Рассказ людочка астафьева краткое содержание

Рассказ людочка астафьев в.п. написал в 1987 году. повествование ведтся в третьем лице. сюжет повествует нам о истории девушки люды,

Рассказ «Людочка» Астафьев В.П. написал в 1987 году. Повествование ведётся в третьем лице. Сюжет повествует нам о истории девушки Люды, основные события, которого, происходят в вымирающей деревне Вычуган. Автор не смог понять, почему это событие до сих пор живет в его памяти и так жжет ему сердце, поэтому решил поделиться с нами.

История, рассказанная автором, была услышана им 15 лет назад. История девушки, которую он никогда не видел и уже не увидит, названной вроде Людочкой, сидит в его памяти и жжёт сердце. Родилась героиня в деревне. Отец был пьяницей, вскоре умер, а мать работала за копейки и вынуждена была искать помощи у новых мужчин. У Люды появился отчим, но вскоре ей предстояло расстаться с семьей: в деревне работы не было. Мать отправила ее на заработки, пообещав помогать девушке в первое время с расчетом на помощь в старости.

Героиня решила устроиться в парикмахерскую, но навыков не хватило. Тогда она напросилась в ученицы к местной мастерице. Проверив все документы и расспросив девушку, Гавриловна вяла ее к себе, но с условиями. Договор этот был ненадолго, пока девушка не наработает на общежитие. Девушка была огромным исключением в квартире Гавриловны, так как с юношами она была строга, а девок и вовсе жить не разрешала после ситуации с жильцами из техникума. Жили у нее две девушки, вроде бы уважали её правила, только порядок не соблюдали, за квартиру вовремя не платили, пытались воспитывать Гавриловну, а потом стали подворовывать сахар, пирожки. Последней каплей стало то, что они съели три поспевших огурца, над которыми старуха так корпела, не жалея спины и навоза. Потом пускала только студентов, обучала их хозяйству, уборке, а двоих даже готовить научила.

Несмотря на простоту цирюльного дела, девушке давалось оно трудно, и на мастера она так и не сдала, но осталась штатным сотрудником, подрабатывая уборщицей. Практику она продолжила – брила налысо призывников, подстригала школьников электроножницами. Кроме того, на ней держалось все хозяйство Гавриловны. А старуха пообещала даже, что перепишет на нее дом, коли будет также свою работу выполнять.

С работы до дому Люда ехала на трамвае до конечной остановки, а дальше шла пешком через парк вагоно-паровозного депо, погибающий оттого, что проложили через него трубу, а закопать забыли. Так и осталась лежать черная труба, вся в изгибах, а под ней распаренная глина, позже поверх трубы стала течь горячая речка. Положили поверх трубы мост деревянный, с перилами, которые постоянно ломали, а обновляли весной. Для удобства стояли там железобетонные скамейки.

Там обитали молодые озорники. Их вожаком был Артем-мыло с белыми волосами на голове, которые Людочка никак не могла усмирить. Как-то раз за домогательства девушка сильно ушибла его, и теперь он и его ватага отвечали героине уважением за ее непреклонность.

Однажды пошли они с Артемом на танцы. В загоне был хаос, словно выпустили зверей из клеток. Насилу вырвалась оттуда героиня и убежала. Старуха постоянно причитала о том, когда Людочка сдаст на мастера и определится с профессией, они ей мигом хорошего ухажера найдут. Девушка соглашалась со всем, ведь не будет плохого советовать человек, что столько опыта имеет.

Выглядел он как черный жук, с узкими глазами. Вместо усов над верхней губой будто черную краску размазали, а улыбался испорченными зубами. Уже в детстве Стрекач стал разбойничать, отнимая у малышей жвачки, пряники. В седьмом классе стал ходить с ножом, вселяя страх, он получал добычу без угроз и насилия – настолько его боялись. Позже он порезал человека и его поставили на учет в милицию, а за попытку изнасиловать девушку-почтальона – сел на 3 года. Зимой Стрекач проживал на чужих дачах, оставляя угрозы поджога, поэтому владельцы стали оставлять алкоголь и закуски с пожеланием: «Миленький гость! Пей, ешь, отдыхай — только, ради Бога, ничего не поджигай!». Все уважали Стрекача, ходили за ним, а он довольствовался и обдирал ребят то в карты, то в наперстки. С тревогой жилось людям в Вэпэрвэзэ. Свой вечер после возвращения Стрекач проводил в парке на скамье, попивая дорогой коньяк, а шпана все обещала ему цыпочек с танцев. Увидев Люду, он схватил ее за пояс плаща, потянул и попытался усадить на колени. Не слушал он Артема, который говорил, что девушка «больная». Когда она начала сопротивляться – кинул за скамью и изнасиловал Людочку. Потом подельники повторили его «подвиг», ведь уголовник заставил их сделать это, чтобы никто его не сдал. Когда Артемка попытался накинуть на Людочку плащ, она убежала, крича: «Мыло! Мыло!».

