Рассказ льва толстого пожарные собаки читать

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf лев николаевич


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых — Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.

Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

«Лев и собачка», это микрорассказ, который ходит в сборники «Вторая русская книга для чтения» 1875 года, В «Хрестоматию детской литературы» 1975 года выпуска (рис.2) , в сборник микрорассказов Л. Н. Толстого 1981 года « Лев и собачка» (рис.3) , в этот сборник также входят микрорассказы, как «Орел», «Пожарные собаки», «Булька». Микрорассказ — это очень короткий рассказ.

Эта история произошла давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает, но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен. Он плакал, когда слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой. Эта черта сострадания сохранилась в нём до конца жизни.

Произведение «Лев и собачка» является былью. Быль -и, ж. 1. То, что было в прошлом (устар.) 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). [1.65]

Название рассказа говорит о том, что речь пойдет о диком животном льве и о домашнем животным маленькой собачке. Не зная о чем рассказ, мы не можем сказать какие у них взаимоотношения, кто они друг другу и что их связывает, но зная, что рассказ является былью, мы можем предположить, что сюжет будет связан с жизнью этих двух животных.

В словаре С. И. Ожегова ЛЕВ ( Рис. 4)- это крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов.[1.320]. Слово собачка в том же словаре, это уменьшительно — ласкательное от слова «собака» образованное с помощью суффикса –чка-. СОБАКА ( Рис.5)- домашнее животное семейства псовых.[1.739]

В названии союз «и»[1.235] соединяет два слова лев И собачка. Почему именно этот союз? Союз «и» является соединительным союзом. В произведении «Лев и собачка» союз «и» соединяет противоположности между семейством кошачьих и псовых, но по названию мы не можем сказать, что их объединяет или показывала их вражду. Поэтому перейдем к построчному анализу произведения.

Первый абзац: «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» является завязкой данного произведения. Читатель видит здесь противопоставления между дикими и домашними животными, у этих животных разный темперамент, разная среда обитания. Лев относится к семейству кошачьих, а собачка к псовым, кошки и собаки это вечные враги, но по названию и первому предложению читатель не видит вражды между ними.

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям. Это предложение вызывает у читателя неприятные ощущения, появляется чувство жалости к домашним животным.

В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

«Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Этот человек проявил жестокость по отношению к бедной маленькой собаки, он знал, что собачку бросят на съедение к дикому зверю и даже не проявил жалости к ней. В этом предложении используется слово «собачонка», 1. уменьш. к сущ. собака 2. Уничижительное к сущ. Собака[2.739], в этом случае, собачонка употребляется, как уничижительное значение, отношение не ласковое, а пренебрежительное. Человек, пришедший в этот зверинец, не проявил сострадание к собачке и ее бросили в клетку на съедение ко льву. Слово «Бросили», употребляется в значении «причинили страдания».

Вызывает чувство жалости, сострадания, а человек неприятие.

В абзаце «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее» говориться уже о самой собачке и льве. В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно, но он много написал о поведении этих животных.

«Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки». По этому предложению можно понять состояние собачки, она испугана, «поджать» подобрать под себя или прижать к себе, она прижала к себе хвост, это значит у животных испуг.[1.535] «Лев подошел к ней и понюхал ее» он не набросился сразу и не растерзал ее. И читатель думает, почему он так сделал? Скорей всего лев был сыт. Если бы лев был голоден, то он бы съел собачку. Лев не воспринимается как отрицательный герой, диким животным тоже надо есть.

В предложении « Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком» (Рис.6) . собаки проявляют свое дружелюбие и доверие. Она была очень добрая, игривая и ласковая, приветливо махала хвостиком. Собачка признала его силу. Автор употребляет по отношению к собачке такие слова как, «лапки», «хвостик», «собачка», «собачонка» почему автор так ласково относится к ней? Наверно он любит ее, потому что она маленькая, добрая, беззащитная, ласковая.

А в предложении, «Лев тронул ее лапой и перевернул», у льва «лапа» нет уменьшительно- ласкательного сопоставления, потому что лев — это хищник, царь зверей, крупное животное.Используется слово « тронул» прикоснуться к кому — чему-либо рукой или в данном случае лапой[1.812]. Он сделал это ласково, слегка прикоснулся. Лев заинтересовался собачкой, она ему понравилась, лев поступил с собачкой не грубо, как ожидал читатель.

«Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки» (Рис.7). Она встала на задние лапки, увидев во льве нового хозяина. Собачка поступает необычно, словно хочет развлечь льва за то, что он ее не съел. Собачка была домашняя, дрессированная у нее были хозяева, которые научили ее этому.

«Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее» Она была маленькая и беззащитная, поэтому он ее не трогал. «Не трогал» употребляется тут как, не обижал, не беспокоил, не задевал.

В следующем предложении «Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке», автор рассказывает о том, как лев делиться едой с собачкой, ему для ее ни чего не жалко и они теперь друзья, а с друзьями надо делиться, не обижать их. Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. Эта собачка его единственный друг ему было одиноко в своей клетке, а теперь он не один. Слово «оторвал» 1. кого (что). Отделить рывком, дёрнув, натянув.[1.476] Значит что он хищник он не откусил, а именно оторвал кусок мяса, таким образом, лев проявил заботу по отношению к собачке, что бы собачка не осталась голодной.

«Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу». (Рис. 8) В этом предложении у собачки проходит чувство страха перед львом ,«… легла подле него…», «подле» -(устар. и книжн.). нареч. Около, близко, совсем рядом, [1.537] легла близко это значит что она доверяет льву, «доверие» -я, ср. Уверенность в чьей-н. добросовестности, искренности, в правильности чего-н.[1.170] Это значит, что собачка была уже уверенна в том, что лев не причинит ей зла, она была в нем уверена. Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

В следующем абзаце «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней» говориться о том, что между львом и собачкой завязалась дружба. Употребляется наречие «иногда», время от времени, порой. [1.248]

«Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему» «Барин» -, -а, мн. господа, -од и. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое.[1.36] У барина нет искренней привязанности к собачке, нет сигналов что ее ему не хватает, она ему не нужна, он хотел вернуть свое, свою собственность. «Собственность»- , -и, ж. Право на владение кем-чем-н. [2. 740]Но собачка не обрадовалась появлению своего хозяина, наверно потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.

«Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал» (Рис.9). Лев тоже очень любил собачку и не хотел ее терять, поэтому он ощетинился и зарычал. Слово «Ощетинился», в толковом словаре Ожегова смотрим слово «щетинить»- подняться торчком, встопорщиться (о щетине, шерсти животного) при защите или нападении.[2.904] В этот момент лев встал на защиту собачки, и хозяин зверинца не смог ее забрать, побоялся льва.

«Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». Жизнь льва и собачки изложена только в одно предложение потому, что в клетке, в неволе жизнь не весела, и не особо богата событиями.

« Через год собачка заболела и издохла» не говориться почему заболела собачка не говориться почему умерла, но все таки она прожила целый год со львом в одной клетке и это значит что лев и собачка подружились. В этом предложении употребляется глагол «издохла» в значении умерла, который употребляют к животным. Собачка умерла, и лев остался один. Поведение льва отличалось от его привычного поведения, необычность его поведения заключалось в том что, «Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой». Все он это делал от безысходности, он не знал, как вернуть своего друга. Скорей всего лев не сразу понял, что собачка умерла, может он думал, что она спит и пытался ее «разбудить» этими действиями.

«Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол».. Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знает, как вернуть своего друга. Лев страдает и не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

«Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих» Целый день лев не мог найти себе места от потери своего друга. Такие понятия, как бился, метался, ревел указывают на то , какое горе испытывает лев от потери друга. «Биться» — ударяться, колотиться, «метаться»- суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях, «реветь» — кричать, издавая протяжные, громкие и напряженные звуки. Они все включены в один ряд, означающие горе льва от потери своего друга, с котором он прожил целый год, с другом, с которым делился едой, спал и играл. Затем, лев затих он перестал издавать какие- либо звуки, перестал действовать. Перестал метаться по клетке, кричать и реветь. Он просто лег рядом с ней и ничего не делал.

Лев не хотел расставаться с собачкой «Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней», он горевал по ней и не хотел, чтобы ее отняли у него. Для хозяина зверинца это была всего лишь мертвая собачонка, а для льва это был лучший друг.

«Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски». Хозяин зверинца попытался изменить ситуацию. Он дал живую собачку льву, «живая» такой, который живёт, обладает жизнью[1.193], но лев ее убил, разорвал на части, потому что у льва не остыла боль утраты, он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату своего друга, так же как человек переживает утрату близких людей.

