Рассказ мартышка и очки крылов

Предмет: литературное чтениетема: и.а. крылов мартышка и очкицель: познакомить учащихся с новой басней и.а.крылова мартышка и очкизадачи:образовательные:помочь вспомнить басни, прочитанные

Предмет: литературное чтение

Тема: И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

  • Дать представление о характерных признаках басни;
  • Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Развивать память внимание, речь учащихся;
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Ход урока

I.Организационно- мотивационное начало урока.

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

II. Самоопределение к деятельности.

Ребус

Рассказ мартышка и очки крылов

— Как вы думаете, что он писал?

— Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

-Сегодня мы познакомимся с его басней «Мартышка и Очки»

— В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи     на урок.    

На доске опорная запись:

          1) Узнать, …

          2) Учиться понимать …

  Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

           Коллективное формулирование третьей задачи урока:

          3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

III. «Открытие» нового знания детьми.                            

 Биография  И.А. Крылова 

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

— Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

     — Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги.

Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.

 Но самое главное – он написал огромное количество великолепных басен.

 Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.

 В чем же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность.

 Знаешь ли ты, что Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен? Он читал их удивительно просто и искреннее; вернее даже, он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Анализ басни

— Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Словарная работа

— Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка),

  • дюжина (12),
  • полдюжины (6),
  • темя (верхняя часть головы),
  • нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),
  • к худу клонит (к плохому),
  • невежда (необразованный, несведущий человек),
  • невежа (грубый, невоспитанный человек),
  • познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 Прослушивание басни

— Понравилось ли вам исполнение басни?

-Какой представлена Мартышка в басне?

IV .Закрепление полученных знаний.

-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

-В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смеши

б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

— С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     — Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     ( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

— Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».

Работа над выразительным чтением басни

     — Как читаем первые строчки?

     (  Спокойно.)

     — Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     — Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      ( С досадой, недовольством. )  

     -. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» и как мы это будем читать? (с иронией )

-Кто лучше прочитал?

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни индивидуально

VI . Итоги урока.

— Кто такой И.А.Крылов?

— С какой басней познакомились?

— Кто главный герой басни?

V. Рефлексия.

— Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

 — Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)

VII. Домашнее задание (по выбору)

      — читать басню выразительно;

      — выучить наизусть.

Цели урока:

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение ан$ализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент.

$Приветствие детей.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности$.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературысказке.

— Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.

Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: $2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

$1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

А что, же такое басня?

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах,$ носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

— Назовите признаки басни.

  • Небольшой размер

  • Иносказательность

  • Высмеиваются недостатки

  • Поучительность

— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать?

— Послушайте стихотворение Вяземского.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

$ И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?

$

Напомним биографию баснописца И. А. Крылова.

Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занят$ый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем лит$ературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его бас$ен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.      

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Изучение новой темы. Работа до чтения.

$

Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке:

МААРТЫШИК И ИОЧК.

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повад$ках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Словарная работа:

Мартышка-маленькая обезьяна.

Дюжина -12.

Полдюжины -6.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

К худу клонит- к плохому клонит.

Познатней – знать, буржуазия, богачи.

Невежда -грубый, невоспитанный человек.

Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.

-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: находить нужную информацию в тексте.

К.: форму$лировать собственное мнение и позицию.

Работа после чтения.

— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

3) Чтение про себя.

$— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

I. Завязка.

II. Развитие действия.

III. Кульминация.

IV. Развязка.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

$- Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— Прочитайте мораль.

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

К.: формулировать собственное м$нение и позицию.

Физминутка.

Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей.

Л.: Ориентация на ЗОЖ.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

$

Работа после чтения. Работа на понимание.

Работа над языком басни.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Зло не так большой руки.

$- Что это означает?

— Не так уж большое горе.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам: прок – польза

  • $ враки — неправда, обман, ложь

  • налгали – обманули

— Прочитайте развязку. Подбе$рите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

$— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5)Выделение главной мысли произведения.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

— Тему.

