Рассказ луковица с радостью

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Рассказ луковица с радостью

Декабрь 1978 г. подходил к концу. В обеспеченой семье директора магазина Барсукова ждали визита Деда Мороза. Наконец бородатый кудесник в ватной шубе и с накладной бородой появился на пороге с мешком подарков за плечами. Все шло по обычной схеме — мальчик, стоя на табуретке, произнес новогодний стишок, Дед Мороз вручил подарок, тайком подсунутый папой. Об истории банды Дед Морозов рассказал NOIR.

Доброго волшебника позвали за стол. Супруга Барсукова, заведующая столовой, Елена Петровна выставила угощения, явно позаимствованные на работе. Неожиданно добрый дедушка достал из-за пазухи бутылку коньяка и произнес: «Сегодня угощаю я». Растроганные хозяева выпили до дна и через несколько минут внезапно отключились.

Дед Мороз объяснил ребенку: «Папа с мамой устали. Пусть немного поспят, а мы с тобой поиграем в прятки. Считаю до ста». Маленький Алеша спрятался надежно, а Дед Мороз принялся искать и нашел ювелирные украшения, деньги, облигации, норковую шубу, пыжиковую шапку и импортные сапоги. Через час внезапно уставшие родители с трудом очнулись и позвонили в милицию. В тот день маленький Алеша испытал страшное разочарование — оказывается дедушка Мороз совсем не добрый.

Вскоре все оперативные службы города были брошены на раскрытие этого преступления. Но это было только начало. Спустя время в квартире семьи Ишунькиных раздался звонок. Жена открыла дверь и увидела на пороге Деда Мороза. Женщина изумленно произнесла: «Простите, но мы не вызывали Деда Мороза». В ответ добрый волшебник улыбнулся и ответил: «Все оплатил профсоюз. Вот заказ наряд, где все написано — Ишунькины, мать, шестилетняя дочь и подарок — металлофон».

Но глава семейства, крупный партийный работник Виктор Ишунькин насторожился. Во-первых ребенок отправлен на праздники к бабушке в деревню и на работе все об этом знают. А во-вторых хозяин перехватил взгляд, которым добрый дедушка обвел богато обставленную квартиру. Ишунькин потребовал у гостя документы. Тот улыбнулся и внезапно выхватил из-под шубы обрез. Прозвучала команда: «Лечь на пол и не двигаться»! Далее незваный гость метнулся в прихожую и отпер дверь. К изумлению хозяев в комнату вошли еще два деда Мороза. Всего несколько минут потребовалось налетчикам, чтобы обнаружить нехитрые тайники в квартире чиновника. перепуганный Шунькин обратил внимание на руку одного из налетчиков — на пальцах синели татуировки в виде перстней. Напоследок красноносый грабитель заглянул в холодильник и побросал в мешок приготовленные к празднику деликатесы.

Через 15 минут наряд милиции задержал уже первого подозреваемого. Задержанный Дед Мороз сыпал проклятиями и тряс ватной бородой. Из бессвязной речи было ясно одно — шел по улице, вдруг навалились и давай мешок с подарками отнимать, а добро то казенное. Бдительные стражи порядка не верят. Дед Мороз ведет себя крайне подозрительно, при задержании оказал сопротивление и ударил сержанта тяжелым волшебным посохом.

В этот момент по милицейской волне приходит новое сообщение — только что ограблена квартира крупного чиновника Конькова. Нападавшие были одеты в костюмы дедов морозов. Есть раненые. Войдя в квартиру, врач и санитар скорой помощи обомлели — хозяин квартиры громко причитал, а на его голову было надето мусорное ведро. Тяжело вздохнув, врач попросил бутылку подсолнечного масла и взялся за дело.

По словам главы семьи, деды морозы ворвались в дом втроем и тут же пустили в ход кулаки, покрытые синими тюремными наколками. Однако на потерпевшем не было не единой царапины, зато синяк красовался на лице его шестилетней падчерицы. Его происхождение родители объясняли по разному. Лишь оставшись наедине со следователем, жена чиновника рассказала всю правду.

Маленькая Оля Конькова с большой радостью помогала родителям украшать дом к празднику. Елка была уже наряжена и по мнению ребенка, под ней не хватало только снега. Но где найти такой волшебный снег, который бы не таял? И находчивая Оля обнаружила его в ванной в маленькой коробочке с зубным порошком. Через несколько минут весь ковер в гостиной был усыпан самым настоящим снегом.

Глава семьи пришел в ярость, ударил ребенка и несмотря на протесты жены, запер падчерицу в стенном шкафу. А через полчаса ворвавшиеся грабители в костюмах деда мороза обнаружили в шкафу дрожащую от страха и заплаканную девочку. Добрый волшебник не просто спас маленькую Олю из страшного темного шкафа, но и наказал злого отчима, нахлобучив ему на голову мусорное ведро. В тот день ребенок впервые в жизни поверил в чудо.

Тем временем сыщики пытаются обнаружить закономерность в поведении Дедов Морозов. Дома всех потерпевших находятся в одном микрорайоне. Даже дети их ходят в один детский сад. Мысль о том, что наводчик работает в деьском саду выглядела нелепой, но все же сыщики решили проверить эту версию. И не зря. В коридоре детского сада оперативник заметил стенд с фотографией с прошлогоднего утренника — на пальцах деда мороза красовались татуировки в виде перстней.

