Рассказ льва николаевича толстого пожарные собаки

Десять книг льва толстого для детейльву николаевичу толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей

Десять книг Льва Толстого для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» — книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» — несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой ; [предисл. В. Толстого ; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. — [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. — 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» — как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову». Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей — Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, — довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей — сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге — несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки — «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся»).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» — подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» — тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет — такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети — всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал здесь.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» — один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: https://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так») следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» — «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» — «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» — «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» — пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море». На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне — и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Вклад в развитие русского языка Л.Н. Толстого

Сообщение:

Вклад в развитие русского языка

Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

С произведениями этого великого человека знаком каждый. Его вклад в мир литературы бесценен, так же как вклад А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова. Еще не одно поколение будет читать их произведения и проводить параллель с настоящим, находить в каждом из них что-то свое, напоминающее о чем-то или учиться на ошибках прошлого. Многие выросли на сказках и былинах Льва Николаевича: «Филипок», «Котенок», «Два товарища» и, конечно же, «Три медведя» и на протяжении всей жизни, в определенный период знакомились с его величайшими, вечными творениями: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но знаете ли вы, какой вклад внес этот человек в мир прекрасного и богатого русского языка? Поверьте, он не менее ценен.

Лев Николаевич был поглощен своей педагогической деятельностью в Яснополянской школе. Работу в ней он считал выполнением своего долга перед народом. Однако в зарубежной учебной литературе он не нашел примера для подражания. Именно это обстоятельство подтолкнуло его к созданию собственных учебников. Стоит о и «Новой Азбукой» он трудился 17 лет. Процесс обучения должен был быть творческим и развивающим, для этого им было написано более 600 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы, где он использовал обычаи и традиции русского народа, былины, пословицы и поговорки.

«Азбука», о которой было сказано ранее, представляет собой четыре весьма объемные книги, в которых, по сути, дается весь материал для первоначального обучения. Первая книга включает в себя собственно азбуку и начальные тексты для чтения. Последующие же книги являются именно литературным чтением, куда помимо художественных произведений входили рассказы по естествознанию, химии, физике и истории, что делало процесс обучения гораздо интереснее, ведь дети познавали не только русский язык и чтение, но и другие науки. Однако критики не оценили по достоинству новаторства Толстого.

Лев Николаевич очень трепетно относился к родному языку. Одно из его высказываний гласит: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розгами». Именно поэтому каждое свое слово он обдумывал и анализировал. Свои знания он хотел донести до учащихся, чтобы России не страшны были происходящие на тот момент события. Во многих его произведениях встречается французский язык, однако, как говорил классик, родной язык всегда остается родным. А когда хочешь поговорить по душам, ни одного французского слова на ум не приходит. Да и зачем? Ведь в русском языке столько красивых, нежных слов, с помощью которых можно описать любые чувства. Не знаю, любил ли русский язык кто-нибудь так, как любил его Лев Николаевич. Достаточно только прочитать любое его предложение из произведения:

Его произведения «Война и мир» и «Анна Каренина» ознаменовали собой вершину русского романного искусства. 9 сентября исполнилось 186 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Сегодня о России в западных СМИ пишут мало хорошего. Когда речь идет о политике президента Владимира Путина, проводятся параллели с автократичным правлением Ивана Грозного, Петра Великого или Иосифа Сталина. Но когда речь заходит о литературе, например, о новом переводе романа «Война и мир» или экранизации «Анны Карениной», даже самых ярых русофобов охватывает восторг. Поскольку с произведениями Льва Николаевича Толстого русская литература достигла своей вершины. В жизни и в творчестве Толстой не олицетворял собой противоположность русского человека того времени, напротив, он был тесно с ним связан. Время жизни он понимал как часть русского мира, в нем он видел исходную точку своего творчества, его он хотел направить на правильный путь. В день, когда великому писателю исполнилось бы 186 лет, всемирная поисковая машина Google разместила на своей странице дудл, посвященный Толстому. Толстой был насквозь русским человеком. Его отец происходил из дворянского рода, у семьи было родовое имение в Ясной поляне, в 200 километрах к югу от Москвы с 300 крепостными. Лев Толстой относился к числу среднестатистических русских дворян, чье мышление и действия на протяжении многих поколений было тесно связано с царской Россией. Он изучал восточную словесность в Казани, но обучение не закончил, отправился в армию. Но то, что двадцатилетний молодой человек стремился улучшить состояние своих «душ», как назывались крепостные, показывает, что Толстой рано почувствовал признаки изменения общества и менталитета. «Я хочу образования для народа»

