Рассказ мещанин во дворянстве слушать

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в апреле, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы для 8 класса в апреле, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, Дать
понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. Показать общечеловеческое
в комедии Мольера,
физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог,
домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Мещанин во дворянстве. Мольер

Цель урока: Дать понятие о смысле комедии Мольера
“Мещанин во дворянстве”. Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

Задачи:

обобщить знания о классицизме; обучать навыкам эффективной
коммуникации в различных условиях общения;

развивать и воспитывать творческое воображение, культуру
общения; углубить представления об особенностях классической драмы;

воспитывать интерес к драматургическим произведениям,
театральному искусству, творчеству Мольера.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

1. Но прежде, чем мы
перенесёмся с вами во времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку
относится расцвет классицизма во Франции?

– С какими
общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете
о правиле трёх единств?

2. Словарная
работа ( классицизм, драматическое искусство, комедия,
мещанин, дворянин).

III.
Работа по новой теме.

.

1. Вступительное слово
учителя:

А теперь мы можем с
вами отправляться в XVII век. Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля –
“солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось представление новой комедии
Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие
пересуды вызвала эта комедия Мольера. Что же так раздражало придворных и
радовало в ней самого короля? Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже
находилось турецкое посольство. Турецкий посол, несмотря на пышный приём
Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по поводу увиденного великолепия.
Король был обижен и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы посмеяться
над турецкими церемониями.

Так родилась сцена
посвящения в сан “Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем вся сюжетная
линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу
нашего урока. Мольер не был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о
сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором
художника сумел подметить одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с
вами говорили, что 17 век не только век рассвета классицизма, но и век начала
новых отношений среди людей. Видную роль в жизни общества стала играть
буржуазия. Дворянство в те времена уже переживает экономический и моральный
упадок, но ещё сохраняет привилегированное положение.

Наблюдая
взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над
умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий
уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой
власти, отрезвить их. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит
их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность,
консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства,
и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие
на их психику . К числу этих последних относится и главный герой «Мещанина
во дворянстве » господин Журден.

Этот человек целиком
захвачен одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным
людям – счастье для него, всё его честолюбие – в достижении сходства с ними,
вся его жизнь – это стремление им подражать. Его цель – внешние формы
дворянского поведения. Эту слабость Журдена используют многочисленные учителя.
Давайте посмотрим только на небольшой урок по философии./Действие 2, явление 6
/.

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

2. Беседа по комедии с
инсценированием отдельных сцен.

Вопросы учителя:

– Действительно
ли у Журдена есть желание познавать науки?

– Чему учат его
учителя и почему эти уроки вызывают смех?

/ Заполнение таблицы.
/

Мы видим с вами, что
обучение Журдена нельзя назвать даже поверхностным, он сразу пытается пройти
все науки и выучиться всем манерам. Но невежество сочетается у Журдена с
другими чертами характера. Что это за черты? / Для ответа на этот вопрос
смотрим действие 3,явл. 2/

– А как вы
думаете, кто из представленных героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты
характера вы можете отметить в этом персонаже?

Обратите внимание на
удивительное мастерство Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах мужа и
жены предстали сразу два типа буржуа, о которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем
дальше страницы комедии и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа – новое
поколение.

/Действие 3, явление
12 /

– Какие черты
характера свойственны Клеонту?

– Какие черты
характера вы могли бы добавить к характеристике Журдена?

Но гораздо более злым
и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства. Посмотрим, какими
предстают они перед нами./ Действие 3, явление 18 /

– Чем покорили
аристократы Журдена, и какими на самом деле предстают перед нами граф Дорант и
маркиза Доримена?

Дворяне не только
издеваются над Журденом: используя его тщеславие и доверчивость, граф Дорант
попросту грабит его, беззастенчиво обманывая, когда делает вид, что помогает
Журдену в любовных делах. Нечистоплотным представлен граф и в его отношениях с
маркизой Дорименой: он тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая вид,
что он богат. Автор комедии намекает на важную примету времени: материальное
положение многих представителей дворянства оставляет желать лучшего. В свою
очередь, для маркизы сила чувства определяется затраченными на неё суммами, а
состояние поклонника является решающим аргументом в его пользу. При этом
расчётливость прикрывается тонкой хитростью: «Я хочу положить конец вашей
расточительности: чтобы вы больше на меня не тратились, я решила выйти за вас
замуж, не откладывая».

