Рассказ лисичкин хлеб распечатать

Автор на чтение 9 мин. просмотров 9 опубликовано 03.03.2021 лисичкин хлеб добрая и поучительная история о маленькой девочке зиночке,

На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

lisichkin-hleb-chitatelskiy-dnevnik-64372.jpg

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.

Пришвин М., «Лисичкин хлеб» Жанр: рассказ о природеГлавные герои рассказа «Лисичкин хлеб» и их характеристика

  1. Автор, натуралист и писатель. Охотник и собиратель, знаток природы. Добрый и хитрый.
  2. Зиночка. Маленькая девочка-копуша. Не любит есть хлеб, только лисичкин.

План пересказа рассказа «Лисичкин хлеб»

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик
  3. Грибы и ягоды
  4. Сосновая смола
  5. Травы
  6. Кусок хлеба
  7. Аппетит Зиночки.

Кратчайшее содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор вернулся из леса с полной сумкой.
  2. Он достал оттуда тетерева и рябчика, потом много грибов.
  3. Затем извлек ягоды из карманов и кусочек смолы
  4. Потом достал разных трав.
  5. Под травой лежал кусок хлеба, про который автор сказал, что он лисичкин.
  6. Зиночка полюбила лисичкин хлеб и всегда его ела.

Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб» Все привычное не кажется таким вкусным, как то же самое, но необычное.Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб» Рассказ учит любить природу, учит разбираться в растениях, ягодах и грибах, знать привычки животных. Учит доброте и любви.Отзыв на рассказ «Лисичкин хлеб» Мне понравился этот очень простой рассказ. Девочка Зина не хотела есть белый хлеб, потому что к нему привыкла, но лисичкин хлеб казался ей чудом, и потому она его ела с удовольствием.Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб» Вкусивши сладкого, не захочешь горького. Есть привычка, есть и отвычка. Хлеб — всему голова. Только ангелы с неба не просят хлеба. Не корми меня тем, чего я не ем.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» Как-то автор весь день проходил по лесу, а вернувшись домой, стал вытаскивать из своей туго набитой сумки разные чудеса. Девочка Зиночка спрашивала автора, что это, а он ей охотно объяснял. Для начала автор показал птицу Терентия, который весной бормочет и клюет березовые почки, осенью собирает ягоду, а зимой греется под снегом. Потом показал рябчика, показал как тот свистит, высыпал на стол много грибов разного цвета. Из карманов автор извлек ягоды — чернику, голубику, бруснику. А потом показал девочке кусочек сосновой смолы и пояснил, что этой смолой деревья лечатся от нанесенных им ран. Потом автор стал доставать разные травы и показывать Зиночке — кукушкины слезки, валерианку, петров крест, заячью капусту. А под заячьей капустой в сумке лежал кусок обычного черного хлеба, который автор взял с собой в лес. Зиночка увидела хлеб и удивилась, откуда он взялся в лису. Но автор сказал, что если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкина хлеба. Зиночка попробовала хлеб и тут же съела его весь, без остатка. Дома бывает и белый хлеб не возьмет, а вот лисичкин хлеб из леса ей сильно понравился, куда лучше домашнего.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лисичкин хлеб»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Год написания: 1939

Жанр: рассказ

Главные герои:охотник, Зина — его дочь

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

Сюжет

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу. И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод (мое мнение)

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Добавить в избранноеСодержание:

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин. 

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

В тексте задействовано два героя:

  1. Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

  2. Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут. 

Основные сюжетные действия в рассказе:

  1. Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

  2. В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

  3. Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

  4. Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

  5. Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

  6. Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

Завязка:

  • охотник возвращается домой;

  • тетерев и рябчик;

  • грибы, ягоды;

  • смола и сосны;

  • травы.

Кульминация:

  • обнаружение кусочка хлеба;

  • хитрость охотника.

Развязка:

  • любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских». 

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи. 

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

  • «Вкусивши сладкого, не захочешь горького».

  • «У соседа всегда трава зеленее».

