Презентация на тему Презентация по литературному чтению для 4 класса Л.Н.Толстой . Как мужик убрал камень, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 22 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Урок чтения
Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Презентацию выполнила
учитель начальных классов
МКОУ СОШ№12
МАГОМЕДОВА МЕСЕДО АСХАБОВНА
Г.Хасавюрт
Проверка домашнего задания
Лев Николаевич
Толстой
Жизнь и творчество
Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов!!!
Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Толстой был поразительно способен к иностранным языкам, занимался музыкой, историей, рисованием и
медициной.
Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей
округе.
В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении, давая свободу крестьянам.
Л.Н.Толстой
«Детство»
Работа по учебнику
1.О чём это произведение?
2.Какие события описывает Толстой?
3. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
4. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.
Что такое басня?
Басня – это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение
Особенности басни
-интересный короткий занимательный сюжет;
-мало описаний;
-много диалогов;
-героев обычно несколько;
-главный герой выражает основную идею;
-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;
-высмеиваются человеческие пороки.
-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
— комизм;
-поучительность;.
Что такое мораль?
-Это поучительный вывод,
наставление,
какие-то правила
Что высмеивают басни?
лесть
ложь
глупость
лень
безнравственность
невежество
хвастовство
Чему учат басни?
-дружбе
-трудолюбию
-усердию
-честности
-доброте
-отзывчивости
-благородству
-благодарности
-добывать знания
Историческая справка
Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.
Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.
Историческая справка
Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем
этого времени является полулегендарный
Эзоп
(6 век до н.э.). .
Историческая справка
В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова,наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева,лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.
А.Д.Кантемир
А.П.Сумароков
И.И.Хемницер
А.Е.Измайлов
И.И.Дмитриев
Лев Николаевич Толстой
Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
А. М. Горький
Словарная работа
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка –вымысел, изобретение
Ответьте на вопросы
-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?
-Какими чертами обладал мужик?
-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого?
-Почему данное произведение можно назвать басней?
Понравилась вам работа на уроке?
Что понравилось?
Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?
Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитать басню
Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
стр.119-121.
2. Выполнить в тетради рисунок к басне
Чудесный
мир классики. Вариант 1
А1. Укажи автора стихотворения «Няне»?
1)
М.Ю.Лермонтов 2) А.С.Пушкин
3) П.П.Ершов
4) С.А.Есенин
А2.
Укажи
рассказ Л.Н.Толстого?
1) «Как мужик убрал
камень» 2) «Мальчики»
3) «Телефон»
4) «Слон»
А3.
Отметь
чудо, которого не было в сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»?
1) Жар -птица
2) купание Ивана в
кипятке
3) разговор с месяцем
4) кони с золотыми
хвостами и алмазными копытами
В 1. Отметь правильное значение слова СЕДМИЦА
1) пятница
2) неделя
3) заря 4) весна
В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная
пословица.
Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр.
1) «Детство»
2) «Мальчики»
3) «Как мужик камень
убрал» 4) «Ашик-Кериб»
С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу
Л.Н.Толстого.
1) «Детство»
2) «Как мужик камень убрал»
3) «Дары Терека»
4) «Акула»
Чудесный
мир классики. Вариант 2
А1. Укажи автора произведения «Дары Терека»?
1)
М.Ю.Лермонтов 2) А.С.Пушкин
3) П.П.Ершов
4) С.А.Есенин
А2.
Укажи
рассказ А.П.Чехова?
1) «Как мужик убрал
камень» 2) «Мальчики»
3) «Детство»
4) «Страшный
рассказ»
А3.
Отметь
чудо, которого не было в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»?
1) разговор с солнцем
2) говорящее зеркало
3) разговор с месяцем
4) кони с золотыми
хвостами и алмазными копытами
В 1. Отметь правильное значение слова ПЕРСТЫ
1) пальцы
2) кольца
3) руки
4) глаза
В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная
пословица.
Нет лучше дружка, чем родная матушка
1)
«Детство»
2)
«Мальчики»
3) «Как мужик камень
убрал» 4) «Ашик-Кериб»
С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу А.С.Пушкина
1) «Сказка о рыбаке и
рыбке»
2)
«Как мужик камень
убрал»
3) «Няне»
4) «Туча»
Проверочная работа по
теме «Чудесный мир классики
1. Запиши
имена и отчества писателей
Пушкин
___________________________________________________
Лермонтов
________________________________________________
Толстой
__________________________________________________
Чехов
_____________________________________________________
Ершов _____________________________________________________
2. Допиши
имена героев сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик- Кериб»
Ашик — ______________________
Магуль — _____________________
Куршуд — _____________________
3. Запиши
ответ на вопрос о детстве писателей одним словом
1) Как
в детстве все называли М.Ю.Лермонтова?
________________________________________________________________
2) Чем
особенно увлекался А.П.Чехов в гимназии?
__________________________________________________________________
3) Что
сделали родители П.П.Ершова, чтобы сын выздоровел?
_____________________________________________________________________
4) Что
сочинял А.С.Пушкин в 7-8 лет?
_____________________________________________________________________
5) Что
каждый вечер перед сном делал Л.Н.Толстой?
_____________________________________________________________________
4. Узнай
по описанию и запиши героев из рассказа А.П.Чехова «Мальчики»
1) Волосы
у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень
некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его
можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни
разу не улыбнулся.
_______________________________________________________________________
2) Его
гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и
весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что глядя на него,
хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!»
__________________________________________________________________
3) Господи
боже мой, даже ножниц не дают ! – отвечал он плачущим голосом и, откинувшись на
спинку стула, принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять
восхищался.
_______________________________________________________________________
4)
Рано
утром в сочельник они тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как
мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
5. Отгадай
загадки. Запиши название стихотворения со словом-отгадкой и его автора.
1) Бежит без ног, не
зная горя,
И добирается до
моря.
__________________________________________________________________
2) Пришла без красок и без
кисти
И перекрасила все
листья.
___________________________________________________________________
3) Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с
водою,
Наскочил на длинный
лес,
Прохудился и исчез.
_______________________________________________________________________