Крымская война, в которой Толстой участвовал офицером артиллерии при обороне Севастополя, стала во многом поворотным моментом в его жизни. Он увидел весь ужас войны с применением техники, находясь в окопах с самым современным оружием того времени. И он видел, с каким презрением представители его сословия относились к солдатам, которые десятками тысяч погибали в полевых госпиталях. Подходящие для себя средства для выражения протеста он нашел в литературе. «Севастопольские рассказы», вышедшие в 1855 году, сделали Толстого известным в один миг. Но он видел себя не просто в рамках традиции Пушкина или Гоголя, которые возвели русский язык на вершину мировой литературы. Толстой хотел просвещать, воспитывать, образовывать. В одном письме он писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами… на меня находит тревога, ужас… Я хочу образования для народа». Он писал школьные учебники, которые издавались миллионными тиражами. Но его устремления не были этим полностью реализованы. И семейная жизнь с немкой по происхождению Софьей Андреевной Берс, которую он взял в жены в 1862 году, и с которой у него родилось 13 детей, также не могла заполнить его полностью. «Есть вещи, которые я люблю больше добра — славу». Образец морали Роман «Война и мир» Толстой писал на протяжении семи лет. Он вышел в 1869 году. На создание романа «Анна Каренина» (1978) ушло пять лет. Эти произведения принеслиа втору известность, сделали его образцом морали. Толстой использовал свою славу, чтобы обратить внимание на растущие социальные искажения, которые все больше потрясали и разъедали царскую Россию. В то время как представители интеллигенции выступали за радикальные меры, Толстой делал основной упор на русскую душу. Еще в «Войне и мире» герой Пьер Безухов, наследник огромного состояние, осознает, что именно простые крестьяне спасли Россию от Наполеона и его Великой армии. Толстой вернулся в свое имение в Ясную поляну близ Тулы. Открыл для себя вегетарианство и выступал за простой образ жизни. Невыносимо, когда в господском доме много внимания уделяется изысканным, утонченным блюдам. В то время как вокруг царят жуткая бедность и голод, писал Толстой. Основываясь на этой позиции, писатель яростно критиковал православную церковь, которую он считал защитницей автократического устройства и дворянства. То, что Толстой все-таки придерживался христианской веры и морали, существенно отличало его от революционеров 1905 и 1917 годов. Пример для Махатмы Ганди Только слава его романов уберегла Толстого от преследований, которые могли обрушиться на писателя из-за его критики общества. И последующие поколения пытались отделить автора русского национального эпоса «Война и мир» от критика господствующих в стране обстоятельств. Поворот заметен в более поздней повести «Холстомер», которая символизировала неподвластные времени предостережения, о которых писал Толстой. «Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими». Сам индийский борец за свободу Махатма Ганди обозначил это кредо Толстого основной идеей книги. На Владимира Путина, который с удовольствием выступает в роли спасителя России в духе «Войны и мира», вероятно, этот отрывок особого впечатления не произвел.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Тематическое и жанровое разнообразие произведений Льва Николаевича Толстого «Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно ». Л. Толстой

Слайд 2

Содержание Роль Л.Н. Толстой в развитии детской литературы и детского чтения . Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. «Азбука», «Русская книга для чтения «. Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в «Русскую книгу для чтения». Идейные и художественные особенности маленьких рассказов о детях, их воспитательная направленность. Дети в изображении Л. Толстого.

Слайд 3

Лев Толстой. 1850-е годы. Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Записная книжка. 13 марта 1890 …деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека… «О том, что называют искусством». 1896 Лев Николаевич Толсто́й ( 28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя)

Слайд 4

Роль Л.Н. Толстой в развитии детской литературы и детского чтения Л. Толстой — слава и гордость отечественной литературы для детей.

Слайд 5

Л.Н. Толстой среди яснополянских детей. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе

Слайд 6

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л . Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

Слайд 7

» Азбука» (1872 г.); «Новая азбука» (1875 г .) «Азбука» Толстого – книга особенная, свидетельствующая о готовности Толстого, известного писателя , «выйти за пределы художественной литературы » .*

Слайд 8

» Русская книга для чтения» (1875)

Слайд 9

Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в «Русскую книгу для чтения». Идейные и художественные особенности маленьких рассказов о детях, их воспитательная направленность Рассказы-миниатюры.

Слайд 10

Кате дали мыла. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белы. Тане дали бусы на шею. Бусы были милы, и Таня была рада.

