Рассказ лескова неразменный рубль читать

Независимый, гневный, надпартийный, прямой потому-то любое разукрасят жилище эти книги премудрости вечной самой. и.северянин эти книги премудрости вечной самой какой

Независимый, гневный, надпартийный, прямой

Потому-то любое разукрасят жилище

Эти книги премудрости вечной самой.

И.Северянин

«Эти книги премудрости вечной самой…» Какой необыкновенно глубокий смысл в этой строке! Насколько Северянин тонко прочувствовал творчество Н.С.Лескова! Действительно, вечная Премудрость открывает высокие тайны чистым душам. Я считаю, что все творчество великого писателя смело можно назвать посланием к Человеку будущего.

А понимаем ли мы смысл посланий, которые оставил нам Н.С.Лесков? Как стать таким внимательным читателем, чтобы открыть для души своей мудрое Слово Н.С.Лескова? Открыть как русское чудо, посланное Всевышним.

Произведения этого удивительнейшего писателя и человека надо принимать так, чтобы душа проснулась и стала той благодатной почвой, в которую бы упали зерна добра и правды, дав свои прекрасные всходы. Как донести до каждого мысль: он вечен, потому что дает надежду на будущее обновление страны, веру в неиссякаемые силы русского народа!? Это все вопросы — утверждения, волнующие душу мою…

Чем нравится мне творчество этого необычного писателя Николая Семеновича Лескова? У каждого, конечно, свое мнение, свой ответ. Чем он привлекает меня? Однозначно ответить трудно, но все же скажу определенно: своей неповторимостью творческой манеры, странным языком, сюжетами, основанными на живых событиях, героями.

А главное, необычным понимаем истины — раскрытое сердце и свет духа. Эта истина выстрадана жизнью! Кто его герои? Чудаки, бунтари, странники, изгои… Все те, кто сохранил в душе неповторимые черты русского самобытного характера. О самом писателе можно сказать его же словами: «Скрытая теплота не поддаётся измерению». В своих произведениях он раскрыл до глубины сердце свое, откровенно высказал, что его волнует: «излил в нас всю свою душу».

На мой взгляд, чем больше будут читать произведения Н.С. Лескова, тем чище, лучше будет наше общество. Философ, мудрец, писатель, он открывает нам глаза на духовные ценности, о которых мы, возможно, не всегда серьезно задумываемся. С уверенностью могу сказать, что произведения Н.С.Лескова — духовное послание Человеку будущего: нам с вами. Он для нас современен, потому что и сам был человеком будущего!

Перечитывая биографию писателя, я всякий раз удивляюсь его очарованию жизнью. Как он любил ее во всей полноте!

Свой литературный труд он связывал не с письменным столом, а с путешествиями, новыми местами, с движением: широкие горизонты, ветры больших дорог… Он был очарован любовью, несмотря на то что испытал в жизни и ложь, и бесчестье, и жестокость, и несправедливость! Будучи православным человеком, Н.С.Лесков был убежден, что изначально люди более склонны к добру, чем к злу; а бесчеловечными они становятся, если утрачивают «дух взаимопомощи и сострадания». Главное образование, которое Н.С.Лесков получил в отчем доме, — «это образование души». Отец писателя наставлял сына так: «Я хотел бы излить в тебя всю мою душу..» [6] И сын никогда не изменил православной вере своего отца!

Мечтатель, он искренно считал: общество изменится под влиянием нравственных и религиозных идей, которые необходимо нести народу. Он думал, что постепенно народятся новые люди праведной жизни, «и — сначала одни, потом все — пойдут по пути любви и добродетели». И Н.С.Лесков всю жизнь страстно, патриотически верил в эту идею, поэтому искал на Руси «хотя бы небольшое число тех праведников…». [5] Он был очарован мыслью «изведать», найти тех, кто живет по Правде, несет в жизнь Любовь, Красоту Души… Он следовал жизненному принципу праведника из притчи: «Взращивайте в себе зерно любви Божьей, дарите любовь другим, и велика будет ваша награда». [2]

Россия раскрылась в его произведениях не только в несчастьях и горестях, но, главное, в духовной красоте ее праведников. Для него всегда важен сам человек, а не его социальное положение. Он чувствовал душу народа. Философ, он уверовал в жизни, что «… нет ничего более прекрасного на Земле, чем драгоценный алмаз — сердце человеческое, очищенное слезами покаяния и согретое пламенем истинной любви». [2]

Каждый из нас ищет те опоры света, на которых можно человеку построить свою жизнь. Насколько эта проблема вечна, современна! А где должна складываться эта мораль? Конечно, в Доме, в Семье.

Читали вы рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль»? Эта рождественская история, конечно же, поучительна для всех нас. К сожалению, сегодня в обществе теряются нравственные ориентиры: забывают народные традиции, не отличают добро от зла, не различают прекрасное и безобразное. А этот рассказ учит нас познанию самих себя, пониманию нравственных идеалов на основе христианских ценностей. Так в чем же смысл человеческой жизни, в чем назначение человека, каково его призвание? На эти вопросы дает ответ мудрый писатель. Лишь вдумчивое чтение раскроет глубокий авторский замысел. Вглядимся же внимательно в содержание!

Рассказ написан от первого лица, как воспоминание о детстве. Взрослый человек, умудренный жизненным опытом, обращается памятью к прошлому, когда он был ребенком, свободным от грехов, проблем. Это сон, в котором мальчик столкнулся с искушением.

Миколаша, ему 8 лет, он воспитан по христианским традициям, поэтому он чуткий, наблюдательный — чистая душа. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Бабушка дает рубль и совет: «Не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как думаешь». Свойство рубля: «не переведется в кармане, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе и другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет».[1] Миколаша приносит людям радость и испытывает удовольствие. А затем в нем появляется гордыня, тщеславие. Исчезает неразменный рубль. Мальчик поддался искушению (эпизод — о человеке в жилете со стекляшками). Душа страдает, нет радости. Но…происходит очищение души слезами так же, как при Крещении вода смывает все прегрешения. Бабушка толкует сон внуку: нельзя разменять добрую душу, веру, талант, данный человеку свыше.

Неразменный рубль — это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности. Согласитесь, насколько современно звучат эти мысли!

В рассказе «Неразменный рубль» возникает образ мудрой, доброй бабушки, которая, разговаривая с Миколашей, незаметно вкладывала в его душу основы любви, добра и правды, на которые он будет опираться потом всю свою жизнь. Вслушаемся! В Доме, в Семье, напоминает писатель, закладываются духовные заповеди, формируется Душа человека!

Прообразом литературной бабушки была настоящая бабушка писателя, которую все звали Александрой Васильевной. Лучшее ее свойство было — душевная красота и светлый разум, в котором всегда сохранялся «простой народный склад».

Душу народа первой раскрыла бабушка, правильно дала это по­чувствовать Лескову. С ней (бабушкой) путешествовал Лесков по русским монастырям. Писатель пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные ценности. Н.С.Лесков в этой истории показывает рождественское чудо как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей. Русский характер, размышляет писатель, таит в себе силы неисчерпаемые, значит, человек может совершенствовать себя. Мечтатель, он верил в это.

Его память хранила всю жизнь воспоминания о Доме, о дорогих сердцу лицах. Именно из детства вынес Лесков убеждение в том, что русская земля полна людей, которых можно назватьправедниками, людей, которые хранят в своем сердце «закон любви», живут «по правде».

Верили ли в праведников люди, окружавшие Лескова? Писатель пишет так: «Куда я ни обращался, кого не спрашивал, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные…». Эту же мысль высказал «большой русский писатель» А.Ф.Писемский: «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни».

Лесков задался целью опровергнуть это мнение, найти на Руси праведников. Каков же результат? Конечно же, результатом стала знаменитая галерея праведников. Эти произведения можно назвать исповедью души самого писателя, посланием людям будущего.

