Рассказ миллион терзаний гончаров краткое содержание

иван александрович гончаров иван александрович родился 18 июня в 1812 году в симбирске, младшим сыном в семье богатого купца.

                                      Иван Александрович Гончаров

Иван
Александрович родился 18 июня в 1812 году в Симбирске, младшим сыном в семье
богатого купца. Мальчик в 7 лет потерял отца. По просьбе матери воспитателем
Вани стал крёстный -Николай Николаевич Трегубов.  В скором времени его
отправляют в Московское коммерческое училище на Остоженке. Самому же поэту эти
годы тяжело вспоминать. В пансионе все время уделяли воспитанию, нежели чем
учебе. Подросток Гончаров зачитывался Карамзиным и Пушкиным… Только когда ему
исполнилось восемнадцать, мать смягчилась и забрала его из ненавистного
учреждения. Итак, на стезю коммерсанта юноша и не претендовал. Его влекло
совсем в другую сторону. В августе 1831 года Иван Александрович поступил на словесный
факультет московского университета, где и провёл три года. Одновременно с ним в
университете обучались: Белинский, Герцен и Огарёв, Станкевич, Тургенев,
Константин Аксаков. В 1832 году Гончаров впервые напечатался в журнале —
перевёл отрывок из романа «Атар-Гюль» популярного тогда Эжена Сю. По
получении диплома, в 1834 году, молодой человек с гордостью вернулся в родной
Симбирск с намерением недолго погостить и уехать либо в столицу, либо обратно в
Москву. Но пришлось задержаться: одиннадцать месяцев Иван Александрович, желая
заняться практической деятельностью, состоял в должности губернаторского
секретаря. Жестоко разочаровался: бюрократия того времени была не лучше
нынешней. В Санкт-Петербурге тоже привелось заняться бумажной работой. Молодой
человек переводил иностранную корреспонденцию в департаменте внешней торговли
министерства финансов. Помимо того, Гончаров стал домашним учителем в семье
академика живописи Николая Александровича Майкова и его супруги-романистки
Евгении Петровны Гусятниковой-Майковой. Он преподавал латынь и русскую
литературу сыновьям художника — Аполлону, впоследствии выдающемуся поэту,
скончавшемуся от алкоголизма, и Валериану, которому прочили будущность критика
и литературоведа (утонул 23 лет от роду). В рукописных альманахах семьи
Майковых были опубликованы первые повести Гончарова: «Лихая болесть»
(1838) и «Счастливая ошибка» (1839). В начале 40-х гг. писатель
работал над романом «Старики», из которого до нас не дошло ни
строчки, ни черновика. Тот период его литературной деятельности мы знаем только
по очерку «Иван Саввич Поджабрин» (1841), вышедшему в 1847 году после
«Обыкновенной истории» — романа, которому суждено было стать
основанием трилогии. В октябре 1852 года Иван Александрович стал секретарём вице-адмирала
Путятина, начальника экспедиции на фрегате «Паллада». С первых же
дней писатель ведёт подробнейший путевой дневник, а путешествие длилось два
года с половиной. Маршрут поражал разнообразием: Великобритания, мыс Доброй
Надежды, Индокитай, Япония, Китай, остров Рюкю, Филиппины и — обратный путь
через Сибирь. 13 февраля 1855 года Гончаров приехал в Петербург, и уже в апреле
опубликовал первый очерк. В 1858 году «Фрегат «Паллада»»
вышел отдельным изданием, в 1859 увидел свет роман «Обломов». В это
время его автор преподавал русскую словесность наследнику престола и работал
… цензором. При содействии Гончарова напечатали и «Село Степанчиково и
его обитатели» Достоевского, и «Муму» Тургенева — после
многолетнего цензурного запрета, и «Тысяча душ» Писемского (результат
— выговор от начальства). Тем не менее литературная общественность осуждала и
высмеивала прозаика-цензора. В начале 1860 года он вышел в отставку, а уже
через полтора года стал редактором газеты «Северная почта»,
официального органа министерства внутренних дел. Проработав около года,
писатель сделался членом Совета по делам печати, то есть снова цензором. С 1862
по 1867 гг. он усердно защищал правительство и государственные устои, сражался
с нигилизмом, материализмом и коммунизмом, а затем вышел на пенсию — дописывать
роман «Обрыв». 1869 год – написан и опубликован в «Вестнике Европы»
последний роман И.А. Гончарова «Обрыв». Выдающегося успеха у читателей роман не
имел. С этого времени и до конца жизни Иван Александрович пишет мало — не
позволяет здоровье, терзает астма. Самое значимое произведение последнего
периода жизни писателя – статья «Мильон терзаний», посвященная комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума» (опубликована в «Вестнике Европы»). Также
были написаны рассказы «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского»,
авторская исповедь «Лучше поздно, чем никогда», мемуары «В
университете», «На родине». Критические очерки Гончаров создавал
также и о своих собственных произведениях: «Предисловие к роману “Обрыв”»,
опубликованное лишь в 1938 году, «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”».
Осенью 1873 года Гончаров преподавал русскую словесность детям Великого князя
Константина Николаевича. В 1876 году Иван Александрович был избран русским
членом-корреспондентом Общества литераторов Франции, а в 1885 – почетным членом
Общества любителей российской словесности при Московском университете. Маститый
писатель тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире из
трех комнат, на Моховой.Там он и умер в сентябре 1891 года. Гончаров не был
женат, свое имущество и литературную собственность завещал семье своего старого
слуги. Писатель был похоронен в Александро-Невской лавре, в 1956 году
перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

На чтение 20 мин. Просмотров 33 Опубликовано

Критическую статью «Мильон терзаний» Гончаров написал в 1872 году. В ней автор проводит краткий анализ пьесы «Горе от ума», обозначает ее актуальность и значение в русской литературе.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Мильон терзаний», а также пройти тест на проверку знания статьи.

