Рассказ левша слушать по главам краткое содержание

Автор j.g. на чтение 6 мин обновлено 28 января, 2021 план левша 6 класс по литературе может составить краткий, цитатный,

На чтение 6 мин Обновлено

План «Левша» 6 класс по литературе может составить краткий, цитатный, подробный, сложный. Это произведения Лескова очень интересное, а план поможет подготовить пересказ или сочинение.

План рассказа «Левша»

  1. Поездка императора Александра и Платова в Европу.
  2. Посещение заводов, кунсткамеры и конфуз англичан.
  3. Приобретение императором стальной танцующей блохи.
  4. Николай 1 приказывает превзойти английских мастеров.
  5. Платов едет в Тулу
  6. Исчезновение тульских мастеров.
  7. Обращение к иконе Николая Угодника и начало работы.
  8. Возвращение Платова с Дона.
  9. Затворничество оружейников и окончание работы
  10. Сомнения Платова мастерстве оружейников.
  11. Поездка Левши к императору.
  12. Государь требует показать блоху.
  13. Подозрение в обмане.
  14. Блоха с подковами.
  15. Поездка левши в Лондон.
  16. Предложение англичан левше и его отказ.
  17. Возвращение домой. Тоска по России.
  18. Пари с моряком-англичанином­.
  19. В полиции и в больнице.
  20. Смерть левши и его последний совет.
  21. Мысли автора о судьбе русских мастеровых.

«Левша» цитатный план

Подробный план:
1)»Император Александр захотел по Европе проездиться».
2)»Англичане-мы маху дали!» -их очень сконфузили.
3)»Это,-не соринка, а нимфозория.»
4)» Диковину-в наследство новому государю».
5)Туляки в хитрости не уступили-«Мы ещё и сами не знаем,что учиним».
6)»Оружейники скрылись из города.»
7)На поклон к мценскому Николе.
8)»Платов ехал очень спешно и с церемонией».
9)»Бегите и скажите, что сейчас несём.»
10)»Умчали левшу без тугамента».
11)» Мои меня не могут обманывать».
12)»Возьмите, в самый сильный мелкоскоп смотрите».
13)»Шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
14)»Пошли с левшой заграничные виды».
15)»Грандеву левши в Лондоне».
16)»В настоящем Твердиземном море».
17)»Морской водоглаз и пари выдержать».
18)»Без тугамента-в простонародную Обухвинскую больницу!»
19)Последние слова левши-» у англичан ружья кирпичом не чистят!»
20)»Таких мастеров, как баснословный левша, теперь уже нет в Туле».

Краткий план «Левша» Лесков

Вариант краткий цитатный:

1) «Император Александр Павлович захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»

2) «Не соринка, а нимфозория! Не живая а из чистой из аглицкой стали!»

3) «Ведь они‚ шельмы, аглицкую блоху на подковы подковапи!»

4) «Англичане уговорили Левшу на короткое время погостить. И они его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут»

5) «А как до старого ружья дойдет — засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет»

6) «Тогда Левшу сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром‚ и деньги обрапи‚ а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить.

План произведения «Левша»

1. Александр I и Платов видят достижения Европы.

2. Приобретение чудо-блохи у англичан.

3. Новый царь Николай I требует от Платова лучше результат, чем у англичан.

4. Приказ мастерам Тулы за 2 недели выполнить приказ царя.

5. Три мастера, среди которых и Левша, молятся Николаю.

6. Секрет их работы не понят Платовым, но оценён Николаем I.

7. Левша изумляет англичан подкованной блохой и посещает их заводы.

8. Предложение иностранцев остаться у них Левша отклонил.

9. Бражничанье с приятелем-шкипером на корабле по пути домой.

10. Иноземного шкипера выходили врачи, а русский Левша умер в больнице для бедных.

11. Завет Левши не чистить ружья кирпичом не выполнен.

«Левша» план по главам

  1. Путешествие императора Александра I и казака Платова в Англию.
  2. Стальная блоха англичан.
  3. Александр I умирает.
  4. Новый император Николай I узнает о блохе.
  5. Платов везет блоху тульским мастерам.
  6. Тульские мастера уходят из дома.
  7. Мастера  кланяются иконе Святого Николая.
  8. Две недели беспрерывной работы.
  9. Платов приезжает за блохой.
  10. Мастера несут блоху к Платову.
  11. Платову не видит результата.
  12. Он везет мастера Левшу в Петербург к императору.
  13. Платов говорит царю, что мастера не справились, но император решает сам посмотреть на блоху.
  14. Император заводит блоху, но она больше не танцует.
  15. Царь зовет к себе Левшу.
  16. По совету Левши император смотрит в микроскоп на пятки блохи. Так он наконец видит, что блоха подкована.
  17. Император посылает Левшу в Англию, чтобы вернуть блоху англичанам и похвастаться перед ними.
  18. Левша привозит блоху в Англию и посещает местные заводы. Он узнает, что англичане не чистят ружья кирпичами, отчего ружья лучше сохраняются.
  19. Левша плывет назад в Россию.
  20. На корабле Левша знакомится с моряком-англичанином, с которым выпивает и буянит.
  21. В Петербурге Левшу привозят в полицию.
  22. Левша заболевает, но без документов его не принимают в больницы.
  23. Левша перед смертью просит передать царю, чтобы военные не чистили ружья кирпичами, так как это портит оружие.
  24. Левша умирает, но его совет не передают царю.
  25. Автор размышляет о гениальном оружейнике Левше и ему подобных людях. Такие люди даже спустя годы остаются народными героями.