«Однодум» — это первый рассказ про то, как в крохотном городке, затерявшемся в костромских лесах, жил и чудил удивительный человек,

В чем же праведничество героя? Отмечу следующее: Рыжов, не делил людей на богатых и бедных, не принимал даров, вел себя одинаково по отношению ко всем людям. Он говорил: «За усердие благодарю, а даров не приемлю». Для него важно: а какой человек внутри?

В 14 лет он становится разносчиком почты, а по сути — странником, который бесконечно в путешествии. Исполняя службу, он читает Библию и на ходу, и на отдыхе. Лесков здесь высказывает мысль о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности, не устраивать показного отношения к богу. Сильные мира сего воспринимают его как чудака, юродивого.

Но чем дальше читаешь очерк, тем глубже убеждаешься в том, что Рыжов никакой не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. В образе Однодума Лесков выражает идею: каждый должен жить праведными заветами и учиться творить добро.

На мой взгляд, лучшие страницы произведения — это стычка Рыжова с костромским губернатором. Проиллюстрирую примером текста, чтобы зрительно увидеть образную картину. «Губернатор не наложил на себя креста и никому не поклонился — ни алтарю, ни народу, и шел как шест ….

Рыжов … вдруг неожиданно схватил его за руку и громко произнес:

— Раб божий Сергий! Входи в храм господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, — вот как!

С этим он положил руку губернатору на спину и, степенно нагнув его в полный поклон, снова отпустил и стал навытяжку». [7]

Однодум дает в церкви публичный урок вельможе, заставляя его в пояс поклониться алтарю и народу. Губернатор Ланский называет его «удивительным» человеком, он потрясен честностью, усердием, откровенностью Однодума.

А меня, конечно, искренно удивила невероятная история награды Однодума — владимирский крест, пожалованный квартальному! Удивительно! От угрозы — к справедливой награде!

Все «чудачества», «странности» Однодума от его истинной праведности. «Дух веры» (это главное) помогает Рыжову остаться собой в любых обстоятельствах!

Вера в высокое признание Человека, умеющего любить, творить добро, — эти нравственные вопросы, не временные, не сиюминутные, а вечные; они имеют огромное значение для всех последующих поколений. Таких почитателей святости и чести можно встретить и в петербургском кадетском корпусе («Кадетский монастырь»). Проблема — назначение человека, поднятая автором, актуальна и в наши дни. Известно, что во время работы над повестью «Кадетский монастырь» Лесков опирался на подлинные данные — воспоминания бывшего кадета Г.Т.Похитонова.

Я думаю, что в школах с кадетским уклоном, обязательно надо ввести в программу эту повесть. В 7 классе произведение «Кадетский монастырь» мы взяли для внеклассного чтения!

Как воспитывали кадет? Какие нравственные качества наставники — праведники старались прививать своим воспитанникам?

В каждого из воспитанников закладывались нравственные нормы: правда, честь, взаимопомощь, помощь ближнему и всякому нуждающемуся, даже врагу. Автор указывает на высоко духовную атмосферу, царящую в кадетском корпусе, близкую к праведной жизни монахов. Им прививали не только азы военного искусства, но старались в каждом ученике воспитать Личность, патриотов Родины. Именно поэтому из стен кадетских корпусов вышли талантливые военачальники, впоследствии прославившие Россию. На мой взгляд, огромное воспитательное значение для нынешних кадет имеют эпизоды «Помощь бунтовщикам» и «Бойкот Демидову».

«Невидимки с большими сердцами», такими являются праведники кадетского монастыря, поступки и дела которых остались в памяти каждого кадета. Именно такие люди незаметно делали историю нашей страны, вершили судьбу России. Это директор М.П.Перский, эконом А.П.Бобров, врач М.С.Зеленский, «отец архимандрит». Какие они? Почему память каждого из кадет сохранила образы этих людей? И все — таки хотя бы кратко хочу представить этих героев, живших по правде, по вере. Обратимся к примерам текста.

Перский считал воспитанников высшей ценностью, воспитывал детей на своем примере. «Михайло Степанович Перский сам был воспитанник нашего кадетского корпуса».

А эконом Бобров? О нем Лесков пишет: похоронили на казенный счет, так как весь свой заработок Бобров отдавал «в приданое» выпускникам, не имевшим средств. Он постоянно ходил по корпусу, хлопотал, «чтобы мошенники были сыты, теплы и чисты».

«Третий инок нашего монастыря» доктор Зеленский.» Доктор даже жил в лазарете, чтобы все больные кадеты находились под его бдительным вниманием. Зеленский был убежден в том, что в первую очередь при воспитании нужно воздействовать на чувства: добрые чувства — залог доброго поведения.

Отец архимандрит. «… Каждое слово его ловили. Право, мне это напоминает что-то древнее апостольское. Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести…». [3]

Писатель утверждает, что именно единение кадетского корпуса и заповедей монастыря создает мир гармоничной духовной красоты. Сегодня все мы, семья, учителя, наставники, должны стремиться быть похожими на этих четырех праведников, чтобы воспитать нравственного Человека, Личность.

Во всех произведениях писателя звучит вера в духовное спасение человека. Эта вера воплотилась и в любимом его произведении «Очарованный странник». Иван Флягин — истинный праведник. Он сохранил «дух веры». Казалось бы, Ивана Флягина нельзя отнести к праведникам. Но вся его жизнь — это тяжелый путь к праведничеству. Ценой страданий и потерь оплачена обретенная истина. Этот богатырь очарован, околдован жизнью, красотой, любовью: сочетанием обыкновенного и греховного в ней.

Он стремится к истине, идет через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и сам дарит свою любовь людям. Какие только искушения не выпадали на долю очарованного странника! Но выстоял Флягин, сохранил свою душу и пришел в монастырь. Обретя прощение и просветление, он желает обрести душевное совершенство: «…и стал ожидать себе иного в душе совершения». В конце жизненного странствия пришло к Флягину прозрение…

Согласитесь, духовное обретение этого героя, который «…излил всю свою душу» в жизнь, напоминает самого писателя Н.С.Лескова!?

Писатель был творцом своей собственной личности, которую выстраивал с верой во Всевышнего. В конце жизни Лесков, как и любимый герой, тоже выстрадал своё понимание истины — в «раскрытии сердца», в «просветлении духа». «Чей я? — размышлял он незадолго до смерти. … Я блуждал и воротился, и стал сам собою — тем, что я есмь» [8] Писатель постиг, что значат слова: «Ты во мне, и я в Тебе, и Он в нас. Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста — когда сознание просветлялось и дух рос». [4]

Всем своим творчеством писатель доказывал истинность любимой поговорки: «Не стоит город без святого, селение без праведника».[5] Произведения Н.С.Лескова — это мудрое Слово праведника Человеку будущего.

Мы благодарны ему за то, что он «излил в нас свою душу»!

Мы благодарны, что он научил нас видеть в русской душе то, что помогло и поможет выстоять и «граду», и «целой земле»! Благодарны ему, мудрому писателю, за горячую веру христианина, которой так нам не хватает! Мы благодарны ему за веру в Человека, в мир Добра — за Исповедь его мятежной души. Мы, живущие в 21 веке, обязаны верить, что и сегодня усилия отдельных людей, объединенные вместе, способны изменить мир к лучшему. И доброе, мудрое слово посланника будущего: «… книги премудрости вечной самой…» — найдет отклик в человеческом сердце и будет жить в других поколениях.

