Рассказ льва толстого слон

кавказский пленник одно из лучших произведений льва толстого, написанное точным, четким, ясным языком. простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

  •  Лев Николаевич Толстой
  • Название произведения: «Лев и собачка»
  • Число страниц: 2
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: лев, собачка.
  • Второстепенные герои: хозяин зверинца.

Характеристика главных героев:

  1. Лев — преданный, справедливый и дружелюбный.
  2. Не смог прожить без своего друга.
  3. Собачка — отважная, находчивая и добрая.
  4. Стала верным товарищем огромному Льву.

Характеристика второстепенных героев:

Хозяин зверинца — добрый, заботится о зверях.

Краткое содержание рассказа «Лев и собачка»

Как-то один человек захотел посмотреть представление диких зверей.

Для этого он принёс в зверинец собачку на корм животным.

Её бросили в клетку ко льву. Но он не съел её, а подружился.

Когда собачку хотел забрать хозяин, лев зарычал и не отдал друга.

Прожили они вместе год.

А когда собачка умерла, лев не смог перенести этого. Он лежал возле тела друга и через шесть дней тоже умер.

План рассказа:

  1. Представление в Лондоне.
  2. На съедение льву.
  3. Верная дружба.
  4. Смерть собачки.
  5. Горе и смерть льва.

Основная мысль рассказа «Лев и собачка»:

Главная мысль рассказа в том, что ради друга можно пожертвовать всем.

Основная идея сказки в том, что друзей не выбирают, ими становятся.

Чему учит произведение:

  • Рассказ учит верной дружбе.
  • Учит самопожертвованию и самоотверженности.
  • Учит любить животных и не обижать их.

Краткий отзыв по рассказу «Лев и собачка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была тронута силой любви огромного хищника к маленькому пёсику.

Я подумала о том, что льву в клетке было невыносимо одиноко, и когда ему кинули на съедение собачку, он решил, что нашёл друга.

Для дружбы не важен размер. Неважно кто и что из себя представляет.

  1. Важно лишь искреннее чувство.
  2. Это печальный, трогательный, но очень нужный рассказ.
  3. Автору удалось вызвать сострадание у читателя, показать, как умеют дружить обычные звери.
  4. Этим он хотел показать необходимость бережного отношения к природе и животным.
  5. Мне очень понравились верные друзья.
  6. Они были счастливы вместе и не смогли разлучиться.
  7. Мне жаль, что всё закончилась так печально, но такова жизнь.
  8. Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать о том, что мы готовы сделать для тех, кого называем друзьями.
  9. Способны ли мы на такое же самоотречение ради них?

Пословицы к произведению:

  • Верный друг любит до смерти.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Верному другу цены нет.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

  • Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую, и пустил к нему в клетку живую собачку.
  • Но лев тотчас разорвал её на куски.
  • Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
  • На шестой день лев умер.

Словарь неизвестных слов:

  • Барин — богатый господин.
  • Зверинец — зоопарк.
  • Подле — рядом.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Особенности сюжета были Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

7. Продолжение работы над темой.

1. Анализ произведения

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

  • Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
  • Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?
  • Подтвердите словами из текста.

 Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. 

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте. 

2. Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

 Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. 

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. 

Почему он убил другую собачку? 

Отчего лев умер? Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

3. Вывод формулируют в паре.

Какой конец в этой истории? 

Кого вам сейчас жалко? Почему?

  1. Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
  2. Чему учит эта история?
  3. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
  4. Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки
  5. Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Ему стало её жалко, она ему понравилась.
  6. Работа в паре

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку .

Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

  • Дал новую собачку
  • Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.    
  • Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
  • Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
  • Составляют конструкт-предложения.

Конец – ….(печальный, веселый, грустный, смешной, забавный).

  1. Это – … (трагедия или комедия).
  2. Мне больше всего жалко…, потому что…
  3. Совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру … (могут, не могут) испытать глубокие и сильные чувства.
  4. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, … сердце, они … (понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу).
  5. Очень часто они оказываются … (мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас).

Урок литературного чтения по теме «Л.Н. Толстой «Лев и собачка»»

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  • образовательные:
    • продолжить работу над анализом художественного произведения,
    • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные – умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Программное обеспечение:

учебник – литературное чтение “Живое слово” 3класс, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4;

Технология:

исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы:

проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения

: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Постановка учебной задачи.

– решение кроссворда “животные”;

– работа над стихотворениями о собак;

3. Решение учебной задачи.

  • – работа над рассказом “Лев и собачка”;
  • – творческое задание №1 по группам;
  • – творческое задание№2 в паре;

4. Физкультурная пауза.

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

I. Создание ситуация успеха.

Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если вы решите этот кроссворд. А для этого нужно отгадать загадки.

II. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1)

а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)

  1. б) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса
  2. Кто же это? (Лиса)
  3. в) По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Овца)
  4. г) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
  5. Рога раскинув широко. (Лось)
  6. д) Он огромен, полосат, А вообще – то, кошке брат. (Тигр)
  7. е) Меня по хоботу, ушам Легко узнать и малышам. (Слон)
  8. ж) Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Бык)
  9. ж) Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.

– А вот про кого? Отгадайте!

  • Я – лучший сторож дома,
  • И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)
  • 2) Работа над стихотворениями (слайд № 3)
  • 1.
  1. Жила-была собачка, По кличке Чебурашка, Курчавенькая спинка, Забавная мордашка Хозяйка к ней настолько Привязана была На рынке покупала Куриную печёнку В одно и то же время Кормила собачонку
  2. А та жила в довольстве.

2.

  • Бедная собачка – бросили её Бедная собачка – где ее жильё? Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
  • Перед нею, бедной, нет уже дорог.

– Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)

Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

– Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг.

Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому.

Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.

Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

– Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

  1. – Длина – 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4)
  2. III. Физкультминутка
  3. IV. Решение учебной задачи
  4. 1. Работа над рассказом “Лев и собачка”
  5. а) беседа.

– Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, слайды № 5, №6) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )

– Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).

– О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)

б) чтение рассказа учителем.

– Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

– Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

в) чтение вслух детьми.

г) словарная работа

– Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин…)

– Много стран на свете. Наша страна называется…Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.

д) Работа над содержанием рассказа.

– Ответы на вопросы (слайд №8)

– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

– Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.

– Выборочное чтение

– В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

– Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки…)

  • – Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)
  • – Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
  • – В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

– Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

– От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

2. Творческое задание №1 (Задание по группам, слайд № 9)

  • 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.
  • 2 группа. Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.
  • 3 группа. Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем?
  • 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.
  1. Проверка.
  2. Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети)
  • а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк,
  • Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя.

И от тоски он погубил себя.

3. Творческое задание №2 (работа в паре, слайд № 10)

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

  1. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
  2. Диалог:
  3. Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

V. Рефлексия урока

– Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

– Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

– На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

– Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку… Посочувствовали ей…)

Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

– Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11)

Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)

VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Литература.

  1. Литературное чтение З.И. Романовская
  2. Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие)
  3. О.Т.Тищурина. Писатели в начальной школе.
  4. Интернет

25.02.2013

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

План-конспект

  открытого  урока по  литературному  чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  • Цель: создать условия для  раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.
  • Задачи:
  •     образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
  • Формируемые УУД:
  • регулятивные – умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  1. Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
  2. Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.
  3. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
  4. Структура: урок комплексного применения знаний и умений.
  5. Ожидаемые результаты.
  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому,  совершить доброе дело;
  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

Оборудование: – компьютер, проектор, экран,  презентация к уроку;  «Словарики настроений» на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл. 2 часть, рабочая тетрадь по лит. чтению 2 часть; выставка работ по мини-проекту «Я – иллюстратор»;  Дневники читателя; лист-вкладыш с биографией Л.Н. Толстого; лимоны по количеству детей в классе; оценочные фишки.

  • Ход урока:
  • СЛАЙД 1
  • СЛАЙД 2

– Начнём наш урок со «Словариком настроений» (спокойное,  грустное, радостное, бодрое, унылое, тревожное, сердитое); найдите в списке прилагательное, которое соответствует вашему настроению в начале урока  и подчеркните его. Объясните ваш выбор.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

– Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в хороший результат, которым мы порадуем друг друга; уверена в вашей хорошей подготовке к уроку) Надеюсь, что вы сегодня меня не разочаруете! Итак….

-Зачитать описание наружности Лимона (М. Пришвин. Лимон); какие сравнения использованы в описании? (рабочая тетрадь, стр. 36, №6,ответы детей)

– Каких знакомых животных вы описали в задании 7? Какие сравнения использовали? (ответы детей)

– Продолжаем презентацию работ по мини-проекту «Я – иллюстратор» (ребята демонстрируют готовые работы; пополняется выставка на доске; обсуждение работ)

А теперь конкурс иллюстраций к рассказу М.М. Пришвина «Лимон» (конкурс работ проходит по рядам; определяется победитель с каждого ряда)

– В конце урока не только победители, но каждый получит небольшой подарок по теме конкурса. Какой? Это пока секрет! (в мешочке лимоны по количеству детей в классе)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3

         Рассказ учителя: Недавно я на сайте посмотрела видео, которое не оставило меня равнодушной. Вот на слайде  кадр из видео. Выполняя строительные работы в одном из домов, рабочие забетонировали под ступеньками дома выход для собаки, у которой вскоре должны были появиться щенята. Жильцы дома, услышав жалобный вой через два дня, разбили бетон и помогли животному освободиться.

– Почему произошла такая ситуация?

– Ваше отношение к поступкам людей, которые были причастны  к этой истории (ответы детей)

– Одним из героев произведения, по которому мы начнём сегодня работу, будет тоже  собачка. Вы, наверное, видели все, что по улицам нашего посёлка иногда   бродят бездомные собаки. А в больших городах их встречается ещё больше, таких вот  брошенных четвероногих  друзей, которых человек  предал и довёл  озлобления и отчаяния.

