Рассказ мать звезды продолжение глава 141

Купла если я буду смотреть только на эту звезду и идти от не в другую сторону, куда я приду?

Купла
 

– Если я буду смотреть только на эту звезду и идти от неё в другую сторону, куда я приду? – спросил Купла у матери.
 

– Зачем тебе вообще уходить? Почему тебе здесь не нравится? – младшая сестра смотрела огромными глазами на брата.
 

Всполохи пламени в очаге освещали бревенчатые стены хижины. Сестра смотрела на брата, в её глазах отражался огонь. Дрова потрескивали. Пахло дымом.
 

– Пришло его время, — ответила мать, раскатывая на столе лепёшки. – Он уже становится мужчиной, и ему надо узнать жизнь. Учиться жизни.
 

– Но ведь ты нас всему научила – девочка изумлённо посмотрела на мать.
 

– Я только научила вас навыкам, а жизни вас научит сама жизнь, для этого вам обоим когда-то придётся встретиться с другими людьми.
 

Девочка опустила голову и тихо сказала, — Другие люди злые. Ты всегда говоришь, что добро сильнее зла, но ты же помнишь, как пришли другие люди, и нам пришлось от них убегать сюда, за Топь. А папа остался нас защищать, и больше не вернулся.
 

– Люди разные. Вот твой брат Купла и идёт искать добрых людей. Ваш отец пришел из тех краёв, где тепло, там, он мне говорил, очень много хороших людей, намного больше, чем плохих.
 

– А как отличить кто хороший, а кто плохой? – спросила девочка. – Наверное каждый плохой думает, что он хороший, ведь правда?
 

– Да, это так. Плохой человек или хороший, это можно определить по поступкам. Слова вообще ничего не значат. Сказать можно всё что угодно, а вот сделать, поступить, это не каждый может. – Мать отправила лепёшки в печь – Завтра возьмёшь их с собой – повернувшись сказала она сыну.
 

– Да, хорошо, но я все не возьму. Топь пройду, там поохочусь. Оставьте себе.
 

– За Топью иди в лево от звезды, до холмов, отец твой говорил, там хороший народ живёт. Поучись сначала у них. Там много хороших охотников. – Мать говорила, не переставая готовить лепёшки. Под ногами у неё крутилась кошка, которая совсем недавно пришла из леса, и стала жить с людьми.
 

– Не понимаю зачем ему куда-то идти – вновь заговорила девочка – Купла и так хороший охотник. Зачем ему ещё чему-то учиться?
 

– Придёт время, когда и к нам придёт молодой охотник, такой как твой брат, и ты уйдёшь с ним – мать, улыбаясь, посмотрела на дочь.
 

– Я никогда никуда не уйду! – Решительно сказала девочка.
 

— Это ты сейчас так говоришь – улыбаясь сказала мать.
 

****
 

В конце концов Купла преодолел Топь. Пробираясь вдоль берега шумной реки, которая из ручейка, зародившегося в Топи, превратилась в шумящий поток, перекатывающийся через камни.
 

Лепёшки, которые он взял от матери, давно закончились. – Надо охотиться – мысли о еде не давали идти дальше.
 

Тут он увидел, как из чащи к воде вышли косули. Купла снял с плеча лук, взял стрелу, натянул тетиву, выстрелил. Стрела попала в молодого самца. Козёл со стрелой в теле кинулся бежать. Охотник бросился догонять подранка. Все другие косули резво перепрыгнули через небольшой овражек, а раненый не смог, там его охотник и настиг.
 

Разделывая добычу Купла, ощутил на себе взгляд. Не подавая вида, с ножом в руке, он стал предельно осторожен. – Человек или зверь? – думал он, стараясь не показывать тревогу. Тут он услышал, как треснула ветка. – Человек – это добавило тревоги. Из чащи вышли трое. Двое бородатых мужчин и женщина. Купла встал, сильнее стиснул рукоятку ножа. Огляделся, оценивая свою позицию в случае нападения.
 

Вышедшие шли к нему спокойно. Один поднял руку давая понять, что не намерен причинить Купле вреда.
 

– Кто ты? – спросил один из охотников. Язык воинов был понятен Купле, хоть и отличался от того на котором он говорил с матерью и сестрой.
 