— В каких строчках заключена идея басни?

— В морали.

— Прочитайте.

Р.: определяют, о чем иде$т речь в басне.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

Работа в группах.

Работа в группах.

— Первая группа готовится проинсценировать басню.

— Вторая группа, выразительно читает басню.

— Третья – составляет диафильм.

Проверка.

— Прочитайте выразительно басню.

— Какие кадры диафильма нарисовали ?

— А теперь посмотрим инсценирование..

$— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

$— Что такое басня?

5. Рефлексия.

-Что запомнилось на уроке?

— Что понравилось?

-Что не понравилось?

Л.: Спос$обность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

  • II группа — выразительно читает басню

  • III группа $– учит наизусть

  • I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.

Своеобразием его басен стал «мужицкий» взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне «Волк и Ягненок»:

Усильного всегда бессильный виноват!..

Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.

Новаторство Крылова

Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.

Нравственный вывод автор подает в виде пословиц, поговорок, афоризмов, таких близких жизненному опыту народа.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

Поведение рассказчика:

  • притворно доверяется персонажам;

  • дает выговориться и совершить поступки;

  • передает их точку зрения.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Тематика басен

С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:

  • хитрость;

  • жадность;

  • лень;

  • трусость;

  • глупость;

  • невежество.

Язык басен прост и доходчив.

Тема труда

Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне «Квартет». Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне «Лебедь, Щука и Рак». Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.

Тема противоречия сильных и слабых

Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,

против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:

Что Климыч на руку не чист, все это знают…

Насилие и взяточничество

Тема насилия звучит в басне «Мор зверей», в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:

что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.

Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).

Продажный суд

Крестьянин в произведении Крылова «Крестьянин и овца» обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:

Все плуты, ведомо, искусны.

И вследствие того казнить Овцу…

Басни бытового цикла

Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:

  • угодничество в басне «Кукушка и Петух»;

  • хвастовство — «Слон и Моська»;

  • трусость — «Мыши»;

  • неблагодарность — «Волк и Журавль»;

  • лицемерие — «Напраслина»;

  • ложь — «Лжец»;

  • невежество — «Мартышка и Очки».

Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.

Система образов

Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:

  • животные, наделенные характером;

  • растения;

  • предметы быта;

  • явления природы (реки, тучи).

Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:

  • сила-бессилие («Волк и Ягненок»);

  • глупость-ум («Ворона и Лисица»).

Антитеза заключена и в название басни.

Афористичность басен

Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:

  • «А ларчик просто открывался»;

  • «А Васька слушает да ест»;

  • «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».

Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.

К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.

Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.

На чтение 15 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Опубликовано 24.04.2020 — 21:20 —

Анализ текста басни И. А. Крылова «Марышка и очки»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngbasnya._.docx 13.21 КБ

Предварительный просмотр:

Басня Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”

1) Подготовка к  восприятию басни.

— Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

— Но сначала давайте вспомним что такое басня?

Басня — это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.

— И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

— Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?

— Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)

— Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.

— А что вы знаете про очки? Для чего они?

  1. 1) Первичное восприятие текста.

— Послушайте басню, которую я вам прочитаю.

Басня «Мартышка и очки»

2) Проверка первичного восприятия.

-Ребята, понравилось ли Вам произведение?

— Что особенно понравилось?

— Что вызвало ваш смех? Радость?

— Когда героя Вам было жалко?

— Наши предположения оправдались?

3) Вторичное чтение учениками.

— Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню вслух.

  1. Художественный анализ басни

1) Словарная работа:

— Какие слова вас затруднили?

— Значение каких слов вы не понимаете?

2) Разбор частей: (выборочное чтение)

— Из скольких частей состоит произведение?

— Почему?

  • Первая часть — совсем короткая, можно назвать ее введением или даже зачином по подобию сказочного зачина. Заключает она в себе следующие строчки:

— Кто действует в произведении?