Я знаю, что у многих из вас есть домашние животные, в том числе и собаки. И вы уже не раз делились рассказами о том, как вы заботитесь и ухаживаете за ними.

На уроках окружающего мира вы узнали, как человек приручил собаку.  Давайте вспомним, что именно вам известно?  (Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.)

 – Многие из вас были в   зоопарке и видели там  льва? Что  можете о нём рассказать. ( Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов.

Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание.

В зоопарке они доживают до 50 лет).

– По заголовку вы уже догадались, что героями  были (а это произведение – быль)  Л.Н.Толстого будут именно эти животные.

  1. СЛАЙД 4
  2. 4) Работа по новой теме:
  3. Первичное восприятие текста.

– История, которую поведал нам автор,  произошла в Лондоне – столице Англии. Сам  Лев Николаевич никогда не был в этом городе.  Давайте предположим, как же  он мог узнать об этом случае?  (ответы детей)

Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ.

– Я знаю, что многие из вас уже читали эту быль и это очень хорошо. Тем не менее, ещё раз внимательно послушайте, прислушайтесь к своим чувствам и потом поделитесь ими.

  • У меня будут помощники (2 ученика с хорошей выразительностью чтения)
  • – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ и почему? (ответы детей)
  • ФИЗМИНУТКА
  • 5) Первичное закрепление
  • – Определим значения некоторых слов рассказа; для каждого ряда своё задание, работаем в парах.
  • СЛАЙД 5
  • Словарная работа (работа в паре):
  • подле – около, близко, совсем рядом.
  • зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа; сейчас он называется зоопарком.
  • ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
  • барин – богатый человек, который имеет прислугу (помещик).
  • бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
  • метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
  • издохла – умерла.
  • засовы – большие дверные задвижки
  • смотренье – разглядывание (ответы детей; уточнение слов по необходимости)

Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

– Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают  животных и смотрят на эту расправу).

– Кем стала собачка для льва? (другом).

– Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).

– Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).

– Что произошло с собачкой? (умерла).

– Почему лев не принял собачку после смерти друга?

– Что значит быть преданным? (верным кому-то)

-Чем заканчивается эта история?  (лев умирает).

  1. – Каким словом охарактеризуете конец этой истории?  (он печальный…)
  2. – Мы с вами на примере героев рассказа увидели, что совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру,  могут испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.
  3. 6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
  4. Выборочное чтение:
  5. – Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?
  6. – Как лев встретил собачку?
  7. –  В чём выражалась  дружба льва и собачки?
  8. – Как ведёт себя лев после смерти собачки?

– Подберите антонимы к предложенным словам в задании 1 (р. тетрадь, стр. 32) (работа в парах)

  • Бросить – поднять
  • Оторвать – пришить, приклеить, соединить
  • Вскочить – соскочить, спрыгнуть (сесть)
  • Отдать – взять, получить
  • Поднять – опустить
  • Перестать – начать, продолжать (ответы детей; уточнение слов по необходимости)
  • 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– На следующем уроке мы продолжим работу по этому рассказу. Дома научитесь читать выразительно (стр. 94-95 учебника) Думаю,  услышу завтра  отличное чтение от вас, судя по тому, как хорошо справились сегодня мои помощники без предварительной подготовки.

– Кроме того, предлагаю вам ещё раз обратиться к биографическим сведениям о Л.Н.Толстом, которыми вы пополните ваш Дневник читателя (дети получают распечатки биографии Л.Н. Толстого)

8) Рефлексия (подведение итогов)

– Вспомните последние произведения Л.Н. Толстого, которые мы прочитали (Лгун.  Прыжок. Король и лев.  Царь и рубашка.  Отец и сыновья.)

  1. СЛАЙД 6
  2. Все они  ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
  3. – Какую же главную мысль хотел донести Лев Николаевич до тех, кто прочитает  быль «Лев и собачка»?  

Давайте запишем её в рабочих тетрадях , стр 39, № 5. (Животные могут быть верными и преданными друг другу. Человеку есть чему у них поучиться)

– Часто  люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. Поведение льва в этом рассказе  – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

– К концу урока моё настроение осталось таким же приподнятым, потому  что вы смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

– А как ваше настроение? Оно изменилось? (возвращаемся к Словарикам настроения; ответы детей)

– Теперь обещанный подарок в конце урока! Догадались, что спрятано в этом волшебном мешочке? (ребята получают по лимону) В зимнее время витамины очень нужны и взрослым, и детям! Пейте чай с лимоном, будьте здоровы!

  • Спасибо всем за урок: вам, мне и нашим гостям!
  • Материал к уроку:
  • Вариант орг. этапа:

 (У детей на партах лежат “Словарики настроений”. Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей.  Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. –  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.  Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем.

 А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по страницам Литературного чтения.