Заведующая пояснила — в прошлом году молодая воспитательница Оксана Воронец привела на утренник своего жениха, настоящего артиста. Очень душевный дядечка, который два часа веселил и детей и взрослых. На вопрос, можно ли поговорить с той самой воспитательницей, заведующая мрачно ответила, что уличила Оксану в краже продуктов с кухни и чтобы не поднимать скандала, предложила ей уйти по собственному. А вскоре выяснилось, что девушка уже 3 года не жила дома и по словам родителей, связалась с уголовником и родила от него ребенка.

Тем временем, банда Дедов Морозов совершает очередной налет, но совсем не там, где ожидали оперативники. В тот вечер врач детской поликлиники Николай Киселев готовился к празднику. Недавно он развелся и ему теперь самому приходилось следить за своим гардеробом. Он гладил брюки, когда в дверь позвонили. Хозяин открыл дверь и потерял дар речи — на пороге стояла обворожительная снегурочка. Девушка с ходу затараторила: «Николай Иванович, я к вам по поручению коллектива, поздравить вашу дочь и вручить ей скромный подарок.» Главврач был удивлен и тронут, но тут же осекся — дочери дома нет, она с матерью. Снегурочка выглядела виноватой и расстроенной и вдруг предложила: «А давайте я вам по дому помогу». Чувствуя, как сладко обмирает в груди, немолодой главврач согласился.

Уже через час, сменив униформу на найденный в шкафу халатик, снегурка резала на кухне салат и жарила котлеты. А затем Николай Иванович, стесняясь как юноша, пригласил гостью к столу. Прозвучал тост: «За нас» и Николай Иванович, выпив бокал шампанского, отключился. В это время, девушка открыла входную дверь и в квартиру проскользнули трое.

Деды Морозы не учли одного — соседка врача видела в дверной глазок , как снегурочка впустила в квартиру посторонних и немедленно вызвала милицию. Грабители попытались унести как можно больше ценных вещей, но у подъезда наткнулись на милицейский наряд. Бросив добычу, вся компания бросилась бежать. Снегурочка бежала медленне подельников и сержант вскоре почти догнал ее. Но та шмыгнула за угол, а сотрудник бросившийся за ней наткнулся на чугунный кулак бандита. Банда скрылась в темноте.

Сыщикам было ясно — где то поблизости припаркован автомобиль грабителей, не на метро же они собирались везти все это богатство. Среди машин оставленных во дворах оперативники нашли грузовое такси. Водителем оказался некто Иван Сычев 32 лет, ранее судимый за хулиганство. Именно сычев назвал следствию лидера банды. Им оказался Евгений Кривошеев, четырежды судимый за кражи и мошенничества. Он имел незаурядные актерские способности, за что получил прозвище «Артист».

Сыщики многое узнали о лидере банды, но ни на шаг не приблизились к нему самому. Поймать его помог случай. В одном из московских дворов маленькому мальчику Тимофею повстречался настоящий Дед Мороз. «Чего нос повесил, орел?» — спросил волшебник. И мальчик признался, что хочет, чтобы на Новый год ему подарили луноход. Дедушка на секунду задумался и вдруг полез в мешок. «А вот это не сгодится?» — и протянул Тимофею коробку с железной дорогой.

Родители внимательно выслушали рассказ Тимофея о щедром Деде Морозе и объяснили ребенку, что это слишком дорогой подарок, здесь что-то не чисто. А затем рассказали об этом соседу милиционеру. Тот выслушал все с большим интересом. Оперативники обошли все квартиры в близлежащих подъездах, якобы разнося заказы для ветеранов и в одной из квартир дверь оперативникам открыла беглая снегурочка Оксана Воронец. Но в квартире нет никого, кроме нее и ребенка. Тогда в помещении устраивают засаду и через час берут самого Кривошеева.

Однако украденных вещей и денег у пары не нашли. Процедура опознания закончилась полным провалом — жертвы не узнавали грабителя, одетого в костюм Деда Мороза. Из всех эпизодов следствие удалось доказать лишь ограбление главврача Киселева. В итоге Евгения Кривошеева приговорили к 5 годам лишения свободы, а Оксану Воронец к 4.

Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ луковица с радостью

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ луковица с радостью

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ луковица с радостью

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ луковица с радостью

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ луковица с радостью

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Страниц: 1 8 9 [10]

91

Петер Люти (Швейцария) в Москве — лекция

«Вальдорфская педагогика – модель для подражания или источник нового?»

Лекция Петера Люти (Швейцария) – преподаватель истории, обществознания и литературы с 33-летним стажем. Изучал в университете русский язык, литературу и восточно-европейскую историю. С вальдорфскими школами в Киеве, Днепропетровске и Иркутске связан постоянно с 1993 года.
 
«Часто в обществе принимают вальдорфскую педагогику как успешную, в опыте оправданную модель. Такое представление подходит привычному мышлению — что есть когда-то хорошо выдуманная идея и нужно лишь найти людей, которые реализуют её и применят предлагаемую методику и программу.
 
С другой стороны возникают сомнения, что столетняя модель может решить проблемы сегодняшнего детства в быстро меняющимся обществе.
 
В учительских коллегиях нередко отражаются эти оценки в двух потоках: защитники традиций настоящей вальдорфской идеи и обновители, которые без уважения убирают всё, что они считают устаревшим. И последним кажется, что не только у Рудольфа Штайнера сто лет назад, а и у них тоже есть хорошие и более современные идеи о педагогике. И для обеих фракций находятся сторонники между родителями.
Взаимное недопонимание иногда ведёт к расколу или, по крайне мере, к блокировке в развитии школы.
 
