Рассказ лескова левша краткое содержание

Автор: лесков николай семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. русский писатель, публицист, литературный критик. наиболее известные произведения левша

Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».

Название: «Левша»

Жанр произведения: Повесть (сказ)

Тема произведения: Талант простого русского мужика

Число страниц: 224

Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г.  1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Левша – тульский мастер. Самородок, талантливый оружейник, выходец из народа. Необразованный крестьянин, злоупотребляет алкоголем. Предан своей стране, православию, не пожелал оставаться на чужбине. «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»
  2. Александр Iрусский император. Умен, любознателен, ценитель всего иностранного. Слабохарактерен, щедр до неразумности.  Слабый политик и управленец, «от военных дел с ним сделалась меланхолия». «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»
  3. Платов – донской казак. Путешествует вместе с Александром I. Мужественный, с множеством ранений, участвовал в боях. Патриот, противник иностранного, сторонник всего, что приносит пользу России. С императором уважителен, знает свое место. «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен,»
  4. Николай Iрусский император. Брат Александра I. Искренне верит в превосходство русского народа, амбициозный. Разумный, выдержанный, справедливый. Самоуверен, самолюбив, обладает отличной памятью. «…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Положительные герои повести «Левша»:

  • Левша
  • Николай I
  • Платов

Отрицательные герои повести «Левша»:

  • Александр I
  • Чернышев

Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном. 

Краткое содержание повести «Левша»

  1. В поездке по Европе император Александр I хочет посмотреть заморские чудеса. Его сопровождает верный слуга Платов.
  2. В Англии Александра I поражает крошечная механическая блоха, способная танцевать. Он приобретает ее и привозит на родину. Вскоре император умирает, его место занимает брат Николай I..
  3. Николай I, увидев блоху, хочет доказать, что русские мастера не хуже европейских. По его приказу Платов находит в Туле мастера Левшу.  Левша соглашается выполнить необычный заказ вместе с тремя подмастерьями.
  4. Левша предлагает императору рассмотреть лапки блохи в микроскоп. Выясняется, что на лапках блохи – подковы, на которых вырезаны имена мастеров. Сам Левша выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
  5. Левшу наградили орденом и отправили в Англию, чтобы показать мастерство русских умельцев. Потрясенные англичане предлагают Левше остаться, но он выбирает возвращение на родину. По пути сильно пьянствует и умирает в захудалой больнице.

Главная мысль повести «Левша».

Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.

Отзыв о повести «Левша».

Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I  видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.

  • Бюстры – соединение слов «бюсты» и «люстры»
  • Валдахин – искажение слова «балдахин»   
  • Грабоватый – горбатый
  • Дванадесять язык — славянское выражение, означающее «двенадцать народов»
  • Кислярка – кизлярка, виноградная водка
  • Кунсткамера – собрание различных редкостей
  • Мортимерово ружье – Г. В. Мортимера, английского оружейника конца XVIII века.
  • Мелкоскоп — искаженная форма слова «микроскоп»
  • Сахар молво — В 10-20-х годах XIX века в Петербурге существовал сахарный завод купца Я. Н. Мольво

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • – Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина (Английский полшкипер)
  • Утро ночи мудренее (Платов)
  • Аглицкую блоху на подковы подковали (Николай I)
  • Не пей мало, не пей много, а пей средственно (Платов)
  • Пожалуйста, не порть мне политики (Александр I)
  • Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши (Левша)

Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

(677 слов) Знаменитое произведение Николая Лескова «Левша» рассказывает историю о трудолюбивом русском мастере, посвятившем свою жизнь и труд Родине. Любовь Лескова к отечеству, природе, людям, народу, восхищение русскими мастерами и их смекалкой, — всё это нашло отражение в сказе «Левша».

Лесков написал произведение «Левша» в своеобразной манере. Писатель создал рассказ в жанре сказа. Полное название произведения звучит так: «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Можно сказать, что сказ у Лескова носит уникальный характер. Ведь произведение построено на опыте общения писателя с народом, на собственных чувствах и переживаниях. Достаточно непросто точно определить жанр произведения. Для кого-то это повесть, для других же — сказ. Сам писатель относит своё произведение к сказу. Удивительно и то, что писатель мастерски связал в произведении реальность и вымысел, а в образе главного героя предстаёт реальный персонаж, заимствованный из народной былины. 