Краткое содержание

В статье Гончаров пишет о том, что комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличается «моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью». Он сравнивает пьесу со столетним стариком, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий».

Гончаров упоминает Пушкина, у которого «гораздо больше прав на долговечность». Однако герои Пушкина «уже бледнеют и уходят в прошлое», «становятся историей». «Горе от ума» появилось раньше, чем «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», но при этом «пережило их», пройдя даже гоголевский период и «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Несмотря на то, что пьеса сразу разошлась на цитаты, от этого не опошлилась, а «сделалась как будто дороже для читателей».

Гончаров называет «Горе от ума» картиной нравов, галереей живых типов, это «вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия». «Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». В героях пьесы отразилась вся прежняя Москва, «тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» Чацкий «положительно умен», в его речи много остроумия, он «безукоризненно честен». Гончаров считает, что как личность Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина, так как готов к делу, «к активной роли». При этом Чацкий не находит ни в ком из других героев «сочувствия живого», поэтому и уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Гончаров размышляет над тем, что в пьесе Грибоедов показывает «два лагеря»: с одной стороны это «Фамусовы и вся братия», а с другой – пылкий и отважный боец Чацкий. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование». Однако после бала Чацкий устает от этой борьбы. «Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага». Преувеличения, «нетрезвость речи» становятся причиной того, что его принимают за сумасшедшего. Чацкий даже не замечает, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров не оставляет без внимания и образ Софьи. Он подчеркивает, что она относится к тому типажу женщин, которые «почерпали житейскую мудрость из романов и повестей», поэтому умели «только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать». Гончаров сравнивает Софью с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой», считает, что в отношениях с Молчалиным Софьей двигало «влечение покровительствовать любимому человеку».

Гончаров отмечает, что у Чацкого «роль страдательная», но иначе не могло и быть. «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь»«жизнь свободную». Его идеал заключен в свободе ото «всех цепей рабства, которыми оковано общество». «И Фамусов, и другие про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить». При этом Гончаров считает, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», поэтому комедия и остается актуальной.

Критик отмечает, что в книге «Горе от ума» две комедии «как будто вложены одна в другую». Первая – частная «интрига любви» между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров считает, что при постановке «Горя от ума» артистам важно «прибегать к творчеству, к созданию идеалов», а также стремиться к «художественному исполнению языка».

Заключение

В статье «Мильон терзаний» Гончаров проводит параллель между героями пьесы «Горе от ума» и персонажами произведений Пушкина и Лермонтова. Автор приходит к выводу, что Онегин и Печорин «побледнели и обратились в каменные статуи», Чацкий же «остается и останется в живых».

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мильона терзаний», а оценить критический труд Гончарова в полном варианте.

Тест по статье

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Гончарова «Мильон терзаний»?</h3>

    • <label>1872 г.</label>
    • <label>1873 г.</label>
    • <label>1874 г.</label>
    • <label>1875 г.</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому — борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы «Горе от ума»:

Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.

Несмотря на гений Пушкина, его герои «бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

«Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Продолжение после рекламы:

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, …начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века.

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой «ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его «иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что «Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Брифли существует благодаря рекламе:

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за всё, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его «надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнрав­ственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный «укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то «горячее, нежное, даже мечтательное».

Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Продолжение после рекламы:

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадёжности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопо­клонство и шутовство.

Идея «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

«Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Брифли существует благодаря рекламе:

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как «живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:

Актёр, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесён каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

«Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Пересказала Диана Мельникова для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

35484067.jpg

Мильон терзаний (крити­че­ский этюд)Аудиокнига. 1 ч 26 мин. Читает Михаил Росляков. Бесплатный отрывок:35484067.jpgМихаил Росляков1 ч 26 мин

Читайте также

Поделиться Автор: И. А. Гончаров Жанр: Статья

Горе от ума,Грибоедова. — Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.

Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». У всех у них много, а у иных, как, например, уПушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, чтоЛомоносовдля русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, — взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин.

Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источниками искусству, — сами становятся историей. Мы изучили «Онегина», его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную память.

Называли бессмертною комедиею «Недоросль» Фонвизина, и основательно, — ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для произведения слова. Но теперь нет ни одного намека в «Недоросле» на живую жизнь, и комедия, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник.

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.

Отчего же это, и что такое вообще это «Горе от ума»?

Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить. Изустная оценка опередила печатную, как сама пьеса опередила печать. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.

Но пьеса выдержала это испытание — и не только не опошлилась, но сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом покровителя, критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь.

Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми навсегда, что комедия образцовое произведение, — и на том все помирились.

И мы здесь не претендуем произнести критический приговор в качестве присяжного критика: реши­тель­­но уклоняясь от этого, — мы, в качестве любителя, только высказываем свои размышления тоже по поводу одного из последних представлений «Горя от ума» на сцене. Мы хотим поделиться с читателем этими своими мнениями, или, лучше сказать, сомнениями о том, так ли играется пьеса, то есть с той ли точки зрения смотрят обыкновенно на ее исполнение и сами артисты, и зрители? А заговорив об этом, нельзя не высказать мнений и сомнений о том, так ли должно понимать самую пьесу, как ее понимают некоторые исполнители, и может быть, и зрители. Не хотим опять сказать, что мы считаем наш способ понимания непогрешимым — мы предлагаем его только как один из способов понимания или как одну из точек зрения.