О писателе:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму – Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком.

Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян.

Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. В то время  было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником.

Им было написано много маленьких рассказов – для самых маленьких, рассказы – для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории.

Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»- краткий анализ произведения

Детские рассказы Толстого пронизаны любовью к детям, так как сам писатель рос сердобольным и чувствительным ребенком, рано потерял родителей . Но сострадание и любовь к людям и животным пронес через всю свою жизнь. Именно благодаря своей натуре автор так точно и метко передает мысль произведений.

История создания

История, о которой рассказал Толстой, произошла давно в далеком от России городе Лондоне. Историю эту поведал писателю какой -то моряк , поэтому можно назвать это маленькое произведение былью с притчевой основой. Сказкой рассказ назвать тяжело, так как написано произведение на основе реального случая из жизни.

Суть произведения

Суть рассказа заключается о том, что в Лондонском зоопарке практиковали жестокий обычай – платой для просмотра животных могли послужить бездомные кошки или собачки. Одну из таких несчастных собачек подобрал богатый англичанин и принес в зоопарк в как оплату. Зверек предназначалась хищному животному -льву на обед.

Бедное животное посадили в клетку на съедение голодному льву, собачка забилась в угол и была дико напугана. На удивление зевакам, лев подошел к ней, понюхал, перевернул ее, но не разорвал. А наоборот, угостил куском мяса и с тех пор началась удивительная дружба хищного зверя и дворняжки.

Англичанин, впоследствии пришедший в зоопарк, узнал собачку и потребовал вернуть ее ему. Но лев не дал никому приблизиться к дворняжке и изъять ее. Дружба их продолжалась целый год, но потом собака заболела и умерла, а лев сильно тосковал по ней. Льву бросили в клетку новую собачку , но просто разорвал ее.

Без своего друга лев не ел и не пил и вскоре умер, обняв своего друга.

Главные герои

Главными героями рассказа являются конечно же, лев и собачка. Лев — хищный зверь, попавший в неволю. Дикое и непокорное животное, чью жизнь посадили за решетку. Появление собачки скрасило его существование и положило начало дружбе между ними. Собачка — бездомная шавка, предназначалась на съедение льву , но стала ему верным другом до самой своей смерти.

Темы

Главная тема , затронутая автором — тема невероятной дружбы между животными . Тема доброты у зверей, противопоставленная жестокому миру у людей и тема взаимовыручки. Лев стал на защиту нового друга , когда собачку захотели забрать из клетки.

Казалось бы, два совершенно несовместимых организма, схожих только разве что своей подневольной судьбой, но эти искрение чувства пробудились даже в диком животном. Лев и собака стали идеалом подлинных отношений дружбы.

Толстой обнажает в своем рассказе проблемы , актуальные и в наше время:— Проблемы жестокости людей, готовых пожертвовать жизнью несчастных животных ради осмотра зоопарка.-Проблема равнодушия посетителей зоопарка к животным, которые томятся в неволе .

— Проблема одиночества у зверей, схожая с одиночеством среди людей и смерть льва, не пережившего потерю друга.

Главная мысль произведения — подлинной дружбе не страшны никакие преграды. Мир животных оказался куда гуманнее черствого мира людей.

Посыл этого рассказа — нравственное чувство, на которое способен даже дикий зверь, и к сожалению способен не каждый человек, со своей цивилизованной натурой Лев , которому приносят на растерзание несчастных животных, способен на верность и дружбу, способен страдать от боли и грустить от утраты, способен на защиту не только своего прайда, но и животного далёкого от его привычной среды.

Чему учит рассказ

Рассказ Толстого — о любви, верности и преданности. Можно вынести мораль и из жизни животных- сюжет учит людей быть более сердобольными , ценить друзей. Дружбой и своими друзьями нужно дорожить.

Как лев , который остался верен собачке- он полюбил ее, дружил и продолжал делать это вплоть до своей смерти. Более того, я думаю, что автор обращает внимание читателя и на тот факт, что животное, имеющее от природы дикий нрав и характер, оказалось куда более человечно чем многие люди.

Лев является своего рода отражением идеалов дружбы и нравственности. Он не растерзал безобидное создание в разы слабее его, он не поддался своим природным инстинктам, а проявил, если так можно сказать, гуманность по отношению к этой бедной собачонке. В произведении Л.Н.

Толстого «Лев и собачка» скрыт куда более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»- краткий анализ произведения

Поделиться

«Лев и собачка» краткое содержание для читательского дневника по сказке Толстого (3 класс) – главная мысль, план пересказа, пословицы

Рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка» с подзаголовком «рассказ-быль» был написан им для «Азбуки» предположительно около 1875 года.

Эта книга была сборником, включавшим в себя первоначальные тексты для изучения детьми различных предметов — от зоологии и географии до русского языка.

Сам Толстой предъявлял много требований к произведениям, входящим в книжку. Он говорил:

Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно.