Таким образом, мы
видим, что Журден – это ещё и доверчивый человек, который стал жертвой
собственных предрассудков. Но именно эта доверчивость к титулу
«дворянин» помогает слуге Ковьелю устроить женитьбу Клеонта./Действие
4, явление 5/

– Как вы
думаете, кого из героев комедии Мольер изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты
характера присущи Николь и Ковьелю?

Именно эти черты
характера слуг помогли найти выход из трудного положения Клеонта и Люсиль.
Балетный маскарад блистательно завершил комедию. В этом финала также проявился
гений Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что Людовик XIV любил
комедию и любил балет, Мольер сумел органично соединить эти жанры искусства.

При всём при этом
Мольер не отошёл в своём произведении и от правил классицизма.

– Какие черты
классицизма нашли отражение в этой комедии?

– А не являются
ли сюжетные линии Доримена – Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не
нарушают ли они единства действия?

/ Роль единства
действия выполняет единство » игры «. В этой комедии мы видим
постоянную игру персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель – посланца сына
турецкого султана и т.д. Постепенно все включаются в эту игру, даже госпожа
Журден. Вот эта игра, переодевание и исполняют роль единства действия. /

А теперь вернёмся к
главному вопросу нашего урока: в чём общечеловеческий смысл комедии Мольера
» Мещанин во дворянстве «? Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли
Журден только отрицательным персонажем?

– Только ли
людям ХVII века были присущи подобные черты характера?

Хочу особое внимание
обратить на слова Клеонта о присвоении всем подряд дворянских званий, о том,
что Журден, ослеплённый желанием быть дворянином, отказывается от собственных
родителей. Видимо, отказ от своего прошлого, нежелание реально смотреть на
историю, является тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И 300
прошедших лет мало что изменили в этом отношении. Как мало они изменили
представления многих о том, что купить и продать можно всё; во времена Мольера
такие торгашеские настроения только зарождались / Журден думал, что заплатив
учителям, он сможет купить культуру/. Современные Журдены превратили деньги в
мерило всех ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни. Герои Мольера не
утратили своей актуальности и для людей последующих веков.

V. Подведение
итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее задание – повторить тему,
ответить на вопросы.

Сочинение –
рассуждение “Журден, я тебя узнал!”

Ответить на вопрос:

– Какие пороки
людей XXI века я увидел в образах комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.

Примерный список литературы для чтения в 5 классе (для закончивших 4 класс)

И. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Сказы П. П. Бажова. «Малахитовая шкатулка».

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место».

Н. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».

И. С. Тургенев. «Муму».

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. «Хирургия».

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература

·        А. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»

·        Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

·        И. Тургенев «Бежин луг»

·        А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.

·        А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы

·        М. Пришвин « Кладовая солнца»

·        А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

·        В. Распутин « Уроки французского»

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

·        С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»

·        А. Алексин «Звоните и приезжайте»

·        В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»

·        В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»

·        М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

·        В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

·        О. Генри «Вождь краснокожих»

·        В. Драгунский «Денискины рассказы».

Люди и звери

·        Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

·        Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»

·        Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Приключения и фантастика

·        В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»

·        А. Дюма «Три мушкетёра»

·        М. Рид «Всадник без головы»

·        Ж. Верн «Таинственный остров»

·        Ф. Куприн «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой» 

·        Г. Уэллс «Человек-невидимка»

·        К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

·        И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»

·        Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

·        Д. Дефо «Робинзон Крузо»

·        А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

·        Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

·        Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сказки

·        Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

·        А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»

·        В. Гауф «Карлик-нос»

·        Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Русская и зарубежная классика

·        Л. Толстой «Хаджи-Мурат»

·        Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»

·        И. Тургенев «Хорь и Калиныч»

·        Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

·        М. Зощенко Рассказы для детей

·        Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

·        М. Твен «Принц и Нищий»

Примерный список литературы для летнего чтения в 7 классе (с 6 на 7 класс)

Обязательная литература

·         М. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), « Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840), «Родина» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841)

·         М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

·         А. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»

·         Н. Гоголь Сборник повестей «Миргород»

·         А. Пушкин «Полтава», «Анчар»

·         Н. Некрасов «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»

·         И. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

·         М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

·         А. Чехов Рассказы

·         Л. Толстой «Детство», «Отрочество»

·         Ф. Достоевский «Мальчики»

·         М. Горький «Детство»

·         В. Гаршин «Сигнал»

·         Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

·         В. Катаев «На даче»

·         Б. Екимов «Ночь исцеления»

·         А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

·         М. Шолохов «Судьба человека»

·         М. Булгаков «Стальное горло»

·         М. Пришвин «Голубая стрекоза»

·         К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

·         Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко»

Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

·        «Слово о полку Игореве»

·        А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)

·        Ф. Петрарка Сонеты.

