Конспект урока литературного чтения на родном русском
языке
Дата: 17.11
Класс: 4-Б
Учитель: Добош Л. И.
Тема занятия: М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик
(главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
Цель занятия: Осознание ценности изучения
жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью
летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова; — способствовать развитию
эмоциональной сферы, образного мышления, содействовать воспитанию культуры
общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру,
чувство уважения, взаимопомощи.
Тип занятия: изучение нового материала
Планируемые результаты: см. в КТП
Оборудование: презентация
Ход
урока.
- Организационная часть:
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация учебной
деятельности.
Игра — приветствие:
«Здравствуйте!»
Желаю (прикасаются большими пальчиками)
успеха (указательными)
большого ( средними)
во всём ( безымянными)
и везде ( мизинцами).
Здравствуй ( всей ладонью ),
удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
4. Определение темы и целей
урока.
( Лётчик)
— Отгадайте загадку и узнаете о ком мы
сегодня будем говорить на уроке.
— Правильно, сегодня мы поговорим о
лётчике. А о ком именно, узнаем, когда вы расшифруете слово.
( У каждого ученика карточка)
-Зачеркните слог, который
часто повторяется.
КОВКООКОДОКОПЬКОЯКОНОКОВ
— Что у вас получилось?
Прочитайте.
Проверка
(Водопьянов)
— Определите тему
сегодняшнего урока.
— Молодцы! На сегодняшнем
уроке мы познакомимся с известным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым.
— Давайте поставим цели на
сегодняшний урок.
5. Работа над темой урока.
1. Знакомство с биографией М.
Водопьянова.
Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в
обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки,
неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела
домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям,
мальчику суждено было пойти по стопам своих предков.
Михаил
окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в
повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после
Октябрьской революции в Петрограде.
В 1918 году Водопьянова призвали в
ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в
дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями,
которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба
будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал
механикам в ремонте крылатых машин.
( Два сильных ученика читают краткие биографические сведения)
— Вам нужно сейчас внимательно послушать и подготовить вопросы к
прослушанному.
Карточка 1
На войне и в мирном небе
В армии
стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах
авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика
Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве
летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора.
Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление
воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по
прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.
При переходе
из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасти людей
поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10
человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный
летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно
совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией
дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город
Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили
вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.
Вопросы
учеников. Ответы.
Карточка
2
Заслуги
и личная жизнь
После
выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу
среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести
публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.
Родина
высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он
удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду
под номером 6.
Личная
жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна
вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал
Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.
— Вопросы
учеников. Ответы.
2.Знакомство
с произведением М. В. Водопьянова « Полярный лётчик»
— Как вы думаете, о
чём будет рассказываться в произведении с таким названием.
( Предположение
учеников)
— Давайте послушаем
внимательно произведение и подумайте, когда происходили события?
3.
Словарная работа.
— Прежде чем мы начнём читать, давайте проведём словарную работу.
Пуд — Старая
русская мера веса, равная 16,38 кг.
Подвода — Повозка,
телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.
Шарахнулись- испугались
Цилиндр — это
объемная геометрическая фигура. Основание – круг.
Контора — Учреждение
с административно-канцелярскими функциями при каком-нибудь предприятии.
Эка невидаль – ничего особенного
Физминутка
4.
Чтение учителем главы
«Маленький мир»
5.
Анализ произведения.
-Где происходило детство Михаила Водопьянова?
— Когда происходили описанные события?
-Почему автор назвал одну из глав своей книги «Маленький
мир»?
— Как мальчик узнал о существовании другого, «большого» мира?
6. Чтение произведения учениками.
— Цепочкой.
— «День- ночь»
— Выборочное чтение.
-Цепочкой в паре.
6. Подведение итогов.
— Над каким произведением мы работали
на сегодняшнем уроке?
— Кто его автор?
— Что вы запомнили об авторе?
— Подумайте, какие качества помогли
Водопьянову достигнуть мечты, стать лётчиком?
Рефлексия.
— У вас на партах карточки.
Постарайтесь ответить честно на вопросы. Оцените свою работу на уроке.
1.
На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание.