Рассказ людмила жуковский краткое содержание

В 1898 году иван бунин написал один из своих известных рассказов кукушка. не секрет, что писатель в своих произведениях любил

В 1898 году Иван Бунин написал один из своих известных рассказов «Кукушка». Не секрет, что писатель в своих произведениях любил исследовать мироощущение различных слоёв общества. В первую очередь, автора интересовал не их быт, а внутреннее состояние души человека. Так, в произведении «Кукушка» писатель делится с читателями своими впечатлениями о внутреннем мире крестьянина. Чтобы быстро знать сюжет произведения «Кукушка» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Многомудрый Литрекон точно передает основные события из книги. Приятного просвещения!

Глава 1

Произведение начинается с описание красивого леса, где расположена небольшая избушка. Всё в этом месте обладало невероятной красотой: природа, деревья, воздух. Именно здесь сравнительно недавно начали вырубать лес простые мужики. Барин очень злился по этому поводу и решил  поставить туда своего человека, который будет обязан следить, чтобы без разрешения не вырубали деревья. Этим человеком оказался простой солдат, который был уже в отставке. Читатель видит, как Кукушка едет к своему новому дому, а вместе с ним кошка, петух и две собаки.

К счастью солдата, в лесу ему была отведена избушка, а барин даже назначил ему жалование — 17 рублей в год. Еще солдат был счастлив от того, что ему выделили немного провизии и более-менее порядочную одежду — ношенный тулуп и валенки. Барин создал солдату все необходимые условия, чтобы он мог защищать лес от мужиков, которые вырубают деревья, чтобы как-то выжить.

Кукушка привел в порядок жилье, оно стало почти уютным. Затопленная печь разморила всех обитателей избы. Кукушка долго молился Богу, чтобы тот даровал ему тихую и скорую кончину. Ему было очень приятно, что он так хорошо устроился на склоне лет.

А за окнами бродила волчица, которая родила двух волчат неподалеку. Она твердо решила поселиться рядом с Кукушкой.

Глава 2

Глава начинается с того, что барин жалуется на бездействие Кукушки. Опять срезали три дуба, а старик и не заметил. Кукушка обиделся, ведь деревья срубили не при нем. Барин принял его отговорку и вынес деньги. Когда солдат был в имении барина, он дал обещание его двум его сыновьям — Мите и Коле -, что весной принесёт им волчат. Ребята с удовольствием слушали интересные рассказы Кукушки об обитателях леса, о жизни в избушке, а также мальчики любили спросить солдата о его собаках. Барин одобрил намерение Кукушки принести волчат детям, но про себя подумал, что старик впал в детство, и надо от него избавляться.

Солдата звали Кукушка, и это имя очень подходило под его существование в лесу. Герою дали такое прозвище, потому что он с малых лет жил в разных местах, не имел родных и близких, был подкидышем. 

Ранее утро солдата начиналось с обхода барского леса, после чего герой возвращался в свою избушку. Кукушка был уже приспособлен к жизни в одиночестве, ему не требовалось общение с людьми. Иногда герой вспоминал и думал о своей одинокой жизни. Так, мальчиком он пас скот, в юношеские годы был пастухом. Затем герой вынужден был пойти в солдаты. Отслужив много лет, солдат возвращается в свою родную деревню. Затем он женился, однако брак этот не был счастливым, он не продлился полгода. Супруге не нравились в герое такие качества, как раздражительность, лень, а также его пристрастие к алкоголю. На работе также солдат долго не мог продержаться. В результате, у всех сложилось впечатление, что Кукушка — настоящий бездельник. Теперь же он хотел лишь дожить в тепле и тишине свой век.

Несмотря на то, что избушка была очень старой и полуразваленной, Кукушка был счастлив, что у него есть крыша над головой. Ведь много раз герой был вынужден  ночевать под открытым небом. 

Но увы! эта мирная жизнь должна была скоро кончиться…

Глава 3

Весной рядом с избушкой главный герой вдруг увидел волчицу. С тех пор он стал выслеживать ее потомство. Кукушка смог отыскать логово и забрать оттуда двух волчат без боя, ведь волчицы не было. На следующий день герой  заключил их в картофельную яму и показал мальчикам. Даже помещику было очень интересно на них посмотреть. Дети сразу же решили накормить их. В награду Кукушке дали еды и водки. Он был героем дня.

