Рассказ лошадиная чехов слушать лошадиная фамилия

Тема: комическое в рассказе а.п.чехова лошадиная фамилия.цели: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность

Тема: Комическое в рассказе
А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

Цели: — познакомить учащихся с именем писателя,
раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова –
врача и писателя;
— характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления
детей о категориях комического;
— учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора.

Оборудование: портрет писателя, толковый
словарь.

Ход урока:

На доске записан эпиграф
урока:

О смех великое дело! Ничего более не
боится человек так, как смеха.… Боясь смеха,

человек удержится от того,

от чего бы не удержит

его никакая сила.

Н.В.Гоголь

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”)
– изображение чего-то в смешном, комическом виде.

1)Организационный момент

2)Вступительное слово учителя.

 Доброе утро! Я очень рада, что вы
все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем
расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше
станет ещё лучше. А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде
появляются поочерёдно, по щелчку буквы).

— первая буква в названии третьего дня недели. (с-среда)

— первая буква в названии третьего месяца года (м-март)

— вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино»
(е-Лермонтов)

— третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на
прошлом уроке (х-Чехов)

— первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)

— первая буква в названии города, в котором Чехов окончил
университет (М-Москва)

— четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на
прошлом уроке (о-Чехов)

— вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов,
окончив университет (р-врач)

— Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение
слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня. 

И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой,
поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех —
это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

— Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в
своей жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное
произведение. Но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами
ученых-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые
приемы, которые называются художественными средствами.

III Актуализация ранее
изученного материала

Почему слово может вызвать смех? И в чем
сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть
осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку
окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)

Произведения, которые вызывают наш смех,
называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске
.

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”)
– изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат.) – обличие людских пороков и
недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

Ребята, как вы думаете, какое из этих
определений соответствует понятию юмор?

Юмор – это всегда какой смех? (Добрый)

В чем природа комического? Почему
возникает смех? Одну причину – несоответствие– мы уже назвали. Поищем ещё.

(Втаскиваю в класс большой, старый
чемодан, при этом изображаю, что мне очень тяжело его тащить)

А теперь вам почему смешно? (Ответы уч-ся)

Значит, смех вызвали неожиданность,
несоответствие, преувеличение.

Как вы думаете, что может находиться в
чемодане? (ответы уч-ся)

Открываем чемодан: письмо на деревню
дедушке, козья ножка, щипцы, зуб, удочка…

И зачем же на урок

Их учитель приволок?

(Все эти предметы встречаются в рассказах
Чехова)

Учитель: Проявление комического
(несоответствия):

а) в портрете,      г) в ситуации,

б) в поведении,    д) в заглавии,

в) в характере,     е) в речи.

Кстати, ребята, почему я употребила слово
« приволок»? А почему не принесла, притащила, преподнесла? (Принёс… неясно что,
слово без настроения. Преподносит подарок, что-то торжественное. Притащили
подходит, но нарушилась бы рифма.)

Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете
слово, различаете синонимические оттенки. Уверена, мы с вами справимся и с
художественным текстом. Сегодня мы обратимся к произведению автора, с которым
вы уже знакомились на уроках литературы в 5 классе.

IV. Знакомство с автором и его
произведением.

Слово учителя об А.П. Чехове.

Замечательный русский писатель А. П. Чехов
оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные
им, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали оригиналами музея.
Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь
вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. У Чехова было доброе, полное
сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение.
Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Чтобы понять
Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на
портретах последних лет: с утомлённым лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым.
Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года.
Лучше взгляните, каким Чехов был в 20 лет. Так и видишь его в то время:
высокий, изящный, очень подвижный, со светло — карими весёлыми глазами,
искренним, смелым взглядом, бесстрашно устремлёнными на мир. К своей
неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому
в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой и сказать: «Бомба! … неси в участок, да
смотри осторожнее…». Или убедить наивную молодую писательницу, что его голуби с
перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски,
живущей во дворе… Он говорил, что, если человек не понимает шутки — пиши
пропало. А. П. Чехов сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища,
смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы.

