Рассказ мир вокруг нас

Приложение эколого-познавательный проект для дошкольников тема: мир вокруг нас актуальность проблемы: проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. общение детей с

Приложение

Эколого-познавательный проект для дошкольников

Тема: «Мир вокруг нас»

Актуальность проблемы: Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Общение детей с природой, которое организуется педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с окружающей средой.

Участники проекта — дети старшей группы (в возрасте 5-6 лет), педагоги ДОУ, родители дошкольников.

Срок реализации проекта – 8 занятий

Цель проекта: развивать познавательный интерес дошкольников, воспитывать любовь к природе, уважительное и заботливое отношение к ней, расширять знания о природе.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей элементарные знания об окружающем мире, природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат проекта: познавательный интерес детей к окружающей природе, формирование экологического и личностного отношения к окружающей действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Способы реализации:

  • беседы, решение проблемных ситуаций

  • наблюдения за природой в процессе прогулок

  • НОД

  • использование наглядного материала, Интернет-ресурсов

  • оформление стенда для родителей в раздевалке

  • игры

Оборудование и инвентарь: ноутбук; фотоаппарат; проектор; иллюстрации и картины «Насекомые», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Правила поведения в природе», книжный уголок в группе по теме (энциклопедии, художественная литература).

План проекта

1. Подготовительный этап – 1 день

1.1Доведение до участников проекта важности данной темы (проведение бесед с детьми, игр, консультация для родителей)

2. Определение плана действий, подбор заданий и материалов для основного этапа проекта.

3. Информирование родителей (законных представителей) с проведением проекта «Мир вокруг нас», оформление стенда в раздевалке группы

4. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).

2. Основной этап проекта – 6 дней

Реализация основных видов деятельности по всем направлениям проекта.

Работа с дошкольниками.

1 день – НОД на тему «Мир вокруг нас».

Цель – закрепление знаний и представлений детей о загрязнении окружающей среды, об основных физических свойствах и явлениях.

Задачи:

1) Упражнять в умении использовать различные приборы – помощники при проведении игр – экспериментов.

2) Воспитывать гуманную личность, способную понимать и любить окружающую природу, умение работать в парах.

3) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

План проведения НОД с использованием интернет ресурсов:

— Организационный момент. Вхождение в игровую ситуацию.

— Коммуникативная игра «Улыбнись друг другу»

Раздается стук в дверь. Телеграмма срочная.

«Внимание, внимание. Наша планета в опасности, если мы не спасем и не очистим нашу землю, то все люди не смогут больше улыбаться. Верните радость нашей планете».

— Дети, здесь еще есть интересная карта.

— На что она похожа?

Как загрязнена наша планета, даже человечек плачет.

— Что же делать?

— Как же быть?

Надо спасать нашу планету.

– Просмотр фильма «Охрана природы. Презентация для детей. Окружающий мир» youtube.

– Игра «Правила поведения в природе»

Для игры имеется поле игры – макет леса. Карточки с экологическими ситуациями, которые вредят природе и которые несут пользу для природы. Фишки – смайлики грустные и весёлые.

Играющие дети сидят за столами. Воспитатель выкладывает на игровом поле карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. После чего предлагает детям с его помощью выбрать карточку с изображением поведения в природе и отметить её фишкой-смайликом, которая соответствует определенной ситуации. Обосновать свой выбор. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Правила поведения в природе!» получает фишку. Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

Рефлексия

– Правила поведения в природе «»Будь природе другом!» » youtube.

2 день – Наблюдения за явлениями природы в процессе прогулки

Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность. Активизировать словарь: солнце, красное солнышко.

— Просмотр «Видеоролик о Солнце для детей» youtube.

— Просмотр «Учим ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ/ Развивающий мультфильм для детей» youtube.

3 день — Наблюдение за деревьями

Цель: Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

— наблюдение за деревьями на прогулке

— просмотр: энциклопедии, картинки с описанием

— просмотр « Обучающая игра для детей — Учим виды деревьев» youtube.

-просмотр «Что растет в лесу. Учим виды деревьев. Обучающий мультик для детей» youtube.

— Наблюдение за птицами

Цель: Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)

Просмотр инфо – урок «Окружающий мир для детей 5-7 лет» youtube.