·        Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)

·        У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.

·        М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)

·        Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

·        Н. Карамзин «Бедная Лиза»

·        Д. Фонвизин «Недоросль»

·        М. Лермонтов «Мцыри», лирика

·        А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

·        Н. Гоголь «Ревизор»

·        И. Тургенев «Ася»

·        М. Горький «Челкаш»

·        А. Твардовский «Василий Тёркин»

·        В. Шукшин Рассказы

·        Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

·        А. Пушкин «Полтава»

·        А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы

·        М. Зощенко. Рассказы

·        М. Алданов «Чертов мост» (главы)

·        Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»

·        Л. Леонов «Золотая карета»

·        А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»

·        И. Тургенев «Первая любовь»

·        Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

·        Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»

·        А. Грин «Бегущая по волнам»

·        Д. Хармс «Старуха»

Зарубежная классика

·        Ч. Диккенс «Оливер Твист»

·        Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»

·        Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»

·        К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»

·        М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

·        У. Голдинг «Повелитель мух»

·        Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»

·        Т. Томас «Целитель»

·        Р. Шекли «Ордер на убийство»

·        Ф. Браун «Арена»

·        Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

·        Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

·        Лопе де Вега «Собака на сене»

Приключения и фантастика

·        А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»

·        А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»

·        Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»

·        Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»

·        Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,

·        Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»

·        К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»

·        Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»

·        С. Лем «Магелланово облако»

Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того, чтобы легко вспомнить прочитанное, полезно будет вести читательский дневник.

Список литературы для 9 класса (из 8 в 9 класс)

1.Д.Фонвизин «Недоросль»

2.К.Рылеев «Смерть Ермака»

3.А.Пушкин «Капитанская дочка»,

4.М.Лермонтов «Мцыри»

5.Н.Гоголь «Ревизор», « Шинель»

6. И.Тургенев рассказ « Певцы»

7.М. Салтыков- Щедрин «История одного города»

8. Н.Лесков, рассказ «Старый гений»,

9.Л.Толстой .рассказ «После бала»,

10. А.Чехов, рассказы «Человек в футляре», « О любви»

11.А.Куприн ,рассказ « Куст сирени»

12. И.Бунин ,рассказ «Кавказ»

13.С. Есенин ,поэма«Пугачев»

14.И. Шмелев ,рассказ «Как я стал писателем»

15.Тэффи ,рассказ «Жизнь и воротник» и др.

16 М.Зощенко ,рассказ«История болезни» и др.

17.А.Твардовский «Василий Теркин»

18.В.Астафьев ,рассказ«Фотография, на которой меня нет»

19.У.Шекспир, «Ромео и Джульетта»

20 Ж.Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»

21.В. Скотт «Айвенго»

Список литературы для 10 класса (из 9 в 10 класс)

Список обязательной литературы

1.     А.С. Пушкин. Лирика

2.     М.Ю. Лермонтов. Лирика

3.     Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» («Нос», «Невский проспект», «Шинель»)

4.     А.Н. Островский. Драма «Гроза», пьеса «Бесприданница»

5.     Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»

6.     И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

7.     И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», сборник рассказов «Записки охотника»

8.     Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Лирика

9.     Ф.И. Тютчев. Лирика

10. А. А. Фет. Лирика

11. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы», «История одного города»

12. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

13. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы»

14. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»

15. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад», рассказ «Ионыч», рассказ «Палата №6», рассказ «Человек в футляре», рассказ «Крыжовник», рассказ «О любви»

Список литературы для внеклассного чтения

1.     А.Н. Островский. «Снегурочка», «Свои люди — сочтемся», «За чем пойдешь, то и найдешь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место».