Создавая своё произведение, Лесков использовал и необычный язык. «Волшебник слова»— так назвал знаменитый русский писатель Максим Горький Лескова после прочтения «Левши. Простое книжное повествование плотно переплетается с этническим сказанием, что позволяет читателю увидеть все разнообразие русской речи. С помощью такого просторечного и в то же время высокохудожественного языка восприятие произведения становится проще и точнее. Чтобы подчеркнуть в повести необразованность и безграмотность простого народа, писатель использует необычные, а порой даже смешные фразы: 

«Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». 

Однако такие предложения являются незаменимым помощником для простонародья, чтобы чётко выразить свои мысли. Лесков использует такой необычный язык для современного человека, чтобы показать, каким был народ на Руси столетия назад. Интересен и тот факт, что каждой сцене в произведении свойственна определённая манера повествования. Это объясняется тем, что автор хотел подчеркнуть особое значение каждого события, описанного в произведении. Лесков использовал многочисленные историзмы, неологизмы, лексические и речевые обороты, эпитеты, сравнения для того, чтобы точно передать читателю характер и интонацию персонажей, чтобы чётко и полноценно описать происходящие события и мотивы поведения героев. Данные речевые приёмы наиболее полно отражают авторскую позицию:

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Весьма интересна и неоднозначна основная мысль произведения «Левша». Лесков размышляет на тем, может ли такая великая страна, как Россия, по достоинству оценить своих талантов. Задумываясь над столь серьёзным вопросом, автор противопоставляет в произведении двух императоров — Александра 1 и Николая Павловича. Так, Александр 1 — довольно впечатлительный человек, он преклоняется перед творениями иностранцев. Он считает, что создавать инновации способны только англичане. А вот Николай Павлович восхищается всем тем, что создали его подданные, истинно русские творцы. Он доказывает несостоятельность английских специалистов. Тема русских талантов занимает центральное место в творчестве Лескова и пронизывает всё произведение «Левша». На примере Левши писатель показывает уникальный феномен русских мастеров. Главный герой без каких-либо приспособлений смог подковать блоху.

Трагическая судьба Левши олицетворяет проблему социальной несправедливости в России. Удивительно и то, что произведение Лескова одновременно наполнено и весёлыми,  и грустными моментами. Весьма забавно выглядит, как тульские мастера подсовывают блоху. Но и в то же время автор размышляет о непростых судьбах истинных мастеров из народа. Сложно определить и характер героев в произведении. Лесков создал весьма противоречивые образы, отличающиеся как положительными, так и отрицательными качествами. Так, например, старик Платов, отличающийся героическим и мужественным характером, был способен поднять руку на невинного «маленького» человека.  В произведении автор поднял еще одну очень важную проблему — отношение талантливых мастеров к труду. Мастера предстают в образе тружеников, одержимых поиском новых идей. Ради достижения цели, они полностью отдают себя работе и нередко из-за этого «сгорают». 

В своём произведении Лесков воспел любовь к Родине, а главный герой Левша ‐ это настоящий символ истинного русского таланта. Левша, несмотря на все трудности и препятствия, всегда держит своё слово и выполняет обещанное. Главный герой олицетворяет русскую стойкость и мужество. Любовь в родной земле позволяет герою поверить в невозможное. 

Можно сказать, что известное произведение Николая Семёновича Лескова учит справедливости по отношению к каждому жителю той или иной страны. Автор утверждает, что все люди равны. О каждом нужно судить не по его социальному статусу или принадлежности, а по душевным качествам и поступкам. Такой посыл — главная особенность сказа «Левша», ведь во времена сословного неравенства немногие авторы отваживались написать о том, что человечество должно двигаться дальше и изживать предрассудки.

Автор: Виктория Комарова

Всем школьникам и их родителям будет интересно читать краткое содержание рассказа «Левша» – одного из самых популярных произведений Н. С. Лескова. Взяв за основу сюжета известную прибаутку, писатель создал поучительную историю о печальной судьбе талантливого русского мастера.

