Рассказ лиса и козел

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе.нормы техники чтенияобязательный уровень:1 четверть-40 слов2 четверть-50 слов3 четверть-55 слов4 четверть-60 словвозможный уровень:1

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе.

Нормы техники чтения

Обязательный уровень:

1 четверть-40 слов

2 четверть-50 слов

3 четверть-55 слов

4 четверть-60 слов

Возможный уровень:

1 четверть-55 слов

2 четверть-60 слов

3 четверть-65 слов

4 четверть-70 слов

2 уровень

ЛЕВ И МЫШЬ.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

(А. Толстой)

(81 слово)

Вопросы и задания:

1.. Отчего проснулся лев?

2. Почему он засмеялся?

3. Как мышь доброе дело сделала?

hello_html_3b40bef3.png

СТАРЫЙ ПЁС.

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине
.

(В. Сухомлинский)

(94 слова)

Вопросы и задания:

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

3 уровень

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(К. Ушинский)

(107 слов)

Вопросы и задания:

1.Кто беседует в сказке?

2.Зачем лиса может прийти к кролику?

3. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) Утро;
б) день;
в) вечер;
г) ночь.

4. Найди в тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а) доброжелательно;
б) сурово;
в) весело.

5. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

а) Кого уважают, того и слушают.
б) 
Добрый пример лучше ста слов.
в) 
Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

6. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

а) сказка;
б) рассказ;
в) загадка.

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(Л.Н. Толстой)

(103 слова)

Вопросы и задания:

1. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?

II четверть

1 уровень

ЗА ПТИЧКОЙ.

Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним…

(М. Пришвин)

(72 слова)

Вопросы и задания:

1. Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.

2 уровень

Услужливый.

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо… я спать хочу…
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

(С. Михалков)

(103 слова)

hello_html_185af00e.png

Вопросы и задания:

1. О чем Лось попросил Зайца?

2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему Лось поплёлся, зевая, прочь?

КАК ДЕЛО БЫЛО.

Однажды охотник Игнат увидел в лесу иней на кустах. На деревьях инея нет. А над самой землей ветки лохматятся.

Огляделся Игнат. Прямо против кустов сугроб. В середине сугроба дырочка небольшая.

Утром пришли в лес охотники. Игнат стал прямо против дыры. Двое охотников по бокам. Старик стал суком сугроб ворошить.

Вдруг медведица выскочила из берлоги прямо на Игната. Охотник упал и выронил ружье. Медведица пронеслась в чащу леса.

Охотникам без выстрела досталась богатая добыча- четыре медвежонка.

(В.Биаки.)

(76 слов.)

Вопросы и задания:

1.Что увидел в лесу Игнат?

2.О чем догадался охотник?

3. Почему охотник не выстрелил в медведицу?

4.Почему четыре медвежонка названы богатой добычей?

3 уровень

БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
«Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь». Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

(113 слов)

Вопросы и задания:

1. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
2. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
3. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
4. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
5. Определи жанр этого произведения:

А)Это рассказ. В)Это сказка.hello_html_5cbf09ef.jpg

КОТ ТИМОФЕЙ.

Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И говорит:
– Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.
– Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
– Сто раз тебе говорили – не завирай.
– Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник. Вообще он у меня всё ест. Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли – сами увидите.
Я не выдержал.
– Идём, – говорю.
И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
…На днях снова пришёл Славка и выпалил:
– Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
– С кожурой?

(О. Тихомиров)
(
108 слов)

Вопросы и задания:

1. Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: «С кожурой?»
5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
6. Что бы ты посоветовал Славке?
hello_html_m58394d0e.jpg

III четверть

1уровень

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ.

Широко разлилась река. Каждая поляна в лесу стала голубым озером.

Плохо лесному зверью. Вода загнала животных на маленькие островки. Островок не всегда спасает. Завтра его может залить вода.

На помощь зверю приходит человек. В высоких охотничьих сапогах он шагает по воде. В руках у него сетка.

Вот мечется на кочке лиса. Вода вот -вот зальет ее. Спасатель набрасывает на бедное животное сетку. Бьется лисичка от страха, грызет проволоку. На сухом месте лису выпускают из сетки. Беги в чащу! А спасатели продолжают поиски. Вода все прибывает. Надо спасать лис, зайцев, барсуков.