Вариант 2

1 глава

  • Александр хочет посмотреть чудеса Европы.
  • Платов пытается обратить внимание Александра на русских мастеров.
  • Англичане приглашают Александра в кунсткамеру.

2 глава

  • Восторг императора разными английскими удивлениями.
  • Платов, сохраняющий свою ажидацию.
  • Уникальная пистоля.
  • А замок-то сделан русским Москвиным…
  • Огорчения Александра и недоумение Платова.

3 глава

  • Новая кунсткамера.
  • Необычное поднесение на подносе.
  • Император смотрит в мелкоскоп
  • Миллион и еще 5 тысяч серебра.
  • Широк карман Платова.
  • Возвращение в Россию.
  • Спор в дороге.

4 глава

  • Смерть Александра Павловича.
  • Интерес нового императора к шкатулке.
  • Казак рассказывает о событиях давно минувших дней.
  • Указание Николая — найти мастеров.

5 глава

  • Платов прибыл  в Тулу.
  • Мужики обещают не осрамить императора.
  • Платов дает им две недели.

6 глава

  • Трое оружейников с котомками покидают город.

7 глава

  • Религиозность туляков.
  • Икона святого Николая.
  • Возвращение оружейников.
  • Началась секретная работа.

8 глав

  • Платов едет с Дона.
  • Несдержанность Платова.

9 глава

  • Свистовые у дома мастеров.
  • Разрушение избы, в которых работают оружейники.
  • Последний гвоздик.

10 глава

  • Мастеровые приходят к Платову.
  • Где же ваша работа, оружейники?
  • Подлецы, вещь испортили!
  • Левшу  бросают в коляску казака.

11 глава

  • Страх Платова перед Николаем.
  • На докладе.
  • Приказ срочно подать блоху…

12 глава

  • Блоха не танцует.
  • Платов бьет Левшу.

13 глава

  • Николай велит привести мастера для объяснений.
  • Левша указывает куда надо смотреть.
  • Подковки на пяточках.

14 глава

  • Чьи имена стоят на работе мастеров?
  • Малюсенькие гвоздики.
  • 100 рублей от Платова.
  • Блоху решено отправить в Англию вместе с Левшой.

15 глава

  • Путь из Петербурга в Лондон.
  • Левша  ждет курьера.
  • Англичане рассматривают блоху.
  • Вопросы Левше: о вере, обучении.
  • Предложение англичан оружейнику.

16 глава

  • Левша гостит в Англии.
  • Туляк отплывает домой.
  • Полушкипер — собеседник и собутыльник Левши.

17 глава

  • Спор.
  • Прибытие в Петербург.

18 глава

  • Англичанин в руках лекаря.
  • Левшу обворовывают, он попадает в больницу.

19 глава

  • Английский приятель находит своего русского друга.
  • Хлопоты полушкипера.
  • Секрет Левши.
  • Равнодушие графа Чернышёва.
  • Смерть оружейника.

20 глава

  • Русские Левши с человечкиной душой.

Глава 1. Дед Никита

Время событий – годы Великой Отечественной войны. Деревня Малинка на берегу Малинки-реки. А за деревней и за речкой – бескрайнее лесное моховое болото «Андрюшкина топь». Ступишь ногой – будто на качелях качаешься. Пройти можно только по тропинкам, но их знал только загадочный Андрюшка. Много лет назад он жил в избе на болоте, в самом центре его, на острове. Болото назвали его именем. Бородатый дед Никита в молодости знал туда пути, водил охотников за ценным пером белых цапель. А однажды повел охотника – а вернулся один. С тех пор на болото не ходил. Живет Никита с дочкой Лукерьей, а его женатый внук Степан – отдельно.

Ребятишки любят страшные истории про болото. Особенно в зимние вечера. Ивашка Федоров, мальчонка с голубыми глазками, рассказывает их лучше всех.

Глава 2. Гость из города

Из Минска к бабушке Ульяне приехал внук – Саша Нежильцов. Его папа умер, а мать взяли на фронт врачом. Деревенские мальчишки смеются над ним, городским. Что он гусака испугался. Особенно цепляется высокий Федоска. Нарочно послали Сашу спросить у деда Никиты про Андрюшкин остров. Старик от злости аж лапоть бросил, который плел. После такого Саша и знать ребят не хотел, но они с ним помирились. Решили вместе утром идти пугать филина в дупле.