2.     И.А. Гончаров. «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат Паллада»

3.     И.С. Тургенев. «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым», «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася»

4.     Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы»

5.     Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»

6.     Н.А. Некрасов. «Коробейники»

7.     М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина», сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Коняга», «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Орел-меценат»

8.     Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы»

9.     Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Утро помещика», «Казаки», «Набег», «Люцерн», «Хаджи-Мурат»

10. А.П. Чехов. «Три сестры», «Экзамен на чин», «Толстый и тонкий», «Устрицы», «Чайка»

Список книг для летнего чтения 11 класс (из 10 в 11 класс)

И.А.Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Серебряный век русской поэзии: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Н. Гумилев, А.А.Ахматова, И.Северянин, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.Цветаева
А.М.Горький «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне»
А.Фадеев «Разгром»
А.Платонов «Котлован» (2 часть)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
К.Воробьев «Это мы, господи!»
А.Т.Твардовский «По праву памяти»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
М.Шукшин рассказы
В.П.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»
В. Набоков «Круг»

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе:

Проза конца 19-нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
Аверченко А. Рассказы (2-3)
Зощенко М. Рассказы (2-3)
Поэзия «серебряного» века
Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
Литература 20-х годов
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
Есенин С. Стихотворения разных лет
Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
Литература 30-40-х годов
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы (2-3)
Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
Литература 50-80 годов
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. Обзор творчества.
Распутин В. «Прощание с Матерой»
«Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
Литература русского зарубежья:
Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
Современная литература
Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

22.11. 2021г. Урок русского языка и литературы   в 9Г классе.

Русский язык :
Тема:    «Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.»
Задание для всего класса:
 1.Внимательно прочитайте и выучите таблицу и правило на страницах 78-80.

2.Письменно выполните упражнение 153. В предложениях подчеркните  все члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены, выделите схематически главные и придаточные предложения. Докажите, что в составе сложноподчиненного предложения есть придаточные обстоятельственные.

Литература  :

Тема:» А.С.Грибоедов. Биография.»
Задание для всего класса:

1. Законспектировать и подготовить пересказ стр.202-203.

Выполненные задания  принести на уроки русского языка и литературы.

18.11.2021г. Урок литературы и родной литературы в 9Г классе.

Литература: В Жуковский . «Море»

Задание для всего класса:

1. Выразительно прочитать элегию В.Жуковского «Море».
2. В тетрадях по литературе выполнить   письменный анализ стихотворения «Море» (план анализа стихотворения у учащихся в тетрадях по литературе).

Выполненные задания отправить учителю (в личку «в контакте») не позднее  22.11.2021г.

Родная литература.

Задание для всего класса:

1. Составить письменный рассказ на тему: «Мой школьный день».
2 При составлении рассказа используйте вопросы:
а) Какой день из школьной жизни вам запомнился больше чем остальные?
б)Почему этот день остался у вас в памяти?
в)Чем этот день отличался от других дней?
г)Какие чувства вы испытывали в этот день и почему?
д)Кого вы встретили в этот день? Какую полезную информацию вы почерпнули при встрече?

Выполненные задания принести на урок 25.11.2021г.

17.11. 2021г. Урок русского языка и литературы   в 9Г классе.

Русский язык :
Тема:    «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.»
Задание для всего класса:
 1.Составить и записать в тетрадь 10 СПП предложений (5 с придаточными определительными и 5 с придаточными изъяснительными.). Выделить в предложениях границы главных и придаточных предложений, обозначить союзы.

Литература  :

Тема: В Жуковский стихотворение «Невыразимое»
Задание для всего класса:

Выразительно  прочитать все  стихотворение  В Жуковского «Невыразимое»; написать в тетради :

а) тему и идею стихотворения;

б) выписать художественно-изобразительные средства;

в) ответить на вопрос «Почему так поэт назвал произведение?».

Выполненные задания сфотографировать и отправить  учителю в личку «Вконтакте» 18.11.2021г.

20.09. 2021г. Урок русского языка  в 8В классе.

Русский язык :

Тема:    «Строение текста. Стили речи». «Словосочетание»

Задание для всего класса:

 1.Повторить  правило на стр.29 и выучить правило на стр.41.
 2. Устно  выполнить  упражнение 74.

Выполненные задания предоставить учителю на урок русского языка.

17.09. 2021г. Урок русского языка  в 8А и 8В классах.

Русский язык:

Тема:    «Строение текста. Стили речи».