(90 слов)

Вопросы и задания:

1.Почему каждая поляна в лесу стала голубым озером?

2.Как спасаются лесные звери?

3.Расскажи как помогает человек .

ЯБЛОКО.

По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
– Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
– Петрик…
– Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
– Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
– Съешь! Это из моего сада.
Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
– Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я…
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?
hello_html_m1df5f51b.jpg

(Емельян Буков)

(112 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.
2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?

2 уровень

ОЗЕРО.

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки…
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

(Я. Ярмыш)

(102 слова)

Вопросы и задания:

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ.

Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы . В небе заливался жаворонок.

После обеда тракторист посадил ребят в кабину , и трактор тронулся по полю. А жаворонок пел свою весеннюю песню.

Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался над пашнею. Над ним кружил ястреб.

Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.

Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.

(87 слов)

(А.Мусатов)

Вопросы и задания:

1.Каким было весеннее поле?

2.Почему оборвалось пение?

3.Как мальчики спасли жаворонка?

3 уровень

ЛОШАДЬ И ЖАБА.

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул… Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

hello_html_1477973.jpg(Л.Н. Толстой)

(155 слов)

1. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

6. Какой нравственный урок получили дети?

ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ.

Один голодный волк отправился поискать себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит:
— Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает:
— Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе, по крайней мере, будет чем полакомиться.
Волк согласился, а коза убежала — только ее волк и видел. Волк, прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца.
— Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает:
— Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы очень жаль, если бы я погибла.
— А ты умеешь танцевать? — спрашивает волк.
— Как же, я тебе это сейчас покажу.
Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока не убежала.

(Казахская народная сказка)

(146 слов)

Вопросы и задания:

1.Назови персонажей сказки.

2. Объясни смысл слова полакомиться.

3.Как обхитрили коза и овца волка?

4.Какие чувства у тебя вызывают персонажи сказки?

hello_html_654ee16c.png

hello_html_m732eac1e.png

IY четверть

1 уровень

ХЛЕБ.hello_html_7d22efe6.jpg

Я помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и вдруг мама наклонилась и что-то подняла.
– Что ты нашла, мама?
– Хлеб, – ответила она.
Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба.
– Так он же грязный! – воскликнул я. – Брось его!
– Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, – ответила мама.
Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба. И теперь, когда вспоминаю тот случай, мне становится мучительно стыдно.

(66 слов)
(Ю. Яковлев
)

Вопросы и задания:

1. Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев?
2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама?
3. Просмотри текст и подумай: какие слова из текста могут быть пословицей? (Подсказка: таких выражений два.)
4. Что осталось у тебя в душе после прочтения этого рассказа?

2 уровень

ЛИСА И КОЗЕЛ.

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

(Русская народная сказка)

(118 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему лиса попала в колодец?

2. С какой целью она заманила козла к себе?

3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?

3 уровень

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский)

(164 слова)

1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

2. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

3. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

4. Дай свою характеристику Солнцу.

5. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Библиографическое описание:

Шарабаева, Т. Ю. Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл» / Т. Ю. Шарабаева, У. И. Булыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6087/ (дата обращения: 05.01.2022).





Группа:


подготовительная к школе группа.



Цель:


Подведение детей к пересказыванию текста сказки.



Программное содержание:

  1. Подготовить детей к пересказу русской народной сказки «Лиса и козёл». Формировать умение пересказывать произведение близко к тексту, передавая структуру и последовательность, используя наглядный план — схематическую модель. Продолжать формировать умение пересказывать произведение с заменой главных героев. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
  2. Формировать умение подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам, при согласовании слов ориентироваться на их окончания. Формировать монологическую речь. Активизировать словарь детей с помощью качественной лексики. Формировать умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом). Развивать фонематический слух.
  3. Развивать слуховую и зрительную память, операции запоминания и воспроизведения. Развивать наглядно-образное мышление, произвольность внимания.
  4. Воспитывать чувство сопереживания.



Оборудование:

Картинки разрезные с изображением лисы, козла и колодца, картинки по содержанию сказки, лисьи следы-5 шт.-чёрно-белые и 2 шт.-оранжевые, записка с текстом, загадка про лису, красивая коробка, угощение для детей.



