Рассказ макар чудра читать полностью

Родился 28 марта 1868 г. 28 16 - по старому стилю марта 1868 г. в нижнем новгороде в семье максима

Родился 28 марта 1868 г. 28 (16 — по старому стилю) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны Кашириной. Его отец управлял астраханской конторой пароходства Ивана Колчина. После смерти отца в 1871 г. воспитанием ребенка преимущественно занимался дед по материнской линии Василий Каширин, владелец нижегородской красильни.

В 1877-1879 гг. Алексей Пешков посещал Нижегородское слободское Кунавинское начальное училище.

С 1879 г. на протяжении пяти лет работал в обувной лавке, посудником на пароходе, помощником в чертежной и иконописной мастерских.
В 1884 г. приехал в Казань, рассчитывая поступить в университет. Поскольку из-за недостатка средств не мог оплачивать университетское обучение, посещал кружки самообразования. Участвовал в деятельности местных подпольных народнических организаций, вел пропаганду среди рабочих. В 1885-1886 гг. работал грузчиком и пекарем. В декабре 1887 г. предпринял попытку самоубийства.
С лета 1888 г. по октябрь 1892 г., стремясь ближе познакомиться с жизнью простого народа, странствовал по Российской империи. В течение этих лет побывал в Поволжье и Крыму, на Дону, Украине и Кавказе. Работал на соляных промыслах и в рыболовецкой артели, служил железнодорожным сторожем, в ремонтных мастерских и др.
В конце 1891 г. начал заниматься литературной деятельностью по совету народовольца Александра Калюжного, с которым познакомился в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия).
12 сентября 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» был напечатан первый рассказ писателя «Макар Чудра» с подписью «М. Горький». С этого времени работал под псевдонимом Максим Горький. На раннем этапе творчества создал ряд романтических произведений, наиболее известные из них — «Старуха Изергиль» (1894) и «Песня о Соколе» (1895).
В 1893-1894 гг. при содействии писателя Владимира Короленко опубликовал несколько своих рассказов в приволжских газетах. Рассказ «Челкаш» (1894) обозначил переход писателя к реалистической манере письма и начало так называемого босяцкого цикла («Мой спутник», 1894; «Коновалов», 1896; «Супруги Орловы», 1897; «Бывшие люди», 1897 и др.).
В 1895-1896 гг. постоянно работал в «Самарской газете». Публиковал статьи и фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1896-1897 гг. продолжал журналистскую деятельность в газете «Нижегородский листок».
В 1898-1901 гг. работал в Санкт-Петербурге в журнале «Жизнь». В 1898 г. был издан сборник Горького «Очерки и рассказы», включавший в себя «романтические» и «босяцкие» произведения. После этого получил известность как писатель-реалист. В 1899 г. вышел первый роман Горького — «Фома Гордеев». Автор описал в нем картины жизни русского купечества конца XIX в. и трагедию молодого купца, попытавшегося отстраниться от привычного быта своего сословия.
В 1900 г. публикацию сочинений Горького начало петербургское издательство «Знание», которое в 1901-1912 гг. писатель возглавлял совместно с Константином Пятницким.
Широкую общественную реакцию получила поэма Горького в прозе «Песня о Буревестнике» (1901). Написанная в легендарно-аллегорической стилистике, она прославляла стремление к революционному подвигу. После выхода «Песни о Буревестнике» напечатавший ее журнал «Жизнь» был закрыт.
В 1901 г. Максим Горький написал свою первую пьесу — «Мещане». В 1902 г. завершил работу над второй пьесой — «На дне», в которой показал жизнь обитателей ночлежного дома для неимущих. В 1904-1905 гг. выпустил очередные пьесы — «Дачники», «Дети солнца» и «Варвары».
В 1901-1905 гг. находился в конфронтации с властями, участвовал в антиправительственных акциях, неоднократно подвергался арестам. В 1905 г. участвовал в революционном движении. Вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), принимал участие в подготовке декабрьского вооруженного восстания в Москве. После его подавления, опасаясь ареста, покинул Россию. В 1906 г., находясь в США, написал второй роман — «Мать». Писатель изобразил в нем борьбу за социализм революционного пролетариата под руководством партии.
В 1906-1913 гг. проживал и работал за рубежом, преимущественно — на итальянском острове Капри. Продолжал регулярно отчислять собственные средства в общую кассу РСДРП. Дважды — весной 1908 г. и летом 1910 г. — на Капри его посещал лидер большевиков, будущий глава Советской России Владимир Ленин (Ульянов). В 1910 г. написал пьесу «Васса Железнова» (вторая редакция — 1935).
В 1913 г., после объявления царским правительством всеобщей политической амнистии, приуроченной к 300-летию династии Романовых, вернулся в Санкт-Петербург. В том же году вышла первая повесть автобиографической трилогии Горького — «Детство». За ней последовали «В людях» (1916) и «Мои университеты» (1923). В этих произведениях автор, опираясь на собственный жизненный опыт, представил жизнь провинциальной России конца XIX — начала ХХ вв., вывел образы русских крестьян и рабочих.
В 1915 г. организовал издательство «Парус», в 1915-1916 гг. редактировал журнал «Летопись». В апреле 1917 г. основал газету «Новая жизнь». Публиковал на ее страницах очерки, посвященные событиям 1917-1918 гг. (вышли отдельным изданием «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» в 1918 г.). В них Горький негативно оценивал утверждение диктатуры большевиков в октябре 1917 г. в России, приводил картины падения нравов в революционном Петрограде. В 1918 г. газета была закрыта как контрреволюционная. В том же году Горький, несмотря на критические выступления в печати, был избран в исполком Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. Стал одним из организаторов издательства «Всемирная литература», принимал участие в создании культурно-просветительских обществ, организаций по охране памятников и др. В 1920 г. возглавил Петроградскую комиссию по улучшению быта ученых.