В лекции и в разговоре я хочу обсудить условия и критерии, по которым школа с духовным – антропософским – источником может найти необходимое обновление таким образом, что сообщество не расколется и что дети (и молодые люди) сейчас и здесь найдут то, что им действительно нужно.»
 
Участие во встрече – 500 руб. с человека, 700 руб с семьи.

Ждем вас 30 июня, среда, в школе «Путь зерна» в 18.30.
Адрес: Москва, ул. Миклухо-Маклая, 20А (м.Беляево)

92

Тайны воздуха и света
терапевтический семинар с живописью минеральными красками на Алтае
27 – 31 июля 2021 года

Это будет терапевтический семинар, где исцеляюще воздействуют на человека две силы; сила Цвета, особым образом проявляющая себя на Алтае, и еще сохранившаяся живая природная сила Алтая.
ЦВЕТ. Мы будем писать минеральными красками в технике, доступной каждому, когда Цвета не заключены в форму, а имеют возможность двигаться и встречаться, а форма возникает из самого цвета. Будет общая канва семинара, мы будем говорить и переживать силы Воздуха и Света, стихий среди которых мы живем ежедневно, мы будем познавать и переживать их в цвете и посредством цвета. И в процессе этого будет индивидуальная терапевтическая работа с каждым участником.
ТЕРАПЕВТ Татьяна Ивановна видит человека и дает цвета и помогает с последовательностью их нанесения каждому участнику индивидуально, в зависимости от его задач и состояния, помогает привести цвета в гармонию на листе так, как это нужно конкретному человеку. И тогда и в душе человека устанавливается гармония; стабилизируется эмоциональное состояние, растворяются душевные застои, это обиды, потрясения, травмы, зажатость, накопленная усталость . Душа начинает дышать! И это видно, изменяется цвет лица человека, выравнивается ритм дыхания, расправляются плечи и лицо, глаза начинают блестеть). Ведь душа человека и цвет из одной сферы, душа живет в цвете и чувствует цветом!
И тогда Человек получает возможность взглянуть по-новому на свою ситуацию, на себя и людей вокруг, получает ресурс стоять в той жизненной ситуации в которой он есть именно сейчас!
Ведущая семинара Павлова Татьяна – арт-терапевт, антропософский психолог, психотерапевт. Руководитель и ведущий краткосрочных и долгосрочных обучающих и терапевтических семинаров в различных городах России, а также в Австралии, Германии и Сербии.
АЛТАЙ это место, где еще сохранились мощные природные жизненные силы и это дает возможность восстанавливать свои жизненные силы человеку, находящемуся там и наполняться ими.
Этот семинар станет еще и возможностью для путешествия, отдыха, общения и уютных посиделок у костра рядом с быстрой горной рекой Катунь!
 
РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРА составлено таким образом чтобы была возможность интенсивно работать с цветом и отдыхать. Мы будем писать в день открытия семинара два часа, затем три полных дня по 5 часов и в день завершения три часа.

ПРОЖИВАНИЕ в одном из лучших отелей Алтая в http://www.Kleverresort.ru в доме Тюльпан. Отель новый, здесь еще сохранилась природа, он комфортный, здесь можно заниматься живописью не отвлекаясь ни на какие бытовые моменты, все решено и все готовы помочь сразу!) Здесь большая территория, где всем гостям хватает места, здесь вид на горы и выход на пляж Катуни, теплый бассейн на территории, есть детская, где с детьми занимаются. И до него легко и комфортно добраться.
 
ПИТАНИЕ трехразовое в красивом ресторане отеля. Завтрак шведский стол с большим выбором, обед и ужин — комплексы разработанные для участников нашего семинара.
 
ДОБРАТЬСЯ ДО ОТЕЛЯ можно из Новосибирска на рейсовом автобусе или машине по хорошей автомобильной дороге. Расстояние от Новосибирска до KLEVER resort 550 км, это около 7 часов.
Из Москвы до Горно-Алтайска прямой рейс стоимость около 20000р туда-обратно.
От Горно-Алтайска до отеля на такси примерно полтора часа 500р.

ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ участия в семинаре от 55000р. В эту стоимость входит участие в семинаре, проживание и трехразовое питание в отеле ресторана.
Группа набирается до 30 июня. Нужна предоплата.
Вся подробная информация в прикрепленном к сообщению документе и у организатора семинара Ирины Федотко +7 913 913 72 66

93

События в Общине Христиан, июль 2021

Дорогие друзья,
 
У нас много новостей…)))
 
В руководстве общины Христиан произошло изменения.
 
Вики фон Бер вышел на пенсию.
Теперь у нас новый эрцоберленькер:
Джое Туринский.
Джое Туринский родом из Бразилии. Ему 65 лет.
Работает священником более 30 лет.
Был Ленькером юга Германии и южной Америки.
 
Также и в России.
 
После четырёхлетней работы ленькером России Герхард Ертельмайер ушёл на пенсию.
 
Теперь в России аж два руководителя.
Криствард Крёнер и Андрей Жильцов.
Об этом читайте письмо:

Дорогие друзья!

Для руководства  общины Христиан важно, чтобы наша работа и жизнь общин на Востоке могли плодотворно развиваться.

В течение ряда лет Герхард Эртльмайер был уполномочен курировать работу в России в качестве руководителя.