Литература

  1. Идейно-художественное своеобразие рассказа: [Режим доступа]// urok.1sept.ru/articles/640904
  2. Как взрастить в себе Любовь | НоВаЯ ЖиЗнЬ: [Режим доступа]// novzhizn.ru› Как взрастить в себе Любовь
  3. Николай Лесков, Книга Кадетский монастырь — скачать… [Режим доступа]// litres.ru›nikolay-leskov/kadetskiy-monastyr/
  4. Н.С.Лесков. Письма. 214. М. А. Протопопову. 23…:[Режим доступа]// rvb.ru›Лесков›…vol_11/04letters/478.htm
  5. Не стоит город без святого, селение без праведника.:[Режим доступа]// dic.academic.ru›dic.nsf/michelson_new/6303/не
  6. Отцовский завет Николая Лескова | Яндекс Дзен: [Режим доступа]// zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›…-zavet-nikolaia-leskova…
  7. Однодум (Николай Лесков) / Классика.ру — библиотека… [Режим доступа]// klassika.ru›read.html?proza/leskov/l5.txt
  8. Читать «Жизнь Николая Лескова» — Лесков… — ЛитМир: [Режим доступа]// litmir.me›br/?b=101968&p=172

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть нравственную проблематику рассказа через его анализ на разных уровнях (сюжет, композиция, система образов, жанр, язык);
  • выявить в ходе анализа антиномии и парадоксы повествования;
  • определить актуальность произведения для современного читателя-школьника.

Творчество Н.С.Лескова в школьных программах по литературе занимает более чем скромное место. К моменту окончания средней школы немногие из учащихся вспоминают «Левшу» и, с не самыми приятными чувствами, отрывки из «Очарованного странника». А ведь есть у этого писателя 19 века столь потрясающие, притягательные по своей художественной силе тексты, с захватывающими «диковинными» сюжетами, обращение к которым не только знакомит школьников с творческой манерой писателя, но и расширяет их культурно-исторический кругозор («Неразменный рубль», «Зверь», «Грабеж», «Старый гений»…). Писатель Лесков, ставя невероятно сложные нравственно-философские проблемы в своих произведениях, делает это своим особым языком, который не только доступен, но даже и интересен школьникам, несмотря на обилие устаревших слов. Это не только знаменитый лесковский сказ, но и в целом интересные и несложные синтаксические конструкции предложений, «закручивание» необычных, но вполне бытовых сюжетов, драматизм событий, ироничность авторских интонаций, парадоксальность на разных уровнях повествования. Цель данной статьи — наметить те направления анализа текста, которые помогут учащимся выйти на постижение глубинных общечеловеческих смыслов произведения. Этот анализ может проводиться в сочетании парной, групповой, индивидуальной работы учащихся; изучение текста и авторских замыслов может быть дискуссионным, проблемным и творческим одновременно. Важно показать школьнику писателя Лескова, обнажавшего различные нравственные проблемы человека и человечества не просто в обличительно-дидактической манере, а через отражение парадоксальности окружавшей его действительности. Поиск этих парадоксов, антиномий может увлечь учащихся, способствовать более внимательному и вдумчивому прочтению текста, побудить ребят к рассуждениям. В данной работе нравственно-философская проблематика заявленного произведения раскрывается через художественные особенности рассказа «Человек на часах», который изучается, как правило, на уроках литературы в 8 классе.

Рассказ этот небольшой, с динамичным сюжетом, с вполне доступной для осмысления школьниками нравственной проблематикой (что и создает впоследствии необходимую «копилочку» смыслов, необходимых при написании сочинений формата ОГЭ, ЕГЭ, итогового сочинения).

В качестве домашнего задания, предваряющего урок анализа этого произведения, можно предложить школьникам составить фабульный план рассказа с выпиской ключевых предложений на каждом этапе развития событий произведения.

Выстраивая урок изучения рассказа «Человек на часах», как впрочем и любого лесковского текста, учителю следует принять во внимание проведение словарной работы, обращая тем самым внимание на особенности языка автора. Эта работа может сопровождаться выпиской слов на доске, объяснением их значений, записью слов в словарики (если таковые ведутся школьниками). К таким словам мы отнесли «анекдот», «полынья», «Зимний дворец», «инвалиды», «сходни», «ложе» (ружья) и т.д.

Кроме того, очень важно учесть и уровень литературной подготовки учащихся: рассказы Лескова, скорее всего, изучались ими в других классах, и тогда обращаясь к читательскому опыту учащихся, изучая данный рассказ в 8 классе, можно начать разговор об особенностях сюжетов Лескова, об их «диковинности» и реалистичности одновременно. С разговора о сюжете мы и предлагаем начать этот урок.

В чем особенность сюжета «Человека на часах»?(Обращение к домашнему заданию). Динамика сюжета, его реалистичность. Причем реалистичность эту автор многократно подчеркивает разными деталями ( датой, именами, географическими отсылками и пр.). Зачем так точно, подробно рассказывается о случившемся? (Необычность происшедшего так велика, что автору приходится убеждать читателя, что, дескать, да, так и было. Обратимся к самой первой главе, какие два слова использует Лесков, характеризуя заранее свое повествование? («трогательное и ужасное»). Тем самым, Лесков будто бы задаёт нам некую тональность, необходимую для восприятия всего произведения: в нем действительно будет переплетено и трогательное, и ужасное (это контекстуальные антонимы).

Прочитайте отрывок, показывающий, что происходит с героем рассказа, когда он слышит крики утопающего. Далее предлагаем работу в парах:

Как бы вы назвали этот фрагмент текста? Какие глаголы считаете ключевыми для передачи состояния часового (запишите в тетрадь, прочтите своему соседу по парте. Совпадают ли ваши глаголы?).

Если схематично изобразить событие, описанное в рассказе, с точки зрения рядового Постникова, то мы увидим, что очень условно это будет выглядеть так: слышу-борюсь-спасаю. И то, что там, на берегу Невы, происходит безусловно страшно, трогательно, вызывает немало переживаний у читателя: мы будто боремся, терзаемся вместе с часовым, что-то ему подсказываем и, наконец, вот оно: верное решение — человек спасён. Почему так непросто было Постникову принять это решение? Прочитайте вслух наиболее яркие предложения, отражающие его внутреннюю борьбу.

Однако Лесков нам указал, что в рассказе будет и «ужасное», в какой же момент оно начинается? Что же ужасного происходит далее? (обращение к фабульному плану домашнего задания). Попробуем схематично назвать эти события, но уже с другого ракурса, не с точки зрения героя рассказа, а с позиции внешнего мира, окружения, общественности, власти: Покинул пост и за это он должен понести наказание. Таков закон и порядок службы, такова и точка зрения чиновников. И это официальный взгляд на событие. — Расскажите о реакции чиновников на произошедшее ночью на Неве. Каковы мотивы каждого чиновника, как они влияют на решение вопроса об участи часового, покинувшего свой пост? Вот она смысловая «нестыковка» на уровне сюжета: человек спасает человека и его за это и наказывают. Ситуация, мнение, противоречащее здравому смыслу, является парадоксальной. Но далее парадоксальность лишь нарастает. Докажите это. Действительно, человек, который обманом называет себя спасителем погибавшего, награждён медалью. Причем даже сам службист Свиньин осознает нелепость ситуации, называя инвалидного офицера хвастливым «пройдохой», «которого по правде стоило бы за его наглость не медалью награждать, а на обе корки выдрать на конюшне…». Даже понимая абсурдность происходящего, Свиньин все равно находит тому оправдание: лгуном-офицером нужно было «воспользоваться для спасения многих». Опять звучит мысль о спасении, только мотивы здесь разные. Спасать можно себя, свою должность, карьеру, попирая законы человеколюбия и милосердия, находить себе оправдания и участвовать в «театре абсурда». А что же двигало Постниковым, когда спасал он? (обмен мнениями в парах). Здесь мы должны подвести учащихся к формулировке таких понятий как любовь к ближнему, отзывчивость, сострадание. Что в поступке Постникова увидели все чиновники? (Угрозу своему служебному положению). Впрочем, все поведение чиновников, парадоксальность сложившейся ситуации «выпукло», наглядно показывает особенности «государства российского» в эпоху Николая 1 (Палкина): атмосферу всеобщего страха, бесправие простого человека, торжество формализма.