План ООД:


1 часть:

Создание проблемной ситуации, мотивация на работу.


2 часть:

Поиск решения, использование подсказок, художественного слова.


3 часть:

Выполнение заданий, способствующих запоминанию текста сказки, самостоятельное воспроизведение сказки.


4 часть:

Подведение итогов ООД, поощрение детей.



Игры и








задания:

– отгадывание загадки;

– дидактическая игра «Сложи картинку»;

– дидактическая игра «Вопрос-ответ»;

– речевая игра «Какой, какая, какое?»;

– дидактическая игра «Сложи сказку правильно»;

– пересказ парами;

– поиск угощения.



Ход ООД:


Воспитатель:

Я сегодня вам, ребята, принесла угощение за помощь на прошлом занятии. А угощение лежит вот в этой красивой коробке. Ой, а где оно? Кто его забрал? Вы?

Посмотрите, а воришка оставил что-то.


Воспитатель:

Так это лиса, козёл и колодец! И что же это нам дало? Кто воришка, где угощение? Ну-ка, смотрите, в коробке бумажка какая-то лежит, что это, хотите узнать? Это загадка: «Хвост пушистый, мех золотистый».


Ответы детей.


Воспитатель:

Да, это лиса. А тут ещё след какой-то и записка. А в записке написано, что угощение вы найдёте, идя по следам. Вот это лиса, вот это плутовка. Ну, что, отправимся искать угощение?


Дети проходят к столу, на котором находятся картинки с изображением козла, лисы и колодца.


Воспитатель:

Аэто ещё что такое? Посмотрим… Конверты какие-то? Это картинки разрезные, тот, кто забрал угощение, хочет нас запутать. А вот мы соберём картинки и узнаем, зачем они. Поможете мне, ребята?


Дети раскладывают на столе детали и складывают картинки лисы, козла и колодца.


Воспитатель:

А я знаю сказку, где есть и козёл, и лиса, и колодец. Хотите, прочитаю?


Выразительно читает сказку «Лиса и козёл».


Вопросы:




О чём рассказывается в этой сказке?

—Как она начинается? А как заканчивается?

—Какой показана лиса в сказке?

—Почему вы думаете, что она хитрая?

—Какой ещё изображена лиса?

—А какой в сказке козёл? Почему вы думаете, что он такой?

—Какие слова и выражения вам больше всего понравились?


Воспитатель:

Послушайте сказку ещё раз, а потом вы будете её рассказывать. Смотрите, вот тут след.


Воспитатель:

Молодцы! А эта сказка нам и поможет найти угощение. Я знаю, что лиса очень хитра, но и мы с вами много знаем и умеем. Я думаю, мы со всеми лисьими заданиями справимся, правда?


Речевая игра «Какой, какая, какое?».


Воспитатель:

Давайте ещё раз подумаем, какой был


козёл? Какими словами можно о нём сказать? Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п. А какой была лиса? Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая. Какой был колодец? Глубокий, холодный, тёмный, мутный, грязный, узкий. Вот и ещё один след!


Дети подходят к разложенным на полу картинкам.


Воспитатель:

Здесь надо сложить сказку «Лиса и козёл» в правильном порядке. Сможете?


Дети выкладывают сказку и проговаривают её. Одной картинки не хватает.


Воспитатель:

Посмотрите-ка, чего-то не хватает. Какую картинку мы потеряли? Вот же она лежит! А теперь расскажите сказку целиком при помощи картинок.


Воспитатель:

Какие вы молодцы! Здесь где-то должен быть след! Ищите его! А вот и он! Давайте перенесём сказку в картинках на тумбу.

Предложить детям пересказать сказку парами, один рассказывает, а другой проверяет по картинкам.


Воспитатель:

Молодцы! Вот след.


Воспитатель:

Вы интересно и выразительно рассказали сказку. А теперь послушайте, я вам прочитаю её ещё раз, а вы следите, чтобы я ничего не пропустила.


Воспитатель:

А вот и ещё один след. Посмотрите, этот след отличается от остальных, может, он-то нам и подскажет, где угощение? Ищите такой же след!


Дети ищут похожий след в группе и находят угощение.


Воспитатель:

Молодцы! Вы справились с лисьими заданиями и нашли угощение.


Мероприятие   по басням И.А. Крылова

Цель :

  • обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование:

-презентация «Басни И.А.Крылова»;

— иллюстрации к басням Крылова;

-слайды – иллюстрации к басням;

-СД записи отрывков из басен Крылова;

— ДVД-ролики с отрывками из басен Крылова;

-грамоты, призы.

Оформление зала:

На сцене наименование программы и портрет И. А. Крылова. На столе книжная выставка и выставка картин. На стенах эпиграммы из басен Крылова не связанные с литературной викториной.

Ход мероприятия

I. Орг.момент

Ведущий :

— В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Ивану Андреевичу Крылову в 2019  году  13 февраля исполнился 250 лет со дня рождения. Это великий человек ,знаменитый писатель, баснописец, просто гражданин своей страны.

В каждой стране есть свои баснописцы. В России  лучшим считается И.А. Крылов.

Баснописец-человек, который пишет басни. Эзоп — древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э. ,был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басня.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье бедного армейского офицера. В 1775 году отец ушел с военной службы, и семья переехала в Тверь.

Грамоте Крылов выучился дома, он много читал ,изучал французский язык. После смерти отца  семья осталась без средств к существованию. Поэтому Крылову в девять лет пришлось поступить на работу писцом в Тверской суд. Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.

Крылов с матерью едет в Петербург, где работает в канцелярии в Казенной палате. Также он самостоятельно изучает литературу, математику, итальянский язык.

Слайд про мать.

К 14 годам Иван Андреевич уже начал писать стихи и драматургические произведения, среди них была опера «Кофейница» , за которую Крылов получил 60 рублей. Затем Крылов пишет еще 2 комедии, которые принесли ему первую известность и новую работу. Когда  умирает мать Крылова , ему приходится заботиться и о младшем брате.

Работает  в журнале «Утренние часы», там печатаются его первые басни. Через год создает журнал «Зритель», где высмеивает недостатки русского общества.

В1809 году вышла первая книга басен Крылова. Именно благодаря басне Крылов стал известен читателям. В баснях Крылов представил читателям живые картинки русской жизни.

В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем, где прослужил 30 лет.  Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.

Умер Иван Андреевич Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет.

Великий русский баснописец был похоронен в Петербурге..

Памятники Крылову были установлены по всей России и напоминают о таланте великого баснописца.

Беседа о баснях.

Басенное наследие Крылова составляет девять книг, включающих более 200 басен.

Басня – короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Главные герои: животные, растения, люди. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

Мораль басни – нравственные правила ,которым следуют в обществе и дома.

Басни высмеивают.

  • Лесть
  • Ложь
  • Глупость
  • Лень
  • Безнравственность
  • Невежество
  • Хвастовство

Басня учит:

  • Дружбе
  • Трудолюбие
  • Усердию
  • Честности
  • Доброте
  • Отзывчивости
  • Благородству
  • Благодарности
  • Добывать знания.


За всю жизнь Крылов написал более двухсот басен. 
Так как дедушка Крылов по — прежнему царствует над басенным миром.

У   нас сегодня викторина «По страницам басен Крылова».

Викторина будет снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!

Ведущий :

Давайте познакомимся с нашими командами! (командиры команд представляют свои команды, называют название и девиз)

Первая команда: “Крыловцы”.

Девиз:

Мы, «Крыловцы», не простые, 
Мы ребята удалые! 
Любим басни мы читать – 
Ведь хотим мы лучше стать! 
Но вы сильно не кричите, 
Лучше слушать нас спешите. 

Вторая команда: “О.крыленные”.

Девиз:

Мы- Окрыленные!

Мы хоть и не птицы,

Но нам есть чем гордиться.

С баснями Крылова мы часто встречаемся,

В нашей игре победить постараемся!

Команды нам известны. Давайте теперь познакомимся с членами жюри. (Состав жюри:  учителя                       ).

Ведущий

В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, – 
учителя…………………….

II. Разминка.

Ведущий : Итак, начинаем игру! Первый наш конкурс – разминка.

Ведущий : Каждой команде предстоит ответить на 7 вопросов, вопросы находятся в конвертах. Капитаны выберите свои конверты.

Вопросы 1 конверта:

1) Что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).

2) Когда и Где родился И.А. Крылов? (в 1769 году в Москве)

3) Какое наследство от отца получил Крылов? (Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.)

4) Назовите имя первого сочинителя басен. (ЭЗОП .6 век до нашей эры.)

5) Как начинается басня «Волк и ягненок»? (« У сильного всегда бессильный виноват, Тому в истории мы тьму примеров слышим,)

6) Перечислите героев басни «Квартет»

(Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.)

7) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

(Ответ: Слона.)

Вопросы 2 конверта:

  1. Из каких двух частей состоит басня? (1-основное повествование, 2- мораль.)

2) Кем был отец Крылова? (скромный армейский офицер)

3) Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной библиотекой? (В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров)

4)В каком возрасте умер Иван Андреевич Крылов? (Умер Иван Андреевич Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет.)

5) Как начинается басня «Волк на псарне»?  («  Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню…)

6)Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?

(Ответ: На псарню).

7) Что выронила Ворона? (сыр)

Наш второй конкурс «Найди пару» (Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.)

Я вам раздаю карточки с именами героев басен. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

Волк

Ягнёнок

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

Кот

Повар

Мартышка

Очки

Наш третий конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

«Волк и Ягнёнок»

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем»

«Волк на псарне»

«И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»

 «Слон и Моська»

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

«Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». 

«Свинья под дубом»

«Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

«Лебедь, щука и рак»

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.»

«Стрекоза и Муравей»

«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»

«Ворона и лисица»

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Наш четвертый конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Команды представляют инсценировку басни, которую готовили к викторине.

Команда «…………………» подготовила инсценировку басни «Квартет».

Команда «………………» подготовила инсценировку басни «Слон и Моська».

Команда «……………….» подготовила инсценировку басни «Ворона и лисица».

Оценивание по 5-балльной шкале.

Наш пятый конкурс «Конкурс Знатоков».(Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.)

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

Басня Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
https://deti-online.com/images/basni-krylova--vorona-i-lisica.jpg

Для команды № 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ____________ пропела; 
Оглянуться не успела,
Как зима ____________ в глаза.
Пометрвело_______ ____ поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с __________холодной
Нужда____________,  настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На ____________ петь голодный!

Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Следующий наш конкурс называется « Черный ящик». Конкурс капитанов.

Капитанам  предстоит узнать предмет, который лежит в ящике и этот предмет из какой  басни.


  1. Очки («Мартышка и очки»)

  2. Сыр («Ворона и Лисица»)

Молодцы! Мы продолжаем!

Следующий наш конкурс называется «Квартет».

Вы помните , как у Крылова:

«Проказница-Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет…»

Так вот мы сейчас посмотрим, кто из команд годится в музыканты, а кто нет. Я вам раздаю музыкальные инструменты:

— Карамбасы /Металлические банки с фасолинами /;

— Брямс / две старые крышки от кастрюль/;

— Труля – ля-ля /свистулька/;

— Бум – бум /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.

Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни: 1 команда- «В траве сидел кузнечик». 2 команда — «Жили у бабуси два весёлых гуся»,

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик, 
Совсем как огуречик зелененький он был. 
Представьте себе, представьте себе 
Совсем как огуречик! 
Представьте себе, представьте себе 
Зелененький он был! 
Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку, 
Не трогал и козявку и с мухами дружил. 
Представьте себе, представьте себе 
Не трогал и козявку! 
Представьте себе, представьте себе 
И с мухами дружил! 

Жили у бабуси два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся!
*****
Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке,
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке!
*****

Молодцы,ребята.

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, нва
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят.

Вот и подошел наш конкурс к завершению. Давайте подведем итоги. А пока наше жюри совещается, предлагаем вам посмотреть иллюстрации к басням.

Определяем басню Крылова по иллюстрации.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

За сотню с небольшим лет мультипликация прошла длинный путь: от схематичных набросков, контуров на черной бумаге до дорогущих лент Pixar с первоклассной трехмерной графикой. Впрочем, у каждого типа анимации в определенное время были свои фанаты и уникальный шарм. Вместе с VOKA обратились к истории, чтобы разобрать самые популярные подходы к созданию мультфильмов.

Мультипликация как искусство появилась на земле недавно — в конце ХIХ века, практически синхронно с кино. До этого детям приходилось довольствоваться кукольными шоу и театром теней, причем исключительно в «прямых эфирах». По крайней мере, пока бельгийский энтузиаст Жозеф Плато не представил публике стробоскоп, способный оживить несколько цикличных кадров и создать самую настоящую магию.

В 1892 году идею своеобразно развил Эмиль Рейно со своим изобретением праксиноскопа, при помощи оптических уловок превращавшего набор изображений в самое настоящее видео. Со временем это переросло в целое театральное действо, во время которого зрители могли десятки минут любоваться анимированным движением звезд. Это, по сути, ознаменовало дебют мультипликации — за три года до пришествия братьев Люмьер.

С момента появления мультфильмов в них поощрялся изобретательный подход авторов, лучшие аниматоры находились в постоянном поиске новых вариантов для превращения рисунков в живые истории.

Например, от зари времен и до наших дней свои фанаты есть у перекладной бумажной анимации. Ее особенность состоит в том, что главных действующих лиц вырезают из бумаги и легкими манипуляциями перемещают по кадру. Другие авторы экспериментируют с красками и стеклом: масло, в частности, сохнет достаточно медленно, поэтому написанные им изображения можно трансформировать в процессе съемок. Кто-то предпочитает отснимать необходимый материал вживую, а затем перерисовывать его. А самые изощренные мастера придумывают аниматроников, сложных роботов, чтобы использовать их в мультфильмах вместо рисованных актеров.

Но генерально, конечно, в массы ушел ограниченный ряд методов. Среди них — традиционная рисованная анимация, векторная 2D-анимация цифровой эпохи, трехмерные мультфильмы и подход стоп-моушен.

Рисованная анимация

Формальной ласточкой-дебютантом жанра стала лента «Фантасмагория», которую создал карикатурист и пионер французской анимации Эмиль Коль в 1908 году. Минималистичный мультфильм про персонажей, нарисованных белыми линиями на скупом черном фоне, получил название от классических театральных фантасмагорий. В них благодаря волшебным фонарям на сцену выводили проекции жутких монстров и декораций. Но технически детище Эмиля Коля разом переплюнуло предшественников: для его создания карикатурист за несколько месяцев сделал порядка 700 рисунков, которые затем сфотографировал в негативе и «сшил» в одно действо.

Чуть позже в дело вступил американский художник, автор первого формального комикса в истории Уинзор Маккей, для которого было не в новинку осваивать новые горизонты. Для начала он превратил в мультфильм собственную первую графическую новеллу «Маленький Немо», а чуть позже выпустил ленту «Динозавр Герти» с другим своим известным персонажем. Работы были визуально близки к «Фантасмагории» Коля, но куда более масштабными, на тысячи кадров.

Эти мультфильмы объединяла достаточно скупая анимация со схематичными героями, буквальным отсутствием цветовой гаммы и каких-никаких фонов. Работа и без того была кропотливая, ведь для создания секундного видеоматериала требовалось не менее 12—16 кадров — только в таком случае человеческий глаз может адекватно воспринимать серию минимально различающихся объектов и видеть в этом иллюзию движения.

Ситуацию изменила технология Cel, придуманная продюсером Джоном Рэндольфом Брэем и аниматором Эрлом Хердом. Новый подход предполагал работу с прозрачными целлюлозными листами, на которых можно было рисовать вариативные кадры с персонажами и иллюзией движения, не прибегая к кальке, а затем окрашивать их, накладывать на готовый фон и фотографировать. Подход правил бал до конца ХХ века, и следовали ему все гранды мультипликации: начиная с «Белоснежки и семи гномов» от Disney, «Аленького цветочка» от «Союзмультфильма» и заканчивая японским аниме.

Однако, несмотря на такие инновации, труд мультипликаторов продолжал оставаться чуть ли не каторжным, а малейшая ошибка в процессе обходилась совсем недешево: на этапе разработки каждый лишний кадр в анимации стоил куда дороже аналогичного дубля в кино.

Работали над новинками громадные команды художников по 5070 человек, а рисовать каждый должен был в строго определенном стиле. Это же касалось и покраски. Поэтому перед стартом работы над очередным мультфильмом необходимо было строго определиться с его палитрой и в точности подготовить все раскадровки.

Цифровой подход к традициям и векторная 2D-анимация

К концу ХХ века, к счастью, жизнь мультипликаторов стала проще: появились компьютеры, а затем и планшеты, которые позволяли рисовать кадры в цифровом виде, править их с меньшими усилиями и окрашивать щелчком мыши. В 1979 году технологии на вооружение взяла студия Hanna-Barbera, известная мультфильмами «Медведь Йоги», «Скуби-Ду» и «Смурфики». Чуть позже к делу подключились и авторы из Disney.

И хотя многие художники того времени были против технологического прогресса, воспринимая компьютерные чернила как синтетические и искусственные, в начале третьего тысячелетия практически все студии мира перешли в цифровую среду. В 2001 году аниме Сатоси Кона «Актриса тысячелетия» стало завершающим большим художественным проектом в традиционном стиле для восточной школы, а в 2002-м компьютеризации сдались и последние из американских могикан в лице «Симпсонов».

В любом случае классические рисованные мультфильмы никуда не делись, просто стали требовать от авторов меньше лишних усилий. Еще больше ситуацию изменило появление векторной 2D-анимации: благодаря триумфу технологий художники получили возможность разбивать своих персонажей на комплекс объектов, движением которых можно управлять без необходимости каждый раз выводить новый кадр.

По такому принципу устроена, например, визуальная составляющая хитового проекта Adult Swim «Рик и Морти» или нового шоу отца «Симпсонов» Мэтта Грейнинга «Разочарование». Если раньше, для того чтобы безумный дед-изобретатель поднял брови, приходилось рисовать несколько новых кадров, то теперь художникам достаточно нажать несколько кнопок и запустить автоматический процесс, что экономит и человеко-часы, и бюджеты студий.

При этом, конечно, исключительно векторные мультфильмы имеют и ряд недостатков. Они выглядят недостаточно живо, потому что контуры слишком стандартизированы и не всегда способны впитать в себя индивидуальный подход, характер автора. В них куда меньше уникальных эмоций, отыгрышей и моделей в принципе, потому что производство каждого нового объекта требует больших усилий. К тому же дешевизна векторной графики тоже может сыграть плохую шутку: очевидно бюджетные проекты нередко отпугивают аудиторию.

Трехмерные мультфильмы

В то время как компьютерные двухмерные мультфильмы во многом продолжали классические традиции рисованной анимации, шаг в сторону 3D-картинки выглядел масштабным погружением в абсолютно новый мир.

Этот метод предполагает работу нового уровня: огромная команда кропотливо создает в трех измерениях декорации, разрабатывает модели персонажей и прорабатывает их мимику и жесты, подбирает движения губ под закадровый текст, вручает весь материал режиссерам, которые размещают героев в кадре, и, наконец, «снимается» мультфильм.

Пионером этого дела можно считать Джона Лассетера, трудившегося в 80-х на благо потомков Диснея в одноименной компании. Уже в то время мужчина заглядывался на продукты трехмерной анимации, в частности восторгался эффектами фильма «Трон». Неудивительно, что вскоре аниматор загорелся идеей реализовать подобный проект на базе студии и даже придумал идею мультфильма про одушевленные бытовые приборы.

Неготовые к таким экспериментам боссы Disney отвергли инициатора и выпустили фильм «Отважный маленький тостер» в привычном рисованном формате, а сам Джон ушел в Lucasfilm, где таки сделал то, о чем мечтал, — короткометражный трехмерный проект «Оловянная игрушка» на базе студии Pixar. Как результат — «Оскар», первый в истории 3D-анимации, и возвращение в Disney в ранге режиссера «Истории игрушек».

Приключения ковбоя Вуди и космонавта Базза Лайтера покорили всех по щелчку пальцев. И стали первым полнометражным компьютерным анимационным фильмом. Правда, стоило это колоссальной работы: команда из 27 аниматоров трудилась над четырьмя сотнями различных моделей, у которых были сотни точек артикуляции, вплоть до 723 для Вуди. Каждый кадр фильма тщательно отсматривали участники сразу восьми команд, а с особенным вниманием относились к синхронизации речи — на восемь секунд безукоризненной анимации авторы тратили неделю хардкорной работы.

В конечном счете сухая статистика впечатляет. На «Историю игрушек» ушло 800 000 машино-часов, или — понятным языком — 30 миллионов долларов, было создано 114 240 уникальных кадров. Для сравнения: у «Смертельной битвы» и «Плохих парней», которые вышли вместе с мультфильмом в 1995 году, бюджет был в районе 20 миллионов. Впрочем, «Истории игрушек» отбить вложения удалось: лента заработала в 10 раз больше.

Со временем 3D-анимация стала более доступной и тотально распространенной. Сейчас работать с ней позволяют себе не только гигантские корпорации вроде Disney, но и студии куда меньших масштабов. Популярен такой формат и в сфере многосерийных мультфильмов — те же хиты вроде «Маши и Медведя» или «Щенячьего патруля» созданы именно в трех измерениях.

При этом эволюционирует и сама графика — достаточно взглянуть на то, как впечатляюще выглядят последние проекты, скажем, мастеров из Pixar. Бюджеты тоже выросли: например, картина «Душа» 2020 года обошлась студии в 150 миллионов долларов.

Анимация стоп-моушен

Интересно, что возник этот метод еще до появления формальных рисованных мультфильмов, но следующую сотню лет он почти не менялся — даже развитие технологий вносило коррективы исключительно в частные рабочие процессы. Подход с самого начала предполагал создание кинопленки из серии фотоснимков с кукольными фигурками, глиняными или пластилиновыми моделями, положение которых меняется из кадра в кадр.

Считается, что первым стоп-моушен-фильмом был «Цирк лилипутов» Джеймса Стюарта Блэктона 1898 года производства. Ради него автор на время взял деревянные игрушки дочери своего компаньона и воспроизвел сцену похода компании детей в веселое шапито.

Лента в итоге оказалась утерянной, как и многие другие стоп-моушен-картины немой эпохи, но для своего времени она выглядела эффектно. Настолько, что товарищ Блэктона Альберт Смит рекомендовал автору скорее патентовать идею. Увы, этого не случилось: наивный Джеймс не увидел в ней особенной ценности.

Параллельно с этим изучал стоп-моушен-анимацию уроженец Российской империи Владислав Старевич (им восхищался даже Уолт Дисней), который в 1910 году выпустил рассказ «Луканус Цервус» о насекомых. Там режиссер использовал пустые панцири вместо живых маленьких существ, чтобы сэкономить свои силы. В будущем Старевич не один раз экспериментировал с кукольной анимацией и довел ее до совершенства — достаточно посмотреть мультфильм «Рейнеке-лис». Это один из самых масштабных ранних стоп-моушен-проектов и фактически вторая сохранившаяся кукольная лента после советского «Нового Гулливера».

В будущем творческий метод нашел себе место и в классическом кинематографе. Например, Уиллис О’Брайен стал настоящей звездой своего времени — благодаря ему ожили динозавры в «Затерянном мире» и сам Король обезьян в «Кинг-Конге».

При этом кукольная анимация была популярна в первую очередь в Европе и СССР (чего стоит хотя бы нетленный «Крокодил Гена») и почти полностью игнорировалась в Америке. До тех пор, пока на телевидении не появился фанат пластилинового действа Артур Клоки и его проекты «Шоу Гамби», «Дэйви и Голиаф». Во второй половине ХХ века и особенно в 80-х стоп-моушен заполонил вещание Штатов, использовался в рекламе и кино повсеместно, применялся при съемках музыкальных клипов разного рода артистов.

Потопила «титаник» кукольной анимации цифровая эпоха. Появление настольных компьютеров и планшетов сместило акценты: все чаще компьютерную графику предпочитали старомодному стоп-моушену. И хотя развитие цифровых камер способствовало упрощению рабочих процессов, остановить прогресс это уже не смогло.

Впрочем, большие авторы вроде Уэса Андерсона, Тима Бертона и Ника Парка не только не отвернулись от волшебных традиций прошлого, но и сохраняют их для узнаваемости собственного стиля. И это стоит того: переплюнуть обаяние «Острова собак», «Кошмара перед Рождеством» и «Уоллеса и Громита» кажется почти невозможным.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ лето господне глава пасха
  • Рассказ лиса чарушин текст
  • Рассказ летние радости 5 класс по русскому языку небольшой
  • Рассказ летние каникулы есенина с картинками
  • Рассказ лескова про медведя