  • «Хлеб всему голова».

  • «Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».

  • «Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lisichkin-hleb.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1658-lisichkin-hleb.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lisichkin-khleb.html

Обновлено: 29.06.2021 13:11:54

К концу первого класса дети овладевают беглым чтением. Чтобы в дальнейшем этот навык только совершенствовался, им задают чтение книг с обязательным ведением дневника читателя. Это своего рода блокнот, куда записывается информация о прочитанном произведении.

Читательский дневник 1 класс: шаблон, образец, краткое содержание, как оформить

Какой смысл дневника читателя

Дневник читателя является обязательным условием в начальной школе. Психологи говорят о его необходимости, поскольку ребенок в этот момент учится рассказывать о прочитанном, записывать содержание в виде сочинения, рассуждать и анализировать книгу. Эти важные навыки нужно приобрести в начальной школе. Пока что это трудно дается детям. Поэтому им нужна помощь учителей и родителей. Также детские психологи дают рекомендацию о регулярном пролистывании читательского дневника, чтобы ребенок имел возможность вспомнить события произведения.

Виды читательского дневника

В школе нет жестких требований к ведению дневника читателя. Это своего рода творческая работа учащегося. Конечно, будет приятно, если это красочная тетрадь, в которой не только даны сухие данные о произведении и авторе, но и рассуждение ребенка, пересказ сюжета, иллюстрация к книге.

Существует два вида дневников читателя:

Дневник-отчет, в котором указана следующая информация:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Начальная и конечная дата чтения.

  4. Сколько прочитано страниц в день.

Дневник-анализ состоит из следующей информации:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Вид произведения, сказка, рассказ, былина, басня, повесть, стихотворение.

  4. Главные герои.

  5. Сюжет.

  6. Основная мысль.

  7. Рисунок.

Как правило, первый вид дневника читателя не вызывает сложности у ребенка, а вот с заполнением дневника-анализа у первоклассника нередко возникают затруднения.

Ребенок не хочет вести дневник читателя

Часто бывает, что первоклассник не хочет вести читательский дневник, ему это занятие кажется неинтересным и скучным. Если он будет вынужден делать это, то пострадает качество не только ведения дневника, но и чтения, что станет серьезной проблемой для дальнейшей учебы.

Психологи рекомендуют побуждать ребенка к ведению дневника читателя красивым его оформлением. Дети в этом возрасте еще мотивируются внешними факторами. Можно вместе сходить в магазин, дать возможность ребенку самому выбрать тетрадь для ведения дневника, канцелярию. При покупке учитывать желания и приоритеты ребенка. Предложите ему оформить титульный лист картинками из любимых книжек или даже мультфильмов. Главное, чтобы эта тетрадь была достоянием ребенка, чтобы он мог гордиться ей, имел желание ее перелистывать.

Оформление дневника читателя

Читательский дневник 1 класс: шаблон, образец, краткое содержание, как оформить

Нет единого требования к оформлению читательского дневника. Если у родителей или ребенка есть желание проявить фантазию, то можно воспользоваться обычной тетрадью, цветом выделять заголовки, разрисовать титульный лист. Ребенок будет иметь возможность создать уникальную вещь. Второго такого дневника читателя нигде не будет. Родители могут помочь ему в оформлении. Как правило помощь требуется только для первых нескольких произведений. В дальнейшем ребенок будет действовать по заданному шаблону сам с проявлением своей фантазии.

Можно воспользоваться готовыми дневниками читателя. У них есть один несомненный плюс, там все уже разлиновано и структурировано. Ребенку остается только заполнить все пункты. Таких тетрадей сейчас много. Но, они уже не будут проявлением фантазии и творчества ребенка. Они учат лишь действовать по шаблону.

Советы по ведению дневника читателя

Педагоги начальной школы дают следующие советы по ведению дневника читателя:

  1. Заполнять читательский дневник лучше сразу после прочтения произведения. В этом случае воспоминания еще будут свежи, не возникнет необходимость возвращаться к книге.

