Рассказ малая родина носов

Тема: милый сердцу уголок моя малая родина цель: показать значение родины в жизни каждого человека. задачи: способствовать формированию у

Тема: «Милый сердцу уголок – моя малая Родина»

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи: способствовать формированию у детей понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина; способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине, желание больше узнавать о своем крае; вовлечь в работу каждого ученика через посильную деятельность; развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения; развивать творческие способности учащихся при оформлении групповой работы, воспитывать интерес к истории села.

Оформление:

1. Презентация о родном крае .

2. Выставка рисунков “ Любимое место в селе ”.

Форма проведения урока: устный журнал «Милый сердцу уголок – моя малая Родина»

Предварительная работа:

Оформление выставки «Моя малая Родина»

Написание разработки мероприятия;

Подборка видео и фотоматериалов;

Создание презентаций, слайд-шоу;

Приглашение родителей, гостей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, видео и фотоматериалы, выставка «Моя малая Родина», музыкальные заставки, слайд – шоу к песням.

Ход занятия.

1.Орг момент

2. Разминка. Игра «Собери»

Учащиеся работают в группах. В середине каждого стола лежат разрезанные части картинок (1группа — дом,2 группа – сердце, 3 группа-планета Земля)

2. Сообщение темы

Учитель: молодцы, ребята, потрудились вы на славу. Отдохните от своих хлопот! Протяните мне свою ладонь и закройте глаза (Учитель под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине, просит детей ее внимательно рассмотреть)

-Внимательно рассмотрите и скажите, на что похожа горошина?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой Родине.

3.Основная часть.


Ребята, выполняя 1 задание, где нужно было собрать картинку из частей, вы собрали дом, планету Земля и сердце. Как вы думаете, эти картинки подходят к нашему уроку? (Ответы детей) Почему?

Родина

Учитель: кто же мне скажет, что такое Родина? Малая Родина?

Сегодня мы будем говорить о родном крае, о родной земле, о малой Родине.

Мы перелистаем страницы устного журнала, которые поведают нам о том, каков наш край, что нам здесь дорого и близко. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наш устный журнал — о прошлом и настоящем нашей малой Родины – родном селе. Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – иногда грустная и тяжелая. Научимся быть заботливыми хозяевами родной земли. Мы отправляемся путешествовать по страницам нашего журнала.

И вместе с вами мы узнаем

О селе своем родном,

Его прошлом, настоящем

Стихи расскажем, песнь споем.

Итак первая страница нашего журналаЛингвистическая (слайд 3).

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

 — Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. (слайд 4) Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Проводится конкурс «Родня».

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др. (слайд 5)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. 

Игра составь пословицу (слайд 6)

Родина – мать, Родине служить.

Жить — умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Дети составляют пословицы из двух чатей и объясняют их мысл.)

 — Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

— Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

(слайд 7) «Родина» — когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.

«родина» — когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живем.

2 страница нашего журнала посвящена нашей стране – России, послушаем, что расскажут нам ребята. (Слайды)

1 ученик

Россия – самая большая по площади страна в мире. Её площадь составляет 17, 1 млн.кв км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. В России много замечательных городов, которые славятся своим историческим прошлым: Санкт – Петербург, Волгоград, Новороссийск, Новгород и многие- многие другие.

2 ученик

У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это флаг, герб и гимн.

Государственный флаг России имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет обозначает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Герб — это знак государства, в который вкладывается большой смысл. На гербе России изображен двуглавый орёл. Он символизирует силу, мудрость и мужество. На груди орла – герб Москвы.

Гимн – торжественная песня, славящая страну. Гимн прославляет могущество и величие государства. Звучит он в особых случаях, например при открытии нового учебного года. При исполнении гимна все встают. Слова гимна отражают историю страны.

3 ученик

Москва – сердце России. Это древний город. Первое упоминание о нём найдено в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. Главная достопримечательность Москвы — Кремль. В 2019 году Москве исполнится 872 года. (слайд)

Президент Российской федерации – Путин Владимир Владимирович.

Слово «Родина» каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая родина, Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. В народе говорят: все начинается с малого. И родина тоже начинается с того места, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные и близкие.

Переходим к следующей странице устного журнала

3 страница «История села»

Метро городское сюда не дошло

И нет здесь высотных домов

Но для меня наше село

Краше любых городов

(Идет рассказ ученицы об истории села Вишнево под видеоролик о селе.)

