Рассказ многозначное или однозначное слово

Инфоурок русский язык презентациипрезентация по русскому языку прямое и переносное значение многозначных слов 2 класс описание презентации по отдельным

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку «Прямое и переносное значение многозначных слов» (2 класс)

Все ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка? Все ли пра...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Все ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка? Все ли пра

    Описание слайда:

    Все ль на месте?
    Всё ль в порядке?
    Ручка, карандаш, тетрадка?
    Все ли правильно стоят?
    Все ль внимательно глядят?
    Настрой на урок

  • 2 слайд

     6 октября Классная работа.

    Описание слайда:

    6 октября
    Классная работа.

  • 3 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 4 слайд

    Актуализация знаний Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под ди

    Описание слайда:

    Актуализация знаний
    Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.)
    — Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.
    — Почему мы подчеркнули безударные гласные
    — Что нужно сделать, чтобы не ошибиться?
    — Измените слова так, чтобы безударная стала ударной.
    — Как меняли слова?
    — Оцените себя.
    “!” — все безударные гласные написал правильно.
    “+” — ошибся 1 или 2 раза.
    “—” — много ошибок.

  • 5 слайд

    Актуализация знаний Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под ди

    Описание слайда:

    Актуализация знаний
    Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.)
    Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.
    — Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.)
    — Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.)
    — Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.)
    — Как меняли слова? (Один предмет — много предметов.)
    — Оцените себя.
    “!” — все безударные гласные написал правильно.
    “+” — ошибся 1 или 2 раза.
    “—” — много ошибок.

  • 6 слайд

    Письмо по памяти.Вырос в поле колоском, На столе лежу куском.

    Описание слайда:

    Письмо по памяти.
    Вырос в поле колоском,
    На столе лежу куском.

  • 7 слайд

    В лесу и в поле звери готовятся к зиме.Звери, и в поле, к зиме, готовятся,

    Описание слайда:

    В лесу и в поле звери готовятся к зиме.
    Звери, и в поле, к зиме, готовятся, в лесу.
    Составь предложение, подчеркни грамматическую основу.

  • 8 слайд

    Дай характеристику предложения по плану:Предложение: Повествовательное Побуди

    Описание слайда:

    Дай характеристику предложения по плану:
    Предложение:
    Повествовательное
    Побудительное
    Вопросительное
    По интонации:
    Восклицательное
    Невосклицательное
    По наличию второстепенных членов
    Нераспространенное
    Распространенное

  • 9 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 10 слайд

    Самоопределение к деятельности пробн д (На доске записаны слова.) Ножницы, но

    Описание слайда:

    Самоопределение к деятельности пробн д
    (На доске записаны слова.)
    Ножницы, нос, двери, стол.
    — Выберите многозначные слова.
    — Назовите два значения слова заяц.
    — У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем?

  • 11 слайд

    Самоопределение к деятельности пробн д (На доске записаны слова.) Ножницы, но

    Описание слайда:

    Самоопределение к деятельности пробн д
    (На доске записаны слова.)
    Ножницы, нос, двери, стол.
    — Выберите многозначные слова. (Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.)
    — Назовите два значения слова заяц. (Заяц — 1) зверек с длинными ушами; 2) безбилетный пассажир.)
    — У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? (Трусливого.)

  • 12 слайд

    Выбери многозначные слова (омонимы).Ножницы, нос, двери, стол, заяц.Назовите

    Описание слайда:

    Выбери многозначные слова (омонимы).
    Ножницы, нос, двери,
    стол, заяц.
    Назовите значение слова ЗАЯЦ.
    Какого человека называют зайцем?

  • 13 слайд

    62-6549-51

    Описание слайда:

    62-65
    49-51

  • 14 слайд

    Раб в грУпр. 62 (с. 49). — Прочитайте предложения. — Слово плыть однозначное

    Описание слайда:

    Раб в гр
    Упр. 62 (с. 49).
    — Прочитайте предложения.
    — Слово плыть однозначное или многозначное?— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
    — В каком предложении слово употреблено в прямом значении?
    — В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

  • 15 слайд

    Раб в гр— Слово плыть однозначное или многозначное? (Многозначное.) — В каком

    Описание слайда:

    Раб в гр
    — Слово плыть однозначное или многозначное? (Многозначное.)
    — В каком предложении слово употреблено в прямом значении? (Плывут корабли.)
    — В каком предложении слово употреблено в переносном значении? (Плывут облака.) На Руси о плавной походке девушки говорили: “Плывет словно лебедушка”. Слово плывет здесь употреблено в прямом или переносном значении? (В переносном, так как девушка не плыла по воде, а плавно двигалась.)

  • 16 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 17 слайд

    Что такое прямое и переносное значение многозначных слов25.

    Описание слайда:

    Что такое прямое и
    переносное значение
    многозначных слов
    25.