Что делать актеру, вдумывающемуся в свою роль в этой пьесе? Положиться на один собственный суд — недостанет никакого самолюбия, а прислушаться за сорок лет к говору общественного мнения — нет возможности, не затерявшись в мелком анализе. Остается, из бесчисленного хора высказанных и высказывающихся мнений, остановится на некоторых общих выводах, наичаще повторяемых, — и на них уже строить собственный план оценки.

Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного — Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго.

Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которой пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.

Но и те и другие ценители почти обходят молчанием самую «комедию», действие, и многие даже отказывают ей в условном сценическом движении.

Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонал в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.

Все эти разнообразные впечатления и на них основанная своя точка зрения у всех и у каждого служат лучшим определением пьесы, то есть что комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах, если принять совокупность всех прочих высказанных условий. Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, — зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы, — от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которого картина была бы неполна.

Однако для нас она еще не вполне законченная историческая картина: мы не отодвинулись от эпохи на достаточное расстояние, чтоб между ею и нашим временем легла непроходимая бездна. Колорит не сгладился совсем; век не отделился от нашего, как отрезанный ломоть: мы кое-что оттуда унаследовали, хотя Фамусовы, Молчалины, Загорецкие и прочие видоизменились так, что не влезут уже в кожу грибоедовских типов. Резкие черты отжили, конечно: никакой Фамусов не станет теперь приглашать в шуты и ставить в пример Максима Петровича, по крайней мере так положительно и явно. Молчалин, даже перед горничной, втихомолку не сознается теперь в тех заповедях, которые завещал ему отец; такой Скалозуб, такой Загорецкий невозможны даже в далеком захолустье. Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других, нужды нет, что с самой Москвы стерся тот «особый отпечаток», которым гордился Фамусов.

Общечеловеческие образцы, конечно, остаются всегда, хотя и те превращаются в неузнаваемые от временных перемен типы, так что, на смену старому, художникам иногда приходится обновлять, по прошествии долгих периодов, являвшиеся уже когда-то в образах основные черты нравов и вообще людской натуры, облекая их в новую плоть и кровь в духе своего времени. Тартюф, конечно, — вечный тип, Фальстаф — вечный характер, но и тот и другой и многие еще знаменитые подобные им первообразы страстей, пороков и прочее, исчезая сами в тумане седой старины, почти утратили живой образ и обратились в идею, в условное понятие, в нарицательное имя порока, и для нас служат уже не живым уроком, а портретом исторической галереи.

Это особенно можно отнести к грибоедовской комедии. В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такою реальностью деталей, что обще­человеческие черты едва выделяются из-под общественных положений, рангов, костюмов и т. п.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/goncharov/milon-terzaniy
  • https://briefly.ru/goncharov/milon_terzaniy/
  • https://kupidonia.ru/library-book/milon-terzanij

«Мильон терзаний Чацкого» — название критического этюда, написанного И. А. Гончаровым в XIX веке. В статье писатель сравнивал героя пьесы с Пушкинским Евгением Онегиным, Печориным — персонажем романа «Герой нашего времени» и Митрофанушкой из комедии «Недоросль». По его мнению, каждое из произведений литературы отжило свой век и, хоть некогда все они ярко отражало типажи, присущие современникам их авторов, уже в годы жизни Гончарова остались лишь историческими упоминаниями о быте прошлых лет.

«Горе от ума», напротив, будет жить ещё столетиями, как и персонажи его, пропитанные извечными грехами русского человека. Потому спустя века современные школьники пишут сочинения на тему «мильон терзаний Чацкого» в 9 классе, рассуждая о пороках прошлого и разглядывая в современниках отражения героев пьесы ради искоренения обличённых Грибоедовым грехов.

Краткий план сочинения

Фраза-заглавие этюда происходит из строк самой пьесы. На рассуждение Фамусова о нахождении Чацкого не на своём месте тот соглашается и утверждает, что Москва принесла ему лишь «мильон терзаний». Александр ощущает себя отстранённым чужаком среди «дружеских тисков», «шарканья», «восклицаний» и «всяких пустяков». Но не одни «пустяки» терзают душу юноши, причин для горя его намного больше. Мильон терзаний Чацкого в сочинении 9 класса можно кратко разбить на пункты.

Темы конфликтов в комедии

Пьеса в первую очередь показывает столкновение духа старой аристократии Москвы и молодых дворян, противоположных по мировоззрению и неизбежно конфликтующих, ибо мирно сосуществовать рядом два настолько отдалённых идеологически мира не могут. Несмотря на то, что конфликты возникают в основном у представителей разных поколений, мир старины способен поглотить и разрушить пытливый ум у молодёжи, как-то произошло с возлюбленной Чацкого. Таким образом, в произведении встают сразу три неразрешённых конфликта:
• Любовный;
• Идеологический;
• Социальный.

Терзание любовью

Александр Андреевич Чацкий, главный герой произведения, возвращается из «дальнего странствия» в некогда бывший ему родным дом семейства Фамусовых, втайне стремясь к милой его сердцу Софье Павловне, подруге детства и возлюбленной.
Однако по приезде мир словно перевернулся: Софья Павловна решительно отвергает Чацкого, и в душе её он видит перемены в сторону далеко не лучшую. Великосветские дамы, средь которых брала «уроки жизни» Софья, воспитанная без матери, научили её холодности и высокомерию, заглушили светлые порывы чувствительного молодого сердца — и некогда умная, чуткая девушка стала лишь пустым отражением миллиона одинаковых светских дам.

