Рассказ мальчики характеристика главных героев

Тема: а. п. чехов мальчики. характеристика героев. формировать умение вести наблюдение над образностью авторского языка, над сравнениями, уподоблениями;оборудование: литературное чтение,

Тема: А. П. Чехов
«Мальчики». Характеристика героев.

·                  
Формировать
умение вести наблюдение над образностью авторского языка, над сравнениями, уподоблениями;

Оборудование:
Литературное чтение, 4 класс, 1 часть, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, ОС
«Школа России»; презентация

2.умение анализировать поступки.

2.учиться делать выводы.

1.научиться делать анализ полученных
знаний.

2.самостоятельный поиск решения задач,
поставленных перед собой.

3.формирование умения выражать свои мысли
чётко, грамотно.

I.Организационный момент

(2 мин)

Я очень рада

Войти в приветливый Наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе
гений
.

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе сочиним урок!

-Садитесь. 

-Здравствуйте,
ребята! Меня зовут…, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Но урок
у нас будет необычный.
Мы отправимся с вами в необычное
путешествие.

К4.,

II. Речевая разминка

(2 мин.)

— Прочитайте хором отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный
крепкий тыл»
.

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

— Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла
стихотворение З. Маркиной?(Оно поучительное)

 — О
чем в нем говорится?(О взаимоотношениях в семье)

— Чему учит это стихотворение?(Работа над текстом)

К.,

Актуализация предыдущих знаний

(8 мин)

Повторение ранее изученного
материала.

-Чтобы попасть на первую станцию, нам надо ответить на вопросы.

-С каким великим, выдающимся автором вы познакомились на прошлом
уроке? (А. П. Чехов)

-А что вы знаете о нем? (Заслушивание ответов учеников)

— А я тоже знаю о Чехове много интересных фактов, послушайте:

·                  
В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим
ребенком

·                 
Каждый день после школы
Чехов вместе с братьями по очереди сторожили лавку отца. В пять утра семья
просыпалась для того, чтобы петь в церковном хоре.

·                 
В целом взрослел Чехов в
дружной семье, несмотря на немного властный характер отца.

·                
Маленького Антошу Чехова
называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он
сердился на это. По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди
детей.

·               
Многие думают, что Чехов
был щуплым и хрупким «ботаником». На самом деле, по описанию знакомых, в
молодости Антон Павлович слыл «русским богатырем». Однако к концу жизни он
действительно здорово подкачал, так как несколько лет тяжело болел
туберкулезом. Интересен тот факт, что однажды Юрий Яковлев, известный артист,
рост которого составлял 187 см., решил примерить настоящий пиджак Чехова.
Каково же было его удивление, когда он оказался ему как раз по размеру.
Следовательно, рост Антона Чехова был не менее 185 см.. Каково!

— Чтобы добраться до следующей станции «Отгадайка», нужно
лететь на авиалайнере. Получить билеты на самолёт мы сможем, ответив на
вопросы капитана авиалайнера.

-Вспомните, с каким произведением Антона Павловича вы
познакомились на прошлом уроке?» (Рассказ «Мальчики»). После, на слайде
высвечивается название.

-Докажите, что это рассказ.

-Вспомните все признаки рассказа (1.Повествовательность.
2.Небольшой объём. 3.Небольшое кол-во героев. 4.Описание одного события,
эпизода.)

К1.,К3.,

III.Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.

(3 мин)

Прогнозирование
темы урока

-Мы получили билеты, сели в авиалайнер. Но самолёт
не может начать свой путь, так как капли дождя размыли некоторые буквы, без
которых он не может продолжать движение.

— Чтобы вернуть буквы на место, нужно решить
пример. (Как только решается пример, на экране появляется буква)

Х_ра_те_ис_и_а  г_ро_в

— Что у нас получилось? (Характеристика героев)

— А кто сможет теперь сформулировать тему
урока? Характеристика героев какого произведения? (Характеристика героев рассказа
«Мальчики»)

— Молодцы, тема сегодняшнего урока: А.П.
Чехов. «Мальчики». Характеристика героев.

П1

П2

К1

К2

К4

IV.Закрепление изученного материала (13 мин)

1.Работа по произведению.


