Рассказ лев и мышь толстой

Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем лев и добрыми глазами. жил он на поляне с очень светлым

Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами. Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви. Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой. Сегодня мы познакомимся с жизнью Толстого, вспомним произведения, написанные Львом Николаевичем и «напишем» книгу, посвященную этому великому человеку.

Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого

  • Не любил молока и рыбы.
  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
  • Страстный охотник, но лая собак не переносил.
  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
  • “ Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

 1. О ком говорится в этом рассказе?
  2. Где происходят события?
  3. Что произошло с товарищами в лесу?
  4. Как поступил один из товарищей при опасности?
  5. Что сделал его друг?
  6. Что произошло дальше?
  7. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил? 
  8. Что ответил ему друг?
  9. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?
10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

Как маленькая мышь помогла огромному льву? Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

(Басня)

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. 

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. 

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. 

Старик только вздохнул и ничего не сказал. 

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

— Какое это произведение по настроению?

— Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали? 

— Почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

— А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

— Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким  беспомощным? 

 — Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный) 

Чему научили нас рассказы Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он их написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Вывод: В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. 

И в заключении хотелось бы вам прочитать такое напутствие Льва Николаевича Толстого:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ басни «Лев и Мышь»

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

…«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально — старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», — к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях — жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Это не конец, продолжение ниже.

Читайте также:  Игры со строительным материалом. Старшая группа картотека (старшая группа) на тему

Полезный материал по теме

  • Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни

Своя рука владыка… И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти — кожи…»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней — ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей…

«Но в чем же то они усердие явили?» — спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани — запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» — для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, — нет. Проблема «доброго Льва» — проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

О том, как Лев прогнал маленькую Мышь из владений, но горько пожалел об этом, оказавшись в ловушке, поведает басня «Лев и Мышь» Крылова.

Герои басни Толстого

  • мышь – полезная, хоть и небольшая
  • лев – оказался в трудной ситуации
  • охотники – опасность

<glav>Другие Басни этого автора</glav>← Лев и Лягушка↑ Басни ТолстогоЛев, Медведь и Лисица →

Русская сказка

Сказка Льва Толстого «Лев и мышь»

Одно удовольствие читать сказки Льва Толстого о животных. Он подмечает их повадки и невольно начинает идти сравнение их характеров с человеческими.

О чём пишет автор

Лев мирно спал, а Мышь возомнила себя слишком смелой и решила пробежаться по могучему телу зверя. Как такое мог стерпеть царь зверей?! Конечно, Лев легко поймал проказницу. Мышь испугалась, но включила всю свою находчивость, сказав, что за доброе дело она добром когда-нибудь отплатит Льву, лишь бы он её отпустил. Льву стало смешно от обещания маленькой мышки помочь ему, могучему Льву. Хищник выполнил просьбу Мыши.

Читайте также:  Цель, правила и разновидности веселой подвижной игры “Медведь и пчелы”

Случилось охотникам поймать того самого Льва, нашли они подходящее дерево и привязали к нему пойманного зверя. Лев заревел на весь лес так, что Мышь услыхала и поняла, что её знакомый хищник попал в беду. Прибежав к дереву, она перегрызла верёвку и напомнила о том разговоре, когда она пообещала доброе дело сделать для Льва, а он тогда не принял это всерьёз. Добро может совершать каждый, было бы желание.

Что автор хотел сказать детям

Видно, что текст сказки рассчитан на детей. Они поймут содержание произведения без подсказки. Но в книге сказок Льва Николаевича много таких повествований, которые будут понятны малышам. Но у них ещё мало жизненного опыта. По этой причине, необходимо читать такие сказки вместе, чтобы взрослые вовремя подсказали, что делать добро гораздо приятнее, чем совершать злые поступки. Самое главное в человеческой жизни – помогать друг другу, чаще всего взаимопомощь без корысти всегда достойна похвалы и уважения. Даже слабый человек сможет помочь сильному, подсказав дельный совет, оказать в нужный момент поддержку тому, кто в ней будет нуждаться. Лев посмеялся над Мышью, он думал, что никогда ему, сильному и грозному царю зверей, не поможет маленькая мышка, потому что она слишком слаба. Реальность доказала хищнику, что ситуации могут быть разными, и пренебрегать помощью даже слабой мыши никогда не стоит. Надо отдать должное тому, что Мышь из сказки может держать своё обещание. Другая бы на её месте убежала бы без оглядки, вырвавшись из лап Льва, так далеко, чтобы никогда не попадаться ему на глаза. Но ведь не случайно говорят, что «долг платежом красен». Если пообещал помочь – помоги, иначе твоё слово ничего не будет стоить, станет просто пустым обещанием. Никого не стоит недооценивать, иногда может пригодиться тот человек, о котором даже и не думал, как о герое или помощнике.

Об авторе

Толстой – очень мудрый писатель. Замечательно то, что он пытался передать свою мудрость детям. Сейчас главное – умело воспользоваться этими мудрыми советами.

Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лев и мышь» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Басня Лев и Мышь читать

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Мораль басни Лев и Мышь:

Мораль басни дана в заключительной части. Баснописец напоминает: воздержись от плевка в колодец, впоследствии придется из него пить. Лев прогнал бедную Мышь, но она могла разорвать острыми зубами сети, в которые он угодил. Льва погубила гордость и надменность. Сильные мира сего недооценивают простых людей, но их дар и талант может оказаться полезным в самую неожиданную минуту. Баснописец указывает: совершающим злые поступки, зло обязательно вернется.

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

  • Рассказ курта воннегута младшего 6 букв
  • Рассказ куриный бульон главная мысль
  • Рассказ курьи ноги александр юдин
  • Рассказ кусок мяса джека лондона
  • Рассказ кусака читать краткое содержание