— С чего все началось? (Какая проблема у Мартышки?)

Из зачина мы узнаем, что у обезьянки с возрастом появились проблемы со зрением, и она вспомнила о том, с помощью чего избавляются от этой напасти люди.

  • Дальше следует основная часть, она самая содержательная.

Мартышка что только не делает с очками, а как ими пользоваться правильно, совершенно не представляет. Она пытается скрыть свое невежество тем, что люди, дескать, все наврали, и те, кто слушает их — попросту дураки.

— Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили?

— Мартышка вам понравилась или нет?

— Какие поступки совершала Мартышка? Почему она так поступала? Что из этого вышло? Оцените поступки Мартышки.

  • В конце мы видим заключительную, поучительную часть. Она содержит в себе мораль автора:

— Ребята, вы помните, что такое мораль? Мораль – это поучительный вывод басни.

— Найдите в тексте мораль басни, прочитайте.

— Как вы понимаете смысл этой морали?

Здесь мартышка сравнивается с людьми, которые из-за собственного невежества не умеют ценить вещи и правильно использовать их, но обвиняют в этом не себя, а эти вещи.

3) — Итак, что вам больше всего запомнилось в произведении?

— Почему?

— Какой совет дает автор, сочинив эту басню?

— Какое настроение вам передалось?

— С чем связано название произведения: с темой или идеей?

Сюжет басни таков: мартышка стала слаба зрением и решила надеть очки. Она не могла понять, как их надеть, вертела, крутила, в итоге разозлилась и разбила их.

Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.

В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.

Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.

  1. Вторичный синтез

Творческое задание :

  • соотнести идею произведения с баснями;

(глупость – не порок, а несчастье; от умного научишься, а от глупого разучишься; лоб, что лопата, да ума небогато; век живи – век учись; без наук, как без рук; видит око, да зуб неймёт; слышал звон, да не знает, откуда он).

  • нарисовать иллюстрацию к басни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-4618.jpg

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Правописание суффиксов онок, ёнок»»

«Правописание суффиксов онок, ёнок»»…

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :» Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х…

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки….

Фильм. Басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

При изучении творчества И.А. Крылова уместно будет показать фильм, басню «Мартышка и очки». Текст читает народный артист В.Гафт http://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540984/…

Урок литературного чтения по теме «И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Урок знакомства с новым литературным жанром — басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо…

Диафильм И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе….

Как носить очки

Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога (тифлопедагога)…

  • Мне нравится

  Содержание:

В полной мере отражая мастерство великого баснописца, произведение высмеивает невежество и недальновидность некоторых людей, используя образ глупой Мартышки.

История создания и краткий пересказ

Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.

В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.

Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.

Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.

При изучении в школе важно помочь детям уяснить, что высмеивается в басне «Мартышка и очки».

Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.

Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.

Построение басни и ее мораль

Басней называется поучительный литературный жанр в виде короткого стихотворения, героями которого являются животные, наделенные человеческими чертами. Она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения (морали).

Иногда свои поучительные строки автор разбрасывает по всему содержанию басни, оценивая отдельные действия и поступки героев, иногда они стоят в самом начале.

Анализ и мораль басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова можно определить следующим образом:

  1. в первой части кратко сообщается о проблеме Мартышки: «к старости слаба глазами стала»;
  2. далее идет основная часть, самая большая по объему. Мартышка любыми способами пытается приспособить к своему телу очки, но, поскольку не знает, как ими пользоваться правильно, у нее ничего не получается. Пытаясь скрыть свое невежество, она ругает на чем свет людей, называя их дуракам;
  3. в заключительной части — мораль, нравоучение автора.

Мораль состоит в том, что если бы наша героиня умела пользоваться очками, то они бы ей пригодились. Но она их расколотила, и все у нее кругом виноваты, а причиной всему её собственная глупость.