На протяжении многих лет он мог активно поддерживать  Анну Гейер и развитие местных общин. Теперь, во время Синода в Берлине, он оставил эту задачу по собственному желанию, по состоянию здоровья и возрасту.

Некоторое время назад руководство  общины Христиан , круг семерых, попросил меня, в согласии с общей руководящей конференцией, взять на себя руководящую ответственность за работу в России.

Я с радостью согласился.

Так что в будущем, как руководитель, я  буду отвечать за работу в  России.

В то же время Андрей Жильцов был уполномочен руководством синода взять на себя ответственность за конкретную поддержку работы Анны Гейер и развитие  общины Христиан в России в  согласовании со мной.

Насколько позволяет ситуация  в общине Одессы и в мире, он также будет поддерживать работу в Россию. Мы надеемся, что у одесской общины есть духовная сила, чтобы преодолеть переодическое отсутствие своего священника.

Мы очень благодарны Андрею Жильцову за то, что он принял это задание — предварительно на два года.

Это ничего не меняет в поддержке Дитером Хорнеманном работы Анны.

Аннетте Семрау и София Герхольд также продолжают работать с нами на выездной основе.

С наилучшими пожеланиями из Берлина и хорошими пожеланиями жизни и процветания общин России.

Я с нетерпением жду встречи не позднее следующего года.

От круга семи

Криствард Крунер

94

ОБЩИНА ХРИСТИАН.
……………. ПРИЕЗЖАЕТ ДМИТРИЙ ХОРНЕМАНН!
 
Расписание встреч общины Христиан в Москве с Дмитрием Хорнеманном.
 
10 июля, суббота
 
10.00 — Таинство освящения человека
Чай
Разговор
 
18.00 — Календарь души и праздники года.
Лекция Дмитрия Хорнеманна в АОР , Москва, Нащокинский пер. 6
 
11 июля, воскресенье.
10.00 — таинство освящения человека
Чай
11.30 — Лекция Дмитрия Хорнеманна
 
Возникновение общины Христиан.
Фридрих Риттельмайер, Эмиль Бок, Рудольф Фрилинг.
Община Христиан и Антропософское Общество.
 
Кроме этого — МОЛОДЕЖНЫЙ ЛАГЕРЬ в МОНИНО. С 21 июля по 1 августа 2021.
https://www.christengemeinschaft.ru/letnie-lagerya-v-monino
 
Также в Монино с 28 июля по 6 августа пройдет семинар для взрослых.
» Ухаживание за внутренним и внешним лесом»
 
Добро пожаловать!
 
До встречи!
 
С уважением,
Анна Гейер, священник Общины Христиан в России.
Тел. +7 963 312 4701

95

ВНИМАНИЮ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ и САДОВ!
РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ! ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ РАЗОБРАТЬСЯ!
 
В июне начнётся курс с Мишей Пицхелаури ( Mischa Pitskhelauri ) —

ОСНОВЫ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
 
Это 6 занятий, которые пройдут
в июне 6,13,20 и 27 (воскресенье) в 10.00 Мск (время московское, уточните пжл время в вашем регионе) лекции
14 и 28 июня (понедельник) в 19.00 занятие-обсуждение, где вы сможете задать вопросы и рассказать о своём опыте
Темы:
06.06 Задачи старшей школы и упражнения для коллегии во взаимопомощи
13.06 Задачи средней школы и упражнения для коллегии во взаимоуважении
20.06 Задачи младшей школы и упражнения для коллегии во взаимноинтересности
27.06 Медитативная работа учителя над уроком, над ребенком и над самим собой
 
Просто, доступно, понятно и так захватывающе, что в это сложно поверить, пока не поучаствуете)))
 
Милости просим на наши вдохновляющие занятия: это лекции, обсуждения, вопросы и ответы и самое главное — применяйте полученные знания сразу на практике, получайте опыт?
 
Занятия проходят онлайн!
ЗАПИСЬ по ссылке:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfEYAl5Gev8LtN9XInTMmSKSlr1EsGGMXEl5scacROtc_LQmg/viewform
можно WhatsApp, Telegram +79204262287 Дана, либо пишите пжл в лс
 
Возможно групповое участие (условия оговариваются)!
 
До встречи????

Слушайте! Дорогие мои друзья!
У Вас — старшие — девчонки подростки! Или парнишки! Или — туда же на подходе!
Как профессионалы, как учителя, как родители…
Все наши новорожденные и д у т в старший возраст! Так ЧТО там такое, к чему они идут?
И уж на что я — все знающая, и книгу написала, и лекции читала —
УВИДЕЛА тот штрих, который ставит на места многое.
ПОСМОТРИТЕ! Через Дану можно узнать условия присоединения, или о том, как приобрести ЭТО видео. Но, подозреваю, и средний возрас — необходим для понимания: через ЧТО идут малыши, когда узнаем КУДА идут старшие…

Не пропустите важные размышления после практического задания! На исходе первого часа!
И главные выводы на исходе второго часа.
На все про все- более двух часов, но оно того стоит!
Нас было … всего 29, так вот ставлю вопрос: что для чего…????