4 страница устного журнала «Красота родного края»
-Ребята, о нашем селе написано много прекрасных стихотворений , в которых показана вся красота нашего края. Их с любовью написали такие ребята, как вы. Мы собрали сборник стихотворений наших выпускников. И сейчас прочитаем некоторые из них.

(Дети читают стихотворения под спокойную музыку и слайды о селе)

5 страница  называется «Где родился – там и пригодился».

— Ребята, скажите, кто красит село своими поступками, делами?

В нашем селе много замечательных трудолюбивых людей, которые внесли свой личный вклад в развитие нашего села. Эти люди отмечены наградами : Орден герой социалистического труда, Орден Ленина, отличник образования, признаны почетными гражданами села, занесены на Доску почета.

Каждый из названных людей много сил и труда вложил в процветание нашей страны в послевоенное время, в мирное время.

(Рассказ учащихся о Михаиле Васильевиче Клыкове и Катерине Павловне Бабичевой)

6 страница «В памяти останутся навечно»

22 июня 1941 года мирную жизнь селян прервало известие о войне.

В селе не было ни одной семьи, из которой бы не ушли на фронт мужья, братья, сыновья, отцы. Мужчины уходили на фронт, защищать Родину, а на их место к рычагам тракторов и комбайнов, на фермы и в мастерские шли женщины, пожилые люди, подростки. Четыре года шла кровопролитная война. Тысячи наших земляков с оружием в руках защищали нашу землю от врагов и тысячи тружеников – вишневцев ковали победу над фашизмом в тылу.

Не вернулись домой с полей сражений много наших земляков, ценой собственной жизни защитивших нашу страну, нашу свободу.

К сожалению всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла.

Многие из них ушли из жизни, но мы помним их.

В нашей школе учатся внуки и правнуки ветеранов войны и труда, которые не дожили до наших дней.

Давайте вспомним их имена. Всмотритесь в их фамилии и лица, подумайте, какой же ценой досталась нам мирная жизнь.

(просмотр видеофильма «Книга памяти с. Вишнево Беловского района Курской области)

Минута молчания.

7 страница. «Итоговая»

О красоте, о людях нашего села можно рассказывать много. Наш край — это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае — это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу — это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею! Наши предки в далёком прошлом поселились на наших землях. Обосновали селения, выращивали хлеб, скот, продолжали свой род.

Мы должны продолжать их начатое дело. Беречь свою малую Родину так, чтобы наши сёла жили не на карте, а на Земле.
Мама, дом, семья, отец, небо, солнышко, скворец –

Это главное наследство, что должны беречь мы с детства.

Ребята, мне так хочется верить, что наша встреча не прошла даром. Я надеюсь, что вы не потеряете интерес к истории своего родного края. Будете его любить и беречь. И в заключение, что бы вы пожелали нашему селу.

4.Рефлексия.

У каждого из вас лежит сердечко. Давайте напишем пожелания и признания в любви своему селу. Пусть на всю жизнь эти сердечки будут согревать нашу малую родину вашей любовью и заботой.

(Дети пишут на сердечках слова признания под песню о родном селе)

Воспитатель группы продленного дня
МБОУ «Лице №3»
Максимова И.Ю.

Тема: Писатели и поэты земли Курской.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности воспитанников. Развитие духовно – нравственных качеств личности.

Задачи:

— ознакомление воспитанников с творчеством писателей и поэтов Курского края;

—  развитие  устной  речи, образного и логического мышления, привитие любви к родному краю;

— воспитание у детей чувства патриотизма, ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, фотографии Курской земли, презентация к занятию, рисунки детей.

Предварительная работа: чтение произведений А. Гайдара «Тимур и его команда», «Школа», Е.Носов «На рыбачьей тропе», А.Фет «Сборник стихов», Н.Асеев «Сборник стихов», рисование  эпизодов прочитанных произведений.

Ход занятия.

I. Вступительная часть:

1. Вступительное слово воспитателя.

II. Основная часть:

1.Объявление темы.

2.А.Фет.

3.Е.Носов.

4.А.Гайдар.

5.Н.Асеев.

III. Заключительная часть:

1.Рефлексия.

2. Подведение итогов.