Угасшая Софьина любовь приносит первое из мильона терзаний; о Софье цитатами Грибоедова говоря, та предпочитает «мужа-мальчика, мужа-слугу» — Молчалина, лицемерного, услужливого человека, тихого и «аккуратного» лишь для собственной выгоды. Молчанием его и безропотным послушанием и восторгается Софья. Чацкий отвергнут ради слуги, глупого и лживого: сердце его испытано горем. Александр пытается образумить Софью, раскрыть ей глаза на истинное нутро Молчалина, но та не хочет слушать. Скрывая глубоко внутри свои положительные душевные качества, та полностью отдана Фамусовскому обществу.

Общественные и идеологические разногласия в обществе

Над темой неразделённой любви неуклонно властвуют конфликты иного рода. Образованный, светлого ума молодой человек видит трагичность крепостного права и не понимает, почему другие люди не видят ужаса в законе, согласно которому «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет» лишь ради испытанного барином удовлетворения и человека продают за «борзые три собаки». Он протестует против власти консерваторов, незнакомых со страданиями народа, переживающих лишь за своё финансовое благосостояние и покровительственное родство.

Правда Александра состоит из новых идей либерализма, во главе которых стоит честь и достоинство вопреки погоне за чинами и богатством, присущей обществу Москвы. Основными идеологическими противниками Чацкого становятся такие персонажи, как:
• Сам Фамусов;
• Полковник Скалозуб;
• Секретарь Фамусова Молчалин.

В Фамусовском поместье юноша проводит всего один краткий день, но его сердце успевает испытывать возмущение людьми, душой застывшими в прошлых веках, не жаждущих прогресса, не стремящихся к расцвету ума и таланта и живущих лишь «пирами и мотовством». Два мира: устаревший Фамусовский и будущий Чацкого так и не смогли ужиться, вследствие чего произошло трагическое столкновение. На человека новой эпохи, заглушённого чинопочитанием, ложью и — цитата — конфликта комедии, мильон терзаний душевных обрушиваются.

Последней каплей становится любовное несчастье, и на балу из уст измученного Чацкого исторгается монолог, обличающий весь свет: но сперва его лишь почитают «чудаком», а после вовсе признают сумасшедшим. Конфликт остаётся неразрешённым, и оскорблённый юноша покидает Москву навсегда; но в глазах читателя навеки остаётся героем, неотступным от собственных идей и идеалов, готовый пожертвовать репутацией в глазах высшего света и любимой девушки.

На чтение 27 мин. Просмотров 26 Опубликовано

Критическую статью «Мильон терзаний» Гончаров написал в 1872 году. В ней автор проводит краткий анализ пьесы «Горе от ума», обозначает ее актуальность и значение в русской литературе.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Мильон терзаний», а также пройти тест на проверку знания статьи.

Краткое содержание

В статье Гончаров пишет о том, что комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличается «моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью». Он сравнивает пьесу со столетним стариком, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий».

Гончаров упоминает Пушкина, у которого «гораздо больше прав на долговечность». Однако герои Пушкина «уже бледнеют и уходят в прошлое», «становятся историей». «Горе от ума» появилось раньше, чем «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», но при этом «пережило их», пройдя даже гоголевский период и «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Несмотря на то, что пьеса сразу разошлась на цитаты, от этого не опошлилась, а «сделалась как будто дороже для читателей».

Гончаров называет «Горе от ума» картиной нравов, галереей живых типов, это «вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия». «Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». В героях пьесы отразилась вся прежняя Москва, «тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» Чацкий «положительно умен», в его речи много остроумия, он «безукоризненно честен». Гончаров считает, что как личность Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина, так как готов к делу, «к активной роли». При этом Чацкий не находит ни в ком из других героев «сочувствия живого», поэтому и уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Гончаров размышляет над тем, что в пьесе Грибоедов показывает «два лагеря»: с одной стороны это «Фамусовы и вся братия», а с другой – пылкий и отважный боец Чацкий. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование». Однако после бала Чацкий устает от этой борьбы. «Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага». Преувеличения, «нетрезвость речи» становятся причиной того, что его принимают за сумасшедшего. Чацкий даже не замечает, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров не оставляет без внимания и образ Софьи. Он подчеркивает, что она относится к тому типажу женщин, которые «почерпали житейскую мудрость из романов и повестей», поэтому умели «только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать». Гончаров сравнивает Софью с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой», считает, что в отношениях с Молчалиным Софьей двигало «влечение покровительствовать любимому человеку».

Гончаров отмечает, что у Чацкого «роль страдательная», но иначе не могло и быть. «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь»«жизнь свободную». Его идеал заключен в свободе ото «всех цепей рабства, которыми оковано общество». «И Фамусов, и другие про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить». При этом Гончаров считает, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», поэтому комедия и остается актуальной.

Критик отмечает, что в книге «Горе от ума» две комедии «как будто вложены одна в другую». Первая – частная «интрига любви» между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров считает, что при постановке «Горя от ума» артистам важно «прибегать к творчеству, к созданию идеалов», а также стремиться к «художественному исполнению языка».

Заключение

В статье «Мильон терзаний» Гончаров проводит параллель между героями пьесы «Горе от ума» и персонажами произведений Пушкина и Лермонтова. Автор приходит к выводу, что Онегин и Печорин «побледнели и обратились в каменные статуи», Чацкий же «остается и останется в живых».