Далее, обращаясь к системе образов рассказа, подведем школьников к пониманию того, что ведущий принцип ее построения — антитеза: Постников и прочие персонажи противопоставлены друг другу. На сколько групп можно разделить персонажей рассказа и по какому принципу они противопоставлены друг другу? Изобразите схематично систему образов произведения (Обменяйтесь схемами с вашими соседями). Но противопоставление это не только на уровне их характеров и поступков, но даже и на уровне фамилий. Рассматривая эти фамилии делаем вывод об авторском отношении к происходящему. Школьникам уже знаком прием говорящих имён и фамилий. Здесь следует обратить внимание на то, что все фамилии чиновников имеют реальные прототипы, почти не изменены автором, что ещё больше придает реалистичности излагаемому. — О чем говорят эти фамилии Свиньин, Кокошкин, Миллер? (Ответы учащихся).

Немного сложнее с фамилией главного героя… Постников.

От какого слова образована эта фамилия? (пост). Слово многозначное. Здесь школьники рассуждают о значениях слова «пост» и отражении этих значений в характере героя. В ходе рассуждений приходим к выводу, что уже в наименовании героя заложена некая антиномия: земное-небесное, материальное-духовное. Пост? Некое место службы. Отвественность. Долг. С другой стороны — пост — духовный акт, сопровождающийся часто воздержанием от пищи, во имя духовного укрепления, освящения человека. «Расшифровка» фамилии проливает свет на то, что думает автор о происходящем. За всяким материально выраженным действием, иначе говоря, за всяким поступком стоит и его духовный смысл, причем двуплановость эта совершается не зависимо от воли и желаний человека, а напротив ими диктуется. Ведь Постников не рассуждает о духовных вещах, о нравственном выборе, о важности сострадания. Но фактически именно это он и делает, посредством борьбы между долгом и чувством.

Двуплановость смысла мы увидим, обращаясь и к смыслу названия рассказа. «Человек на часах». С одной стороны, все предельно ясно: так называли часовых. Но почему же рассказ не назван «Часовой»? «Солдат»? Была и еще одна версия названия: «Спасение погибавшего?» (именно под таким заголовком и вышел рассказ в журнале «Русская мысль»). Предлагаем работу в группах из 4-х человек для поиска ответа на вопрос:

В чем принципиальная разница вышеназванных заглавий?

Обобщая ученические ответы, заметим, что в этом названии два образа: Человек и Часы. В словаре символов Джека Трессидера указывается, что часы — символ сдержанности, спокойствия, равновесия. Выходит, что в названии заложена идея своеобразного баланса, в данном контексте, баланса между долгом и чувством. Возможно. Но ведь часы — это ещё и нечто механическое, точное, четкое, бесчувственное, лишённое способности думать, переживать. И тогда выстраивается ещё одна антиномия: человек — часы, живое — механистическое, чувство — долг: человек не механизм, он может действовать не только по инструкции (механизму), но и по велению сердца и души. И тогда мы понимаем, что главное слово в названии — «человек».

Что хотел подчеркнуть автор, называя рассказ именно «Человек на часах»? (В карауле стоял именно человек, и потому поступок его человеческий, не служебный).

Далее ребятам, в группах из 4-х человек, руководствуясь логикой наших рассуждений, предстоит выбрать из каждой пары антиномий то слово, которое более соответствует происходящему в рассказе и его идее (по ходу ответов учащихся учитель стирает с доски « неподходящие» слова):

  • слышать или не слышать
  • спасение-гибель
  • сомнение — уверенность
  • сострадание-равнодушие
  • ум-сердце
  • награда-наказание
  • победа-поражение
  • долг-чувство

*Данные слова можно впоследствии использовать как опорные для письменных ответов учащихся.

Итак, финальная антиномия: долг-чувство. Что победило в Постникове? Обычно школьники говорят о победе чувства. И каков же результат? Размышляем о решении наказать Постникова. В чем парадоксальность такого финала? Не хочет ли Лесков сказать нам: за добрые поступки будь готов пострадать? Быть может, Постникову лучше было бы и не помогать утопающему? А ведь бывает такое в жизни, что для совершения доброго поступка, нужно преодолеть в себе что-то или после совершения его оказаться осмеянным, непонятым… Это ли не суд, своего рода «наказание»? не стоял ли этот вопрос перед людьми, которые прятали в разные непростые времена «врагов народа», составляли свои «списки Шиндлера»?

Как же в данном рассказе разрешается это противоречие долг — чувство?

Обратимся к предпоследней главе. О чем она повествует? (диалог Свиньина и Владыки. Владыка тоже реальный исторический образ, прототипом его был митрополит Филарет Дроздов). Здесь можно увидеть, как автор стилистически точно, живо передает «тихоструйную» речь духовного лица (назовите особенности этой речи, зачитайте примеры).

Итак, если финал — одно из самых сильных мест всякого произведения, то вчитаемся внимательно в то, как отвечает духовное лицо на душевные терзания (!) Свиньина.

При внимательном прочтении 17 глава полна парадоксов. Восьмиклассникам предлагаем их отыскать, работая в парах. Парадоксально, что человек с фамилией Свиньин в большей степени понимает несправедливость свершившегося с Постниковым, чем духовное лицо — Владыка… парадоксально, что, не оправдывая солдата, Владыка… оправдывает его, произнося слова о долге, о высшем долге каждого человека. — Прочитайте все предложения, где есть слово «долг». Таких предложений здесь четыре. Владыка, вполне поддерживая правоту действий в адрес Постникова, возможно, сам того не понимая, произнося в некоторой степени заученные шаблонные фразы, «снимает» то противоречие, на котором и держится все повествование: «Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг (паче — устар. «сверх ожидания, более») Кто спас, тот исполнил свой долг». Запишем эти слова.

Не есть ли это ответ на наш вопрос?

Таким образом, нарушая долг службы, Постников исполняет долг высший, а значит нет уже противостояния долга и чувства. Есть долг у каждого человека и он в том, чтобы почувствовать боль другого человека, чтобы услышать, чтобы сострадать, чтобы помогать. И спасать… В самом широком смысле этого слова. Лишь одно удивляет и восхищает автора (уже финальной главе): как может человек смиренно принимать эти наказания, не ожидая наград, не возмущаясь. Ещё один парадокс: Постников наказан, и он этим….доволен! Здесь звучит и горечь от бесправия простого человека, его униженности, но и понимание того, что оказывается можно «любить добро, просто для самого добра и не ожидать никаких наград за него». Это ли не праведник, которых замечали зорким писательским взглядом Лесков и выводил в своих удивительных, порой захватывающих рассказах? И на фоне грустных мыслей о российской действительности времён описанных событий (1839 г.), времени создания рассказа (1887 г.), возникает мысль и о сегодняшнем времени.

Можно ли считать, что рассказ, написанный в конце 19 века, более 100 лет назад, устарел? Мы видим, как конкретное здесь переплетается с вечным (что здесь кокнкретно историческое, а что вечное?). Как бы ни менялась твоя среда обитания, политический строй, независимо от того, что сегодня в моде, в тренде, важно помнить, что у каждого человека есть высший долг, должны быть нравственные точки опоры, которые в непростой момент жизни (да, впрочем, в любой) помогут сделать тебе правильный человечный выбор, и остаться Человеком на любом посту, в любой непростой ситуации. В конце концов, каждый из нас — это человек на посту, человек на часах, и пост этот разный в разное время нашей жизни, а вот долг остается все тем же… Каков долг? (Каждый записывает свой ответ в тетрадь. Выборочное чтение ответов).

