Конспект
урока литературы
Автор:
Васильева Екатерина Андреевна, Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Класс:
5
Тема
урока: «Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Тип
урока: Урок внеклассного чтения
Оборудование:
Книга Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», елка
с новогодними шарами, внутри шаров записки с заданиями, новогодние открытки,
конверты для писем, дневник писателя, макет к эпизоду, письма в конвертах, проектор,
колонки.
Для групповой
работы: карточка правил групповой работы, задание для каждой группы. Для группы
оформителей: фломастеры, ватман. Для группы литературоведов: видеоматериал,
словари. Для группы художников: картина, ватман.
Для оформления доски
и кабинета: елка, новогодние игрушки, поделки других учеников, иллюстрации к
произведению.
Цель
урока: осознание нравственно-гуманистического смысла произведения, воспитание
нравственных качеств, овладение умениями творческого чтения, формирование читательской
культуры, интереса к чтению, эстетического вкуса на основе освоения
художественного текста.
Задачи
урока:
1.
Формировать мотивацию к самосовершенствованию.
2.
Развивать умение читать и анализировать художественный текст.
3.
Воспроизвести содержание произведения на новом уровне (через театрализацию).
4.
Развивать навыки коллективной творческой деятельности.
5.
Учить моделировать монологическое высказывание, вести диалог.
Формируемые
универсальные учебные действия:
Личностные:
·
Смыслообразование через прослеживание «судьбы
героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов.
·
Самоопределение и самопознание на основе
сравнения «я» с героями литературных произведений посредством
эмоционально-действенной идентификации.
·
Морально-этическая ориентация и
нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление
морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование
нравственной позиции обучающихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;
формирование эстетических чувств.
Коммуникативные:
·
Сотрудничество и кооперация.
·
Интеллектуальный аспект коммуникации –
учёт позиции собеседника.
·
Постановка вопросов по изучаемому
произведению.
·
Речевые умения: участие в диалоге или
дискуссии о героях и их поступках; владение монологической речью (умение
находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях
и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.
Регулятивные:
·
Целеполагание, планирование.
·
Прогнозирование.
·
Контроль.
·
Оценка.
Общеучебные:
·
Рефлексия на содержание и форму
произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге,
подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что
служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому
воспитанию учащихся.
·
Поиск и выделение необходимой информации.
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по
названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка
нужных слов и т. д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной,
подтекстовой, концептуальной.
·
Знаково-символические действия.
Моделирование на уроке: составление моделей обложек, оставление модельного план.
Логические:
·
Подведение под понятие.
·
Установление причинно-следственных связей.
Краткая
пояснительная записка к конспекту:
На
уроке работаем с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Подготовка
к уроку начинается еще на перемене. Это важный этап работы над темой урока, так
как именно здесь дети переключаются от обычного школьного дня в волшебную и
чудесную историю. Начало урока мобилизующее. Учитель сразу же находит контакт с
детьми, говорит об интересных для них темах, находит контакт с учениками. После
учитель предлагает составить список важных дел, что тоже современным детям
кажется интересным. Далее учитель включает видеопослание ученикам. Оно вызывает
интерес учеников 5 класса, им сразу хочется работать с изучаемым произведением.
Старшие ученики являются примером для 5 класса. Пятиклассники пытаются
следовать всем указаниям и активно начинают работать. На этом этапе важно вызвать
интерес к уроку, к изучаемому произведению, создать речевую ситуацию для
организации диалога. Ученики начинают размышлять, строить догадки, рассматривая
елку и шары с заданиями. Самостоятельно формулируют цель урока, определяют его
тему.
В
качестве эмоциональной разрядки (физкультминутка) учитель организует работу над
небольшим текстом с упражнениями.
Следующая
часть урока с использованием технологии группового обучения самая значимая. С
целью подготовки к украшению елки класс был поделен на «ролевые» группы еще на
предыдущем уроке (каждая группа уже полила домашнее задание), знакомим с правилами
работы в группе. Учитель предлагает ребятам «войти в роль» и выполнить
задания. Такая работа позволяет ребятам глубже проникнуть в текст, лучше понять
проблему, поставить себя на место героев, обогащая жизненный опыт. Вначале
защищают свою работу первые 3 группы.
Работу
в группе оценивают сами школьники по предложенным учителем критериям. На этапе
обобщения материала обращаются к идее рассказа, ищут подтверждение в книге,
выразительно читают». После защищает свою работу 4 группа, показывая ребятам и
всему классу, что каждый из нас может помочь ближнему. На этом этапе дети
учатся сопереживанию и взаимопомощи.
Завершает
урок рефлексия. Ребята размышляют о том, чему научил их рассказ. Пишут открытки
с поздравлениями.
В
качестве домашнего задания учитель и ребята 7 класса предлагает детям
организовать челлендж.