Задание для всего класса:

 1.Внимательно прочитать и выучить правило на стр.29 
 2. Письменно выполнить упражнение 62.

Выполненные задания предоставить учителю на урок русского языка.

 Список литературы на лето для учащихся, окончивших 8А класс:

Список литературы (9
класс)

Список литературы, обязательной для прочтения:

1.    «Слово о полку Игореве»
(перевод Н.А. Заболоцкого)

2.    М.В. Ломоносов
 Оды: «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол….»

3.    Г.Р. Державин
 «Властителям и судиям», «Памятник»

4.     А.Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»

5.    Н.М. Карамзин
 «Бедная Лиза», «Осень»

6.    В.А. Жуковский
 баллада «Светлана»

7.    А.С. Грибоедов
 комедия «Горе от ума»

8.     И. Гончаров
«Мильон терзаний»

9.    А.С. Пушкин
 стихотворения («К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще быть может…», «Бесы», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный»), маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»,
роман в стихах «Евгений Онегин»

10.  М.Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени», стихотворение «Пророк»

11.  Н.В. Гоголь  поэма
«Мертвые души»

12.  Ф.М. Достоевский
 роман «Белые ночи»

13.  А.П. Чехов рассказ
«Тоска»

14.  И.А. Бунин  сборник
«Темные аллеи»

15.  С.А. Есенин
 стихотворения («Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»)

16.  М.А. Булгаков  роман
«Собачье сердце»

17.  М.И. Цветаева
стихотворения по выбору

18.  А.А. Ахматова
 стихотворения по выбору

19.  М.А. Шолохов
 рассказ «Судьба человека»

20.  А.Т. Твардовский
 стихотворение  «Я убит подо Ржевом»

21.  А.И. Солженицын
 повесть «Матренин двор»

22.  Гораций
 стихотворение «К Мельпомене»

23.  У.Шекспир  пьеса
«Гамлет»

24.  Данте Алигьери
«Божественная комедия»

Список для внеклассного
чтения:

1.    Ш. Бронте «Джейн Эйр»

2.    Б. Прус «Фараон»

3.    Э. Ремарк «На западном
фронте без перемен»

4.    В. Астафьев «Пастух и
пастушка»

5.    М. Булгаков «Роковые
яйца»

6.    Б. Васильев «Завтра была
война»

7.    И. Гете «Фауст»

8.    У. Голдинг «Повелитель
мух»

9.    Д. Лондон «Белый клык»

Список литературы,
рекомендованный Министерством Образования и Науки РФ и Комитетом по Образованию
Санкт-Петербурга:

1.    В. Решетников
«Избранники времени»

2.    К. Константинов
«Духовный подвиг Сергия Радонежского»

3.    М. Булгаков «Белая
гвардия»

4.    Б. Васильев «А зори
здесь тихие…»

5.    И. Ильф, Е. Петров
«Двенадцать стульев»

 Список литературы на лето, для учащихся, окончивших 7А,7В и 7Д классы:

Примерный список литературы для летнего
чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

·        
«Слово о полку Игореве»

·        
А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)

·        
Ф. Петрарка Сонеты.

·        
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.

·        
М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)

·        
Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

·        
Н. Карамзин «Бедная Лиза»

·        
Д. Фонвизин «Недоросль»

·        
М. Лермонтов «Мцыри», лирика

·        
А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

·        
Н. Гоголь «Ревизор»

·        
И. Тургенев «Ася»

·        
М. Горький «Челкаш»

·        
А. Твардовский «Василий Тёркин»

·        
В. Шукшин Рассказы

·        
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8
классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

·        
А. Пушкин «Полтава»

·        
А. Чехов  «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы

·        
М. Зощенко. Рассказы

·        
М. Алданов «Чертов мост» (главы)

·        
Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои
печали»

·        
Л. Леонов «Золотая карета»

·        
А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого
мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»

·        
И. Тургенев «Первая любовь»

·        
Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

·        
Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»

·        
А. Грин «Бегущая по волнам»

·        
Д. Хармс «Старуха»

11.03.2021г Урок родного языка в 8А  классе.

Тема:  «Текст —  единица  языка речи».

Задание : 

1. Прочитайте и выучите  методическую статью.

2.  Составьте и запишите в тетрадь 6 предложений (2 — по типу речи — описание; 2 — по типу речи — повествование; 2 — по типу речи — рассуждение). 