Глава 3. Они!

В дупло мальчишки послали Сашку. Филин там был – и громадный. Вылетел – ребятишки за ним. А Саша в само дупло залез: интересно же. Вдруг на поляну спустились парашютисты. Немцы! Дали малышам по шоколадке, спрашивали дорогу в деревню. Они не рассчитывали, что здесь живут люди. Федоска шоколад не взял и кинулся в деревню. Немцы (за главного у них был человек со шрамом на щеке) расстреляли Ивашку, Мотю, Андрейку. А Федоску не догнали. Саша все видел, и немецкий язык знал. Он поспешил предупредить жителей. Но было поздно. Деревню сожгли.

Глава 4. Где искать спасения?

В пустой деревне Федоска и Сашка встретились. «Общая беда сблизила мальчиков». Выжил дед Никита. Он рассказал, что всех загнали в школу и закидали гранатами. Уцелели и бабушка Ульяна, и брат с сестричкой – Гришака и Маринка: они в печку спрятались. И еще пара ребятишек, близнецы. А из взрослых – кузнец Николай. Он из деревни прямо на фронт пошел. Немцев бить. И Федоска с ним. А Сашка остался: бабушку и детей жалко. Ведь немцы вернутся.

Глава 5. На Андрюшкин остров

Сашка сказал деду, что надо идти на остров в болоте. Сашка оставил письмо маме Гришаки и Маринки (хотя ее убили, но дети ведь не знали). С собой взяли картошку, вещи, топор, козу Маньку – и двинулись. Первым шел Сашка с липкой в руках, чтоб вылезти, если провалится. У него глаза зоркие, а дед подслеповат. Но дорогу помнит. Последней шла бабушка Ульяна.

Глава 6. Дошли!

Страшно Сашке, но он идет. Все шли след в след. По совету деда Саша зарубки делал, чтоб дорогу назад было легче искать. Бабушка Ульяна провалилась – дед ее вытащил. Прошли дуб с развилкой – и вот она трава вместо мха, твердая почва! Андрюшкин остров, холм с избушкой! Вошли в пыльный дом. Там все, что надо: стол, посуда, старинное ружье. Поели картошки с молоком и улеглись. Благодарный Саша поцеловал бабушку, и она его в ответ.

Глава 7. Андрейка!

Саша с дедом Никитой сходили в Малинку за едой. Нашли корову Рыжуху и быка Мишку. Нагрузили их картошкой и привели на остров. Послушал Сашка, как дед горюет, что правнук его Андрейка незакопанный лежит, и втихаря подался к полянке с филином. А Андрейка живой! Израненный только. Сашка его на себе донес. Дед от души его поблагодарил. Андрейка выздоровел. Как и Гришака, он очень ждал маму.

Глава 8. Опять они!

Сашка с дедом вновь подались за картошкой. Дед полез в уцелевшую кузницу за инструментом, а тут – немцы! Смеются: «чистая работа», никого нет. На прощанье подожгли кузницу, а там Сашка с дедом. Еле вылезли, и инструмент сберегли. Благополучно вернулись на остров.

Глава 9. Война вокруг нас кружит…

К зиме отрыли погреб под картошку. Дед планировал зарезать быка на мясо. Но Сашка возразил: «Мишка нам друг». И обещал заготовить ему сена на прокорм под зиму. К избушке добралась кошка из Малинки. Дед наделал петель из лыка – зайцев ловить. Теперь на столе было мясо, а из шкурок – одежда. Еще и лося подраненного добыли. Сашка пошел с Андрейкой в Малинку за солью и думал: как там, на фронте, мама? А как Федоска?

Глава 10. Шейка!

Ребята под вой самолетов набрали на деревенском складе соли, и подобрали собачку. Андрейка назвал ее Белошейкой (а если коротко – Шейкой). Бабушка обрадовалась, что лося можно засолить, малыши обрадовались новому четвероногому другу, а дед сказал, что собака волков отпугивать будет.

Глава 11. Страшная битва

Малыши-близнецы без спросу побежали к замерзшему озеру. А там – медведь-шатун! Злющий! Сашка увидел, схватил ребят за руки – и ну бежать. А медведь следом несется, ревет. Кинулась на него Шейка, а медведь ее лапой отбросил. Спас всех бык Мишка: затоптал зверя. Шейка выздоровела, отъелась.

Глава 12. Волки!

Из деревни принесли муки, напекли лепешек. А потом Саша с Андрейкой на лыжах пошли доставать из силков пойманных зайцев. Шейку не взяли: завязнет в снегу. Саша для солидности ружье прихватил. Андрейка лихо спустился с горки – но только сам побился и лыжи поломал. Надо возвращаться. Это километров десять. Саша одолжил лыжи другу.

