Рассказ мамина сибиряка серая шейка

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 139-141. раздел люби вс живоеукм перспективамаленькие и

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141. 

Раздел «Люби всё живое»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.

Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».

Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса

Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.

Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.

Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.

Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.

Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»

Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.

Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.

Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.

Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.

Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.

В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.

Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.

Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?

Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.

На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.

Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?

Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.

4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?

Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.

5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?

Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!

6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.

План рассказа Носова «Карасик» для пересказа

  1. Карасик и Мурзик.
  2. Обмен с Серёжей.
  3. Попытка спрятать Мурзика.
  4. Возвращение Мурзика.
  5. Признание и прощение.

Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса

Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.

Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.

Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.

Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.

Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.

7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.

8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.

Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.

9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.

Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.

Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».

10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.

Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.

Дадим заголовки каждой части плана.

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.

Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям

1 часть

  1. Птицы готовятся к отлёту на юг.
  2. Наступил роковой день прощания.
  3. Утки улетели, а Шейка осталась одна.

2 часть

  1. Серая шейка боится, что река замёрзнет.
  2. Она встречает в лесу зайца.
  3. Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.

3 часть

  1. Небольшая полынья посередине.
  2. Появление лисы.
  3. Поздравление с зимой.

4 часть

  1. Такая красивая, но страшная зима.
  2. Попытка лисы добраться до уточки.
  3. Настойчивость лисы и волнение зайца.

5 часть

  1. Старик охотится на зайцев.
  2. Старик видит лису у полыньи.
  3. Утка вместо лисы.
  4. Старик уносит утку внучкам.

AVvXsEht9KvRHXF8AR8Vux4y2u6W1kOU AK6TbvmEFDKEqBPNyi6D9j3peUjwTm9aXgUtVzPEEOBjlS 4NfwyyzcwBQwy GGjbhoGdlAfhMOt5xl4I8o59 CjVzU8iVY uJkbCg9tfvapQrUHsnNC asSzwC4HPczWsru8eSIarQWqLyprk 41 Oweg0WKBVA=w400 h231

Предлагаем познакомиться с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», рассказывающем удивительную историю маленькой уточки.

Главные герои

Серая Шейка – уточка, которая не могла улететь в теплые края.

Селезень и Утка – ее родители.

Заяц – друг Серой Шейки.

Лиса – виновница всех бед в жизни Серой Шейки.

Акинтыч – старик-охотник, спасший уточку.

Краткое содержание

Первые осенние заморозки стали сигналом к тому, что пора птицам собираться в теплые края. С озабоченным видом они начали подготовку к дальнему перелету. Птицы понимали всю опасность этого пути. Многие погибают в дороге «от разных случайностей».

Лебеди и гуси имели важный вид. Мелкие птички суетились больше всех. Старый Селезень ворчал, не понимая, в чем причины беспокойства. Утка, его жена, назвала его лентяем и плохим отцом. Она привела в пример гусей и лебедей, которые всегда несут ответственность за свое потомство. Селезень не остался в долгу и указал на неприятный характер Утки. Он считает, что не стоит вмешиваться в чужие дела. Все должны жить по-своему. Селезень любил порассуждать, считал себя умным, в отличие от гусей, а потому был всегда прав.

Обычно Утка не обращала внимания на недостатки мужа, но в этот раз она очень переживала из-за их дочери Серой Шейки. Весной к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Утка смогла отбить Серую Шейку, но Лиса сломала уточке крылышко. Из-за этого она не могла летать. Зимой Серой Шейке предстояло остаться одной на реке. Мать очень беспокоилась за нее и даже хотела остаться с ней. Селезень был против, ведь нужно присматривать за другими детьми. Он не понимал, какую душевную боль испытывает Утка, думая о Серой Шейке.

Старая Утка проявляла к Серой Шейке больше нежности, чем к другим утятам. Та смотрела с любопытством и легкой завистью на сборы своих родичей. Она даже не догадывалась, как тяжело ей придется. Серая Шейка надеялась на встречу весной. Мать не была в этом уверена. Она сожалела, что нельзя перенести дочь на теплый ключ. Старая Утка тайком от всех плакала, думая о судьбе несчастной Серой Шейки.

Вода в реке потемнела. Последние листья облетали с деревьев. Провожая взглядом журавлей, уточка затосковала. Наконец, ее сородичи стали готовиться к отлету. Каждое утро молодежь тренировалась, укрепляя крылья. Они шумно радовались. Серая Шейка издалека любовалась ими. Она с удовольствием плавала и ныряла, плавание заменяло ей полет.