Становится очевидным, что Постников — не нарушитель, а исполнитель долга, но какого долга? Высшего, духовного, суперчеловеского, если можно так сказать. Вот, сострадание, милосердие — это и есть долг каждого человека, первый и главный, и потому Постников, слушая сердце свое, думая при этом о долге солдата, нарушая его формально, исполняет долг высший. И делает это не ради наград, а вопреки страху быть наказанным. А это ещё более усиливает значимость его подвига.

Что такое подвиг? В каком случае Постников не оказался бы героем? (Приглашаем ребят к сотворчеству, домысливанию сюжета в группах из 4-х человек или парах)). — Вернёмся к 1 главе произведения: какие жанры литературы названы в ней?(рассказ, пьеса-драма, исторический анекдот). Каждой группе дается свой «жанр»: докажите «присутствие» этого жанра в рассказе. Конечно, такое жанровое переплетение придает тексту необычность, делает невероятно выразительным и занимательным для читателя. Приступая к рассказу «Человек на часах», Лесков замечает: «Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот ». Каковы основные признаки анекдота как литературного жанра? (запишем: смешное, краткость. Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни). Итак, под анекдотом Лесков подразумевает «краткую повесть», в которой, как пишет один из исследователей его творчества, «основные качества новеллиста — умение поразить и захватить читателя — представлены с максимальной краткостью и высшей выразительностью» (Гроссман Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Мастера слова. — М., 1928).

И удивительно, что Лесков намеки на некую нелогичность повествования, наличие смешного и одновременно ужасного, делает сразу, в начале повествования, давая ключ к тому, как надо читать и воспринимать текст, в котором нелогичность, парадоксальность повествования диктуются самой жизнью. Да, в мире этом человек нравственный, исполняющий высший закон, может оказаться непонятым, осужденным. И для мира абсурда — это норма. Однако и в таком мире важно сохранить в себе Человека. — Обратимся к финальной главе рассказа. Что можно сказать об общей тональности речи рассказчика, завершающего свое повествование?(торжественная и грустная). Чего он не понимает и о чем он размышляет? (прочитайте ключевое, на ваш взгляд, предложение). Как вы понимаете слова рассказчика: «…любить добро просто ради самого добра…»?

В финале урока побуждаем учеников резюмировать: для чего автор использует парадоксы и противопоставления? (обсуждение в группах).

В качестве домашнего задания считаем необходимым предложить школьникам написать эссе произвольного объема, обязательно с опорой на проанализированный на уроке текст, выбрав одну из тем: «Я прочитал рассказ Лескова «Человек на часах»…, «Что такое подвиг в повседневной жизни?», « Сострадание — это…».

Выстраивая анализ рассказа предложенным образом, рассуждая со школьниками о сострадании, человечности, мы преследуем ещё одну цель, о которой сказано в начале данной работы: обратить внимание учащихся на своеобразие творческой манеры писателя Лескова. А для этого мы показали, как виртуозно автор использует прием парадокса, как играет смыслами на разных уровнях повествования, как выстраивает противоречия и снимает их в финале.

Таким образом, нравственную проблематику произведения можно рассмотреть на весьма интересном и оригинальном материале, ее постижение становится следствием интересного, увлекающего учащихся анализа текста. И писатель, со дня рождения которого исполняется 190 лет, уже не выглядит скучным и неинтересным автором, мимо творчества которого можно пройти.

Список использованной литературы

  1. Гроссман Л. Н.С.Лесков. Жизнь — творчество — поэтика. — М., 1945.
  2. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. — М., 2000.
  3. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. — М., 1974.

Тема «выручки у торговцев» раскрыта у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу».
25.01.2021 11:44:11, СиреневаяЛеди

NLU

Я заранее подозревала, что для обсуждения будут выбраны самые туповатые моменты.
23.01.2021 20:28:02, NLU

Полка с пирожками для провидцев, поди, не опустела. Может, подкрепитесь и предложите свой момент для обсуждения.

23.01.2021 20:44:59, тупик

NLU

Моменты каждому подсказывают интересы его жизни.
23.01.2021 21:51:38, NLU

Cat-S

Ну вот забавный диалог:

– А что же, – отвечает моя жена, закрывая корзинку с дарами, – ведь это вы думаете, будто вы нас выбираете, а в существе ведь все это вздор.
– Почему же это вздор? Надеюсь, не девушки выбирают женихов, а женихи к девушкам сватаются.
– Да, сватаются – это правда, но выбора, как осмотрительного или рассудительного дела, никогда не бывает.
Я покачал головою и говорю:
– Ты бы подумала о том, что ты такое говоришь. Я вот тебя, например, выбрал – именно из уважения к тебе и сознавая твои достоинства.
– И врешь.
– Как вру?!
– Врешь – потому что ты выбрал меня совсем не за достоинства.
– А за что же?
– За то, что я тебе понравилась.
– Как, ты даже отрицаешь в себе достоинства?
– Нимало – достоинства во мне есть, а ты все-таки на мне не женился бы, если бы я тебе не понравилась.

Так и не поспоришь ведь :) Все правда, выбирают совсем не по достоинствам душевным )))


23.01.2021 23:39:39, Cat-S

вот реально, хотела еще днем вставить это сюда, как самый любимый и забавный кусочек
(потом думаю ладно, все равно не обсуждает никто, и не вставила)

23.01.2021 23:47:40, Елна

мне иногда кажется, что у вас в голове органчик.
23.01.2021 22:00:03, Елна

ВВ (быв.Не овен)

это сказка, а в сказке сон. Во сне не может быть дебита и кредита

23.01.2021 19:50:57, ВВ (быв.Не овен)

А неважно. Я во сне всегда удивляюсь абсурду.
23.01.2021 20:01:33, тупик

Да не выходит у нас Каменный цветок :))
Время, что ли неудачное …

23.01.2021 19:47:34, тупик

Cat-S

Сегодня зашла бы от Лескова Леди Макбет Мценского уезда (только хардкор)

А благостные Неразменный рубль и Жемчужное ожерелье — не-а.

А мне, наоборот, надоело про страти-мордасти читать. Мне как раз благостное зашло


23.01.2021 21:18:50, Cat-S

У Стругацких в Понедельнике неразменный пятак перемещался обратно. Нагрел Привалов государство на один рубль пятьдесят пять копеек.
У Лескова неразменный рубль возвращается к хозяину, у продавца остается разменный рубль.

23.01.2021 15:28:18, Птица Сыйсу

Это понятно. На этот случай юный Ковалев есть.
upd. Привалов свой интерес за государственный счет удовлетворял, тут другое.
Но тема ушла в обсуждение особенности ожерелья из другого рассказа. А мне любопытно, мог ли задуматься ли мальчик (или его эталонная бабушка, или автор :)) о возможном ущербе продавцов. Не говоря уж о разгоне инфляции.

23.01.2021 15:31:39, тупик

если каждый раз новый рубль доставался и платился, то обычными
23.01.2021 15:09:28, Шерлок

А как было бы здорово, если для торговцев слегка игольное ушко расширялось бы.
23.01.2021 15:16:40, тупик

Cat-S

:) Да ладно, жалко их. Это уже типа жульничества.
Я неразменный рубль представляю как скатерь-самобранку. Сколько не съесть, все снова появится

23.01.2021 15:35:29, Cat-S

Cat-S

Ну, это же все же легенда c рублем, главный герой сон увидел.

Кстати, я доверчивый лох, я до самой развязки думала, что ярмарка и все эти покупки на неразменный рубль всамомделишные. Даже чувак со стеклянными пуговицами меня не смутил.

больше всего в рассказах Лескова мне нравится язык. Столько слов незнакомых… Хотела представить жемчужное ожерелье, но не смогла…

Жемчуг крупный, окатистый и чрезвычайно живой. Притом ожерелье сделано в старом вкусе, что называлось рефидью, ряснами, — назади начато небольшим, но самым скатным кафимским зерном, а потом все крупней и крупнее бурмицкое, и, наконец, что далее книзу, то пошли как бобы, и в самой середине три черные перла поражающей величины и самого лучшего блеска.