Вообще, он давно зауважал деревенских ребят, многому у них научился. К примеру, Андрейка знал по солнцу который час. Он приладил сломанные лыжи к Сашкиным – пошли веселее. Но тут их окружили волки. И один сбил Андрейку с ног. А пороху мало. Ребят выручил дед Никита: убил волка топором. А бабушка Ульяна кинула в зверей горящей головней. С порога Гришака тоже кидал головешки, обжегся. Сашка пристрелил одного волка. Все укрылись в доме.

Глава 13. Письмо помогло

Однажды к дому пришли два разведчика. Наши! Андрейка сразу узнал отца. Степан благодарил деда и Сашу за спасение сына. Сказал, что они с товарищем прочли письмо. А вообще они на задании. Оказывается, и Федоска жив, в отряде он. Все были рады встрече. А Гришака сказал сестре, что по письму за ними точно мама придет.

Глава 14. «Мы скоро вернемся»

Степан рассказал, что он в партизанском отряде. Нападают на немцев, взрывают под ними мосты. А сейчас ждут самолет из Москвы – с оружием и лекарствами. Этим же самолетом заберут раненых. Только где ему тут приземлиться? Разве что на ровном Лебяжьем озере. Бабушка Ульяна считает: на то и нужны старые люди, «чтобы молодым около нас тепло было». Она ничего не жалеет для гостей.

Глава 15. Когда же?

Степан сказал – через неделю вернется. И Саше будет подарок. И как-то утром Сашу разбудила… мама Вера. Он думал, что она ему снится, но нет: 63-летний командир партизанского отряда Сергей Ильич пришел сюда вместе с ней. Командир объявил, что самолет заберет всех «болотных робинзонов» (они выжили одни на острове, как когда-то Робинзон Крузо). И мама будет с Сашей: у нее повреждена рука, на фронте быть нельзя. Ей рад не только Саша, но и бабушка Ульяна, она ведь Вере мать.

На сборы 2 часа. А в хате на острове будет здравпункт. И животных сохранят для колхоза. Гришака лететь не хотел, маму ждал, еле уговорили.

Глава 16. Прощай, Андрюшкин остров

Все поклонились старой хате, где спасались. К озеру повел дед Никита: ему командир очки дал. Теперь дед все хорошо видел. К ночи сели в самолет. А дед остался: решил быть проводником у партизан.

После победы над фашистами деревню Малинку заново отстроили. Вера с Сашей, бабушка Ульяна и вся остальная детвора живут в ней все вместе. Дед Никита стал героем с медалями. Федоска вернулся в школу. Старый командир тоже здесь поселился. Жив и бык Мишка. А вот болота больше нет – осушили. К острову теперь легко пройти. Фашистов дети не забыли, но знают, что больше они не придут. А если что – их мигом разобьют!

Читательский дневник по повести «Болотные робинзоны» Радзиевской

Сюжет

Война. Немцы-парашютисты сжигают деревню Малинку, убивают жителей. Дед Никита уводит Сашу, правнука Андрейку и других ребятишек вместе с бабушкой Ульяной на Андрюшкин остров среди болота. Там они заботятся друг о друге, переживают нападение медведя и волков. Наконец, их, «болотных робинзонов», находят партизаны. Среди них отец Андрейки и мама Саши, врач. Их забирают самолетом в Москву. Дед остается у партизан. После войны все возвращаются в деревню, а гиблое болото осушают.

Отзыв

Название – отсылка к «Робинзону Крузо» Дефо. Он тоже выжил и вернулся домой. Повесть о страшном военном времени. Здесь и трагедия, и обычная человеческая жизнь со своими радостями. Тема военного детства, взросления, взаимовыручки. Тема семьи, любви к близким и друзьям. Дети учатся брать на себя ответственность, рискуют собой ради других, как взрослые. И выживают среди природы. У всех общий враг – фашисты.

Качества героев повести: мужество, сострадание, желание помочь, заботиться о слабых. У каждого свой талант, который идет на пользу всем. Только вместе можно выжить. И животные – помощники в этом. Маленькие герои все время чему-то учатся, трудятся. Повесть учит не сдаваться, беречь близких, спасать слабых, не терять надежду, верить в победу.

: Русский мастер превзошёл английских. Его отправили в Англию, чтобы похвастаться. Там он узнал военный секрет и передал его русским генералам, но его, простого человека, не послушали и проиграли войну.

Очень краткое содержание

1815 год. Русский государь путешествовал по Европе в сопровождении верного донского казака. Английские мастера показали ему сделанную из стали заводную блоху, которая умела плясать. Государь изумился и купил блоху за большие деньги. Казак же считал, что наши мастера могут сделать не хуже.