96

«РОСТОЧКИ»
С этой вальдорфской инициативой мы знакомы!
На наших глазах, в разгар пандемии, запретов, самоизоляции, перевода детей на дистанционное обучение — когда многие родители были в панике и не знали, что и как будет дальше, что делать, когда у родителей вирус отчаяния стал невыносим… Вот тогда два педагога из Санкт-Петербурга РЕШИЛИСЬ, нашли выход и вместе с родителями пустились в путь!
Уроки по видео-записям… Дистанционный вальдорфский первый класс.
И прошел год — выпускники первого класса перешли во второй!
Набирается вновь первый класс для тех, кто заинтересован в вальдорфской методике, а возможности нет из-за удаленности, из-за… да мало ли. Семейное обучение по вальдорфским методикам — в любом месте страны и за рубежом (!) — это достойно того, что бы обратить внимание…

ТАТЬЯНА ПОЧЕПАЕВА: ЖИВАЯ ПЕДАГОГИКА

https://m.vk.com/app5898182_-165256813#s=1337306

ЛЕТО ВОШЛО В НАШУ ЖИЗНЬ!

Яркость красок…
Наполненность светом…
Буйство растительных сил…

Мы стали более свободными, ведь почти все дети закончили учиться.

А те, кому ещё только предстоит пойти в 1 класс, они уже не так интенсивно готовятся к учебному процессу)))
Именно в эти летние дни мы можем с лёгкостью погружаться в новое, интересное, неизвестное…

В отсутствие проблем с обучением ( и подготовки к нему) можно взглянуть свободно и непринужденно на многие новые горизонты:

— Познакомиться с новыми способами обучения.
— Узнать об альтернативных подходах к обучению.
— Прощупать возможности для развития вашего ребёнка.
— Посмотреть на будущий учебный год без тоски, но с лёгкостью и радостью.

????МЫ СНОВА ОТКРЫВАЕМ ПРОБНУЮ НЕДЕЛЮ — бесплатное погружение в атмосферу наших уроков с 14 июня 2021 года.

Мы назвали эту неделю «ППРОБА ПЕРА», потому что вы вместе с ребёнком:

— Сможете посмотреть уроки и поучаствовать.
— Сможете понять для себя, подходит ли вам наш «задорный» формат обучения)))

Каждый будущий первоклассник сможет попробовать себя в роли ученика в уроках, на которых не страшно, а наоборот, интересно.
Каждый будущий второклассник увидит новые горизонты в обучении и задастся вопросом: «А что, так можно было?»

Участие бесплатное и увлекательное)))
Присоединяйтесь к знакомству с новым форматом!
Для этого вам нужно зарегистрироваться на пробную неделю по этой ссылке????????
https://vk.com/app5898182_-165256813#u=1285055&s=1337306

Ждём вас.????????

97

Дорогие участники группы «Пробуждение творящей силы Слова»!

Очередная 17-я наша встреча состоится 06.06.2021 г. в 8.00 (по Киеву и Москве). На каждой встрече мы постигали ту творящую силу, которую несет один из 52-х Ангелов кругооборота года.
Уже воспринятые шесть Творящих импульсов следующие:
1-й недели: Воскресение, полное обновление, начало новой жизни
2-й недели: Плодотворность, не растерять плоды свой работы
3 недели: Освобождение от оков, обособленности, эгоизма и нахождение Себя
4 недели: Преодоление потерянности в мире через тепло в мышлении
5 недели: переход в высшее Я
6 недели: переживание мира как зеркала души, Вознесение
7 недели: выход из депрессии, преодоление потери Себя
8 недели: пробуждение интуиции, творческой фантазии, Пятидесятница.
Немаловажным также является зарождение традиции: поскольку «Антропософский календарь души» представляет собой чрезвычайно сложный мантрической материал, то для полноценного восприятия каждого недельного импульса необходима специализация и концентрация на нем. И поскольку наша работа происходит в рамках Сообщества, то есть возможность, чтобы каждый участник брал в постоянную разработку одну из 52-х медитаций наряду с текущей недельной медитацией. Тогда через год в распоряжении Сообщества будут все 52 творящих импульса от 52-х Ангелов кругооборота года. Это откроет перспективы к открытию в дальнейшем Второго класса свободной высшей школы духовной науки
На этой встрече, учитывая нарастающую мощь пандемии, мы продолжаем новый проект: построение медитативного моста от Пасхальной недели, несущей целительную силу Архангела Рафаэля, до текущей недели. Это будет достигаться благодаря тому, что все держатели творящих импульсов недельных медитаций будет делать небольшую рефлексию (2-3 мин.) того, как этот импульс осуществлялся ими на текущей неделе.
Кроме того, мы сделаем следующий шаг в постижении Эгоморфоза языка, как он раскрывается через художественное творчество одного из ведущих группы – Раймонда Цоллера. Мы продолжим рассмотрение его рассказ «Образ», в котором мы снова встретимся с нашим уже полюбившимся нам антропософским персонажем – Вравловым, с помощью которого раскрывается весь абсурд, происходящий с человечеством, сотворенным по образу и подобию…
Таким образом общий ход нашей совместной работы по воскресеньям предлагается следующий:
8.00 – музыкальное открытие специализированной группы «Пробуждение творящей силы Слова»
8.10 – путь души от Пасхи до Пятидесятницы
8.40 – Логика сердца и Логика воли на материале 9-й недельной медитации
9.00 – знакомство с 10-й недельной медитаций
9.20 – дальнейшее раскрытие тайн бытия через рассказ Раймонда Цоллера «Образ»
9.40 – комментарий автора к своему рассказу и к предоставленным им цитатам о Слове
9.50 – музыкальное закрытие специализированной группы «Пробуждение творящей силы Слова»
10.00 – общая медитативная работа Сообщества над 10-й недельной медитацией, ведущие — Сурен и Ольга
10.30 – Пасхальный медитативный мост (ведущие – держатели недель)
10.45 – передача эстафеты от 9-й недели к 10-й, общая рефлексия, свободное общение (ведущая – Ольга)
11.00 — завершение