Кто-нибудь понимает, на что похоже-то хоть примерно? Я только поняла, что есть крупный жемчуг, есть мелкий, есть три черные жемчужины.


23.01.2021 15:08:35, Cat-S

Хорошо представляю, но не знаю верно ли
От мелкого сзади на шее к крупному на груди, постепенно увеличивается размер, так изображают на иллюстрациях к сказкам.

Рассказ лескова неразменный рубль читать

светлое ожерелье такого типа.


23.01.2021 15:21:41, Елна

Cat-S

Я бы назвала то, что на картинке, бусы.
Ожерелье в виде бус бывает, конечно, на часто более сложное что-то

23.01.2021 15:31:01, Cat-S

кстати, из вашей же ссылки, примерно так как на цветной девушке.
23.01.2021 15:38:00, Елна

Это первое попавшееся.
Я лично просто себе его всегда представляла в несколько нитей на одной застежке, от мелкого к крупному(потому что дорогое).

23.01.2021 15:34:43, Елна

Я иногда гуглю незнакомые слова и смотрю картинки. Но никогда не запоминаю почему-то.
23.01.2021 15:18:06, тупик

Cat-S

Слово нужно вводить в активную лексику, тогда запоминается
23.01.2021 15:31:56, Cat-S

Я не настолько богата :)
23.01.2021 15:33:30, тупик

ну да. длинная нить, может одна от мелких ближе к застежке к более крупным. и внизу посередине 3 черных жесчужины. очень даже представляется
23.01.2021 15:18:01, Шерлок

Cat-S

В коммерсанте тем же вопросом задались. что-то типа этого представляют:

[ссылка-1]

Но только в середине-то черный жемчуг! А это уже странно смотреться будет


23.01.2021 15:38:54, Cat-S

почему странно?
23.01.2021 15:52:05, Шерлок

Cat-S

Много всего как-то. И мелкий жемчуг и крупный, и белый, и черный.
Да еще сетка какая-то
Нити бы хорошо смотрелись

23.01.2021 15:54:42, Cat-S

А им нравилось.

Может например сзади сетка чтоб лежало лучше, а спереди просто нити.


23.01.2021 15:57:11, Елна

Cat-S

Вот тут у меня складывается! Сзади решетка (рефидь) из мелкого жемчуга, чтобы несколько нитей не путались, а лежали друг от друга на некотором расстоянии. А уже нити сами организованы от мелкого к крупному, в середине три черные жемчужины.

23.01.2021 16:13:36, Cat-S

я вовсе не уверена, что сетка
23.01.2021 15:56:22, Шерлок

Почему нет? Три черных жемчужины. Может, тоже немного разного размера.
23.01.2021 15:44:16, тупик

Cat-S

Если бы. Там сетка еще, рефидь
[ссылка-1]

Т.е. не нить.


23.01.2021 15:26:31, Cat-S

вики другое пишет — в том числе в снизку
23.01.2021 16:01:49, Шерлок

Cat-S

В вики пример предложения.

«Разнообразные способы низанья жемчугом как в снизку, в смычку в рефидь, в сетку, в рясную, решеткой и проч. применялись больше в изготовлении предметов гражданского характера.»

и проч указывает, что тут перечисление способов, а не синонимы одного и того же, кмк


23.01.2021 16:10:31, Cat-S

пропустила слова ”одна”. не одна нить. а рефидь — это способы разные. ряснами — нитями
23.01.2021 15:51:21, Шерлок

На чтение 16 мин. Опубликовано

Лесков Н., сказка «Неразменный рубль» Жанр: сказочная повесть Читайте краткое содержание других сказок Николая Лескова: «Маланья — голова баранья» «Час воли божией» Главные герои сказки «Неразменный рубль» и их характеристика

  1. Мальчик Миколаша, Николай. Барчук.
  2. Бабушка. Добрая, мудрая, внимательная.

План пересказа сказки «Неразменный рубль»

  1. Поверье о рубле
  2. Няня и мальчик
  3. Серебряный рубль
  4. Условие возвращения
  5. Купленные свистульки
  6. Мальчик на ярмарке
  7. Толстый торговец
  8. Жилет с блестящими пуговицами
  9. Исчезновение неразменного рубля
  10. Толкование бабушки
  11. Талант и суета
  12. Настоящее счастье.

Кратчайшее содержание сказки «Неразменный рубль» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Николай знал про неразменный рубль, а тут няня сказала, что бабушка подарит ему этот рубль.
  2. Бабушка подарила мальчику рубль и рассказала о его свойствах.
  3. Мальчик покупал подарки для других и рубль не исчезал.
  4. Толстый торговец указал мальчику на жилет с блестящими пуговицами
  5. Мальчик хотел купить жилет, но рубль исчез, и он проснулся.
  6. Бабушка растолковала ему сон и мальчик потратил рубль на подарки другим.

Главная мысль сказки «Неразменный рубль» Стать счастливым можно лишь творя добро другим людям. Чему учит сказка «Неразменный рубль» Сказка учит быть добрым, щедрым, отзывчивым, не эгоистичным. Учит жить для других людей и использовать свой талант для того, чтобы сделать мир лучше. Учит не суетится, не завидовать, не стремиться к славе. Отзыв на сказку «Неразменный рубль» Мне понравилась эта сказка и даже захотелось самой получить такой приятный подарок. Но на самом деле эта сказка не о серебряном рубле, а о выборе человеком своего жизненного пути. Мальчик-герой понял, в чем реальный смысл жизни, и сделал правильный выбор. Он большой молодец. Пословицы к сказке «Неразменный рубль» Жизнь дана на добрые дела. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Жизнь без цели — пустая жизнь. Жить в добре и красне хорошо и во сне. Доброе дело питает и душу и тело. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Неразменный рубль» по главам: Глава 1. Существует поверье про неразменный рубль. Этот рубль можно было получить например так: в полночь встать на перекрестке четырех дорог и продавать черную кошку. Сколько бы денег за нее не давали, просить только серебряный рубль. Получив рубль, уходить не оглядываясь и сжимая рубль в кармане. Этот рубль и становился неразменным. Сколько бы им не расплачивались, он все равно оказывался в кармане. Глава 2. Няня укладывает мальчика в ночь перед рождеством и говорит, что у его бабушки есть неразменный рубль, и она решила подарить этот рубль мальчику. Мальчик уже был на нескольких ярмарках и понимает ценность такого рубля. Он представляет сколько на него можно купить сладостей. Глава 3. Ночь пролетела быстро и вот уже бабушка дарит мальчику серебренный рубль, называя его неразменным, беспереводным. Она говорит, что когда она пойдет пить чай с отцом Василием, мальчик сможет походить по ярмарке и купить все, что захочет. Но предупреждает, что есть у рубля неприятное свойство. Если покупаешь что-то нужное, то он остается в кармане, если покупаешь бесполезное — рубль пропадает. Мальчик попросил бабушку пойти на рынок с ним, чтобы подсказать ему, что нужное, а что бесполезное. Бабушка согласилась, но сказала, что словами подсказать не сможет. Это запрещено. Глава 4. Погода была хорошей, морозной. Ребятишки побогаче уже накупили свистулек и веселились. Бедные дети стояли и завистливо облизывались. Мальчик решил всем купить свистульки и посмотрел на бабушку. Та улыбалась. Тогда мальчик купил на рубль свистулек и раздал их всем детям. Все были счастливы и оглушительно свистели. А рубль снова лежал в кармане. Бабушка сказала, что мальчик сделал доброе дело, подарил детям радость, и потому рубль вернулся. Глава 5. Мальчик пошел по ярмарке и стал покупать самые разные вещи. Он купил платья девушкам, Псалтырь скотнице, сладости, ремень кучеру, гармонь башмачнику. На бабушку он даже не смотрел, мальчик и так чувствовал себя в центре внимания. Он слышал, как люди шли за ним и говорили, что молодой барчук Микола может купить весь рынок, ведь у него есть неразменный рубль. И мальчику стало беспокойно и скучно. Глава 6. Тут к мальчику подошел пузатый торговец и стал говорить ему, что не все можно купить на неразменный рубль. Мальчик сказал, что нельзя купить ненужное, но он и не хочет такого покупать. Но торговец сказал, что мальчик покупал много чего людям, а люди уже забыли про это. Мальчик обернулся и увидел, что вокруг него никого. Даже бабушка куда-то исчезла. А вся ярмарка столпилась возле высокого человека в жилете с блестящими пуговицами. И все любуются этими пуговицами. Даже мальчишки со свистульками были рядом с тем человеком, и скотница, и невеста, и кучер. Мальчик подбежал к этому человеку и попросил продать жилет. Глава 7. Человек со стекляшками на жилете сказал, что легко отдаст жилет даром, ведь он ничего не стоит, но мальчик должен заплатить ему по рублю за каждую пуговицу. Потому что пуговицы блестят и всем нравятся. Мальчик легко согласился, достал рубль, потом снова полез в карман, но тот оказался пуст. Рубль исчез и все вокруг смеялись над мальчиком. Мальчик заплакал и проснулся. Глава 8. У его кровати стояла бабушка с обычным подарком — серебряным рублем. Мальчик понял, что все происходило во сне и рассказал сон бабушке. Бабушка сказала, что неразменный рубль из сна — это талант, который дается человеку от рождения. Этот талант крепнет, когда человек использует его для помощи другим людям, и расходуется попусту, если человек эгоистичен и жаден. Мальчик в тот день потратил серебряный рубль на подарки ближним, и даже не стал покупать себе лакомства. И когда он это сделал, то почувствовал необыкновенное счастье. Рисунки и иллюстрации к сказке «Неразменный рубль»