Главные герои

Левша – тульский мастер-оружейник, очень талантливый, изобретательный человек. Левша не имеет никакого образования, его мастерство основано исключительно на природном даровании. «Самородок» является убежденным патриотом. Богатство и почет в Англии не могут заставить его изменить России. Левша, доведенный до смерти на родине, из последних сил пытается сообщить властям о «главном английском секрете».

Казак Платов – Матвей Иванович Платов, реальный исторический деятель; атаман донского казачества, участник Отечественной войны 1812 г.

Краткое содержание

Глава первая

Во время заграничного путешествия Александр I с большим интересом рассматривал достижения европейской науки и техники и отмечал их превосходство над отечественными изделиями. Императора сопровождал казак Платов, который стремился доказать, что Россия ни в чем не уступает Европе.

Настоящим испытанием для Платова стала поездка по Англии. Англичане продемонстрировали Александру I свои самые последние технические новинки и напоследок пригласили его осмотреть «оружейную кунсткамеру».

Глава вторая

При осмотре кунсткамеры император был восхищен искусными английскими изделиями, а Платов ничему не удивлялся и сохранял равнодушный вид. В качестве главной гордости англичане показали превосходную «пистолю», добытую в бою.

Платов вскрыл оружие и нашел внутри клеймо русского мастера Москвина. Англичане были сильно смущены. Император даже упрекнул казака за «конфуз», учиненный над ними.

Глава третья

Англичане захотели взять «реванш» и на следующий день повели Александра I и Платова осматривать еще более удивительные вещи. В конце концов они преподнесли императору удивительный дар – сделанную из стали блоху. Искусственное насекомое заводилось ключом и «дансе танцевало».

Александр I наградил английских мастеров миллионом и признал их полное превосходство. По этому поводу между ним и Платовым произошла ссора. На обратном пути в Россию они не разговаривали.

Глава четвертая

Вскоре Александр I умер. Воцарившийся после его смерти Николай I какое-то время был завален государственными делами и даже не знал о существовании английской блохи.

Однажды император случайно нашел драгоценный футляр с блохой и не мог понять, для чего хранится эта «соринка». Специально приглашенный «химик» определил, что это – искусное зарубежное изделие.

О находке узнал Платов и, явившись перед Николаем I, рассказал про историю появления блохи. Император поручил казаку отвезти ее к тульским мастерам. Он был уверен, что знаменитые оружейники «утрут нос» англичанам.

Глава пятая

Платов привез стальную блоху на тульские заводы и показал ее местным мастерам. Казак попросил превзойти английское искусство.

Мастера подивились на тонкую зарубежную работу, но заявили, что «переплюнут» ее. Они попросили дать им две недели сроку, но так и не сказали, что намерены предпринять.

Глава шестая

За трудное дело взялись три тульских мастера во главе с «косым левшой». Перед началом работы они попрощались с родными, собрали котомки и куда-то ушли.

Глава седьмая

Мастера посетили город Мценск, где помолились древней иконе святого Николая. Вернувшись назад, они заперлись в избушке левшы и принялись за работу.

Никто не знал, что делают мастера. Они не выходили наружу и никого к себе не впускали. Можно было лишь видеть через щели отблески кузнечного огня и слышать постукивание молотков.

Глава восьмая

По истечении положенного срока в Тулу прибыл Платов. Ему не терпелось посмотреть на результат работы мастеров. Казак послал за ними несколько человек. Он надеялся, что оружейники оправдают его надежды, но не исключал и их поражения.

Глава девятая

Посланники прибежали к избушке левши и стали громко стучаться. Так как никто не открывал, они попытались взломать дверь, а потом своротили крышу. Мастера ответили, что осталось вбить последний гвоздь. Вскоре они вышли и направились к Платову. Впереди шел левша и нес драгоценный футляр со стальной блохой.

Глава десятая

Платов взял футляр, увидел блоху и возмутился: никаких следов работы туляков не было видно. Он решил, что мастера только испортили хитроумный механизм и обвинил их в этом.

Оружейники сильно обиделись и заявили, что никому, кроме императора, не раскроют секрета. Платов разгневался, повелел схватить левшу и повез его в Петербург. Приехав в императорский дворец, он пошел к Николаю I, повелев строго охранять «пленника».