Развязка этой истории обозначена в двух последних строках. « Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер» (Рис 10). Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Это свойственное людям чувство. «Тоска» -душевная тревога, уныние.[1.805]

Эта история доказывает нам то, что и диким животным свойственно чувство привязанности и люди должны быть к ним гуманны. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным. «Гуменный», -ая, -ое; -анен, -анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). || сущ. гуманность, -и, ж.[1.149]

На примере рассказа « Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности.

Литература:

1. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=97

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 2003

3. Толстой Л.Н. Лев и собачка. Рассказы. Для дошкольного возраста. Москва: Издательство «Детская литература», 1981

4. Хрестоматия школьника: Лев Толстой Детям: Рассказы, басни, сказки, былины – М.: АСТЕЛЬ 2004. – 37 стр.

5. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/TOLSTOY_Lev_Nikolaevich/_Tolstoy_L.N._Sborniki_.html

6. Родная речь. Чтение. 3 класс: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Изд. Просвещение, 2011

Л.Н.Толстой

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

рис. 1 Лев Николаевич Толстой

рис.2

Сборник Л Н Толстого «Лев и собачка» 1981 год.

Рис.3

Рис. 4 Лев

Рис. 5 Собачка

Рис.6

Рис. 7

Рис. 8

Рис.9

Рис. 10

среда, 13 июня 2021 г.

Русская сказка «Репка»

Русская народная сказка «Репка»

Жанр: народная сказка для самых маленьких

Учимся читать сказку «Репка, анализировать, находить главных героев и делать пересказ сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, — вытянули репку!

Выделяем главных героев сказки «Репка».

В этой сказке шесть персонажей и все они являются главными героями. Потому что если мы уберем одного из персонажей, концовка сказки изменится, репка не будет вытянута. Главные герои: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Учимся делать пересказ сказки «Репка»

Составляем план пересказа:

Учимся определять главную мысль сказки «Репка».

Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой. Главная мысль сказки «Репка»: Команда справится с тем, что не под силу одному человеку.

Учимся анализировать сказку «Репка».

Определяем чему учит сказка «Репка» Сказка эта учит работать сообща, вместе над решением трудной задачи. Учит взаимопомощи и взаимовыручке.

Учимся составлять отзыв на сказку «Репка»

Мне очень понравилось в этой сказке, что репка выросла такой большой, что ее смогли вытянуть только все вместе герои сказки. Зато и хватит репки на всех.

Учимся подбирать пословицы к сказке «Репка»

К этой сказке подходят пословицы, которые говорят о том, что вместе работать легче. И о том, что помощь друзей всегда кстати. Пример пословиц к сказке «Репка»: Берись дружно, не будет грузно. Все вместе и горы своротим. Дорога помощь вовремя

Учимся делать рисунок к сказке «Репка».

Мы можем нарисовать либо как все герои тянут репку, либо некоторых из них, например Дудку. А можно просто изобразить огромную репку.

Источник

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
  3. Король. Мудрый, благодарный.
  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
  4. Иванович – важный гусь.
  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
  2. Злые и коварные волшебники.
  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
  2. Цезарь – умная собака, пудель.
  3. Настя – кухарка.
  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.
  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

«Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением наглядных моделей»

Марина Козлова

«Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением наглядных моделей»

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку вместе с воспитателем.Задачи:

2. Воспитывать интерес к инсценировке сказки.

3. Развивать внимание, образное мышление.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: овощ репа.

Для проведения НОД:

демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Репка»

; настольный театр по
сказке «Репка»
; маски-шапочки для игры в
сказку «Репка»
.

Раздаточный материал: дидактическая игра «Наглядные модели»

.

— просмотр мультфильма «Репка»

;

— рассматривание иллюстраций к прочитанному произведению;

— театрализованные игры по сказке.

Формы организации совместной деятельности: беседа, динамическая пауза, дидактическая игра, драматизация сказки, загадки.

— Воспитатель обращает внимание на уголок природы и говорит детям, что у нас появилось что-то необычное среди цветов.

— Ребята, посмотрите, без вашей помощи я не справлюсь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

— Ребята, а кто пробовал репку на вкус? Какая она? Что едят у репки, вершки или корешки?

— А у русского народа есть ещё пословицы и поговорки о репке,вот послушайте:

— У репы корешки сладки, а вершки горьки.

— В землю крошки, а из земли лепёшки

— Из какой сказки этот овощ? (Ответы детей)

Реализация видов деятельности:

1. Загадки о героях. (Желающие садятся на ковёр)

.

-Я загадаю загадки об этих героях, а вы отгадываете. (Загадки сопровождаются показом резиновых игрушек из театра)

.