  2. Время от времени нужно пролистывание дневника, чтобы помнить, о чем идет в прочитанных произведениях речь.

  3. Если ребенок еще читает медленно, то не заставляйте его читать произведение за раз. Возможно, ему потребуется несколько дней. Главное, чтобы у него было желание читать.

  4. Рисунок по книге является отличным способом запоминания ее сюжета.

Нельзя списывать отзыв с сокращенной версии о произведении. Ребенок должен сам прочитать его, осмыслить, оставить в своей памяти.

Образец ведения дневника читателя

Ниже мы предложим образец ведения читательского дневника-анализа на примере некоторых произведений, заданных для прочтения в 1 классе.

Перро «Спящая красавица»

  1. Шарль Перро.

  2. «Спящая красавица».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Спящая красавица – девушка 15 лет. Красивая, любопытная.

  2. Король и королева – родители спящей красавицы. Любят свою дочь.

  3. Семь фей – волшебницы. Добрые, наделили спящую красавицу чудесными качествами.

  4. Старая фея. Злая, обидчивая. Наделила спящую красавицу страшной судьбой.

  5. Принц. Разрушил заклятие.

Сюжет:

В одном королевстве жили король с королевой. У них долго не было детей. После того, как наконец-то родилась дочь, король устроил большой пир, на который забыл позвать старую фею. Она обиделась на всех. После того, как в разгар веселья феи пошли смотреть на ребенка и наделять ее чудесными качествами, выступила старая фея. Она сказала, что девочка уколется веретеном и умрет.

Бедным родителям было очень страшно. Но последняя фея, седьмая, увидела, что старуха что-то затевает неладное и спряталась за кроватью. После того, как злодейка произнесла свое пророчество, она смогла его поправить и сказала, что девушка не умрет, а лишь уснет крепким сном и проспит 100 лет. Затем ее пробудит прекрасный принц, который станет ее мужем.

После того, как закончился пир, король издал указ, чтобы в его королевстве не было веретен и прялок. Прошло 15 лет. Девушка гуляла по дворцу и забрела на чердак, где сидела та самая старая фея и пряла пряжу. Она заинтересовалась действиями злодейки, уколола палец и в тот же миг забылась крепким сном.

Седьмая фея заколдовала короля, королеву и всех ее приближенных, чтобы, когда девушка проснулась ей не было так одиноко. Прошло сто лет, вокруг замка вырос дремучий лес. Как-то услышал предание о спящей красавице прекрасный принц, который решил все увидеть своими глазами. Он преодолел густые заросли, оказался в замке и разбудил девушку. Вместе с ней оживилось все вокруг, все продолжили делать то действие, на котором оказались заколдованными век назад. Красавица с принцем сыграли свадьбу.

Основная мысль: нельзя никогда отчаиваться, нужно бороться за свое счастье и не бояться трудностей.

Носов «Живая шляпа»

  1. Николай Носов.

  2. «Живая шляпа».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Вадик. Решительный. Находчивый.

  2. Вовка. Боязливый, робкий.

  3. Васька – котенок.

Сюжет:

Вовка пришел в гости к Вадику. Мальчики сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг они увидели, как с комода упала шляпа и побежала. Вовка закричал, что шляпа живая, но Вадик сомневался. Шляпа тем временем зашевелилась и поползла к дивану. Мальчишки сильно испугались и выскочили из комнаты.

Вовка стал плакать во весь голос от испуга, собрался идти домой, так как боится живой шляпы. Вадик вооружился клюшкой и пошел проверять шляпу, Вовке досталась лыжная палка. Мальчики вошли в комнату, шляпа лежала спокойно и не шевелилась. Они стали стучать своими орудиями по полу и кричать, шляпа спокойно лежала. Тогда в качестве оружия они взяли картошку и стали вести «обстрел» по шляпе. Вдруг Вовка попал в цель. Шляпа подскочила и из-под нее выскочил с мяуканьем котенок Васька.

