растение;
Лук — оружие для метания стрел.
-
Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат — мягкая подстилка;
Мат — нецензурные слова;
-
Мир — земной шар;
Мир — отсутствие войны.
-
Мотив — мелодия;
Мотив — повод для действия.
-
Мушка — небольшая муха;
Мушка — деталь прицела.
-
Мышь — животное, грызун;
Мышь — компьютерное устройство.
-
Норка — небольшая нора;
Норка — хищный пушной зверек.
-
Оклад — размер заработной платы;
Оклад — украшение иконы.
-
Предлог — вымышленная причина.
Предлог — служебная часть речи.
-
Предложение — выраженная инициатива;
Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
-
Роман — литературное повествование;
Роман — любовные отношения.
-
Свет — источник освещения;
Свет — земля, мир;
Свет — высшее общество.
-
Скат — ровная наклонная поверхность;
Скат — рыба с плоским телом.
-
Следствие — результат, вывод;
Следствие — расследование.
-
Собачка — маленькая собака;
Собачка — деталь замка или застежки.
-
Союз — объединение;
Союз — служебное слово.
-
Ушко — маленькое ухо;
Ушко — отверстие в игле.
-
Язык — орган в полости рта;
Язык — средство общения.