Глава одиннадцатая

Платов боялся императорского гнева, поэтому решил пока что умолчать о «неудаче» с блохой. Николай I выслушал его подробный доклад о положении дел у донских казаков, но в конце спросил о порученном деле.

Платов признался, что ничего не вышло. Император не мог в это поверить и приказал принести ему блоху.

Глава двенадцатая

Английская диковинка выглядела точно так же, как и раньше. По просьбе Николая I его дочь завела механизм, но блоха не двигалась. Увидев это, Платов разозлился, выбежал из дворца и стал драть левшу за волосы. Мастер вытерпел трепку и сказал, что они ничего не поломали. Он заявил, что результат работы можно разглядеть только в самый мощный «мелкоскоп».

Глава тринадцатая

Платов передал ответ левши императору. Николай I принялся смотреть на блоху через «мелкоскоп». Он поворачивал ее в разные стороны, но так ничего и не увидел.

По приказу императора во дворец привели грязного и оборванного левшу. Он заявил, чтобы его величество обратил особое внимание на пятки блохи. Николай I вгляделся и весь просиял. От радости он обнял и поцеловал левшу, пояснив всем окружающим, что тульские мастера подковали английскую блоху.

Глава четырнадцатая

Левша удивил всех еще больше, сказав, что на каждой подкове стоят имена мастеров. Сам же он делал гвоздики, которые вообще невозможно увидеть даже в самый мощный «мелкоскоп».

Император повелел отослать блоху обратно в Англию, чтобы похвастаться российским мастерством. Футляр повез курьер, а вместе с ним в заграничное путешествие отправили и левшу, которого предварительно отмыли и нарядили в придворный костюм.

Глава пятнадцатая

 Курьер с левшой отдали блоху и поселились в гостинице. Англичане хорошенько рассмотрели русскую работу и несказанно удивились. Они приехали к левше и три дня поили его разными винами.

После праздничной гулянки англичане завели с косым мастером серьезный разговор. Они с изумлением узнали, что левша совершенно не знаком с арифметикой и вообще ничему не учился. Он сам признался, что отсутствие образования привело к ошибке в расчетах: подкованная блоха не могла танцевать.

Англичане предложили левше остаться у них, делая ему заманчивые предложения: возможность получить знания, большой доход, женитьба. Мастер категорически от всего отказывался, упорно утверждая, что жить в России намного лучше. В конце концов англичане пообещали отправить его обратно на родину, показав на прощание свои технические достижения.

Глава шестнадцатая

Левша внимательно осмотрел английские заводы и похвалил их обустройство и условия содержания рабочих. Почему-то он уделял большое внимание старым английским ружьям. Узнав, что русские гости никогда их не осматривали должным образом, левша «затосковал» и стал проситься на родину.

Англичане щедро одарили мастера и посадили на корабль, отправлявшийся в Россию. Левша целыми днями сидел на палубе и с тоской глядел на восток.

Помощник шкипера («полшкипер») заметил странного русского пассажира и угостил его выпивкой. Англичанин предложил левше пари: кто кого перепьет в пути.

Глава семнадцатая

 Левша и «полшкипер» допились до галлюцинаций. Капитан приказал запереть их в трюме и снабдить алкоголем и пищей, чтобы пари продолжалось. Корабль благополучно доплыл до России, но победитель так и не был выявлен. Мертвецки пьяного англичанина увезли в посольство, а точно такого же левшу – в полицейский участок.

Глава восемнадцатая

«Полшкипера» в посольстве окружили заботой и вниманием. У левши же в участке отобрали все английские подарки и попытались «сплавить» его в какую-нибудь больницу. Бедный мастер настолько обессилел от пьянства, что ничего не мог сказать. К тому же у него не было никаких документов.

Больного левшу долго возили по Петербургу и, наконец, кинули на полу в Обуховской больнице, где принимали всех беспаспортных бродяг.

«Полшкипер» вскоре встал на ноги и бросился разыскивать своего русского «камрада».

Глава девятнадцатая

Англичанин нашел умирающего на полу левшу, который хотел о чем-то рассказать самому императору. Выполняя его просьбу, «полшкипер» обежал несколько влиятельных лиц. Комендант Петропавловской крепости Скобелев пообещал позаботиться о мастере.

