Рассказ микроскоп шукшина слушать

Февраль 1942 года. под москвой идут тяжелые бои. а на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин

Февраль 1942 года.

Под Москвой идут тяжелые бои.

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.

Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило – коренастный малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все затаив дыхание горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… – р-р-раз! срезал. У Мишки есть бабушка, а бабушка, говорят, того… поколдовывает. У ребятишек подозрение, что Мишкин биток заколдован.

Ванька Колокольников проигрался к обеду в пух и прах. Под конец, когда у него осталась одна бабка, он хотел словчить: заспорил с Гришкой Коноваловым, что сейчас его, Ванькина очередь бить. Гришка стал доказывать свое.

– А по сопатке хошъ? – спросил Ванька.

– Да ты же за Петькой бьешь-то!

– Нет, ты по сопатке хошь? – Когда Ваньке нечего говорить, он всегда так спрашивает.

Их разняли.

Последнюю бабку Ванька выставил с болью, стиснув зубы. И проиграл. Потом стоял в сторонке злой и мрачный.

– Мишка, хочешь “Барыню” оторву? – предложил он Мишке.

– За сколько? – спросил Мишка.

– За пять штук.

– Даю три.

– Четыре.

– Три.

– Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя еще земля держит?

– Ничего, держит, – спокойно сказал Мишка. – Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься.

Образовали круг. Ванька подбоченился и пошел. В трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, Ванька пляшет “Барыню”. И как пляшет! Взрослые говорят про него, что он, чертенок, “от хвоста грудинку отрывает”.

Ванька пошел трясогузкой, смешно подкидывая зад. Помахивал над головой воображаемым платочком и бабьим голоском вскрикивал: “Ух! Ух! Ух ты!”. Под конец Ванька всегда становился на руки и шел, сколько мог, на руках. Все смеялись.

Прошелся Ванька по кругу раз пять, остановился.

– Давай!

Мишка бросил на снег две бабки.

Ванька опешил:

– Мы же за три договаривались!

– Хватит.

Витька передвинул шапку козырьком на затылок и медленно пошел на Мишку. Тот изготовился. Ванька неожиданно дал ему головой в живот. Мишка упал. Заварилась веселая потасовка. Половина была на Ванькиной стороне, другие – за Мишку. Образовали кучу мялу.

Но тут кто-то крикнул:

– Училка!

Всю кучу ребятишек как ветром сдуло. Похватали сумки – и кто куда! Ванька успел схватить с кона несколько бабок, перемахнул через прясло и вышел на свою улицу. Он был разгорячен дракой. Около дома ему попалась на глаза снежная баба. Ванька дал ей по уху. Высморкался на дорогу, как Мишка Босовило, вошел в избу. Запустил сумку под лавку, туда же – шапку. Полушубок не стал снимать – в избе было холодно.

На печке сидела маленькая девочка с большими синими глазами, играла в куклы. Это сестра Ваньки – Наташка.

– Ваня пришел, – сказала Наташка. – Ты в школе был?

– Был, был, – недовольно ответил Ванька, заглядывая в шкаф.

– Вань, вам про кого сёдня рассказывали?

– Про жаркие страны. – Ванька заглянул в миску на шестке, в печку. – Пошамать нечего?

– Нету, – сказала Наташка и снова стала наряжать куклу деревянную ложку – в разноцветные лоскуты. Запела тоненьким голоском:

Ох, сронила колечко-о

С правой руки-и!

Забилось сердечко

По милым дружке-е…

Наташка пела песню на манер колыбельной, но мелодии ее невыносимо тяжкой и заунывной – не искажала. Ванька сидел у стола и смотрел в окно.

Ох, сказали, мил помер

Во гробе-е лежи-ит,

В глубокой могилке-е

Землею зарыт.

Ванька нахмурился и стал водить грязным пальцем по синим клеточкам клеенки.

Голос Наташи, как чистый ручеек, льется сверху в синюю пустоту избы.

Ох, надену я платье-е,

К милому пойду-у,

А месяц укажет

Дорожку к нему-у…

– Хватит тебе… распелась, – сказал Ванька. – Спой лучше про Хаз-Булата.

Наташа запела:

Хаз-Булат удало-ой…

Но тут же оборвала:

– Не хочу про Хаз-Булата.

– Вредная! Ну, про Катю.

– Катя-Катерина, купеческая дочь?

– Ага.

– Тоже не хочу. Я про милого буду.