В чём заключается сюжет этого рассказа? (
Мальчик Володя
на зимние каникулы привёз  погостить своего друга Чечевицына. Трём
Володиным сёстрам Чечевицын очень понравился — девочки сразу сообразили, что
он умный и учёный человек. Мальчики выглядели так, как будто они что-то
замышляют. Они о чем-то шептались и рассматривали географическую карту.
Старшие девочки, Катя и Соня, стали наблюдать за
поведением мальчиков. Однажды они подслушали их разговор.
Оказывается, мальчики собирались бежать  в Америку добывать золото.
 Себя Чечевицын называл «Монтигомо Ястребиный Коготь»,
а Володю — «бледнолицый брат мой». Настал день, когда оба мальчика
сбежали. Но их быстро задержала полиция. Вернувшись в родной дом, Володя
бросился на шею матери и заплакал. А за Чечевицыным приехала его мать и
увезла своего сына. Так и закончилось это приключение, в память о котором в
тетрадке Кати осталась  надпись: «Монтигомо  Ястребиный
Коготь».)

— Кто главные герои, без которых не было бы всех описанных
событий? (
Главные
герои рассказа «Мальчики»:

1.     Володя Королев, гимназист, который приехал домой на каникулы.

2.     Чечевицын, друг Володи и идейный зачинщик плана побега.

Также важную роль в рассказе играют мать и отец Володи, а также
его три сестры — Соня, Маша и Катя. Наверное стоит отметить Милорда, собаку,
которая не скрывает своих чувств.
)

2. Работа с учебником.

— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на
с. 124, с. 131.

— О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите
текстом.(с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя
уже стоял в сенях…«Когда первый порыв))
с. 131-
разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)

          Б) Беседа

— Что вы можете сказать о семье
Королевых? 

— Как родители и дети относились друг к
другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…»«Господи…сохрани…» с.
132)

-О чем мечтали мальчики?

— Опасное ли это было?

— Какой они представляли себе жизнь в Америке?

— Могли ли сбыться их мечты?

          3.Словарная работа


Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся
с трудными словами.
Давайте посмотрим, как толкуются эти слова в
словарях.

Сюртук — длинный двубортный пиджак. (в талию)

·        
Кучер— слуга который правит лошадьми
в экипаже.

·        
Башлык— это тёплый головной убор,
надеваемый чаще поверх шапки- суконный капюшон с длинными концами.

·        
Урядник— низкий чин уездной полиции.

·        
Розвальни— сани

·        
Флигель— пристройка сбоку главного
здания или дом во дворе здания.

·        
Рождество
Христово

праздник. В этот день в не большом городке Вифлееме произошло небывалое
событие- родился в мир Сын Божий Иисус Христос.

·        
Самоеды— старое название народов,
говорящих на самодийских языках,-ненцев.

·        
Бизон— животное

·        
Майе Рид— анг., писатель, автор
приключенческих романов и произведений для детей и юношества

·        
Пампасы— название южноамериканских
равнинных травянистых степей

·        
Мустанги— потомки лошадей, которых
привезли в Новый свет колонисты из Европы в 16 веке.

·        
Калифорния— Американский штат

·        
Джинн— алкогольный напиток

·        
Плантация— искусственно
созданное сельскохозяйственное предприятие, регулярно использующее
наёмный труд, где сельскохозяйственные культуры выращиваются для продажи

·        
Сочельник— это день перед
Рождеством и перед Крещением. День особого поста, когда воздерживались
даже от горячей пищи

·        
Берингов
пролив
 находится между Евразией и
Северной Америкой, он соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское
море) с Тихим океаном (Берингово море).

·        
Термиты;Москиты-насекомые

Л1

Л2

Р2

П1

К1

К3

К4

V.
Физкультминутка

(1 мин)

— Мы, наверное, немного утомились, давайте разомнемся. Прошу
всех подняться.

И,
конечно же, устали.(наклоны головы)

Мы
немного отдохнём,

Сейчас
в реальный мир пойдём.

Высоко
поднимем руки.(поднимают руки)

Будем
жить всегда без скуки.

Повернёмся
вправо, влево.(повороты)

           Вновь
работать будем смело.

К4

VI.Систематизация знаний

(14 мин)

Следующая остановка «Всезнайки».

1. Работа в парах

— Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы
читали дом этот рассказ.

— Перед вами карточки с планом
рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)

— Ваша задача восстановить план.

Бурная встреча Володи

Маленький гость

Подготовка к Новому году

Странное поведение мальчиков

Сомнения Володи

Побег

Возвращение детей

2.    
Работа
в группах

КАРТОЧКИ:

— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын —
его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

— Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде
Чечевицына. (Стр.
124)

— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них
показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался
забавами.)

— Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

— Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)

— А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют,
т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

— С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из
чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик,
а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)

— Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)

— Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них
неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там
золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как
тигр.)

-Итак, каким же был Чечевицын?

Вывод:Чечевицын–
по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом:
убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности
начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает
желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

          3.  Характеристика Володи Королёва.

— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это
Володя Королёв.

— Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)

— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в
первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

— Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим
на вопрос:

-Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?(Напористая сила Чечевицына
победила нерешительность Володи.)

— Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный,
заботливый)

— А сейчас давайте поговорим об их поступке.

— Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в
спальне? (Мальчики собирались
бежать в Америку.)

— Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым
человеком?

— Каких людей мы называем целеустремлёнными?

-Итак, каким же был Володя?

Вывод: Володя- речь и поведение Володи не
соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем,
какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом.
Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую,
покладистую душу, привязанность к родителям.

-Что общего у героев и чем они отличаются?

ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта,
любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики
много читали
.

— Чем закончился рассказ?

-Как вы считаете автор осуждает мальчиков за их поступок? 

Чему нас учит рассказ А. П.
Чехова «Мальчики»? (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые. Беречь
родителей и близких людей. Не подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать
за свои поступки.)

Проверочный тест.

1.

Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)

Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В)
жениться на

красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушат

ь в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Л1

Р1

Р2

П2

К2

К3

К4

На чтение 19 мин. Просмотров 112 Опубликовано

Содержание:

История создания

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

Присев отдохнуть, Михаил Шолохов заметил, как к речной переправе идёт мужчина, ведя за руку мальчика. Они подошли к писателю и сели рядом с ним отдохнуть. Вот тогда-то Андрей и рассказал Михаилу Александровичу историю своей тяжёлой жизни. Но только сам Шолохов не стал признаваться, кто он на самом деле, и усталые путники подумали, что он тоже шофер.

В этот момент приехала жена писателя, и мужчина узнал, кто перед ним. От неожиданности мужчина постарался попрощаться и уйти, поэтому Шолохов так и не успел узнать, как его звать.

Вернулся с охоты писатель взволнованным и, находясь под впечатлением, решил, что обязательно напишет рассказ, где будет описание жизни неизвестного шофера и мальчика. Замысел нового романа его заинтересовал.

Но к замыслу своей повести он вернулся лишь только через 10 лет. Михаил приступил к работе и в течение 7 дней не отрывался от письменного стола. Работа была напряжённая, ничто не могло оторвать писателя от написания. И вот на восьмой день появилось замечательное произведение «Судьба человека», вопросы по которому часто можно даже встретить в кроссвордах.

После публикации произведения «Судьба человека» Шолохова главные герои стали популярны. Но рассказ получил много и критических откликов от читателя. Было прочитано это произведение и по радио, поэтому огромный поток писем приходил не только к самому автору, но и на радиостанцию. Чаще всего писали люди, которые сами побывали в плену, а также те, кто потерял в этой войне своих родственников.

Приходили письма и от рабочих, учёных, педагогов и даже от других писателей. Писали ему Борис Полевой, Николай Задорнов, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк. Поток писем был настолько огромен, что ни автор рассказа, ни его окружение не могли ответить на все.

Краткое содержание

Рассказчик случайно возле речной переправы знакомится с мужчиной, который рассказывает о своей жизни. Он перенёс много горя и страданий. Андрей Соколов родился в крестьянской семье, но уже в 22 года остался круглым сиротой. Участвовал шолоховский персонаж и в Гражданской войне. А потом он женился, родилось у него двое детей. Очень Андрей любил свою семью. Работал он водителем. Семья счастливо прожила 10 лет, а потом неожиданно началась война.

Андрей сразу же ушёл на фронт. В боях и сражениях он проявил себя как мужественный и смелый солдат и несколько раз был ранен. А затем попал ещё и в немецкий плен. Но ему удалось сбежать и оттуда. После побега Соколов оказывается в госпитале, куда и приходит к нему страшное известие о гибели всей семьи. В дом, где находились дочь и жена, в 1942 году попала бомба, и они погибли. Но сын остался жив, так как вслед за отцом ушёл на фронт.