Ход
урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Время перемены | Включает музыку, доброжелательно встречает детей, | Заходят в класс, слушают музыку, готовятся к уроку, |
Организационный момент Мотивация (2 минуты) | Учитель приветствует класс, обращает внимание на —Здравствуйте, Вводит детей в доверительный диалог. — | Приветствуют учителя, Делятся впечатлениями и воспоминаниями о празднике. |
Актуализация знаний (2 минуты) | Учитель предлагает каждой группе составить и — | Слушают задание учителя, составляют список важных Примерный -закончить -поздравить -подготовить -придумать |
Целеполагание (6 минут) | Учитель включает видеопослание от учеников 7 класса, — Текст Дорогой -Ребята, -Ваши Итак, Учитель показывает книгу Ф.М. Достоевского, обращает Открытки —Итак, | Смотрят видео, дневник, наблюдают, формулируют тему, Отвечают на вопросы, ведут активную беседу, (Определить Ставят задачи урока 1. 2. 3. 4. 5. |
Групповая работа (18 минут) | Организует работу в группе, напоминает на правила работы Сейчас | Берут шар определенного цвета, достают задания, Защищают свои работы в группе, выступление групп |
Физкультминутка (1 минута) | Проводит физкультминутку, организует выполнение — Чудеса | Повторяют за учителем действия |
Работа 1 группы ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ | Организует работу в группах, объясняет задания, | Работают с понятием святочный рассказ, называют его Пытаются объяснить классу, показывают видеофрагмент Класс слушает, записывает понятие, комментируют, |
Работы 2 группы ХУДОЖНИКИ | Показывают свои собственные иллюстрации к рассказу, Класс слушает, оценивает, комментирует | |
Работа 3 группы ОФОРМИТЕЛИ | Придумывают свою обложку к книге, объясняют, почему Дети слушают, оценивают, поддерживают | |
Работа с идеей рассказа (5 минут) | Регулирует деятельность, подводит детей к идее Мы | Ищут в тексте ответы на поставленные вопросы, Примерные Автор |
Работы 4 группы ПИСАТЕЛИ | Эмоционально реагирует, поддерживает, организует Конечно, | Придумывают счастливый конец рассказа, выразительно Дети слушают, оценивают, поддерживают |
Оценка собственной деятельности (2 минуты) | Регулирует оценочную деятельность | Оценивают свою деятельность, выводят идею урока |
Рефлексия (3 минуты) | Организует работу Ребята, Мы Обычно | Подводят итоги урока, оценивают свою работу, делятся Пишут в книгу |
Домашнее задание (1 минута) | Задает домашнее задание, включает видео учеников 7 Текст Ребята, Успехов! | Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Правила
работы в группе:
1. Выберите
человека, который будет вашим «капитаном».
2. Распределите
обязанности (вам дано мало времени, потому без разделения вы не успеете
справиться).
3. Слушайте идеи
друг друга. Давайте возможность высказаться каждому.
4. Не мешайте
работать другим группам.
5. После того, как
вы выполнили задание, капитан должен встать.
6. Капитан должен
выставить общую оценку группе, сообщить о том, как работала группа (слаженно,
разрозненно), помогали или нет друг другу, достигли ли вы положительного
результата, что этому способствовало?
_________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Группа
1 ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (синие шары)
Задание:
Найдите в
дополнительной справочной литературе определение понятию «святочный рассказ».
Какие жанровые признаки он имеет. На примере видео объясните, какую роль
играет святочный рассказ. Ответьте: Можно ли рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик
у Христа на елке» назвать святочным? Аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________
Группа
2 ХУДОЖНИКИ (красные шары)
Задание:
Нарисуйте дома
иллюстрации к рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Представьте рисунки классу.
Прокомментируйте
картину художника (какие цвета использует художник, какой эпизод представлен?).
Оживите картину (представьте, что картина может «разговаривать», инсценируйте
сцену).
________________________________________________________________
Группа
3 ОФОРМИТЕЛИ (зеленые шары)
Задание:
Спроектируйте
обложку к книге с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Почему именно такая афиша должна быть? Аргументируйте свой выбор. Как обложка
помогает передать идею рассказа?
_________________________________________________________________
Группа
4 ПИСАТЕЛИ (желтые шары)
Задание:
Рассказ
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» имеет печальный конец. Попробуйте
представить, что люди не оставили в беде детей, какой конец мог бы получиться.
Прочитайте выразительно перед классом полученный вариант. Как вы думаете,
почему автор использует трагичный финал?
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
«День с писателем»
11 ноября библиотеки Котласской централизованной библиотечной системы приняли участие в областной акции «День с писателем». В этом году акция была посвящена 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.
Библиотеки стали площадками для литературных бесед, лекций, арт-пространств, творческих викторин и мастер-классов.
В центральной городской библиотеке для студентов Котласского педагогического колледжа им. А.М. Меркушева была проведена презентация и литературный час «Здесь с нами Достоевский». Слушатели лекции смогли взглянуть на творчество писателя по-новому, познакомиться с «великим пятикнижием» Федора Михайловича. Особенный интерес у участников акции вызвала «Арт-встреча с Достоевским» — рассказ о музыке в жизни Достоевского, о том какую роль она играла в его произведениях. Проверить свои знания студенты смогли в викторине «Мир Достоевского». В конце мероприятия студенты смогли проявить свою фантазию в творческом мастер-классе: участником предлагалось угадать по рисункам героев произведений Достоевского и раскрасить их. Посетили акцию не только студенты, но и участницы клуба по интересам «Хозяюшка» — всего в мероприятие приняло участие около 100 человек!