Текст – единица языка и речи.

Текст — объединенная смысловой связью последовательность
высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность,
целенаправленность, связность и цельность.

Целенаправленность
текста
заключается в том, что любой текст
предназначен для определенной коммуникативной цели, без такой цели текст не
создается.

Связность
текста
состоит в смысловой и логической
согласованности высказываний и частей текста.

Цельность
текста
предполагает его внутреннюю
организованность и оформленность содержания. Выделяют три типа текстов: описание; повествование; рассуждение.

Описание — это констатирующая речь, как правило, дающая статическую
картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его
признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить
описание места преступления в судебной речи.

Повествование — это рассказ о событиях, развивающихся действиях или
состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение — это тип текста, в котором исследуются предметы или
явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Жанрами текстов
являются:

текст-побуждение;

текст-ретроспекция;

оценочный
текст;

контактоустанавливающий
текст.

Указанные жанры
текстов встречаются в разных функциональных стилях речи.

В разговорной
речи текстами-побуждениями являются просьба,
совет, рекомендация, пожелание;
в деловой речи
приказ, постановление, решение,
распоряжение, предписание;
в публицистической
речи — призыв, совет, рекомендация.

Текстом-ретроспекцией
может быть рассказ о каком-либо случае,
происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья,
газетный или официальный отчет.

Оценочными
текстами
являются аналитические статьи,
обзоры, аннотации, рецензии.

Контактоустанавливающие
тексты — это
приглашения, поздравления,
рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма-предложения о
сотрудничестве.

 Е

В       Выполненные задания предоставить на контроль учителю 18.03.2021г.

11.03.2021г Урок родного языка для учащихся  7А,7В и 7Д  классов.

Тема: «Правила речевого этикета».

Задание : 

1. Прочитайте и выучите  методическую статью.

2. Составьте и запишите в тетрадь 5 предложений с использованием правил речевого этикета .

Правила речевого
этикета

Оказывается, при помощи речи любого человека можно понять, насколько он
образован, дисциплинирован.  При помощи
речи можно определить, как ваш собеседник относится не только к окружающим или
своим родственникам, но и к себе. Именно поэтому если вы хотите стать успешным
человеком, то в этом случае нужно постоянно регулировать, контролировать и
развивать свою речь. Обычно правильному речевому этикету каждого человека учат
родители еще в детстве, и самое главное, не забыть его, когда вырастите.

Этикетом называется нормы и правила, которые усваиваются при общении друг с
другом. Этикетных формул существует очень много и для каждой из них имеются
свои корни, функции или варианты решения.

 Каждый знает о том, что к взрослому
человеку нужно обязательно обращаться только на
Вы. А вот со своими лучшими друзьями или родственниками можно
обращаться на
Ты. Близкому человеку
вы можете сказать при встрече
«Привет»,
а вот незнакомому человеку в этом случае нужно говорить:
«Здравствуйте».

Некоторые люди, чтобы объяснить ситуацию, начинают размахивать руками и
очень сильно кричать или перебивать своего собеседника. Такое поведение —   признак плохого тона.  Не следует использовать при общении некультурные, бранные слова и использовать
ненормативную лексику.

Выполненные задания принести к следующему уроку  16.03.2021г.

02.03.2021г. Урок родной литературы для учащихся 7А, 7В и 7Д классов.

Тема: А.И.Куприн «Королевский парк»

Задание:

1. Внимательно  прочитайте рассказ в кратком  изложении.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Что изменилось в XXVI  столетии на Земле?»

Александр
Иванович Куприн
.    « Королевский парк»

(Фантазия)

Наступило начало XXVI столетия по христианскому
летосчислению. Земная жизнь людей изменилась до неузнаваемости. Цветные расы
совершенно слились с белыми, внеся в их кровь ту стойкость, здоровье и
долговечность, которой отличаются среди животных все гибриды и метисы. Войны
навеки прекратились еще с середины XX столетия, после ужасающих побоищ, в
которых принял участие весь цивилизованный мир и которые обошлись в десятки
миллионов человеческих жизней и в сотни миллиардов денежных расходов. Гений
человека смягчил самые жестокие климаты, осушил болота, прорыл горы, соединил
моря, превратил землю в пышный сад и в огромную мастерскую и удесятерил ее
производительность. Машина свела труд к четырем часам ежедневной и для всех
обязательной работы. Исчезли пороки, процвели добродетели. По правде сказать…
все это было довольно скучно. Недаром же в средине тридцать второго столетия,
после великого южно-африканского восстания, направленного против докучного
общественного режима, все человечество в каком-то радостно-пьяном безумии
бросилось на путь войны, крови, заговоров, разврата и жестокого, неслыханного
деспотизма, – бросилось и – бог весть, в который раз за долголетнюю
историю нашей планеты – разрушило и обратило в прах и пепел все великие
завоевания мировой культуры.