После госпиталя Андрей снова возвращается на фронт, и живёт лишь только одной надеждой на встречу с сыном. Но в День Победы его сын погибает. Так остаётся он совсем один. Он уезжает из родного Воронежа, где всё напоминает о гибели семьи, в Урюпинск и работает шофером. Вот тогда-то он и встречает маленького сироту Ванюшу. Узнав, что родители его погибли, Андрей говорит мальчику, что он его отец.

Мальчик поверил фронтовику, и с тех пор они стали жить вместе. Андрей воспитывает Ваню как своего родного сына и ничем не обижает его. В рассказе «Судьба человека» главные герои, Андрей и Ваня, переживают горе от потери близких людей, оно сплачивает их.

Трагическая судьба Андрея Соколова

Главным героем, от лица которого и ведётся повествование, является Андрей Соколов. Это человек с настоящим русским характером, которого невозможно сломить или покорить. Но сколько же бед и мук пришлось ему пережить! Сам герой говорит, как тяжело и трагично складывается его жизнь уже с самого начала своего рассказа, где, обращаясь к жизни, спрашивает, за что же она его так покалечила.

Случайному встречному Андрей рассказывает историю своей жизни, что ему пришлось пережить много горя:

  1. Голод.
  2. Плен.
  3. Потерю семьи.
  4. Смерть сына.

Но всё он смог выдержать, вытерпеть и пережить, так как у него огромнейшая сила воли и сильный характер. Но как раз этот русский характер и не дал ему возможности сдаться врагу, подчиниться им или просто равнодушно ждать своей смерти. Андрей Соколов боролся за свою жизнь, так как должен был вернуться к семье, в родной город, который нуждался в его защите.

Несмотря на всю жестокость, которую он увидел на войне, на те лишения, что он пережил, его сердце не очерствело, не были в нём убиты человеческие чувства. И когда он встретил сироту, то, увидев одиночество маленького человека, решил стать его отцом.

Донской писатель очень точно смог показать характер русского человека, который готов отдать жизнь не за какую-то выгоду, а за Родину. Андрей Соколов — это образ стойкого и сильного русского солдата. Его характеристика прекрасно раскрывается через его речь, мысли, поступки. Пройдя сложный путь, главный герой остался добрым и сочувствующим человеком, поэтому он и помогает Ванюше. Самое главное, что, несмотря на войну, плен и испытания, этот шолоховский персонаж смог остаться человеком.

Сирота Ванюша

Два одиночества встречаются в рассказе «Судьба человека»: Андрей Соколов, у которого война забрала семью, и маленький Ванюша, оставшийся без родителей. Сам мальчик не знает, где его дом. Родители его погибли:

  • Маму убило бомбой, когда она с Ваней ехала в поезде.
  • Отец мальчика погиб на фронте.

Когда Андрей встречает сироту, мальчику было не более шести лет. Ходил он в грязной и оборванной одежде, а ел то, что ему подавали люди. К фронтовику Ванюша сразу же потянулся, почувствовал родную душу. Мальчик сильно обрадовался, когда узнал, что шофер-фронтовик его отец и долго не мог оторваться от него, боясь снова потерять. Об отце мальчик помнил лишь его кожаный плащ. И Андрею приходится обмануть мальчика, сказав, что его потерял на войне.

Эти два героя невозможно рассматривать отдельно, так как их судьбы переплелись. Они теперь одна семья, которая живёт по совести и чести. И автор уверен, что все они могут пережить и выстоять. И с этим сложно не согласиться читателю.

Второстепенные герои произведения

Помимо Андрея и Ванюши, автор для раскрытия своего сюжета используют и второстепенных персонажей. К ним можно отнести следующих героев:

  1. Жена Ирина.
  2. Дочери Оля и Настя.
  3. Сын Анатолий.
  4. Предатель Крыжнев.
  5. Командир автороты.
  6. Чернявый немец.
  7. Лагерфюрер Мюллер.
  8. Военврач.

Они в шолоховском рассказе ничего не говорят, но это неважно, так как даже незримые они помогают раскрыть характер русского человека, увидеть, как он проявляет себя на войне. У многих эпизодических лиц нет ни фамилии, ни имени, но они появляются в жизни главного героя. Реальным в произведении оказывается сам автор, который слушает историю жизни Андрея. Вот он и вступает с ним в беседу, а затем рассказывает судьбу русского героя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Литературное произведение М. Шолохова «Судьба человека» – рассказ о Великой Отечественной войне. Эта трагическая веха в истории человечества стала причиной потери жизней для миллионов людей. Центральный персонаж произведения Андрей Соколов до войны трудился шофером, имел безропотную и нежную жену, а также троих детей. Массу лишений испытал главный герой за тяжкий период плена, но сохранил человеческий облик и звание русского воина, который даже будучи на волосок от смерти не утратил верности к Родине и не стал пить с вражеским офицером за превосходство «оружия Германии».