– Я Купла. Пришёл из-за Топи. Вы кто?
 

– Мы охотники племени Приречья. Зачем ты пришёл сюда? Что ищешь? Что тебя не устраивает дома?
 

– Я хочу учиться.
 

– Учиться? Чему?
 

– Жизни. Так мне мать сказала. – Купла опустил взгляд. Почему-то ему стало неловко.
 

– Ты, наверное, хочешь найти себе девушку, увести её к себе за Топь, там с ней родит детей и охотится – охотник это спрашивал с улыбкой на лице и с добрым взглядом.
 

– Да. – Купла смело посмотрел в глаза охотнику. Его удивило, что незнакомый человек так точно смог передать простыми словами его желания в которых он сам себе признавался с тревогой. Не очень понятно их формулируя у себя в голове.
 

– Как охотится мы тебе покажем, а вот девушку тебе придётся искать в другом племени, Заречном. В нашем или слишком молодые, или очень старые для тебя.
 

– Я неправильно охочусь? – удивлённо спросил Купла. – Но ведь я убил косулю.
 

– Тебе просто повезло. Если бы не овраг, ты был бы голодный. Ладно, вот смотри, когда ты натянул тетиву, посмотри – он оттянул тетиву своего лука – видишь? Тогда попав в то же самое место куда попал ты, косуля бы погибла сразу. Понятно?
 

– Ага – изумленно посмотрел молодой охотник на своего учителя. – Я тоже так хочу научиться.
 

– В Заречном племени используют механизмы. Когда ты к ним придёшь, поучись, это облегчит тебе охоту. Меня зовут Момба, это Тата и Пефа – указал он на спутника и спутницу. – Пефа очень замечательно охотится, она тебя многому научит. Всё. Берём твоего козла и идём к нам в деревню, я тебя представлю общине.
 

– Ты вождь? – спросил Купла у Момбы.
 

– Нет, — усмехнулся тот. – Наш вождь, Порядок. Ты его почувствуешь. Он присутствует в общине, но в обличии существа к нам не является.
 

– Мама нас с сестрой всегда заставляла наводить порядок – сказал Купла.
 

— Это другое – улыбнулся Момба – у нас никто не заставляет. Поживёшь среди нас, сам всё поймёшь, а теперь идём.
 

– Мы не будем больше сегодня охотится? Этого хватит на всю общину? – удивился молодой охотник.
 

– Мы не охотимся впрок. Берём только столько сколько нужно на сегодняшний день. А этого будет достаточно. Идём. Посмотришь, как живёт наша община.
 

Охотники соорудили из веток носилки, положили на неё косулю, и отправились к стоянке.
 

Прожив целый год среди народа Приречье, Купла понял, на сколько он был не готов к жизни среди людей. Племя научила его заботе о старших, милосердию, навыкам охоты. Он стал чувствовать себя полноправным членом общины. Понял, что такое порядок, и кто такой Порядок. Знал, чувствовал эту разницу.
 

Момба радовался такому ученику. Часто Купла уходил на долгую охоту с Татой и Пефой. Пефа была отличной охотницей ничем не уступала своему мужу Тате, ещё успевала приготовить вкусную еду охотникам на костре, пока они готовили стрелы, и точили ножи. Самые ровные стрелы Тата всегда закладывал в колчан Пефе. А потом всегда шутил, что она такая меткая благодаря его стрелам. По сути, так оно и было. Когда Тата с Куплой сомневались в выстреле, Пефа смотрела, потом натягивала тетиву, и её выстрел всегда приносил им добычу.
 

В один из вечеров охотники сидели у костра, разговаривали о делах общины. Купла сидел в кругу и наблюдал как лепестки с цветущих деревьев ковром будто снегом покрывают землю. Момба присел рядом с молодым охотником. – Утром я дам тебе свою лодку – сказал он Купле.
 

– Зачем? – встрепенулся юноша.
 

– Ты Купла уже наш брат, и всегда им останешься. Тебя принял сам «Порядок». Мы чему могли, тому тебя научили. Но этого мало. Тебе надо знать больше, чтобы ты понял, как дорог нашему племени «Порядок». Тебе надо идти к народу Заречья, там ты больше узнаешь о «Порядке».
 