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мильона терзаний», а оценить критический труд Гончарова в полном варианте.

Тест по статье

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Гончарова «Мильон терзаний»?</h3>

    • <label>1872 г.</label>
    • <label>1873 г.</label>
    • <label>1874 г.</label>
    • <label>1875 г.</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому — борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы «Горе от ума»:

Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.

Несмотря на гений Пушкина, его герои «бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

«Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Продолжение после рекламы:

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, …начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века.

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой «ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его «иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что «Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Брифли существует благодаря рекламе:

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за всё, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его «надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнрав­ственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный «укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то «горячее, нежное, даже мечтательное».

Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Продолжение после рекламы:

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадёжности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопо­клонство и шутовство.

Идея «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

«Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Брифли существует благодаря рекламе:

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как «живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:

Актёр, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесён каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

«Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Пересказала Диана Мельникова для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

35484067.jpg

Мильон терзаний (крити­че­ский этюд)Аудиокнига. 1 ч 26 мин. Читает Михаил Росляков. Бесплатный отрывок:35484067.jpgМихаил Росляков1 ч 26 мин

Читайте также

Статья «Мильон терзаний» это критический этюд, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в 1872 году. Является лучшей критической статьей по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума». 

Мысль о написании статьи возникла у автора ещё в студенческие годы и была результатом многолетних последовательных размышлений о великом произведении.

О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

Если проводить краткий пересказ произведения, в статье говорится преимущественно о Чацком, который является главным персонажем. На него направлен анализ произведения. 

Гончаров, описывая Чацкого, характеризует его такими качествами как правдивость и смелость. Никому ещё не удавалось так полно передать образ героя.

Так же Иван Александрович не оставляет без внимания других персонажей пьесы, рассказывает о «двух лагерях» комедии и об «интриге любви» между героями.

«Горе от ума, по мнению Гончарова, отличается живучестью и держится особняком в литературе. В статье автор сравнивает комедию с другими великими литературными произведениями.

Тезисный план по статье «Мильон терзаний»

По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.

Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:

  1. Картина «Горе от ума» держится особняком в литературе.

  2. «Горе от ума» — комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений.

  3. Картина разделилась на два лагеря – «лагерь Чацкого» и «лагерь Молчалиных».

  4. Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов в комедии.

  5. «Мильон терзаний» — это то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.

  6. Язык комедии – живая разговорная речь.

Краткое содержание статьи

И. А. Гончаров проводит глубокий анализ произведения «Горе от ума». Автор считает пьесу великой комедией, которую ждала эпоха. 

Статья отражает общественно-политическую жизнь России того времени. Самое главное в произведении это общество, которое нуждается в людях, готовых к свершениям и самопожертвованию. 

Единственной надеждой России были люди благородного дворянского сословия. Обществу необходимо было свежее видение мира.

Чацкий был единственным добропорядочным представителем данного сословия в пьесе. Его не устраивает лживое, безнравственное окружение, он не боится поменять старые устои. Главная мысль произведения — это противопоставление двух лагерей, старых и новых устоев.

Ленивое, самовлюбленное дворянство нарекает Чацкого сумасшедшим. Настаивает, чтобы он не разрушал старые и удобные порядки. Это является закономерным, потому что даже многие великие писатели относятся к Чацкому с некой иронией, отмечая, что он говорит сам с собой и не замечает реакцию окружающих.

Характеристика и оценка критиком героев

Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.

Софья

Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения. 

Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин. 

Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.

Цитата из статьи Гончарова:

Чацкий

Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего, 

Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.

Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.

Гончаров о Чацком:

Молчалин

Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств. 

Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.

Прямая цитата из статьи о Молчалине: 

Фамусов

Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга. 

Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой. 

Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.

Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:

Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»

В статье «Мильон терзаний» Гончаров сравнивает между собой персонажей пьесы «Горе от ума» и Печорина с Онегиным. Говорит о том, что указанные образы отходят на второй план. 

Если Чацкий это живой персонаж и настоящий борец за справедливость, то герои Пушкина и Лермонтова думают только лишь о собственном комфорте.

Сокращение статьи «Мильон терзаний» не позволяет в полной мере оценить этот гениальный критический этюд Гончарова. Для составления собственного мнения и анализа, рекомендуется прочитать статью в оригинале.

Статьи по теме: 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Автор уверяет, что комедия «Горе от ума» Грибоедова – нестареющая, живучая классика. Она сродни крепкому столетнему старику, вокруг которого умирают более молодые собратья, а ему все нипочем.

Поторопились звать бессмертным «Недоросля» Фонвизина – через полвека он обратился в исторический памятник. Пушкин был целой эпохой, стал образцом и источником для других писателей, но Онегиных больше в мире нет, они остались только на бумаге, в литературе. Даже Печорин – и тот принадлежит своему времени, как статуя на могиле.

А комедия «Горе от ума» прошла – и еще пройдет! – сквозь все периоды, эпохи и героев, и до сих пор «живет своею нетленною жизнью». В чем же ее секрет? Литературные критики не знали, как к ней подступиться, а народ растаскал на цитаты. Как и крыловские басни, «пьеса выдержала это испытание».

Одни видят в ней картину нравов того времени, колоритных типажей, другие – меткую сатиру. Действительно, на ее страницах – русская жизнь от Екатерины II до Николая I. Двадцать персонажей стали отражением «прежней Москвы». В ней нет «ни одного лишнего штриха и звука», важны все – от Фамусова до лакея. Только Чацкий многим непонятен: «что он такое?»