Бесконечная влюблённость в жизнь, радость
бытия придавали его художественному взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для
него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.

Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в
самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в
его произведениях.

Л.Н. Толстой говорил так «Читая
Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».

— Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы
обучающихся). Действительно, многие рассказы — это россыпь юмора, ума,
доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы
попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране  (А.П.Чехов  «Комическое в рассказе «Лошадиная фамилия».

Инсценирование отрывка из
рассказа А. П. Чехова «Хирургия»

Учитель в роли фельдшера Курятина, ученик
в роли дьячка Вонмигласова.

-Ребята, над чем вы смеялись?
(Высмеивается глупость, невежество)

-А сейчас мы прочитаем вместе рассказ с
забавным названием “Лошадиная фамилия”, герой которого не решался долго
выдернуть больной зуб.

3.Постановка проблемного вопроса

Вы во время моего чтения рассказа должны
подумать и определить, почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности
называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?

4.Чтение учителем рассказа.

5.Беседа с классом.

-Какие эпизоды вам показались особенно
смешными?

-Что делает рассказ смешным? ( Смешным
оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить,
что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные
фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).

Вы отметили, что смех вызвала речь, язык
героев. Что можно о них сказать?

« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»

« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу
пошлешь»,

«накося»( В его речи автор подчеркивает
повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные
раздражением)

Хотя генерал и мучается зубной болью, но
он не вызывает сочувствие у нас, не правда ли? Скорее всего автор заставляет
нас смеяться над комическим положением Булдеева. Как вы думаете, ребята, почему?
Не забывайте свои ответы подтверждать примерами из текста.

(Генерал считает заговоры «ерундой и
шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил
«лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора
вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).

Теперь обратим внимание на приказчика,
который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем
проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?

(Вспоминает забытую им фамилию знахаря
Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов
«лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по
масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.

— Давайте, обратим внимание, как меняется
поведение и речь Ивана Евсеевича.

Как ведет он себя вначале (уверенно,
неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает
ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном
положении, а самое главное – фамилию — забывает)).

-Как после этого меняется поведение героя?
(Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно
сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию,
опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)

— Какова речь приказчика? (Бедная,
неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит
просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)

-Через речь Ивана Евсеича Чехов
превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика. т.о. речь
героев — это еще один литературный прием, — сниженная, неверная речь, —
вызывающий наш смех. И мы с вами в этом убедились. Каким можно назвать
чеховский смех в рассказе «Лошадиная фамилия» : добродушным, уничтожающим или
другим? (Добродушным. Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что
забавно, но не опасно)

6.Словарная работа (можно
проводить и в процессе анализа рассказа).

Акциз- налог на товары народного
потреблении, акцизный чиновник-сборщик этих налогов.

Приказчик – наемный служащий в торговом
заведении управляющий имением у помещика или делами знатной особы в царской
России.

Депеша – телеграмма, послание, сообщение.

Шарлатан – обманщик, выдающий себя за
знатока.

Ваше превосходительство – к кому так
обращались в 19 веке? К высоким чинам.

Отставной генерал-майор – уже не служащий.

Давече –недавно, незадолго до момента
разговора.

Пользует, выпользует – лечит, вылечить.

Заговор – многозначное слов, заговаривает
зубы – сейчас это уже фразеологизм.(Давайте прочтем эту словарную статью с
словаре).

Четверть,четвертей пять овса – старинная
мера сыпучих продуктов,в данном случае ¼ часть ведра .Это ровно столько
сколько нужно на 1 кормление лошади, которая была основным средством
передвижения в конце 19 века.

— Ребята, все эти слова часто
употреблялись в конце 19 века, т.е. к моменту написания рассказа «Лошадиная
фамилия».

V. Подведение итогов

-Подведем итог: какие особенные чеховские
приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким
заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на
необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью
диалога; речью героев)

-По условиям юмористических журналов
рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов
научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых
фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат
читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости,
хамству,учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание
красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво
жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова. Учитель
возвращает учеников к целям и задачам урока, просит сделать вывод о достижении
поставленных задач и произносит заключительное слово, выставляет оценки.