— загадки про птиц: ворона, голубь, воробей, пеликан, утка, попугай,

— назовите одним словом (птицы)

— информация о птицах (строение, чем отличаются между собой, зачем нужна перья, чем питаются, зимующие птицы, чем мы можем помочь птицам, перелетные птицы, домашние птицы)

— игра «К слову нужно подобрать пару по смыслу (например: у человека нос, а у птицы — ?)

— интересные факты о птицах

— «обращение» птиц

4 день Времена года

Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течения года.

— рассматривание картинок

— просмотр «Времена года» youtube.

5 день – НОД на тему «Музыка и природа»

Цель — развитие экологической культуры у детей посредством участия в различных видах музыкальной деятельности с использованием технологии синтеза искусств.

Задачи:

1) Воспитывать интерес к активной деятельности по изучению и охране природы;

2) Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду с помощью использования различных форм музыкальной деятельности;

3) Развивать экологическое сознание, мышление в ходе слушания музыкальных произведений

1. Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей. Беседа. Определение цели. Создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

Чтение стихотворения. Слушание музыкального произведения «Стихи для детей о явлениях природы под классическую музыку. Наше всё!» youtube.

3. Заключительная часть:

Рассматривание картин.

Онлайн задание: «Закрепляем цвета»

Рисование под звуки природы.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

6 день – НОД по теме «Мы – друзья природы»

Цель –закрепить у детей знания о мире природы, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

1)Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

2)Закрепить правила поведения в природе

План занятия

1. Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей.

Игра «Кому что?».

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.)

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

– Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). Хищники: тигр, лев, медведь, волк. Травоядные: жираф, лось, корова, кролик, зебра

Проведение викторины «Мы – друзья природы».

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Онлайн – игра: «Чей голос в лесу?»

2. Основная часть:

Чтение стихотворений об объектах живой природы. Рассматривание картинок о влияние человека на мир природы. Загадки о природных явлениях.

– Просмотр фильма «Мы все друзья природы» youtube .

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка. Награждение всех участников.

Подведение итогов занятия.

Работа с родителями

1. Привлечение родителей к участию в оформлении стенда «Мир вокруг нас»

2. Консультация для родителей «Научим детей беречь природу».

3. Заключительный этап проекта – 1 день.

Данный этап включает в себя проведение следующих итоговых мероприятий:

— вечер — развлечение «Мы защитники природы» с презентацией экологических плакатов детей

— онлайн-игра на закрепление полученных знаний «Волшебное колесо»

— Экологическая игра — викторина в старшей группе « Удивительный мир природы » интернет-ресурс.

Итог проекта

По нашему мнению, разработанный эколого-познавательный проект «Мир вокруг нас» будет способствовать обогащению детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовать формированию коллективных взаимоотношений. Проект нацелен на расширение представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях и др. Дошкольники, в ходе реализации проекта, осознают, что природный мир не только делает нашу жизнь красивой, но и помогает нам быть здоровыми. Использование в рамках проекта различных игровых приемов и Интернет-ресурсов способствует развитию интереса детей к экологической теме.

Использование Интернет-ресурсов в рамках реализации проекта «Мир вокруг нас»:

1. Онлайн – игра: «Чей голос в лесу?» (http://vseigru.net/poznavatelnye-igry-dlya-detej-3-4-5-let/23409-igra-chej-golos-v-lesu.html)

2. Онлайн-игра «Волшебное колесо» (http://vseigru.net/poznavatelnye-igry-dlya-detej-3-4-5-let/23381-igra-volshebnoe-koleso-zhivotnye.html)

3. Онлайн задание: Закрепляем цвета – 2 ступень (https://iqsha.ru/uprazhneniya/3-goda/razlichaem-tsveta-2-stupen/)

4. «Охрана природы. Презентация для детей. Окружающий мир» youtube.

5. «»Будь природе другом!» » youtube.

6. «Видеоролик о Солнце для детей» youtube.

7. «Учим ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ/ Развивающий мультфильм для детей»

youtube.

8. « Обучающая игра для детей — Учим виды деревьев» youtube.

9. «Что растет в лесу. Учим виды деревьев. Обучающий мультик для детей» youtube.

10. «Окружающий мир для детей 5-7 лет» youtube

11. «Времена года» youtube.

12. «Стихи для детей о явлениях природы под классическую музыку. Наше всё!» youtube.

13.«Мы все друзья природы» youtube .