Сказки. Рассказы. Стихи

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:

Что произошло один раз? Где это случилось, в каком городе? С кем приехали к дому пожарные? Что делают на пожаре собаки? Как они называются? Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? Что делала женщина, о чём говорила? Как Боб нёс девочку? Что сделала мать девочки? Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? Куда рвался Боб? Что подумали пожарные? Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?

Источник

«Репка»- какое краткое содержание и где можно скачать?

Желательно совсем краткое.

По поводу сказки: сказка о репке повествует о том, что непосильное для одного человека становится лёгким делом для сплочённого коллектива и что даже малой помощью не стоит пренебрегать.

Сатирическая сказка «Вяленая вобла» написана Салтыковым-Щедрины­ м в 1884 году, но долгое время запрещаемая цензурой, впервые вышла в свет в полном объеме только в 1937 году.

Как то однажды воблу выловили, удалили внутренности и повесили вялиться на веревочке. Вобла порадовалась, что у нее все лишнее почистили – и мысли, и чувства, и совесть, всего этого осталась лишь самая малость, и жить теперь можно спокойно – как ни ищи, а придраться не к чему. А от избыточных мыслей и чувств одни заботы да беспокойства.

Спокойная вобла стала, законопослушная. Не мечется она, не сопротивляется, не бунтует. И разговоры ведет правильные, хоть и скучные – о том, что жить нужно потихоньку – полегоньку, ты не тронешь – тебя не тронут, а любимое ее наставление – что уши выше лба не растут.

Так или иначе пришло разношерстное общество к общей серединке, согласовалось. Да тут у людей не провяленных следующий вопрос появился – надо же что-то и делать, а делать-то что? И того хуже – если дело появится, кто его выполнять будет? Оказалось – нет такой силы.

Разоблачили тогда воблу, объявили вредной либералкой да и уничтожили. А пестрые люди при этом порадовались и покричали «Слава ежовым рукавицам!».

Писатель в своем произведении высмеял трусость и безыдейность современного ему либерализма, малодушно отрицавшего гражданскую позицию и призывавшего жить одним днем, не задумываясь о будущем.

Сказка Скребицкого «Счастливый жучок» начинается с того, что старушка Дарья рассказывает детям волшебную историю о жучке-червячке.

Прилетела Весна на землю и решила украсить лес и всех лесных обитателей. Она хотела, чтобы все вокруг выглядело нарядно и празднично. Для того чтобы раздать подарки, она попросила Солнышко согреть землю и разбудить насекомых, что Солнышко и сделало.

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;
  2. делать выводы;
  3. структурировать мысли;
  4. запоминать ключевые моменты;
  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Репка читать

Посадил дед репку и говорит: — Расти репка сладкая-сладкая! Расти большая-пребольшая! Выросла репка сладкая и большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут-потянут — и вытянули репку.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 846

и анализ рассказа Л. Н.Толстого

В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого “Пожарные собаки”.

Краткая биография автора

Л. Н. Толстой родился в далеком 1828 году. Его родители принадлежали к знатному роду, владели усадьбой “Ясная поляна” в Тульской области (тогда – губернии). Они рано ушли из жизни, оставив сына на попечение родственников.

Опекуны хорошо заботились о мальчике, дали ему блестящее образование. После окончания Казанского университета Лев поступил служить в армию и уехал на Кавказ. Именно здесь он начал писать. Его первое произведение – “Детство”. Всего Толстой написал более 170 книг.

Русский автор Лев Толстой известен практически каждому соотечественнику по таким произведениям, как “Анна Каренина” или “Война и мир”. Но он много писал и для детей (у самого писателя было 13 отпрысков, 5 из них умерли в младенческом возрасте). Самые известные детские рассказы Толстого:

  • “Филиппок”.
  • “Три медведя”.
  • “Косточка”.
  • “Котенок”.
  • “Пожар”.
  • “Лев и собачка”.
  • “Правда всего дороже”.

Интересен и поучителен детский рассказ “Пожарные собаки”. Анализ произведения дан в статье.

Толстой Л. Н. умер в 1910 году, но память о нем и любовь к его творчеству будут жить всегда.

Рассказ “Пожарные собаки” начинается с объяснения, что во время пожара маленькие дети пугаются, прячутся и сидят тихо. В дыму и копоти спасатели не всегда могут их увидеть, на оклики они не отзываются.