Неумирающей комедию делает сатира, «соль языка», сплав прозы и стиха. Пока сплетни, безделье, низкопоклонство будут нормой жизни, до тех пор не умрут в людях черты Фамусовых и Молчалиных.

Главный герой этой комедии жизни Чацкий как личность лучше, умнее Онегина с Печориным. Те бездельники, а он – деятель. Он «положительно умен», честен, то есть, хочет дела, а не болтовни. Те не знали, как убить время, он – учился, читал, переводил, даже с министрами общался. Они порождены веком уходящим, он – наступающим. Словом, готовился к активной, осмысленной жизни. В любви он тоже постоянен. И именно такой человек ни в ком не встретил понимания, уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Первый поединок Чацкого – с охладевшей к нему хорошенькой Софьей. Именно любовь – первопричина того самого «мильона терзаний». Второй поединок – с ее отцом Фамусовым. Это «борьба за существование» лагеря Фамусовых и свободного, пылкого бойца, человека нового типа. Его ум и смех разят всех. Фактически никто не может ему здраво возразить. Но после сцены бала Чацкий сдает позиции. Ему не хватает «мощи против соединенного врага».

Ведь против него устои всей пестрой московской публики: выводка княжон, старухи Хлестовой с моськой и арапкой, Горичева, идеального мужа, слуги своей жены. Он «сам не свой», то впадает в пафос, то просто злится. И не видит, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров уверен, что умственную и нравственную слепоту в Софье воспитала среда, круг ее общения. В самой же девушке есть задатки лучших качеств. Начитавшись романов, она выучилась чувствовать, воображать, но не мыслить. Это роднит ее с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой».

А Софье еще приятна роль покровительницы любимого человека. Даже после разоблачения Молчалина она остается собой. Скорее всего, в итоге выйдет за Скалозуба и все позабудет. Ведь Чацкий навсегда для нее «укоряющий свидетель». Впрочем, читатель всегда относится к этой героине с симпатией, ведь и ей в итоге достался свой «мильон терзаний». И только с ней Чацкий изменяет себе: выпрашивает любовь. Но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения».

Известна оценка Чацкого Пушкиным. Поэт отказал этому герою в уме. Гончаров считает, что из-за сцены ночного свидания Софьи и Молчалина в финале 4-го акта. Он слишком прост и искренен, совсем не похож на опытного сердцееда. И из-за неудачи в личной жизни бросает все, ищет уголок «оскорбленному чувству».

Чацкий – «обличитель лжи», всего отжившего, провозвестник новой зари. Его идеи, мысли в споре с фамусовским обществом позднее, как пожар, охватили всю Россию. Он знает, за что воюет. Его идеал – освобождение от цепей рабства, сковавших общество. Он борец не со «старой правдой», а с ложью.

Победить таким одиночкам не суждено, у них всегда «роль страдательная». Но они подают пример тем, кто идет следом. Ум Чацкого – «луч света в целой пьесе», который заставляет других героев взглянуть на себя и свое положение. Прежде всего, Софью.

Перемены уже начались – и в авангарде их Чацкий. В дальнейшем человек будет волен выбирать: заняться ли наукой или искусством, идти на государственную службу или остаться в стороне, провести жизнь в путешествиях или осесть в деревне. Чацкий – типаж рубежа эпох. Тень Чацкого – в каждом деле, требующем обновления. Оттого образ Чацкого всегда актуален. А значит – актуально и «Горе от ума».

«Две комедии как будто вложены одна в другую»: любовная интрига, перерастающая в битву с общественным злом. И все ее концы связаны сквозным действием. При этом Чацкий – не ходячая идея, а живая личность, которая глубже рамок даже самой комедии.

Наконец, Гончаров напоминает всем, кто ставит эту комедию в театре: дело не в аутентичных костюмах и прическах. Не следует «претендовать на историческую верность». Главное – передать суть, идеалы. Кроме того, важно мастерство в передаче языка произведения. Его художественность, колоритность сродни литературной музыке. Собственно, от игры артистов во многом зависит свежесть восприятия пьесы и ее идей.

Читательский дневник по статье «Мильон терзаний» Гончарова

Сюжет

По мнению автора, комедия жизни «Горе от ума» Грибоедова» – бессмертная классика, а ее главный герой – неумирающий типаж нового, прогрессивного, деятельного человека. В этом секрет ее актуальности, в отличие от того же «Недоросля» Фонвизина или «Евгения Онегина» Пушкина. Не только картина нравов, сатира, разобранная на афоризмы, но и история человека, который старается расшевелить застывшее в цепях безделья и раболепия общество.

Его мечта – жизнь по правде, честный труд ради общей пользы, свобода. Своими силами он не смог «победить» фамусовское общество, но смог бросить ему вызов, подать пример другим. Чацкий не ходячая идея, он живой, страдающий, влюбленный. Безответная любовь к Софье – причина его «мильона терзаний», из-за нее он покидает Москву. Софья – девушка с задатками хороших качеств, но ее сгубило воспитание, среда. Ум Чацкого, этот «луч света целой пьесы», высветил как личные проблемы героев пьесы, так и общественные. В финале автор призывает театральных актеров как можно точнее передавать идеи и язык пьесы, а не колорит ушедшей эпохи.

Отзыв

Гончаров оказался прав: комедия злободневна до сих пор. Чацкий – один из уникальных и вечных «положительных» персонажей русской и мировой жизни. По мысли Гончарова, это тот человек, который и один в поле воин. Критик видит в пьесе огромный потенциал для театральной сцены. Автор следит, как на фоне любовной истории развивается конфликт между правдой и ложью. Чувствуется, что он верит в светлое будущее для всего человечества, в победу разума над невежеством. В статье упомянуты важные для него темы путешествий, открытия мира, родства не по крови, а духу. Автор – за меру во всем, постепенность, в том числе, и в социальной жизни. Статья помогает уяснить сущность комедии, заставляет читателя задуматься о себе и современной жизни.