I. Вступительная часть:

1.Вступительное слово воспитателя:

  Курский край издавна славится героической историей, живописной природой, здоровым климатом, природными богатствами, а главное — замечательными людьми. Поэтому,  на нас лежит особая ответственность за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций.

— Для каждого человека родина начиналась по-своему.

— Что для вас значит «Родина»?

 ( ответы детей)

— Подумайте, что для вас значит понятие «малая родина»?

(ответы детей)

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина — Россия.

Наша малая родина — это

Наш Курский край!

II.            Основная часть.

1.            Объявление темы занятия.

Воспитатель: Богат талантами Курский край. С древнейших времен и до наших дней Курская земля – это источник вдохновения для писателей и поэтов.

Чтец 1:

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

И, поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели всё лето.

Воспитатель:

-Какая картина предстала в вашем воображении?

(ответы детей)

— С помощью, каких слов автор усиливает впечатление?

(ответы детей)

— О ком этот отрывок?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как мы видим, слово в талантливых руках приобретает многообразие красок и оттенков, помогающих нам наиболее полно представить  то, что хотел передать автор. И сегодня мы с вами вспомним  некоторых наших знаменитых земляков.

2.            А. Фет

Воспитатель: Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия — курское имение А.А.Фета — Воробьёвка. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни А.А.Фета. Именно здесь поэт «зажег» немеркнущие «Вечерние огни»- эту задушевную лебединую песню, создал стихотворения, вошедшие в золотой фонд литературы.

Чтец 2: Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена —

И над душою каждою

Проносится весна.

Чтец 3: Зреет рожь над жаркой нивой

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Историческая справка:

Ребенок   1:

А.Фет – известный русский поэт. Родился он 23 ноября 1820 года в Орловской губернии. До 14 лет А.Фет учился дома. В 1837 году он поступил в Московский университет. Поэтическая слава его росла. Вышедший в 1850г в Москве книги «Стихотворения А.Фета» открыли ему доступ в кружок «Современника». В 1877 году Фет купил имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Фет издал в Москве четыре сборника стихотворений: «Вечерние огни», написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848г», «Мои воспоминания». Умер Фет 21 ноября 1892 г в Москве, похоронен в родовом имении.

3.            Е. Носов

Воспитатель:

 Не только славен наш край художниками стихотворного слова, но также знаменит он писателями.

 Давайте с вами вспомним,  современного писателя Евгения Ивановича Носова. Он считал, что «Малая родина»- это окоём нашего детства. Что же такое ОКОЁМ?

Окоем, -а, м. Устар. Пространство, которое можно окинуть взглядом; горизонт. воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, окоеме, как говорили в старину.

Книги Е.Носова стали известны на весь мир. Он писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить, дарить радость.

Историческая справка:

  Ребенок 2

   Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево. Курской области. Закончил 8 класс и ушел на фронт в артиллерийские войска. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.

 Ребенок 3:

  В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские  шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году — книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году — книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году — повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году — книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Чтец 4:

«Вокзал – ветеран»

И на стареньком Курском вокзале

Голоса давних лет не молчат:

В сорок первом – на фронт провожали,

В сорок пятом – встречали солдат.

В сорок первом – печальные слёзы,

В сорок пятом – победный восторг!…

Унесли те года паровозы,

Но вокзал позабыть их не смог.

Потому что остались те раны,

на старинных его кирпичах..

Видно , так же войну ветераны

Вспоминают с печалью в глазах…

Воспитатель:

 Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну – писателю Е.И.Носову, который ушел из жизни 12 июня 2002 года. Носов был не только сыном Курской земли, но и России. В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами всегда. И пусть останутся вещие творения Мастера.

  4.  А. Гайдар

— Следующий земляк, с кем мы познакомимся – Аркадий Петрович Гайдар.

-Что вы о нем знаете?

— Какие рассказы его читали?

-Чему они вас учат?

(ответы детей)

Историческая справка:

Ученик  1:

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) — прозаик

Родился 9 января в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с «хорошими людьми — большевиками» и в 1918 ушел «воевать за светлое царство социализма». Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

Ученик  2:

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг — разные города, деревни, даже поезда».

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляпляво, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

5.Н. Асеев

Воспитатель: Известна ли вам Фамилия Н.Н.Асеева?

— В каком городе он жил?