В то время как солдат находился в деревне, в лесу уже успели срубить несколько деревьев. По дороге героя встретил приказчик, в наказание он ударил солдата и уехал. 

Глава 4

Помещик тоже был возмущён и решил найти новую кандидатуру на должность лесного сторожа. Кукушка прикинулся совсем больным, чтобы выиграть время. Он обвинял приказчика в нанесении тяжких повреждений, однако тот вины не признавал.

В итоге Кукушка получил от барина право жить в сторожке в то время, как барин искал нового человека на его место. Новый работник нашёлся, однако старый солдат не мог найти общий язык с ним. Собака по кличке Мурзик не понравилась работнику, он ударил ее, и Кукушка в гневе решил покинуть избу и лес. Он направился на ярмарку, чтобы прикинуться нищим калекой и заработать. По правде сказать, вид он имел не важный, слишком уж похудел и пожелтел.

В конце летнего сезона Кукушка захотел проведать своих маленьких товарищей и волчат. Как оказалось, в живых остался только один, другой был болен. На ярмарке Кукушка потерял Мурзика и пришел к детям без собаки. 

Солдату стало до глубины души жалко худого волчонка, который не хотел жить в плену и отказывался от еды. И Кукушка сказал ребятам, что его нужно выпустить в лес. Он сравнил себя с этим волчонком и сказал, что оба они замерзнут зимой, так как не имеют крова и семьи. Дети сочувствовали ему, хотели попросить отца взять Кукушку на зиму. Но он сказал, что не нужен барину, и что их таких нищих тысячи ходят по всей губернии. Однако старик решил попросить старую одежду, ведь его сгнила.

Когда солдат собирался уходить, мальчики задержали его. Ребята взяли у отца для солдата несколько чистых рубашек, а также немного еды и денег. Кукушка был очень счастлив получить такие подарки. 

Зимой Кукушку нашли неподалёку от леса. Он был мёртв. Вероятно, солдат по привычке хотел вернуться в избушку, но не смог дойти до неё. Детям об этом не сказали, да они и сами забыли.

Автор: Виктория Комарова

Василий Андреевич Жуковский был известным русским поэтом. Он являлся одним из основоположников романтизма в отечественной поэзии. За свой творческий путь Жуковский создал красивейшие элегии, романсы, песни, послания, баллады, а также эпические произведения. Одним из главных произведений Жуковского является стихотворение «Море». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения «Море» по плану.

История создания 

Свое знаменитое стихотворение Василий Жуковский создал в 1822 году, после длительного пребывания в Европе. Известно, что для зрелого периода творчества поэта характерен переход от направления сентиментализма к направлению романтизма. Именно это направление пользовалось большой популярностью в отечественной литературе начала девятнадцатого столетия. Признаки романтизма очень заметны в стихотворении Жуковского «Море». 

Личные переживания и эмоции поэта также тесно связаны с историей создания данного произведения. На момент написания стихотворения Жуковский питал сильные чувства к Марии Протасовой, однако ему не удалось создать с ней семью. Мать девушки была двоюродной сестрой поэта и не хотела, чтобы он женился на ее дочери.

Друг Жуковского А. Ф. Воейков в своем дневнике написал: 

Что я могу ожидать от глупца, который живёт в эфире, который погубил собственное счастье, исполняя волю Екатерины Афанасьевны, сошедшей с ума на слезах ложной чувствительности.

«Море» стало своеобразным ответом поэта в ответ на нападки коллег и друзей. Они с нетерпением ждали, что после зарубежного путешествия Василий Андреевич напишет что-то великое и поделится новые открытиями. Однако их ожидало длительное затишье. Его близкие друзья, Тургенев и Вяземский, считали, что поэту поездка на пользу не пошла. И он выпустил «Море», чтобы подтвердить высокое мнение о себе и доказать, что его творческая активность не иссякла.

Жанр, направление и размер

Не секрет, что поэт определил свое произведение как элегию. Действительно, стихотворению присущи черты этого жанра. Так, произведение «Море» носит созерцательный характер, при этом в его строках присутствуют грустные мотивы. 