Известные литературные критики высказывались по поводу знаменитого произведения. В. И. Водовозов, комментируя суть крыловской басни, видел в злости обезьяны характер невежды, которая ничего не смыслит в пользе науки. Д. И. Тихомиров видел пользу авторского нравоучения в следующем:

  1. темнота человеческого ума губит всякое полезное дело. Невежда, взявшийся за работу, в которой ничего не смыслит, на исполнение которой у него нет ни знаний, ни способностей, только смешон;
  2. намного опаснее невежда, не знающий пользы от вещи, но нагоняющий на нее хулу.

Как считают исследователи творчества Крылова, смысл произведения в том, что очки не виноваты. Это то же знание. Если толково его применять, можно понять многое. Надо идти путем знания смело и не слушать глупых мартышек и тупых ослов.

Сам писатель выразил мораль в последних строках сочинения: «Цены не зная ей [вещи], невежда про нее свой толк все к худу клонит». Невежды критикуют всё и вся, не оглядываясь на чье-то мнение.

Особенно страшны такие люди у власти, так как тормозят развитие науки и просвещения.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Басню «Мартышка и очки» Крылов написал не позднее 1815 года. В том же году она была опубликована в собрании басен великого баснописца. Басня рассказывает о том, что Мартышка с возрастом стала плохо видеть. От людей она знала, что в таких случаях следует использовать очки. Она раздобыла себе сей полезный аксессуар, но не знала, как правильно пользоваться этим оригинальным предметом.

Тогда Мартышка решила действовать методом проб и ошибок. Сначала она прижимала их к темени, потом надевала на хвост. Она пробовала нюхать очки и лизать их. Все эти действия не помогли Мартышке добиться положительного результата. В сердцах она грубо отозвалась о тех, кто слушает советы людей, и с досады разбила очки о камень. В конце басни Иван Андреевич приводит такую мораль: человек, не знающий цену какому-либо предмету, склонен отзываться о нем плохо, и зачастую старается избавиться от этого предмета.

В этой басне под очками автор подразумевает знания. Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять их, как полагается, тогда будет польза от знаний. Так и в басне Мартышке с очками следовало обращаться с умом – не лизать их, не надевать на хвост, а надеть, как положено, на глаза. К просвещению надо идти смело, и не стоит слушать всяких «мартышек», которые испытывали «очки» только языком и хвостом и толкуют, будто в них нет проку.

Басня «Мартышка и очки» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня находятся невежды, которые ругают и осуждают хорошие вещи только потому, что сами по неумению никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу.

Басня «Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества, и клонит не к добру, а к худу.

И. А. Крылов. Мартышка и Очки

Крылов в своей басне рассказывает нам про  мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться  ими она тоже не умела. Когда очки попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на хвост, нюхала и лизала.<o>В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами. Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера и поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.<o>Я думаю, что герой басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют для данного образа. Как и любое другое произведение данного жанра это басня ироничная. Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде, который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.<o>Мораль басни:<o>Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие. Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.

Меню статьи:

Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.

Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Martyshka-i-ochki-Ivan-Krylov..jpg

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.

О морали басни про мартышку и очки

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где  делается акцент на том, как  невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Martyshka-i-ochki-Ivan-Krylov-1.jpg

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:

Проблемы общества, представленные в басне Крылова

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Martyshka-i-ochki-I.-Krylov.jpg

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/04/24/analiz-basni-martyshka-i-ochki
  • https://nauka.club/literatura/martyshka-i-ochki.html
  • https://detskiychas.ru/school/krylov/analiz_martyshka_i_ochki/
  • https://www.lang-lit.ru/2014/10/martishka-ochki.html
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-krylov/martyshka-i-ochki.html

Какую басню Крылова легко выучить?