Домашнее
задание
научиться
читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и
чувства героев.

Краткое содержание Лошадиная фамилия Чехова

Однажды у бывшего генерала заболел зуб. Он решил лечить его народными средствами: использовал разные полоскания и примочки, смазывал щеку напротив больного зуба разными мазями, но боль не проходила. Вызвали зубного врача. Тот долго возился с зубом, потом прописал лекарство, но оно тоже не принесло облегчения. Удалять зуб генерал отказался.

Вокруг генерала собралась вся семья. Каждый считал, что его средство самое лучшее. Даже приказчик генерала Иван Евсеевич пришёл со своими советами. Он рассказал, что у него есть знакомый чиновник, который может зубы заговаривать. Какие-то слова пошепчет, и боли как не бывало. Хоть и не верил генерал в заговоры, но терпеть тоже не было сил. Решил он к этому чиновнику за помощью обратиться. И тут Иван Евсеевич вспомнил, что этого чиновника сейчас в городе нет, он в Саратов уехал к тёще. Но он умеет зубные болезни на расстоянии лечить. Только для этого телеграмму на его фамилию необходимо отправить. Генерал тогда приказал на почту бежать, телеграмму отправлять. И вдруг оказалось, что приказчик фамилию чиновника забыл. Помнит только, что связана она с лошадьми. Рассердился генерал и выгнал приказчика из дома. Сказал, чтоб без фамилии чиновника он на глаза не появлялся.

Иван Евсеевич вышел на крыльцо, голову к небу поднял, а в уме фамилии перебирает. А в это время все домашние тоже стали придумывать фамилии. Вспомнили все слова, которые к лошадям отношение имеют. И какие только фамилии в голову им не приходили. Приказчик уже устал к ним бегать, чтобы каждого из них выслушать. Измученный генерал сказал, что награду даст тому, кто эту фамилию правильно назовёт. Всё поместье как встревоженный улей гудело.

Вся семья генерала до позднего вечера по дому ходила и придумывала лошадиные фамилии. Привлекли даже прислугу, которой пообещали большое вознаграждение. Но всё было напрасно. Всю ночь генерал не спал, по комнате ходил. К утру не вытерпел боли и вызвал врача. Врач приехал, удалил больной зуб и, получив плату за работу, отправился домой.

У дороги он увидел стоящего Ивана Евсеевича, который что-то тихо шептал. Доктор остановился и попросил приказчика продать ему овса, так как у него он самый лучший в округе. Вдруг лицо Ивана Евсеевича расплылось в счастливой улыбке, его осенило. Он вспомнил, что у чиновника, который заговаривал зубы, была фамилия Овсов. Он развернулся и помчался в имение. Генерал сидел в кабинете, и на его радостное сообщение сказал, что никакой ему уже лошадиной фамилии не нужно, и показал ему фигуру из трёх пальцев.

Главная мысль

Рассказ учит иметь своё мнение, быть смелым в принятии решений и лечиться у профессиональных врачей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Лошадиная фамилия. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Хоть Беллини и написал множество замечательных произведений, но главным своим творением он считает оперу Норма

Примерно в шестнадцатом веке появились различные сказания о князьях Владимирских. Всего здесь представлено две легенды. В первой легенде рассказывает о том, как произошли Рюриковичи.

Иван Иванович любил в жару снять свою бекешу, сесть с дыней и наблюдать за своим хозяйством. У него был большой дом, к которому прилегали чудесный сад и многочисленные пристройки.

Сказка Бажова удивительно точно пропитана чувством любви главной героини, преданностью своей веры, терпением к окружающей её действительности. Имя главной героини Катерина, имея хорошие внешние данные и открытую душу

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» — это рассказ солдата, который принимал участие в сражении на Бородинском поле во время войны с французами

Краткое содержание «Лошадиная фамилия»

Рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова написан в 1885 году. В произведении показана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Однако за явным комическим сюжетом видны серьёзные темы: социальное неравенство, недостаточная образованность, просвещённость и воспитанность людей, которые занимают высокое положение в обществе.

