С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Мальцевой Екатерина Алексеевны 33Б группа
На подпись 12.04.2021 (в понедельник)!
Дата: 03.04.21
ДОУ: №41
Группа:старшая группа (5-6 лет)
Методист: Соломина Елена Владимировна
Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин».
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: Игровая,восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети умеют слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин»), сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети развивают связную речь (монологическую и диалогическую формы речи);
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказки «Лиса и кувшин».
Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает»
Цель:Формирование интереса и потребности к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и кувшин» и пересказа сказки.
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Лера- учить отвечать полным ответом |
Воспитывать умения слушать новые сказки(на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин»), сопереживать героям произведения. Воспитывать интерес и потребность к чтению. Воспитывать бережное отношение к книге. 2.Развивающие задачи: Развивать любознательность. Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать свободное общение со знакомым взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. 3. Обучающие задачи: Обогащать словарь детей новыми словами: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает» |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов)
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы: обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Список использованных источников:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
-
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
-
Дошкольное обучение. Лиса и кувшин. Русская народная сказка
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Лиса и кувшин»,сундук, письмо, изображения лисы и кувшина
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: — заинтересовать детей на предстоящую деятельность; — воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать свободное общение со знакомым взрослым и сверстниками. | Эмоциональное- стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Ребята, мне сегодня пришло сообщение на телефон от героев сказки, но ту не написано какой. Давайте с вами прочитаем сообщение. Уважаемые читатели! Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, Её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её … (лиса) Воспитатель ставит на мольберт изображение лисы – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Кувшин) Воспитатель ставит на мольберт изображение кувшина -Ребята, какие вы молодцы, отгадали все загадки! -Мы отгадали название сказки. Сказка называется «Лиса и кувшин» -Ребята, вы хотели бы узнать, о чем эта сказка? | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание) Задачи: — познакомить с русской народной сказки «Лиса и кувшин»; — формировать интерес к чтению; — воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. | Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. | Воспитатель читает сказку Воспитатель показывает иллюстрации в книге. | Дети внимательно слушают, рассматривают иллюстрации. | Дети ознакомлены с русской народной сказки «Лиса и кувшин»; проявляют интерес к чтению; умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения. |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: — обогащать словарь детей новыми словами «жать», «подобралась»,«вылакала», « кувшин не отстаёт» — вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать свободное общение со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа; эмоциональное стимулирование; поощрение; иллюстрация | Воспитатель задаёт вопросы. Воспитатель поощряет детей к высказыванию, комментирует высказывания. Проявляет уважение к детским высказываниям. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и кувшин»? -Что вам особенно запомнилось? — О чём эта сказка? — Где происходило действие? -Когда мы с вами читали сказку, вам встретились непонятные слова. Какие? «жать» — собирать в поле урожай хлеба; «подобралась» — тихо подбежала; «вылакала» — выпила; «кувшин не отстает» — не отпускает. — Какие герои нам встретились в сказке? -Чем заканчивается сказка? -Что сделала лиса, когда нашла кувшин? -Что произошло в конце сказки? | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, говорят непонятные ими слова | Дети вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. |
Физкультминутка Задачи: — снять мышечное напряжение; — подготовить к дальнейшей деятельности -совершенствовать двигательные умения и навыки детей | Упражнение Показ | Воспитатель выполняет физминутку вместе с ребятами. Лисонька по лесу шла (ходьба на месте), | Дети выполняют упражнения по образцу. Дети демонстрируют физическую активность. | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. |
