С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Мероприятия
2015 год
«Москва – город герой», патриотический урок
В рамках 70 – летия Победы в библиотеке детям представлен слайд – рассказ о героическом прошлом нашей столицы, из которого школьники узнали, как защищали Москву женщины и дети, как укреплялись границы города и когда ему присвоено звание « город – герой». Также были показаны памятники павшим установленные по всей столице нашей Родины. Маленькие читатели дополняли мою речь той информацией, которую узнали в процессе учебы. Завершилась встреча прочтением стихотворения «Утро Победы».
Время читать! – библиотечный урок.
В апреле первоклассники начальной школы попрощались с Азбукой. Учитель Губина Л. В. подготовила для своих учеников множество интересных конкурсов, загадок, игр. Виновники торжества вели себя активно, показывая знания умения и навыки, приобретенные с начала учебного года. Я в свою очередь поздравила малышей с прочтением первой в жизни книги, провела викторину «Что за буковка такая?», прочла стихотворение о неграмотном мальчике и предложила ребятам вспомнить профессии людей, которые участвуют в создании книг. Ученица 4 класса Настя напомнила правила поведения в библиотеке и как обращаться с книгой. Каждый новоиспеченный читатель получил в подарок буклет «Я – читатель» и красочную книгу. Завершила свое выступление вручением буклетов «Чтение – окно в мир» всем родителям первоклассников.
«Война. Народ. Победа»,
14 апреля в сельском доме культуры состоялся конкурс стихов «Война. Народ. Победа», посвященный году литературы и 70-летию Победы. Встречу открыли воспоминанием о поэтах-фронтовиках, которые погибли, защищая свою страну: Иосиф Уткин, Павел Коган, Николай Майоров, Владимир Чугунов и Муса Джалиль. Со сцены звучали их стихи и песни. В течение повествования заполнялась портретами книжная выставка «Строка оборванная пулей». Память поэтов почтили зажженной свечой и минутой молчания. Мероприятие продолжили конкурсом стихов. Участие в нем приняли дети разных возрастов. Каждый чтец, преодолевая волнение, выходил на сцену и декламировал стих, а зрители в благодарность дарили бурные аплодисменты. По итогам конкурса каждый участник был награжден грамотой и памятным подарком.
Со светлым праздником! – беседа.
В библиотеке для маленьких читателей прошло замечательное мероприятие, посвященное празднику Пасха. Дети слушали легенду о чуде, которое заставило людей поверить в Бога, узнали о том, что рисовали на пасхальных открытках, затем ребятишки с интересом рассматривали картинки с изображением яиц, украшенных разными материалами. Так же в библиотеке были представлены образцы декорированных яиц. Рассмотрев их, дети принялись украшать принесенный ими пасхальный символ цветным скотчем, восковыми мелками, перманентным маркером, пряжей и др. Процесс декорирования принес много радости добра и света.
«Улыбка добро творит» — час информации.
На этом мероприятии присутствующие в библиотеке узнали об истории создания смайлика, при этом рассказ сопровождался показом слайдов, затем поиграли в игру « Пантомима». После этого каждому ребенку было предложено нарисовать смайлик своего сегодняшнего настроения. С этим заданием справились легко. В основном нарисованные работы вызывали веселье и радость. Смехом наполнилась библиотека, когда «смайлик желаний» угадывал, чего хочет ребенок в данный момент. В финале мероприятия ребята посмотрели мультфильм, который принес много позитива и подарил улыбки. Встреча была веселая и поучительная.
«Женщина – родник красоты» — тематический час.
Весеннее настроение быстрянкам дарили в сельском доме культуры. После нежных и добрых слов поздравлений от главы администрации Казанцевой М. И.. праздник продолжился музыкальной игрой «Угадай мелодию». Далее речь шла о цветах и их применении в кулинарии, после чего несколько женщин увлеченно мастерили своими руками бумажные цветы, а в это время Вершкова О. В. проводила интеллектуальную игру с залом. Обзор выставки, на которой представлены книги по изготовлению цветов из разных материалов дополнили праздничную программу. Рады были женщины узнать несколько способов завязывания платка на шее. Мастер – класс для них провела Носкова Н. В. Ярким моментом можно назвать танец девочек из хореографической группы «VILLAGE QUICK», которые своим выступлением поддержали праздничную атмосферу. Призы получили дети, участвовавшие в конкурсе «Кто быстрей». Так незаметно праздник подошел к своему логическому завершению. Весеннего настроения пожелали женщинам ведущие и пригласили на чаепитие.
«Служу России» — патриотический час
Ученики нашей школы приняли участие в мероприятии, прошедшем в сельском доме культуры. Выступали они первыми, поэтому сразу внесли в зал атмосферу радости и добра. Ведущие праздника Вершкова О. В. и Носкова Н.В. подготовили конкурсную программу, в которой соревновались только представители мужской половины человечества. Смекалку пришлось проявить при уборке мусора в казарме, скорость показали в быстроте поедания пряника, а интеллект – в отгадывании предметов, лежащих в посылке солдату. Победители конкурсов поощрялись сладкими призами. Ярким моментом праздника можно назвать танец в исполнении девочек из хореографической группы «VILLAGE QUICK». Красоту выступлению придала военная форма, в которую облачились танцовщицы. Заключительным аккордом встречи стала фотосессия в противогазах.
«Начиная с воздушного шара» — урок истории.