Ох, пускай люди судю-ют,

Пускай говоря-ят…

Ванька поднялся, достал из-под лавки сумку, сел на пол, высыпал из сумки бабки и стал их считать. Вид у него вызывающе-спокойный; краем глаза наблюдает за Наташкой.

Наташка от неожиданности сперва онемела, потом захлопала в ладоши:

– Вот они где, бабочки-то! Ты опять в школе не был? Обязательно скажу маме. Ох, попадет тебе, Ванька!

– …Семь, восемь… Говори, я ни капли не боюсь. Девять, десять…

– Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь.

Ванька делает вид, что его душит смех.

– …Одиннадцать, двенадцать… А лоботрясом, думаешь, хуже?

В сенцах что-то треснуло. Ванька сгреб бабки и замер.

– Ага! – сказала Наташка.

Но это трещит мороз.

Однако бабки все равно нужно припрятать. Ванька ссыпал их в старый валенок и вынес в сенцы.

Потом опять он сидит у стола. Думает, где можно достать три полена дров. Хорошо бы затопить камелек. Мать придет, а в избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: “Да где же ты дров-то достал, сынок?” Ванька даже пошевелился – так захотелось достать три полена. Но дров нету, он это знает.

Наташка уже не поет, а баюкает куклу.

Нудно течет пустое тоскливое время.

За окнами стало синеть.

Чтобы отвязаться от назойливой мысли о дровах, Ванька потихоньку встал, подкрался к печке, вскочил и крикнул громко:

– А-а!

– Ой!.. Ну что ты делаешь-то? – Наташка заплакала. – Напужал, прямо сердце упало…

– Нюня! – говорит Ванька. – Ревушка-коровушка! Не принесу тебе елку. А я знаю, где вот такие елочки!

– Не надо мне твою елочку. Мне мама принесет.

– А хочешь, я тебе “Барыню” оторву?

Ванька взялся за бока и пошел по избе, и пошел, высоко подкидывая ноги в огромных валенках. Наташка засмеялась.

– Ну и дурак ты, Ванька! – сказала она, размазывая по лицу слезы. – Все равно скажу маме, как ты меня пужаешь.

Ванька подошел к окну и стал оттаивать кружок на стекле, чтобы смотреть на дорогу.

В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно.

– Вань, расскажи, как вы волка видели? – попросила Наташка.

Ваньке не хочется рассказывать – надоело.

– Как… Видели, и все.

– Ну уж!

Опять молчат.

– Вань, ты бы сейчас аржаных лепешек поел? Горяченьких, спрашивает Наташка ни с того ни с сего.

– А ты?

– Ох, я бы поела!

Ванька смеется. Наташка тоже смеется.

В это время под окнами заскрипели легкие шаги. Ванька вскочил и сломя голову кинулся встречать мать.

Наташка запуталась в фуфайке, как перепелка в силке, – никак не может слезть с печки.

– Вань, ссади ты меня, а… Ва-ань! – просит она. Ванька пролетел мимо с криком:

– А я первый услыхал!

Мать в ограде снимала с веревки стылое белье. На снегу около нее лежал узелок.

– Мам, чо эт у тебя?

– Неси в избу. Опять раздешкой выскакиваешь!

В избе Наташка колотит ножонкой в набухшую дверь и ревет – не может открыть. Увидев Ваньку с узелком в руках, она перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату.

Вместе проходят к столу, быстренько развязывают узел – там немного муки и кусок сырого мяса. Легкое разочарование – ничего нельзя есть немедленно.

Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверно, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало.

– Ну, как вычтут?.. Таля? (Она так зовет Наташку.) Ну-ка расскажи, хозяюшка милая.

– Ох, мамочка-мама! – Наташка всплескивает руками. – У Ваньки в сумке бабки были. Он их считал.

Ванька смотрит в большие синие глаза сестры и громко возмущается:

– Ну что ты врешь-то! Мам, пусть она не врет никогда…

Наташка от изумления приоткрыла рот, беспомощно смотрит на мать: такой чудовищной наглости она не в силах еще понять.

– Мамочка, да были же! Он их в сенцы отнес. – Она чуть не плачет. – Ты в сенцы-то кого отнес?

– Не кого, а чего, – огрызается Ванька. – Это же неодушевленный предмет.

Мать делает вид, что сердится на Ваньку.

– Я вот покажу ему бабки. Такие бабки покажу, что он у нас до-олго помнить будет.