Просьба не забыть, что для упражнений в Логике сердца и Логике воли нам, как обычно, понадобятся принадлежности, которые стоит заготовить заранее, чтобы не прерывать медитативного состояния (цветные карандаши или мелки, чернильная ручка и альбом (тетрадь) формата А4).

https://us02web.zoom.us/j/83443163142?pwd=SEozT0hqckdUK3dBRXN1ODhCWDNHdz09

Подключиться к конференции Zoom

Идентификатор конференции: 834 4316 3142
Код доступа: 849248

98

ОМЕЛОТЕРАПИЯ
В АНТРОПОСОФСКОЙ МЕДИЦИНЕ.
ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ-ХОЗЯЕВА ОМЕЛЫ»

Цикл из 2-х он-лайн лекций читает
КОШЕЧКИН ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ,
кандидат медицинских наук, сертифицированный антропософский врач, руководитель медицинского центра «Терапевтикум» (Сантк-Петербург)

К участию приглашаются
врачи и специалисты.

 ПРОГРАММА

Пт, 18 июня
в 17:00 (90 мин)
Омела белая — от понимания
сущности растения
к эффективной
терапии.
 
Сб, 19 июня
в 11:00 (90 мин)
Деревья-хозяева омелы.
«Конституция» омелы.
 
Администратор курса
[id6911136|Алексей Чистопашин]
по всем вопросам:
+79117831028

?????????
РЕГИСТРАЦИЯ
см. по ссылке
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScR1ytbXuncnbgL_h4o5G4lQyyEUHKFWBQ-D9nPHm2Dh9FdvQ/viewform

***
ОМЕЛА БЕЛАЯ
В ГОМЕОПАТИЧЕСКОЙ
И ФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ

ОМЕЛА ПРИ ЛЕЧЕНИИ
РАКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Статьи см. по ссылке
http://terapeuticum.ru/omela

***
ОМЕЛА — средство от рака.
Антропософская медицина.
Рудольф Штайнер.
ВИДЕО см. по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=y32o64PyQ2o&fbclid=IwAR2PeEkzITG0vSfCPRkjwjUaQTUWYB13JxmLdC3XiBrDaltTqPSnptv5TRc

[/size]

99


«МУЗЫКА ТРАВ»
первый летний выезд
в Орехово 19 — 26 июня
Музыкально-природное
пространство – для детей
и взрослых.

Ведущие
Екатерина Шмелева и
Анна Христова Мышкина

В первой
половине дня –
травы и ягоды – искать,
собирать, изучать, составлять
сборы, заготавливать.
Гулять, купаться,
общаться.

После обеда –
ЦАРСТВО МУЗЫКИ

Музыка без насилия –
Как организовать музыкальные занятия, чтобы они приносили радость. Кому какой инструмент/метод подходит. Как получать удовольствие от музыки и звучания.
 
Музыка как терапия –
занятия в гармонизирующих
и лечебных целях.

Для детей –
музыкальные занятия
в группах по возрасту и уровню.
 
Вечернее пение под гитару,
круговые танцы и концерты.
 
ЛОШАДИ
развивающая верховая езда,
занятия и прогулки в лесу –
по вашему уровню

источник
Екатерина Шмелева
см. по ссылке
https://www.facebook.com/photo?fbid=5472015659537874&set=a.619538371452318

Орехово ~
Тверская область

***
О ведущих

Екатерина Шмелева

Я – педагог, учитель русского языка и литературы, вальдорфский педагог, фотограф, поэт, иппотерапевт и режиссер. Создатель и руководитель московского семейного клуба «Солнышко в лукошке».
 
Организатор семейных и подростковых лагерей, путешествий и походов. Мама четырех детей и автор книг «Пальчиковые игры».
 
Живу в деревне и понимаю, что педагогических возможностей здесь несравнимо больше.
 
Моя младшая дочь (легкая умственная отсталость ) живя на природе, общаясь с лошадьми, работая вместе со мной на земле имеет совсем другое качество жизни и развития, чем в городе.

источник
см. по ссылке
https://vk.com/club59008461?w=wall-59008461_26167

Анна
Христова Мышкина

Я музыкальный терапевт и педагог,
играю на 8 музыкальных инструментах.
Люблю и развожу цветы. (с)

***
ФОТО
Екатерины Шмелевой
50 оттенков зеленого
Орехово весной

оригинал
см. по ссылке
https://www.facebook.com/turicina/posts/5469551926450914

100


«ПУТЬ
УЧИТЕЛЬСТВА
И УЧЕНИЧЕСТВА:
через познание природы
к познанию себя и ребёнка»
с 26 июня по 3 июля 2021 г.
Иркутская вальдорфская школа приглашает на выездной
вальдорфский семинар-практикум, который будет проходить на биологической станции госуниверситета в п. Балаганск (250 км. от Иркутска) на берегу Ангары (Братское водохранилище).
 