Ранним утром сбился утиный косяк на реке. Мать не спала всю ночь. Она дала последние наставления Серой Шейке. Стая поднялась в небо, выстроилась треугольником и скрылась из глаз. Серая Шейка подумала, что лучше бы Лиса ее тогда съела, так ей стало одиноко.

По утрам вода у берегов начала замерзать. Серая Шейка скучала по своим родным. Река опустела, только в лесу было движение. Там остались рябчики, по деревьям прыгали белки, под деревьями зайцы. Серая Шейка однажды зашла в лес и встретила Зайца. Они подружились. Утка рассказала о своей горькой доле. Заяц поделился своими бедами. Оказалось у них есть общий враг Лиса. Заяц все время от нее прячется. Только зимой это делать сложнее, нет ни травы, ни листьев на деревьях.

Выпал снег, на реке осталась только полынья посредине. Мороз подкарауливал речку, когда она засыпала по ночам. Особенно опасны были звездные ночи, тогда мороз особенно лютовал. В эти дни на берегу появилась Лиса, которая уже однажды чуть не съела Серую Шейку. Она очень образовалась, увидев знакомую уточку. Заяц и Серая Шейка теперь боялись вместе.

Зима украсила природу, все вокруг стало белым, без единого пятнышка. Серая Шейка не могла любоваться этими чудесами. Уточка очень боялась, что полынья скоро замерзнет, и ей некуда будет спрятаться.

Вскоре Лиса появилась снова. Она попыталась подползти к краю полыньи, но лед был слишком тонкий. Лиса стала приходить каждый день. Она садилась на край полыньи, пугая Серую Шейку. Та ныряла под воду, прячась от хищницы. Заяц сидел на берегу и возмущался проделками Лисы.

Однажды утром зайцы вышли позавтракать и поиграть. Был сильный мороз, звери бегали, постукивали лапкой об лапку. Вдруг они увидели в лесу старого охотника. Он подкрался к зайцам и хотел подстрелить самого крупного старухе на шубу. Они разгадали его планы и бросились врассыпную. Старик попытался разыскать зайцев по следам, но где уж там. Обругав «лукавцев», он присел у реки отдохнуть.

Тут охотник увидел на середине реки Лису. Он обрадовался, что воротник сам ползет в руки. Старик старательно прицеливался, чтобы не испортить воротник. Наконец, он выстрелил, но глаза подвели его. Когда Акинтыч подбежал к полынье, Лисы, как и не бывало. В воде он увидел Серую Шейку и удивился, что она не улетела. Уточка объяснила ему, в чем дело. Старик пожалел ее и забрал с собой. Внучатам радость, весной яйца принесет утка. Про Лису Акинтыч жене решил не говорить. Зайцы смотрели на него и весело смеялись.

Урок литературного чтения

$Школа: КГУ «ОСШ №10 города Балхаш»

Класс: 3 «Б»

Учитель Мацевка Махфират Насруллаховна

Тема: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка» сказка.

Цель: создание условий для углубления и закрепления знаний об авторе и его сказке.

Задачи урока:

  • совершенствование навыков правильного и выразительного чтения;

  • умения видеть красоту русского слов;

  • развитие речи, фантазии;

  • $умения кратко излагать свои мысли;

  • воспитания любви к природе, животным, умения заботиться о них;

  • создание коллаборативной среды и среды «обучение обучению»;

  • умение самостоятельно добывать знания, а также взаимообучаться;

  • умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Ключевые идеи Использование модуля «Критическое мышление» для развития речевой и мыслительной деятельности при изучении сказки «Серая Шейка»

Использование модуля «Оценивание для обучения» и$ «Управление и лидерство» в целях развития мотивации учащихся

Ресурсы: Компьютер, LCD — доска, листы оценивания, аудиозапись, рисунки детей, магнитная доска с табличками, портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Ход урока

Организационный момент.

В жизни все лучшее начинается с улыбки, с доброго слова. Улыбнитесь друг другу!

Прочитайте запись на доске:

Друг и защитник

$Живой природы -Д .Н. Мамин – Сибиряк$

2. Определите тему урока

Мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»

3. Проверка домашнего задания

Мозговой штурм

  • Где жил в детстве Д.Н.Мамин — Сибиряк?

  • Какой пейзаж видел маленький Дмитрий из окна своего дома?

  • Какое влияние оказывал на него отец?

  • В будущем Д.Мамин — Сибиряк создал свою семью. Что вы знаете о его семье?

  • Какую книгу посвятил$ он своей дочери?