Характеристика героев «Судьба человека»

Главные герои

Андрей Соколов

В рассказе “Судьба человека” герой Андрей Соколов – основной персонаж. Его натура вбирает в себя все те черты, которые свойственны русскому человеку. Сколько невзгод вынес этот несгибаемый человек, знает только он. О натуре и внутренней силе героя говорит то, как он рассказывает о своей жизни. В повествовании нет ни торопливости, ни сбивчивости, ни суетности. Даже выбор слушателя в лице случайного попутчика говорит о внутреннем надрыве героя.

Ванюшка

Ванюшка – ключевой герой рассказа в лице мальчика-сироты лет около шести. Автор описывает его с применением черт, которые как нельзя лучше характеризуют картину тех послевоенных лет. Ванюшка – доверчивый и любознательный ребенок с добрым сердцем. Жизнь его уже наполнена нелегкими для ребенка испытаниями. Мама Вани погибла во время эвакуации – была убита бомбой, попавшей в поезд. Отец мальчика нашел свою погибель на фронте. В лице Соколова мальчишка обретает «отца».

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Ирина

Женщина воспитывалась в детском доме. Она была веселой и умной. Трудное детство наложило отпечаток на ее характер. Ирина – пример русской женщины: хорошей хозяйки и любящей матери и жены. Она за время жизни с Андреем никогда не упрекала мужа и не перечила ему. Когда муж уходил на войну, она будто предчувствовала то, что они никогда больше не встретятся.

Комендант лагеря Мюллер

Мюллер был жестоким и безжалостным человеком. Он владел русским языком и любил русский мат. Ему нравилось избивать пленных. Свои садистские наклонности он называл «профилактикой от гриппа» – бил узников по лицу используя для этого свинцовую вкладку в перчатке. Подобное он повторял ежедневно. Комендант чувствует страх, когда испытывает Андрея. Он удивлен его храбростью и стойкостью духа.

</tr></table>

Список главных героев «Судьбы человека» – образец соответствующих духу времени личностей. Шолохов сам в некоторой степени является косвенным героем своего же рассказа. Общая беда сплотила народ и сделала его мощнее. И Андрей Соколов, и Ванюша, не смотря на свой возраст, предстают перед читателем как люди волевые и стойкие. Список героев символичен еще и тем, что он отражает социальную разноплановость людей. Формируется картина того, что перед войной все равны. А момент, где комендант лагеря отказывается расстреливать Соколова, демонстрирует воинскую солидарность и уважение к противнику. Эта часть рассказа содержит наиболее точное и емкое описание стойкости советского и русского солдата даже перед лицом опасности и неминуемой гибели. Проявляется истинная суть образа моральная коменданта Мюллера, его слабость, ничтожность и беспомощность.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)

Введение

В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)

Михаил Александрович Шолохов  Рассказ «Судьба человека» Краткое содержание

Нет ничего страшнее войны. Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» — это трагическая история жизни солдата, прошедшего все ужасы Великой Отечественной Войны. Произведение впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1956 году. Рукопись Шолохов написал молниеносно, всего за несколько дней, но сам замысел рассказа созревал в течение десяти лет.

Очень краткий пересказ рассказа Шолохова «Судьба человека»

Автор рассказывает о своей встрече с сорокапятилетним Андреем Соколовым в послевоенные годы. Случайный знакомый оказывается одним из многих солдат, что сражался за свою страну не жалея жизни. Он рассказывает автору свою жизнь.

  1. Сначала — это прекрасная история жизни простого человека. Рассказ о его молодой семье, где царит согласие, и родились долгожданные дети.
  2. Затем — жестокая война. Прощание с близкими. Соколову довелось пережить и голод, и плен, и потерю самых дорогих людей — жены и дочерей. В живых остался только сын главного героя, но и он трагически погиб за свою родину.
  3. В завершении — это победа сильного характера главного героя над всеми ужасами, что случились с ним в военные годы. Не очерствел душой истерзанный физически и морально солдат и, встретив мальчика, который остался, как и он, сиротой, назвал его приёмным сыном и взялся его воспитывать и оберегать.