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/394656-jekologo-poznavatelnyj-proekt-dlja-doshkolnik

Квест «Мир вокруг нас»

Цель: создание условий для развития познавательного и читательского интереса  посредством квест- игры.

Задачи:

— пополнить представления о предметах младших школьников;

— привлечь интерес к учению;

— создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала;

обеспечить безопасность мероприятия.

Общая идея: собрать ключевую фразу. После того, как будут собраны все фрагменты, команда собирает всё высказывание, возвращается туда, откуда начался квест и показывают результат педагогу — организатору. 

Ключевая фраза: Мир полон чудес.

Ход мероприятия:

Музыка приключений.

Ведущий: Сегодня вас ждет увлекательное приключение. Вы попытаетесь найти мудрую мысль. А для этого мы с вами отправимся в удивительный мир. Нам надо будет собрать волшебную фразу из букв, чтобы открыть сундук с сокровищами. Я надеюсь, что те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, не будут для вас сложными. Первые буквы нашей фразы мы добудем на поляне загадок и вопросов.

1 станция «Поляна загадок и вопросов». 

(Звук начала игры.  Например, из игры «Умники и умницы»).

        Ведущий: Мы перенеслись с вами на волшебную поляну загадок и вопросов. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы получить первые буквы (надо отгадать загадки).

  1.         Это что за невидимка
    Хлопает в саду калиткой,
    На столе листает книжку,
    Шорохом пугает мышку,
    Сорвал с бабушки косынку,
    Покачал в коляске Димку,
    Поиграл листвой, поверьте!
    Ну, конечно, это …
    (Ветер)
  2. Здесь — куда не кинем взор —
    Водный голубой простор.
    В нем волна встает стеной,
    Белый гребень над волной.
    А порой тут тишь да гладь.
    Все смогли его узнать? 
    (Море)
  3. Из небесного мешка
    Вдруг посыпалась мука!
    Засыпает всё вокруг —
    Лес, поля, дома и луг…
    А как только ты возьмёшь
    И муки той наберёшь…
    Смотришь, а её уж нет!
    Лишь остался мокрый след.
    Что за странная мука?!
    Не видать нам пирожка.
    (Снег)
  4. Спал цветок и вдруг проснулся –
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, встрепенулся,
    Взвился вверх и улетел.
    (Бабочка)
  5. По тёмному небу рассыпан горошек
    Цветной карамели из сахарной крошки,
    И только тогда, когда утро настанет,
    Вся карамель та внезапно растает.
    (Звезды)

(Выдается детям буква М )

Чтобы получить следующую букву, нужно ответить на хитрые вопросы.

  1. Какое идет время года перед осенью? (лето)
  2. За каким днём недели придёт четверг? (среда)
  3. Какой цвет в радуге следует за зеленым? (голубой)
  4. Что значит красный сигнал на светофоре? («стой»)
  5. Какая вода в море, океане?(соленая)
  6. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
  7. Какое дикое животное очень похоже на собаку? (Волк)
  8. Какие грибы растут на пнях? (Опята)
  9. Какое самое высокое животное на Земле? (Жираф)
  10. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
  11. Что является символами государства? (герб, флаг, гимн)
  12. Денежная единица России (рубль)

(Выдается детям буква И )

Назовите, что лишнее и получите следующую букву

  1. Ананас, помидор, груша, яблоко. (помидор)
  2. Баклажан, помидор, лук, апельсин. (апельсин)
  3. Дождь, снег, дом, иней, град. (дом)
  4. Земля, луч, Марс, Уран. (луч)
  5. Ромашка, вишня, груша, слива. (ромашка)
  6. Волк, тигр, корова, лев. (корова)
  7. Растения, грибы, животные, парта. (парта)

                (Выдается детям буква Р )

Ведущий: Молодцы! Переносимся с вами на станцую «Спортивная».

 (Звук второй станции.  Например,  «Танец маленьких утят»).

2 станция «Спортивная».

Ведущий: Что бы получить следующие буквы нужно станцевать.

Музыка «Руки Вверх и поворот»

(Выдаются детям буквы П О Л)

Ведущий: Молодцы! Следующая станция «Шпионская».

 (Звук третьей станции.  Например,  «Песня гениального сыщика» из Бременских музыкантов).

А теперь нужно проявить смекалку. Мы получили загадочные письма, прочитайте спрятанные в них слова  получите следующие буквы.