  • О чем писал в своих сказках и рассказах Д.Мамин — Сибиряк?

  • Чему учат его произведения?

  • Какая сказка вошла в сборник «Аленушкины сказки»?

Словарная работа

В сказке «Серая Шейка» встретились устаревшие слова. Узнаем как вы их понимаете.

$Роковой день-

Полынья-

Спесивый-

Логово-

Сноровка-

-А для чего нужно понимать значения этих слов?

(Чтобы лучше понимать содержание сказки)

Тест. Взаимопроверка

1. В какой семье родился Д.Н. Мамин — Сибиряк?

1) хирурга;

2) сапожника;

$3) священника.

2. Когда происходят следующие изменения в природе: пожухли травы, деревья голые, птицы готовятся к отлету?

1) зимой;

2) весной;

3) осенью.

3. Какие птицы улетают на зимовку последними?

1) кукушки;

2) стрижи, ласточки, журавли;

3) утки, чайки (водоплавающие).$

4. Почему Серая Шейка не могла лететь осенью на юг?

1) Было много корма.

2) Было переломлено крыло.

3) Не хотела расставаться с родным краем.$

5. Как называется художественное описание картин природы?

1) Пейзаж;

2) Портрет;

3) Гипербола.

$6. Что спасло Серую Шейку от гибели?

1) Спас охотник;

2) Спас заяц;

3) Сама спаслась.

Взаимопроверка тестов простым карандашом. На доске сенсорной появляются правильные ответы:1.3); 2. 3) 3.3)4. 2).5.1).6.1). Сбор листочков.

Выборочное чтение по учебнику.

— Какие времена года описываются в сказке?

— Послушайте два музыкальных отрывка и соотнесите каждый отрывок к рисунку. Докажите.

— Найдите описание осени в тексте

(А как быстро…)

$— Какие слова и выражения доказывают, что это осень?

(Холодные утренники. Потемнели березки. Покраснели осины. Холодный осенний ветер, тяжелые осенние облака, мелкий осенний дождь. Вода замерзла у берегов. Тонкий , как стекло лед. Река пуста. Утки улетели.)

— Как называется художественное описание картин природы?

(пейзаж)$

— Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки?

(- Неужели я совсем одна? -думала Серая Шейка, заливаясь слезами.)

— Найдите описание зимы.

(Наступила уже…)

— Какие сравнения использует автор при описании зимнего пейзажа? (Найдите в тексте)

(Холод прикрыл горную реку, точно зеркальным стеклом. Земля покрыта белоснежным ковром. Деревья убрались инеем, точно серебряным пухом. Ели стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.)

— Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки? (она трепетала при мысли, что полынья вот-вот замерзнет).

Творческие домашние задания.

$1. Группа учащихся подготовила сценку «Встреча Лисы и Серой Шейки»,давайте посмотрим и ответим на вопрос: Какое отношение к животным пробуждает этот отрывок?

2. Другая группа учащихся выполнила рисунки к сказке. Давайте соотнесем рисунки с текстом.

— Найдите отрывок, соответствующий данному рисунку. (стр. 131 Дольше всех…)

— Найдите отрывок ко второму рисунку. (стр.134.Огорочение…)

— Что можно добавить к прочитанному по этому рисунку? (стр.135. Когда Лиса…)

— Прочитайте отрывок к следующему рисунку.(Зайцы все это…)

$-Кто главные герои сказки? (Серая Шейка, Лиса)

Описание главных героев.

— Составим словесные портреты главных героев.

— Распределите таблички так, чтобы мы видели, где лиса, а где Серая Шейка.

Лиса (рисунок) Серая Шейка (рисунок)

хитрая несчастная

злая бедная

осторожная

$бессовестная

-Прочитайте, какие качества присущи каждому герою.

-Чему учит эта сказка? (Любить и понимать природу, заботиться о животных). (Благодаря охотнику выжила уточка).

Физминутка

Творческая работа (под музыку), работа в группах

Представьте себе, что вы Серая Шейка. Напишите ребятам письмо. (Наша молодая, неопытная уточка состарилась, у нее есть внуки-утята).

$Работа по схеме:

Индивидуально 5 минут, в паре 1,5минуты, в группе 7минут.

Проверка: прочитать рассказы, оценка детьми.

Итог урока.

Комментирование оценок.

-Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

$Красный-радость; синий – сомнение; черный- грусть.

Домашнее задание. Составить творческий рассказ от имени Серой Шейки, Зайца или Лисы.