-Кто из вас был в музее?

(ответы детей)

Историческая справка:

Ученик 3:

Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889 года в Льгове в семье страхового служащего. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году он поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 г. он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

Ученик 4:

В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор» (1914), «Леторей» (1915, совместно с Г. Петниковым), «Четвертая книга стихов» (1916) и «Оксана» (1916).

Ученик 5:

В середине 1917 г. Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток. Там он работал в газете «Дальневосточное обозрение». Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество». Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издаётся сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. За поэму «Маяковский» в 1941 ему была присуждена Сталинская премия. В 1961 г. за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Известный поэт умер 16 июля 1963 года в Москве.

Чтец:

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,—

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.

И вот под кровлею простой

ко мне сошлись мои друзья,

чьи голоса — но звук пустой,

кого — не полюбить нельзя:

Творцы родных, любимых книг,

что мне окно открыли в мир;

друзья, чья верность — не на миг,

сошлись на новоселья пир.

Летите в окна, облака,

входите, сосны, в полный рост,

разлейся, времени река,—

мой дом открыт сиянью звезд!

III.          Заключительная часть:

1.            Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас проведем викторину, чтобы закрепить знания о писателях и  поэтах Курского края.

1.            В каком городе родился Н.Н.Асеев?

— Курск

-Льгов*

-Щигры.

2.            Какая книга рассказов Е.Носова была издана первой?

— Хитрюга.

— На рыбачьей тропе.*

-Дорогами курских казаков.

3.            Какому детскому писателю установлен памятник в г.Курске?

— А.П.Гайдару

— Е.И.Носову*

— Н.Н.Асееву

4.            Имя, какого писателя носит музей в городе Льгове?

— Е.И.Носова

— А.П.Гайдара*

— Н.Н.Асеева

      5. С именем, какого выдающегося деятеля литературы связано имение Воробьёвка?

— Н.Н.Асеев

— А.А.Фет*

— К.Д.Воробьев

     6. Какие произведения писал А.П.Гайдар?

— повести *

— стихотворения

— басни

    7. Кто автор повести «Тимур и его команда»?

— А.П.Гайдар*

— А.А.Фет

— Е.И.Носов

    8. Именем, какого писателя назван лагерь в курской области?

— А.П.Гайдара*

— Н.Н.Асеева

— В.В.Овечкина.

2. Итог

Воспитатель: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей Курского края. Широко известны писатели и поэты: А.П.Гайдар, Е.И.Носов, А.А.Фет, Н.Н.Асеев. Нам есть чем гордиться!

И мне хочется завершить  сегодняшнюю встречу следующими словами:

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта — соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

23 ноября (10 по ст. ст.) 1908 года в Киеве в семье эстрадного артиста родился Николай Николаевич Носов (1908-1976) – детский писатель, автор трилогии о Незнайке, сценарист. Учился в Киевском художественном институте, перевёлся в Московский институт кинематографии. Занимался режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды, получил Государственную премию. В 1938 году увидел свет его первый рассказ для детей «Затейники». Много писал для «Мурзилки». В 1945 году выходит первый сборник «Тук-тук-тук» с рассказами «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники». В 1949 году была опубликована его первая повесть «Веселая семейка», затем вышли «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Винтик, Шпунтик и пылесос». В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией. Особая популярность была у трилогии сказок о Незнайке – «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» (Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской, 1969 год). По киносценариям Носова было снято несколько художественных фильмов – «Дружок», «Фантазеры», «Два друга», «Приключения Коли Клюквина». В 1997 году был создан мультфильм «Незнайка на Луне».

23 (12 по ст. ст.) ноября 1708 года Русская православная церковь предала анафеме Ивана Мазепу. В Троицком соборе Глухова в присутствии Петра I митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский) в сослужении архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Иоанна (Максимовича) и епископа Переяславского Захарии (Корниловича) совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев». В тот же день в Успенском соборе Москвы митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в сослужении собора архиереев совершил благодарственный молебен в связи с избранием в гетманы Скоропадского, после чего обратился к сослужащим архиереям: «Мы, собранные во имя Господа Иисуса Христа, и имеющие подобно святым апостолам, от самого Бога власть вязати и решити, аще кого свяжем на земли, связан будет и на небеси, возгласим: изменник Мазепа, за крестопреступление и за измену к великому государю, буди анафема!».