– Он бывает ещё лучше? – с сомнением посмотрел на товарища Купла.
 

– Здесь ты узнал «Порядок». Там ты его полюбишь.
 

(продолжение следует)
 

В 14-минутном интервью на местном телеканале «Бадахшан» бывший глава области Ёдгор Файзов сказал, что во всем виноват Хабиб Махмадов – сотрудник местной милиции, а помощника прокурора — Абдусалома Абирзода, получается, оговорили местные жители.

По его словам, трагические события начались с действий сотрудника УВД Хабиба Махмадова.

«Этот человек, который для выдачи фальшивого паспорта потребовал у девушки (к которой, по словам жителей области, приставал прокурор, — ред.) деньги и товары, стал причиной начала беды. Он не сдержал своего обещания и посоветовал девушке обратиться к помощнику прокурора (Абдусалом Абирзода, — ред.)», — говорит Файзов.

photo 2021 12 01 17 09 54

10:08 10 декабря, 2021

Ёдгор Файзов отметил, что этот разговор (девушки с прокурором, — ред.) разозлил молодых людей (местных жителей, — ред.) и они попросили вызвать помощника прокурора и наказать его, а также чтобы он извинился.

При этом Файзов не упоминает, что именно сказал помощник прокурора упомянутой девушке.

«Когда случился этот инцидент, и начались розыскные работы, я попросил молодых людей прийти в прокуратуру для дачи показаний, чтобы рассмотреть инцидент в рамках закона, — говорит далее экс-глава области. — Когда мне позвонил дежурный и сообщил, что ко мне пришли поговорить жители Рошткалинского района, девушка с отцом и несколько молодых людей, я сказал, что приму их во второй половине дня, после 16:00 и чтобы были только девушка и ее отец. Ввел в курс дела также заместителя председателя области Алишера Мирзонабота».

По словам Файзова, в 16 часов Шоназарова (указана только фамилия девушки, — ред.) и ее отец пришли к нему, несколько молодых людей тоже настояли на своем присутствии при беседе.

photo 2021 12 10 12 33 07


«Я согласился, чтобы молодые люди тоже присутствовали. Узнал Сорбона, мы с ним раньше вместе работали, про остальных разузнал позже, — говорит в фильме Файзов. — Я обратился к Шоназаровой с просьбой рассказать мне ни как председателю, а как отцу, чтобы она говорила правду».

«Дело в том, что ее депортировали из Москвы, а она снова хотела уехать туда, для чего ей нужен был загранпаспорт с фальшивыми именем и фамилией. Именно для этого девушка и пришла в ОВД района. А Хабиб Махмадов, тоже уроженец села Тавдем, обещал ей помочь в этом деле, — приводит в сюжете слова девушки Файзов. — Она сказала, что он потребовал принести 300 сомони и мелкий рогатый скот (козу). Она согласилась и принесла деньги и козу. Затем ходила за Хабибом почти месяц, но проблема так и не решилась».

После этого Махмадов, как отмечает бывший глава области, переправил девушку к Абирзода, помощнику прокурора, дал ему ее номера, а номера помощника прокурора — Шоназаровой.

Файзов говорит, что в беседе Шоназарова сказала, что она не выходила на связь с помощником прокурора, и что он сам позвонил ей и предложил: «давай встретимся и решим вопрос по твоему паспорту».

photo 2021 12 07 14 23 41

14:37 7 декабря, 2021

«Когда эта новость дошла до молодежи района, все знают, что произошло дальше», — говорит в фильме Файзов.

Он добавил, что потом появились слухи, будто на девушку давят в прокуратуре, что ее оскорбляют.

«Во время беседы я спросил девушку так ли это, она ответила, что никто ее не оскорблял, но допрос (по факту инцидента с прокурором было разбирательство в прокуратуре, — ред.) тянулся очень долго, отчего она устала, — продолжил рассказ Файзов. – Я спросил, чем могу ей помочь. Она попросила решить вопрос с паспортом, но я ей отказал в этом, сказав, что это незаконно».

Тогда она, по его словам, попросила вернуть ей деньги и скот, которые у нее взял Хабиб Махмадов.