Вскоре государь вернулся в Россию и умер. Сменивший его император заинтере­совался блохой. Он тоже считал, что русские мастера могут превзойти англичан, поэтому поручил верному казаку отвезти блоху тульским умельцам.

Тульские мастера, среди которых был и мастер-левша, сумели подковать английскую блоху.

Рассказ левша слушать по главам краткое содержаниеЛевша — туль­ский мастер, косой, на щеке родимое пятно, волосы на висках во время ученья выдраны, бедный, большой патриот, его имя в повести не упоми­на­ется.

Обрадованный император отправил в Англию блоху, а при ней — левшу, чтобы англичане смогли увидеть, каковы русские мастера.

Англичане уговаривали левшу остаться жить в Англии, но тот отказался. Возвращаясь на корабле в Россию, левша заключил с помощником шкипера пари: кто кого перепьёт. В результате в Россию оба приплыли в бессозна­тельном состоянии.

Помощника шкипера отвезли лечиться в английское посольство. Беспаспортный левша попал в полицию, а оттуда в больницу, где и умер. Перед смертью его отыскал помощник шкипера. Левша попросил его передать императору разведанный в Англии секрет: англичане не чистят дула ружей кирпичом, поэтому их оружие долго служит.

Слова левши императору так и не передали, из-за чего Россия проиграла Крымскую войну. Прошло время, и левша стал народным героем.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Глава 1. Император и Платов путешествуют по Европе

Когда закончилась война с Наполеоном, Александр I решил попутеше­ствовать по Европе.

Рассказ левша слушать по главам краткое содержаниеАлександр I — русский импе­ратор, умный, спокойный, урав­но­ве­шенный, чувстви­тельный.

Императора удивляли изделия европейских мастеров, и те пользовались этим, «чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь».

Во всех путешествиях Александра I сопровождал Платов.

Рассказ левша слушать по главам краткое содержаниеПла́тов — донской казак, верный слуга импе­ра­тора, любит родину и верит в русских мастеров.

Платов скучал по дому и уговаривал императора вернуться в Россию. Заметив, что Александр I интересуется чем-то слишком сильно, Платов говорил, что «дома своё не хуже есть».

Глава 2. Английские умельцы

Государь был уверен, что увидит в английской оружейной кунсткамере настоящие чудеса.

Там, — говорит, — такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Англичане показали Александру I свои лучшие изделия, в том числе и пистолет. Император разохался, а Платов разобрал пистолет и нашёл русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Император пожалел оконфузившихся англичан, а Платову от этого досадно стало. Выпил он стакан водки и уснул крепким казачьим сном, а англичане «такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли».

Глава 3. Механическая стальная блоха

Утром Александру I вынесли поднос, казавшийся пустым. На самом деле на нём лежала выкованная английскими умельцами стальная механическая блоха. Император рассмотрел блоху в «мелкоскоп» и собствен­норучно её завёл крохотным ключиком.

…только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету… всю кавриль станцевала.

Александр I за миллион купил блоху вместе с футляром «из цельного бриллиантового ореха», а обиженный Платов ещё и «мелкоскоп» прихватил.

По дороге в Россию Платов и император почти не разговаривали из-за разногласия: государь считал, что англичанам равных нет, а казак верил, что наши всё сделать могут, только «полезного учения» им не хватает.

Затем государь отправился в Таганрог, чтобы исповедаться у тамошнего священника. А казак вернулся домой, лёг «на досадную укушетку» и начал не переставая трубку курить.

Глава 4. Блоху отправляют в Тулу

Александр I в Таганроге умер. Футляр с блохой в итоге попал к Николаю I.

Рассказ левша слушать по главам краткое содержаниеНиколай I — брат Алек­сандра I, стал после него импе­ра­тором, строгий и деятельный, как и Платов, верит в русских мастеров.

Платов рассказал Николаю I о блохе и предложил показать её русским мастерам, которые с лёгкостью англичан превзойти смогут. Николай I иностранцам уступать не любил. Он отправил Платова с поручением на Дон, а по дороге велел заехать в Тулу.

Глава 5. Платов везёт блоху к тульским мастерам

Платов показал тулякам блоху и спросил, что они делать будут. Мастера не открыли ему свой замысел: боялись, что казак им не поверит, и попросили Платова заехать за блохой на обратном пути.

Глава 6. Тульский мастер-левша

Три самых искусных мастера собрали котомки с едой и ушли из города. Среди них был и левша.

Глава 7. Тульские мастера начинают работу

Туляки, «сведущие в металлическом деле», всегда были очень религиозными. Мастера отправились отслужить молебен древней иконе Святого Николая, покровителя торгового и военного дела.

Вернувшись в Тулу, они заперлись в домике левши, окна ставнями закрыли и принялись за работу. Люди пытались их выманить, но искусники на провокации не поддались.

Глава 8. Платов возвращается в Тулу

В Тулу Платов вернулся через две недели в большой спешке, потому что император ждал его доклада. Всю дорогу он гнал лошадей без остановки, да так быстро, что пролетал мимо почтовых станций.