Муниципальный конкурс методических разработок

педагогических работников образовательных организаций

городского округа Ревда в 2021-2022 учебном году

«Педагогические находки в организации патриотического воспитания»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра

«Путешествие по сказкам Урала»

Авторы:

Заколюкина Елена Дмитриевна,

учитель высшей категории

Клестова Светлана Владимировна,

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №1»

г.Ревда, 2021 г.

Аннотация к методической разработке

Авторы: Заколюкина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, Клестова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1».

Название работы: методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра «Путешествие по сказкам Урала»».

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящена 165 – летию со дня рождения писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Мероприятие направлено на формирование преставлений у младших школьников о Родине, на воспитание любви к родному краю, к его природе, истории, культуре, на развитие основных нравственных ценностей, ориентиров в окружающем мире, адресовано детям 8-10 лет.

Сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся, учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентированно на развитие творческих и актерских способностей. В процессе игры посредством сюжетных рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка у детей формируются образы чутких, добродушных, трудолюбивых людей Урала, которых окружает суровая, величавая природа нашего родного края.

В процессе подготовки к интеллектуальной игре проводится определенные мероприятия: знакомство с творчеством писателя на классном часе, самостоятельное чтение понравившихся рассказов, посещение видео-экскурсии в музей п.Висим. В ходе «Путешествия по сказкам Урала» ребята, взаимодействуя в команде, знакомятся с главными героями, рассуждают о нравственности поступков, ищут ответы на разные вопросы и узнают интересные факты о природе Урала.

Актуальность данной работы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.

Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, жестокое время, в котором нет места состраданию, а без этого благородного качества подрастающий ребенок вряд ли может стать Человеком, открытым семье, обществу, миру. Так, русский писатель, драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание – доброе человеческое чувство[1]. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя.

Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Аленушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др.[2]. И мы – современные педагоги на примере его произведений знакомим детей с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи.

Цели и задачи методической разработки

Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

Задачи:

  • приобщение детей к истории родного края, знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.

  • формирование чувства гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свою малую Родину в будущем.

  • вовлечение в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышение родительской компетентности в области истории и культуры родного края.

  • воспитание бережного отношения к природе, учить понимать её, чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.

  • развитие памяти, речи, мышления, воображения;

  • развитие умений применения информационно-коммуникационных технологий

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

2) Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

3) Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

3) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные:

1) Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина — Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.

2) Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.

3) Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация, мобильное приложение по считыванию QR-кодов.

Пояснительная записка

В процессе подготовки к интеллектуальной игре за две недели в уголке чтения размещается задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Сборники рассказов писателя находятся в свободном доступе (учебный кабинет) для чтения, знакомства с иллюстрациями. Проводится классный час по знакомству с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, дети принимают участие в видео-экскурсии по музею в п.Висим [4]. В подготовке к интеллектуальной игре можно воспользоваться и презентацией по литературному чтению «Д.Н. М.Сибиряк» [5], аудиозаписями фрагментов рассказов. Начинаем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала». Учащиеся делятся на три группы.

Ход занятия

Тип: интеллектуальная игра.

Форма: путешествие.

Реквизит, оформление:

  • Выставка книг Д. Мамина-Сибиряка

  • Эмблемы команд

  • Карточки с заданиями

  • Сигнальные карточки;

  • Ручки, листы бумаги;

Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Путешествие по сказкам Урала», посвященную творчеству нашего земляка Д. Мамина-Сибиряка.

На протяжении всего месяца мы с вами знакомились с его творчеством, с героями его произведений, прочитали много его сказок. Всем классом посетили виртуальную экскурсию в музей в п.Висим. А сейчас подведем итоги…

  1. Представление жюри (педагоги школы)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 34.

  1. Представление команд.

Задание 1. (максимальное количество баллов – 10)

Каждая команда выбирает правильный ответ к вопросу (обвести в кружочек)

Тест «Биография Д.Н. Мамина-Сибиряка».

1. В каком году родился писатель?

А)1752

Б)1852

В)1952

2. Отметьте настоящую фамилию Д.Н. Мамина-Сибиряка

А) Сибиряк

Б) Мамин-Сибиряк

В) Мамин

3. Какое имя носил отец писателя?

А) Николай

Б) Назар

В) Наркис

4. В какой семье родился писатель?

А) в семье священнослужителя

Б) в семье помещика

В) в семье крестьянина

5. Где родился писатель?

А) Пермская губерния

Б) Санкт-Петербург

В) Тульская губерния

6. В какой академии не учился Д.Н.Мамин-Сибиряк?