Что делать, как спасать малышей из огня? В Лондоне специально для таких целей начали обучать собак, которые с помощью нюха находили детей и выносили их из огня. Четвероногих друзей так и называли – пожарные собаки.

Один героический пес по кличке Боб вынес из огня 12 детей.

Далее рассказывается, как однажды Боб во время пожара вынес из дома 2-летнюю девочку. Пожарные, убедившись, что собака цела, хотели увести ее, поскольку мама девчушки говорила, что в доме больше нет детей, но Боб рвался в огонь.

Его отпустили, и он бесстрашно вбежал в горящий дом, а через минуту вернулся назад, неся что-то в зубах. Неужели еще ребенок? Когда собака подбежала ближе, все увидели, что она спасла от пожара большую куклу! Пожарные рассмеялись.

Анализ произведения

Анализируя рассказ “Пожарные собаки” (Толстой – автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня.

Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, – Маленький принц, – скажет: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.

Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:

  • познакомить учеников с автором Л. Н. Толстым, его произведениями;
  • отрабатывать технику чтения;
  • развивать память, внимание, умение слушать других, а также формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • расширить знания учеников о взаимосвязи природы и человека;
  • научить детей бережно и благодарно относиться к животным.

Ориентировочный план действий:

  • Рассказать ученикам, кто такой Лев Толстой, кратко и доступным языком описать его жизнь, охарактеризовать творчество, назвать самые популярные произведения, рекомендовать к прочтению детские рассказы (дать список). Для наглядности использовать презентацию.
  • Прочитать рассказ “Пожарные собаки” (Толстой), анализ которого сделать позже.
  • Ответить на вопросы учителя: “О ком говорится в рассказе?” (о пожарной собаке), “Как звали собаку?” (Боб), “Что делают маленькие дети во время пожара?” (прячутся и молчат), “Где впервые начали обучать собак пожарному делу?” (в Лондоне), “Почему пес Боб вернулся в горящий дом?” (за куклой). Такие короткие вопросы-ответы помогут ученикам лучше запомнить рассказ.
  • Перейти непосредственно к анализу произведения. Учитель дает наводящие вопросы: “Какое впечатление произвел на вас этот коротенький рассказ?”, “Как пожарные относились к псу Бобу?”, “Какие чувства вызывает у вас эта собака?”, “Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой четвероногий друг?”, “Какие обязанности у хозяина по отношению к своей собаке, к другим домашним питомцам?” Ответы на эти вопросы должны быть не короткими, а объемными, основанными на размышлениях ученика.

Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого “Пожарные собаки” и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.

Выводы

Рассказ, содержание и анализ которого даны в статье, очень коротенький. Всего в нескольких десятках строк содержится глубокий смысл. В этом заключался огромный талант Толстого как автора – не растекаться мыслями по древу, а находить нужные и точные слова, с помощью которых он мог дотянуться до сердец и душ своих читателей.

Источник: https://FB.ru/article/312183/soderjanie-i-analiz-rasskaza-l-n-tolstogo-pojarnyie-sobaki

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Тематическое и жанровое разнообразие произведений Льва Николаевича Толстого «Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно ». Л. Толстой

Слайд 2

Содержание Роль Л.Н. Толстой в развитии детской литературы и детского чтения . Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. «Азбука», «Русская книга для чтения «. Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в «Русскую книгу для чтения». Идейные и художественные особенности маленьких рассказов о детях, их воспитательная направленность. Дети в изображении Л. Толстого.

Слайд 3

Лев Толстой. 1850-е годы. Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Записная книжка. 13 марта 1890 …деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека… «О том, что называют искусством». 1896 Лев Николаевич Толсто́й ( 28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя)

Слайд 4

Роль Л.Н. Толстой в развитии детской литературы и детского чтения Л. Толстой — слава и гордость отечественной литературы для детей.

Слайд 5

Л.Н. Толстой среди яснополянских детей. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе

Слайд 6

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л . Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

Слайд 7

» Азбука» (1872 г.); «Новая азбука» (1875 г .) «Азбука» Толстого – книга особенная, свидетельствующая о готовности Толстого, известного писателя , «выйти за пределы художественной литературы » .*

Слайд 8

» Русская книга для чтения» (1875)

Слайд 9

Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в «Русскую книгу для чтения». Идейные и художественные особенности маленьких рассказов о детях, их воспитательная направленность Рассказы-миниатюры.

Слайд 10

Кате дали мыла. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белы. Тане дали бусы на шею. Бусы были милы, и Таня была рада.

Слайд 11

Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значи­тельную часть учебных книг Толстого.