3 станция «Шпионская»

Дешифровщик «Среди повторяющихся букв Е спрятать слова: ОКНО, НОРА»

(Выдаются детям буквы О Н)

Ведущий: Молодцы! Следующая станция «Реставрационная».

 (Звук четвертой станции.  Например,  «Добрый мастер» ).

4 станция «Реставрационная»

Ведущий: Что бы получить следующие буквы, нам надо изготовить веер из бумаги.    

Самые первые веера использовали для защиты от различных насекомых и духоты, назывались они опахалами. В древнее века в Египте и Индии опахало изготавливалось из листьев пальмы и лотоса. Кто создал первый веер все еще не известно. Со временем он стал символом  роскоши.    С появлением веера был создан неповторимый язык жестов, разработан ряд жестов, которые обозначали фразы. Веерными жестами признавались в любви, выражали презрение и симпатию.
  В наше время этот язык утрачен, а веер всего лишь сувенир или элемент декора. Лишь в Японии и Китае сбереглись все веерные традиции.

небольшой мастер-класс по изготовлению, например, вееров.

(Выдаются детям буквы ЧУ)

Ведущий: Молодцы! Следующая станция «Строительная».

 (Звук пятой станции.  Например  «Гимн строителей» ).

5 станция «Строительная» 

Ведущий: Из кубиков надо построить слово. А какое слова вы узнаете, отгадав загадку Что нельзя унести в сите? (воду)

Ведущий: Молодцы! Третья буква нашего слово отгадка и будет нам нужна. Какая эта буква? (Д).

 6 станция «Весёлая» 

Ведущий: Чтобы получить последние буквы, надо энергично танцевать под музыку разных народов.

(Выдаются детям буквы Е С)

Ведущий: У нас есть волшебный сундучок, но чтобы его открыть выкладываем фразу и читаем её дружно. «МИР ПОЛОН ЧУДЕС».

Награждение из сундучка.

Победили все участники, которые с честью прошли все испытания. А теперь все дружно споем песню для хорошего настроения и поделимся им с окружающими.

        Долгосрочный проект в подготовительной  группе.

 «Мир вокруг нас»

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной  группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Введение.


Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Цель и задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

с сентября по март 2021-2022 учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.


Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе — оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Формы работы.

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них — шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми.

 Сентябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №1

«Наша Земля»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

Экскурсия в парк.

Зарисовки детей «Портрет Земли»

Мониторинг

2 неделя

Занятие №2

«Как хлеб на стол пришёл»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав.

Оформление уголка «Хлеб»

Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал»

3 неделя

Занятие №3

«Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

Учить пользоваться журналом научных наблюдений.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

4 неделя

Занятие №4

«Наши помощники — органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств)

Рисование: «Мой портрет»

Октябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №5

«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

2 неделя

Занятие №6

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

3 неделя

Занятие №7

«Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла

Постройки из песка на участке

4 неделя

Занятие №8

«Сердце»

Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца

Прививать навыки ЗОЖ

Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.

Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей.

Плакат с изображением сердца, муляж сердца.

Экскурсия в медицинский кабинет.


Ноябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №9

«Вулканы»

Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан.

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

Просмотр открытого занятия «Вулканы».

2 неделя

Занятие №10

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Учить рисовать схемы.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

3 неделя

Занятие №11

«Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

4 неделя

Занятие №12

«Наше здоровье»

Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением.

Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье.

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Декабрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №13

«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками.

Изготовление цветного льда.

Экскурсия на озеро Янтарное.

2 неделя

Занятие №14

«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

Просмотр открытого занятия «Свойства воды»

3 неделя

Занятие №15

«Свойства снега и льда»

Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: Учить сравнивать снег и лёд.

Рисуем снежные постройки

4 неделя

Занятие №16

«Опорно-двигательный аппарат»

Цель: Расширять представления детей о строении нашего тела. Дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле. Показать позвоночник, его значение. Учить детей анализировать, делать выводы.

Расширять знания о пользе физкультуры, спорта.

Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Что полезно есть для укрепления костей».

Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре)


Январь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

2 неделя

Занятие №17

«Круговорот воды в природе»

Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.

Рисование схемы круговорота воды в природе.

3 неделя

Занятие № 18

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за зимним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)

Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха»

4 неделя

Занятие № 19

Цель: «Градусник. Термометр»

Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела.