Ведущие семинара:
*
Елена Однокурцева, Иркутск,
четырежды классный учитель ИВШ.
ведущая вальдорфского
педагогического
семинара;
 
*
Игорь Новиков, Москва,
учитель живописи школы
«Семейный лад»

*
Наталья Мордвинова, Иркутск,
трижды классный учитель
Иркутской вальдорфской школы,
преподаватель географии
и геодезии;

*
Татьяна Колесова, Иркутск,
классный учитель, учитель
ботмеровской гимнастики,
лечебный педагог,
ИВШ;

*
Сергей Рычков, Иркутск,
учитель ботмеровской гимнастики,
классный учитель ИВШ.

В один из дней в программе предусмотрен поход по побережью Братского водохранилища с рассмотрением каменных плит эпохи палеозоя, вечернее плавание на пароме на другой берег водохранилища.
 
Стоимость участия
4000 рублей.
 
Семейный абонемент
для двух взрослых 6000 рублей
за семью.

Питание пятиразовое
450 рублей в день,
детское 400 руб. в день
 
Стоимость дороги уточняется
в зависимости от цены
перевозчика.
 
Проживание по желанию:

* Своя палатка -150 рублей в сутки за стоянку
* Проживание в летних вагончиках на деревянных полатях со своим спальником – 170 рублей в сутки за место
* Стоянка автомобиля 50 рублей в сутки.
 
С собой иметь цветные и простые карандаши, ручки, тетради для записей, планшеты формата А4 (это такие дощечки с креплениями, а не гаджеты), спортивную обувь и одежду, купальники, дождевики, тёплые вещи, индивидуальную посуду, ЁКЛМН.
 
РЕГИСТРАЦИЯ до 15 июня
в гугл-форме см. по ссылке
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe6nIq5zHXFA0-e_TkfsgUnxYKeIXHmm9dKyLvzj0LlS4q45A/viewform

Координатор
программы семинара
Ирина Шендерова,
irinap@iws.baikal.ru
+ 7 924 604 79 49

источник
САЙТ школы
см. по ссылке
https://waldorf-irkutsk.ru/seminar-praktikum-v-p-balagansk-put-uchitelstva-i-uchenichestva]

Страниц: 1 8 9 [10]

Отчим.

Отчим

Пост увидел в ФБ, автор назван не был, я честно скажу — искать поленился, но рассказ зацепил, зацепил тем, что не надо свои неудачи и неумения переносить на детей. Итак, пост из интернета, автора не стал искать. НО СТОИТ ПРОЧИТАТЬ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ!

Моя мать была неудачницей. Злой и обиженной на жизнь. И всё бы ничего, но свою злобу по поводу неудач она вымещала на мне. Орала каждый божий день за каждую ерунду. За пятно на одежде. За три просыпанные крупицы соли во время обеда. А вот за порванные на улице штаны мать била меня. Била жёстко, если не сказать жестоко – то есть, не ремнём по попе. А руками и ногами, куда попадёт. Я понимал, что мать озлобленна и несчастна. Терпел, шмыгая носом. Мне было в ту жёсткую пору от пяти до восьми лет, я в любом случае не смог бы ей ответить. Да и как? Не будешь же бить собственную мать.

-Мам, а где мой папа? – спрашивал я иногда.

-Зачем тебе папа? Я тебя что, не кормлю-не одеваю? Пашу, как проклятая, еле концы с концами сводим, а ты… — зло отвечала мать.

Ну, да. А я соль просыпаю да вещи рву и пачкаю. Ответа на свой вопрос я так и не получил. Кто был моим отцом? Матери не везло в личной жизни точно так же, как и во всём остальном. Думаю, немалую роль тут играл её ужасный характер. Например, в том, что мать то и дело выгоняли с работы. Кто будет терпеть на работе женщину с таким жутким характером.

А потом появился он. Геннадий. Гена. Что он нашёл в моей матери – непонятно? По-моему, он просто тоже был не особо удачлив в делах, и даже не имел собственного жилья в нашем городе. А у матери была какая-никакая, а своя квартира – досталась от бабушки. Мать в ту пору кое-как держалась за место поварихи в заводской столовой, а Гена работал в сборочном цехе. Через неделю после знакомства он уже жил у нас.

-Привет, мужик! – пожал он мне руку своей здоровой лапищей. – Как тебя зовут?

-Саша. – застенчиво сказал я.

-Ну, и молодец, Саша! Не робей. Я – Гена. В каком классе?

-Во втором.

-Учишься хорошо?

-Хорошо он учится. Лучше бы матери помогал. – встряла мама.

-Учись, сынок. – негромко посоветовал Гена. – В жизни пригодится.

И обвел взглядом стены в нашей обшарпанной двушке.

Я именно поэтому и учился. Я так жить не хотел.

Как-то раз, насыпая семечки из пакета себе в тарелку, я просыпал добрую горсть на пол.

-Бестолочь! – заорала мать. – Я только полы помыла. Ни черта не делаешь, так хоть не пакости.

И отвесила мне такую затрещину, что я чуть не пробил головой шкаф, около которого стоял. Гена, который пил чай, сидя за столом, и подпрыгнул от неожиданности ещё тогда, когда мать завопила, стукнул кулаком по столу.

-Галя!

-Что? – притихшим голосом спросила мать.

-Ничего. Дай мне пряник, пожалуйста.

После этого никто не произнёс ни звука, пока я не вышел из кухни. Вышел я не сразу – сначала собрал с пола всё семечки в гробовой тишине. А когда уже был в своей комнате, услышал, что Гена громко ругается. Мне стало дико любопытно. Я, рискуя быть пойманным, пошёл подслушивать.

-… чтобы больше я такого никогда не видел! Как ты можешь? Да за что?