Статья «Мильон терзаний» И.А. Гончарова представляет из себя критический обзор сразу несколько произведений. Откликнувшись на сочинение А.С. Грибоедова «Горе от ума», И.А. Гончаров дает не только литературный, но также и общественный анализ данного произведения, сопоставляя его с другими великими сочинениями той эпохи.

Основная мысль статьи заключается в том, что в обществе давно назревают великие перемены, а такие люди, как герой Грибоедова Чацкий, станут великими свершителями.

Читать краткое содержание статьи Мильон терзаний Гончарова

И.А. Гончаров называет великую комедию «Горе от ума» комедией, которую ждала эпоха. Его статья представляет собой глубокий анализ общественно-политической жизни России. Огромная страна находилась на стадии перехода от правления феодального типа к правлению капиталистическому. Самой передовой частью общества были люди дворянского сословия. Именно на них уповала страна в ожидании перемен.

Среди благородного образованного сословия России, как правило, таких людей, как герой Грибоедова Чацкий, было меньше всего. А люди, которые могли быть отнесены к Онегину А.С. Пушкина, либо к Печорину М.Ю. Лермонтова, преобладали.

А обществу нужны были не люди, сконцентрированные на себе и своей исключительности, но люди, готовые к свершениям и самопожертвованию. Общество нуждалось в новом, свежем видении мира, общественной деятельности, образования и роль гражданина в итоге.

Это вполне закономерно, поскольку даже некоторые великие писатели той эпохи отнеслись к Чацкому либо снисходительно, либо насмешливо. Например, А.С. Пушкин недоумевает, зачем Чацкий кричит в пустоту, не видя отклика в душе окружающих. Что же касается Добролюбова, то он снисходительно-иронически замечает, что Чацкий – «азартный малый».

Тот факт, что общество не приняло и не поняло этого образа, и послужил причиной того, что Гончаров написал рассматриваемую статью.

Антиподом Чацкого предстает Молчалин. По мнению Гончарова, Россия, принадлежащая Молчалиным, в конце концов, придет к страшному концу. Молчалин – человек особого, подло-рассудительного склада, способный притворяться, лгать, говорить то, чего так ждут и хотят слушатели, а потом их же и предать.

Статья И.А Гончарова полна едкой критики Молчалыных, трусливых, жадных, глупых. По мнению автора, именно такие люди и прорываются к власти, поскольку их всегда продвигают власть имущие, те, кому удобнее править теми, у кого нет собственного мнения, да и вообще взгляда на жизнь как такового.

Согласно мнению автора статьи, Чацкий является деятелем, способным перевернуть мир. Он, в отличие от Печорина и Онегина, мечтателей, живущих в собственных иллюзиях, может создать новое будущее, он и сам есть это будущее.

По мнению И.А. Гончарова, Чацкий не просто безумный Дон Кихот, сражающийся с мельницами и вызывающий улыбку, гнев, недоумение – все, кроме понимания. Чацкий – сильная личность, которую не так-то просто заставить молчать. И он способен вызвать отклик в молодых сердцах.

Финал статьи оптимистичен. Его убеждения и образ мыслей созвучны с идеями декабристов. Его убеждения – это убеждения, без которых не обойдется новый мир, стоящий на пороге новой эпохи. Гончаров видит в комедии Грибоедова предтечу новых событий, которые в 1825 году произойдут на Сенатской площади.

Кого возьмем мы в новую жизнь? Сумеют ли проникнуть туда Молчалины и Фамусовы? – на эти вопросы читателю предстоит ответить самому.

Оцените произведение: Голосов: 110

Читать краткое содержание Мильон терзаний. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гончаров. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мильон терзаний

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Нулевой класс Коваль

    Однажды, в деревенскую школу приехала новая учительница Марья Семеновна. Но, дети не приняли ее и относились к ней с опаской. Им казалось странным и необычным то, что Марья Семеновна

  • Краткое содержание Аристофан Лисистрата

    Лисистрата с греческого слова переводится как разрушительница войны. Лисистрата является главной героиней пьесы Аристофана. В песье рассказывается о силе и уме женщин, которые остановили войну

  • Фазиль Искандер

    Фазиль Абдулович Искандер известный русский писатель, писал сатирические притчи. Он родился в хорошей дружной семье. Появился он 6 марта 1929 года. Его семья живет в Абхазии, в селе Чегем. Его отец был персом

  • Краткое содержание Омон Ра Пелевин

    Герей романа рядовой советский мальчик с нерядовым именем Омон, особенностью характера которого является рьяная страсть к небу. Омон поступает в летное училище, а позже становится космонавтом, впереди у которого подготовка к полету на луну.

  • Краткое содержание Алексин Очень страшная история

    Действие в книге начинается в городе со скрытым названием. В городе живет популярный писатель Глеб Бородаев. Глеб писал мистические и приключенческие повести. Рассказ ведется от лица шестиклассника Алика Деткина

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/goncharov/milon-terzaniy
  • https://briefly.ru/goncharov/milon_terzaniy/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/milon-terzaniy.html
  • https://kratko.rustih.ru/ivan-goncharov-milon-terzanij/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/goncharov/milon-terzanij

(781 слово) Рассказ «Пари», получивший довольно большую известность, был написан Антоном Павловичем Чеховым  в 1888 г., за 6 лет до кончины знаменитого автора. Писатель понимал, что жить осталось уже недолго, поэтому в произведениях его последнего периода поднимались множественные вопросы, темы и проблемы, касающиеся переосмысления жизненных ориентиров, ценностей, идеалов. В них подводились своеобразные итоги жизни великого литератора.

На сайте Литера Гуру представлен краткий пересказ его произведения «Пари», где вы можете ознакомиться с основными событиями сюжета или освежить в памяти уже когда-то прочитанный вами текст.

1.Глава

Уже из самого названия рассказа становится понятно, что основная тема произведения – это спор двух людей. Начинается повествование с воспоминаний пожилого банковского служащего о случае, произошедшем лет пятнадцать назад.  Во время званого вечера у него в доме случился спор между ним и молодым юристом по вопросу высшей меры наказания преступников. Кое-кто из присутствующих были против смертной казни, считая ее варварским обычаем, и утверждали, что гуманнее заключить преступника  в места лишения свободы на пожизненное заключение. Но нашлись люди, которые думали иначе. Банкир тоже был в их числе, считая, что при казни человек меньше мучается, так как погибает быстрее, а тюрьма убивает человека медленно, и он дольше мучается. В результате долгих дебатов, переросших в крик, спорившие пришли к решению о заключении пари.

Молодой юрист утверждал собравшимся, что человек может прожить в заточении и в полнейшей изоляции около пятнадцати лет, будучи совсем одиноким. Мужчина был сторонником пожизненного наказания и считал, что осужденный сможет длительное время жить в таких условиях. Спор закончился тем, что между банкиром и юристом было заключено пари, по условиям которого юрист должен быт пробыть все 15 лет в абсолютной изоляции.  Если он выдержит, то банкир должен будет отдать ему 2 миллиона.  Но юрист мог в любой момент проиграть спор и оказаться на свободе.

Между заключившими пари были оговорены все нюансы и условия  отбывания заточения. Юрист мог проводить время за прочтением книг, мог курить, писать письма, пить вино, но вести переписку, разговоры с людьми ему было строго запрещено. Свое заключение молодой человек отбывал во флигеле на территории двора банкира.

Прошло время, и банкир начал горько сожалеть о заключенном пари, так как теперь он в этом не видел никакого смысла. При заключении сделки со стороны банковского служащего это был обыкновенный каприз, а юристом руководила алчность.

Автор описывает, как проходило время заключения во флигеле. Поначалу юристу было не по себе, и одиночество его тяготило. Он часто музицировал на рояле, воздерживался от спиртного и табакокурения, чтобы пробуждать острых желаний.  Молодой человек занимался чтением развлекательной литературы, старался как можно больше развлекаться. На втором году заключения он стал читать лишь классику, перестал музицировать. Когда пошел пятый год заточения, узник начал пить вино, читать перестал совсем. Теперь он пил, ел, лежал, изредка плакал. На 6-том году молодой человек нашел новый жизненный смысл – занялся изучением чужих языков и разных наук. Он прочел более 600 томов книг. Потом банкир получил от заключенного послание, которое содержало просьбу – произвести 2 выстрела, если все строки в письме, написанные на чужих языках, окажутся верными. И банкир произвел 2 выстрела.

На одиннадцатом году юрист увлекся богословием. Целый год предметом его изучения была Библия. Последующие годы мужчина занимался чтением, прочитывая все без разбора, словно хоть чем-то, стараясь утешиться. Все это возымело сильное влияние на его сознание и мировоззрение.

2.Глава

И вот проходит срок заточения – 15 лет. Жизнь банкира и его финансовое положение за это время изменились. С финансами возникают проблемы, и если он еще и отдаст юристу 2 миллиона, то разорится окончательно. Он не мог смириться с тем, что теперь у юриста начнется счастливая, безбедная жизнь, что он сможет жениться и существовать в роскоши, в то время как банкир будет вынужден просить милостыню. Чтобы не допустить этого – не отдавать 2 миллиона, банкир пришел к решению – убить юриста. Но, когда он вошел к нему, то увидел письмо, которое прочитал, и поменял свое решение. Он решил не убивать молодого человека.

Тот отказывался от денег и собрался выйти раньше установленного срока.  Банкира поразил вид узника, перед ним стояло лишь жалкое подобие человека – герой был слаб, неухожен, уродлив и мало напоминал уже человека, попавшего во флигель  пятнадцать лет назад. Письмо имело ужасное содержание, в нем юрист писал, что с чистой  совестью и перед Всевышним он заявляет, что презирает свободу, здоровье, жизнь  — и все остальные блага мира.

За годы заточения заключенный  разочаровался окончательно в том, что ему было дорого. Он считал, что человек – ничтожное существо, потому что все его достижения, наука, культура – явления бренные, которые разрушаются и перестают существовать. Также он уверен, что человечество идет не тем путем. И, подтверждая свою точку зрения, все отрицая, юрист отказывается от средств.

Банкир испытывал угрызения совести, ему было неловко и стыдно за свое намерение убить заточенного, он ненавидел себя за это.  И, поцеловав узника в голову, банкир удалился. Поутру пленник покинул флигель, и банкир почувствовал облегчение, удостоверившись в его отсутствии.

  • Рассказ миниатюра про осень
  • Рассказ мильон терзаний краткое содержание
  • Рассказ микроскоп шукшина читать краткое содержание
  • Рассказ мисаки и усуи история одной медицинской карты
  • Рассказ миллион и один день каникул