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры

Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр»

Февраль

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 20 «Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!!!). Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения. (показ презентации).

«О звёздах»

Беседа с показом презентации.

Беседовать о применении электричества в современном мире.

Выставка бытовых электроприборов.

2 неделя

Занятие № 21 «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Экскурсия в пожарную часть.

3 неделя

Занятие № 22 «Виды масла, его применение и свойства»

Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.

Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла»

Показать детям разные виды аромамасел

4 неделя

Занятие № 23 «Пищеварение»

Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания,

прививать навыки ЗОЖ

Беседовать о вкусовых предпочтениях детей.

Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать.

Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом»

Март

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 24 «Посадка лука»

Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.

Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями.

Учить соблюдать безопасность.

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

2 неделя

Занятие № 25 «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

3 неделя

Занятие № 26

«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала.

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар»

Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце

4 неделя

Занятие № 27

Итоговое

(занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину)

Мониторинг


Мониторинг

— Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Анкетирование.
Перспективный план работы с родителями
Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
Консультации для родительского уголка.
Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение.

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы.

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. — № 8.

11. Интернет ресурсы.

Жителей Тульской области, небезразличных к улучшению жизни своего населенного пункта и общественной деятельности, объединил семейный фестиваль «День Добрых Дел». Событие стало ежегодным, проходит уже в третий раз, организовано тульским региональным общественным движением поддержки семьи «МамКомпания».

В этом году фестиваль проходит в формате онлайн квеста. Тематика – «Добрые рассказы». Некоммерческие организации Тульской области публикуют рассказы о своей работе и предлагают участникам квеста ответить на несколько вопросов и выполнить творческое задание.

Ассоциация «Совет муниципальных образований Тульской области» присоединилась к событию. Организация рассказывает, как в одном обычном дворе жила самая обычная семья, жизнь которой вращалась в контуре работы и дома, узкого круга общения и отсутствия интересов. Обыденную картину похожих друг на друга дней дополнял пейзаж неблагоустроенного двора и неопрятного подъезда.

А на соседней улице разворачивалась прямо противоположная история: дружные сплоченные жильцы, которые бережно и с любовью ухаживали за своим двором, украшали его цветами и сделанными своими руками лавочками, и часто устраивали совместные веселые праздники.

Героиня истории однажды задалась вопросом: почему так происходит? Почему на одной улице такая благоустроенная и интересная жизнь, а совсем рядом – скучная серая?

Прочитать рассказ полностью и узнать, в чем же секрет, и как сложилась судьба героини, можно здесь: https://vk.com/@dendobryhdel_tula-associaciya-smo-tulskoi-oblasti

Помимо ответов на вопросы к рассказу, участники квеста с удовольствием откликнулись на предложение выполнить творческое задание: детям предлагалось подготовить рисунок двора мечты, а взрослым — сделать что-то полезное для своего двора или подъезда или сфотографировать, что уже сделано, включая объекты благоустройства или проведенные совместные мероприятия.

Участник квеста, тулячка Наталья Бормотова, опубликовала фото и написала:

«Двор чистый, красивый, площадку не так давно сделали, чистоту и дворники поддерживают, и мы — жильцы — субботники устраиваем. Есть и горка, и спортплощадка».

Вера Ермакова из Тулы рассказала:

«У нас очень зеленый и большой двор. Жильцы благоустроили наш подъезд (добились ремонта и замены окон у управляющей компании, сами покрасили входную дверь, утеплили ее. Мы не бросаем мусор и моем окна в подъезде, и теперь очень уютно и приятно заходить, а жильцы соседних подъездов заходят любоваться нашим. Высадили цветы и молодые растения. Теперь в планах — поставить красивый забор в цветнике».

А еще во дворе дома  часто проходят праздники и конкурсы для детей и родителей.

«У нас новые детская и спортивная площадки, парковка, есть достаточно места для катания на велосипеде, роликах, скейте. Недавно жильцы покрасили входную подъездную дверь, заасфальтировали площадку возле подъезда», — рассказала участница квеста Марина Мельникова.

Анастасия Моисеева поделилась фотографией цветов и написала, что у них с соседями «общий интерес в подкармливании котиков и ежат», которые живут во дворе.