Литературное направление и жанр

Произведение относится к жанровой разновидности святочного рассказа, написанного по канонам реалистического произведения. Легенда о неразменном рубле легла в основу истории. На рассказ оказала влияние структура волшебной сказки, в которой герой получает дар с определённым условием или проходит испытания. Бабушка в таком случае выступает и как дарительница (функция Бабы Яги), и как волшебный помощник.

В рассказе, как в притче, истолковывается сон мальчика. Лесков избегает прямого морализаторства. Писатель не делает окончательных выводов, предоставляя это право читателю.

Обязательный элемент святочный рассказов – страшная мистическая история, которая в рассказе сначала возникает как легенда, а потом переживается героем во сне, не вредя реалистичности.

Тема и проблематика

Тема рассказа традиционна для святочных рассказов: нравственное перерождение героя. Поскольку герой и в начале рассказа хороший мальчик, то ему приходится пройти определённые испытания и проявить себя с разных сторон – и с хорошей, и с плохой. Осознав свои ошибки, мальчик становится взрослее. Во сне он переживает своеобразную инициацию. Недаром же у рассказа много общего с волшебной сказкой.

Лесков ставит перед собой в рассказе воспитательные задачи: маленькие читатели должны были либо узнать себя в Миколаше, либо осознать проблему раньше, чем к ним придёт испытание славой. Проблематика связана с воспитательными целями рассказа.

Лесков поднимает проблему жизненного предназначения человека, реализации его призвания и способностей, чему не должна помешать человеческая слава. Важна в рассказе проблема выбора, проблема самостоятельности, жертвенности.

Сюжет и композиция

Повествование рассказа динамично, интересно для ребёнка. Рассказ состоит из 8 глав. В первой главе приводится легенда о неразменном рубле. Автор пугает читателя, объясняя, что добыть неразменный рубль очень трудно, нужно претерпеть страх. Покупщик, с которым встречается желающий получить неразменный рубль – сказочная нечистая сила. Рассказчик объясняет свою веру в обряд получения неразменного рубля юным возрастом и неопытностью.

Вторая и все последующие главы написаны уже с точки зрения восьмилетнего героя. Дело не в том, что рассказ – воспоминание взрослого рассказчика о своем детстве. Читатель видит мир глазами мальчика, вспоминает давно забытые ценности детства: сладости, блестящие стекляшки, всеобщее внимание.

Няня исподволь готовит мальчика к рождественскому подарку от бабушки. Она нарочно рассказывает о ценности будущего подарка, чтобы мальчик бережно относился к рублю и продумал свои праздничные покупки.

В третьей главе рождественским утром мальчик наконец получает неразменный рубль, и бабушка рассказывает, как им пользоваться. Неразменный рубль исчезает, если купить вещь бесполезную или ненужную себе или другим. Мальчик уговаривает бабушку помочь ему разобраться. Бабушка предупреждает, что тот, кто владеет неразменным рублём, должен жить своим умом.

В четвёртой главе Миколаша покупает бедным детям свистульки и радуется чужому счастью.

В пятой главе мальчик покупает подарки всем домашним, дворне: платья девушкам, платки старушкам, псалтырь скотнице, чью книгу сжевал телёнок, сердоликовые запонки для выходящей замуж дочери ключницы, ремень кучеру Константину, гармонь башмачнику Егорке. Себе мальчик купил только сладости. Ему начинает нравиться всеобщее внимание.

В шестой главе обнаруживается, что неблагодарные дети и дворня уже и думать забыли о Миколашиных подарках. Они пошли за человеком в полосатом жилете со стекляшками. Герой обижен и раздосадован. Пузатый купец поддразнивает Николашу.

В седьмой главе мальчик пытается купить жилет со стекловидными пуговицами, заплатив по рублю за пуговицу. Но неразменный рубль исчезает, и над героем все смеются.

В восьмой главе оказывается, что всё происходящее было лишь сном. Бабушка истолковывает внуку сон, подарив ему обычный серебряный рубль на Рождество. Мудрая старушка собирается купить беднякам все те подарки, которые покупал во сне Миколаша.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

После приобретения подарков для дворни Миколаша перестаёт нуждаться в бабушкином совете. Лесков описывает, как в человеческом сердце зарождается гордыня, а за ней и другие пороки. Этому состоянию мальчика способствует внимание к его личности окружающих. За ним ходит целая толпа, он становится центром всего: «На меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили… Как я умён, богат и добр». Первое в своей жизни испытание славой Миколаша не проходит. В нём борются наслаждение вниманием и понимание того, что это плохо. Совесть мальчика не даёт ему упиваться славой, именно поэтому он чувствует себя беспокойно и скучно.

Мальчик, ослеплённый славой, делает неправильный вывод: он должен стать «выше человека со стекляшками». Он начинает испытывать обиду и досаду, ведь слава отошла от него, она мимолётна.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Неразменный рубль – что это такое

Неразменный рубль – это монета, которая благодаря магической силе всегда возвращается к своему обладателю. Этот образ часто присутствовал в сказках и былиной, где по сюжету его обменивали у темных сил. Но сегодня этот символ используют как амулет, которой притягивает деньги в дом, и никакими плохими силами не обладает, а наоборот несет хорошую энергию финансов.

Как только человек заговорил рубль, дела могут не сразу пойти вверх. По этому поводу не стоит отчаиваться. Неудача может просто послужить ступенькою к приближающемуся успеху.

Существует множество способ заговорить монету. Самое главное, что требуется от человека, это верить в положительный исход дела. Так Вы будете еще больше способствовать тому, что процесс подарит финансовый подъем. Не забывайте, что амулеты, сделанные своими руками, приносят больше всего пользы.

Способы заговорить рубль очень просты.

Значение талисмана

Деньги любят деньги! С таким утверждением знакомы абсолютно все. Однако у богатых людей крутятся в руках большие суммы, бедные довольствуются малым. Специалисты объясняют этот факт формированием правильного отношения к деньгам.