В библиотеке-филиале № 2 прошли громкие чтения: читали и обсуждали рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» с ребятами из клуба «Эверест». Также было подготовлено мероприятие для членов Всероссийского общества слепых — литературных час «Достоевский и мир великих романов», оно прошло в красном уголке общества и позволило участникам окунуться в мир творчество писателя.
Ученики 6 класса школы № 18 побывали на мероприятии в библиотеке-филиале № 10. Для них был проведен флешбук «Достоевский: читаем вместе, читаем вслух». На мероприятии произошло знакомство с личностью писателя, значимыми фактами его биографии, а также зачитывались вслух фрагменты произведений Достоевского. Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Основой для знакомства с творчеством писателя стал сборник отрывков из повестей и романов Ф.М. Достоевского, адресованный детям. Были прочитаны отрывки из рассказов «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей» и «Записки Вареньки Доброселовой». При обсуждении прочитанного, внимание ребят было обращено на жизнь маленьких героев, их мысли, поступки. Библиотекарь постаралась помочь детям понять основную идею, заложенную в произведениях классика.
Творчески подошла к проведению акции библиотекарь филиала № 5: в этот день читателям было предложено нарисовать «Петербург Достоевского» — город, который часто выступает отдельным героем в произведениях писателя.
Активно подключились к проведению акции детские библиотеки.
В детской библиотеке-филиале № 6 «Солнышко» поселка Вычегодский прошел вечер-портрет «Достоевский. Читаем и познаем вместе». Его участниками стали девятиклассники из средней школы № 4 им. Ю. Гагарина. «Гениальность его неоспорима» — так называлось вступительная часть мероприятия, в котором ребята узнали о неоднозначности творчества классика, его роли в изучении тайны человека и великом таланте Достоевского как писателя-реалиста. Вечер продолжили просмотром фильма «Человек — это тайна». Именно он побудил участников мероприятия вспомнить основные факты биографии писателя. Кульминацией вечера стала презентация «Достоевский детский». Образы детей в произведениях Достоевского — такой была главная тема презентации. Ребята узнали о том, что детские образы у Достоевского всегда пронизаны любовью и вниманием, беспокойством за их будущее. Столь насыщенный вечер вызвал у участников самые искренние положительные эмоции и не оставил никого равнодушным.
Детская библиотека-филиал № 11 «Книжный лоцман» активно задействовала свои онлайн-ресурсы для проведения акции. Читатели и гости библиотеки с удовольствием участвовали во флешмобе «Читайте Достоевского, любите Достоевского!», отвечали на вопросы онлайн -викторины «Достоевский: штрихи к портрету», отгадывали недостающие слова в онлайн — игре «Вдохновляющие цитаты Фёдора Михайловича». В детской библиотеке также была организована книжная выставка, на которой представлены произведения автора из фонда библиотеки: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Белые ночи», «Бедные люди», «Записки из мёртвого дома» и другие. Выставка будет доступна для просмотра и после окончания акции.
Одним из новых форматов участия стало использования онлайн-площадок для проведения акции.
Городская детская библиотека организовала в своей группе «ВКонтакте» «От книжечки до книги» онлайн-викторину «Многоликий Достоевский».
Библиотека-филиал № 8 в своей группе «ВКонтакте» «Лименда – взгляд сквозь века» предложила читателям познакомиться с интересными фактами из жизни писателя, решить кроссворд по роману «Преступление и наказание», принять участие в викторине «Самый «трудный» классик», а в завершение дня посмотреть несколько фильмов отечественных и зарубежных режиссёров по произведениям Ф.М. Достоевского.
Центральная городская библиотека запустила флешмоб «Я и Достоевский», в котором предложила подписчикам совей группы «ВКонтакте» «Библиотека Котласа» поделиться своими воспоминаниями о первом опыте прочтения произведений Ф.М. Достоевского.
В этом году программа акции получилась очень насыщенной и разнообразной. Доказательство тому — отзывы её участников, читателей библиотек. Мы благодарим всех за активность — до встречи в следующем году.
Краткое содержание Достоевский Мальчики
Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей. Мальчик умен не по годам, образован и начитан. Но, в силу того, что растет он не в полноценной семье, он задирист и страдает от того, что ему постоянно кажется, что окружающие над ним насмехаются, как в школе, так и на улице.
Для того, чтобы обратить на себя внимание Коля готов на необдуманные, рисковые, и, порой, даже жестокие поступки, по отношению к друзьям и близким. Как-то Коля Красоткин решает лечь между рельсами, чтобы доказать всем. Что он смелый, и ничего не боится. Поезд проезжает прямо над мальчиком. Данная ситуация становится известна директору школы, у которого, данный поступок не вызывает одобрения. Директор разговаривает с Колей, а после этого рассказывает о случившемся Колиной матери. Ей становится плохо с сердцем, и она несколько дней не может встать с кровати.
В данной ситуации за Колю Красоткина вступился его учитель, у которого имелись на то свои основания, он был страстно влюблен в Колину маму. Но ребенку, с его детским максимализмом, была не нужна эта защита и поддержка, ведь Коля был против отношений матери с учителем. Для того, чтобы доказать всем, что он превосходит всех в развитии, и унизить учителя, мальчик задает ему вопрос, на который учитель затрудняется дать ответ.