Рассказ мир вокруг нас

«Не так давно мы красили двери подъезда, чинили скамейку около дома, — поделилась участница квеста Анастасия Назарова. — Принимаем участие в субботниках. Соседи приветливые и отлично общаются. Под окнами у меня растут цветы. А у моей бабушки жители двора облагораживают его. В подъездах всегда висят поздравления со всеми праздниками от соседей. Есть даже добрый уголок, откуда можно взять игрушки. Недавно двор выбрали лучшим, сделали там ремонт и поставили современную площадку».

Рассказ мир вокруг нас

Татьяна Громова в подписи к фото указала: «Я очень люблю наш двор, у нас есть все: и площадка, и лавочки, и беседка, и просто море цветов».

Участница квеста Ирина Лёшина является председателем совета дома: «Делала озеленение, регулярные осмотры общедомового имущества для передачи списка дефектов в УК и их устранения, организовывала общедомовые голосования, чтобы сделать двор безопаснее и лучше (установка лежачих полицейских, столбиков, не допускающих парковку на съездах с тротуара для маломобильных групп населения)».

«Я помогаю поддерживать чистоту и порядок», — рассказал юный участник «Дня Добрых Дел» Никита Измайлов. И нарисовал двор мечты, где есть футбольное поле, детская площадка и спортивные турники.

Такими небольшими в масштабах страны, но очень значимыми для каждого конкретного подъезда, дома, двора, улицы, населенного пункта шагами, инициативные жители Тульской области помогают менять к лучшему окружающую территорию и жизнь людей рядом.

Поддержать эту общественную активность, вывести ее на новый уровень и вместе реализовать даже самые смелые мечты и идеи помогают территориальные общественные самоуправления (ТОС) региона и Ассоциация «Совет муниципальных образований Тульской области».

Семейный квест «День Добрых Дел» продолжается. Ознакомиться с добрыми рассказами о работе некоммерческих организаций, благотворительных фондов, волонтеров, узнать, как и чем они помогают людям, можно на площадке квеста в социальной сети «ВКонтакте».

Рассказ мир вокруг нас

Высокий статный брюнет, изысканно вежливый и учтивый, он всегда был в центре внимания. Кажется он прожил не жизнь, а собственноручно написанный рассказ. Удивительно, но он мог бы быть нашим современником и по сей день создавать свои простые человеческие истории. Сегодня Сергею Довлатову исполнилось бы сегодня 80 лет.

Родился в семье беспартийной творческой интеллигенции

Семья уехала в эвакуацию из Ленинграда в Уфу в самом начале войны. Мама, Нора Сергеевна, была актрисой, но в силу нехарактерной для людей этой профессии объективной самооценке решила оставить это ремесло, стала корректором в «Лениздате» и посвятила себя воспитанию сына. Довлатов коротко вспоминал свое детство: «Толстый застенчивый мальчик… Бедность… Мать самокритично бросила театр и работает корректором». От мамы Сергей унаследовал удивительное чувство языка, что впоследствии и определило его профессиональный выбор.

Отец, Донат Исаакович, был режиссером, а затем стал администратором в Александринском театре. После возвращения в Ленинград в 1944 году родители развелись, всю дальнейшую жизнь Сергей мало общался с отцом, да и то больше посредством писем.

Рассказ мир вокруг нас

Сергей Довлатов (слева) в пионерском лагере. Фото: из архива Д. Дмитриева

Был наполовину евреем, наполовину — армянином

Фамилия, перешедшая Довлатову от отца, — Мечик. После развода родителей Сергей взял себе более благозвучную фамилию мамы, Норы Довлатян, изменив ее на русский лад. 

Был отчислен из университета

Руководство Ленинградского университета рассталось со студентом отделения финского языка филологического факультета после двух с половиной лет обучения за систематические прогулы, неуспеваемость и «аморальное поведение». По мнению его приятелей, Довлатов поступал туда не случайно: в Ленинград регулярно ходили финские автобусы, поэтому знание языка давало возможность устроиться гидом и между делом спекулировать иностранными вещами.

«Раза четыре я сдавал экзамен по немецкому языку, вспоминал Довлатов. И каждый раз проваливался. Языка я не знал совершенно. Ни единого слова. Кроме имен вождей мирового пролетариата. И, наконец, меня выгнали. Я же, как водится, намекал, что страдаю за правду. Затем меня призвали в армию. И я попал в конвойную охрану. Очевидно, мне суждено было побывать в аду…».