В Туле казак отправил за мастерами всех, кто ему под руку попался, «чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

Глава 9. Тульские мастера заканчивают работу

Посыльные ломились в избу к мастерам, крышу снесли, но те отправились к Платову, только когда последний гвоздик забили. Левша нёс футляр с английской блохой, больше в руках у них ничего не было.

Глава 10. Левша попадает в Петербург

Платов открыл футляр и увидел, что блоха какой была, такой и осталась. Начал он ругать мастеров. Те обиделись и не рассказали свой секрет, велели блоху императору отвезти — уж он-то разберётся.

Платов помчался в Петербург, прихватив с собой левшу, чтобы тот за всех мастеров перед императором ответил. Пришлось левше ехать в Петербург как есть, без документа.

Глава 11. Платов отчитывается императору

Явившись к Николаю I, Платов начал рассказывать ему, «какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры». Казак надеялся, что император не вспомнит про тульских мастеров, но Николай I ни о чём не забывал. Пришлось Платову признаться, что мастера ничего сделать не сумели, но попросили блоху государю показать. Николай I был уверен, что мастера его не обманут.

Глава 12. Блоха больше не танцует

Английскую блоху завели, но танцевать она не стала. Платов подумал, что мастера её сломали, в гневе выскочил из дворца и начал бить левшу, который ждал в коляске. Тот уверил Платова, что блоха не испорчена, но смотреть на неё надо в самый сильный «мелкоскоп».

Глава 13. Подкованная блоха

Николай I посмотрел на блоху в «мелкоскоп», ничего не увидел, но в мастерах не разуверился и велел привести к себе левшу.

Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Явившись к императору, левша объяснил, что в «мелкоскоп» надо рассматривать не всю блоху, а одну её ножку. Посмотрев, Николай I весь просиял и обнял мастера. Оказалось, мастера блоху подковали.

Глава 14. Левша отправляется в Англию

Левша сказал, что в более сильный «мелкоскоп» видно на каждой подковке имя мастера, который её выковал. Только имени левши нигде нет: он для подковок гвоздики ковал.

Император спросил, в какой же «мелкоскоп» мастера смотрели, когда блоху подковывали. Левша ответил, что «мелкоскопа» у них по бедности нет, они всё невооружённым глазом видели.

Платов попросил у левши прощения и дал ему сто рублей. Император велел отправить подкованную блоху английским мастерам, а вместе с ней и левшу, показать, какие в Туле мастера есть.

Левшу отмыли, накормили и отправили в Англию.

Глава 15. Левша отказывается жить в Англии, но остаётся погостить

Три дня англичане с левшой пили, потом начали расспрашивать, какие науки знают русские мастера. Очень удивились, узнав, что русские никаких наук не знают, а делают всё на глазок. Именно поэтому туляки и не смогли рассчитать, что блохе подковки плясать помешают.

Англичане предложили левше остаться в Англии, жениться, наукам обучаться. Левша отказался: дома у него родители старые остались, англичанки ему не нравились, да и веру английскую он принимать не хотел. Но погостить мастер остался.

Глава 16. Левша возвращается домой

Левша посмотрел все английские производства. Понравилось ему, что рабочие там сыты, одеты и обучены «долбице умножения». Особенно пристальное внимание левша обращал на то, как англичане содержат старые ружья.

Вскоре левша домой попросился. Англичане уговаривали его подождать, потому что «буреметр» предсказывал шторм, но левша ждать отказался. Его наградили деньгами и золотыми часами и посадили на корабль, который в Россию шёл.

В каюте Левша плыть постеснялся, и когда началась страшная буря, с палубы не ушёл. Это понравилось полшкиперу, который по-русски говорить умел.

Рассказ левша слушать по главам краткое содержаниеПолшкипер — подшкипер, помощник шкипера, хитрый выпи­воха.

Попытался полшкипер напоить левшу и узнать, какой тот секрет из Англии в Россию везёт, но ничего не вышло. Тогда полшкипер предложил пари: они станут пить поровну, кто кого перепьёт, тот и выиграет.

Глава 17. Пари с полшкипером и черти из моря

Всю дорогу они пили. Допились до того, что увидели, как из моря черти вылезают. В конце концов матросы их связали и заперли в трюме. Никто из них и не выиграл.

В Петербурге полшкипера отвезли в английское посольство, а левша попал в полицейский участок: документа у него по-прежнему не было.

Глава 18. Левша попадает в больницу для нищих

Полшкипера начали лечить пилюлями да тёплыми ваннами. Левшу же в участке обыскали, документа не нашли, а сам мастер ни слова не мог сказать, только стонал. Тогда левшу ограбили, отвезли в больницу и бросили в коридоре.

На другой день полшкипер пришёл в себя и бросился друга искать.

Глава 19. Смерть левши

Чудом полшкипер нашёл левшу, который так и лежал в коридоре. Мастер непременно хотел увидеть императора. Полшкипер поднял шум и дошёл до Платова.

— Разве так можно! У него, — говорит, — хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Платов отправил полшкипера к коменданту Петербурга, который направил к левше доктора, но к тому времени мастер уже умирал, потому что по дороге в больницу ему случайно разбили голову.

Перед смертью левша попросил передать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят», и надо, чтобы и у нас не чистили, а то они для войны не сгодятся. Выполнив долг перед отечеством, левша умер.

Последние слова мастера дошли до русских генералов, но Николай I о них не узнал. Разведанным левшой секретом не восполь­зовались.

Глава 20. Левша — народный герой

Эти события стали делами минувших дней, но забывать их не следует, несмотря на «баснословный склад легенды и эпический характер её главного героя». Имени левши история не сохранила, и он стал олицетворением народной фантазии.

Из-за множества машин таких мастеров давно уже нет. Рабочие ценят выгоду, приносимую машинами, но и о старине вспоминают с гордостью. «Это их эпос, и притом с очень „человечкиной душою“».

Краткое содержание

Главы 1–2

Рассказчик вспоминает, что его младшего брата нянчила «высокая, сухая, но очень стройная старушка» из «прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского» – Любовь Онисимовна. Женщина водила гулять рассказчика и его брата на кладбище, «садилась здесь всегда на одну простую могилку». Тут рассказчик и услышал от нее историю о «тупейном художнике».

Глава 3

Тупейный художник Аркадий «рисовал и причесывал» всех крепостных артисток графа. Он «был человек с идеями», очень талантливый.

Глава 4

Аркадий был стройный, с «ангельскими, добрыми» глазами красавец и «всем нравился» – его любил и Каменский, «но содержал в самой большой строгости». Аркадию запрещалось стричь кого-то из мужчин, кроме графа. Каменский, по словам Любови Онисимовны, был тиран, «страшно нехорош» и «на всех зверей сразу походил».

На тот момент Аркадию было «лет за двадцать пять, а Любови Онисимовне девятнадцатый год». Они полюбили друг друга, но не могли быть вместе, так как актрис сильно берегли, а «завет целомудрия» мог нарушать только граф.

Глава 5

Как-то через Орел проезжал государь и вечером его ожидали в театре у графа. Во время репетиции исполнительница главной роли повредила ногу, и сыграть за нее вызвалась Люба. В благодарность граф передал девушке «камариновые серьги» – «подарок и лестный и противный». Это был знак возведения «на краткий миг в одалиски владыки». После него девушку обычно одевали во все белое, и «в невинном виде святой Цецилии» отправляли на графскую половину.

Главы 6–7

Представиться государю приехал брат графа. У него все лицо было в буграх, поэтому его почти невозможно было побрить «чтобы всего не изрезать». Мужчина позвал к себе всех городских цирюльников и сказал, что кто побреет его «наподобие брата», тому даст два золотых. Если же во время работы порежет или сделает что-то не так, то сейчас же убьет.

Цирюльники сказали, что с такой работой может справиться только графский Аркадий. Мужчина пошел к графу с просьбой отпустить к нему цирюльника, но граф отказал. Тогда брат графа решил схитрить и попросил прислать Аркадия, чтобы тот постриг его пуделя.

Глава 8

Отправляя Аркадия к брату, граф сказал, чтобы тот поторапливался, так как «после театра» нужно будет представить ему Любу «святой Цецилией». Услышав это, Аркадий пошатнулся и ушел, «словно ничего не видя и не слыша».

Глава 9

Брат графа предложил Аркадию не два, а десять золотых. «Аркадий посмотрел, посмотрел и вдруг, – господь его знает, что с ним сделалось, – стал графова брата и стричь и брить».

Когда Аркадий вернулся в театр и завивал Любу, то шепнул ей: «Не бойся, увезу».

Главы 10–11

Граф и его брат теперь были «один на другого похожи». Граф был разгневан.

После представления, вместо того чтобы завивать Любе волосы, Аркадий вышиб окно и, схватив девушку, сбежал вместе с ней. Люба очнулась уже на санях – за ними гнались. По предварительной договоренности ямщик высадил влюбленных у села Сухая Орлица, где их должен был повенчать священник.

Главы 12–13

За шесть золотых и серьги Любы священник разрешил влюбленным остаться у него. Неожиданно в двери постучали. Священник спрятал влюбленных. Зашло семь охотников графа и графский дворецкий. В испуге священник выдал Аркадия и Любу.

Глава 14

Влюбленных привезли в графский двор, после чего допрашивали. Чтобы Люба сильнее мучилась, ее закрыли в девичьей, а в комнате ниже «терзали» Аркадия – девушка слышала все его «ужасные стоны». Люба попыталась задушить себя косой, но ее спасли.