Коле покупают собаку, о которой он должен заботиться и учить ее различным командам. Собака хорошо поддается дрессировке, но Коля все равно причиняет боль бедному животному, причем делает он это намеренно, как бы унижая и подавляя того, кто заведомо слабее, чем он сам. Но собака все равно продолжает его любить самой искренней собачьей любовью.
Мальчику Илюше, который когда то был Колиным другом, поставили страшный диагноз, из которого было ясно, что мальчик скоро умрет. Не смотря на то, что обстановка в доме у друга была очень бедная, доктор, не стесняясь в словах, посоветовал Илюшиному папе, вывезти его в Италию не менее чем на год. Сказав, что только это сможет продлить ему жизнь. А так же посоветовал сдать жену в психологическую лечебницу, а дочь свозить на Кавказские минеральные воды, чтобы подлечить ее. Услышав такие слова от доктора, Коля расстроился и нагрубил ему, назвав того «лекарем», а затем вышел в сенки и заплакал. Пообещав другу приходить к нему чаще, Коля ушел домой, обещая вернуться на следующий день снова.
Главная мысль
Данный рассказ учит нас тому, что стоит быть благодарными своим родителям и близким, не причинять им вреда и быть всегда готовым к самопожертвованию.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Достоевский. Все произведения
Мальчики. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Как правило, дети очень любят фантазировать. Жить в выдуманных грезах и мечтах, обыденное дело для детей. Все дети хотят поскорее вырасти, но не вступить в полноценную взрослую жизнь
Фронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.
Однажды вечером, возвращаясь с родителями домой, один мечтательный юноша по имени Дуглас, увидел на витрине чудесные теннисные туфли. У парня появилось непреодолимое желание приобрести именно эти туфли
В книге рассказывается о приключениях двух друзей по фамилии Гильденстерн и Розенкранц. Стоя на поляне, они играли в орлянку. При орлянке Гильденстерн проиграл все деньги. Несмотря на проигрыш
Источник
В самом начале повести предстает портрет 30-летней вдовы Красоткиной, которая вышла замуж в юном возрасте. В браке прожила всего лишь год, но успела обзавестись сыном Колей. Когда мальчик был маленьким, она тряслась над ним, а в гимназии начала учиться вместе с ним, помогая по всем предметам. Колю начали дразнить, но он был не робкого десятка и мог постоять себя.
Учился Николай хорошо, у одноклассников пользовался уважением. Но не выносил ту нежность, которую проявляла по отношению к нему мать. И Касаткиной порой казалось, что сын ее не любит. Любил Коля и пошалить. Однажды он поспорил с ребятами, что пролежит без движения под поездом, несущимся на скорости. Конечно же, он это сделал, но как потом признался маме, от страха лишился чувств. За это поступок его хотели исключить из гимназии, но учитель Дарданелов, оказывающий знаки внимания его матери заступился за ученика. В скором времени Николай притащил домой пса и обучал его разным фокусам.
В один из морозных дней Колю оставили присматривать за детьми соседки. Никого не было дома. Мать с соседкой уехали на роды, а прислуга ушла на рынок. Мальчик развлекал ребят, показывая им игрушечную пушку и своего дрессированного пса.
Встретившись со Смуровым, сыном купца, Коля отправился навестить тяжелобольного Илюшу Снегирева. По пути им встретился Алексей Карамазов. Коля не понимал, как мог Алеша играть с малышами, когда у него скоро будут судить старшего сына.
Алексей обрадовался, увидев Илюшу. Николай рассказал ему, как он познакомился со Снегиревым. Илюша пришел в подготовительный класс слабым ребенком, и Красоткин сразу же стал его защищать. Как-то раз слуга Карамазовых научил Илюшу отдать хлеб с булавкой внутри собаке. Хлеб дворняга съела, а Николай с тех пор перестал общаться с Ильей. Но как только старшие ребята увидели, что Снегирев лишился защитника, они стали опять его дразнить. Его даже однажды избили, и Коля его не защитил. Вскоре малыш заболел, и Красоткин ни разу не приходил его навестить.
И вот подходя к его дому, Коля думал, как же выглядит отец мальчика. В городе его считали глупым человеком. Когда они зашли в комнату, то увидели, что к Илюше пришло много ребят из гимназии. Около кровати сидела сестра Снегирева и мать, которая в последнее время молчала. Недавно семье Снегиревых начала помогать богатая купчиха Катерина Ивановна, которая оплачивала визиты доктора и лекарства.
Когда Коля подошел к кровати, то увидел, что Илюша сильно похудел, лицо у него пожелтело. Коля стал рассказывать, что Жучка не погибла, а нашлась, и находится здесь. Перезвон забежал в комнату, и Илюша был потрясен от увиденного. Потом Николай рассказал, что с ним случилось в последнее время. Также мальчик подарил Илье игрушечную пушечку.