Мальчики обрадовались и догадались, что это шляпа упала на котенка. Вовка и Вадик кинулись к Ваське, стали его обнимать, который радовался от удовольствия и жмурился от яркого света.

Основная мысль: нужно быть храбрым, решительным, смелым, уметь решать вопросы и не бояться жизненных ситуаций.

Пришвин «Лисичкин хлеб»

  1. Михаил Пришвин.

  2. «Лисичкин хлеб».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Автор. Охотник, любит природу.

  2. Зиночка – девочка, которая ждет «лисичкин» хлеб.

Сюжет:

Автор проводит целые дни в лесу, откуда приносит домой разные диковинные вещи. Зиночка всегда с интересом их разглядывает и задает вопросы. Автор охотно объясняет их происхождение девочке. Он рассказывает ей о рябчике, тетереве, что они едят, показывает, как они свистят.

Затем писатель на стол высыпает разные грибы и ягоды, небольшой кусочек смолы, объясняет, что ей лечат раны у деревьев. Затем он достает из сумки разные травы, рассказывая Зиночке и показывая валериану, заячью капусту, кукушкины слезы. Под травами у охотника в сумке оказался хлеб, который он брал с собой в лес. Девочка очень удивилась, откуда в лесу хлеб. Автор не растерялся, рассказал, что у зайца есть капуста, а у лисы – хлеб. Как только девочка услышала про лисичкин хлеб, тут же его съела и сказала, что он гораздо вкусней домашней выпечки.

Основная мысль: нужно любить природу, знать про птиц, зверей, травы, которые обитают в вашей местности.

Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

  1. Дмитрий Мамин-Сибиряк.

  2. «Серая Шейка».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Серая Шейка – уточка. У нее сломано крыло. Она не смогла улететь на юг. Добрая, наивная.

  2. Лиса. Злая, хитрая, коварная.

  3. Заяц. Друг Серой Шейки. Добрый, но трусливый.

  4. Охотник. Старик. Добрый. Пожалел Серую Шейку.

Сюжет:

У Утки и Селезня были утята, одна дочка была со сломанным крылом, которое ей повредила лиса. Она не умела летать. Пришла осень. Все утки стали собираться в дальнюю дорогу. Им предстояло лететь на юг. Мама Утка переживала о дочери, но была вынуждена лететь, чтобы спасти других утят и показать им дорогу на юг. Мама Утка оставила Серую Шейку и советовала держаться ей полыньи, которая долге не замерзает.

Все птицы улетели. Серая Шейка осталась одна. Единственным другом у нее был Заяц. Как-то раз к полынье пришла Лиса, которая хотела хитростью подманить уточку и съесть ее. Но она поняла ее замысел и не подплыла. Заяц предупредил свою подругу о коварстве Лисы. Теперь она стала ее остерегаться еще больше. Каждый день становилось все холодней. На реке встал лед, полынья стала уменьшаться в размере. Каждый день приходила коварная Лиса, чтобы проверить уточку. Как-то полынья совсем сузилась и Лиса уселась на берегу и стала подманивать Серую Шейку, обещая все равно ее съесть.

Тут в лесу проходил дед-охотник, который подстерегал зайцев, но они убегали от него, оставляя старика ни с чем. Тут он увидел на берегу Лису и выстрелил. Когда он подбежал на реку, то вместо лисы увидел уточку, которая металась по полынье. Серая Шейка рассказала охотнику про свое горе. Тот пожалел ее и забрал зимовать к себе домой. Там она счастливо пережила зиму, охотник подлечил ее крылышко. Наступила весна, дед выпустил уточку на реку, где она встретилась со своей мамой, которая прилетела с юга.

Основная мысль: не нужно отчаиваться, иногда спасенье приходит откуда его не ждешь.

Мы предложили образец ведения читательского дневника для 1 класса на некоторых произведениях, рекомендованных к чтению в этом возрасте.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

РАССКАЗЫ М. М. ПРИШВИНА

(конкурс)

Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством М. М. Пришвина; расширить знания детей о природе нашей Родины; прививать любовь и бережное отношение к миру природы.