Вернувшись, героиня упала в обморок. Проснувшись, она решила поехать к матери за утешением и советом.

Приехала Людочка домой, мокрые руки мать вытирала об фартук, что обрамлял ее большой живот. Взглянув на дочь, поняла, что беда с ней приключилась, и какая именно беда. Но не стала утешать Людочку, считая, что каждая баба должна пройти через это, научиться справляться с болью. Не рассчитывая на приезд Людочки, мама была рада, что у них была накоплена сметана и накачен мед. Мама смущалась своего положения в 40 лет, но отчим сам захотел ребенка. Они планировали продать старый дом и переехать в поселок.

Люда задумалась об отчиме и о том, как он привыкал к хозяйству. Трудно, но с азартом. После сенокоса Людочка отправилась на реку, и за обмыском услышала «звериный рокот». Девушка удивилась, когда увидела отчима, бегающего по отмели, хлопающего себя по мокрому животу и исторгающего из себя рев радости. Смеясь от забав отчима, девушка рассказал матери, как он купался. На что мать совершенно не удивилась, сказав, что негде ему было учиться этому, все детство в ссылках да лагерях. Но человек он порядочный, может и добрый, сказала женщина, словно доказывая кому-то.

Несмотря на теплую встречу дома, общение с матерью было холодным. Может, отчим смог бы ее утешить. Ей так захотелось убежать в леспромхоз, прильнуть к его грубой груди и выплакаться. Не найдя поддержки в доме – Людочка решила уехать с самой ранней электричкой.

Вернувшись, героиня рассказала, что мама занята. Увидев на своем мешке вместо лямок две веревочки, она вспомнила рассказ матери о том, как та привязывала веревочки к люльке, совала ногу в петлю и качала ногой. Гавриловна испугалась из-за слез девушки. Людочка ответила, что жалко ей маму.

А тем временем старуха получила угрозы в адрес Люды от людей Стрекача. Она испугалась за свое жилье и попросила девушку съехать.

Людочка вспомнила, как попала в больницу с воспалением легких, проживая в совхозе. В одну из ночей она увидела в коридоре, лежа на койке, как в углу, возле печи умирает парень. Медсестра рассказала ей историю, как этот парень, вербованный из дальних мест, заболел на лесосеке и у выскочил на виске фурункул. Обратившись за помощью, фельдшерица лишь отругала за обращение по пустяку, а спустя день сама его сопровождала в больницу, так как парень впал в беспамятство. Во скрытом черепе обнаружили гной, который начал все разрушать, поэтому парня оставили умирать в коридоре. Людочка сидела и смотрела на него, а потом подошла и прикрыла его лицо своей ладонью. Он расслабился, успокоился, и попытался что-то выговорить «усу-усу… усу…». Девушка поняла, что он благодарит её. Жалость к юному парню, который наверняка не успел насладиться любовью, так и терзала ее. Взяв его за руку, она присела на рядом стоящую табуретку. Глаза парня были полны надежды, он пытался шептать ей слова. Девушка подумала что он молится и стала помогать ему, но устала и заснула. Пробудившись, она увидела стекающие слезы. Пожала его руку, но он не ответил. Он постиг цену сострадания. Предательство между живыми и умирающими всегда будет иметь место, желая человеку не мучиться, ведь сами не хотят мучиться у его постели. Отняв руку у Людочки, парень отвернулся – ведь он ожидал жертвы, а не утешения, волевое решение быть до конца с ним или даже умереть. И может тогда произойдет чудо, появятся в нем могучие силы, что смогут вернуть к жизни его. Но, никогда живой не будет жертвовать собой ради умирающего, а один он не одолеет смерть. Людочка незаметно отошла от кровати лесоруба, и с тех пор не затихало в ней чувство вины перед покойным парнем.