Боролся с Бродским за внимание девушки

Утонченная и изысканная студентка Ленинградского университета Ася Пекуровская в конце концов выбрала Довлатова. Бродский вспоминал: «Это была зима то ли 1959, то ли 1960 года. И мы осаждали тогда одну и ту же коротко стриженную миловидную крепость, расположенную где-то на Песках. По причинам слишком диковинным, чтобы их тут перечислять, осаду эту мне пришлось вскоре снять и уехать в Среднюю Азию. Вернувшись два месяца спустя, я обнаружил, что крепость пала».

Рассказ мир вокруг нас

Ася Пекуровская и Сергей Довлатов

Сергей женился на Асе, но семейная жизнь была недолгой: студент едва сводил концы с концами и не мог обеспечить запросов возлюбленной, привыкшей к красивой и эффектной жизни, много и часто брал взаймы и в итоге был оставлен своенравной девушкой в одиночестве. 

Прослужил три года в охране исправительных колоний в Республике Коми

Армейские воспоминания подробно изложены в повести «Зона», главный мотив которой сводится к простой мысли: никакой принципиальной разницы между охранниками и заключенными нет. Видимо, именно в то время Довлатов перестал делить людей на хороших и плохих, окончательно осознав, что в любом человеке много чего намешано независимо от должностей, профессии и национальности. Этот максимально не-черно-белый взгляд на человеческий мир он перенес и в свою литературу. По словам Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма: со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». 

После армии выбрал путь журналиста

Закончил отделение журналистики филфака ЛГУ. Параллельно с учебой начал печататься  в самых разных изданиях, стал членом Союза журналистов.

Лев Лурье вспоминал: «Надо было писать про передовиков, давались совершенно комические задания, которые, надо сказать, он выполнял с необычайной виртуозностью. Я помню смешной фельетон… о недостаточном качестве супа в столовой кораблестроительного института».

Рассказ мир вокруг нас

Сергей Довлатов

Долго и безуспешно пытался стать членом Союза писателей СССР

Членство давало одну, но неоспоримую привилегию: неприкосновенность от преследований по статье «тунеядство». В 1967 году Довлатов вместе с Бродским, Гординым, Битовым участвовал в вечере молодых литераторов. Во время выступления Сергея зал падал от смеха — успех был ошеломительным.

Но через несколько дней в партию поступила жалоба бдительного литератора: «Грубый антисоветский сионистский шабаш, который прошел в Доме Союза писателей, свидетельствует о том, что в стране распространяется ползучая контрреволюция». Путь в Союз писателей для Довлатов закрылся. С 1967 по 1972 годы все тексты, отправленные им в различные издания, возвращались назад. 

Работал кочегаром, чтобы получить таллиннскую прописку

В Эстонию Довлатов переехал в 1972 году в поисках относительной свободы. Действительно, по сравнению с Ленинградом, в Таллине дышалось гораздо легче. Довлатов начал работать в газете «Советская Эстония» и «Молодежь Эстонии», много писал. В одном из эстонских изданий даже обещали выпустить его книгу «Пять углов». Но по несчастному стечению обстоятельств при обыске у одного рьяного антисоветчика обнаружили «Зону» Довлатова. Сотрудники госбезопасности забеспокоились. Писателя выгнали из «Советской Эстонии», уже набранные «Пять углов» отложили на дальнюю полку, а писатель вынужден был вернуться в Ленинград. 

Водил экскурсии по Пушкинским горам

Устроиться гидом его подтолкнули нелегкие обстоятельства — работы почти не было, его рассказы не печатали. Сам Довлатов любил рассказывать байку, что в бытность экскурсоводом частенько показывал «филологической молодежи» настоящую могилу Пушкина. Разумеется, за отдельную плату. Именно в это время параллельно Сергей Довлатов начал печататься за границей, передавая свои материалы в журналы «Континент», «Время и мы».

Рассказ мир вокруг нас

Довлатов проводит экскурсию в Михайловском

Довлатов пил более 30 лет

Были, конечно, перерывы, но фактически он всегда находился в «красной зоне». Это пагубное увлечение началось еще в юности, а его первый брак уже омрачался «утечкой» семейного бюджета: как вспоминала Ася Пекуровская, он каждый день пропивал ровно 2,5 рубля в культовом ресторане «Восточный», а закусывал деликатесами, стянутыми с соседних столиков у ушедших потанцевать посетителей.