К левше приехал врач, но было уже слишком поздно. Мастер только успел сказать, чтобы в армии не чистили ружья кирпичом. Врач доложил об этом военному министру, но тот прогнал его. Ружья продолжали чистить так же, что приводило к расширению стволов. В результате «болтающиеся» свободно пули стали одной из причин поражения России в Крымской войне.

Глава двадцатая

Случай с левшой произошел давно. Машинный труд вытеснил таких «самородков», но память о них сохранилась в народных преданиях и сказаниях.

Рассказ Н. С. Лескова «Пугало», с кратким содержанием которого мы предлагаем вам познакомиться, входит в цикл «Святочные рассказы». Он написан в 1885 году и рисует картины помещичьего быта 19 века.

Главные герои

Мальчик – главные герой, от лица которого ведется повествование.

Селиван – мещанин из Кромы, которого люди боялись из-за того, что у него было родимое пятно. Он добрый, честный, бедный человек. Людская фантазия превратила его в настоящее пугало, которого боялись все от мала до велика.

Краткое содержание

Детство рассказчика прошло в Орле. Няня водила его гулять в городской сад. Отсюда он наблюдал, как дети купались в реке, и он им завидовал. Няня сказала, что в деревне ему тоже разрешат плескаться. Мальчик очень обрадовался, когда родители купили небольшое имение в Кромском уезде.

В деревне он сразу завел обширные знакомства с крестьянами. Наиболее сильную привязанность он испытывал к старому мельнику Илье. Старик был ближе всех к водяному, и с ним можно было вести долгие разговоры на разные темы. От него ребенок узнал о домовом, кикиморе, лешем. Эти истории так повлияли на развитое воображение героя, что он увидел кикимору в амбаре. В страхе ребенок бросился бежать и сообщил о том домашним. За это был посажен за чтение священного писания, что не разуверило его в существовании сверхъестественных существ.

Дедушка Илья пожурил мальчика за болтливость, и они помирились. С тех пор он перестал рассказывать, что слышал от крестьян. Бояться же стал еще больше. Особенно поразил его рассказ мельника о разбойнике Селиване, который жил недалеко на заброшенном постоялом дворе. О нем ходили разные слухи, один страшнее другого.

 Селиван был выходец из мещан, в детстве жил в мальчиках у калачника. Он был добрый, послушный ребенок, но люди его опасались из-за того, что у него на лице было родимое пятно. Люди говорили, что недаром Бог на него отметину поставил. Хозяин не обращал внимания на людские разговоры, очень хвалил его за старательность и усердие.

Однажды в Кром пришел бывший палач с дочерью и собакой. Люди его не привечали. Палач просил, чтобы люди взяли дочь к себе, чтобы она с голода не пропала, но никто не согласился. Сильно «нравственные» люди убили собаку, которая согревала девочку в холодные ночи. В одну из ночей старик умер, девочку нашли и кое-как отогрели. Палача схоронили, а про девочку забыли. Когда вспомнили, то найти не смогли. Вместе с ней пропал и Селиван.

Через три года ехал купец, придавила его в дороге телегой. Спас его бродяжка, в котором он узнал Селивана. У купца был пустующий дом на разновилье. Он предложил спасителю там жить и платить ему по сто рублей в год аренды. Селиван согласился.

Приехал Селиван в свое новое жилье с больной женой и нехитрыми пожитками. Людей он избегал, неизвестно, как жил, но аренду платил исправно. Они от скуки стали придумывать про него небылицы, говорили, что он знается с нечистой силой. Путники, которые заезжают к нему во двор застигнутые непогодой, назад не выезжают. Во всех неприятностях, что случались с людьми стали винить Селивана. Мальчик понял, что Селиван – пугало, с которым опасно встречаться.

Люди уничтожили у Селивана всю домашнюю живность, придумав, что это сам мужик превращается то в кабана, то в петуха, то в овцу. Всеми жителями овладел страх. Обо всех происшествиях рассказчик узнавал от девчонок Моськи и Роськи, которые добывали сведения на мельнице. Пока жернова мололи муку, помольцы мололи всякую чепуху. Мальчик верил, что когда-нибудь он встретится с Селиваном, и они станут друзьями.