-Я устаю. – оправдывалась мать. – Работа, дом. А он не уважает мой труд.

-Во-первых, он – ребёнок! А во-вторых, ты научила его уважать твой труд? Ты вообще уделяешь ему время? Чем-то занимаешься с ним?

Мать молчала.

-И как часто у вас это… происходит?

-Да что ты, Геночка, что ты! Ну какое часто? Ну отвесила пацану подзатыльник сгоряча, с кем не бывает?

-Со мной не бывает. Я не бью тех, кто не может мне ответить. Это низко.

Мне хотелось вбежать в кухню и сказать, что она врет! Что бьет она меня часто! За всё. А на самом деле за то, что не получается у неё. Мои косяки лишь предлог. Но Гена так растрогал меня своим заступничеством, что я не мог ни бежать, ни говорить – слезы комом стояли у меня в горле.

-Галя, если ещё раз такое случится, я уйду. Я не буду жить с тобой, с такой…

Мать клятвенно заверила Гену, что больше никогда. Что поразительно, она сдержала своё слово. А Гена с той поры сам начал уделять мне время. Интересовался моей учебой, радовался отличным оценкам. Брал меня с собой на рыбалку – это был его любимый отдых. Затеяв ремонт, Гена подошёл ко мне:

-Саня, будешь помогать? Или по учёбе занят?

Я с радостью согласился помогать. И очень старался всё делать правильно. А Геннадий хвалил меня без конца. Мне кажется, что гораздо больше хвалил, чем я того заслуживал.

Когда мы закончили кухню и любовались на дело рук своих, я неожиданно для самого себя спросил:

-Ты надолго с нами?

-Как пойдёт. – пожал плечами Гена.

-Ясно. – с бесконечной горечью вздохнул я.

А Гена спохватился, присел на корточки и заглянул мне в глаза:

-Я постараюсь. Честно.

-А я могу звать тебя папой?

-Если захочешь – конечно! Конечно да, сынок!

Я звал его папой. Сначала неуверенно и тихо. Потом громко и часто. Я полюбил Гену всей душой и ночами молился, чтобы он задержался с нами подольше. Видимо, кто-то там наверху услышал мои молитвы. Мать забеременела, и они с Геной поженились. Я тогда жутко испугался, что получив собственного ребёнка, Гена не будет так любить меня. Однажды они пришли из поликлиники – у мамы уже был приличный живот – и отчим радостно объявил:

-А у нас девочка будет! Я так счастлив. Полный комплект теперь.

А мать ласково потрепала меня по волосам. Она изменилась по отношению ко мне, когда обрела женское счастье и поняла, что счастье будет долгим. Гена не только стал хорошим отчимом, но и вернул мне мать.

Родилась Варя. И Гена очень любил свою дочь, но ко мне продолжил относиться также, как раньше. Варька была интересной. Агукала чего-то там, улыбалась беззубым ртом и не умела управлять своими руками и ногами. Сестра росла здоровой и красивой. Я защищал её и оберегал. Иногда думал, что было бы с матерью и со мной, если бы не появился в нашей жизни такой вот Геннадий. Мрак! Думать было страшно.

Варюхе было девять, когда я уехал учиться в столицу. Школу я окончил с золотой медалью. Варя, которая относилась к учебе с ленцой, часто выслушивала от отца:

-Бери пример с Сашки! Парень знает, чего хочет. Старается. А тебе бы всё в телефоне сидеть.

Варя показывала Гене язык, а потом обнимала за шею, и он таял.

На перроне мать вцепилась в меня, как будто провожала на войну.

-Мам, да ты чего? Я же приезжать буду!

-Прости меня, сынок. Прости меня! Прости за всё! – и ревела белугой.

Гена обнял нас всех, и Варька куда-то там прилепилась, хотя до этого фоткалась на фоне поезда. Наобнимались, я сказал маме на ухо, что она лучшая мама на свете, и укатил в Москву.

В Москве я поступил в университет и нашёл подработку. Денег не хватало, но я копил на подарки своим. Особенно почему-то хотелось порадовать Гену. Сдав зимнюю сессию, я поехал домой на каникулы. Подарил Варе красивый чехол на телефон, матери серебряные сережки, а Гене – крутые снасти для рыбалки. Отчим прослезился.

-Даёшь, мужик! Спасибо.

Вечером мы сидели за столом, мать в честь моего приезда наготовила разносолов. Гена вызвал меня в кухню и негромко сказал.

-Саня, тут такое дело… объявился твой отец родной. Понимаю, спустя столько лет. Но он пока в городе, оставил телефон. Мать была против, но я взял. Подумал, вдруг ты захочешь…

Я ошарашенно молчал минуту. В голове возникли не самые радостные флэшбеки.

-Мама, а где мой папа?

И материн истерический крик в ответ. Гена ждал, внимательно глядя на меня. В глазах почему-то читалась тревога, в руке зажат листок бумаги с телефоном. Я взял бумажку, разорвал и швырнул в мусорное ведро.

-Бать, ты с ума сошёл? Какой такой ещё родной отец? Ты мой отец. Никаких других отцов мне не надо.

Он снова прослезился, и мы крепко обнялись. Стареет батя… становится сентиментальным.

  • Рассказ льва толстого акула слушать
  • Рассказ лошадь масти игреневой глава 20
  • Рассказ лопух и укроп
  • Рассказ лошадиная чехов читать лошадиная фамилия
  • Рассказ лобо сетон томпсон