Несостоятельные люди не верят в получение большой суммы, заранее ставят барьер, препятствуют притягиванию денег. Богатые люди нацелены на приумножение достатка, мысленно открывают свободный путь для поступления финансов. Психология богачей – сколько денег не давай, все равно мало. Бедных людей учат довольствоваться малым.

Исходя из этого, по-разному работают и сами талисманы из монеток, которые каждый подбирает сам для себя.

Носить для удачи монету, как талисман, могут все. Но чтобы амулет действовал максимально – необходимо соблюдение некоторых условий:

  • Выбрать особенную монетку, которая связанная с успешной сделкой, первой зарплатой либо имеет историю – находилась в царской казне, в руках богатого человека, выпускалась в период экономического подъема в стране.
  • Мысленно быть готовым на увеличение финансового дохода, отбросить барьеры, четко представить, сколько должно поступать денег в течение месяца. Увидеть образно этот процесс.
  • Талисман, как неразменная монетка, должна находиться отдельно от других денег, не соприкасаться с ними. Часто используется неразменный рубль в качестве талисмана.
  • Считается, что с дыркой амулет действует быстрее, поскольку монетка активизирует денежный поток. Также подходит деформированный талисман – неразменная монетка с повреждениями, искаженной формой.

У денежной единицы каждой страны есть своя предыстория, связанная с конкретным народом. Поэтому для приумножения богатства следует использовать в качестве талисмана денежную монету своей страны. В данном случае – российская неразменная монета.

Неразменный рубль – первый способ притянуть деньги

Первый ритуал связан с техникой фэн-шуй и его нужно проводить не более трех дней. Сначала нужно окурить помещение, в котором Вы будете проводить процедуру, палочками с запахом сандала или пачули.

На листке бумаги нарисуйте квадрат, в нем треугольник. В вершины треугольника нужно расположить три свечки любого размера. Подберите цвет для свечи, который подходит Вашей стихии по фэн-шуй. Дереву подходит зеленый цвет, Земли – коричневый, Воде – голубой, Металлу – белый или серебряный, Огню – красный.

Для того, чтобы определить, какая стихия Ваша, воспользуйтесь таблицей ниже.

Стихия Воды:

15 03 1942 — 24 06 1944

27 01 1952 — 2 02 1954

5 02 1962 — 12 02 1964

17 02 1969 — 26 01 1971

28 03 1979 — 4 07 1981

6 09 1989 — 26 10 1990

Стихия Земли:

31 11 1938 — 7 03 1940

10 05 1948 — 16 07 1950

18 06 1958 — 27 03 1960

21 11 1966 — 8 12 1967

11 05 1975 — 17 11 1977

20 03 1985 — 28 09 1987

Стихия Металл:

8 10 1940 — 14 06 1942

17 12 1950 — 26 04 1952

28 04 1960 — 4 12 1962

9 09 1967 — 16 04 1969

18 07 1977 — 27 03 1979

29 01 1987 — 5 02 1989

Стихия Огонь:

11 02 1937 — 30 01 1938

2 02 1946 — 9 02 1948

12 02 1956 — 17 02 1958

3 02 1973 — 10 02 1975

13 02 1983 — 19 02 1985

Стихия Дерево:

25 01 1944 — 05 02 1946

3 02 1954 — 11 02 1956

13 02 1964 — 20 01 1966

27 01 1971 — 2 02 1973

5 02 1981 — 12 02 1983

Как только завершите ритуал, на протяжении трех-четырех суток не давайте никому ничего в долг. Ни денег, ни одежды, ни еды, ни даже продуктов. Это запрещается, поскольку ритуал может потерять свои силы.

После того, как Вы зажгли свечи поставьте зеркало в центр треугольника, а на зеркало положите 1000 рублей. Включите расслабляющую музыку или помедитируйте. Пожелайте внутри себя счастья и блага пять раз. Помечтайте о самом лучшем, что может принести это ритуал. Пускай в душе у вас будет покой и гармония.

Затем 1000 купюр спрячьте в специальный отдел в кошельке и никогда не используйте. Они будут просто нести энергию денег. На протяжении трех четырех суток не давайте в долг ничего никому.

Предупреждаем, что с этим ритуалом нужно соблюдать большую осторожность. Если Ваши мысли будут не чисты, то ритуал наоборот может навредить финансам. Поэтому хорошо убедитесь, готовы ли Вы к нему или же стоит подобрать другие методики привлечения денег, более простые, но не менее эффективные. Мы расскажем Вам о них!

Неразменный рубль – нужен человек, который знает иностранный язык

Второй способ

Второй способ более веселый, очень простой и уже не напоминает магию. В нем должен принять участие человек, который хорошо знает иностранные языки.

Позовите знакомого, родственника или друга, который неплохо разбирается в других языках, а еще будет лучше, если он знает хотя бы больше одного на высоком уровне. Посадите его напротив себя и возьмите в руки монетку. Монета может быть любого номинала. Главное тут присутствие человека и его хорошие способности в изучении языков.

Дело в том, что в древние времена людьми, которые хорошо знали иностранные языки, были купцы и торговцы, и именно эти профессии в то время преуспевали. От этого и пошла связь иностранных языков с деньгами.

Вторая часть – разговор. Поговорите с человеком. Спросите у собеседника, как лучше Вам заработать.

Он должен сказать свое субъективное видение ситуации, при чем сам совет роли никакой в ритуале не играет. Студенту знаток может посоветовать хорошо учится, дабы получать стипендию, безработному дать объявление на поисковые сайты, человеку, который хочет повышения, подскажет лучше работать и так далее. Суть того, что скажет Ваш собеседник не несет никакого смысла в ритуале. Вы послушайте его речь и поблагодарите в слух.

Во время того, как человек будет давать Вам совет, а процедура эта может занимать от силы минут пять, Вы должны теребить в руках монетку. Она то и будет впитывать энергию совета от этого человека.

Затем положите монетку в кошелек или в другое укромное место и сохраните ее. Удивительно, но деньги сами начнут к Вам приходить. Вам могут повысить зарплату, одолжить финансы или даже неожиданно их подарить.Вас могут повысить или предложить хорошую подработку. Со временем финансовое положение улучшится.

Очень сильный заговор на продажу

Положите любой ключ в кипящую воду и кипятите его, читая при этом следующий заговор:

«Как люди не могут жить без железного замка, без железного ключа, так и не смогут они быть без

(название товара). Как вы, люди, не можете быть без еды и без воды, и без сна, так вы и не можете без (название товара). Аминь». Остудите воду и налейте ее в банку, а потом, накануне дня, когда потребуется что-нибудь продать или заключить сделку, вымойте ею руки. Запомните: данный обряд применим только к неодушевленным предметам – любому штучному и оптовому товару, недвижимости, земельным участкам и т. д.

Неразменный рубль – ищем новую работу!

В последнем ритуале нужна не монетка, а стакан с водой. Обратитесь за советом к человеку, который выше Вас по карьерной лестнице. Спросите его о том, как Вам добиться успеха в карьере. Пока он будет отвечать Вам, пейте воду из стакана. Через некоторое время Ваше дела на работе улучшатся. Также этот способ помогает безработным найти рабочее место.

Вот такие необычные способы притянуть деньги! Они выгладят довольно странно, но многие из них действительно эффективные. Желаем Вам удачи в задуманном!

Напоминаем, что совсем недавно мы писали о самых сильных магических травах, которые привлекают в дом деньги.

Теги: Неразменный рубль, заговариваем монету, деньги, монета

  • Рассказ лескова зверь читать
  • Рассказ лескова 7 букв сканворд
  • Рассказ лесной царь жуковский
  • Рассказ лесная колокольня пришвин
  • Рассказ лесной доктор пришвин