  • 18 слайд

    Работа по теме урока — Откройте учебник на с. 49 и прочитайте тему урока. — Н

    Описание слайда:

    Работа по теме урока
    — Откройте учебник на с. 49 и прочитайте тему урока.
    — На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке?

  • 19 слайд

    Цель : Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое

    Описание слайда:

    Цель : Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение?)

  • 20 слайд

    многозначное словопрямое значениепереносное значениеПрямо указывает на пр

    Описание слайда:

    многозначное слово
    прямое
    значение
    переносное
    значение
    Прямо указывает
    на предмет
    (признак, явление).
    Как бы переносит
    частичку прямого значения
    на другой предмет
    (признак, явление).

  • 21 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 22 слайд

    Определите где прямое значение слова, а где переносное значение. Послушайте

    Описание слайда:

    Определите где прямое значение слова, а где переносное значение. Послушайте и определите это слово.
    Железную подкову кузнец ковал коню.
    Я в человеке волю железную ценю.
    Пусть звона наковальни не слышала она,
    Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.
    Железная подкова – прямое.
    Железная воля – переносное.

  • 23 слайд

    Спал цветок и вдруг проснулся –Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянул

    Описание слайда:

    Спал цветок и вдруг проснулся –
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся,
    Взвился вверх и полетел.
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружит и вьётся.
    Физкультминутка

  • 24 слайд

    Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых

    Описание слайда:

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах.
    Найди переносное значение слов в стихотворении
    А. С. Пушкина.

  • 25 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 26 слайд

    Закрепление изученного материала Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.) — Рассмотр

    Описание слайда:

    Закрепление изученного материала
    Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.)
    — Рассмотрите схему и, пользуясь ею, составьте устный рассказ о многозначных словах. Расскажите соседу по парте.
    — Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения?— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.
    — Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом — делаете хлопок.

  • 27 слайд

    Закрепление изученного материала Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.) (Облако пы

    Описание слайда:

    Закрепление изученного материала
    Упр. 63 (с. 50).(Работа в парах.)
    (Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.)

  • 28 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 29 слайд

    Рефлексия Упр. 64 (с. 51) сам раб. — Прочитайте задание. Кто не понял, что ну

    Описание слайда:

    Рефлексия
    Упр. 64 (с. 51) сам раб.
    — Прочитайте задание. Кто не понял, что нужно сделать? Кто может объяснить задание? Выполните задание. Прочитайте предложения, которые списали.
    — Оцените себя.
    “!” — выполнил задание без ошибок.
    “+” — допустил 1—2 ошибки.
    “—” — допустил больше 2 ошибок

  • 30 слайд

    Что нового узнали на уроке? Для чего используют в речи переносное значение?—

    Описание слайда:

    Что нового узнали на уроке?
    Для чего используют в речи переносное значение?
    — На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, вы получили ответы?
    — На какие вопросы ответы не получили? Задайте их сейчас, мы все вместе постараемся на них ответить.

  • 31 слайд

    Домашнее задание Выполнить упр. 65 (с. 51).

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Выполнить упр. 65 (с. 51).

  • 32 слайд

    В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши ду

    Описание слайда:

    В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши душистые розы стала Маша рвать розы а там шипы у Маши заноза.
    Озаглавьте текст. Найдите границы предложений.

  • 33 слайд

    Рассказ многозначное или однозначное слово

  • 34 слайд

    Составь и напиши по опорным словам небольшой рассказ. Осень, ветерок, растут,

    Описание слайда:

    Составь и напиши по опорным словам небольшой рассказ.
    Осень, ветерок, растут,
    красные гроздья, жёлтые
    опята.

  • 35 слайд

     омонимы

  • 36 слайд

    Хлещет и торопит вечноТех, кто всадника везет,А на грядке огуречной Еле по

    Описание слайда:

    Хлещет и торопит вечно
    Тех, кто всадника везет,
    А на грядке огуречной
    Еле по земле ползет.
    плеть

  • 37 слайд

    С пылью из-под ног стремится,С дымом из трубы идет,Рад в него объединиться

    Описание слайда:

    С пылью из-под ног стремится,
    С дымом из трубы идет,
    Рад в него объединиться
    Кто танцует или шьет.
    клуб

  • 38 слайд

    Есть у кофты и рубашки,По нему течет река,А в любой многоэтажкеОн – пожарн

    Описание слайда:

    Есть у кофты и рубашки,
    По нему течет река,
    А в любой многоэтажке
    Он – пожарная кишка.
    рукав

  • 39 слайд

    Тараканом он шныряет,Короедом шкаф грызет,И подслушать позволяетТайну, есл

    Описание слайда:

    Тараканом он шныряет,
    Короедом шкаф грызет,
    И подслушать позволяет
    Тайну, если повезет.
    жучок

  • 40 слайд

    Стр. , Упр.