Краткое содержание «Лев и собачка» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Лев и собачка

  Краткое содержание повести «Тимур и его команда» (А. Гайдар)

Число страниц: 16. Толстой Лев Николаевич. «Лев и собачка». Издательство «Детская литература». 2021 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1880 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Отзывы читателей

Печальный рассказ, удивительно, что его считают детским. Как мне кажется, он максимум для подростков, а то и взрослых людей. Жестокий конец, непростая история, красочная и поучительная.

Людмила

Очень хороший рассказ, который учит человечности. Часто люди не задумываются о том, что испытывают животные. Описание героев рассказа позволяет лучше понять эмоции зверей. Грозный хищник оказался преданным и добрым существом. Толстой показал в образе царя животных важную идею — не стоит судить людей по внешности.

Дмитрий

Очень грустное и тяжелое произведение! Оно наглядно демонстрирует, как животные похожи на людей. Они тоже могут чувствовать и страдать. Поэтому нужно всегда об этом помнить. Крупный хищник не смог обидеть маленького песика, а смерть друга заставила его испытывать муки. Это урок всем людям: потеря дружбы может привести к печальным последствиям. Анна

Сюжет

Когда-то давно в Лондоне существовал обычай: брать в качестве оплаты за посещение зоопарка кошек или собак, которых затем скармливали крупным хищникам. Один англичанин, который очень хотел попасть в зоопарк, но не имел денег на билет, решил найти бездомную собаку. Он поймал маленькую дворняжку, которую сразу бросили в качестве «обеда» в клетку ко льву.

Собачонка очень испугалась и забилась в дальний угол. Все ожидали, что царь зверей тут же накинется на неё и съест, но лев спокойно подошел и обнюхал её. Неожиданно собака перевернулась на спину и радостно замахала хвостом, предлагая льву поиграть. Лев был не против нового друга и даже поделился с собачкой куском мяса, который ему кинули. Так началась их дружба.

Однажды богатый господин, прогуливаясь по зоопарку, увидел в клетке со львом собачку и узнал её. Он потребовал вернуть своего питомца, но лев ни за что не собирался расставаться со своим другом: он грозно рычал и никого не подпускал к клетке.

Спустя время собачка заболела и умерла. Поначалу лев не понимал, что произошло, но затем в страшном отчаянии принялся метаться по клетке и грызть решётку.

Чтобы утихомирить разбушевавшегося хищника, владелец зоопарка подкинул ему другую собаку, но лев тут же разорвал её на куски. Он нежно обнял лапами свою любимицу и пролежал с ней пять дней.

На шестой день, не выдержав горя, царь зверей скончался.

Действующие лица

В рассказе есть несколько центральных персонажей. Прежде всего, это лев и собака. Грозный хищник жил в зоопарке. Это огромный и опасный зверь, которого не зря называли царем всех животных.

Собачка же была беспородной. Она принадлежала богатому господину, но потом убежала. Она имела несколько характерных поведенческих черт:

  • веселый нрав;
  • игривость;
  • верность.

В рассказе есть и люди, но писатель намеренно не называет их имена. Он акцентирует внимание на животных, именно они главные герои произведения.

Главная мысль «Льва и собачки» Толстого — дружба не зависит от внешности, даже самые неказистые существа могут быть преданными. Писатель хотел показать, как важно заботиться о животных и относиться к ним с состраданием.

В читательский дневник можно внести следующую информацию:

  • автор и название произведения;
  • краткое содержание;
  • впечатления от прочитанного.

Краткое содержание «Льва и собачки» Толстого не передает всех особенностей произведения. Рассказ небольшой по объему, поэтому лучше прочитать его полностью.

Суть произведения

Суть рассказа заключается о том, что в Лондонском зоопарке практиковали жестокий обычай – платой для просмотра животных могли послужить бездомные кошки или собачки. Одну из таких несчастных собачек подобрал богатый англичанин и принес в зоопарк в как оплату. Зверек предназначалась хищному животному -льву на обед.

Бедное животное посадили в клетку на съедение голодному льву, собачка забилась в угол и была дико напугана. На удивление зевакам, лев подошел к ней, понюхал, перевернул ее, но не разорвал. А наоборот, угостил куском мяса и с тех пор началась удивительная дружба хищного зверя и дворняжки.

Англичанин, впоследствии пришедший в зоопарк, узнал собачку и потребовал вернуть ее ему. Но лев не дал никому приблизиться к дворняжке и изъять ее. Дружба их продолжалась целый год, но потом собака заболела и умерла, а лев сильно тосковал по ней. Льву бросили в клетку новую собачку , но просто разорвал ее.

Без своего друга лев не ел и не пил и вскоре умер, обняв своего друга.