Краткое содержание Шолохова «Судьба человека» подробно по частям

Сюжет истории, рассказанной автору и читателям Андреем Соколовым, можно условно разбить на 4 части. Важно упомянуть и о небольшом введении от автора, в котором он описывает момент встречи со своим героем и его приёмным сыном Ванюшкой.

Введение: встреча на переправе

Рассказчик, вынужденный дожидаться попутчика на берегу разлившейся по весне реки, сел прикурить на бревно, но тут выяснил, что сигареты промокли. Так и скучал бы он без табака в одиночестве, если бы не встретил мужчину — Андрея Соколова и ребёнка. Пока мальчик Ванюша играл, между взрослыми завязалась беседа, и случайный знакомый рассказал автору всю свою жизнь.

1. Мирная жизнь Андрея Соколова

Молодым мужчиной Андрей женился на девушке Ирине, такой же, как и он сам, сироте. Жена ему попалась очень хорошая. И стали они друг другу поддержкой. Вскоре родились в семье и дети — сын Анатолий и две дочери Настя и Оля. Жизнь с каждым днём становилась только лучше, пока не грянула Великая Отечественная Война.

2. Война и плен

На фронт Андрея провожали дети и жена. Хуже всех пришлось Ирине, она решила, что видит мужа в последний раз. Долго герой ждал, когда супруга успокоится, но она не унималась. Тогда он легонько её оттолкнул от себя, обижаясь, что та хоронит его раньше времени, о чём жалел после страшно. Ведь новой встречи для него с семьёй так и не случилось.

На войне Соколов служил по профессии — шофёром. Дважды был ранен. В мае 1942 года попал в плен. В одну из ночей, когда колонна с пленными ночевала в церкви, Соколов убил предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам незнакомого герою взводного за его коммунистические взгляды. Пока его и других пленных перегоняли, попытался бежать. Фашисты пустили по следу беглеца собак и вернули в лагерь.

3. Освобождение из плена

После двух лет в плену Соколова определили возить фашистского майора, который сносно обращался с ним и даже подкидывал еду. При первой же возможности, оглушив своего начальника, герой сбежал на линию фронта и вернулся к своим.

Находясь на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо. Ответ ему прислал сосед, в нём говорилось, что нет у Андрея больше ни дома, ни жены, ни дочерей — только воронка от снаряда, где когда-то был очаг его семьи. К счастью, сына Анатолия в момент бомбёжки не было. Он закончил артиллерийское училище и ушёл на фронт.

4. Война закончилась

В день Великой Победы снайпер убил Анатолия и на родину Соколов вернулся один. Опечаленный смертью сына, в родной город герой не захотел возвращаться, уехал к товарищу. Там устроился работать шофёром и познакомился с мальчиком-сиротой Ваней. Пожалев беспризорного пацана, Соколов усыновил его, и они зажили вместе как одна семья. Забота о маленьком Ванюше помогла пережить Соколову потерю семьи.

Заключение и выводы по произведению Шолохова «Судьба человека»

Тяжёлым испытанием стала Великая отечественная война для русского народа. В своём рассказе Шолохов соединил трагизм судьбы и веру в силу характера, волю и отзывчивость свойственные простому русскому человеку. Автор наделил непобедимостью истинную человечность, показав её в образе главного героя, которому пришлось испытать тяжесть расставания, бои, плен и потерю семьи. Но судьба Соколова отражает в первую очередь не зло войны, а возможность одолеть это зло, благодаря надежде на лучшее и вере в добро.

Прототипами главных героев рассказа «Судьба человека» стали мужчина и мальчик, которых автор встретил близ хутора Моховского и степной реки Еланки, куда приехал на охоту. Взрослый путник поведал Шолохову свою историю жизни, чем до глубины души задел писателя, который сразу для себя решил — будет написан рассказ.

Осенью 1957 года в «Литературной газете» был опубликован киносценарий на «Судьбу человека», который написали Фёдор Шахмагонов и Юрий Лукин. В 1959 году на российские экраны вышел одноимённый фильм Фёдора Бондарчука.

Список действующих лиц рассказа «Судьба человека» и их краткая характеристика

Главные герои рассказа «Судьба человека»:

Читая рассказ «Судьба человека» в сокращении, важно познакомиться с его основными персонажами. Характеристика героя поможет разобраться в сюжетной линии произведения.