Героиня жила у Гавриловны, но по ее просьбе скрывала это. И все же в парке ее вновь поймали парни. Пугая Стрекачом, они подталкивали ее к скамье и Людочка знала зачем. После изнасилования в своем кармане она стала носить бритву, желая отрезать достоинство уголовника под самый корень. Подобный план мести Люда придумала не сама, а услышала в парикмахерской. Наглядно расстроившись, что Стрекача среди них нет, она пообещала вернуться в парк, как только переоденется в рваную одежду, а то уж не богачка. Людочка пришла домой, переоделась в старое платье, на поясе завязала ту веревочку от своей люльки. Хотела оставить записку, но не нашла ни ручки, ни карандаша. Идя в парк, она увидела объявление о наборе молодых людей в лесную промышленность, и сразу охватило ее желание бросить все и уехать. Но мысль о том, что там, в лесу, стрекач на стрекаче, и все с усами, перебила ее.

В парке ее ждал тополь, который она давно приметила, с торчащим корявым суком над тропой. Закинув на него веревку, она ловко завязала петлю. Деревенская жизнь научила ее многому. Забравшись на обломок тополя – надела петлю на шею. Мысленно простившись со всеми родными и близкими, попросив прощение у Бога, если он существует, — с петлей на шее, закрыв лицо ладонями, как в детстве, она оттолкнулась ступнями и бросилась в бездну. Она лишь почувствовало, как сердце разбухает в груди, словно сейчас сломает ребра, но оно быстро устало ослабело и все муки оставили Людочку.

Парни, что ждали Людочку, стали ругать её за опоздание. Одного послали в разведку. Приятели сразу сбежали, узнав, что девушка с собой сделала. В кафе один из них рассказал, как видел дергающееся тело. Они решили предупредить Стрекача, пока их не забрали.

На поминках отчим пришел посмотреть на Бандита, что довел Людочку до самоубийства. Мужчина сорвал крест с шеи бандита, на что тот начал угрожать ножом, чем рассмешил отчима покойной девушки. Перехватив руку Стрекача, он вырвал ее из кармана прямо с куском ткани. Также быстро схватил его за шиворот рубашки и швырнул в канаву через кусты, на что раздался душераздирающий вопль. Вытирая руки о штаны, отчим вышел на дорожку, шпана заступила ему дорогу. Он упёрся в них взглядом. Они увидели в нем истинного главаря, непреклонного и неподкупного, которого невозможно сломать. Все разбежались, кто куда. Кто то просто из парка, другие искать Стрекача в канаве, кто побежал за помощью, а кто то сообщить новость наполовину спившейся матери бандита о его новой судьбе, путь которого завершился. Мужчина же пошел дальше, так и дошел до конца парка. Споткнувшись, он увидел на суке оставшуюся веревку. Неведомая сила, которую он знал раньше, но не осознанная до конца, вмиг подтолкнула его ввысь, рукой он схватился за сучок. Он лишь скрипнул и отломился. Повертев его в руке, даже понюхав, он тихо взмолился. Почему он не отломился тогда, когда нужно было?… Раскрошив древо и разбросав по сторонам, мужчина отправился домой. Еще один стакан выпил отчим, а после засобирался в леспромхоз, и кое как поспевала за ним жена. Он взял у нее вещи Людочки, помог подняться по высоким ступенькам в вагон и нашел свободное место. Мать Людочки начала молить Богу о том, чтобы хотя бы этот ребенок вырос здоровым и сохранился полноценным. Просила она прощение у Людочки, за то, что не смогла ее сберечь. Несмело положила голову на мужа, которое он вроде бы опустил, чтобы ей было удобнее, и вроде как прижал рукой к ее боку, чтоб было теплее.

Артемку-мыло так и не смогли расколоть, поэтому отпустили его домой. Со страху он пошел в училище связи, где лазал по столбам, ввинчивал стаканы и натягивал провода. Также и со страху вскоре женился, быстрее всех в поселке у них родился улыбчивый и веселый кучерявый сын. А дед смеялся, что внук уже с плоской головой, так как его щипцами вынимали, и подавно не сможет сладить с папиной профессией, так как не разберется с какого конца на столб залазить.

Спустя время в местной газете появилась заметка о моральном укладе в городе, куда Людочка и Стрекач не попали. Процент морали вырос, и начальник УВД, которому оставалось 2 года до пенсии, не хотел портить статистику двумя самоубийцами, по глупости наложившими на себя руки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева “Людочка”

«Нам незачем наши сердца холодить; И$ так уж на улице вьюга». (С. Куняев)

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Аста$фьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы,$ волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») вид$но, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примор$оженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Биография гл$авной героини даётся писателем в самом начале повествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой».