Но сейчас матери не до бабок – Ванька это отлично понимает. Сейчас начнется маленький праздник – будут стряпать пельмени.

– У нас дровишек нисколько не осталось? – спрашивает она.

– Нету, – сказал Ванька и предупредительно мотиулся на полати за корытцем. – В мясо картошки будем добавлять?

– Маленько надо.

Наташка ищет на печке скалку.

– Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю… может, завезет, – говорит мать, замешивая в кути тесто.

Началась светлая жизнь. У каждого свое дело. Стучат, брякают, переговариваются… Мать рассказывает…

– Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.

Наташка приоткрыла рот – слушает. А Ванька спокойно говорит:

– Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах. Рыжуха, наверно?

…Мясо нарублено. Тесто тоже готово. Садятся втроем стряпать. Наташка раскатывает лепешки, мать и Ванька заворачивают в них мясо.

Наташка старается, прикусив язык; вся выпачкалась в муке. Она даже не догадывается, что вот эти самые лепешечки можно так поджарить на углях, что они будут хрустеть и таять на зубах.

Если бы в камельке горел огонь, Ванька нашел бы случай поджарить парочку.

– Мама, а у ней детки бывают? – спрашивает Наташка.

– У кого, доченька?

– У лисы.

Ванька фыркнул.

– А как же они размножаются, по-твоему? – спрашивает он Наташку.

Наташка не слушает его – обиделась.

– Есть у нее детки, – говорит мать. – Ма-аленькие… лисятки.

– А как же они не замерзнут?

Ванька так и покатился.

– Ой, ну я не могу! – восклицает он.- А шубки-то у них для чего?

– Ты тут не вякай, – говорит Наташка. – Лоботряс!

– Не надо так на брата говорить, доченька. Это нехорошо.

– Не выучится он у нас, – говорит Наташка, глядя на Ваньку строгими глазами. – Потом хватится.

– Завтра зайду к учительше, – сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку, – узнаю, как он там…

Ванька сосредоточенно смотрит в стол и швыркает носом. Мать посмотрела в темное окно и вздохнула:

– Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдем в березник, сынок.

Ванька быстренько достает с печки стеганые штаны, рукавицы-лохмашки, фуфайку. Мать тоже одевается потеплее. Уговаривает Наташку:

– Мы сейчас, доченька, мигом сходим. Ладно?

Наташка смотрит на них и молчит. Ей не хочется одной оставаться.

Мать с Ванькой выходят на улицу, под окном нарочно громко разговаривают, чтобы Наташка их слышала. Мать еще подходит к окну, стучит Наташке:

– Таля, мы сейчас придем. Никого не бойся, милая! Наташка что-то отвечает – не разобрать что.

– Боится, – сказала мать. – Милая ты моя-то… – Отвернулась и вытерла рукавицей глаза.

– Они все такие, – объяснил Ванька.

…Спустились по крутому взвозу к реке. На открытом месте гуляет злой ветер. Ванька пробует увернуться от него: идет боком, идет задом, а лицо все равно жжет как огнем.

– Мам, посмотри! – кричит он. Мать осматривает его лицо, больно трет шершавой рукавицей щеку. Ванька терпит.

В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-то сонном царстве. Стройные березки молча обступили пришельцев и ждут. Ванька вылетел вперед по глубокому снегу и, облюбовав одну, ударил обухом по ее звонкому крепкому телу. Сверху с шумом тяжко ухнула тучи снега. Ванька хотел отскочить, запнулся и угодил о головой в сугроб, как в мягкую холодную постель.

Мать смеется и говорит:

– Ну вставай!

Пока Ванька отряхивается, мать утаптывает снег вокруг березки. Потом, скинув рукавицы, делает первый удар, второй, третий… Березка тихо вздрагивает и сыплет крохотными сверкающими блестками. Сталь топора хищно всплескивает холодным огнем и раз за разом все глубже вгрызается в белый упругий ствол.

Ванька тоже пробует рубить, когда мать отдыхает. Но после десяти-двенадцати ударов горячий туман застилает ему глаза. Гладкое топорище рвется из рук.

Снова рубит мать.

Березка охнула и повалилась набок.

Срубили еще одну – поменьше – Ваньке и, взвалив их на плечи, вышли на дорогу. Идти поначалу легко. Даже весело. Тонкий конец березки едет по дороге, и березка глуховато поет около уха. Прямо перед Ванькой на дороге виляет хвост березки, которую несет мать. Ванькой овладевает желание наступить на него. Он подбегает и прижимает его ногой.