Анализ произведения

Л. Н. Толстой рассказал историю дружбы огромного льва и маленькой собачки, описал их привязанность. Это совершенно разные животные, находящиеся в различных пищевых цепочках, но, несмотря на это, они были связаны между собой. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

С давних пор в Лондоне был такой обычай — за посещение зоопарка можно было отдать кошку или собаку, которых скармливали хищникам. Однажды англичанин, желающий попасть в зоопарк, но не имеющий средств на это, решил найти бездомное животное. Ему удалось поймать небольшую дворнягу, которую тут же отправили в клетку ко льву.

Собачка сильно перепугалась, от страха забилась в угол. Ото льва ждали, что он сразу же съест беднягу, но тот тихонько подошел и обнюхал дворняжку. Собака перевернулась на спину и начала махать хвостом. Так она предлагала льву поиграть. Хищник был не против нового друга, даже поделился с ним едой. Так завязалась их дружба.

Спустя некоторое время знатный мужчина прогуливался по зоопарку, где увидел в клетке с опасным хищником своего питомца. Он потребовал вернуть собачку, но лев не собирался расставаться с ней, в ответ лишь грозно рычал и не подпускал людей к себе.

Прошло время и собачка заболела, а после умерла. Сначала хищник не мог понять, что произошло, а потом начал отчаянно метаться по клетке и грызть решетку. Владельцу пришлось подкинуть другую собачонку, чтобы утихомирить разбушевавшееся животное, но царь зверей сразу же разорвал ее на куски.

Лев с нежностью обнял лапами своего друга, и пролежал так пять дней, а на следующий умер, не выдержав горя.

Главная мысль

Лев и собачка — герои, на примере которых автор хочет сказать, что встретить настоящего друга — большая удача. Как он будет выглядеть, вообще не имеет значения.

Верность и дружба — значимые ценности для человека. Этому можно научиться в произведении.

Необходимо быть добрым, сострадательным и милосердным человеком, так как именно эти качества необходимы в отношениях с людьми и животными.

Писатель показывает, как следует относиться к братьям меньшим. Животный мир во многом зависит от человека и его деятельности, поэтому людям стоит ответственно подходить ко всем вопросам, касающимся зверей.

  «Фауст». Идейный смысл трагедии. Особенности жанра

Автор написал много произведений, в которых описывается тема взаимоотношений людей и животных. Например, в рассказе «Собака Якова» собачка сражается с волком для спасения человека.

Толстой с помощью удивительной дружбы льва и собачки доказал, что настоящий друг может иметь любое обличье. Главное, что у него должно быть — любящее, верное сердце. Никто не сможет заменить истинного друга.

Действующие лица и их характеристика

В произведении два главных героя: лев и собачка. Также есть второстепенные персонажи — люди, а именно работники зоопарка, посетители, хозяин дворняги. Главных действующих лиц можно охарактеризовать следующим образом. Лев — хищный зверь, который несмотря на свой грозный вид оказался верным другом. Ему присущи следующие черты:

  • огромный;
  • преданный;
  • сильный;
  • чуткий;
  • справедливый;
  • сострадательный.

Лев стал опекать нового друга, заботиться о нем. Не видел жизни без него.

Собачка — маленькое животное, которое сразило своими качествами царя зверей. Она характеризуется следующими чертами:

  • веселая;
  • ласковая;
  • игривая;
  • отважная;
  • верная.

Краткое содержание «Льва и собачки» позволяет понять суть произведения, ознакомится с сюжетом и сделать определенные выводы.

К этому рассказу больше всего подходит пословица «старый друг лучше новых двух». Мораль ее такова, что никто и ничто не заменит настоящую дружбу.

Трагические события

Спустя год, собака сильно приболела, а потом погибла. Когда лев понял, что произошло с его лучшим другом, то начал громко рычать и бегать по клетке. Потом он тихо прилег около пса. Окружающие намеревались унести мертвое животное из вольера, но царь зверей никому не давал ее забрать.

Владелец зоопарка сильно переживал за льва. Он захотел подменить погибшего пса на другого. Работники отыскали похожее маленькое животное и бросили его в клетку. Однако хищник сразу понял, что это не его друг, и убил собачку. Потом он вернулся к погибшему приятелю и лег около него.

Таким образом, хищник пролежал около своей любимицы неделю. Лев не хотел пить холодную воду и не притрагивался к еде. Он обнимал мертвого пса и горевал над потерей друга.

Окружающие не могли помочь королю зверей. По истечении 7 дней он тоже погиб.

Отзывы о книге

Рассказ Толстого вызвал во мне печаль. Очень жалко было расставаться с собачкой. Во время чтения начинаешь сопереживать хищнику, жалеть другую собаку, которую царь зверей съел. Советую прочитать всем.

Кирилл

Книга Толстого мне очень понравилась. В ней повествуется о дружбе и верности. Не каждый человек способен на преданные дружеские отношения. Однозначно в рассказе есть чему поучиться.