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

$Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю$ работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай$ она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, вос$стали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению».

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Это чудовищное непонимание подвело девушку к трагическому $исходу.

Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.

Мы видим деревню «задыхающ$уюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставит$ь его оглянуться вокруг.

В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.

Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие$ герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. М$ать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач — это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, что многие обитатели городского$ парка считали его своим главарём. Для Стрекача, так же как и для других $ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о п$омощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмк$а-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшее существо. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужстный грех – убийство. Но с такими, как Стрекач можно бороться только такими методами.

Она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка ос$ознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой к$оторого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

Сама Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная$, без ласки и любви.

Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в од$иночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём сам$оубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества — это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А душа? Да$ кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В$ уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто$ говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойствен$ную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звуч$ании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную к$артину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников.

Художественный п$риём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с при$родой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже с$ейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москв$е, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.

«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших пробл$ем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех $подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Людочка

Данный рассказ поведает нам о трагической истории деревенской девушки.

Автор в рассказе описывает главную героиню рассказа, Людочку, как скромную, трудолюбивую, но замкнутую в себе девушку, и тем самым Людочке становиться трудно войти в обычное общество.

Закончив десять классов, Людочка уезжает жить в поселок, где знакомиться с Гавриловной, местным парикмахером. В тот же момент Гавриловна предлагает девушке снять у нее комнату и работать в местной парикмахерской. Доброта Гавриловны объясняется тем, что женщина, неизбалованная жизнью, разглядела в Людочке ту самую неиспорченную и наивную деревенскую девушку, которая будет беспрекословно справляться со всеми домашними делами, да и самой Гавриловне под старость лет не будет так одиноко.

Основные действия рассказа проходят в почти заброшенном Парке паровозного депо. Захламленность данного парка мусором, канализационными отходами, специфически едким запахом от них, сказываются пагубно на деревьях и всю другую растительность, в связи, с этим парк выглядел мрачно. Людочка часто проходила через этот парк, ничего совершенно не боясь и не думая об опасностях, которые могли бы с ней приключиться. Вечером парк ненадолго оживал, там проходили танцы, местные парни играли в карты, пили, развлекались с девушками. Людочке все это было не по нраву. Разруха, пьянство, деградация общества, все тоже от чего Людочка и уехала из своей деревни.

Но именно там, Людочка знакомиться с еще одним героем данного рассказа, предводителем местной компании ребят – Артёмом, который обещает девушке свою защиту.

Однажды когда в очередной раз Людочка идет домой через парк, случается беда.

Над Людочкой надругался, недавно освободившийся из мест лишения свободы следующий главный герой – Стрекач. Этот человек очень подло поступает с девушкой, изнасилование происходит больше из-за скуки бандита и желания показать превосходство над остальными ребятами. И, казалось бы, почему Артем, не мог заступиться за Людочку? Мог, но струсил, спасовал перед более влиятельным человеком.

Героиня тяжело переживает случившееся. И принимает решение рассказать обо всем Гавриловне, рассчитывая на ее поддержку, но, Гавриловна же понимая, чем это для нее может обойтись предлагает девушке съехать в общежитие и не втягивать ее в эту историю. Да и в принципе не оказывает Людочке ожидаемой поддержки, мол, ничего страшного не произошло, с кем не бывает, женщина для этого и рождается.  Тогда Людочка собирается вернуться в деревню к маме. Но на крик о помощи Людочка получает только равнодушие близких людей.

В этот момент Людочка понимает и вспоминает парня, умершего в больнице, о том, что не помогла ему, предала его, совесть и чувство вины перед парнем не дают Людочке покоя.

Мысли о том, что вокруг полно предательства, о ненужности, о потере дальнейшего смысла жизни, толкают Людочку на страшный грех – самоубийство.

Данная трагедия затронула всех героев рассказа.  Мать и Гавриловна ощутили необходимость и нуждаемость в Людочке, и винили себя за содеянное. Неприметным героем рассказа выступает отчим главной героини, он был тихим и спокойным человеком, но имел закаленный характер. К Людочке он не проявлял особо родственных чувств. Но именно отчим после похорон падчерицы наказывает обидчика и виновника в ее смерти – Стрекача.