Слайд 12

Как глядишь, так и видишь Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: — Дерево кривое. А другой мальчик сказал: — Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. — Как глядишь, так и видишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: — Непонятна! Ему дали другую. Он сказал: — Скучно! Скучен день до вечера, коли делать нечего .

Слайд 13

Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче . У бабки была внучка, прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Слайд 14

Старик сажал яблони (притча) Нравственный урок: добрый человек добру и учит. Воспитание добрых чувств. Какие добрые дела ты сделал другим людям? Можно ли смеяться над старостью? Речевая разминка. А как мы можем охарактеризовать старика , какой он? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный). А что значит безвозмездный? (что-то даёт людям и от них не требует ничего в замен) Чем отличаются слова «старик» и «дед». Подходят ли к рассказу пословица: «Видит око далеко, а ум ещё дальше»?

Слайд 15

«Черепаха и орел »; « Голова и хвост змеи»; «Лев и мышь »; « Осёл и лошадь»; «Лев, медведь и лисица»; «Лягушка и лев »; « Вол и старуха » Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толс­того соответствовал жанр басни …

Слайд 16

«Муравей и голубка » (басня) Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Слайд 17

Сказки фольклорные, в авторском пересказе; сказки, приближающиеся к басне, притче; сказки, созданные по сюжетам восточных фольклорных источников; познавательные сказки Толстого: “Волга и Вазуза”, “Шат и Дон”, “Судома”.

Слайд 18

Три медведя (сказка) Нравственный урок: ч ьи хоромы, того и хлеб. Воспитание добрых чувств. Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему? Речевая разминка. Сочини свою поговорку о девочке. Подходят ли к сказке фразеологизмы и пословицы: «Есть даром хлеб»; «Есть чужой хлеб», «В отпёрты двери лезут звери»?

Слайд 19

Научно-познавательные рассказы о природных явлениях, о человеческой деятельности, о природе … “Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня ?”, “ Отчего бывает ветер?”, “ Отчего в мороз трещат дере­вья?”, “Куда девается вода из моря ”, “ Какая бывает роса на траве” , “Старый тополь”, “ Черемуха”, “Лозина”, “Лев и собачка ”, “Слон”, “ Орел”, “ Лебеди”, “ Пожарные собаки ”

Слайд 20

Толстой стоял у истоков отечественной зообеллетристики . “Лев и собачка”, “Слон”, “Орел”, “Лебеди”, “Пожарные со­баки” более века входят в хрестоматии для детского чтения.

Слайд 21

Лев и собачка (быль) Нравственный урок: для милого дружка и серёжку из ушка. Речевая разминка. Как лев относился к собачке? От чего умер лев? Назовите лишнее слово: радостно, горестно, печально, дождливо, преданно. Подходят ли к рассказу пословицы: «Без друга жить, только тужить»; «Сердцу не прикажешь»?

Слайд 22

Дети в изображении Л. Толстого Толстой создал галерею детских образов, ярких, живых, запоминающихся , раскрыл “диалектику души” ребенка.

Слайд 23

В рассказе — быль «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились…

Слайд 24

« Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив !» слова Анатоля Франса, произнесенные в 1911 году «Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир». М., 1965

Слайд 25

Чем вызвано обращение Толстого к литературе для детей? Какой художественный материал использует Толстой создавая «Азбуку »? Вопросы и задания для самоконтроля по теме Как изображены в «Азбуке» отношения ребенка и взрослого мира? Дайте характеристику идейно-тематическим особенностям произведений Толстого. Познакомьтесь с учебным материалом по теме в соответствии с предложенным содержанием. Составьте небольшое сообщение о педагогической деятельности Л.Н. Толстого, о работе писателя над созданием «Азбуки» и «Новой Азбуки».

Слайд 26

Расскажите о жанровом многообразии произведений Л.Н. Толстого, вошедших в круг детского чтения, используя приготовленную презентацию . Перечислите жанры произведений в «Азбуке», «Новой Азбуке» и «Русских книгах для чтения», проследите связь педагогических воззрений Л.Н. Толстого и предпочтения писателя в использовании различных жанров . Выявите источники, которые использует Л.Н. Толстой при составлении «Азбуки», «Новой Азбуки» и «Русских книг для чтения ». Назовите основные темы произведений Л.Н. Толстого, вошедших в круг детского чтения . Сравните творчество Ушинского и Толстого для детей, их подход к созданию книг для чтения.