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия. Автор не объединил строки рифмами, их созвучие основано лишь на ритме. 

Интересно, что творчество Жуковского современники не поняли. Мало кто понимал, в каком направлении творит поэт:

Согласно В. Афанасьеву, никто в окружении Жуковского не понимал ни его творческого метода, ни направления развития как художника.

Даже А.С. Пушкин в тот период отзывался о своем учителе так: 

Мне кажется, что слог Жуковского в последнее время ужасно возмужал, хотя утратил первоначальную прелесть. Уж он не напишет ни Светланы, ни Людмилы, ни прелестных элегий 1-й части Спящих Дев. Дай Бог, чтоб он начал создавать…

Композиция 

Композиция элегии «Море» довольно интересна. Так, стихотворение условно можно разделить на три части. 

  1. В первой части автор описывает беседу лирического героя с морем. При этом поэт искренне восхищается стихией, но у него возникает ощущение, будто за внешним спокойствием скрывается некая тайна. 
  2. Вторая часть представляет собой описание бури. Ей герой стихотворения даёт весьма необычное объяснение. По его мнению, это явление обусловлено тем, что из-за «тёмных туч» нарушается идиллия неба и моря. 
  3. В финальной части стихотворения Жуковский снова описывает спокойную стихию, что делает композицию произведения кольцевой. Теперь Жуковский прекрасно осознает, какую тайну скрывает пучина вод. 

Образы и символы

Безусловно, образ моря является главным в стихотворении. Автор наделил море «живыми» качествами: оно умеет дышать, ему присущи психологические качества человека. Море по-настоящему влюблённо в ясное небо. Стихия словно выражает счастье, когда небо отражается в её водах.

Однако такая идиллия длится недолго. Её могут нарушить чёрные тучи, которые скрывают небо от моря. Автор показывает, как водная стихия переживает разлуку с ясным небом. Она из всех сил сопротивляется туче, чтобы снова обрести спокойствие и умиротворение. Лирический герой смог догадаться, какую загадку скрывает море. Он начал чувствовать родство с водной стихией. Смело можно сказать, что лирический герой и море ощущают одну и ту же боль. 

Море отличается силой характера. Как только оно видит тучи, оно прогоняет их и делает все возможное, чтобы воссоединиться с небом:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Образ тучи означает не только разлуку, но и размолвку, которая часто настигает влюбленных.

Темы 

Тематика стихотворения «Море» представлена в списке:

  1. Основной темой, затронутой в стихотворении «Море», является тема любви. В этом заключается автобиографичность произведения. Поэту не удалось создать семейное счастье с Марией Протасовой. Без благословения матери влюблённые не стали венчаться, оставшись хорошими друзьями. Ведьма не удивительно, что поэту удалось создать психологичный образ моря, ведь свои собственные эмоции и переживания он перенес на него.
  2. Мотив борьбы тесно связан с этой темой. Кульминацию элегии составляет борьба водной стихии и туч. За любовь можно и нужно бороться.
  3. Беспокойство за любимого и вечная тревога — вот состояния, которые передал автор.
  4. Тема природы тоже затронута автором: свои чувства он выразил в колебании волн.

Проблема 

Центральное место в стихотворении Жуковского «Море» занимает проблема разлуки влюбленных. Герой счастлив, когда водная стихия находится в гармонии с небом. Однако он ощущает и беспокойство моря. Водная стихия, как и лирический герой, боится одиночества, трепещет за того, кто дорог сердцу. 

Влюбленные никогда не бывают полностью спокойны. К сожалению, их мучают тревоги, разлуки и другие поводы для грусти. Их сердце уязвимо, потому что открыто чувству. 

Основная идея 

В своем стихотворении Василий Жуковский выразил суть любви. Главная мысль элегии «Море» — это необходимость бороться за свои чувства, которая обусловлена простым выводом: ответом на вопрос «Чем дышит твоя напряженная грудь?» является только «любовь».

По мнению Жуковского, человек должен учиться у природы не только созерцанию, но и сопротивлению. Автор утверждает, что за свое счастье необходимо бороться. Так, в стихотворении водная стихия побеждает мглу. Читатель ощущает, насколько сильным было желание поэта преодолеть все преграды на пути к любви. Таков смысл стихотворения «Море».