В 1921-1931 гг. преимущественно проживал и работал за границей (до 1924 г. — в Германии и Чехословакии, с 1924 г. — в Италии). Формальным поводом для отъезда был требовавший лечения туберкулез.
В 1923 г. был издан сборник рассказов «По Руси», объединивший рассказы 1910-х гг. В 1925 г. вышел третий роман Горького — «Дело Артамоновых». По своей стилистике он близок «семейной хронике» — жанру, распространенному в западноевропейской литературе.
В 1928 и 1929 гг. Горький приезжал в СССР. В 1929 г. выпустил цикл из пяти очерков «По Союзу Советов». В том же году в сопровождении высокопоставленных сотрудников ОГПУ посетил Соловецкий лагерь особого назначения для политических заключенных. Визит Горького был организован властями с целью противодействия информации об использовании принудительного труда заключенных в советской лесной промышленности, а также кампании по бойкоту советских лесоматериалов в Европе. По итогам поездки Горький опубликовал восторженный отзыв, заявив, что подобные концлагеря необходимы для государства.
15 ноября 1930 г. в газетах «Правда» и «Известия» была опубликована статья Горького «Если враг не сдается, его уничтожают», в которой писатель призвал к физическому уничтожению противников советской власти. Название статьи стало пропагандистским клише, с помощью которого советские функционеры оправдывали массовые репрессии в СССР.
С 1931 г. постоянно проживал в Москве. В том же году выпустил пьесу «Егор Булычов и другие». Принимал участие в создании и редактировании ряда журналов и книжных серий («История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Наши достижения», «СССР на стройке», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.). Выпускал публицистические работы.
В 1932 г. был награжден орденом Ленина. В том же году родной город писателя — Нижний Новгород — переименовали в Горький (историческое название возвращено в 1990 г.). В 1932 г. имя Максима Горького было присвоено Московскому художественному академическому театру, в 1934 г. — советскому самолету АНТ-20.
В 1933 г. с группой советских литераторов в сопровождении сотрудников НКВД совершил поездку по Беломорско-Балтийскому каналу, который строили политзаключенные. По ее итогам стал соредактором книги очерков «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина».
В 1934 г. принимал участие в организации и проведении в Москве I Всесоюзного съезда советских писателей. На нем было принято решение о создании Союза писателей СССР. В 1934-1936 гг. Максим Горький возглавлял его правление.
Итоговым произведением писателя является неоконченный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). На его страницах Горький воссоздал духовную жизнь России с 1880-х гг. до 1918 г. В романе показаны судьбы людей разных сословий, их мировоззренческие установки.
В мае 1936 г. Максим Горький заболел гриппом, перешедшим в воспаление легких. Скончался 18 июня 1936 г. в пос. Горки (Московская область) на 69-м году жизни. Несмотря на завещание похоронить себя рядом с сыном на кладбище Новодевичьего монастыря, Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло постановление о кремации его останков. 20 июня 1936 г. урна с прахом Максима Горького была замурована в кремлевскую стену.

В 1896-1903 гг. был женат на корректоре Екатерине Павловне Волжиной (1876-1965). В браке родились дети Максим (1897-1934) и Екатерина (1901-1906). В 1903-1919 гг. фактической женой писателя была Мария Федоровна Андреева (1868-1953, актриса, активистка революционного движения, член партии большевиков), в 1920-1933 гг. — Мария Игнатьевна Будберг (1892-1974).

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

«Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма, но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического.

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра», в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи», открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя, ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, — максимальное стремление к свободе. Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя. На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора. Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно», и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», он и выявляет свою позицию. Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Макар Чудра»

По писателю: Горький Максим

Анализ рассказа «Макар Чудра» — конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт. Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором. Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды. Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

В этой статье был представлен анализ рассказа «Макар Чудра». Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.

Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Рассказ «Макар Чудра» — романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия. Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции. В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви. Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь». Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать. Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку. Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!». Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине. Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!» Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле». Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них — тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями. Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит. После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть. С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте. Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

  • Рассказ максима горького вывод
  • Рассказ м горького старуха изергиль проблематика и особенности композиции произведения
  • Рассказ макар чудра читать краткое содержание
  • Рассказ майская ночь или утопленница читать
  • Рассказ м горького старуха изергиль аудиокнига