– Ваня, не балуй! – строго говорит мать. Идут.

Березка гудит и гнется в такт шагам, сильно нажимая на плечо. Ванька останавливается, перекладывает ее на другое плечо. Скоро онемело и это. Ванька то и дело останавливается и перекладывает комель березы с плеча на плечо. Стало жарко. Жаром пышет в лицо дорога.

– …Семисит семь, семисит восемь, семисит девять… – шепчет Ванька. Идут.

– Притомился? – спрашивает мать.

– Еще малость… Девяносто семь, девяносто восемь… – Ванька прикусил губу и отчаянно швыркает носом. – Девяносто девять, сто! Ванька сбросил с плеча березку и с удовольствием вытянулся прямо на дороге.

Мать поднимает его. Сидят на березке рядом. Ваньке очень хочется лечь. Он предлагает:

– Давай сдвинем обои березки вместе, и я на них лягу, если уж так ты боишься, что я захвораю. Мать тормошит его, прижимает к теплой груди.

– Мужичок ты мой маленький, мужичок… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше.

Ванька Молчит. И молчит Ванькина гордость. Мать думает вслух:

– Как теперь наша Талюшка там?.. Плачет, наверно?

– Конечно, плачет, – говорит Ванька. Он эту Талюшку изучил как свои пять пальцев. Еще некоторое время сидят.

– Отцу нашему тоже трудно там, – задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали.

– Теперь уж не остановятся, пока фрицев не разобьют.

Еще с минуту сидят.

– Отдохнул?

– Отдохнул.

– Пошли с богом.

Было уже совсем темно, когда пришли домой.

Наташка не плакала. Она наложила в блюдце сырых пельменей, сняла с печки две куклы и усадила их перед блюдцем. Одну куклу посадила несколько дальше, а второй, та, что ближе, говорила ласково:

– Ешь, доченька моя милая, ешь! А этому лоботрясу мы не дадим сегодня.

…Ванька с матерью быстро распилили березки; Ванька впотьмах доколол чурбаки, а мать в это время затопила камелек.

Потом Ванька с Наташкой сидят перед камельком. Огонь весело гудит в печке; пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу. Ванька блаженно молчит. Наташка пристроилась у него на коленях и тоже молчит. По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло. Наташку клонит ко сну. Ваньку тоже. А в чугунке еще только-только начинает “ходить” вода. Мать кроит на столе материю, время от времени окликает ребятишек и рассказывает:

– Вот придет Новый год, срубим мы себе елочку, хоро-ошенькую елочку… Таля, слышишь? Не спите, милые мои. Вот срубим мы эту елочку, разукрасим ее всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками – до того она у нас будет красивая…

Ванька хочет слушать, но кто-то осторожно берет его за плечи и валит на пол. Ванька сопротивляется, но слабо. Голос матери доносится откуда-то издалека. Кажется Ваньке, что они опять в лесу, что лежит Ванька в снегу… Мать ищет его по лесу, зовет. А Ванька лежит в снегу и помалкивает. Странно, что в снегу тепло.

…Разбудить их, наверно, было нелегко. Когда Ванька всплыл из тягучего сладкого сна на поверхность, мать говорила:

– …Это что же за сон такой, обломон… сморил моих человечков. Ух, он сон какой!..

Ванька, покачиваясь, идет к столу.

В тарелке на столе дымят пельмени, но теперь это уже не волнует. Есть не хочется. Наташка, та вообще не хочет просыпаться. Хитрая, как та лиса. Мать полусонную усаживает ее за стол. Она чихает и норовит устроиться спать за столом. Мать смеется. Ванька тоже улыбается. Едят.

Через несколько минут Ванька объявляет, что наелся до отказа. Но мать заставляет есть еще.

– Ты же себя обманываешь – не кого-нибудь, – говорит она.

…После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. Сантиметр холодный – Ванька ежится.

Потом Ванька лезет на полати и, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень.

В самый последний момент Ванька слышит стрекот швейной машинки завтра он пойдет в школу в новой рубахе.

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин


Просмотрено:
574

Публикация:

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин
3 574

Очень милая курносая и сероглазая ведьмочка, практикантка Выбегаллы и, видимо, симпатия Саши Привалова.