Слайд 27

Домашнее задание Подготовьтесь к выразительному чтению произведения Л.Н. Толстого. Выберите произведение для детей и выполните его литературоведческий и исполнительский анализ. Отрепетируйте его дома и исполните в студенческой аудитории. Ответьте на основные вопросы: 1. Нравится ли мне произведение, которое я собираюсь прочитать детям? Чем оно меня привлекло? Что в нём есть особенного?

Слайд 28

2. Ради чего я хочу прочитать детям именно это произведение? Что с ним должно произойти, когда они его прослушают? Какие чувства я хочу у них вызвать? О чём хочу поразмышлять вместе с ними?

Слайд 29

Список рекомендуемой литературы Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 20 13 . Минералова И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Г. Минералова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 333 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00919-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. Мотяшов И. Самое дорогое, духовное//Дет. литература . — 1982. — № 2. — С.30-34. Детская литература: учебник для среднего профессионального образования / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 532 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11615-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

Слайд 30

Источники Алексеева О.В., Брандис Е.П.. Гроденский, Г.П., Макарова В. А., Привалова Е.П., Шиллегодский С.П. Детская литература. Пособие для педагогических училищ. – М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, 1952 г. Арденс . Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с. Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46 .

Слайд 31

Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111 . Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с . Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95. Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с . Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Лев Толстой рассказы для маленьких картинки — смотрите картинки Яндекс. Картинки› Лев Толстой рассказы для маленьких картинки.

Слайд 32

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: // nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Слайд 1

(1828 г. -1910 г.)Лев Николаевич Толстой

Текст слайда:

(1828 г. -1910 г.)

Лев Николаевич Толстой


Слайд 2

Л. Н. Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. родился в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в

Текст слайда:

Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, философ, педагог. родился в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в дворянской семье. Получил домашнее образование и воспитание.


Слайд 3

Дом Л. Н. Толстого в ясной Поляне

Текст слайда:

Дом Л. Н. Толстого в ясной Поляне


Слайд 4

Л. Н. Толстой с братьямиБыл четвертым ребенком в семье;у него было

Текст слайда:

Л. Н. Толстой с братьями

Был четвертым ребенком в семье;у него было три старших брата: Николай , Сергей и Дмитрий. Позже родилась сестра Мария. Мать умерла, когда ему не было еще двух лет. В девять лет потерял отца.


Слайд 5

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все

Текст слайда:

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все впечатления в полной мере отражены в автобиографическом произведении «Детство».


Слайд 6

Отрывок из произведения “Детство”   Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?

Текст слайда:

Отрывок из произведения “Детство”

   Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.   Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы.


Слайд 7

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более

Текст слайда:

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.
Написал для детей “Азбуку”, по которой и обучал своих учеников.


Слайд 8

«Азбука» (1872) состояла из азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил

Текст слайда:

«Азбука» (1872) состояла из азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов.


Слайд 9

Викторина:В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от

Текст слайда:

Викторина:

В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!»

В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак?

Герою какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке.

В каком рассказе из-за того, что скрыли правду, погибла кормилица семьи?


Слайд 10

Проверь себя!ЛгунКотёнокФилипокКорова

Текст слайда:

Проверь себя!

Лгун

Котёнок

Филипок

Корова


Слайд 11

Отличительные черты сказок Толстого -высокая  выразительность и простота, полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Список сказок

Текст слайда:

Отличительные черты сказок Толстого -высокая  выразительность и простота, полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Список сказок Толстого составлен в основном из русской деревенской жизни.


Слайд 12

Некоторые сказки Л. Н. ТолстогоТри медведя Два брата Ёж и заяцОтец и сыновья Мужик и водянойВолк и

Текст слайда:

Некоторые сказки Л. Н. Толстого
Три медведя
Два брата
Ёж и заяц
Отец и сыновья
Мужик и водяной
Волк и кобыла


Слайд 14

Мораль басни Мужик и Водяной еще раз доказывает, что правильнее быть правдивым, тогда это обязательно будет вознаграждено.

Текст слайда:

Мораль басни Мужик и Водяной еще раз доказывает, что правильнее быть правдивым, тогда это обязательно будет вознаграждено. А человек, решивший заполучить добро сразу и быстро, и ради этого пошел на обман, наоборот, проиграл.


Слайд 16

Волк и кобылаХотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:- Что это у вас

Текст слайда:

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
— Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
— А ты знаешь лечить?
— Как не знать.
— Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.


