Рассказ лескова тупейный художник

Во всех своих произведениях николай семнович лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. многомудрый

Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже. 

История создания

Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.

Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».

Жанр, направление

Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.

Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.

Смысл названия

В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.

Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан. 

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили. 

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся. 

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили. 

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:

  1. Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
  2. Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.

Темы

Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:

  1. Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
  2. Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
  3. Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
  4. Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных. 

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.

  1. Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
  2. Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
  3. Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.

Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.

Основная идея

Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник». 

Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.

Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.

Художественные особенности

Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:

  • Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
  • Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
  • Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
  • Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.

Критика

Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.

Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.

Автор: Инна Колокольникова

На чтение 6 мин Просмотров 45
Обновлено

Читателям, интересующимся историей крепостного права, будет интересно читать краткое содержание рассказа «Тупейный художник» – известного произведения Н. С. Лескова. Рассказ основан на реальной истории, произошедшей в крепостном театре графа Каменского в Орле.

Главные герои

Любовь Онисимовна – старая женщина, бывшая актриса крепостного театра. Красота девушки поблекла после неудачного побега с любимым человеком (Аркадием) и попытки самоубийства. Узнав о смерти Аркадия, Любовь Онисимовна стала «заливать горе» водкой и поставила крест на своей жизни.

Аркадий Ильич – «тупейный художник», талантливый парикмахер и гример крепостного театра; возлюбленный Любови Онисимовны, совершивший неудачную попытку увезти ее от хозяина. Аркадий был отправлен в солдаты и смог отличиться на войне. Вернувшись, он собирался выкупить любимую, но был зарезан и ограблен.

Краткое содержание

Глава первая

В России настоящими художниками считают людей, получивших специальное образование. В других странах, особенно в Америке, «художественная область» распространяется гораздо шире. Например, художником почитали человека, который придавал лицам умерших «утешительные выражения». Этого мастера, к сожалению, убили, когда он придал «выражение блаженного собеседования с богом» лицу одного умершего проворовавшегося банкира.

Такого рода художник жил некогда в России.

Глава вторая

Нянькой младшего брата рассказчика была бывшая актриса крепостного театра графа Каменского Любовь Онисимовна. Седая старушка до сих пор сохраняла следы былой красоты.

Любовь Онисимовна нередко выпивала. Девятилетнего рассказчика и его двухлетнего брата она часто водила гулять на кладбище, где подолгу сидела у одной невзрачной могилы. Во время этих прогулок Любовь Онисимовна и поведала историю «тупейного художника».

Глава третья

«Тупейный художник» (парикмахер и гример) Аркадий работал вместе с Любовью Онисимовной в крепостном театре. Сохранившееся здание театра до сих пор вызывало страх у старушки.

Глава четвертая

Аркадий был настоящим мастером своего дела. Он мог с помощью грима придать лицам актрис любое необходимое выражение. Граф Каменский высоко ценил искусство Аркадия. Он опасался лишиться профессионала и никуда его не отпускал и не давал денег.

Общаясь во время работы, Аркадий и Любовь Онисимовна полюбили друг друга, но были вынуждены скрывать это от окружающих и особенно от жестокого графа.

Глава пятая

Красавице Любови Онисимовне было в то время девятнадцать лет.

Однажды через Орел проезжал император, изъявивший желание посетить театр графа Каменского. К несчастью, на последней репетиции исполнительница главной роли повредила ногу. Любовь Онисимовна вызвалась ее заменить.

Каменский обрадовался и в знак благодарности послал девушке «камариновые серьги». Это также означало, что после спектакля Любовь Онисимовна должна будет провести с графом ночь.

Девушка заливалась слезами и думала об Аркадии.

Глава шестая

В это же время к графу Каменскому приехал брат, у которого была крайне отталкивающая внешность: все лицо в «буграх». По этой причине он специально не брился.

Перед императором нужно было предстать в самом лучшем виде. Один Аркадий мог «преобразить» лицо брата Каменского.

Глава седьмая

Брат Каменского сначала отправился в Орел. Взглянув на его «бугристое» и прыщавое лицо, местные цирюльники наотрез отказались его брить, опасаясь поранить. Они сказали, что это под силу только Аркадию.