Денис

В классе нам задали написать план рассказа «Лев и собачка», в этом мне помог краткий пересказ книги. Без потери смысла удалось это сделать. Чуть позже я решила прочитать произведение полностью. Оно затронуло мою душу. В сказке рассказывается про дружбу абсолютно разных зверей, их преданность и верность. Рекомендую прочитать. Анжелика

История дружбы

Однажды в зоопарк Лондона поступили дикие животные. Там были не только львы, но и слоны, зебры и жирафы. Владелец показывал хищников за небольшое вознаграждение или за пищу своим питомцам. Кормом служили дворовые кошки и собаки.

Другими словами, посетить зоопарк мог любой человек. Один пожилой мужчина также хотел полюбоваться дикими животными. Он смог поймать бродячую собаку, которая находилась без присмотра. Посетителя пустили в зверинец, а пса бросили в клетку к большому льву. Обычно он сразу нападал на свою жертву, но только не теперь.

Пес сильно испугался хищника и лег на спину. Потом он встал перед львом на задние лапы и неожиданно начал танцевать. Король зверей тщательно обнюхал собачку и не захотел ее трогать. Он стал относиться к ней очень хорошо. Когда ему кинули свежее мясо, то он поделился собственной порцией с новым знакомым.

Вечером хищник и собака уснули рядом. Пес положил свою маленькую головку на лапу хищника и спокойно отдыхал, а днем они весело играли.

Однажды в зверинец пришел владелец собаки, который сразу узнал своего питомца. Хозяин диких зверей был не против возвратить ее, но царь зверей никого не пускал к ней. Они так и остались жить вместе. Хищник продолжал каждый день делиться пищей с псом.

Чему учит рассказ

Рассказ Толстого — о любви, верности и преданности. Можно вынести мораль и из жизни животных- сюжет учит людей быть более сердобольными , ценить друзей. Дружбой и своими друзьями нужно дорожить.

Как лев , который остался верен собачке- он полюбил ее, дружил и продолжал делать это вплоть до своей смерти. Более того, я думаю, что автор обращает внимание читателя и на тот факт, что животное, имеющее от природы дикий нрав и характер, оказалось куда более человечно чем многие люди.

Лев является своего рода отражением идеалов дружбы и нравственности. Он не растерзал безобидное создание в разы слабее его, он не поддался своим природным инстинктам, а проявил, если так можно сказать, гуманность по отношению к этой бедной собачонке. В произведении Л.Н.

Толстого «Лев и собачка» скрыт куда более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Темы

Главная тема , затронутая автором — тема невероятной дружбы между животными . Тема доброты у зверей, противопоставленная жестокому миру у людей и тема взаимовыручки. Лев стал на защиту нового друга , когда собачку захотели забрать из клетки.

Казалось бы, два совершенно несовместимых организма, схожих только разве что своей подневольной судьбой, но эти искрение чувства пробудились даже в диком животном. Лев и собака стали идеалом подлинных отношений дружбы.

Толстой обнажает в своем рассказе проблемы , актуальные и в наше время: — Проблемы жестокости людей, готовых пожертвовать жизнью несчастных животных ради осмотра зоопарка. -Проблема равнодушия посетителей зоопарка к животным, которые томятся в неволе .

— Проблема одиночества у зверей, схожая с одиночеством среди людей и смерть льва, не пережившего потерю друга. Главная мысль произведения — подлинной дружбе не страшны никакие преграды. Мир животных оказался куда гуманнее черствого мира людей.

Посыл этого рассказа — нравственное чувство, на которое способен даже дикий зверь, и к сожалению способен не каждый человек, со своей цивилизованной натурой Лев , которому приносят на растерзание несчастных животных, способен на верность и дружбу, способен страдать от боли и грустить от утраты, способен на защиту не только своего прайда, но и животного далёкого от его привычной среды.

На чтение 14 мин. Опубликовано

sad9.ru / Сказки / Сказки и рассказы Толстого Льва Николаевича / Лев Николаевич Толстой, рассказ Филипок

Читать интересный рассказ писателя Толстого Льва Николаевича «Филипок», для детей полностью онлайн бесплатно.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец,— сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и близкими ? Сказки и рассказы Толстого Льва Николаевича Лев Николаевич Толстой, рассказ Бедные люди Лев Николаевич Толстой, рассказ Косточка Лев Николаевич Толстой, рассказ Лебеди Лев Николаевич Толстой, рассказ Чем люди живы Лев Николаевич Толстой, рассказ Филипок Лев Николаевич Толстой, рассказ Котенок Лев Николаевич Толстой, рассказ Акула Лев Николаевич Толстой, рассказ Зайцы Лев Николаевич Толстой, рассказ Орел Лев Николаевич Толстой, После бала Лев Николаевич Толстой, рассказ Булька Лев Николаевич Толстой, рассказ Русак Лев Николаевич Толстой, рассказ Птичка Лев Николаевич Толстой, рассказ Слон Лев Николаевич Толстой, рассказ Три старца Лев Николаевич Толстой, рассказ Яблони Лев Николаевич Толстой, рассказ Два брата Лев Николаевич Толстой, сказка Ореховая ветка Лев Николаевич Толстой, рассказ Прыжок Лев Николаевич Толстой, рассказ Девочка и грибы Лев Николаевич Толстой, рассказ Ягоды Лев Николаевич Толстой, сказка Работник Емельян и пустой барабан Лев Николаевич Толстой, рассказ Свечка Лев Николаевич Толстой, рассказ Черепаха Лев Николаевич Толстой, рассказ Мужик и огурцы Лев Николаевич Толстой, рассказ Пожарные собаки Лев Николаевич Толстой, сказка Три медведя Лев Николаевич Толстой, сказка Белка и волк Лев Николаевич Толстой, сказка об Иване дураке и его двух братьях Лев Николаевич Толстой, рассказ Лев и собачка

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Главные и второстепенные герои

Основных героев в небольшом рассказе всего двое. Автор очень немногословен в их описании, но это не мешает читателю узнавать о мальчике, его натуре, о жизни крестьянских ребятишек в сельской школе. Героями произведения являются:

  • Филиппок;
  • учитель;
  • мама мальчика.

Главным героем детского рассказа является мальчик, которого любезно зовут Филиппком. Ему еще рано ходить в школу, но он настолько хотел учиться, что тайно сбежал на другой конец деревни в тот момент, когда бабушка захотела спать. Филиппок был обычным деревенским мальчуганом, самым младшим в семье. Основными чертами характера малыша являются:

  • целеустремленность;
  • смелость;
  • скромность;
  • ловкость;
  • решительность.

Еще одним главным положительным персонажем является учитель. Это человек с доброй душой, отзывчивый, понимающий и умный. Он работает в сельской школе и ответственно относится к своим обязанностям.

Учитель стремится развивать в учениках желание тянуться к знаниям и прививать им любовь к учебе.

Мать Филиппа и ребята из школы относятся к второстепенным героям. Мама — женщина добрая и заботливая, но она постоянно занята повседневным трудом. Также в тексте упоминается о бабушке, отце мальчика, старшем брате Костюшке и бабе с ведром. Именно старший брат Костя помог Филиппу выучить букварь.

Краткий сюжет

Написал рассказ «Филиппок» автор в 1875 году. По жанру он относится к рассказу о детях. Некоторые публицисты относят произведение к сказке. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить план пересказа:

  1. Скучно сидеть дома.
  2. Дорога Филиппа в школу.
  3. Нападение собак.
  4. Сомнения мальчика около сельской школы.
  5. Первая встреча с добрым учителем.
  6. Проверка знаний.
  7. Полноценный статус ученика.

Мальчик по имени Филиппок проживал в деревне. Он хотел ходить в деревенскую школу, как делал это его старший брат Костя и другие ребятишки, но был еще мал. Хотя в домашних условиях малыш научился немного читать, глядя на брата, но мать так и не отпускала его учиться.

Однажды, когда мама ушла на работу, а все ребята убежали в школу, Филипп остался дома с бабушкой. Бабуля внезапно задремала, а малыш совсем заскучал и решил все-таки отправиться грызть гранит науки. Его не испугал тот факт, что сельская школа расположена на другом конце деревни возле церкви. Одев отцовский головной убор, мальчик вышел из избы.

Пока ребенок проходил по своей улице, его не трогали собаки, так как он был для них своим. Но стоило только ему уйти подальше от своей слободы, как выбежала чужая собачка Жучка, а за ней стал лаять огромный злобный пес Волчок. Филиппок упал на землю, но вышедший мужик его спас и разогнал разъяренных животных. Мальчик «пустился бежать во весь дух» в школу.

Перед школьными дверьми мальчику стало боязно, он замешкался. Проходящая мимо баба стала его упрекать в том, что все учатся, а он один прохлаждается. Но смелый и решительный ребенок сумел побороть свой страх и открыл двери. В школе находилось много ребят, там же стоял строгий учитель в красном шарфе, который принялся задавать вопросы незнакомцу. И тут бедный ребенок растерялся и заплакал. Ученики, что постарше были, представили малыша учителю и сказали, что это младший братик Кости, учившегося в школе.

Когда добрый преподаватель попросил прочитать свое имя, Филиппок с радостью это сделал, но допустил ошибку. Дети разъяснили педагогу, что он очень хочет получать знания, стать умным, но ходить в школу пока ему не положено. Учитель, выслушав ребят, разрешил Филиппу сесть за парту поближе к брату и дал слово, что обязательно поговорит с матушкой о том, чтобы отпускать мальчика в школу наравне с другой ребятней. Дальше преподаватель стал объяснять буквы, но оказалось, что Филипп их уже выучил. С тех пор малыш официально стал учеником первого класса.


Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.


Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

  • Рассказ любого русского писателя
  • Рассказ людей переболевших коронавирусом
  • Рассказ льва толстого лев и собачка читать
  • Рассказ льва николаевича толстого детство читать полностью
  • Рассказ луки о том как он сторожил дачу