Комментарии: 7Публикации: 616Регистрация: 13-09-2019

На чтение 21 мин. Опубликовано

Жанровые особенности

Рассказ «Микроскоп» — это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина, это «рассказ-судьба».

Проблематика

В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Андрей Ерин, работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.

Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.

Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.

Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы… купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.

Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.

Сюжет и композиция

Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно».

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Стилистические особенности

Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остаётся всё тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм. Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями.

События рассказа изображены с точки зрения героя. Например, его волнение в вечер появления микроскопа передаётся с помощью незаконченных предложений с многоточиями и повтором главного слова «микроскоп».

  • «Микроскоп», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Одни», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Микроскоп»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Сюжет

Ерин внезапно возгорается страстью к науке. На скопленные деньги он покупает микроскоп, а жене говорит, что потерял заначку. Жена долго возмущается, ведь она хотела купить детям шубы. Через несколько дней Зоя успокаивается, а Ерин достает микроскоп, объяснив его покупку неожиданной премией на работе. Зоя ворчит, что пылесос им был нужнее. Ерин и сыновья увлеченно изучают микробов в воде, на коже, на земле, в крови. Ерин мечтает отыскать средство от смерти, он уверен, что микробы укорачивают жизнь людей. К нему приходит друг, чтобы взглянуть на микроскоп. Жене приятно слышать, что Ерина считают ученым в деревне, и она говорит, что микроскоп куплен на премию. Друг удивляется. Раскрывается ложь. Ерин уходит из дома и напивается, а Зоя продает микроскоп, чтобы купить детям одежду.

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой – Андрей Ерин – решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он – за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой – трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

В этом месте герой начинает раздумывать над тем, как бы очистить атмосферу от паразитов. Это достаточно интересное повествование, которое ведет В. М. Шукшин. «Микроскоп», краткое содержание которого, надеемся, передает определенное настроение, заставляет замирать сердце читателя. Последний спрашивает себя: «А что же будет дальше?».

Разоблачение

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея – Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей – Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Семейная ссора

Главный герой рассказа — столяр Андрей Ерин, придя домой, сообщил жене о неприятном происшествии: он потерял деньги, которые снял со сберегательной книжки. Супруга, недолго думая, решила учинить расправу над провинившимся. Она пустила в ход два оружия: психологическое (ругала мужа на чем свет стоит и называла его обидными прозвищами — «Кривоносик» и «Скважина») и физическое — орудовала ручкой от сковородки. Андрей пытался защищаться подушкой, но все равно, сильные удары достигали своей цели.

Он старался воздействовать на супругу уговорами. Но его попытки разжалобить ее не привели к желаемому результату. Она остановилась только после того, как нанесла сильный удар по голове Андрея, от которого тот схватился за ушибленное место.

Зоя Ерина поняла, что перестаралась и, закончив расправу над мужем, расплакалась. Она стала причитать о том, что средства, снятые со счета в сберегательной кассе, должны были пойти на зимнюю одежду для детей. После этого, еще надеясь на чудо, она спросила супруга, не знает ли он, где мог оставить деньги. Андрей ответил, что на работе не терял, так как снял финансы со счета уже после окончания смены, а никуда больше он не заходил, даже в пивную, как предполагала супруга. Когда последняя надежда была потеряна, жена обрисовала безрадостную перспективу его существования на ближайшее время. Он будет работать в две смены, чтобы возместить убыток.

Кроме того, Андрей должен забыть о привычной для него чекушке водки после бани. Муж спокойно ответил, что насчет сверхурочной работы уже договорился, и с выпивкой он тоже готов завязать. Здесь автор рассказа «Микроскоп» Василий Шукшин дает читателям намек на то, что в сюжете содержится некая интрига. Он делает важное замечание: Андрей проговорился, упоминая о том, что уже взял себе дополнительную нагрузку на работе. Однако главный герой рассказа Шукшина «Микроскоп» быстро осознал свою оплошность и исправил положение, объяснив, что после обнаружения пропажи возвратился в мастерскую.

Награда за добросовестный труд

Прошло некоторое время, и страсти в семье Ериных улеглись. Муж, как и обещал, работал в две смены.

Жена главного персонажа рассказа Шукшина «Микроскоп», хоть порою и вспоминала про ручку от сковородки, но все же постепенно смягчилась. Однажды Андрей Ерин принес с работы необычный сверток. Вид его при этом был очень радостный. Он открыл упаковку и торжественно достал оттуда микроскоп. На вопрос жены: откуда он взял этот прибор, сказал, что это премия за трудовые заслуги.

