Рассказ лескова человек на часах краткое содержание

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. для одних это безукоризненное следование уставу, для других защита чести и достоинства

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. Для одних это безукоризненное следование уставу, для других – защита чести и достоинства государя, а третьи понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и нарушением устава, как сложно сделать выбор, когда на кон поставлена человеческая жизнь.

История создания

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

«Человек на часах» — рассказ, «обнажающий» трагические перипетии и несправедливости военной среды. Автор работает в реалистическом направлении.

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал. Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров. Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели. На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека. Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Человек на часах» (Н. С. Лесков)

Поделиться

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей. Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора. Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Недостаточно просто пробежаться по страницам и узнать, что Чацкий любил Софью, а не Лизу. Важно объяснить, почему у них в итоге ничего не получилось, а это уже сложнее. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки. Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Чтобы облегчить Вам путь к мечте, Многомудрый Литрекон опубликовал список книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Его расширили и усложнили в этом году.

Древнерусская литература 

В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии. 

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику. 

  • Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
  • Анализ «Слова о полку Игореве».

Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.

Литература 18 века 

Как известно, восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало. 

Список книг для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

  • Анализ пьесы «Недоросль»;
  • Краткое содержание «Недоросль».

Также в этот период входит поэзия Г.Р. Державина, а именно: 

  • «Памятник»;
  • «Властителям и судиям». 

Литература первой половины 19 века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость. 

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Море»;
  2. «Невыразимое»;
  3. «Светлана»;
  4. «Лесной царь».

Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:

  • Анализ пьесы «Горе от ума»;
  • Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;

Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Деревня»
  2. «Узник»
  3. «Во глубине сибирских руд…» 
  4. «Поэт»
  5. «К Чаадаеву»
  6. «Песнь о вещем Олеге»
  7. «К морю»
  8. «Няне»
  9. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  10. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») 
  11. «Пророк»
  12. «Зимняя дорога»
  13. «Анчар»
  14. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  15. «Я вас любил: любовь еще, быть может…» 
  16. «Зимнее утро»
  17. «Бесы»
  18. «Разговор книгопродавца с поэтом» 
  19. «Туча»
  20. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  21. «Погасло дневное светило…» 
  22. «Свободы сеятель пустынный…»
  23. «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
  24. «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), 
  25. «…Вновь я посетил…»

Крупные произведения Пушкина не менее важны:

  • «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).

Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:

  • «Нет, я не Байрон, я другой…» 
  • «Тучи»
  • «Нищий» 
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
  • «Парус»
  • «Смерть Поэта»
  • «Бородино»
  • «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • «Дума»
  • «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
  • «Три пальмы»
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
  • «И скучно и грустно»
  • «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
  • «Родина»
  • «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
  • «Пророк»
  • «Как часто, пестрою толпою окружен…» 
  • «Валерик»
  • «Выхожу один я на дорогу…»

В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:

  • «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
  • «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).

Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:

  • «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);

Литература второй половины 19 века

Известно, что литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года будет очень велик, ведь это самая продуктивная пора. Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А, В и С. Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

В кодификаторе по литературе 2022 года пьесы А.Н. Островского представлены таким образом:

  1. «Гроза» входит во все блоки заданий (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Бесприданница» может встретиться во втором и третьем блоках (вот анализ и краткое содержание);
  3. «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» — все это относится к части «С», то есть может быть в одной из тем сочинений.

С прозой И.С. Тургенева такая же история:

  1. Роман «Отцы и дети» может появиться во всех частях работы (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Дворянское гнездо» — только в части В.
  3. «Рудин», «Накануне», повести: «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» — это для части С.

Рассмотрим поэзию Ф.И. Тютчева (в названиях произведений расположены ссылки на анализ по плану):

Аналогичный список есть и по творчеству А.А. Фета:

Даже проза И.А. Гончарова не избежала такого деления:

  1. «Обломов» — для А, В, С. (вот анализ и краткое содержание по главам);
  2. «Обыкновенная история» — это для части В (вот анализ и краткое содержание по главам);
  3. «Фрегат Паллада» и «Обрыв» — для «С».  