По приезду доктора Коля и Алеша вышли в коридор, где между ними произошел интересный разговор о боге, о женщинах. Выслушав его, Алексей изумился раннему развитию подростка и заметил, насколько самолюбив Николай. Врач, посмотрев Илюшу, сказал отцу, что ребенка надо вывезти в Италию, его сестру на Кавказ, а мать в дом для умалишенных. После ухода врача, отец мальчика зарыдал, а Илюша, позвав ребят, сказал им, чтобы они приходили к нему на могилу с собакой. Отцу же он посоветовал усыновить другого мальчика. Уходя от Ильи, Коля дал обещание приходить к Снегиреву чаще.
Повесть учит нас милосердию, состраданию, любви к ближнему, уметь ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту души.
Также читают:
Рассказ Мальчики (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Произведение по жанровой направленности представляет собой художественный гротеск, который разворачивается в нелепой и неадекватной атмосфере в полном отсутствии здравой мысли.
В литературе 19 века почетное место среди французских писателей занимает имя Александра Дюма. Он является создателем огромного количества произведений, получивших всемирную известность во всем мире.
Произведение представляет собой повесть в форме дневника умирающего человека. Челкатурин начинает свой дневник 20 марта тогда, когда доктор говорит ему о том, что жить ему остаётся только пара недель.
В произведении Фазиля Искандера «Рассказ о море» главным героем выступает мальчик. Он проживает в городе на берегу моря. С ранних лет он очень любил ходить на море и сидеть у воды. Привлекала его внимание и старая крепость
Источник
«Мальчики» читательский дневник
«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.
Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника
Название: Мальчики
Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1887 год
Главные герои
Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.
Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.
Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.
Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.
В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.
Девочки были очень рады возвращению незадачливых путешественников, но родители были очень серьезны и печальны. Вскоре за Чечевицыным приехала его мать и увезла с собой. Напоследок мальчик успел лишь сделать надпись в Катиной тетрадке «Монтигомо Ястребиный коготь».
План пересказа
Главная мысль
Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.
Чему учит
Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.
Отзыв
В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.
Источник
Краткое содержание повести Достоевского «Мальчики»
1879
Краткое содержание повести
Читается за 13 минут
Очень кратко
Мальчик-гимназист приходит к умирающему от тяжёлой болезни другу, чтобы помириться с ним.
Произведение «Мальчики» является десятой книгой четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Коля Красоткин
Тридцатилетняя вдова губернского секретаря Красоткина жила «своим капиталом» в небольшом чистеньком домике. Муж этой симпатичной, робкой и нежной дамочки умер тринадцать лет назад. Выйдя замуж лет в восемнадцать, она прожила в браке всего год, но успела родить сына Колю, которому и посвятила «всю себя».
Всё детство мать трепетала над сыном, а когда мальчик поступил в прогимназию, «бросилась изучать вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки». Колю начали было дразнить «маменькиным сынком», но характер у него оказался сильным, и он сумел отстоять себя.
Учился Коля хорошо, видя уважение одноклассников, не возносился, вёл себя дружелюбно и умел сдерживать свой характер, особенно при общении со старшими. Коля был самолюбив, и даже мать сумел подчинить своей воле. Вдова охотно подчинялась сыну, но иногда ей казалось, что мальчик «бесчувствен» и «мало её любит». Она ошибалась — Коля очень любил маму, но не переносил «телячьих нежностей».
Время от времени Коля любил пошалить — начудесить и порисоваться. От отца в доме осталось несколько книг, и мальчик «прочёл кое-что, чего бы ему нельзя ещё давать читать в его возрасте». Это неуместное чтение повлекло за собой более серьёзные шалости.
Однажды летом вдова повезла сына в гости к своей подруге, муж которой служил на железнодорожной станции. Там Коля поспорил с местными мальчишками, что пролежит неподвижно под несущимся на всех парах поездом.
Эти пятнадцатилетние слишком уж задирали пред ним нос и сперва даже не хотели считать его товарищем, как «маленького», что было уже нестерпимо обидно.
Коля выиграл спор, но потерял сознание, когда поезд проезжал над ним, о чём и признался некоторое время спустя насмерть перепуганной матушке. Известие об этом «подвиге» долетело до прогимназии, и за Колей окончательно укрепилась репутация «отчаянного». Мальчика даже собрались исключить, но за него заступился учитель Дарданелов, влюблённый в госпожу Красоткину. Благодарная вдова дала учителю небольшую надежду на взаимность, а Коля начал относиться к нему почтительней, хотя и презирал Дарданелова за «чувства».
Вскоре после этого Коля притащил в дом дворняжку, назвал её Перезвоном, запер в своей комнате, никому не показывал и усердно обучал всяким фокусам.
Детвора
Стоял морозный ноябрь. Был выходной. Коля хотел выйти «по одному весьма важному делу», но не мог, так как из дому все разошлись, и он остался присматривать за детьми, — братом и сестрой, — которых очень любил и называл «пузырями». Дети принадлежали соседке Красоткиных, жене доктора, который бросил семью. Служанка докторши собралась рожать, и обе дамы повезли её к повивальной бабке, а Агафья, служившая Красоткиным, задержалась на базаре.
Наконец, вернулась Агафья, и Коля отбыл по своему важному делу, прихватив с собой Перезвона.
Школьники
Коля встретился с одиннадцатилетним мальчиком Смуровым, сыном зажиточного чиновника, который был младше Красоткина на два класса. Родители Смурова запрещали сыну водиться с «отчаянным шалуном» Красоткиным, поэтому общались мальчики тайком.