Короткие басни Крылова, которые легко учатся

  • Иван Крылов — Мартышка и очки (Басня)
  • Иван Крылов — Музыканты (Басня)
  • 110. Иван Крылов — Лисица и виноград (Басня)
  • Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня)
  • Иван Крылов — Любопытный (Басня)
  • Иван Крылов — Белка (Басня)
  • Иван Крылов — Петух и жемчужное зерно (Басня)
  • Иван Крылов — Чиж и голубь (Басня)

Какая самая короткая басня Крылова?

Самая короткая басня Крылова » Лев и Лисица». Вот она: Лиса, не видя сроду Льва, С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Как легко и быстро выучить басню?

Лучший способ выучить басню – делать это по версии, написанной своей рукой. Здесь важна последовательность: сначала читается первая строка и повторяется без подглядывания в листок, затем присоединяется вторая строка, их прочитать вместе и вслух произнести.

Какие есть басни?

Рейтинг самых читаемых басен Крылова Ивана Андреевича

  • Ворона и Лисица
  • Мартышка и Очки
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Стрекоза и Муравей
  • Слон и Моська
  • Кот и Повар
  • Квартет
  • Два Голубя

Что такое басня 3 класс?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные.

Что такое басня своими словами?

Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.

Что такое басня когда она появилась О чем рассказывают басни и что высмеивают?

В басне высмеиваются пороки людей. Это краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, написанный в нравоучительном жанре, созданный для «исправления нравов», воспитания. Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до нашей эры.

Когда возник жанр басня?

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н. э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название «эзопова языка».

Почему Эзопа называют отцом басни?

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Какое слово точнее всего объясняет что такое эзопов язык?

Эзо́пов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Почему басня это эпический жанр?

Басня — это малая форма эпического жанра, в котором художественная образность основывается на таких приемах, как аллегория и иносказание. В басне всегда присутствует четко прослеживаемый сюжет, баснописец всегда строго придерживается сюжета, каждый его персонаж занимает отведенную ему нишу.

Кто был самым первым Баснописцем?

Эзо́п

Кто где когда стал родоначальником басни?

До сих пор не установлено, существовал ли мудрец и шутник Эзоп, живший, по преданиям античности, в Греции в VI в. до н. э. Однако абсолютно очевидно одно – именно он традиционно считается родоначальником литературного жанра басни.

Кто самый известный баснописец?

Самым известным русским баснописцем является И. А. Крылов (2 февраля 1769 г – 9 ноября 1844 г).

В каком году родился Эзоп?

Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.

Когда умер Эзоп?

564 г. до Рождества Христова

Кто такой Эзоп какой жанр он создал?

Сохранился сборник басен Эзопа, состоящий из 426 коротких прозаических произведений. Эзоп считается создателем жанра басни.

Чем прославился Эзоп?

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, — эзопов язык.

Какие басни написал Эзоп?

Басни Эзопа

  • Волк и журавль
  • Волк и кобыла
  • Волк и ягнёнок
  • Ворон и лисица
  • Галка и голуби
  • Голова и хвост змеи
  • Зайцы и лягушки
  • Камыш и маслина

Как погиб Эзоп?

Что купил Эзоп?

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?

В каком веке жил Эзоп?

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.

Что значит Эзоп?

Эзо́п (др. -греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.)

Почему рассказ М Гаспарова называется мудрец раб?

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное.

Что олицетворяет Жук в басне Муравей и жук?

Образ муравья – это человек, который трудится целыми днями и летом, и зимой, даже в те моменты, когда многие люди гуляют и отдыхают. Образ жука – это человек, который приходит, как «мухи» на все готовенькое, не брезгая харчами, однако, очень ленивые и по сути являющиеся лентяями.

Что означает слово изоб?

Это ни что иное как термин, относящийся к изобразительному искусству, сокращенный вариант слова «изображение».

  • Рассказ мальчики 20 лет спустя
  • Рассказ марии халфиной 5 букв сканворд
  • Рассказ мальчики устаревшие слова
  • Рассказ мальчики 4 класс характеристика героев
  • Рассказ маленький рассказ о большой судьбе краткое содержание