«Через два дня деньги и скот были возвращены ей», — говорит в сюжете  Файзов.

По его словам, в ходе беседы молодые люди просили девушку рассказать главе области все, что она рассказывала им, но она заявила, что ей больше нечего сказать.

«Молодым людям я сказал, что они поступили мерзко и допустили ошибку (они сняли на видео помощника прокурора с требованием извиниться на камеру за приставания к девушке. — ред.). Это отрицательно сказалось на жизни и репутации ГБАО. Представьте себе молодого человека из Бадахшана, который сделает то же самое в другой части Таджикистана. По правде говоря, если судить по тому, что из-за одного телефонного разговора унижается честь и достоинство человека, то это не поддается никакой логике», — говорит Файзов.

При этом он подчеркнул: «фактически, когда я спросил девушку об оскорблении, предложении о сексуальном отношении, она ответила, что такого не было, он (помощник прокурора – ред.) просто предложил встретиться».

Экс-глава области также заметил, что, так как все началось с Хабиба Махмадова, то он и является главным виновником инцидента.

«Этот человек не смог решить вопрос и посоветовал девушке связаться с помощником прокурора. Таким образом, если мы посмотрим на дело с этой точки зрения, то проблему инициировал именно Хабиб Махмадов» — считает он.

Ёдгор Файзов также отметил, что «этот инцидент не имеет ничего общего с религией, и нигде не сказано, что девочка-исмаилитка не имеет право разговаривать с человеком другой религии, национальности или расы. Сегодня есть девушки из исмаилитской общины, которые выбрали своих супруг из суннитов, христиан и католиков, никто это не запрещает.

Никогда и ни в одном приказе (поручении) Ага Хан IV не призывал своих последователей, чтобы взялись за войну, вооружались и вышли на протесты. Он всегда призывает, что необходимо поступать в рамках закона действующей власти.  Ни в одном из его выступлений не было упоминаний о насилии», — заключил экс глава области. К чему было сделано это высказывание непонятно.

О фильме

Интервью Файзова — это часть документального фильма продолжительностью почти 47 минут, который был продемонстрирован в передаче «Неруи Конун» (Сила Закона) по местному каналу ТВ «Бадахшан» 9 декабря. Он был посвящен событиям в Хороге 25-28 ноября и в нем говорится об официальной версии произошедшего.

photo 2021 12 10 12 31 41


В частности, рассказывается предыстория конфликта, которая кардинально отличается от ранее озвученной.

Так, в продолжение слов Файзова говорится о том, что девушка сама названивала помощнику прокурора Абирзода, и согласно табуляграмме телефонных звонков эти беседы в целом продолжались 59 минут. Сам Абирзода звонил ей пару раз и разговаривал в целом не более полторы минуты.

Авторы фильма говорят, что действия Абирзоды на предмет домогательства были проверены следственными органами и состава преступления в них не было обнаружено.

При этом ничего не сказано об участии Абирзода и его действиях в вопросе оформления фиктивного паспорта для Шоназаровой. 

Также в фильме говорится о действиях Гулбиддина Зиёбекова, в частности, его обвиняют в неповиновении следственным органам и неявке на допрос в связи с предъявленными ему обвинениями.

Говоря о митингах, авторы фильма говорят, что 25 ноября «члены преступной группировки города Хорога и Рошткалы в целях реализации своих преступных намерений и своих корыстных целей создали на площади Исмоила Сомони города Хорога незаконный митинг».

Далее говорится, что эти группы также напали на сотрудников прокуратуры и милиции в областной милиции и на территории администрации области и нанесли представителям органов правопорядка ранения различной тяжести.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA

13:59 2 декабря, 2021

Также отмечено то, что у сотрудников национальной безопасности в ходе беспорядков был похищен автомат «Калашников» с 30 пулями, а отдельные группы несколько раз пытались напасть на пограничную заставу Хорога.

Говорится в фильме и об инциденте с исполняющим обязанности главы области Алишером Мирзонаботом, который 27 ноября вышел к митингующим и «в рамках своих полномочий дал исчерпывающие ответы на вопросы митингующих, призывая их к порядку».