Познавательный урок прошел в стенах начальной школы. Я подготовили информацию об истории создания самолетов, начиная с воздушного шара заканчивая современными самолетами. Свой рассказ сопровождала показом картинок с изображением воздушных судов. Зрители узнали о самом быстром и самом большом самолетах современной авиации. Ребятишки внимательно слушали и дополняли мой рассказ. Завершила свое выступление обзором книг «Самолеты, вертолеты» и «Как человек научился летать». О новом журнале «Мир техники для детей» рассказала подробнее.
«Гаршин для детей» — литературное колесо.
Мероприятие началось с краткой биографии писателя, который запомнился детям по сказке «Лягушка – путешественница». После обзора книг, ученица 3 класса пересказала содержание сказки, так как это произведение они проходили на уроке. Я напомнила, что существует еще одна интересная сказка Гаршина – «Сказка о жабе и розе», которую тоже полезно прочесть. Изготовление подвижной лягушки из картона, принесло маленьким читателям огромное удовольствие. Встреча закончилась просмотром мультфильма «Лягушка – путешественница» и обсуждением качеств обитательницы болот.
2014 год
«Справочное царство, мудрое государство» – библиотечный урок
Беседа началась с вопроса: «Какая литература называется справочной?» Затем дети познакомились со словарями, энциклопедиями, справочниками. Я объяснила, чем они отличаются от обычных книг и как с ними работать. Понравилось ученикам искать слова в словарях, а информацию о животных в энциклопедиях. Далее мы, с удовольствием поиграли в игру «Отгадай книгу». Ребята угадывали, в какой книге нужно искать информацию по моим запросам. Например, что означает слово «калейдоскоп» или, чем питается страус. С этим заданием они легко справились. В конце встречи нас ждала пустая книжная полка, которую мы заполнили справочной литературой.
Улыбка ласковая мамы
Так назывался праздник, проведенный в сельском доме культуры, посвященный самому дорогому человеку на свете – маме. Ведущие, поприветствовали зрителей и передали слово ученикам местной школы, из уст которых прозвучали очень нежные и ласковые слова о маме. Понравилась зрителям сценка по басне И. Крылова «Ворона и лисица» в исполнении учеников 4 класса. Порадовали новым танцем девочки из группы «Виладж Квик». Не менее зажигательные танцы показали гости деревни Шишкина Анастасия и Жмурова Снежанна. Приятно удивлены жители показом мод. Под веселую музыку на сцену выходили девочки, показывали свои наряды, сделанные из газеты, гофрированной бумаги, обоев и пакетов. С трепетом в душе аудитория прослушала притчу о материнской любви. Загадки из черного ящика завершили программу. Встреча прошла в теплой, семейной атмосфере.
«Я толерантная личность, а ты?»
Так называлось мероприятие, посвященное миру и согласию между людьми. После прочтения поучительной китайской притчи «Ладная семья» маленькие читатели познакомились с новым словом «толерантность», его значением и синонимом. Очень весело прошла игра «да» и «нет», которая раскрыла черты толерантной личности, а викторина «Узнай героя сказки» определила лучшего знатока устного народного творчества. С нескрываемым удовольствием, дети рассказывали о своих качествах, о том, что им нравиться рисовать, во что любят играть, какой любимый предмет в школе и т. д. К своему удивлению дети поняли: мы разные, поэтому нам интересно вместе. Каждый ребенок, уходя из библиотеки, уносил с собой памятку о толерантности.
«Вредным привычкам — нет!» (беседа, викторина, обзор книжной выставки).
В этот день речь шла о вредных привычках пагубно влияющих на здоровье человека. Но сначала мы вспомнили полезные привычки, способствующие сохранению здоровья.
У книжной выставке побеседовали о курении, алкоголизме, наркомании и токсикомании. Затем ученики и их родители, с интересом, послушали сказку «Колобок» на новый лад, которая высмеивала табакокурение. Мероприятие продолжилось викториной «В здоровом теле – здоровый дух». В конце встречи дети дали письменную клятву, что не будут курить.
«Дыхание старины» — выставка старинных предметов быта, обзор, беседа.
Дыхание старины почувствовали на себе участники мероприятия. Они, с большим интересом, слушали рассказ о каждом предмете на выставке. Многие старинные вещи, были ученикам незнакомы. Например, веретено, железные бигуди, подстаканник. После знакомства с выставкой читателей ждали загадки, ответы на которые находились здесь же. В конце встречи школьники, с удовольствием, фотографировались, взяв в руки коромысло, чугунок и ухват. Мероприятие было интересным и запоминающимся.
«Продолжатель дела Пушкина» – день библиографии.
23 октября в библиотеке прошло мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. В этот день широкому кругу читателей презентована книжная выставка «Продолжатель дела Пушкина». На выставке представлены произведения писателя, его портрет, цитата, буклеты и список литературы. Для присутствующих читателей проведена обзор-экскурсия по выставке, с зачитыванием известных стихотворений «Нищий», «Два великана» и рассказана история их возникновения. Школьники, познакомившись с биографией писателя были очень удивлены узнав о его внезапной кончине. Ученица вслух прочла стихотворение «Бородино». Афоризмы и высказывания, сочиненные Лермонтовым активно обсудили и со взрослыми читателями. Закончилась встреча прочтением наизусть произведений «Утес» и «Парус». Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, ушли с буклетами, составленными в честь великой даты писателя.
Эстетическое оформление библиотечного пространства