Местные пресса и начальник УВД не придают огласке данную трагедию. Жизнь в поселке остается прежней.

Автор передает рассказ с такой горечью и эмоциональным фоном того времени, насыщенностью и вниманием к темным сторонам жизни.  В рассказе рушатся моральные и нравственные устои, ощущается деградация народа, отчужденность государства в жизни определенного человека.

Именно такая атмосфера способна повлечь читателя в шок, заставить задуматься о настоящей действительности жизни. О том, что и в нынешнем мире данные социальные проблемы и жестокость по-прежнему актуальны, но остаются чаще всего без внимания. Не стоит относиться равнодушно к проблемам других людей, важно проявлять милосердие и сострадание.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Людочка. Картинка к рассказу

Людочка кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Зощенко Актер

    Однажды автору удалось пообщаться с актером-любителем по имени Василий, который делился впечатлениями об игре в театре. Он пытался разобрать плюсы и минусы профессии актера, исходя из своего личного опыта.

  • Краткое содержание Толстой Холстомер

    Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его.

  • Краткое содержание Горький Макар Чудра

    На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода

  • Краткое содержание Эрбен Златовласка

    Королю волшебного государства рекомендует приобрести волшебную рыбу продавец на рынке (в оригинальной версии вместо рыбы король покупает змею, однако, в русском переводе змея была заменена на рыбу)

  • Краткое содержание Достоевский Вечный муж

    В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью

(786 слов) Рассказ  Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» включен в его повесть «Последний поклон». В ней автор описывает жизнь одного из сел Сибири в далекие 30-е годы прошлого столетия. Писатель в то время был еще ребенком, школьником, и приезд в их школу фотографа был для всего села в те годы ярким, выдающимся событием.

На сайте Литера Гуру представлен краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет», в котором перечислены главные события, составляющие сюжет произведения. Такое изложение текста поможет маленьким и большим читателям приготовиться к сочинению или занятию или просто освежить в памяти события когда-то прочитанной книги.

Весть о приезде фотографа взбудоражила весь населенный пункт, где проживает главный герой. Сельчане думали, где устроить на ночлег столь уважаемого человека. В итоге решили поселить мужчину в доме Ильи Ивановича Чехова. Это образованный и уважаемый в сибирской деревне человек, поэтому лучшего места для фотографа было не найти. В доме Чеховых уважаемого человека могут и разговорить, и щедро приветить, даже спиртное поставить, коли нужно, и книги почитать дать.

А преподаватели и ученики стали думать, каким образом, и в каком порядке им фотографироваться. Пришли к единому решению, что лучшие школьники будут сидеть на 1 ряду, а «плохие» и слабые – на последнем.  Герой и его приятель Саня тут же осознали, что такое решение не в их пользу. И друзья пустились во все тяжкие – участвовали в потасовке, устроили катание с самого крутого обрыва. Стояла суровая сибирская зима, и у героя-повествователя сильно простудились ноги. Вся беда заключалась в том, что по линии матери мальчик унаследовал болезнь – ревматизм. И если он даже чуть-чуть промачивал ноги, это приводило к жуткой боли.

Поначалу мальчик молчаливо терпел, а потом уже не мог дальше сдерживаться и начал выть. От его воя проснулась бабушка, выругала его, натерла ему ноги спиртом, завернула их в шаль, накрыла полушубком.

Только это лечение не возымело никакого эффекта, так же, как и другие средства из пузырьков бабушки. Было решено попарить героя. Екатерина Ивановна истопила банное помещение, парила внука и с веником, и брусничной настойки давала, только бы он выздоровел. Такие способы лечения настолько измотали мальчика, что он находился в глубоком сне до самого обеда.

Когда герой еще спал, явился приятель Саня и поведал, что фотоаппарат наставили, и что его послал учитель.

Рассказчику сильно хотелось сфотографироваться, но подняться он был не в состоянии. Как только мальчик попробовал стать на ноги, они подломились, и он упал на пол. Его друг, видя состояние героя, решил тоже не идти на фотосессию. Екатерина Ивановна ободрила ребят, сказала детям, что поедет с ними к Волкову – лучшему городскому фотографу. Но это у мальчиков радости не вызвало – фотоаппарат у того был привинчен, и сделать фотографии всей школы он бы не смог. Рассказчик полез снова на печь и там начал плакать.

