Рассказ м в водопьянова полярный летчик главы маленький мир мой первый полет

Конспект урока литературного чтения на родном русском языке дата: 17.11 класс: 4-б учитель: добош л. и. тема занятия: м. в.

Конспект урока литературного чтения на родном русском
языке

Дата: 17.11

Класс: 4-Б

Учитель: Добош Л. И.

Тема занятия: М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик
(главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

Цель занятия: Осознание ценности изучения
жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью
летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова; — способствовать развитию
эмоциональной сферы, образного мышления,  содействовать воспитанию культуры
общения, гражданской и патриотической гордости, формировать общую культуру,
чувство уважения, взаимопомощи.

Тип занятия: изучение нового материала

Планируемые результаты: см. в КТП

Оборудование: презентация

                                 Ход
урока.

  1. Организационная часть:

2.       Проверка домашнего задания.

3.       Мотивация учебной
деятельности.

Игра — приветствие:

«Здравствуйте!»

Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными)

и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

4.       Определение темы и целей
урока.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f3f/0002a74e-4a85580b/img22.jpg ( Лётчик)

Отгадайте загадку и узнаете о ком мы
сегодня будем говорить на уроке.

Правильно, сегодня мы поговорим о
лётчике. А о ком именно, узнаем, когда вы расшифруете слово.

( У каждого ученика карточка)

-Зачеркните слог, который
часто повторяется.

КОВКООКОДОКОПЬКОЯКОНОКОВ

— Что у вас получилось?
Прочитайте.

Проверка

(Водопьянов)

— Определите тему
сегодняшнего урока.

— Молодцы! На сегодняшнем
уроке мы познакомимся с известным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым.

— Давайте поставим цели на
сегодняшний урок.

5.       Работа над темой урока.

1. Знакомство с биографией М.
Водопьянова.

Будущий летчик появился на свет 18 ноября 1899 года в
обычной крестьянской семье. Родители проживали в селе Большие Студёнки,
неподалеку от будущего города Липецка. Отец занимался хлебопашеством. Мать вела
домашнее хозяйство и воспитывала детей. Согласно всем приметам и традициям,
мальчику суждено было пойти по стопам своих предков. 

Михаил
окончил три класса церковно-приходской школы и стал помогать родителям в
повседневных делах и заботах. Привычный жизненный уклад изменился после
Октябрьской революции в Петрограде.

В 1918 году Водопьянова призвали в
ряды Красной Армии. Физически крепкого и неглупого парня определили на службу в
дивизион тяжелых бомбардировщиков. Ему поручили ухаживать за волами и лошадями,
которые использовались для транспортировки самолетов. Так началась служба
будущего летчика. Михаил интересовался устройством самолетов и охотно помогал
механикам в ремонте крылатых машин. 

( Два сильных ученика читают краткие биографические сведения)

— Вам нужно сейчас внимательно послушать и подготовить вопросы к
прослушанному.

Карточка 1
На войне и в мирном небе   

В армии
стать пилотом Водопьянову не удалось. После демобилизации он отучился на курсах
авиационных техников, и стал обслуживать самолет легендарного русского летчика
Харитона Славороссова. В 1929 году Михаил Васильевич окончил в Москве
летно-техническую школу и получил удостоверение профессионального авиатора.
Дипломированного пилота направили работать в Дальневосточное управление
воздушных сообщений. Он выполнял ответственные задания командования по
прокладке авиационных маршрутов в отдаленные районы Севера и на Сахалин.  

При переходе
из Мурманска во Владивосток льдами раздавило пароход «Челюскин». Спасти людей
поручили летчикам. Водопьянов совершил три полета и вывез на материк 10
человек. Эти события происходили зимой 1934 года. В предвоенные годы опытный
летчик доставлял ученых-исследователей в разные районы Арктики. Неоднократно
совершал посадки на лед. Когда началась война, Водопьянов командовал дивизией
дальних бомбардировщиков. Комдив лично бомбил столицу фашистской Германии город
Берлин в августе 1941 года. При возвращении на базу самолет командира сбили
вражеские зенитки. Экипажу чудом удалось пробраться на свою территорию.

Вопросы
учеников. Ответы.

Карточка
2

Заслуги
и личная жизнь

После
выхода на пенсию заслуженный летчик проводил большую воспитательную работу
среди молодежи. Занимался литературным творчеством. Рассказы и повести
публиковались в журналах и издавались отдельными книгами.

Родина
высоко оценила заслуги Михаила Васильевича Водопьянова. В числе первых он
удостоен почетного звания Герой Советского Союза. Ему вручили Золотую Звезду
под номером 6.

Личная
жизнь летчика прошла спокойно. Муж и жена, Михаил Васильевич и Мария Дмитриевна
вырастили и воспитали семерых детей – двух девочек и пять мальчиков. Генерал
Водопьянов скончался в августе 1980 года. Похоронен в Москве.

— Вопросы
учеников. Ответы.

 2.Знакомство
с произведением
 М. В. Водопьянова « Полярный лётчик»

— Как вы думаете, о
чём будет рассказываться в произведении с таким названием.

( Предположение
учеников)

— Давайте послушаем
внимательно произведение и подумайте, когда происходили события?

3.      
Словарная работа.

— Прежде чем мы начнём читать, давайте проведём словарную работу.

ПудСтарая
русская мера веса, равная 16,38 кг.

ПодводаПовозка,
телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.

Шарахнулись- испугались

Цилиндрэто
объемная геометрическая фигура. Основание – круг.

КонтораУчреждение
с административно-канцелярскими функциями при каком-нибудь предприятии.

Эка невидаль – ничего особенного

Физминутка

4.      
Чтение учителем главы
«Маленький мир»

5.      
Анализ произведения.

-Где происходило детство Михаила Водопьянова?

— Когда происходили описанные события?

-Почему автор назвал одну из глав своей книги «Маленький
мир»?

— Как мальчик узнал о существовании другого, «большого» мира?

6. Чтение произведения учениками.

— Цепочкой.

— «День- ночь»

— Выборочное чтение.

-Цепочкой в паре.

     6. Подведение итогов.

— Над каким произведением мы работали
на сегодняшнем уроке?

— Кто его автор?

— Что вы запомнили об авторе?

— Подумайте, какие качества помогли
Водопьянову достигнуть мечты, стать лётчиком?

Рефлексия.

У вас на партах карточки.
Постарайтесь ответить честно на вопросы. Оцените свою работу на уроке.

 1.
На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание.

  • Рассказ луки о ворах на дне
  • Рассказ летом в деревне в бане
  • Рассказ леший федорова встреча с митей
  • Рассказ лесное эхо скребицкий
  • Рассказ легенда о байкале