«Но участники митинга из хулиганских побуждений и ненависти напали на него и его спутников с целью намеренного причинения вреда их здоровью и жизни с использованием ножей и топоров. В результате чего они получили серьезные травмы. С целью предотвращения хулиганских нападений органы правопорядка были вынуждены сделать предупреждающие выстрелы в воздух», — говорится в фильме.

Сообщается, что для расследования этого случая Генпрокуратурой страны возбуждены уголовные дела. Сообщается и о том, что в результате последних событий область и страна понесли ущерб на несколько миллионов сомони.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?Дмитриев.

Как не любить родной Москвы?Баратынский.

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.Грибоедов.

I.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

II.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно,
И всё ей кажется темно?

III.

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли к нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне…

IV.

Вот время: добрые ленивцы,
Эпикурейцы-мудрецы,
Вы, равнодушные счастливцы,
Вы, школы Лёвшина[1] птенцы,
Вы, деревенские Приамы,
И вы, чувствительные дамы,
Весна в деревню вас зовет,
Пора тепла, цветов, работ,
Пора гуляний вдохновенных
И соблазнительных ночей.
В поля, друзья! скорей, скорей,
В каретах, тяжко нагруженных,
На долгих иль на почтовых
Тянитесь из застав градских.

V.

И вы, читатель благосклонный,
В своей коляске выписной
Оставьте град неугомонный,
Где веселились вы зимой;
С моею музой своенравной
Пойдемте слушать шум дубравный
Над безыменною рекой
В деревне, где Евгений мой,
Отшельник праздный и унылый,
Еще недавно жил зимой
В соседстве Тани молодой,
Моей мечтательницы милой;
Но где его теперь уж нет…
Где грустный он оставил след.

VI.

Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек
Виясь бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой, —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленской здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»

VII.

На ветви сосны преклоненной,
Бывало, ранний ветерок
Над этой урною смиренной
Качал таинственный венок.
Бывало, в поздние досуги
Сюда ходили две подруги.
И на могиле при луне,
Обнявшись, плакали оне.
Но ныне… памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет;
Один, под ним, седой и хилый
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет.

VIII. IX. X.

Мой бедный Ленской! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.

XI.

Мой бедный Ленской! за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем?..
Так! равнодушное забвенье
За гробом ожидает нас.
Врагов, друзей, любовниц глас
Вдруг молкнет. Про одно именье
Наследников сердитый хор
Заводит непристойный спор.

XII.

И скоро звонкий голос Оли
В семействе Лариных умолк.
Улан, своей невольник доли,
Был должен с нею ехать в полк.
Слезами горько обливаясь,
Старушка, с дочерью прощаясь,
Казалось, чуть жива была,
Но Таня плакать не могла;
Лишь смертной бледностью покрылось
Ее печальное лицо.
Когда все вышли на крыльцо,
И всё, прощаясь, суетилось
Вокруг кареты молодых,
Татьяна проводила их.

XIII.

И долго, будто сквозь тумана,
Она глядела им вослед…
И вот одна, одна Татьяна!
Увы! подруга стольких лет,
Ее голубка молодая,
Ее наперсница родная,
Судьбою вдаль занесена,
С ней навсегда разлучена.
Как тень она без цели бродит,
То смотрит в опустелый сад…
Нигде, ни в чем ей нет отрад,
И облегченья не находит
Она подавленным слезам —
И сердце рвется пополам.

XIV.

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Она его не будет видеть;
Она должна в нем ненавидеть
Убийцу брата своего;
Поэт погиб… но уж его
Никто не помнит, уж другому
Его невеста отдалась.
Поэта память пронеслась
Как дым по небу голубому,
О нем два сердца, может быть,
Еще грустят… На что грустить?

XV.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Шла, шла. И вдруг перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою.
Она глядит — и сердце в ней
Забилось чаще и сильней.

XVI.

Ее сомнения смущают:
«Пойду ль вперед, пойду ль назад?..
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад».
И вот с холма Татьяна сходит,
Едва дыша; кругом обводит
Недоуменья полный взор…
И входит на пустынный двор.
К ней, лая, кинулись собаки.
На крик испуганный ея
Ребят дворовая семья
Сбежалась шумно. Не без драки
Мальчишки разогнали псов,
Взяв барышню под свой покров.

XVII.

«Увидеть барский дом нельзя ли?» —
Спросила Таня. Поскорей
К Анисье дети побежали
У ней ключи взять от сеней;
Анисья тотчас к ней явилась,
И дверь пред ними отворилась,
И Таня входит в дом пустой,
Где жил недавно наш герой.
Она глядит: забытый в зале
Кий на бильярде отдыхал,
На смятом канапе лежал
Манежный хлыстик. Таня дале;
Старушка ей: «а вот камин;
Здесь барин сиживал один.

XVIII.

Здесь с ним обедывал зимою
Покойный Ленский, наш сосед.
Сюда пожалуйте, за мною.
Вот это барский кабинет;
Здесь почивал он, кофей кушал,
Приказчика доклады слушал
И книжку поутру читал…
И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Дай бог душе его спасенье,
А косточкам его покой
В могиле, в мать-земле сырой!»

XIX.

Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полу-мучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

XX.

Татьяна долго в келье модной
Как очарована стоит.
Но поздно. Ветер встал холодный.
Темно в долине. Роща спит
Над отуманенной рекою;
Луна сокрылась за горою,
И пилигримке молодой
Пора, давно пора домой.
И Таня, скрыв свое волненье,
Не без того, чтоб не вздохнуть,
Пускается в обратный путь.
Но прежде просит позволенья
Пустынный замок навещать,
Чтоб книжки здесь одной читать.

XXI.

Татьяна с ключницей простилась
За воротами. Через день
Уж утром рано вновь явилась
Она в оставленную сень,
И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась наконец одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

XXII.

Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

XXIII.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

XXIV.

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?[~ 1]

XXV.

Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Часы бегут; она забыла,
Что дома ждут ее давно,
Где собралися два соседа
И где об ней идет беседа.
— Как быть? Татьяна не дитя, —
Старушка молвила кряхтя. —
Ведь Олинька ее моложе.
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора; а что мне делать с ней?
Всем наотрез одно и то же:
Нейду. И всё грустит она
Да бродит по лесам одна. —

XXVI.

«Не влюблена ль она?» — В кого же?
Буянов сватался: отказ.
Ивану Петушкову — тоже.
Гусар Пыхтин гостил у нас;
Уж как он Танею прельщался,
Как мелким бесом рассыпался!
Я думала: пойдет авось;
Куда! и снова дело врозь. —
«Что ж, матушка? за чем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест».
— Ох, мой отец! доходу мало. —
«Довольно для одной зимы,
Не то уж дам я хоть взаймы».

XXVII.

Старушка очень полюбила
Совет разумный и благой;
Сочлась — и тут же положила
В Москву отправиться зимой.
И Таня слышит новость эту.
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинцияльной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей;
Московских франтов и цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!..
О страх! нет, лучше и верней
В глуши лесов остаться ей.

XXVIII.

Вставая с первыми лучами,
Теперь в поля она спешит
И, умиленными очами
Их озирая, говорит:
«Простите, милые долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»

XXIX.

Ее прогулки длятся доле.
Теперь то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.
Но лето быстрое летит.
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

XXX.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани
Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.

XXXI.

Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.
Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.
И вот в избе между слугами
Поднялся шум, прощальный плач:
Ведут на двор осьмнадцать кляч,

XXXII.

В возок боярский их впрягают,
Готовят завтрак повара,
Горой кибитки нагружают,
Бранятся бабы, кучера.
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый,
Сбежалась челядь у ворот
Прощаться с барами. И вот
Уселись, и возок почтенный,
Скользя, ползет за ворота.
«Простите, мирные места!
Прости, приют уединенный!
Увижу ль вас?..» И слез ручей
У Тани льется из очей.

XXXIII.

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

XXXIV.

Теперь у нас дороги плохи[2],
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем, как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.

XXXV.

За то зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор[3]
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.

XXXVI.

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

XXXVII.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

XXXVIII.

Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо бутки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

XXXIX. XL.

В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.
Им настежь отворяет дверь
В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык.
Встречает их в гостиной крик
Княжны, простертой на диване.
Старушки с плачем обнялись,
И восклицанья полились.