  •  Андрей Соколов — тот самый солдат, о судьбе которого идёт речь в рассказе. Во время войны он работал шофёром и был из тех солдат, что воюют не за звания. Андрей Соколов окажется в плену на долгие два года, потеряет близких, но не очерствеет сердцем.
  •  Анатолий — сын Андрея Соколова, воевавший честно и доблестно, как и отец. Анатолий падёт от пули снайпера в День Великой победы.
  •  Ванюшка — приёмный сын Андрея Соколова.

Второстепенные герои рассказа «Судьба человека»:

В рассказе присутствует ряд второстепенных персонажей, которые остаются для читателя как бы «за кадром». Они эпизодичны в жизни Андрея Соколова.

  • Жена Ирина, дочери Настеньки и Олюшка — погибшая семья Андрея Соколова, которая живёт лишь в воспоминаниях главного героя.
  • Крыжнев — предатель.
  • Мюллер— лагерфюрер.
  • Автор— второстепенный, но слышимый герой повествования, которому встретились Соколов и его Ванюша на переправе.

Тест по рассказу «Судьба человека»

История создания

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

glavnyj-geroj-sudba-cheloveka.jpg

  1. Жена Ирина.
  2. Дочери Оля и Настя.
  3. Сын Анатолий.
  4. Предатель Крыжнев.
  5. Командир автороты.
  6. Чернявый немец.
  7. Лагерфюрер Мюллер.
  8. Военврач.

Они в шолоховском рассказе ничего не говорят, но это неважно, так как даже незримые они помогают раскрыть характер русского человека, увидеть, как он проявляет себя на войне. У многих эпизодических лиц нет ни фамилии, ни имени, но они появляются в жизни главного героя. Реальным в произведении оказывается сам автор, который слушает историю жизни Андрея. Вот он и вступает с ним в беседу, а затем рассказывает судьбу русского героя.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-sudba-cheloveka.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/glavnye-geroi-rasskaza-harakteristika.html
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/sholohov/sudba-cheloveka
  • https://podg-kursy.ru/literatura/sudba-cheloveka-sholohov-glavnye-geroi-harakteristika.html

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Речевая разминка.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

4 этап. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

5 этап. Работа над содержанием текста.

6 этап. Итог урока

7 этап. Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

2 минуты

3 минуты

7 минут

15 минут

10 минут

3 минуты

2 минуты

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

-Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).

       Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

— Постарайтесь отгадать название

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

— Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте познакомимся с новыми словами.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Вы знали, что первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Кто главный на корабле?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

  1. Первичное чтение текста.

-Я прочту вам произведение, а вы подумайте из-за чего мальчик совершил прыжок. Договорились?

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

— Что она сделала со шляпой?

-Как повел себя мальчик?

— Что раззадорило мальчика?

— Что в это время происходило на палубе?

-Что предпринял капитан для спасения сына?

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

— Почему мальчик залез на мачту корабля?

— Какие чувства при этом испытал мальчик?

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

— Что мы знаем про мальчика?

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя?

— Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком?

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто же спас его?

— Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характера присущи мальчику?

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? 

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

— Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?  Чему учит произведение?

— Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

Улыбаются друг другу

-Чтобы говорить четко.

-ПРЫЖОК.

-Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

-Нет.

епродолжительный взлет в воздух

— Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

-Капитан.

-Руководит и следит за всем.

-Да.

-Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе)

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.

-Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

-Она сняла шляпу с головы мальчика

-Стала зубами и лапами рвать её.

— Мальчик погрозил ей и крикнул на неё.

-Мальчика раззадорило то, что обезьяна его передразнивала.

— Матросы громче стали смеяться.

-Закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

-Страх. Сопереживание.

 Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. (Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.)

-Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

-Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…

-Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

-Мальчик и матросы.

-Нет.

-Задор

-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха».

-Он мог разбиться

— Отец – капитан.

-О решительности, находчивости.

-Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

-Смелость, обидчивость.

-Она не главный герой, она только причина случившегося.

-Л.Н.Толстой «Прыжок»

-Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.

-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

-Да.

  • Рассказ мальчики чехов вопросы к тексту и ответы
  • Рассказ мальчики о чем мечтали чечевицын и володя
  • Рассказ мальчики план пересказа 4 класс
  • Рассказ мальчик у христа на елке читать полное содержание
  • Рассказ мальчика илюши из рассказа бежин луг