Однажды, когда родители были в отъезде, дети с учителем и дворовыми девками, поехали в Селиванов лес. Рассказчик ехал на телеге и правил лошадьми. Зазевавшись, он опустил вожжи, и лошадь перевернула телегу. Это было начало злоключений. Старшие вошли в лес, а время спустя, испуганные, с криками бросились бежать. Рассказчик с младшими братом остались, покинутые всеми в лесу. В довершение всех несчастий хлынул ливень. На помощь им пришел мужик, которого они сначала испугались. Он посадил их на плечи, прикрыл свиткой и отнес домой. Это был Селиван, которого все так боялись.

Следующий случай, совершенно изменивший отношение к этому человеку, произошел зимой. Тетя рассказчика продала дом и получила за него тридцать тысяч. Отец мальчика нашел ей имение, рядом со своим, и тетушка собиралась его купить. В рождественский сочельник, положив деньги в шкатулку, она отправилась в дорогу. С ней вместе ехали дети и няня.

Недалеко от Селиванова леса их застала непогода, и они напросились к Селивану на постой. Ранним утром  у кучера с Селиваном произошла стычка. Они подозревали друг друга в злодействе, но у Селивана репутация была испорчена людскими домыслами. Постояльцы, подгоняемые страхом, спешно собрались и уехали. Уже дома тетушка обнаружила, что забыла шкатулку с деньгами у Селивана. Они уже думали, что придется привлекать полицию, чтобы забрать деньги у разбойника. Однако он сам принес деньги, да так спешил, что не мог отдышаться. Тетя стала давать ему деньги в благодарность, но он отказался взять.

Все были очень ему благодарны. Тетушка позвала его с женой жить в свое новое имение. Он рассказал ей, что женой его стала та самая дочь палача, которая чуть не замерзла от людской злобы и подозрительности. Мечты рассказчика сбылись: они с Селиваном познакомились и подружились.

Те, кто называл Селивана пугалом, был в его восприятии таким же пугалом.

Имя Николая Лескова знакомо большинству людей по произведениям «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда». Рассказ «Старый гений», написанный в 1884 году, редко кто вспоминает. Но, несмотря на небольшой объем произведения «Старый гений», смысл повествования довольно глубок. Он отражает проблемы и нужды простых людей. Анализ произведения поможет больше узнать о смысле «Старого гения».

Краткое содержание

Структура повествования простая. Понять, в чем заключается в рассказе Старый гений смысл сюжета, несложно.

Все события сконцентрированы вокруг пожилой помещицы, отличающейся доверчивостью.

Кроме старушки, главными героями рассказа являются:

  1. Франт – молодой человек, завсегдатай светского общества. Помимо огромных доходов с имения, получает высокое жалование на службе.
  2. Иван Иванович – немолодой мужчина, оказывающий услуги людям, попавшим в беду за небольшую плату. Способность держать слово, порядочность, доброта Ивана Ивановича вызывают доверие у людей.
  3. «Сербский сражатель» – помощник Ивана Ивановича, воплощающий его идеи в жизнь. Берется за дело, лишь предварительно выпив для храбрости.

Повествование ведется от лица рассказчика, знакомого помещицы, ставшего свидетелем происходящих событий.

Краткий пересказ сюжета позволит вникнуть в смысл рассказа Лескова «Старый гений».

Начало истории

Действие происходит в Петербурге в начале XIX века.

Однажды молодой великосветский франт, сын хорошей знакомой главной героини попросил у старушки в долг 15 тысяч рублей. Старушка была небогата, все ее состояние состояло из небольшого имения, где помещица жила с больной дочерью и внучкой. Но добрая помещица, поверив обещаниям юноши вернуть долг в скором времени, заложила дом и отдала полученные деньги франту.

Забрав деньги, молодой человек уезжает в Петербург и благополучно забывает о долге. Письма старушки с просьбой, а затем с требованием вернуть долг, игнорируются. Старая помещица, отчаявшись вернуть деньги мирным путем, направляется в Петербург для подачи заявления в суд.

