Рассказ льва толстого акула слушать

План конспект урока литературного чтения в 3классе.тема: л. н. толстой акулацель: познакомить учащихся с произведением л.н.толстого акула.образовательные развивать

План – конспект урока литературного чтения в 3классе.

Тема: Л. Н. Толстой «Акула»

Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула».

Образовательные – развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя и находить опорные слова для пересказа.

Развивающие – развивать умение анализировать произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, воображение.

Воспитательные – воспитывать интерес к чтению художественных произведений, воспитывать смелость, мужество, решительность, ответственность, прививать общечеловеческие ценности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Выставка книг.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

— Добрый день, ребята! К нам сегодня на урок заглянуло солнышко. Давайте улыбнёмся ему и с хорошим настроением отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литература». — Сегодня во время нашего путешествия мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, будем работать с текстом, слушать, рассуждать, запоминать.

2.

Проверка домашнего задания.

— Прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

— Что было задано на дом?

( чтение по цепочке)

Выразительное чтение стихотворения М.Карим «Эту песню мама пела»

Оценивают сами учащиеся – с комментированием.

3.

Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, отгадайте загадки.

1.Вильнёт хвостом

Туда – сюда-

И нет её,

И нет следа (рыба)

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила (щука)

— Что вы можете рассказать об этой рыбе?

— А какие ещё бывают рыбы?

— Ребята, а какую морскую хищную рыбу вы знаете?

-А, что вы знаете об акуле? (Слайд №11)

— Ребята, об этой удивительной рыбе дополнит ваше знание (Аза)

— Ребята, вы послушали сообщение Ваделовой Азы, оно носит научно – познавательный характер.

— Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»

Речная, хищная.

Морские

Акула

Ответы детей.

Рассказ ученицы

Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, при движении акулы испытывают очень маленькое сопротивление воды, поэтому они быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы усажены несколько рядов острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Акулы отличаются друг от друга внешним обликом и величиной. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами. Акулы рождают живых детёнышей. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб вымерших миллионы лет назад.

4.

Знакомство с писателем и его творчеством.

— Ребята, посмотрите на выставку книг (Слайд № 13). Все рассказы, помещённые в эти книги, написал Л.Н.Толстой.

— А какие произведения Л.Н.Толстого вы прочитали самостоятельно?

— О чём пишет Л.Н.Толстой? (Слайд №12)

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) . Родился 9сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Л.Н.Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам учил их.

Дети называют и показывают книги прочитанные самостоятельно.

— Он пишет о природе, о животных, о детях, о людях.

5.

Физпауза

Игра «Морская фигура», под музыку.

Дети выполняют упражнения.

6.

Первичное чтение текста учителем.

— Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

7.

Словарная работа

— Вы отметили слова. Назовите их.

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. (Слайды №15,16,17 )

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения заряда.

Дети называют слова.

2 – 3 ученика объясняют значение знакомых для них слов .

8.

Проверка первичного восприятия.

— О чём нам рассказал Л.Н.Толстой?

– Кто главный герой?

– Какое чувство вы переживали слушая рассказ?

— А, вам было страшно?

– Когда стало особенно страшно?

О встрече в открытом море ребят с акулой.

Главный герой — старый артиллерист

Ответы детей.

9.

Вторичное чтение. Самостоятельная работа.

Прочитать текст самостоятельно, стараясь понять душевное состояние главного героя.

Самостоятельное чтение.

10.

Анализ произведения.

— Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

— Куда приплыл корабль? (Слайд №20)

– Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?

– Когда его охватил страх?

–Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?

–Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?

– Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?

–Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?

— Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.

— Расположите название каждой части по порядку.

3.Встреча с акулой.

1.Корабль у берега Африки.

2.Весёлое купание в море.

5. Спасение ребят.

4. Артиллерист выстрелил в акулу.

Было очень жарко, капитан дал команду купаться.

К берегам Африки.

Он стоял на палубе и любовался на своего сына.

Когда он увидел акулу подплывающую к мальчикам.

Ребята зачитывают отрывок, описывающий состояние артиллериста.

Ответы детей.

Находят и обосновывают название каждой части рассказа.

— Найдите в тексте и прочитайте, где описан момент напряжённой тишины?

Ответы детей.

11.

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите рисунок к этому произведению. (Слайд№ 22)

-Что изображено на нём? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

— Выберите к этому рисунку подходящее название: (Слайд№ 23)

— А как бы вы назвали рисунок?

Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Дают ответы на поставленные вопросы.

Выбирают подходящее название к иллюстрации.

Ответы детей.

12.

Рефлексия.

— Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Акула»?

– Можно ли дать ему другое название?

– О чём задумались после чтения этого рассказа?

Ответы детей.

13.

Итог урока.

— Кто написал этот рассказ?

Кому из героев вы больше всего сопереживали?

– Чему учит нас этот рассказ?

— Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?

Оценивание работ учащихся.

Л.Н.Толстой.

Старому артиллеристу.

Прежде, чем совершить поступок нужно подумать.

Ответы детей.

14.

Домашнее задание

-Читать и пересказывать рассказ «Акула» с.29 – 31. (Слайд №25)

Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду.

Зап

Рассказ «Акула» произведение Льва Николаевича Толстого, рассчитанное на детскую аудиторию. Великий писатель раскрывает в этом произведении тему решимости и мужественности.

История создания произведения

Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.

В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.

Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.

Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.

Жанр и направление

«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.

Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.

Смысл названия

Безжалостный морской хищник стал в рассказе основной движущей силой повествования. Именно появление акулы превратило обычное баловство и непослушание в неотвратимо наступающую трагедию, послужило основой сюжетной линии и кульминацией произведения.

Построение произведения

Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.

Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.

Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.

Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.

Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.

Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.

Суть повествования

Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню. На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его. Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».

На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться. Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел. Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.

Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.

Темы

Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой.
Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.

Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.

Проблемы

Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».

Чему учит

Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности. В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы. Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.

Художественные особенности

Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

  • Рассказ лошадь масти игреневой глава 20
  • Рассказ лопух и укроп
  • Рассказ лошадиная чехов читать лошадиная фамилия
  • Рассказ лобо сетон томпсон
  • Рассказ лолита о чем