Средства выразительности

Создавая свое стихотворение, Жуковский использовал различные тропы. Анализ элегии «Море» по плану дополнит этот перечень.

  1. Одним из главных средств выразительности являются эпитеты. Они передают спокойное существование стихии в первой части элегии («лазурное», «безмолвное». Эпитеты также передают противодействующую силу («враждебная мгла», «тёмные тучи»). 
  2. Важную роль в стихотворении играют олицетворения («ты дышишь» и так далее). 
  3. Автор также использовал в произведении речевые обороты, которые характерны для романтизма («сладостная жизнь»). 
  4. Благодаря многоточию Жуковский сумел оборвать повествование и вернуться к беседе со спокойным морем.
  5. Не будем забывать и о метафорах: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Автор: Виктория Комарова

Известный русский писатель И. Бунин много лет провел за границей. Но это не помешало писателю создать великолепные произведения, принесшие мировую известность. Среди них и рассказ «Кавказ», поражающий реалистичностью и драматизмом. Несмотря на то, что «Кавказ» Бунина включен в школьную программу, смысл сюжета сложен для понимания даже взрослым людям. Анализ произведения поможет разобраться, какой в рассказе «Кавказ» смысл повествования не только школьникам, но и интересующимся творчеством Бунина.

Краткое содержание

Место действия рассказа – дореволюционная Россия. События начинаются в Москве, а затем переносятся на черноморское побережье Кавказа.

Проанализировать смысл произведения «Кавказ» будет проще после описания событий сюжета.

Главных героев трое. Рассказ ведется от первого лица – мужчины, приехавшего в Москву для встречи с любимой женщиной.

Женщина замужем, поэтому любовники встречаются тайком. Придя на очередную встречу к герою, дама выглядит испуганной. Причиной испуга стали подозрения мужа-офицера в неверности. Даме кажется, что муж следит за ней, но она все равно готова рисковать, даже ценой жизни.

Интересно! За основу сюжета Бунин взял историю из собственной жизни. Некоторое время автор тайно встречался с замужней дамой, но была ли это случайная интрижка либо настоящее чувство – неизвестно.

Чтобы побыть подольше вместе любовники придумывают дерзкий план – уехать на Кавказ. Женщине удается уговорить мужа отпустить ее на юг. На случай, если муж решит поехать вслед за любовниками, героиня оставляет два ложных адреса – в Геленджике и Гаграх.

Любовники отправляются в Сочи, остановившись в Геленджике и Гаграх лишь для отправки оттуда открыток мужу.

Как и предполагала героиня, муж ринулся вслед за супругой на Кавказ. Не найдя жену в указанных ею местах, офицер приезжает в Сочи.

На следующий день пребывания на курорте муж кончает жизнь самоубийством, выстрелив в висок из револьвера.

Объяснение сюжета

Несмотря на то, что произведение Бунина небольшое, в рассказе «Кавказ» смысл сюжета довольно глубок и многогранен. Автор не называет имен героев, так как история могла приключиться с кем угодно.

В рассказе Кавказ смысл поступков героев следует рассматривать, исходя из исторических реалий того времени. Светское общество, которому принадлежали герои, диктовало свои правила жизни. Развод для женщины считался позором. Возможно, героиня не решалась уйти от мужа, чтобы не быть отвергнутой обществом. Для мужа также превыше всего была репутация в обществе. Но ради сохранения чести офицера герой предпочел покончить с собой, чем играть роль обманутого мужа.

Читая произведение Бунина «Кавказ» некоторые читатели задумываются о смысле названия. Автор не случайно так назвал рассказ. Кавказ – не просто место действия. Он символизирует силу чувств героев. Недаром красочная природа Кавказа, теплая, солнечная южная погода противопоставляются серым будням в холодной, сырой Москве.

Промозглая московская погода является символом ушедших чувств. Тогда как южное лето характеризует страсть. Но погода Кавказа обманчива. Зной, изнуряющая жара сменяют тепло и накаляют страсти, заставляя обманутого мужа потерять рассудок и застрелиться.