Школьники отправились к своему другу Ильюше Снегирёву, который был тяжело болен и уже не вставал с постели. Алексей Карамазов уговорил ребят навещать Ильюшу, чтобы скрасить его последние дни.
Колю удивляло, что Карамазов возится с малышнёй, когда в его собственной семье беда — скоро будут судить за отцеубийство его старшего брата. Для Красоткина Алексей был загадочной личностью, и мальчик мечтал с ним познакомиться.
Мальчики шли через базарную площадь. Коля объявил Смурову, что стал социалистом и сторонником всеобщего равенства, затем заговорил о раннем морозе, к которому люди ещё не привыкли.
У людей всё привычка, во всём, даже в государственных и в политических отношениях. Привычка — главный двигатель.
По дороге Коля заговаривал и задирался с мужиками и торговками, заявляя, что любит «поговорить с народом». Он даже умудрился устроить небольшой скандал на пустом месте и запутать молодого парня-приказчика.
Подойдя к дому штабс-капитана Снегирёва, Коля велел Смурову вызвать Карамазова, желая сперва с ним «обнюхаться».
Жучка
Коля с волнением ждал Карамазова — «что-то было во всех выслушанных им рассказах об Алёше симпатическое и влекущее». Мальчик решил не ударить в грязь лицом, показать свою независимость, но боялся, что из-за маленького роста Карамазов не примет его как равного.
Алёша был рад увидеть Колю. В бреду Ильюша часто вспоминал друга и очень страдал, что тот не приходит. Коля рассказал Карамазову, как они познакомились. Красоткин заметил Ильюшу, когда тот ходил в приготовительный класс. Одноклассники дразнили слабого мальчика, но тот не подчинялся и пытался давать им отпор. Эта непокорная гордость понравилась Коле, и он взял Ильюшу под свою защиту.
Вскоре Красоткин заметил, что мальчик слишком сильно к нему привязался. Будучи врагом «всяких телячьих нежностей», Коля начал относиться к Ильюше всё холоднее, дабы «вышколить характер» малыша.
Однажды Коля узнал, что лакей Карамазовых научил Ильюшу «зверской шутке» — завернуть в хлебный мякиш булавку и скормить это «угощение» голодной собаке. Булавку проглотила бездомная Жучка. Илюша был уверен, что собака погибла, и очень страдал. Коля решил воспользоваться Ильюшиными угрызениями совести и в воспитательных целях заявил, что больше с ним не разговаривает.
Коля намеревался «простить» Ильюшу через несколько дней, но одноклассники, видя, что он лишился защиты старшего, снова начали обзывать отца Ильюши «мочалкой». Во время одной из таких «баталий» малыша сильно избили. Коля, присутствовавший при этом, хотел за него заступиться, но Ильюше показалось, что бывший друг и покровитель тоже смеётся над ним, и он ткнул в бедро Красоткина перочинным ножом. В тот же день до предела возбуждённый Ильюша укусил за палец Алёшу. Затем малыш слёг. Коля очень раскаивался, что до сих пор не пришёл его навестить, но на то у него были свои причины.
Ильюша решил, что бог наказал его болезнью за убийство Жучки. Снегирёв с ребятами обыскали весь город, но собаку так и не нашли. Все надеялись, что Жучку найдёт Коля, но он заявил, что и не собирался этого делать.
Перед тем как войти к Ильюше, Коля спросил Карамазова, что представляет собой отец мальчика, штабс-капитан Снегирёв. В городе его считали шутом.
Есть люди глубоко чувствующие, но как-то придавленные. Шутовство у них вроде злобной иронии на тех, которым в глаза они не смеют сказать правды от долговременной унизительной робости пред ними.
Снегирёв обожал сына. Алёша боялся, что после смерти Ильюши Снегирёв сойдёт с ума или от горя «лишит себя жизни».
Гордый Коля опасался, что ребята порассказали о нём Карамазову небылиц. Например, рассказали, что он на переменах играет с малышами в «казаки-разбойники». Но Алёша не видел в этом ничего плохого, считая игру «зарождающейся потребностью искусства в юной душе». Успокоенный Коля пообещал показать Ильюше некое «представление».
У Ильюшиной постельки
Тесная и бедная комнатка Снегирёвых была полна ребят из прогимназии. Алексей ненавязчиво, одного за другим, свёл их с Ильюшей, надеясь облегчить страдания мальчика. Не смог подступиться он только к независимому Красоткину, который заявил посланному к нему Смурову, что у него «свой расчёт», и он сам знает, когда пойти к больному.
Ильюша лежал в постели под образами, рядом сидела его безногая сестра и «полоумная маменька» — полубезумная женщина, поведением напоминавшая ребёнка. С тех пор как Ильюша заболел, штабс-капитан почти бросил пить и даже маменька стала молчаливой и задумчивой.
Снегирёв всячески пытался развеселить сына. Изредка он выбегал в сени и «начинал рыдать каким-то заливчатым, сотрясающимся плачем». И Снегирёв, и маменька радовались, когда их жилище наполнялось детским смехом.
Недавно семье Снегирёвых начала помогать богатая купчиха Катерина Ивановна. Она давала деньги и оплачивала регулярные визиты доктора, а штабс-капитан «забыл свой прежний гонор и смиренно принимал подаяние». Вот и сегодня ожидали знаменитого доктора из Москвы, которого Катерина Ивановна попросила посмотреть Ильюшу.
Коля был поражён тем, как изменился Ильюша за каких-то два месяца.
Он и вообразить не мог, что увидит такое похудевшее и пожелтевшее личико, такие горящие в лихорадочном жару и как будто ужасно увеличившиеся глаза, такие худенькие ручки.
Присев к постели друга, Коля безжалостно напомнил ему о сгинувшей Жучке, не замечая, что Алёша отрицательно качает головой. Затем Смуров открыл дверь, Коля свистнул, и в комнату вбежал Перезвон, в котором Ильюша узнал Жучку.
Коля рассказал, как несколько дней разыскивал собаку, а потом запер её у себя и научил разным трюкам. Именно поэтому он так долго не приходил к Ильюше. Красоткин не понимал, как убийственно могло повлиять на больного мальчика такое потрясение, иначе не выкинул бы «такую штуку». Наверное, только Алексей понимал, что больного опасно волновать, все остальные радовались, что Жучка жива.
Коля заставил перезвона показать все выученные трюки, а потом вручил Ильюше пушечку и книгу, которую специально для друга выменял у одноклассника. Пушечка сильно понравилась маменьке, и Ильюша великодушно уступил ей игрушку. Затем Коля рассказал больному все новости, в том числе и приключившуюся с ним недавно историю.
Гуляя по рыночной площади, Коля увидел стадо гусей и подбил одного глупого парня проверить, перережет ли колесо телеги гусиную шею. Гусь, конечно, погиб, а зачинщики попали к мировому судье. Тот решил, что гусь достанется парню, который заплатить рубль владельцу птицы. Колю же судья отпустил, пригрозив доложить начальству прогимназии.
Тут приехал важный московский доктор, и гостям пришлось на время покинуть комнату.
Раннее развитие
Красоткин получил возможность поговорить с Алексеем Карамазовым наедине, в сенях. Стремясь показаться взрослым и образованным, мальчик выложил ему свои соображения о боге, Вольтере, Белинском, социализме, медицине, месте женщины в современном обществе и прочих вещах. Тринадцатилетний Коля считал, что бог нужен «для мирового порядка», Вольтер в бога не верил, но «любил человечество», Христос, живи он сейчас, непременно примкнул бы к революционерам, а «женщина есть существо подчинённое и должна слушаться».
Очень серьёзно выслушав Колю, Алёша изумился его раннему развитию. Выяснилось, что ни Вольтера с Белинским, ни «запрещённой литературы», кроме единственного выпуска журнала «Колокол», Красоткин толком не читал, однако обо всём имел твёрдое мнение. В голове его была настоящая «каша» из недочитанного, прочитанного слишком рано и до конца непонятого.
Алёше стало грустно, что этот молодой человек, ещё не начавший жить, уже извращён «всем этим грубым вздором» и слишком самолюбив, впрочем, как и все русские гимназисты, основное свойство которых — «никаких знаний и беззаветное самомнение».
Покажите вы ‹…› русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною.
Алёша считал, что Колю исправит общение с такими людьми как Снегирёвы. Коля рассказал Карамазову, как порой мучает его болезненное самолюбие. Иногда мальчику кажется, что весь мир смеётся над ним, и в ответ он сам начинает мучить окружающих, особенно мать.
Алёша заметил, что «в это самолюбие воплотился чёрт и залез во всё поколение», и посоветовал Коле не быть таким как все, тем более, что он всё ещё способен к самоосуждению. Он предвидел для Коли нелёгкую, но благословенную жизнь. Красоткин же был восхищён Карамазовым, особенно тем, что тот разговаривает с ним как с равным, и надеялся на долгую дружбу.
Ильюша
Пока Коля и Карамазов беседовали, столичный доктор осмотрел Ильюшу, его сестру, маменьку и вышел в сени. Красоткин слышал, как доктор заявил, что от него теперь ничего не зависит, но жизнь Ильюши можно продлить, если вывезти его в Италию не меньше, чем на год. Нимало не смущаясь окружающей его нищетой, доктор посоветовал Снегирёву отвезти дочь на Кавказ, а жену — в парижскую психиатрическую клинику.
Колю так рассердила речь чванливого врача, что он грубо заговорил с ним и назвал «лекарем». Алёше пришлось прикрикнуть на Красоткина. Доктор в гневе затопал ногами и уехал, а штабс-капитан «затрясся от безмолвных рыданий».
Стиснув обоими кулаками свою голову, он начал рыдать, как-то нелепо взвизгивая, изо всей силы крепясь, однако, чтобы не услышали его взвизгов в избе.
Ильюша догадался, какой приговор вынес ему врач. Он попросил отца после его смерти взять себе другого мальчика, а Колю — приходить вместе с Перезвоном на его могилку. Затем умирающий мальчик крепко обнял Колю и отца.
Не выдержав, Красоткин спешно попрощался, выскочил в сени и заплакал. Заставший его там Алёша взял с мальчика обещание приходить к Ильюше как можно чаще.