Абитуриенту придется хорошенько «заморочиться» изучением поэзии Н.А. Некрасова:

Для наглядности Литрекон также сгруппировал книги М.Е. Салтыкова-Щедрина:

По такой же логике Литрекон сгруппировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова:

Авторы Список «А» Список «В» Список «С»
Л.Н. Толстой «Война и мир»: анализ и краткое содержание «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»  «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»
Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»: анализ и краткое содержание «Подросток», «Идиот» «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» 
Н.С. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» 

В части «С» могут встретиться также стихотворения А.К. Толстого:

  1. «Средь шумного бала, случайно…»
  2. «Край ты мой, родимый край…»
  3. «Меня, во мраке и в пыли…»
  4. «Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые анализы, краткие содержания и другие полезные материалы. Если чего-то не хватает, напишите ему в комментариях, и он все добавит!

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи. 

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.

  1. «Студент» (анализ и краткое содержание);
  2. «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
  3. «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
  4. «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
  5. «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
  6. «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
  7. Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).

Часть «В» «порадует» нас нововведениями:

  1. «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
  2. «О любви» (анализ и краткое содержание);
  3. «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
  4. «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
  5. «Чайка» (анализ).

В части «С» могут быть упомянуты:

  1. «Душечка» (анализ и краткое содержание);
  2. «Скучная история»;
  3. «Любовь»;
  4. «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).

Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:

Категория Автор Список стихотворений
В И.А. Бунин «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 
С В.Я. Брюсов «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
С К.Д. Бальмонт «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». 
С Н.С. Гумилев «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». 
С В.В. Хлебников «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». 
С В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич  Не учтены

Литература первой половины 20 века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века. Список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе аккуратно уложен в таблицы по авторам.

Творчество И.А. Бунина будет представлено в разных категориях:

Немало произведений М. Горького придется изучить, чтобы поступить на факультет мечты.

Любители поэзии вздохнут с облегчением, а нелюбители — с оттенком горечи и даже отчаяния, ведь в этом разделе будет очень много поэзии.

Рассмотрим репертуар А.А. Блока:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Поэма «Двенадцать»: краткое и анализ. «Девушка пела в церковном хоре…» «Ветер принёс издалека…»
«Незнакомка» «Когда вы стоите на моём пути…» «Встану я в утро туманное…»
«Россия» цикл «На поле Куликовом» «Грешить бесстыдно, непробудно…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» «О, весна, без конца и без краю…» «Мы встречались с тобой на закате…»
«В ресторане» «Она пришла с мороза…» «Пляски осенние»
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Осенняя воля»
«На железной дороге» «Рождённые в года глухие…» «Поэты»
«Вхожу я в темные храмы…» «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» «Петроградское небо мутилось дождём…» 
«Фабрика» «Пушкинскому Дому» «Я — Гамлет. Холодеет кровь»
«Русь» «Скифы» «Я отрок, зажигаю свечи…»
«О доблестях, о подвигах, о славе…» «Я пригвождён к трактирной стойке…»
«О, я хочу безумно жить…» Поэма «Соловьиный сад» 

В.В. Маяковский тоже фигурирует в списке стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, вот его вклад:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
«А вы могли бы?» «Левый марш» «Адище города»
«Послушайте!» «Сергею Есенину» «Вам!»
«Скрипка и немножко нервно» «Товарищу Нетте…» «Домой!»
«Лиличка!» «Во весь голос. Первое вступление в поэму»  «Ода революции»
«Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии»
«Прозаседавшиеся» «Уже второй должно быть ты легла…»
«Нате!» Поэма «Про это»
«Хорошее отношение к лошадям»
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Дешевая распродажа»
«Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах»

Поэзия С.А. Есенина также представлена в списке. И с таким же размахом!