А) Медицинская

Б) Юридическая

В) Литературная

7. Настоящее имя его дочери, которой были посвящены «Алёнушкины сказки»

А) Алёнушка

Б) Елена

В) Лина

8. Сколько сказок входит в серию «Алёнушкины сказки»

А) 8

Б) 10

В) 5

9. Какое произведение не входит в серию «Алёнушкины сказки»?

А) Серая шейка

Б) Ванькины именины

В) Пора спать

10. Место захоронения писателя

А) Москва

Б) Пермь

В) Санкт-Петербург

Задание 2. (максимальное количество баллов – 5)

Вспомним героев. Для этого выполним задание

Составить синквейн на одного из героев сказок «Алёнушкины сказки» (на выбор):

А) Божья коровка (сказка «Пора спать»)

Б) Козявочка (Сказка про Козявочку)

В) Заяц (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост). Приложение 1

Задание 3. (максимальное количество баллов – 5)

Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала.

Составьте устный рассказ об одном из них.

Выступление каждой группы.

Итак, какие герои? (аншлаг — добродушные, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые). Приложение 2

Задание 4. (максимальное количество баллов – 3)

Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения.

Задание 5. (максимальное количество баллов – 11)

При помощи электронного приложения, считывающий QR-код, ответить на закодированные вопросы. При поиске ответов можно пользоваться всеми доступными источниками.

1. С каких слов начинается «Присказка» «Алёнушкиных сказок»?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).

2. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?

Ответ: Постойко

3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?

Ответ: Червячок

4. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник

5. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?

Ответ: человека

6. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: тётя Оля

7. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)

Ответ: с наступлением осени

8. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?

Ответ индюк

9. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?

Ответ: Ёж — середнячок-мужичок

10. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?

Ответ: глиняную кастрюльку

11. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?

Ответ: царицей. Приложение 3

III. Подведение итогов жюри.

Слово жюри.

Награждение.

IV. Рефлексия

Какое задание понравилось больше всего?

Заключение

Можно сделать вывод, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Хочется надеяться, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к своей малой родине, своему краю; испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение 1

Правила написания синквейна

1. Первая строка – одно слово, обычно существительное

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы.

4. Четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение к теме.

Приложение 2

План характеристики литературного героя

1. Имя героя, его местожительство.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность, характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

Приложение 3

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.

9. 10. 11.

«Иллюстрирование сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»»

МОУ СОШ №, класс 2, каб. №

Начало урока  час  мин.

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Цель этапа — создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки.

— Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Давайте познакомимся, меня зовут Мария Максимовна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя.

— Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать!

Надеюсь все у вас в порядке:

Краски, кисточки, альбом.

И вы готовы все, ребятки.

Тихо сядем и начнем.

Внимательно слушают и проверяют готовность.

— Начинам наш урок.

  1. Вводная беседа

Цель этапа — самоопределение к деятельности; постановка целей урока.

Звучит голос уток, улетающих уток

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

Слушают учителя.

— Как называется сказка, где утки улетают в теплые края, а одна уточка с

поврежденным крылом осталась зимовать?

— Серая Шейка.

— Кто написал эту сказку?

— Мамин-Сибиряк.

— Русский писать Д. Н. Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее

явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц.

Слушают учителя.

— Писатель в сказке описывает полет птиц:

«Первый осенний холод, от которого пожелтела трава,

привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь,

и все имели такой серьезный озабоченный вид. Да, нелегко перелететь

пространство в несколько тысяч верст…»

Слушают учителя.

— Кто является главным героем сказки?

— Серая Шейка.

— Кто ей встретился на пути?

— Зайца, лису и охотника.

— Кто из героев положительный? Почему?

Ответы учащихся.

— Кто отрицательный герой в сказке? Почему?

Ответы учащихся.

— Подумайте и предположите, чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься?

— Рисовать сказку «Серая шейка».

— Верно. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать иллюстрацию к сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка». 

  1. Изучение нового материала

Цель этапа – познакомить с новым материалом.

— Ребята, а что такое иллюстрация?

Ответы учащихся.

— Верно. Иллюстрации – это картинки, на которых изображен отрывок произведения или герои произведения. Их особенно много в детских книгах, чтобы детям было интересно читать книги.

— Как называют художника, иллюстрирующего литературное произведение?

— Художник-иллюстратор.

— Верно. Их называют художниками – иллюстраторами.