2.3 Повторное чтение Задачи: — воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; — формировать интерес к чтению; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Выразительное чтение Приемы мнемографии (Мнемоквадраты) | Воспитатель читает второй раз сказку и раскладывает картинки-мнемоквадраты, делает раскадровку сказки | Дети внимательно слушают рассматривают картинки, запоминают сказку | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
2.4 Пересказы детей Задача: — развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи). | Пересказ; рассказывание; поощрение; приёмы мнемотехники(мнемоквадраты) | Воспитательпоказывает заинтересованность. Эмоционально вовлекает в слушание пересказов. — Кто хочет попробовать рассказать русскую народную сказку «Лиса и кувшин» (по картинкам)? | Дети пересказывают содержание сказки, слушают сверстников. | Дети развивают монологическую и диалогическую формы речи. |
3. Рефлексия. Задачи: — формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности — развивать свободное общение со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми. — Ребята, вам понравилась сказка, которую мы пересказывали? -Кто из героев вам понравился больше всего? — Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? -Как вы их преодолели? — Ребята, помогали ли вам картинки пересказывать сказку? | Дети отвечают на вопросы | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Задачи: — ориентировать детей на самостоятельную деятельность; — воспитывать бережное отношение к книге; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, хотите рассмотреть книгу русских народных сказок? Давайте рассмотрим её обложку и иллюстрации. Перелистывайте страницы аккуратно, бережно. Хотите раскрасить героев сказки «Лиса и кувшин»? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; демонстрируют бережное отношение к книге; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И КУВШИН»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/453802-pereskaz-russkoj-narodnoj-skazki-lisa-i-kuvsh
Конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Белоусовой Дарьи Алексеевны, студентки 33 б группы
Дата: 27.04.2021
ДОО: №41
Группа:старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитатель:
Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна
Методист:Соломина Елена Владимировна
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: Игровая,восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин», сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин»;
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»;
Дети демонстрируют умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия;
Дети познакомились с новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно»;
Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.
Цель:Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин»
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». 2.Развивающие задачи: Развивать связную речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. Развивать умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. 3.Обучающие задачи: Ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и кувшин». Учить детей пересказывать знакомую русскую народную сказку «Лиса и кувшин», связно и последовательно, используя сказочные повторы. Обогащать словарь детей новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | Миша – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы: обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Список использованных источников:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
-
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Лиса и кувшин», опорные картинки, карта, волшебный мешок, теневой театр.
Предварительная работа: Игра «Живые слова».
Задачи: продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Ход:
—Ребята, помните мы с вами играли в игру «Живые слова? Сейчас вы угадаете одно слово, чтобы получилось предложение.
Пригласить к столу троих детей. Двум детям говорить слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют дети (крадётся, мчится, несётся, приближается…). Выбрать одно из названных детьми слов и предлагать третьему ребёнку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса).
Подводить итог: «У нас получилось предложение». Дети произносят предложение: Рыжая лиса приближается.
Менять слова местами: «А сейчас какое предложение?» (Приближается рыжая лиса.)
Индивидуальная работа: «Отгадай загадки»
Задачи: учить отгадывать загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных, большой – маленький.
Оборудование: иллюстрации животных (медведь, лиса, заяц, волк)
Ход:
—Послушай и отгадай загадки. Выучи загадку про лису. Найди самого большого зверя и самого маленького.
Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами — беда!