XLI.

— Княжна, mon ange! — «Pachette!»[* 1] — Алина! —
«Кто б мог подумать? — Как давно!
Надолго ль? — Милая! Кузина!
Садись — как это мудрено!
Ей-богу, сцена из романа…»
— А это дочь моя, Татьяна. —
«Ах, Таня! подойди ко мне —
Как будто брежу я во сне…
Кузина, помнишь Грандисона?»
— Как, Грандисон?.. а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он? —
«В Москве, живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил.

XLII.

А тот… но после всё расскажем,
Не правда ль? Всей ее родне
Мы Таню завтра же покажем.
Жаль, разъезжать нет мочи мне;
Едва, едва таскаю ноги.
Но вы замучены с дороги;
Пойдемте вместе отдохнуть…
Ох, силы нет… устала грудь…
Мне тяжела теперь и радость,
Не только грусть… душа моя,
Уж никуда не годна я…
Под старость жизнь такая гадость…»
И тут, совсем утомлена,
В слезах раскашлялась она.

XLIII.

Больной и ласки и веселье
Татьяну трогают; но ей
Не хорошо на новоселье,
Привыкшей к горнице своей.
Под занавескою шелковой
Не спится ей в постеле новой,
И ранний звон колоколов,
Предтеча утренних трудов,
Ее с постели подымает.
Садится Таня у окна.
Редеет сумрак; но она
Своих полей не различает:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.

XLIV.

И вот: по родственным обедам
Развозят Таню каждый день
Представить бабушкам и дедам
Ее рассеянную лень.
Родне, прибывшей издалеча,
Повсюду ласковая встреча,
И восклицанья, и хлеб-соль.
«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла!
А я так пряником кормила!»
И хором бабушки твердят:
«Как наши годы-то летят!»

XLV.

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец;
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович также глуп,
Семен Петрович также скуп,
У Пелагеи Николавны
Всё тот же друг мосьё Финмуш,
И тот же шпиц, и тот же муж;
А он, всё клуба член исправный,
Всё так же смирен, так же глух,
И так же ест и пьет за двух.

XLVI.

Их дочки Таню обнимают.
Младые грации Москвы
Сначала молча озирают
Татьяну с ног до головы;
Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем, очень недурной;
Потом, покорствуя природе,
Дружатся с ней, к себе ведут,
Цалуют, нежно руки жмут,
Взбивают кудри ей по моде
И поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,

XLVII.

Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.
Текут невинные беседы
С прикрасой легкой клеветы.
Потом, в отплату лепетанья,
Ее сердечного признанья
Умильно требуют оне.
Но Таня, точно как во сне,
Их речи слышит без участья,
Не понимает ничего,
И тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

XLVIII.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Всё в них так бледно равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.

XLIX.

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.
Один какой-то шут печальный
Ее находит идеальной,
И, прислонившись у дверей,
Элегию готовит ей.
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
И, близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик.

L.

Но там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантию мишурной
Она пред хладною толпой,
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет,
Где Терпсихоре лишь одной
Дивится зритель молодой
(Что было также в прежни леты,
Во время ваше и мое),
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов.

LI.

Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

LII.

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!..
Но полно, полно; перестань:
Ты заплатил безумству дань.

LIII.

Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток, у колоны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.

LIV.

Так мысль ее далече бродит:
Забыт и свет и шумный бал,
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Друг другу тетушки мигнули
И локтем Таню враз толкнули,
И каждая шепнула ей:
— Взгляни налево поскорей. —
«Налево? где? что там такое?»
— Ну, что бы ни было, гляди…
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое…
Вот отошел… вот боком стал…
«Кто? толстый этот генерал?»

LV.

Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою,
И в сторону свой путь направим,
Чтоб не забыть, о ком пою…
Да, кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд.
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
И верный посох мне вручив,
Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

Довольно. С плеч долой обуза!
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.

  • Рассказ медсестра лечит простату
  • Рассказ мальчики достоевский аудиокнига слушать
  • Рассказ мамина сибиряка зимовье на студеной
  • Рассказ льва толстого пожар распечатать
  • Рассказ леденец основная мысль