Зоя спросила: «Что ты будешь с этим делать?» На что муж ответил ей с некоторой издевкой: «Изучать Луну». При этом он переглянулся с сыном, который понял его юмор и рассмеялся.

Вездесущие микробы

Рассказ «Микроскоп» Шукшина продолжается следующими событиями. Андрей Ерин задал жене вопрос о том, что, по ее мнению, она каждый день пьет. Супруга ответила, что употребляет воду. На это главный герой рассказа Шукшина «Микроскоп» рассмеялся и ответил, что та пьет не воду, а микробов. Он налил на стекло немного жидкости и стал рассматривать. Андрей Ерин с большим воодушевлением следил за перемещением молекул и вредоносных бактерий в объектив оптического прибора. Он оторвался от увлекательного занятия только когда супруга попросила его дать взглянуть детям. Скоро ей самой стало интересно, и она тоже нагнулась к таинственным линзам прибора. Но, в отличие от мужа и детей, ничего особенного там не разглядела.

Андрей Ерин увлеченно изучал различные жидкости и предметы. Супруга при этом стояла возле него и тихим голосом спрашивала у сына: «Микробы — это такие пятнышки, похожие на жиринки в супе?»

Борьба с вредными бактериями

Рассказ Шукшина «Микроскоп», кратко пересказываемый в данной статье, продолжается следующими событиями. В один из дней Андрей Ерин заставил своего сына сделать пробежку по улице, после чего он изучил капельку пота, взятую с его лба. В этом веществе тоже присутствовали многочисленные микробы.

Раздосадованный таким положением дел, слесарь решил подвергнуть изучению капельку своей крови. Он уколол палец и выдавил немного красной жидкости на стекло микроскопа.

Анализ показал, что и там тоже присутствуют микробы. Ерин был крайне взволнован. Андрей был уверен, что это является плохим знаком. Однако он попросил сына пока ничего не говорить матери. Изучать кровь детей он отказался — боялся получить нежелательный результат. Мысль о наличии микробов в организмах родных для него людей пугала его.

Однажды он принес с работы тонкую иголку, на которую попытался наколоть несколько вредоносных бактерий. Его труды не увенчались успехом. Но он не отчаялся и сказал, что можно попытаться воздействовать на микробов током.

Служение на благо человечеству

Главный герой рассказа Шукшина «Микроскоп» был захвачен идеей о том, что если научиться уничтожать микробов, то можно увеличить продолжительность жизни человека до 120 лет. Он работал над воплощением своей задумки, не жалея сил. В его характере, как уже было сказано, произошла значительная перемена.

Из подкаблучника этот персонаж превратился в главу семьи. Занимаясь любимым делом — экспериментами с бактериями, Андрей бросил пить. Даже вид его товарища, который зашел к нему в гости, будучи нетрезвым, вызвал у него отвращение.

От гордости к разочарованию

Краткое содержание «Микроскопа» Шукшина следует продолжить описанием самого драматичного момента в данном произведении.

Незваный гость, находясь в доме Ериных, продолжал пьяные речи о важности научных достижений своего коллеги. Жена Андрея тоже присутствовала при этом. В глубине души она испытывала гордость за своего супруга.

Ей льстило, что мужа считают большим ученым. Зоя решила еще раз сконцентрировать внимание гостя на микроскопе, явившимся причиной значительных перемен в жизни семьи. Она сказала: «Могли бы выдать премию чем-нибудь более полезным, например холодильником».

Сергей сказал, что не понимает о чем идет речь. Никакой премии им не давали. И вряд ли предприятие когда-нибудь будет кого-нибудь награждать. Этого ожидать глупо. Андрей пытался сделать глазами знак, что его пьяному товарищу не следует говорить об этом. Однако Сергей находился в таком состоянии, что не мог воспринимать никакие намеки. Ерин понял, что произошло непоправимое. Этот момент краткого рассказа Шукшина «Микроскоп» является кульминацией всего произведения. Жена все поняла. Андрей не потерял деньги, а купил на них оптический прибор для своих исследований.