Так нажалят иногда! (Медведь)
Хоть на вид — краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей. (Лиса)
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат | |
1. Мотивационный этап Задачи: — заинтересовать детей на предстоящую деятельность; — воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками; — воспитывать бережное отношение к книге в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | Эмоциональное стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу волшебный мешочек. -Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Вы хотите? Чтобы узнать куда мы отправимся, нужно посмотреть на карту. На ней спрятан ответ! Давайте вместе внимательно посмотрим и дружно найдём! — Верно, вот же волшебный мешочек. Ребята, вы хотите узнать, что в нём? — Давайте же скорее посмотрим. — Ребята, что же это такое? — Правильно, книга. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в книгу! — Но чтобы узнать, в какую, нам нужно отгадать загадки. Хитрая плутовка, — Молодцы! – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, |
Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками; Дети демонстрируют бережное отношение к книге. | ||||
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание) Задачи: — формировать интерес к чтению; — ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»; — обогащать словарь детей новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. | -Сейчас мы будем путешествовать по сказке, я буду читать вам сказку, а вы слушайте внимательно. Воспитатель читает сказку Воспитатель объясняет значение слова жать (жать – убирать хлеб), вылакала (выпила),подобралась (тихо подбежала), кувшин не отстает (не отпускает), полно (хватит, пора прекратить). | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. | Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин» проявляют интерес к чтению; умеют слушать русские народные сказки Дети познакомились с новыми для них словами «жать», «вылакала», «подобралась», «кувшин не отстает», «полно». | |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: — вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. | Беседа; эмоциональное стимулирование; поощрение; иллюстрация; выборочное чтение | Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и кувшин»? -А что вам в этой сказке особенно запомнилось? -Какая лиса в этой сказке? (хитрая, глупая, жадная) -Как лиса попала в кувшин? -Как сначала разговаривала с кувшином? -Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково. -А как лиса стала потом разговаривать? -Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито. -Чем заканчивается сказка? -Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно? | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение | Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин», сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок. |
Игра «Покажи» Задача: -развивать умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. | Беседа; Игра | -Мальчики и девочки, наше путешествии в книге не может быть без волшебства. Я предлагаю вам пройти на ковёр. (Дети проходят на ковёр) —Давайте превратимся все в бабу и представим как нужно жать. Дети показывают движения —Как ходит лиса? — Как головой мотает? — Как бегает лиса? | Дети слушают педагога, показывают движениями, эмоциями характер и поведение героя, их действия. | Дети демонстрируют умения передавать эмоционально характеры и поведение героев, их действия. | |
Физкультминутка Задачи: — снять мышечное напряжение; — подготовить к дальнейшей деятельности; -совершенствовать двигательные умения и навыки детей. | Показ воспитателя; упражнение | — Ребята, давайте немного встанем и выполним физминутку. Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята, Как лисенок просыпается, Как бельчонок умывается. Как зайчонок поскакал, Как волчонок пробежал, Как ежонок и ежиха Собирают ежевику. Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит. | Дети выполняют упражнения Дети проявляют физическую активность. | Снято мышечное напряжение; Дети готовы к дальнейшей деятельности; Дети демонстрируют двигательные умения и навыки. | |
2.3 Повторное чтение с установкой на запоминание Задачи: — воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; — формировать интерес к чтению; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Выразительное чтение Повторное чтение | -Ребята, я сейчас буду читать сказку второй раз, слушайте внимательно и рассматривайте картинки. Воспитатель читает второй раз сказку. | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают картинки, запоминают сказку. | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. | |
2.4 Пересказы детей Задача: — развивать связную речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | Пересказ; рассказывание; поощрение; опорные картинки | Воспитательэмоционально вовлекает в слушание пересказов. — Ребята, кто хочет попробовать рассказать нам русскую народную сказку «Лиса и кувшин»,по картинкам? Вызвать для пересказа 2 детей. — Оля, ты будешь рассказывать сказку, а ты, Юля, — говорить за лису. (затем спросить еще 2 детей) — Ребята, в чьем исполнении сказка вам понравилась больше? Чем вам понравилась сказка в исполнении Оли и Юли? Как Юля говорила за лису сначала? А потом? |
— Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово.(помчалась, понеслась, полетела) —Молодцы, много интересных слов назвали. | Дети пересказывают содержание сказки, слушают сверстников. | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». | |||
3. Рефлексия. Задачи: — формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности; — развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. -Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами пересказывали? -Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка? -Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? -Как вы их преодолели? -Ребята, скажите, а что вам помогло при пересказе (рассказывании) сказки? -Или вам легко было пересказывать (рассказывать) сказку по картинкам? | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. | |
|
Задачи: — ориентировать детей на самостоятельную деятельность; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном мешочке еще что-нибудь интересное появилось? -Давайте посмотрим? -Ребята, как вы думаете, что это? -Правильно, ребята, это теневой театр! Ребята, обратите внимание из какой сказки эти силуэты? Верно, из сказки «Лиса и кувшин». —Мы с вами можем открыть вечер Теневого театра сегодня в нашей группе. Вы согласны? | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!
Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.