Каменский дал слово, что Аркадий будет брить только его одного. Он ни за что не хотел отправить «тупейного художника» к брату. Лишь после долгих уговоров он согласился отпустить Аркадия подстричь «пуделя».

Глава восьмая

Каменский вызвал Аркадия и приказал ему ехать к брату для стрижки собаки. Он также добавил, что сегодня ждет в спальне актрису Любовь в образе «святой Цецилии». Для Аркадия это был страшный удар.

Глава девятая

Когда Аркадий приехал к брату графа, тот заявил, что никакого «пуделя» нет; нужно подстричь и побрить его самого. Он показал мастеру золотые монеты и два заряженных пистолета. В случае малейшего пореза Аркадия ждала смерть.

«Тупейный художник» «преобразил» брата Каменского, забрал деньги и возвратился в театр. Готовя Любовь Онисимовну к спектаклю, он сказал, что обязательно увезет ее отсюда.

Глава десятая

Аркадий понимал, что его ждет суровое наказание за ослушание. Во время спектакля Каменский сидел вместе с братом. По лицу графа было видно, что скоро произойдет вспышка гнева.

Глава одиннадцатая

После спектакля Аркадий пришел к Любови Онисимовне, чтобы «подготовить» ее для графа. У дверей стояло несколько человек, которые должны были схватить художника после работы.

Аркадий выбил окно и сбежал вместе с любимой. Девушка очнулась в санях. Были слышны звуки погони. Влюбленные спрыгнули с саней возле какого-то села. Аркадий сказал, что здесь они смогут обвенчаться.

Глава двенадцатая

Молодые люди нашли дом священника и рассказали о своей беде. Тот согласился сохранить их тайну и совершить обряд венчания за шесть золотых монет. Священник уже собирался спрятать беглецов в церкви, но в это время раздался стук в дверь.

Глава тринадцатая

Священник велел Аркадию и Любови спрятаться. Он очень испугался вошедших в дом вооруженных графских людей и знаками указал им, где прячется девушка. Аркадий вылез из-под кровати сам и заявил, что силой увез актрису. Влюбленных под охраной повезли обратно к графу.

Глава четырнадцатая

После строгого допроса Любовь Онисимовну заперли в комнате на втором этаже. Она слышала, как внизу любимого подвергали страшным пыткам. В отчаянии девушка попыталась задушить себя собственной косой.

Любовь Онисимовна пришла в себя в сарае для телят.

Глава пятнадцатая

Девушка стала жить на скотном дворе вместе с пожилой работницей Дросидой. Она узнала, что Аркадий после жестокого наказания был отправлен графом в солдаты. Дросида постоянно пила водку для «забвения», но запрещала Любови следовать ее примеру.

Прошло три года. Однажды вечером в окно, возле которого сидела девушка за работой, кто-то кинул завернутый в бумажку камень.

Глава шестнадцатая

Любовь сперва подумала, что послание попало к ней по ошибке. Однако девушка не смогла сдержать любопытства, развернула бумажку и прочитала ее.

Глава семнадцатая

Послание было от Аркадия. Он сообщал, что за заслуги на войне был произведен в офицерский чин и получил несколько наград. Аркадий собирался на следующий день прийти к графу, отдать ему все имеющиеся деньги и просить руки любимой девушки.

Глава восемнадцатая

На следующее утро, выйдя на двор, Любовь Онисимовна увидела бегущих взволнованных людей. От одного из работников она узнала, что ночью на постоялом дворе был убит и ограблен какой-то офицер. Это был Аркадий. Именно он похоронен в скромной могилке.

Глава девятнадцатая

Аркадия торжественно похоронили в присутствии губернатора. Любовь Онисимовна тоже была на похоронах. В этот день она никак не могла уснуть. Заметив мучения девушки, Дросида сама предложила ей выпить, чтобы «залить горе». С этого времени Любовь Онисимовна стала выпивать каждый день…

Старушка попросила рассказчика никому не рассказывать о ее «пороке». Он до сих пор помнит, как каждую ночь слышал ее осторожные шаги к тайнику с «плакончиком» водки.

  • Рассказ лес осенью скребицкий чаплина читать
  • Рассказ лескова однодум читать
  • Рассказ лермонтова герой нашего времени
  • Рассказ лес осенью соколов микитов
  • Рассказ лес и степь