Все мирное и сытое благополучие, предшествовавшее этому
стихийному разгрому, пришло само собою, без крови и насилия. Земные властители
молча и покорно уступили духу времени и сошли с своих тронов, чтобы
раствориться в народе и принять участие в его созидательном труде. Они сами
поняли, что обаяние их власти давно уже стало пустым словом. Недаром много
столетий подряд их принцессы сбегали из дворцов с лакеями, обезьяньими
поводырями, крупье, цыганами, таперами и бродячими фокусниками. И недаром же их
принцы, великие герцоги, эрцгерцоги и просто герцоги закладывали наследственные
скипетры в ссудных кассах, а тысячелетние короны клали к ногам кокоток, а
кокотки делали из них украшения для своих фальшивых волос.

Но многие из их потомков – слепо, гордо, бесстрашно и,
по-своему, трагически уверенные в божественности и неиссякаемости власти, почующей
на них в силу наследственной преемственности, – отказались презрительно от
общения с чернью и никогда не переставали считать себя повелителями и отцами
народов. Они брезговали прибегнуть к самоубийству, которое по-прежнему считали
унизительною слабостью для лиц королевских домов. Они ни за что не соглашались
омрачить сияние своих старинных гербов недостойным браком. И их изнеженные,
тонкие и белые руки никогда не запачкались физическим трудом – этим уделом
рабов.

Тогда народное правительство, давно уничтожившее тюрьмы,
наказания и насилие, построило для них в роскошном общественном парке большой,
светлый и очень удобный дом, с общей гостиной, столовой и залой и с отдельными
маленькими, но уютными комнатками. Пропитание же и одежда определены им от
доброхотных даяний народа, и бывшие владыки безмолвно соглашаются между собою –
глядеть на эти маленькие подарки, как на законную дань вассалов. А для того,
чтобы прозябание венценосцев не было бесцельным, практичное правительство
разрешает школьникам изучать историю прошлого на этих живых обломках старины.

Выполненное задание предоставить учителю на контроль 09.03.2021г.

02.03.2021г Урок родного языка в 8А  классе.

Тема:  Способы переработки информации.

Задание : 

1. Прочитайте и выучите  методическую статью.

2. Перепишите таблицу в тетрадь и заполните ее по 5-бальной шкале. 

Способы получения и переработки
информации:

Работа с книгой. Это один из основных видов
самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными
источниками является наиболее важным средством овладения будущей
специальностью.

Опыт показывает, что студенты порой; испытывают
большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с
каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не; умеют
пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или
параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в
оглавлении, аннотации, введении.

Лист самооценки учебных умений

№ п/п

Компоненты учебной деятельности

На занятиях умею слушать преподава­теля
и записывать основной махериал

Умею читать схемы, графики, таблицы

Умею выступать на семинарах и аргу­ментировано
защищать свои позиции

Умею работать в библиотеке с каталогом
и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме

Умею составлять аннотации

Умею составлять назывной план по
любому информационному тексту

Умею конспектировать статьи, книги

Умею составлять тезисы

Умею использовать и оформлять цитаты

Умею составлять рецензию на
прочитанный текст

Умею реферировать несколько источников
по одной проблеме и оформлять рефераты

Умею работать со справочными
материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)

При знакомстве с литературным источником следует
обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания,
прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография,
сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг
читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея,
излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное
ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем,
которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

 Е

В       Выполненные задания предоставить на контроль учителю 10.03.2021г.

  • Рассказ мартышка и очки крылов
  • Рассказ мальчики 20 лет спустя
  • Рассказ марии халфиной 5 букв сканворд
  • Рассказ мальчики устаревшие слова
  • Рассказ мальчики 4 класс характеристика героев