Рассказ малая родина носов

В коллаже использована репродукция картины Густава Седерстрёма «Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы»

23 (11 по ст. ст.) ноября 1823 года в Киеве в семье врача родился Николай Христианович Бунге (1823-1895) – государственный деятель, учёный-экономист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), министр финансов Российской империи (1881-1886). Окончил 1-ю киевскую гимназию и юридический факультет киевского Университета Св. Владимира (1845). Принимал активное участие в подготовке реформ 1860-х годов в России. Был управляющим Киевской конторой Государственного банка. В 1859-1862, 1871-1875 и в 1878-1880 годах – ректор Университета Св. Владимира. В 1887-1895 годах – председатель Комитета министров и член Государственного совета.

23 (11 по ст. ст.) ноября 1875 года в Полтаве родился Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) – революционер, писатель, переводчик, искусствовед, нарком просвещения РСФСР. Гимназию закончил в Киеве, а университет в Цюрихе. За революционную деятельность в России подвергался арестам, ссылке. Эмигрировал. После Февральской революции возвратился в Россию. Во время Октябрьской революции его взгляды совпадали с точкой зрения коалиции Зиновьева, Каменева и Рыкова. Нарком просвещения РСФСР (1917-1929). Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу, считал такой переход неизбежным. В 1929 году при наркомате была образована комиссия по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств. Но осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Латинизацию отменили. В начале 1930-х годов – директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР. В 1933 году был отправлен полпредом СССР в Испанию, по дороге умер.

Рассказ малая родина носов

Анатолий Васильевич Луначарский

23 (10 по ст. ст.) ноября 1903 года в городе Большой Токмак Таврической губернии (ныне Запорожской области) в семье рабочего родился Александр Георгиевич Ивченко (1903-1968) – инженер-конструктор, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». Академик АН УССР. Герой Социалистического Труда (1963), лауреат Сталинской (1948) и Ленинской (1960) премий. Двигатели Ивченко устанавливались, в частности, на самолёты Су-2, Пе-2А, Ла-5, Ту-2, По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14, Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40, а также вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Ка-22.

Рассказ малая родина носов

Александр Георгиевич Ивченко

23 (10 по ст. ст.) ноября 1917 года СНК Советской России предложил странам австро-германского блока (Германии, Австро-Венгрии, Турции, Болгарии) начать переговоры о перемирии на всех фронтах мировой войны в целях заключения справедливого демократического мира без аннексий и контрибуций.

23 ноября 1918 года англо-французская эскадра вторглась в Новороссийский порт, 25 ноября десанты интервентов высадились в Севастополе, а 27 ноября – в Одессе. Почти ежедневно в Одессу прибывали военные суда интервентов, 18 декабря высадились крупные части французских войск. 31 января 1919 года интервенты заняли Херсон, а 2 февраля – Николаев. Численность их войск составила почти 45 тыс. человек в Одессе и более 10 тыс. в Крыму. В рядах интервентов были англичане, французы, итальянцы, поляки, греки, румыны и сербы. Подготовка к интервенции Антанты началась в октябре 1918 года, когда предвиделся уход оккупационных немецких войск с территорий, занятых после подписания странами Четверного союза мирных договоров с УНР и Россией в начале 1918 года в Бресте.

Рассказ малая родина носов

Иностранные суда в порту Новороссийска

23 ноября 1935 года в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в крестьянской семье родился Виктор Маркианович Сабодан (1935-2014) – епископ Русской православной церкви, митрополит Владимир, с 1992 по 2014 год – предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ) с титулом «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины». В 2009 году был кандидатом на патриарший престол в РПЦ.

Рассказ малая родина носов

Митрополит Владимир (Виктор Маркианович Сабодан)

23-29 ноября 1947 года в Полтаве проходил судебный процесс над гитлеровскими преступниками и их пособниками (всего 22 человека). Прокурором на процессе был генерал-майор юстиции Д.Д. Чертков. Главным преступником на скамье подсудимых был командир 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» генерал-майор Гельмут Беккер.

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

  • Рассказ максима горького детство
  • Рассказ макар чудра читать полностью
  • Рассказ максима горького как сложили песню
  • Рассказ максима горького вывод
  • Рассказ м горького старуха изергиль проблематика и особенности композиции произведения