В рассказе писатель раскрывает несколько важных тем:

  • любви;
  • смысла жизни;
  • ревности;
  • супружеской неверности.

На заметку! Главный смысл произведения – нравственный выбор героев. Предательство, измена приводят к трагедии. Это заставляет задуматься о сущности любви. Что такое настоящая любовь, может ли она быть преступной? Автор не дает ответа на вопросы, предлагая читателям самостоятельно поразмышлять об этом.

В чем суть концовки

Рассказ заканчивается смертью обманутого мужа. Писатель не показывает, что предшествовало трагическому событию. Но становится понятно, что муж убедился в своих подозрениях.

Будучи офицером и благородным человеком, герой не стал мстить любовникам. Но, видимо, ноша был столь тяжела для него, что мужчина решил добровольно уйти из жизни.

Являются ли последние строки информацией, полученной женой от полиции либо это просто постскриптум автора – неизвестно. Это не столь важно, так как не влияет на смысл финала рассказа «Кавказ».

Трагическая концовка показывает, что любовь иногда несет не только счастье, но и разрушение. Влюбленные часто поступают эгоистично, не думая о других людях. Это и приводит к трагедии, описанной Буниным.

История могла закончиться не так трагически, если бы героиня честно призналась во всем мужу. Нужно бережно относиться к чувствам близких людей. Таким образом в финале раскрывается основной смысл, заложенный Буниным в сюжет рассказа «Кавказ». Несчастье другого человека не может принести счастья. Неизвестно, как сложится судьба героев дальше. Ясно лишь одно – даже если они останутся вместе, между ними будет стоять смерть обманутого мужа.

Рассказ Бунина заставляет задуматься о ценности брака и ответственности перед близкими людьми. Связав жизнь с другим человеком, нужно быть готовым к тому, что любой поступок отражается на спутнике жизни. Поэтому следует осторожно принимать какие-либо решения, учитывая чувства другого человека.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

Задания для 1 класса

  • 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
  • 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
  • 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)

  • 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)

  • 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
  • 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

Задания для 1 класса

  • 1-ое слово
    О горе тебе, бедный человек! …
    Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
    Как не вырвется сердце твое с корнем!
    Житие Александра Невского
    Правильные ответ: Зеницы — это глаза
  • 2-ое слово
    Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Уста — это губы, рот
  • 3-е слово
    И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун

Задания для 2 класса (всё как в 1 классе,  плюс одно)

  • 4 слово
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)

  • 5 слово
    И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

Задания для 1 класса

  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
  • Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
  • История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
  • Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

Задания для 2 класса

  • Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
  • История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
  • История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)

  • История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
  • Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
  • Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

Задания для 1 и 2 классов

  • 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
    Испугался старик, взмолился :
    «Что ты, баба, белены объелась ?…».
    Осердилася пуще старуха,
    По щеке ударила мужа.
    « Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
    Со мною, дворянкой столбовою?…»
  • 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
    — Что, что они кричат? Никак я не разберу.
    — А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
    «Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
  • 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
    Бочка по морю плывёт.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьётся в ней царица;
    И растёт ребёнок там
    Не по дням, а по часам.

3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)

  • 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
    Наконец мы задремали.
    Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
    Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
    — Минька, пока Степка спит, давай
    повернём его ноги в обратную сторону.
    А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задания для 1 и 2 классов

  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня

Задания для 1 класса

  • Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
    Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»

Задания для 2 класса (Носов, плюс один)

  • На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
    Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)

  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задания для 1 класса

  • Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
  • Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
    Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)

  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)

  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задания для 1 класса

  • — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)

  • — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задания для 1, 2, 3 и 4 классов

  • слон — вагон
  • гроза — лоза
  • сарафан — банан
  • былина — калина
  • монета — кассета
  • канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 1 класса

  • Заяц — Листопадничек
  • Иван-дурак — Конёк-горбунок
  • Осёл — Квартет
  • Волк — Три поросёнка
  • Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)

  • Баба-Яга — Финист — ясный сокол

  • Рассказ людмила жуковский читать
  • Рассказ любани краткое содержание
  • Рассказ люси синицыной ученицы 3 класса
  • Рассказ льва толстого слон
  • Рассказ любого русского писателя