Глава 15

Решив, что Люба сумасшедшая, ее «сослали» на скотный двор и доверили «пестрядинной старухе» Дросиде. Старуха остерегала Любу от «плакона», в котором был «яд забвения» – водка. Дросида сказала, что граф помиловал Аркадия и отправил его в солдаты, в полковые сержанты, прямо на войну.

Прошло три года, в театр Любу не возвращали. Как-то к девушке в окно упал завернутый в бумажку камень.

Главы 16–17

Девушка развернула бумажку – это была записка от Аркадия. Мужчина писал, что стал офицером, теперь на свободе и приехал в отпуск – остановился на постоялом дворе у дворника. Завтра он хочет взять все деньги и прийти к графу с просьбой ее выкупить, а затем обвенчаться.

Глава 18

Рано утром Любовь Онисимовна услышала толки проходящих мимо людей. Те обсуждали, что ночью дворник сонного офицера зарезал. Только это услышала девушка – сразу в обморок упала.

Похоронили Аркадия Ильича в той могилке, к которой Любовь Онисимовна приводила рассказчика и его брата.

Глава 19

После похорон Люба не могла плакать, и тогда Дросида сказала, что девушке «плакона не миновать» и сама предложила ей выпить.

И до сих пор вспоминает рассказчик, как по ночам Любовь Онисимовна просыпалась и отпивала из «плакончика», поминая Аркадия. «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал».

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Любовь Онисимовна (Люба) – бывшая актриса крепостного театра у графа Каменского; няня рассказчика.
  • Аркадий Ильич Ильин – «тупейный художник», «парикмахер и гримировщик» у графа Каменского; стал офицером.

Другие персонажи:

  • Рассказчик – воспитанник Любови Онисимовны, ему женщина рассказала историю о «тупейном художнике».
  • Граф Каменский – владелец крепостного театра.
  • Дросида Петровна – женщина со скотного двора.
  • Деревенский брат графа Каменского.

Композиция

«Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой. Иногда ее повествование прерывает автор, так как няня могла не все помнить и не все знать. Например, вряд ли она сама слышала разговор между братьями Каменскими. В финале последней главы – короткое заключение. В нем автор говорит, что «как сейчас» видит и слышит Любовь Онисимовну. Он рассказывает, как няня вставала по ночам и прикладывалась к «плакончику», поминая Аркадия.

Главные герои

Историю о тупейном художнике читатели слышат из уст Любови Онисимовны. Автор рассказа описывает ее как «высокую, сухую, но очень стройную старушку» с тонкими и нежными чертами лица. Раньше она была актрисой крепостного театра графа Каменского. Когда с ней встречается читатель, Любовь Онисимовна нянчит младшего брата автора. О характере женщины сказано следующее: «Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое… и иногда запивала».

Образ Любови Онисимовны создается в первую очередь при помощи ее речи. По тому, как она ведет рассказ, какую лексику употребляет, становится многое о ней понятно. Например, то, что перед нами – малообразованная, но при этом добрая и способная к сопереживанию женщина. Любовь Онисимовна, несмотря на все перенесенные несчастья, не перестала хорошо относиться к людям. Более того – она умеет прощать. Рассказывая о предательстве попа, Любовь Онисимовна называет его ласково «старичком-священником».

Возлюбленный главной героини – парикмахер Аркадий, крепостной графа Каменского. Его Лесков и называет тупейным художником. Аркадий обладал особым талантом – «придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения». Любовь Онисимовна описывает его как красавца, который всем нравился. По ее словам, «ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские и добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался».

Аркадий предстает человеком не только талантливым, но и храбрым. Он не побоялся пойти против воли барина и подстриг его брата. Затем попытался бежать с Любовью Онисимовной. Когда влюбленных поймали, Аркадий взял всю вину на себя, сказав, что увез девушку силой. Кроме того, он осмелился плюнуть в лицо предавшему их священнику. Затем «тупейный художник» хорошо проявил себя на военной службе, куда граф Каменский отправил его после неудачного побега. Аркадий не раз проливал кровь, сражаясь за государя, за что получил «офицерский чин и благородное звание».

Короткий пересказ «Тупейный художник»

Краткое содержание «Тупейный художник» Лесков:

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия.

Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину.

Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий.

Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти.

Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут.

Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды.

Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера.

Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Главная мысль «Тупейного художника» в том, что Николай Лесков, используя эпиграф на церковно славянском языку, «Души их во благих водворятся», подчеркивает, что души среди праведников будут. Тем самым он красной нитью проводит главную мысль произведения.

Краткая история создания

«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» – малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова. При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.

  • Рассказ левша в англии 6 класс
  • Рассказ лев и собачка толстой читать полностью с картинками
  • Рассказ левша основная мысль
  • Рассказ ласточки на паровозе
  • Рассказ лапти бунин читать полностью