Список «А» Список «В» Список «В»
 «Гой ты, Русь, моя родная!..»  «Да! Теперь решено. Без возврата…» «Клён ты мой опавший…»
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» «До свиданья, друг мой, до свиданья!..» «Нивы сжаты, рощи голы…»
«Мы теперь уходим понемногу…» «Песнь о собаке» «Отговорила роща золотая…»
«Письмо матери» «Письмо к женщине» «Я обманывать себя не стану…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Собаке Качалова» «Анна Снегина»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Я последний поэт деревни…»  «Сорокоуст»
«Не жалею, не зову, не плачу…» «Чёрный человек»
«Русь Советская»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Запели тесаные дроги…»
«Русь»
«Пушкину»
«Я иду долиной. На затылке кепи…»
«Низкий дом с голубыми ставнями…»

К сожалению, в школьной программе мало времени уделяется изучению творчества Марины Цветаевой, поэтому выпускнику придется наверстывать упущенное самостоятельно (но не без помощи Многомудрого Литрекона).

Список «А» Список «В» Список «В»
«Моим стихам, написанным так рано…» «Генералам двенадцатого года» Очерк «Мой Пушкин» 
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)  «Мне нравится, что вы больны не мной…» «Все повторяю первый стих…»
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» «О сколько их упало в эту бездну…» «Идёшь, на меня похожий»
«Тоска по родине! Давно…» «О, слезы на глазах…» «Откуда такая нежность»
«Книги в красном переплете» «Попытка ревности»
«Бабушке»  «Пригвождена к позорному столбу»
«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») «Расстояние: вёрсты, мили…»

Столь же малую толику внимания обычно получает О. Э. Мандельштам. Так что его творчество тоже придется изучать по большей степени самостоятельно.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Notre Dame» «Мы живём под собою не чуя страны…» «Айя-София»
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» «Я не слыхал рассказов Оссиана…» «Лишив меня морей, разбега и разлёта…»
«За гремучую доблесть грядущих веков…» «Нет, никогда ничей я не был современник…»
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» «Сумерки свободы»
«Я к губам подношу эту зелень…»

Продолжим разбирать поэтов из числа акмеистов. Анна Ахматова и ее поэзия тоже входят в список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Песня последней встречи» «Вечером» «Все мы бражники здесь, блудницы…» 
«Сжала руки под темной вуалью…» «Всё расхищено, предано, продано…» «Родная земля»
«Мне ни к чему одические рати…» «Когда в тоске само- убийства…»  «Творчество»
«Мне голос был. Он звал утешно…» «Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».) «Широк и жёлт вечерний свет…»
«Родная земля» «Сероглазый король» «Я научилась просто мудро жить»
«Заплаканная осень, как вдова…» «Смуглый отрок бродил по аллеям…»  «Поэма без героя»
«Приморский сонет»
«Перед весной бывают дни такие…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Стихи о Петербурге»
«Мужество»
«Реквием»

Теперь от поэзии немного передохнем (ударение оставим на Ваше усмотрение) и посмотрим, какие книги Шолохова нужно взять на вооружение:

Список «А» Список «В» Список «С»
«Тихий Дон»: краткое и анализ Произведения из списка А будут и в других разделах «Поднятая целина»
«Судьба человека»: краткое и анализ «Донские рассказы»

Творчество М.А. Булгакова уникально не только по содержанию, но и по положению в списке литературы. Допускается выбор между двумя произведениями:

  1. Роман «Белая гвардия»;
  2. Роман «Мастер и Маргарита»: краткое и анализ.

В категории «В» Вы встретите «Собачье сердце» (вот анализ), а в категории «С» книга рассказов «Записки юного врача» и пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира». 

Вернемся к лирике. Военные стихотворения А.Т. Твардовского представлены в таблице.