Источник
Краткое содержание романа «Мальчики» Ф. Достоевского
«Мальчики» – это 7 глав из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Для того, чтобы понять, кто куда зачем и почему, придется читать всё произведение. Или его краткое содержание.
Я же буду говорить только об этих 7-ми главах.
Глава I: Коля Красоткин
Небольшой домик вдовы Красоткиной – 30-ти летней симпатичной дамы. Муж умер 14 лет назад, оставив 18-ти летнюю жену и новорожденного сына.
Анна Федоровна решила, что теперь она должна жить ради сына, и носилась с ним, как с золотым яйцом. Она познакомилась со всеми его учителями, супругами учителей, со всеми одноклассниками. Начала сама учиться, как маленькая, чтобы помочь Коленьке с уроками.
За это мальчика стали было дразнить, но он ловко отбрил обидчиков.
Затем показал себя смельчаком, на спор улегся перед поездом на шпалы.
Ребята впечатлились. Начальство школы тоже впечатлилось и чуть его не исключило. Учитель истории Дарданелов заступился. Он был давно влюблен в госпожу Красоткину, пусть и безответно.
Больше всех впечатлилась Анна Федоровна, так что сдержанному на эмоции Коле пришлось поклясться, что такое больше не повториться.
Глава II: Детвора
Воскресенье. Наш отважный герой сидит дома и нервничает. Почти 11 часов, и ему нужно уйти по делам. И мать, и соседка (докторша) уехали, чтобы решать проблему с беременной служанкой Катериной. Баба Агафья ушла на базар.
Во всем доме только он и два «пузыря» – девочка 8 лет Настя и мальчик 7 лет Костя – дети соседки. Чтобы занять детей, Коля дает им почитать книгу, затем показывает крохотную пушку, которая стреляет, как настоящая. Приходится позвать собаку Перезвона и заставить её показывать фокусы.
Наконец, возвращается Агафья и Красоткин уходит.
Глава III: Школьник
Коля заходит за Смуровым и они идут к больному мальчику Илье.
По дороге они рассуждают о здоровье товарища. Разговор заходит о какой-то Жучке, и что она очень похожа на Перезвона. Коля сердится на сравнение. Говорит о том, что он не мириться идет, а по своей причине.
Алеша Карамазов в мыслях Красоткина. Он хочет с ним познакомиться, но слишком горд, чтобы это признать.
Пока мальчики идут по улице, наш герой разглагольствует о реализме, о том, что он социалист, о глупости народа. Разговаривает с прохожими бабами и мужиками снисходительно. Наконец, они доходят до дома Ильи и Коля приказывает Смурову вызвать на улицу Алешу Карамазова.
Глава IV: Жучка
Здесь вываливается читателю вся история и причина болезни Ильи.
Коля объясняет Карамазову, как дело было, чтобы произвести на него впечатление рассудительного и взрослого человека.
Илья поступает в подготовительный класс, где его начинают дразнить ребята. Мальчишка отчаянно отбивается. Коля замечает его и приближает к себе. Остальным ничего не остается, как отступить.
Алеша спокойно выслушал Красоткина. Коля еще раз говорит, что Перезвон – это не Жучка. Он привел её для развлечения больного. Они еще поговорили о том о сем и вошли в дом.
Глава V: У Илюшиной постельки
Илья две недели не встает с постели. Отец перестал пить, боялся, что его сын умрет. Полоумная мать больше не закатывала громкие истерики и стала тише.
К мальчику приходят одноклассники – те самые, что его дразнили. В этом помог Алеша Карамазов.
Красоткин вошел в комнату, все расступились перед ним. Но он поздоровался сначала с матерью и безногой сестрой Ниночкой. После подошел к постели.
Перемена в бывшем друге поразила Колю. Он на несколько минут потерял самообладание. Но после взял себя в руки, позвал Перезвона, представив его, как Жучку.
Всё больше распаляясь, он подарил Илье игрушечную пушку, затем начал громко рассказывать о железной дороге и поезде. О том, как ловко с каким-то мужиком перерезал горло колесом телеги гусю. Разговор зашел о Трое и что Коля единственный, кто знает, кто её основал.
Какой-то мальчишка подал голос, что тоже знает, но был уничтожен презрительным комментарием Коли.
Глава VI: Раннее развитие
Коля и Алеша разговаривают в сенях, пока доктор у Илюши.
Коля по-прежнему пытается впечатлить Карамазова познаниями. То говорит о Вольтере, то про Онегина, хотя не читал ни того, ни другого. Он рассуждает о том, что место женщины у плиты и о том, что он социалист.
Разговор сходит к тому, что Красоткин сам объявляет себя глупым человеком, признается Карамазову в любви и оба смущаются. Выходит доктор.
Глава VII: Илюша
За врачом бежит отец, не веря, что его сын умрет. Врач разводит руками: «Я не бог!» и советует свозить мальчика в Сиракузы. То, что у семейства нет средств, не его проблемы.
Коля насмехается над врачом. Наконец, послушавшись Алеши, возвращается в комнату. Доктор в ярости.
Илья прощается с родными. Говорит, где его похоронить. Все плачут. Красоткин вырывается из комнаты и договаривается с Карамазовым встретиться здесь же вечером.
Источник