Оборудование: выставка книг, портрет М. М. Пришвина, иллюстрации к понравившимся рассказам.

Подготовка к уроку: учащиеся читают рассказы М. М. Пришвина («Ребята и утята», «Журка», «Изобретатель», «Пиковая дама», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Ястреб и жаворонок» и др.), рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям.

Ход занятия

I. Разгадывание кроссворда.

— Сегодня наше занятие предлагаю начать с разгадывания кроссворда.

Рассказ лисичкин хлеб распечатать

Вопросы:

1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? 2. По … и рана (пословица, множественное число). 3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. 4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью, леопард. Второе название этого животного. 5. Когда я черен — / Я куслив и проворен, / А лишь покраснею, / Так и присмирею (множественное число). 6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. 7. Без … разум туп. (Пословица.) 8. Она всех кормит, поит, носит. 9. Живет в лесу, / Ухает, как разбойник, / Люди его боятся, / А он людей боится. 10. Выпуча глаза сидит, / По-французски говорит, / По-блошьи прыгает, / По-человечьи плавает (детеныш). 11. Кто ни разу шага не сделал? 12. Трав копытами касаясь, / Ходит по лесу красавец. / Ходит смело и легко, / Рога раскинув широко (множественное число). 13. В синей чашке алый мяч, / Он и светел и горяч.

Ответы: 1. Медведь. 2. Звери.3. Черемуха.4. Барс. 5. Раки. 6. Клюква. 7. Памяти. 8. Река. 9. Филин. 10. Лягушонок. 11. Воробей.12. Лоси. 13. Солнце.

—        Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках.
(Михаил Пришвин.)

  • Как вы думаете, по какому принципу составлен кроссворд? (Это все названия рассказов.)

  • Верно, но некоторые из названий нужно уточнить. Под номером семь: память чья? (Беличья.)

  • Под номером тринадцать: узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)

П. Рассказ о писателе.

Рассказывает ученик или сам учитель на фоне звучащей музыки.

III. Конкурс.

—        А сейчас, ребята, предлагаю вам конкурс на лучших знато
ков произведений М. М. Пришвина.

Учащиеся делятся на команды, придумывают названия.

1-й конкурс: «Викторина по рассказам М. М. Пришвина».

1.        Назовите имя героя рассказа:

«…копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

—        Лисичкин хлеб куда лучше нашего»?

Девочка Зиночка; рассказ «Лисичкин хлеб».

2.        О каких цветах идет речь:

«И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие»? (Одуванчики; рассказ «Золотой луг».)

3.        О каком открытии идет речь в рассказе «Золотой луг»?
(Спать одуванчики ложились вместе с детьми и вместе

с ними вставали.)

4.        Послушайте отрывок из рассказа. К кому это обращение?
«- Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

—        Фру-фру!»

(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».)        <

  1. На радостях, что улетевший на середину болота Журка вернулся, ребята стали давать ему лягушек и считать. Сколько лягушек проглотил журавль? (43.)

  2. О гнезде какой птицы идет речь?

«Вот ведь как у них: невитые гнезда, чуть только поцарапаны, и прямо на земле лежат яйца, чисто как на столе». (Птица чибис; рассказ «Пуговка».)

7.        Вспомните рассказ «Изобретатель». Кого Пришвин так
называет и почему? (Утенка; он придумал, как по спине утки
выбираться из глубокой корзины.)

  1. Одна из уток в рассказе «Изобретатель» отказалась сидеть на яйцах. Кого посадили вместо нее? (Курицу по кличке Пиковая Дама.)

  2. За что курицу прозвали Пиковая Дама? (За клюв-пику.)

10.        Вспомните рассказ «Ребята и утята». Куда шла утка
с утятами? (Из леса к озеру, в обход деревни.)

  1. Почему утка оказалась в лесу? (Весной озеро далеко разливалось, сухое место для гнезда нашлось в болотистом лесу.)