Школу герой не посещал целую неделю, со скуки начал интересоваться устройством приготовленных к зимнему времени окон, о которых ему рассказывала бабушка.

Еще мальчик интересовался цветами, ему нравилось наблюдать, как они оживают, цветут. Особенно ему хотелось увидеть момент их цветения, но этого ему не удавалось лицезреть, потому что волшебное таинство происходило ночью или в час рассвета. Екатерина Ивановна уже начала извлекать из подпола хранившиеся там цветы, они уже тянулись своими листиками к свету – это указывало на скорое наступление весны.

В один из дней в дверь их дом постучали, Бабушка всполошилась, потому что в деревнях местные жители обычно заходили без стука, и заторопилась открыть пришедшему гостю. Это был учитель, который вошел в комнату и спросил о здоровье героя. Тот, испуганный, сидел на печи, но Екатерина Ивановна попросила внука спуститься. Мальчик спустился с печки, и тогда учитель, глядя на него чуть грустным взглядом, известил о цели своего визита – он принес школьное фото, на нем были запечатлены все ребята: Витя Касьянов, Нина Шахматовская, Василий Юшков и другие школьники – не было только рассказчика да его товарища Саньки. Но, несмотря на то, что их там не было, это фото все равно очень дорого автору как воспоминание о том случае, о детских годах, как память о родных, близких людях.

Кроме истории с фотографией, писатель также повествует в своем рассказе об отношении к учителю в сибирских селениях в те времена. Это был первый человек в деревне, к нему относились с особым уважением и почетом – снабжали его дровами, бесплатно ему штопали брюки, лечили детей, стараясь его отблагодарить. Начиная свою работу с одного, имевшегося в деревне букваря и красного карандаша учитель самозабвенно трудился на поприще знаний и не только – он нес культуру в существование и быт сельских жителей. Он старался не только дать образование, но и улучшить, облагородить жизнь каждого человека, направить его на путь истинный.

Еще в рассматриваемом произведении герой-рассказчик описывает особенности деревенской жизни того времени – это и дома, разделенные на две половины, с целью заселения в один дом двух семей. Хотя иногда такое заселение приводило к ссорам, и семьи расселяли, но зачастую многие уживались и жили дружно и ладно, вели совместное хозяйство..

Цели:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;
  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Формирование УУД:

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения;
  • определять главную мысль и героев произведения;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

    • формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста;
    • использовать знаково-символические средства;
    • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • Коммуникативные УУД:

    • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Регулятивныее УУД:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД:

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • стремиться к совершенствованию своих знаний;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологическая установка на урок:

Я, ты, он, она

Вместе — дружная страна.

Если хочу говорить, то поднимаю руку.

Если говорит товарищ, то его слушаю.

Уважаем друг друга.

2. Речевая разминка (1 слайд)

Прочитайте загадку.

Рано-рано по утру,

Я танцую на току.

Брови алые вразлёт,

Потеснись лесной народ,

Хвост как веер у меня,

И обут в ботфорты я.

Правда, всё вокруг, друзья,

В тот момент не слышу я!

— Кто догадался о ком эта загадка? (глухарь)

— Прочитайте строчку девочки, строчку мальчики.

— Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

— В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения (Ответы детей)

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

— Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

Составление кластера: (доска)

— С какими произведениями мы уже познакомились? (Михаил Пришвин «Моя Родина», Иван Соколов-Микитов «Листопадничек», Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виталий Бианки «Мышонок Пик», Борис Житков «Про обезьянку»). Жанр этих произведений? (рассказ)

Составление кластера: (доска)

img1

— Чему научили вас писатели и их рассказы? (Лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Работа в парах

— А сейчас я предлагаю вам разгадать слово

— Уберите букву Н, какое получилось слово? (КАНПАНЛУНХАН)

— Это не просто слово — это название нашего сегодняшнего произведения.

— Написал это произведение Виктора Петровича Астафьева

— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») (добавляю в кластер)

Составление кластера: (доска)

img2

— Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»)

— А чтобы достичь эти цели какими надо быть нам? (Внимательными, дружными, трудолюбивыми)

— О его биографии расскажет Александр К. и Варвара З.

(Портрет В.П.Астафьева и года жизни — на доске)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. В 7 лет мальчик потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. Так получилось, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом — в детском доме посёлка Игарка. Здесь Виктор Астафьев встретил замечательного человека, сибирского поэта Игнатия Рождественского. Он преподавал в детском доме русский язык и литературу. Виктор много читал, ему было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал сочинять стишки.