Слайд 17

Лев Николаевич Толстой часто применял жанр басни, в которых преподносил разные назидания, мораль. Рассказы и сказки  Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность

Текст слайда:

Лев Николаевич Толстой часто применял жанр басни, в которых преподносил разные назидания, мораль. Рассказы и сказки  Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Басня  учит народной мудрости, способности определять ценность людских поступков.

Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль.


Слайд 18

Некоторые басни Л. Н. Толстого:Баба и курицаВодяной и жемчужинаВолк и журавльГалчонокГолова и хвост змеиДва купцаДва товарищаЕж и

Текст слайда:

Некоторые басни Л. Н. Толстого:

Баба и курица

Водяной и жемчужина

Волк и журавль

Галчонок

Голова и хвост змеи

Два купца

Два товарища

Еж и заяц

Комар и лев

Лев и мышь

Лгун

Лев, волк и лисица

Лисий хвост

Муравей и голубка

Мышь под амбаром

Ноша

Старик и смерть

Старый дед и внучек

Стрекоза и муравьи


Слайд 19

Басня Лгун.Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

Текст слайда:

Басня Лгун.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк!!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мораль.

О том, как легко потерять доверие окружающих людей, и насколько трудно завоевать его опять, и раскрывает перед нами мораль басни Лгун.


Слайд 21

Старый дед и внучек

Текст слайда:

Старый дед и внучек


Слайд 22

Каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Очень важно родителям не забывать, какой пример

Текст слайда:

Каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Очень важно родителям не забывать, какой пример они подают своим детям. От того, что они вложат в ум ребенка, зависит то, каким человеком он станет и как будет относится к ним самим.


Слайд 23

Некоторые рассказы Л. Н. ТолстогоБулькаКавказский пленникФилипокКосточкаДевочка и грибыПтичкаСобака ЯковаЛев ТолстойЛев и собачкаКотенокПожарные собакиКак мужик камень убралКак меня

Текст слайда:

Некоторые рассказы Л. Н. Толстого

Булька
Кавказский пленник
Филипок
Косточка
Девочка и грибы
Птичка
Собака Якова
Лев Толстой
Лев и собачка
Котенок
Пожарные собаки
Как мужик камень убрал
Как меня в лесу застала гроза
Слон
Акула

Много ли человеку земли нужно
Стало мышам плохо.
Отец и сыновья
Осел и лошадь
Муравей и голубка.
Лгун


Слайд 27

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеШкола РоссииСтарый дед и внучекФилипок КотёнокЛев и собачка Детство Как мужик

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Школа России
Старый дед и внучек
Филипок
Котёнок
Лев и собачка
Детство
Как мужик убрал камень
Акула
Прыжок
Какая бывает роса на траве
Куда девается вода из моря?
Детство Л. Н. Толстого
Зайцы и лягушки


Слайд 28

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПерспективаОбходиться добром со всякимНе мучить животныхПожарные собакиНе ленитьсяКосточкаМальчик и отец Лев и

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Перспектива

Обходиться добром со всяким
Не мучить животных
Пожарные собаки
Не лениться
Косточка
Мальчик и отец
Лев и собачка


Слайд 29

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПланета знанийЦарь и рубашка. Сказка Комар и левЛев и собачка Маман

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Планета знаний
Царь и рубашка. Сказка
Комар и лев
Лев и собачка
Маман
Детство
Отец и сыновья
Лгун
Утка и змея


Слайд 30

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеНачальная школа XXI векаДва брата Белка и ВолкЛебедиПрыжок ЗайцыКак боролся русский

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Начальная школа XXI века
Два брата
Белка и Волк
Лебеди
Прыжок
Зайцы
Как боролся русский богатырь
Стрекоза и муравьи
Черепаха
Мужик и Водяной
Акула
Русак
Святогор-богатырь
Отец и сыновья
Лучше всех
Страшный зверь
 


Слайд 31

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПрограмма по Л. В. Занковурассказы из «Азбуки» Косточка Мальчик играл... Два

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Программа по Л. В. Занкову

рассказы из «Азбуки»
Косточка
Мальчик играл…
Два товарища
Орел
Пожарные собаки
Какая бывает роса на траве
Лев и собачка
Прыжок
Акула
Лебеди
Липунюшка
 


  • Рассказ льва николаевича толстого лев и собака
  • Рассказ льва николаевича толстого филипок
  • Рассказ льва николаевича толстого косточка читать
  • Рассказ льва николаевича толстого детство глава 15
  • Рассказ льва николаевича толстого бедные люди