    Описание слайда:

    Стр. , Упр.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ многозначное или однозначное слово

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ многозначное или однозначное слово

  • Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов

Рассказ многозначное или однозначное слово

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Актуализация знаний Орфографическая минутка (Учащиеся записывают текст под диктовку.) Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. — Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.) — Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.) — Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.) — Как меняли слова?Самоопределение к деятельности пробн д (На доске записаны слова.) Ножницы, нос, двери, стол. — Выберите многозначные слова. — Назовите два значения слова заяц. — У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема:
Слово и его значение

Похожие материалы

  • Презентация по русскому языку «Слова синонимы» (2 класс)

  • Урок по русскому языку 7 класс Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

  • Презентация по русскому языку «Антонимы» (2 класс)

  • Презентация к уроку «Средства художественной выразительности речи. Тропы. 9 класс. Подготовка к ОГЭ.

  • Презентация к уроку «Способы компрессии (сжатия) текста». 9 класс. Подготовка к ОГЭ.

  • Урок по русскому языку 8 класс Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения.

  • Урок по русскому языку 8 класс «Русский язык в современном мире»

  • Открытый урок по русскому языку 1 класс, на тему: «Устная и письменная речь»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.

Например:

  • среда (обитания) — среда (день недели);

  • гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);

  • сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).


Подпись под картинкой если есть

Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.

Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:

  • Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.

  • Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.

  • Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.

Примеры:

  • Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.

  • Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».

  • Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.

  • Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.

Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.

Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.

Например:

  • кисть — часть руки,

  • кисть — приспособление для рисования,

  • кисть — ветка с ягодами или цветами.

Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.

Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Виды омонимов

На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).

Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.

Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.

К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.

Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:

  • Нас не будет дома. — Сидеть у дома.

  • Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.

  • Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.

Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:

  • Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.

  • Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.

  • Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:

  • Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.

  • Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.

Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:

  • Загадка:

    Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.

    Отгадка: ручка.

  • Анекдот:

    Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»

    Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.

Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:

  • Экономический — относится к экономике.

  • Экономичный — выгодный материально.

Примеры омонимов

Примеры слов-омонимов в русском языке:

  • Боксер — спортсмен, который занимается боксом;

    Боксер — порода собаки.

  • Бор — хвойный лес;

    Бор — инструмент зубного врача.

  • Брак — семейный союз;

    Брак — некачественное изделие.

  • Валить — заставлять падать;

    Валить — двигаться толпой, уходить.

  • Венец — венок;

    Венец — житель города Вены.

  • Гранат — плодовое растение;

    Гранат — драгоценный камень.

  • Гусеница — личинка насекомого;

    Гусеница — деталь гусеничного транспорта.

  • Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);

    Дача — загородный дом.

  • Дипломат — специалист по международным отношениям;

    Дипломат — небольшой чемодан.

  • Дворник — работник, который прибирает двор;

    Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.

  • Дисциплина — подчинение правилам;

    Дисциплина — отрасль научных знаний.

  • Заставлять — принуждать;

    Заставлять — занимать поверхность.

  • Каток — площадка для катания на коньках;

    Каток — машина для выравнивания дороги.

  • Ключ — родник;

    Ключ — приспособление для открывания замка.

  • Кол — заостренная палка;

    Кол — низшая школьная оценка.

  • Коса — прическа;

    Коса — инструмент для срезания травы.

  • Лавка — скамейка;

    Лавка — магазин.

  • Лама — копытное животное;

    Лама — учитель буддизма.

  • Ласка — проявление нежности;

    Ласка — хищное животное.

  • Лук — огородное растение;

    Лук — оружие для метания стрел.

  • Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;

    Мат — мягкая подстилка;

    Мат — нецензурные слова;

  • Мир — земной шар;

    Мир — отсутствие войны.

  • Мотив — мелодия;

    Мотив — повод для действия.

  • Мушка — небольшая муха;

    Мушка — деталь прицела.

  • Мышь — животное, грызун;

    Мышь — компьютерное устройство.

  • Норка — небольшая нора;

    Норка — хищный пушной зверек.

  • Оклад — размер заработной платы;

    Оклад — украшение иконы.

  • Предлог — вымышленная причина.

    Предлог — служебная часть речи.

  • Предложение — выраженная инициатива;

    Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.

  • Роман — литературное повествование;

    Роман — любовные отношения.

  • Свет — источник освещения;

    Свет — земля, мир;

    Свет — высшее общество.

  • Скат — ровная наклонная поверхность;

    Скат — рыба с плоским телом.

  • Следствие — результат, вывод;

    Следствие — расследование.

  • Собачка — маленькая собака;

    Собачка — деталь замка или застежки.

  • Союз — объединение;

    Союз — служебное слово.

  • Ушко — маленькое ухо;

    Ушко — отверстие в игле.

  • Язык — орган в полости рта;

    Язык — средство общения.

  • Рассказ мое детство пример
  • Рассказ миша ласкин чем мальчики любили заниматься в зимнее время приведите примеры из текста
  • Рассказ мишины кроссовки белоусова
  • Рассказ мишень для эгоиста
  • Рассказ миша ласкин краткое содержание