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Лошадиная фамилия».

Главные герои

  • Булдеев – отставной генерал-майор, никак не решавшийся вырвать больной зуб.
  • Иван Евсеич – приказчик Булдеева, неграмотный, недалекий человек

Другие персонажи

  • Доктор – спокойный, решительный, знающий свое дело.
  • Яков Васильевич Овсов – акцизный, знахарь, заговаривавший зубы даже по телеграфу.

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Краткое содержание

Когда у «отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы» , он принялся лечить их народными методами: полоскал рот коньяком, водкой, прикладывал к больному месту керосин, скипидар, опий и даже смазывал щеку йодом. Однако ничего не помогало. Приезжал доктор, и после осмотра посоветовал вырвать больной зуб, на что генерал ответил решительным отказом.

Однажды пришел к Булдееву его приказчик, Иван Евсеич, и «посоветовал полечиться заговором» . Он рассказал, что лет пять назад в уезде жил акцизный Яков Васильевич, который «заговаривал зубы – первый сорт» . Он переехал жить в Саратов, но даже оттуда может помочь людям в их беде при помощи телеграфа.

Поначалу генерал решил, что это шарлатанство, но жена уговорила его попробовать на себе силу заговора. Вот только приказчик никак не мог вспомнить фамилию этого акцизного: «Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная» . Все принялись предлагать варианты: Кобылин, Жеребцов, Жеребятников, Кобылицын, Жеребчиков, Лошадинин… Но ни одна из них не оказывалась верной.

Генерал, промучившись всю ночь, утром послал за доктором и вырвал больной зуб. Лишь после этого приказчик вспомнил, что фамилия акцизного была Овсов. Он сообщил радостную новость генералу, на что тот презрительно показал ему два кукиша.

Заключение

Рассказ Чехова учить принимать правильные решения и нести ответственность за свои поступки, а также не бояться действовать решительно и не поддаваться провокациям.

После ознакомления с кратким пересказом «Лошадиная фамилия» рекомендуем прочесть его в полной версии.

Кратко «Лошадиная фамилия» А. П. Чехов

Очень краткий пересказ рассказа «Лошадиная фамилия».

Генерал Булдеев в отставке страдает от зубной боли, и тут его приказчик вспоминает, что есть один чиновник, который умеет заговаривать недуги даже по телеграфу. Но они столкнулись с проблемой –приказчик не помнит его фамилию, он припоминает лишь то, что она какая-то «лошадиная».

Они долго гадали, подбирая разнообразные варианты, в итоге генерал вызывает доктора, и он быстро удаляет больной зуб. Только после этого приказчик вспоминает, что фамилия – Овсов, и отправляется к Булдееву, чтобы сообщить, но тот уже не нуждается в помощи.

Главные герои и их характеристика:

  • Булдеев – генерал-майор в отставке, у него болит зуб, но на удаление он не решается и ищет альтернативные методы лечения.
  • Иван Евсеич – приказчик генерала, помогающий ему с делами.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Яков Васильич Овсов – в прошлом акцизный (чиновник), умеет «заговаривать зубы даже по телеграфу».
  • Доктор – обычный специалист, спокойный, решительный.

Краткое содержание рассказа «Лошадиная фамилия» подробно.

Антон Павлович ЧеховАвтор: Антон Павлович Чехов

Случилась неприятная ситуация с генералом Булдеевым – у него разболелись зубы. Боль не унималась, лишь становилась все сильнее. Ему давали советы все в доме, как можно справиться с болью, но ничего не помогало.

Генерал полоскал рот настойками и алкоголем, но боль становилась все сильнее. Приезжал доктор, предложил вырвать зуб, генерал отказался, тогда врач выписал больному хину, но и это не помогало.

Приказчик Булдеева вспоминает, что есть один бывший чиновник, который заговаривал зубы, он может избавить от боли. Живет он в Саратове, поэтому местных на дому принимает, а остальных по телеграфу.