Затем Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.Осенью 1942 года — в 18 лет — ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1953 году в Перми вышла первая книжка»Васюткино озеро» — первый рассказ для детей. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал: об Урале, Сибири, их природе, о людях, учил творить добро, беречь землю, всё живое на ней. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

(Выставка книг)

    «Васюткино озеро».

  • «Пастух и пастушка».
  • «Последний поклон».
  • «Кража».
  • «Царь-рыба».
  • «Ода русскому огороду».
  • «Перевал».
  • «Звездопад».

— Все эти произведения о природе.

— Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича Астафьева.

Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

Повторим правила друзей природы (слайд 3)

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

А) Работа над произведением

Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

— Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

— Почему (незнакомое и непонятное слово)

— Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)

— Давайте вместе внимательно рассмотрим иллюстрацию на с. 98? Попробуйте предположить, о ком, о чем это произведение. (о птице)

Б) Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём.

Работа со словарём Ожегова: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК — сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ — в прямом значении: взлохмаченные пряди волос; в переносном — что-либо, напоминающее такие пряди,

ЧЕРНИЧНИК — заросли черники.

— Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?

Ощупывать глазами — осматривать внимательно.

Закостенелые крылья — неподвижные.

Альпийские луга — это луга, расположенные высоко в горах.

Пыжилась — старалась, делала усилия.

Прочитаем по слогам слова, записанные на доске:

ред-ко-ла-пы-е

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

в) Чтение произведения с остановками

— Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. (слайд10)

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

— Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка на просеке)

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

— Давайте проверим наши предположения

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

— Что описывает автор в этой части рассказа?

— Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

— Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

— О какой находке рассказывает автор?

— Как описывает автор гнездо глухарки? (найдите отрывок из текста)

— С чем он его сравнивает?

— Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

— Что решили сделать мальчики с гнездом?

— Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали…)

— Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (волнение капалухи)

Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

— Прочитайте эти слова. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыталась и не могла взлететь)

— Почему автор выбрал именно эти выражения? (Чтобы показать состояние капалухи.)

— Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Давайте подберём синонимы к этим словам (боязнь, злость, храбрость)

— Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

— Что главное в этой части?

— Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Вытянув шею. Глаза не следили. Целилась на гнездо. Плавно слетела. Заползла в гнездо. Распустила крылья. Замерла.)

— Что вы можете сказать с состоянии капалухи ? (Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже).

— Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»

После чтения

— Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

— Докажите словами из текста.

— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (видео)

— Какой жанр этого произведения? (Рассказ)

— Правильно, ребята! Это рассказ. Но это не выдуманный рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.

— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят).

— С кем можно сравнить поведение капалуху? (С мамой, которая оберегает и защищает своих детей)

— В какой части произведения автор нам показывает капалуху, как мать. (В 3 и 4 части)

— Какие чувства вы испытывали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

В) физкультминутка (технология Базарного)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Анализ героев рассказа

— Назовите героев рассказа В.П.Астафьева (Капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

— Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Добрый

Любит природу

Испуганный

Озорные

Бесстрашный

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

Хотели позабавиться, но поняли, что были не правы

8. Итог урока

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Кто написал это произведение?

— Назовите тему произведения.

— Главная мысль произведения. (Материнская любовь — самая крепкая и искренняя на свете.)

— Мы узнали, кто такая капалуха?

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? — Написав этот рассказ, В.П.Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

(Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)

— Чему нас научил рассказ? (Не разорять гнезда)

— Почему наш урок начинался с загадки о глухаре? (Ответы детей)

— Составим синквейн

Капалуха

заботливая, бесстрашная

оберегает, прикрывает, боится

Материнская ласка конца не знает.

Глухарка

— Нашим уроком мы попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зеленый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный.

10. Рефлексия (дерево)

11. Домашнее задание (Дифференцированное, творческое).

  • Зеленый лист: прочитать рассказ, с. 98-101, пересказать по плану.
  • Желтый лист — прочитать рассказ, найти загадки о глухаре.
  • Красный лист — прочить рассказ, нарисовать иллюстрацию к данному произведению.

  • Рассказ людмила жуковский читать
  • Рассказ любани краткое содержание
  • Рассказ люси синицыной ученицы 3 класса
  • Рассказ льва толстого слон
  • Рассказ любого русского писателя