Финал произведения

Заканчивается история тем, что два друга, герои «Микроскопа» Шукшина, сильно напиваются, заняв деньги у знакомых. Они не появляются дома всю ночь. Андрей приходит только после обеда. Его встречает сын. Он спрашивает у отца, много ли тут пропил денег. Тот говорит, что истратил на алкоголь значительную сумму. В свою очередь Андрей спрашивает, где его жена. Ребенок отвечает, что поехала в комиссионный магазин. На вопрос о том, ругалась ли она, мальчик отвечает отрицательно — не ругалась. Он сказал, что понимает отца и его печаль по поводу того, что мать продаст микроскоп. Андрей печально говорит, что, вероятнее всего, так и будет. Но он признает и необходимость купить детям шубы на зиму.

Рассказ Шукшина «Микроскоп»: анализ

Данное произведение принадлежит к жанру краткого рассказа, которыми изобилует творчество Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что этот автор написал два романа, несколько киносценариев и многое другое, некоторые литературные критики говорят о том, что именно рассказ является одним из самых значимых явлений в его творчестве.

Многие литературоведы в своих трудах обращались к творчеству Шукшина, например Лев Аннинский.

Герои «Микроскопа», так же как и персонажи других произведений, могут быть охарактеризованы как «чудики». Именно так называют главных действующих лиц его литературных творений. Это слово обозначает человека, поступки которого выходят за рамки понимания обычных среднестатистических людей. К обладателям такого характера можно причислить и Андрея Ерина. Он, в отличие от своей жены, которая живет лишь повседневными заботами и приземленными интересами, имеет еще и возвышенные стремления. В рассказе не упоминается о его жизни до приобретения микроскопа, однако можно предположить, что жена не разрешала ему уделять внимание собственным увлечениям, объясняя это тем, что семейные нужды превыше всего. Характер Андрея Ерина является динамичным. То есть он претерпевает изменения в процессе развития сюжета. Из слабовольного мужчины, всецело подчиняющегося воле супруги, он превращается в хозяина дома. Это изменение происходит параллельно с началом его «научных исследований». Можно даже сказать, что реализация творческого потенциала способствовало совершенствованию его личности. Однако под влиянием непредвиденных обстоятельств он снова становится прежним Андреем Ериным.

Вторым по значимости героем рассказа «Микроскоп» В. М. Шукшина является жена Андрея. Она олицетворяет приземленный мир, идеалы мещанства. То, как она расправляется со своим супругом, когда тот потерял деньги, говорит о жесткости ее характера. Однако в «Микроскопе» Шукшина, как и во многих других его произведениях, личность каждого из героев не является однополярной, а содержит в себе и положительные и отрицательные черты.

Подтверждение этому можно найти в конце рассказа: жена не ругалась и не устраивала скандалов, когда выяснилось, что муж обманул ее. Можно предположить, что она поняла, что этот поступок был совершен под влиянием непреодолимой тяги к научным исследованиям, и это обстоятельство вызвало у нее уважение. Что касается композиционных особенностей рассказа Шукшина «Микроскоп», то их можно охарактеризовать следующим образом.

Экспозиция в произведении отсутствует. Читатель сразу погружается в круговорот происходящих событий. Развитие сюжета происходит достаточно стремительно. Кульминацией является момент, когда друг Андрея выдал его тайну. Автор использует метод непрямой характеристики героев. То есть он не дает читателям открытых комментариев по поводу особенностей личности того или иного героя. Об этом можно судить по тем поступкам, которые тот совершает.

Во многих рассказах Шукшина финал является открытым. Автор не говорит о том, как развивались дальнейшие события, предоставляя читателю возможность самому домыслить варианты последующих происшествий в жизни героев. Эту особенность произведений, а также наличие многочисленных длинных диалогов и монологов можно отчасти объяснить тем, что Шукшин являлся профессиональным кинорежиссером и строил свои рассказы по правилам сценариев.

Столкновение двух стихий

«Сопоставьте фрагменты рассказов Шукшина «Микроскоп» и «Космос, нервная система и шмат сала», — гласит одно из заданий по литературе.

Во втором рассказе поднимается похожая проблема — столкновение двух миров: приземленного, обыденного, мещанского и возвышенного, творческого. В «Космосе» ученик восьмого класса Юрка снимает угол в доме старика. Мальчик увлечен наукой. Он с удовольствием готовит домашние задания, поскольку хочет стать хирургом.

Старик не понимает его, так как медики зарабатывают мало. Все идеалы Наума Евстигнеича обусловлены лишь житейскими потребностями, такими как хорошая еда, алкоголь и так далее. Юрка часто вступает со стариком в продолжительные споры о роли науки в современном обществе. Он горячо защищает необходимость таких исследований. Его старший товарищ считает подобное занятие пустой тратой времени, а всю информацию из учебников — ложью.

Тем не менее его заинтересовал рассказ юного квартиранта об академике Павлове, который даже в предсмертном состоянии думал о других людях и ради развития науки записывал сведения о том, что происходит с его организмом.

Старик просит показать ему фотографию ученого, совершившего столь героический поступок, и интересуется, были ли у ученого родственники.

Этот персонаж рассказа отличался своей жадностью. Он иногда давал в долг Юрке продукты из своего погреба, однако всегда просил рассчитаться за них при возможности. Неожиданностью было, когда после разговора о Павлове он вдруг принес мальчику кусок сала совершенно безвозмездно.

Можно провести параллель с рассказом «Микроскоп», в котором жена главного героя является персонажем, подобным Науму Евстигнеичу из «Космоса». Здесь также происходит своеобразное признание значимости науки. И можно сказать, что старик также понимает главного героя, как и жена Зоя Ерина.

Однако в обоих произведениях главные персонажи добиваются сочувствия, но все равно они окончательно не приняты окружающим миром.

Проблема столкновения двух различных мировоззрений не является новой для русской литературы. Она была впервые затронута еще в девятнадцатом веке в произведениях таких писателей, как Гончаров, Грибоедов и другие. В зарубежной литературе также можно найти примеры обращения к этой проблеме. Так, в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» показан образ художника, который ради искусства бросил свою семью. Он вел нищенское существование, скитался по свету, однако был счастлив, поскольку посвятил себя любимому делу — созданию картин.

Короткий пересказ «Микроскоп»

Краткое содержание «Микроскоп» Шукшин:

Столяр покупает микроскоп на деньги, предназначенные на нужды семьи, и начинает изучать мир микробов. Узнав, что прибор куплен за счёт семейного бюджета, жена столяра сдаёт его в комиссионку.

Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, решился. Придя домой, он рассказывает жене Зое, что потерял деньги — сто двадцать рублей, на которые планировалось приобрести куртки для детей. Получив столь неприятную новость, жена хватает сковородник и начинает драться и ругаться с мужем. Он стойко отражает удары подушкой. Стычка заканчивается, когда женщина попадает сковородником супругу по голове.

Благоверная говорит, что деньги надо отработать, даже если ему, Андрею, придётся работать в две смены и ходить на работу пешком. Супруг проговаривается, что уже столковался с мастером на полторы смены, но выкручивается из этой ситуации, сказав, что как только заметил пропажу денег — вернулся в мастерскую.

Неделю жена злится на Ерина, он сам злится, но обзываться не смеет. Когда жена, наконец, успокаивается, он решает — пора! Однажды поздно вечером он приносит домой микроскоп, объявив, что его ему дали за ударную работу. Андрей с сыном сразу принимаются разглядывать микробов, но Зоя их увидеть не может.

Жизнь Андрея Ерина меняется — столяр теперь регулярно смотрит в микроскоп на микробов. Он обнаруживает, что они повсюду, и даже внутри самого Андрея, в крови. Ерин полон решимости бороться с ними. Наколоть микробов на тонкую проволоку не получается, и столяр решает сражаться с ними при помощи электрического тока.

Планам «борца с микробами» мешает гость — Сергей Куликов, работающий с Ериным. Сергей просит коллегу показать ему микробов, на что получает отказ. Куликов говорит лестные слова: «памятник из золота отольём», «на весь мир прославим».

Зое приятно слышать, что о её муже говорят, как об учёном. Она по привычке начинает ворчать: «не могли, что ли другое присудить — пылесос какой-нибудь». Сергей Куликов не понимает, о чём толкует женщина. Выясняется, что никакую премию на работе не выдавали.

Жена понимает, что микроскоп не подарен «за ударную работу», а куплен Андреем на «потерянные» сто двадцать рублей. Андрей выводит Сергей из избы и ночует у него дома. Вернувшись поутру к себе, Ерин узнаёт, что жена увезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну, чтобы тот никогда не пил, и идёт спать.

Читайте также: Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, среди которых наиболее выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Срезал» для лучшей подготовки к уроку литературы.

  • Рассказ мать моей невесты читать бесплатно
  • Рассказ манюня наринэ абгарян слушать
  • Рассказ мальчики это смешное произведение или грустное почему ты так думаешь
  • Рассказ маша растеряша воронковой читать
  • Рассказ майка гелприна свеча горела