  2. Как шли утка и утята в открытых для глаз человека, лисицы или ястреба местах? (Утка шла позади утят, чтобы не выпускать их из виду.)

  3. Чем ловили утят? (Шапками.)

  4. Вспомните рассказ «Еж». Зачем автор принес домой ежа? (Ловить мышей.)

  5. Из чего еж устроил себе гнездо? (Из газеты.)

  6. Кого Пришвин назвал птичьим чертом? (Филина.)

  7. О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»? (О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)

  8. Кроме Лимона, в доме жили и другие животные. Какие? (Пес Нелли и гончая собака Трубач, кот Мишка, грач, ежик, баран Борис.)

  9. Как известно, Лимон властвовал в доме и тиранил дружных между собой зверей. Как решили проучить забияку? (Лимона посадили в шляпу.)

20. Как менялись клички у спаниеля с английской кличкой Джимми? (Сначала Джимми превратили в арабского Джина, а когда этот Джин засел верхом на утку и начал ее жать -в Жима, а потом Жим получил кличку Сват; рассказ «Сват».)

2-й конкурс: «Назовитерассказ».

Участники команд обмениваются нарисованными заранее иллюстрациями к рассказам М. М. Пришвина.

Задача соперников — по иллюстрации определить рассказ.

3-й конкурс: «Знатоки природы».

—        Я приготовила вам вопросы, а ответы на них, конечно же,
в книгах М. М. Пришвина.

Вопрос 1. Всем известно, что есть птицы, которых можно научить говорить. Это попугаи.

А можно ли научить хоть что-то говорить грача?

(Да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетал к окну, а Пришвин спрашивал его: «Кашки хочешь, дурашка?» Очень ему хотелось, чтобы грачонок ответил ему: «Хочу».

Но вот случилась беда: воры обчистили, остатки крупы выгребли. Так и лег спать голодным. Утром в окошко постучали: прилетел грач. Хотел автор его поймать, а он залетел на самую верхушку дерева, смотрит сверху и говорит:

—        Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?)

Вопрос 2. Бывает жаркий день. Представьте, что вы долго бродите по лесу и вам захотелось пить. До ручья далеко. Как же напиться в такой ситуации?

(В рассказе «Старый гриб» автор делится, как он попил-таки воды в такой ситуации: «Мне открылась поляна в лесу,

посредине ее две березы, под березами — пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой». Так он и попил воды вместе с птицами.)

Вопрос 3 . Весной, после пробуждения, барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи воды не располагают аккуратного зверя к дальним прогулкам. Нор нарыто барсуками множество. Внимание: вопрос! Зачем барсукам столько нор?

(Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев-барсуков.)

Вопрос 4. По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе?

(По сильному и неприятному запаху.)

Вопрос 5. Волк — опасный хищник. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнезда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Часто волки нападают на домашних животных.

Внимание: вопрос! А возможно ли такое, чтобы волки напали на медведя?

(Да, мы читали об этом в рассказе «Белый ожерелок». Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз видит в окошко — бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Он, мишка этот, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился. Старик, поняв это дело, снял винтовку со стены и говорит:

— Миша, Миша, подержи!

Старик застрелил трех волков. Только после этого волки разбежались. А медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же старик на этого медведя надел белый оже-релок и всем охотникам наказал, чтобы медведя этого никто не стрелял.)

Вопрос 6. Может ли быть, чтобы полевая птица жаворонок стала бы бегать по лесу?

(Да, возможно. В рассказе «Ястреб и жаворонок» говорится об этом. Таким образом жаворонок спасался от ястреба. Защиту нашел у людей.)

IV. Работа с выставкой книг.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454842-rasskazy-m-prishvina-konkurs

  • Рассказ лия наташа и алеша читать
  • Рассказ летучий корабль распечатать
  • Рассказ лиса и кувшин
  • Рассказ лиса с лисятами чарушин
  • Рассказ летучий корабль читать