Слайд 11

Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значи­тельную часть учебных книг Толстого.

Слайд 12

Как глядишь, так и видишь Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: — Дерево кривое. А другой мальчик сказал: — Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. — Как глядишь, так и видишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: — Непонятна! Ему дали другую. Он сказал: — Скучно! Скучен день до вечера, коли делать нечего .

Слайд 13

Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче . У бабки была внучка, прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Слайд 14

Старик сажал яблони (притча) Нравственный урок: добрый человек добру и учит. Воспитание добрых чувств. Какие добрые дела ты сделал другим людям? Можно ли смеяться над старостью? Речевая разминка. А как мы можем охарактеризовать старика , какой он? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный). А что значит безвозмездный? (что-то даёт людям и от них не требует ничего в замен) Чем отличаются слова «старик» и «дед». Подходят ли к рассказу пословица: «Видит око далеко, а ум ещё дальше»?

Слайд 15

«Черепаха и орел »; « Голова и хвост змеи»; «Лев и мышь »; « Осёл и лошадь»; «Лев, медведь и лисица»; «Лягушка и лев »; « Вол и старуха » Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толс­того соответствовал жанр басни …

Слайд 16

«Муравей и голубка » (басня) Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Слайд 17

Сказки фольклорные, в авторском пересказе; сказки, приближающиеся к басне, притче; сказки, созданные по сюжетам восточных фольклорных источников; познавательные сказки Толстого: “Волга и Вазуза”, “Шат и Дон”, “Судома”.

Слайд 18

Три медведя (сказка) Нравственный урок: ч ьи хоромы, того и хлеб. Воспитание добрых чувств. Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему? Речевая разминка. Сочини свою поговорку о девочке. Подходят ли к сказке фразеологизмы и пословицы: «Есть даром хлеб»; «Есть чужой хлеб», «В отпёрты двери лезут звери»?

Слайд 19

Научно-познавательные рассказы о природных явлениях, о человеческой деятельности, о природе … “Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня ?”, “ Отчего бывает ветер?”, “ Отчего в мороз трещат дере­вья?”, “Куда девается вода из моря ”, “ Какая бывает роса на траве” , “Старый тополь”, “ Черемуха”, “Лозина”, “Лев и собачка ”, “Слон”, “ Орел”, “ Лебеди”, “ Пожарные собаки ”

Слайд 20

Толстой стоял у истоков отечественной зообеллетристики . “Лев и собачка”, “Слон”, “Орел”, “Лебеди”, “Пожарные со­баки” более века входят в хрестоматии для детского чтения.

Слайд 21

Лев и собачка (быль) Нравственный урок: для милого дружка и серёжку из ушка. Речевая разминка. Как лев относился к собачке? От чего умер лев? Назовите лишнее слово: радостно, горестно, печально, дождливо, преданно. Подходят ли к рассказу пословицы: «Без друга жить, только тужить»; «Сердцу не прикажешь»?

Слайд 22

Дети в изображении Л. Толстого Толстой создал галерею детских образов, ярких, живых, запоминающихся , раскрыл “диалектику души” ребенка.

Слайд 23

В рассказе — быль «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились…

Слайд 24

« Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив !» слова Анатоля Франса, произнесенные в 1911 году «Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир». М., 1965

Слайд 25

Чем вызвано обращение Толстого к литературе для детей? Какой художественный материал использует Толстой создавая «Азбуку »? Вопросы и задания для самоконтроля по теме Как изображены в «Азбуке» отношения ребенка и взрослого мира? Дайте характеристику идейно-тематическим особенностям произведений Толстого. Познакомьтесь с учебным материалом по теме в соответствии с предложенным содержанием. Составьте небольшое сообщение о педагогической деятельности Л.Н. Толстого, о работе писателя над созданием «Азбуки» и «Новой Азбуки».

Слайд 26

Расскажите о жанровом многообразии произведений Л.Н. Толстого, вошедших в круг детского чтения, используя приготовленную презентацию . Перечислите жанры произведений в «Азбуке», «Новой Азбуке» и «Русских книгах для чтения», проследите связь педагогических воззрений Л.Н. Толстого и предпочтения писателя в использовании различных жанров . Выявите источники, которые использует Л.Н. Толстой при составлении «Азбуки», «Новой Азбуки» и «Русских книг для чтения ». Назовите основные темы произведений Л.Н. Толстого, вошедших в круг детского чтения . Сравните творчество Ушинского и Толстого для детей, их подход к созданию книг для чтения.

Слайд 27

Домашнее задание Подготовьтесь к выразительному чтению произведения Л.Н. Толстого. Выберите произведение для детей и выполните его литературоведческий и исполнительский анализ. Отрепетируйте его дома и исполните в студенческой аудитории. Ответьте на основные вопросы: 1. Нравится ли мне произведение, которое я собираюсь прочитать детям? Чем оно меня привлекло? Что в нём есть особенного?

Слайд 28

2. Ради чего я хочу прочитать детям именно это произведение? Что с ним должно произойти, когда они его прослушают? Какие чувства я хочу у них вызвать? О чём хочу поразмышлять вместе с ними?

Слайд 29

Список рекомендуемой литературы Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 20 13 . Минералова И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Г. Минералова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 333 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00919-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. Мотяшов И. Самое дорогое, духовное//Дет. литература . — 1982. — № 2. — С.30-34. Детская литература: учебник для среднего профессионального образования / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 532 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11615-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

Слайд 30

Источники Алексеева О.В., Брандис Е.П.. Гроденский, Г.П., Макарова В. А., Привалова Е.П., Шиллегодский С.П. Детская литература. Пособие для педагогических училищ. – М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, 1952 г. Арденс . Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с. Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46 .

Слайд 31

Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111 . Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с . Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95. Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с . Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Лев Толстой рассказы для маленьких картинки — смотрите картинки Яндекс. Картинки› Лев Толстой рассказы для маленьких картинки.

Слайд 32

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: // nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Слайд 1

(1828 г. -1910 г.)Лев Николаевич Толстой

Текст слайда:

(1828 г. -1910 г.)

Лев Николаевич Толстой


Слайд 2

Л. Н. Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. родился в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в

Текст слайда:

Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, философ, педагог. родился в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в дворянской семье. Получил домашнее образование и воспитание.


Слайд 3

Дом Л. Н. Толстого в ясной Поляне

Текст слайда:

Дом Л. Н. Толстого в ясной Поляне


Слайд 4

Л. Н. Толстой с братьямиБыл четвертым ребенком в семье;у него было

Текст слайда:

Л. Н. Толстой с братьями

Был четвертым ребенком в семье;у него было три старших брата: Николай , Сергей и Дмитрий. Позже родилась сестра Мария. Мать умерла, когда ему не было еще двух лет. В девять лет потерял отца.


Слайд 5

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все

Текст слайда:

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все впечатления в полной мере отражены в автобиографическом произведении «Детство».


Слайд 6

Отрывок из произведения “Детство”   Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?

Текст слайда:

Отрывок из произведения “Детство”

   Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.   Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы.


Слайд 7

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более

Текст слайда:

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.
Написал для детей “Азбуку”, по которой и обучал своих учеников.


Слайд 8

«Азбука» (1872) состояла из азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил

Текст слайда:

«Азбука» (1872) состояла из азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов.


Слайд 9

Викторина:В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от

Текст слайда:

Викторина:

В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!»

В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак?

Герою какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке.

В каком рассказе из-за того, что скрыли правду, погибла кормилица семьи?


Слайд 10

Проверь себя!ЛгунКотёнокФилипокКорова

Текст слайда:

Проверь себя!

Лгун

Котёнок

Филипок

Корова


Слайд 11

Отличительные черты сказок Толстого -высокая  выразительность и простота, полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Список сказок

Текст слайда:

Отличительные черты сказок Толстого -высокая  выразительность и простота, полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Список сказок Толстого составлен в основном из русской деревенской жизни.


Слайд 12

Некоторые сказки Л. Н. ТолстогоТри медведя Два брата Ёж и заяцОтец и сыновья Мужик и водянойВолк и

Текст слайда:

Некоторые сказки Л. Н. Толстого
Три медведя
Два брата
Ёж и заяц
Отец и сыновья
Мужик и водяной
Волк и кобыла


Слайд 14

Мораль басни Мужик и Водяной еще раз доказывает, что правильнее быть правдивым, тогда это обязательно будет вознаграждено.

Текст слайда:

Мораль басни Мужик и Водяной еще раз доказывает, что правильнее быть правдивым, тогда это обязательно будет вознаграждено. А человек, решивший заполучить добро сразу и быстро, и ради этого пошел на обман, наоборот, проиграл.


Слайд 16

Волк и кобылаХотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:- Что это у вас

Текст слайда:

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
— Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
— А ты знаешь лечить?
— Как не знать.
— Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.