Иван Евсеич предложил генералу послать акцизному депешу и деньги по почте, чтобы тот помог Булдееву. Генерал сначала возмутился, что это шарлатанство, но после уговоров жены и измученный болью, решился обратиться к бывшему чиновнику.

Булдеев принялся составлять письмо, и когда нужно было написать фамилию адресата, выяснилось, что ее приказчик забыл. Иван Евсеич только припоминал, что она была «лошадиная». Целый день проходили они в догадках, выдумывая разные вариации «лошадиной» фамилии.

Генерал пообещал дать пять рублей, если кто-то догадается. Домочадцы выдумывали разные фамилии, перебирая возраст, пол и породы лошадей, но никто так и не смог угадать эту злосчастную фамилию.

Кратко «Лошадиная фамилия» А. П. Чехов

Наутро генерал, вызвал доктора, так как терпеть боль было уже невозможно. Приехал доктор и вырвал зуб, боль сразу же отступила.

Выезжая от пациента, доктор встретил за воротами Ивана Евсеича, который о чем-то сосредоточенно думал и что-то бормотал себе под нос. Доктор обратился к нему с просьбой, чтобы купить овса, так как местные продают корм плохого качества.

Тут приказчика осенило – «Овсов!». Он побежал к Булдееву, и сообщил, что вспомнил наконец-то фамилию, но было уже поздно: «На-кося! — сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша. — Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!»

История создания рассказа.

Год написания рассказа «Лошадиная фамилия»– 1885. Впервые его опубликовали в 183 номере «Петербургской газете» 7 июля 1885 года.

За основу произведения взят анекдот, который писатель однажды услышал, но в нем речь шла о «птичьей» фамилии – Вербин. Чехов решил немного переиначить сюжет и создал комичный рассказ про «лошадиную» фамилию.

Чехову удалось создать рассказ, название которого стало крылатым выражением. Явление, когда слово вертится на языке, но не поддаётся вспоминанию, называют «лошадиной фамилией». Это говорит о всенародном значении творчества данного писателя, часть которого стала объектом нашего анализа.

История создания

Как известно, А.П. Чехов имел способности не только в литературе, но и в медицине. Сомнения в выборе основной деятельности заставляли автора колебаться, возможно, поэтому он подписывал свои ранние рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится именно к такому периоду творчества. Опубликовано произведение было 7 июля 1885 года в «Петербургской газете».

Поводом для написания послужил услышанный писателем анекдот, где вспоминали птичью фамилию. Оказалось, что это Вербин, а ассоциативный ряд объяснялся тем, что птица садится на вербу.

Жанр и направление

Направление первой прозы Чехова – натуральная школа. В раннем творчестве автор продолжает гоголевские традиции, но в особенной авторской манере. Это проявляется даже на уровне поиска материала для произведения – житейская ситуация, анекдот. Другой общей чертой является высмеивание стереотипов поведения людей определённых должностей и положений: чиновников, приказчиков и т.д.

Жанр – юмористический рассказ. Кроме того, отражается в рассказе «Лошадиная фамилия» интерес Чехова к европейской новелле, о чем свидетельствует параллельное развитие житейской линии (болит зуб) и парадоксального факта (фамилия знахаря).

Писатель делает свою историю юмористической и абсурдной, главным образом, игрой слов. Например, знахарь «зубами кормится», «зубы заговаривает».

Не лишен рассказ и фольклорного подтекста: неслучайно приказчика зовут Иваном, да и его совет — обратиться к знахарю — трудно назвать мудрым.

Смысл названия

Автор грамотно выстраивает свою игру с читателем. В начале представляется печальная ситуация отставного генерал-майора Булдеева, далее перечисляются все возможные и невозможные способы лечения. И только во второй половине рассказа появляется мотив, восходящий к названию – лошадиная фамилия.

Перечисление догадок героев является одной из композиционных основ. Но суть заглавия заключается не только в этом.