Сначала старушке повезло. Адвокату, нанятому помещицей, удалось добиться положительного решения. Но затем дело застопорилось. Как оказалось, должнику нужно вручить какой-то документ. Только после этого он обязан будет выплатить долг.

Интересно! Лесков некоторое время служил в уголовном суде канцелярским агентом. Это позволило писателю реалистично отобразить изнанку судебной машины.

У франта были высокопоставленные покровители, поэтому судейские чиновники боялись к нему подступиться. Как оказалось, франт задолжал не только старушке, но и половине Петербурга. К тому же, дом, в котором он жил, принадлежал не ему, а жене.

Старушка попыталась дать взятку, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, но все отказывались, настолько дело считали безнадежным.

Коллекторы по Лескову

Однажды в столовой, где старушка обедала, она случайно познакомилась с пожилым человеком, предложившим помочь за 500 рублей. Мужчина назвался Иваном Ивановичем.

Старушка не сразу согласилась принять помощь, решив подождать. Но, узнав, что должник собирается уезжать за границу, героиня решила довериться Ивану Ивановичу.

Иван Иванович, получив от помещицы 500 рублей, отправился на поиски «сербского сражателя». Заплатив тому 300 рублей и напоив водкой, Иван Иванович, «сражатель» и старушка отправились на железнодорожный вокзал.

Как только на вокзале появился франт в сопровождении дамы, помощник Ивана Ивановича вступил с ним в перепалку, устроив грандиозный скандал. Вмешавшиеся полицейские немедленно вручили франту бумагу.

Молодой человек вынужден был принять ее. Испугавшись, что из-за долга его не выпустят за границу, франт отдал старушке все деньги с процентами.

Объяснение сюжета

Понять, какой смысл заключен в рассказе «Старый гений», можно из проблематики, затронутой писателем.

Автор поднял такие важные темы, как:

  • бесправие;
  • безнаказанность;
  • кумовство;
  • сострадание.

Но главной идеей рассказа является взаимоотношения простого человека и власть имущих. В рассказе «Старый гений» автор не называет имени главной героини – старушки, что несет в себе скрытый смысл. В те времена было довольно много людей, пострадавших от бюрократической машины. Под старушкой автор подразумевал любого беззащитного и обманутого человека.

Неслучайно писатель назвал Франтом должника помещицы. Франтами обычно называют мужчин, старающихся соответствовать модным веяниям. Но у Лескова смысл имени должника в рассказе «Старый гений» употребляется в ироничном ключе. Автор хотел показать, что за знатным происхождением и внешним лоском может скрываться подлый, аморальный тип. Поэтому прежде, чем доверять человеку, следует разузнать о нем побольше.

В чем суть концовки

Смысл названия рассказа «Старый гений» становится понятен к концу повествования. Мужчина, назвавшийся Иваном Ивановичем, действительно обладал незаурядным умом и хорошими знаниями.

Но, назвав гения старым, автор имел в виду не возраст героя. Несмотря на то, что гению действительно уже немало лет, под эпитетом «старый» следует понимать «старый как мир».

Это становится ясно из эпиграфа к рассказу «Старый гений», смысл которого подразумевает, что умственные способности не зависят от возраста. По-настоящему гениальные люди способны решать сложные задачи в любом возрасте.

Благодаря Ивану Ивановичу удается восстановить справедливость и спасти старушку от потери имения. Как ни выкручивался франт, какие бы покровители у него не были, но ему пришлось отдать долг. Смысл финала «Старый гений» – показать, что с помощью лжи, лицемерия невозможно добиться успеха.

В рассказе Лескова Старый гений смысл концовки заключается в том, что всегда нужно надеяться на лучшее. Тогда обязательно встретиться тот, кто поможет преодолеть появившиеся затруднения.

Из рассказа «Старый гений» можно вынести немало поучительного. Автор показал, как с помощью нетрадиционных методов можно решить возникшую проблему, особенно, если доверить ее решение профессионалу.

  • Рассказ лермонтова ашик кериб план
  • Рассказ лермонтова ашик кериб краткое содержание
  • Рассказ ленька пантелеев читать
  • Рассказ леня голиков читать
  • Рассказ леонида андреева предстояла кража