Слайд 17

Лев Николаевич Толстой часто применял жанр басни, в которых преподносил разные назидания, мораль. Рассказы и сказки  Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность

Текст слайда:

Лев Николаевич Толстой часто применял жанр басни, в которых преподносил разные назидания, мораль. Рассказы и сказки  Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Басня  учит народной мудрости, способности определять ценность людских поступков.

Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль.


Слайд 18

Некоторые басни Л. Н. Толстого:Баба и курицаВодяной и жемчужинаВолк и журавльГалчонокГолова и хвост змеиДва купцаДва товарищаЕж и

Текст слайда:

Некоторые басни Л. Н. Толстого:

Баба и курица

Водяной и жемчужина

Волк и журавль

Галчонок

Голова и хвост змеи

Два купца

Два товарища

Еж и заяц

Комар и лев

Лев и мышь

Лгун

Лев, волк и лисица

Лисий хвост

Муравей и голубка

Мышь под амбаром

Ноша

Старик и смерть

Старый дед и внучек

Стрекоза и муравьи


Слайд 19

Басня Лгун.Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

Текст слайда:

Басня Лгун.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк!!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мораль.

О том, как легко потерять доверие окружающих людей, и насколько трудно завоевать его опять, и раскрывает перед нами мораль басни Лгун.


Слайд 21

Старый дед и внучек

Текст слайда:

Старый дед и внучек


Слайд 22

Каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Очень важно родителям не забывать, какой пример

Текст слайда:

Каждое поколение самые важные уроки и примеры черпает из семьи. Очень важно родителям не забывать, какой пример они подают своим детям. От того, что они вложат в ум ребенка, зависит то, каким человеком он станет и как будет относится к ним самим.


Слайд 23

Некоторые рассказы Л. Н. ТолстогоБулькаКавказский пленникФилипокКосточкаДевочка и грибыПтичкаСобака ЯковаЛев ТолстойЛев и собачкаКотенокПожарные собакиКак мужик камень убралКак меня

Текст слайда:

Некоторые рассказы Л. Н. Толстого

Булька
Кавказский пленник
Филипок
Косточка
Девочка и грибы
Птичка
Собака Якова
Лев Толстой
Лев и собачка
Котенок
Пожарные собаки
Как мужик камень убрал
Как меня в лесу застала гроза
Слон
Акула

Много ли человеку земли нужно
Стало мышам плохо.
Отец и сыновья
Осел и лошадь
Муравей и голубка.
Лгун


Слайд 27

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеШкола РоссииСтарый дед и внучекФилипок КотёнокЛев и собачка Детство Как мужик

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Школа России
Старый дед и внучек
Филипок
Котёнок
Лев и собачка
Детство
Как мужик убрал камень
Акула
Прыжок
Какая бывает роса на траве
Куда девается вода из моря?
Детство Л. Н. Толстого
Зайцы и лягушки


Слайд 28

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПерспективаОбходиться добром со всякимНе мучить животныхПожарные собакиНе ленитьсяКосточкаМальчик и отец Лев и

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Перспектива

Обходиться добром со всяким
Не мучить животных
Пожарные собаки
Не лениться
Косточка
Мальчик и отец
Лев и собачка


Слайд 29

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПланета знанийЦарь и рубашка. Сказка Комар и левЛев и собачка Маман

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Планета знаний
Царь и рубашка. Сказка
Комар и лев
Лев и собачка
Маман
Детство
Отец и сыновья
Лгун
Утка и змея


Слайд 30

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеНачальная школа XXI векаДва брата Белка и ВолкЛебедиПрыжок ЗайцыКак боролся русский

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Начальная школа XXI века
Два брата
Белка и Волк
Лебеди
Прыжок
Зайцы
Как боролся русский богатырь
Стрекоза и муравьи
Черепаха
Мужик и Водяной
Акула
Русак
Святогор-богатырь
Отец и сыновья
Лучше всех
Страшный зверь
 


Слайд 31

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школеПрограмма по Л. В. Занковурассказы из «Азбуки» Косточка Мальчик играл... Два

Текст слайда:

Произведения Л. Н. Толстого в начальной школе

Программа по Л. В. Занкову

рассказы из «Азбуки»
Косточка
Мальчик играл…
Два товарища
Орел
Пожарные собаки
Какая бывает роса на траве
Лев и собачка
Прыжок
Акула
Лебеди
Липунюшка
 


  • Рассказ лисы мультфильм 2011
  • Рассказ лев николаевич толстого
  • Рассказ лебяжья река шергина
  • Рассказ как мальчик стал девочкой
  • Рассказ как мама была маленькой