На деле же фамилия относится к животному лишь косвенно. Персонажи ошибочно выбирают цель, теряют правильный путь – и в этом кроется смысл названия рассказа. Как забытое имя не было лошадиным, так и помощь была нужна не знахарская, а традиционная.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральный персонаж рассказа — Булдеев, генерал-майор в отставке. Чехов, создавая своих героев, использует и водевильную традицию, нарекая их говорящими именами. Созвучие фамилии человека столь высокого ранга с балдой работает на смехотворное снижение его положения. Булдеев наивен, доверчив, он доведён до отчаяния непрекращающейся болью. Неприятная ситуация выявляет ещё одно свойство, порочащее имя генерала – трусость. Решись он сразу вырвать зуб – не было бы всей этой истории вокруг знахаря.
  2. Приказчик простодушен, он искренне желает помочь. Бескорыстность можно выделить как положительное качество, но Иван Евсеич глуп, и это опять же высмеивающий компонент в портрете героя.
  3. В знахаре юмористически представлен традиционный набор качеств чиновника. У него есть пристрастие к водке, Овсов содержит любовницу. Да и сама трансформация акцизного чиновника в знахаря красноречиво говорит о многом.
  4. Лишь доктор представлен как исключительно положительный герой, рационально мыслящий, честно выполняющий свою работу. Возможно, такая авторская симпатия к доктору неслучайна, ведь эта профессия не чужда и самому Чехову.

Темы и проблемы

  • Профессионализм. Ситуация, описываемая Чеховым, абсурдна. Приказчик – бестолков, генерал – труслив, а чиновник становится знахарем. Если в Булдееве высмеивается его боязнь вырвать больной зуб, то в Овсове – бездействие управленцев и хозяйственников. Должностные лица часто обещают лишь на словах – заговаривают зубы своим просителям. Там же и занимается знахарь в буквальном смысле, но разве этим должен заниматься акцизный чиновник?
  • Суеверие. В рассказе противопоставлены врач и лекарь. Этот конфликт не является центральным, но Чехов показывает в «Лошадиной фамилии» всё бессмысленность откладывания необходимой медицинской процедуры. Автор высмеивает, как генерал-майор, казалось бы, разумный человек, поддаётся на провокации верящего в заговоры приказчика.
  • Трусость. Боясь обыкновенной медицинской процедуры, человек выглядит смешно и ведет себя глупо. Как же такой генерал в случае надобности защитит страну? Эта проблема – сквозная в творчестве Чехова, его герои часто боятся пустяков, зато реально ужасных вещей они не видят.

Смысл

Идея рассказа в самодисциплине, в умении взять себя в руки в непростой ситуации. Иначе придется напрасно страдать и заставлять мучиться других. Так, приказчик совершает абсолютно ненужную работу – вспоминает фамилию знахаря, а все члены семьи тщетно пытаются ему в этом помочь. Главная проблема героев рассказа в том, что они не могут сконцентрироваться на главном, вследствие чего все делают что-то не то. Касается это как непосредственно событий повествования, как и того, чем они занимаются по жизни.

Главная мысль рассказа очевидна: каждый человек должен ответственно заниматься своим делом, только так будет водружен порядок. Но пока генералы боятся врачей, знахари заговаривают зубы, будучи чиновниками, а приказчики болтают на рабочем месте, все будет происходить шиворот навыворот, как и показывает автор. Путь избавления от всей этой пошлой бессмысленности лежит через честный труд.

Чему учит?

Рассказ учит не отступать перед неизбежным. Человеку следует перебарывать свои страхи и соблазны в пользу правильных, разумных действий. Чехов призывает не халтурить, не прибегать к шарлатанству, а добросовестно делать свою работу.

Кроме того, человек должен быть на своём месте: смелый – в генералы, разумный – в приказчики, обязательность – в чиновники. Если же личностные качества не соответствуют профессии, то получается такая смешная и несуразная ситуация, как в «Лошадиной фамилии». Что было бы, если бы и доктор не справился со своими обязанностями? Возможно, в этом рассказе заложены личные искания и сомнения самого Чехова, ещё не решившего, какую деятельность, врачебную или писательскую, избрать главной.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Рассказ лошадиная фамилия чему учит рассказ
  • Рассказ лисята чарушин с картинками
  • Рассказ лисята чарушин текст
  • Рассказ лисичкин хлеб распечатать
  • Рассказ логопеда о себе