Рассказ максимка станюкович краткое содержание

10:26, 09 апр 2021 зачем детям читать хорошие книги рассказ максимка константина станюковича отметил 125-летний юбилей. книги, как и люди,

Зачем детям читать хорошие книги

040921 026719003821

Рассказ «Максимка» Константина Станюковича отметил 125-летний юбилей.

Книги, как и люди, имеют свой возраст. Некоторые только вышли в свет, другие же прожили долгую интересную жизнь. 2021 год богат на книжные юбилеи. Достойное место среди них занимает книжка с детским рассказом «Максимка», отметившим 125-летний день рождения. А принадлежит рассказ перу писателя-мариниста Константина Станюковича. По этому поводу сотрудники детской библиотеки провели с учениками 4 «А» (учитель Т. В. Ермошкина) и 4 «Б» (учитель Л. С. Миронова) ТСОШ №1 урок доброты и назвали его так: «Детское сердце, согретое лаской».

Люди ниоткуда не берутся, поэтому в начале урока библиотекарь Елена Прошина рассказала ребятам о самом писателе, его детских годах, становлении и творческом поиске. Четвероклассники узнали, что Константин Станюкович родился в далеком 1843 году в городе, олицетворявшем морскую славу России — Севастополе, и был выходцем из рода потомственных моряков. Его отец был адмиралом, занимал пост военного губернатора и коменданта Севастопольского военного порта. «Грозный адмирал», — так назовет его в последующем сын-писатель, — считал морскую службу лучшим делом для мужчины, а строгий военный порядок — правильным способом воспитания и организации семейной жизни».

Отец был потомком древнего дворянского польско-литовского рода и обладал железной волей и сильным характером. Морское дело для него было смыслом жизни и древней семейной традицией, даже жена была дочерью морского офицера. «Династия должна быть продолжена», — так считал адмирал, и из восьми детей роль продолжателя династии отводилась сыну Косте, возможно, потому что мальчик с детства был бойким и сообразительным.

Адмирал не скупился на средства для обучения Кости. Ему был нанят очень образованный человек. Но отец не учел одного — учитель имел революционные взгляды, и это в последующем, возможно, повлияло на мировоззрение писателя.

Ученики были в недоумении от решения военного офицера взять собственного сына, их ровесника, во время Крымской войны в осажденный город, где Костя не отсиживался в штабе, а выполнял обязанности курьера, доставлял медикаменты раненым и своими глазами видел героизм русских моряков. За участие в обороне города 13-летнего подростка наградили медалями «В память о Восточной войне» и «За защиту Севастополя», а через год он стал кадетом Морского корпуса.

Но военная стезя не прельщала юношу, он уже «заболел» словотворчеством и опубликовал первое стихотворение «Отставной солдат». Отец, естественно, не поддерживал это увлечение сына и между ними вспыхивает конфликт, который впоследствии приведет к полному разрыву отношений между отцом и сыном.

Рассказ о кругосветном трехгодичном путешествии Константина Станюковича на корвете «Калевала» не оставил детей равнодушными. Полшков Саша, например, удивленно спросил библиотекаря: «Как же можно находиться в открытом океане целых три года? И почему он отправился в такое опасное плавание?»

«А все за него решил отец, — пояснила Е. И. Прошина. — Станюкович-старший надеялся, что крепкий океанский ветер очистит голову сына от разной чепухи. Но этого не произошло, и Константин принял окончательное решение уволиться с флота».

Начало новой самостоятельной жизни складывалось нелегко. Начинающий писатель сотрудничает с различными изданиями, публикует произведения на общественно-политические темы, в том числе фельетоны, обличающие тяжелую жизнь обычных людей в России.

За свои политические взгляды Константин Станюкович даже был арестован и целый год провел в казематах Петропавловской крепости, а затем на три года выслан в Сибирь, в город Томск. Здесь и произошло настоящее рождение писателя-мариниста. Появляются его знаменитые шедевры из сборника «Морские рассказы», в том числе рассказ для детей «Максимка».

Станюкович рассказывает о русском военном паровом клипере «Забияка», совершающем кругосветное путешествие. Привычный порядок вещей однажды нарушил крик: «Человек за бортом!» Команда спасла чудом выжившего темнокожего мальчика. Когда его выходили, тот смог рассказать свою историю: он был слугой капитана американского судна, перевозившего рабов. Капитан очень плохо к нему относился. Судно затонуло, а он два дня был в открытом море.

Ученики всем сердцем прониклись к главному герою-арапчонку, подобранному в Атлантическом океане в день Святого Максима и названного в его честь Максимкой. Дети не понимали, как можно торговать людьми, в том числе чернокожими. «Живые люди ведь не могут покупаться и продаваться, это же не сахар или конфеты», — высказала свою точку зрения Даша Синяева.

Пятину Артему понравилось отношение Ивана Лучкина, матроса клипера «Забияка», к мальчику. «Ведь только Лучкин подумал о том, во что одеть Максимку, и, не считаясь со временем, по ночам шил для него матросскую форму».

Матрос Лучкин из рассказа действительно прикипел всем сердцем к мальчонке и стал о нем заботиться. Он пытался научить его понимать русскую речь. И эти неумелые уроки вызывали у детей улыбки, так забавно была описана автором сцена обучения.

«Меня очень тронул эпизод угощения мальчика сахаром, — говорит Варя Абрамова. — Максимка был благодарен Лучкину за угощение и в ответ ласково гладил шершавую ладонь моряка. Это очень трогательно! Даже не верится, что мальчик никогда не пробовал сахар».

Ребята, ознакомившись с рассказом, открыли для себя много нового. Все были единогласны в том, что настоящая любовь и забота о близких людях помогает избавиться от вредных привычек и побороть недостатки.

«Этот рассказ учит доброте и милосердию, — размышлял Сергей Поршин. — И нельзя разделять людей по цвету кожи и достатку, ведь чернокожий мальчик не заслужил такого жестокого обращения, когда хозяин ежедневно избивал его».

«А мне понравились матросы: сильные, волевые люди, но в душе очень добрые и заботливые», — высказал свою точку зрения Костя Грицков.

Дети фантазировали, что же станет с Максимкой в будущем? Демин Витя предположил, что он станет хорошим человеком, у него будет семья и дети. И старый матрос Лучкин обязательно будет жить с ними, так как благодаря ему Максимка станет счастливым и свободным. А за добро нужно платить добром.

В течение всего урока дети активно обсуждали услышанное и прочитанное и сошлись в одном, что наши моряки приняли участие в жизни Максимки, у которого появились новое имя, родина, близкие люди, что только любовью и лаской можно отогреть сердце человека. А в завершение урока четвероклассники взяли для прочтения рекомендованную книгу, так как судьба чернокожего мальчика не оставила их равнодушными.

Лектория СЕМЁНОВА

Еще материалы

Комментарии

  • Рассказ маленький принц читать полностью
  • Рассказ мальва горький краткое содержание
  • Рассказ маканина кавказский пленный
  • Рассказ м зощенко находка
  • Рассказ максима горького 6 букв