В 60–70-е годы в литературных, интеллигентских кругах пили много и буднично (как, впрочем, и вся страна), но Сергей Донатович делал это беспощадно. Периодически он яростно боролся с этой страстью, но сам признавался, что даже в периоды полной «завязки» помнил о водке «с утра до ночи».

Но про Довлатова нельзя сказать, что он «страдал» алкоголизмом. Пить — это был его сознательный страшный выбор. В этом акте спаивания самого себя даже не было характерной для русского человека обреченности, принесения себя в жертву этой сложной жизни, а скорее какой-то грубый самоубийственный порыв.

Лев Лосев иронично вспоминал:

Я видал: как шахтер из забоя,
выбирался С.Д. из запоя,
выпив чертову норму стаканов,
как титан пятилетки Стаханов.
Вся прожженная адом рубаха,
и лицо почернело от страха.

Ну а трезвым, отмытым и чистым,
был педантом он, аккуратистом,
мыл горячей водой посуду,
подбирал соринки повсюду.
На столе идеальный порядок.
Стиль опрятен. Синтаксис краток.

Рассказ мир вокруг нас

Довлатов в Америке

В 1978 году эмигрировал в США, жил в Нью-Йорке

Достаточно быстро стал ошеломляюще популярным среди читателей и получил высокую оценку западной критики. За годы эмиграции издал двенадцать книг, которые вышли в Америке и Европе на пяти языках. 

Был грустным человеком

Приятели Довлатова вспоминали, что несмотря на искрометный юмор, пронизывающий все его рассказы, сам Сергей был очень сдержанным человеком и попросту не умел радоваться и быть счастливым. Даже живя в Нью-Йорке, где он, казалось, получил все, что только можно желать, Довлатов страдал от одиночества и непреодолимой депрессии. «Пьянство мое затихло, но приступы депрессии учащаются. Я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, первого ребенка, минимальных денег, а сейчас все произошло и ждать больше нечего», — писал Довлатов.

Удостоился похвалы Курта Воннегута

Одним из самых очевидных признаний таланта Довлатова за рубежом стала публикация его рассказа в журнале The New Yorker. Кроме него такой чести удостоился только один русский писатель — Владимир Набоков. После этой публикации Довлатову написал Курт Воннегут: «Я тоже люблю вас, но Вы разбили мое сердце. Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в журнал The New Yorker. А теперь приезжаете Вы, и — бах! — Ваш рассказ сразу же печатают. Что-то странное творится, доложу я вам… Я многого жду от вас и от вашей работы. У вас есть талант, который вы готовы отдать этой безумной стране. Мы счастливы, что Вы здесь».

Рассказ мир вокруг нас

Курт Воннегут, Лев Штерн, Сергей Довлатов, 1982 г.

Несмотря на долгожданный успех и востребованность, скучал по родине

«Я этнический писатель, живущий за 4 000 километров от своей аудитории. Как выяснилось, я гораздо более русский человек, чем казалось. Не дай тебе Бог узнать, что такое жить в чужой стране, пусть даже в такой сытой и прекрасной, как Америка», — сказал как-то Довлатов. 

Одна из улиц Нью-Йорка названа в честь Сергея Довлатова

В конце 2013 года поклонниками писателя была подана петиция о добавлении его имени на улице в Нью-Йорке. На сайте change.org было собрано 17 тысяч подписей. В июне 2014 года, не дожидаясь сбора необходимого числа подписей (20 тысяч), городской совет Нью-Йорка рассмотрел и одобрил законопроект. Решение было утверждено мэром города. 7 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие улицы Сергея Довлатова Sergei Dovlatov Way. 

Сергей Довлатов скончался от сердечной недостаточности 24 августа 1990 года в Нью-Йорке в возрасте 48 лет

Его смерти предшествовал продолжительный запой, во время которого писатель скрывался от родных. Еще ранее у него диагностировали цирроз печени. Он производил впечатление сильного, здорового мужчины, но на самом деле изнутри был изъеден алкоголем и постоянными стрессами.

Похоронен на еврейском кладбище Маунт-Хеброн в нью-йоркском районе Куинс.

  • Рассказ михалкова дядя степа
  • Рассказ мисаки и усуи шинтани
  • Рассказ михаила зощенко самое главное
  • Рассказ метель 6 класс краткий пересказ
  • Рассказ медаль алексеев слушать