— Ребята, предлагаю познакомится с некоторыми художниками – иллюстраторами.

Иван Билибин родился в семье военного врача. Первые иллюстрации, в ставшем впоследствии, «билибинским», стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван — царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899  по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

Работы И.Билибина (презентация)

Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопьял – Вятской губернии, в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге—сначала у И.Н.Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств.

Работы В.Васнецова (презентация)

— Давайте сегодня мы с вами побудем художниками–иллюстраторами и нарисуем иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка». 

— Ребята, давайте вспомним правила техники безопасности на уроке изобразительного искусства.

Ответы учащихся.

— А сейчас посмотрите все на доску. Я объясню вам, как и в какой последовательности выполнять практическую работу.

Дети садятся удобно, готовы к восприятию нового материала.

https://sun9-15.userapi.com/impg/QN_51k-gGdHEeNjaRmbXdi8xLc3JnoWKdGoR6g/NSFBlZfiArk.jpg?size=2485x1780&quality=96&sign=64ba98116c19b46d47aa326d5309ca77&type=album

Сначала намечаем линию горизонта, потом рисуем небо и снег. Выполняем в цвете.

Рисуют линию горизонта.

https://sun9-57.userapi.com/impg/A6DXGZoKlLe2i-WZPAsN8APK7jnO9hc9WKLUBg/UWrEAh0X66s.jpg?size=2560x1815&quality=96&sign=1bdf0b2ea1c6760e0612fe25e01c4cbc&type=album

Затем рисуем озеро. Выполняем в цвете.

Рисуют озеро.

https://sun9-82.userapi.com/impg/BX-tU-jM9XQnFMpljB82llY8WlXIIdI8Z-zJvg/nprBS387qgM.jpg?size=2560x1806&quality=96&sign=f917ff288c4b7075dee0b37690febf3c&type=album

Теперь рисуем элементы пространства (деревья, сугробы). Выполняем в цвете.

Рисуют элементы пространства (деревья, сугробы).

https://sun9-10.userapi.com/impg/qOllAeuea_VOTlrAmvVNtIj-sEMLpRWWrvGYYw/5pKBmum3pNc.jpg?size=2560x1822&quality=96&sign=fcda5625edeadac149dfaf44c057d2ed&type=album

Рисуем серую шейку. Выполняем в цвете.

Рисуют серую шейку.

https://sun9-18.userapi.com/impg/uITa9xS6WqBcr1Be5UlFyfIA4Elug6A_CB6alg/3OO7ChpS6Ig.jpg?size=2560x1776&quality=96&sign=7612c40374a428f565be7cf0fea44825&type=album

Рисуем лису. Выполняем в цвете.

Рисуют лису.

https://sun9-72.userapi.com/impg/_Uz0Ur6Y2Gu1fiSG2_35YTd6bTNeT7nopagisQ/zQwBunxwTGQ.jpg?size=2560x1809&quality=96&sign=af93eb9de82cee82eb2bef3c39e147e5&type=album

Дополняем рисунок тенями, дополнительными деталями. Выполняем в цвете.

Дополняют рисунок тенями, дополнительными деталями.

— Перед началом выполнения работы давайте немножко разомнем свои пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Снежки».

Снега мы возьмем немножко,

Слепим мы снежки в ладошках.

Дружно ими побросались –

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить –

Лес заснеженный «лепить».

Выполняют пальчиковую гимнастику.

— Теперь можно приступать к работе.

Приступают к работе.

  1. Итог занятия. Рефлексия

Цель этапа — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— Теперь давайте сделаем выставку из наших работ. По очереди выходите к доске, и при помощи магнита прикрепите на доску свою работу.

Выставляют свои работы.

 Ребята, что вы сегодня выполняли на уроке?

— Рисовали иллюстрацию к сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка». 

— Что называется иллюстрацией?

Иллюстрации – это картинки, на которых изображен отрывок произведения или герои произведения.

— С какими художниками — иллюстраторами вы сегодня познакомились?

— С Иваном Билибиным и Виктором Васнецовым.

— Что у вас не получалось?

Ответы учащихся.

— Вам понравилось быть сегодня в роли художников–иллюстраторов?

Ответы учащихся.

— Теперь, давайте приведем наши места в порядок.

Наводят порядок.

— Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!

  • Рассказ маруся на дзене
  • Рассказ мармеладова о своей семье
  • Рассказ мама папа бабушка 8 детей и грузовик
  • Рассказ мамина дочка белова
  • Рассказ мамин сибиряк зимовье на студеной читать