Список «А» Список «В» Список «С»
«Вся суть в одном-единственном завете…» «В тот день, когда окончилась война…»
«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…») «Дробится рваный цоколь монумента…»
«Я знаю, никакой моей вины…» «О сущем»
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин») «Памяти матери»
«Я знаю, никакой моей вины…»

Вдохните в грудь побольше воздуха и прочитайте список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, представленных творчеством Б.Л. Пастернака.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» «Быть знаменитым некрасиво…» «Август»
«Определение поэзии» «Марбург» «Давай ронять слова…»
«Во всем мне хочется дойти…» «Единственные дни»
«Гамлет» «Красавица моя, вся стать…»
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») «Любимая – жуть! Когда любит поэт…»
«Никого не будет в доме…»  «О, знал бы я, что так бывает…»
«Снег идет» «Поэзия»
«Про эти стихи» «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»
«Любить иных – тяжелый крест…»  «Столетье с лишним – не вчера…» 
«Сосны»
«Иней»
«Июль»
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

Из произведений А. Платонова тоже можно выбрать, вот список вариантов:

  1. В прекрасном и яростном мире», вот краткое и анализ
  2. «Котлован»
  3. «Возвращение», вот краткое и анализ
  4. «Река Потудань»
  5. «Сокровенный человек», вот анализ
  6. «Мусорный ветер» 

Выпускнику придется включить в список для подготовки к ЕГЭ еще и творчество А.И. Солженицына:

  • Рассказ «Матренин двор»: краткое и анализ (А)
  • Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)
  • Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)
  • Повесть «Раковый корпус» (С)
  • Статья «Жить не по лжи» (С)

Кроме того, лагерную прозу представляет В.Т. Шаламов:

  • «На представку» (В) 
  • «Серафим» (В) 
  • «Красный крест» (В)
  • «Тифозный карантин» (В) 
  • «Последний бой майора Пугачёва» (В)
  • «Сгущённое молоко» (С) 
  • «Татарский муллаичистый воздух» (С) 
  • «Васька Денисов, похититель свиней» (С)
  • «Выходной день» (С)

Литература второй половины 20 века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован. Названы лишь фамилии и некоторые произведения для ознакомления (а то и вовсе только ФИО). Многомудрый Литрекон объединил все эти данные в большую таблицу.

Список «А» (произведения не менее трёх авторов по выбору) Список «В» Список «С»
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»; В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» 
В.И.Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков. В.В. Набоков. Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»  Ф.А. Абрамов. Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов. Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары». В.П. Аксёнов. Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара».
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».
В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев В.И. Белов. Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов. Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков. Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников». 
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин и др. Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия». В.Н. Войнович. Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». 

С.Д. Довлатов. Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей». 

Ф.А. Искандер. Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы». Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал». В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка». 

Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы». Б.Ш. Окуждава. Повесть «Будь здоров, школяр!». В.Н. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». В.Г. Распутин. Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». А.Д. Синявский. Рассказ «Пхенц». 

А. и Б. Стругацкие. Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». 

Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось». 

 
К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы. Обратите на них особое внимание, когда будете выбирать новые аудиокниги в спортзале:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».

  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».

  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.

  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».

  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».

  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».

  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».

  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»

  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».

  • З. Прилепин. Роман «Санькя».

  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».

  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».

  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».

  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».

  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».

  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес» 

Поэзия второй половины 20 века будет представлена в таблице. Помните, что новые работы выходят у Литрекона каждый день. Если нужно разобрать или пересказать какое-то произведение, Вы можете сообщить ему об этом и получить качественный литературный материал в ближайшее время.

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Р. Гамзатов, Е.А. Евтушенко, Н.А. Забо- лоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский и др. (стихотворения не менее 3 авторов по выбору) И.А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождест- венская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…». Нобелевская лекция  Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Ю.Д. Левитанский, Л.Н. Мартынов, Вс.Н. Некрасов, Б.Ш. Окуджава, Д.С. Самойлов, Г.В. Сапгир, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий. 

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  1. А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры». 

  2. А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».

  3. А.М. Володин. Пьеса «Назначение».

  4. В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».

  5. М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина» 

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов. «Куда уж больше?!» — спросите Вы и правильно сделаете. Помните, что инициатива по их добавлению только обсуждается и еще не факт, что эти фамилии и произведения Вы увидите в КИМе, но лучше уж готовиться к худшему, чем в итоге получить его без малейшей подготовки. Не пригодится? Здорово, в вузе все равно изучить придется в рамках курса. Пригодится? Тем лучше!

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа». 

  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».

  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту». 

  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух». 

  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».

  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».

  • А. Камю. Повесть «Посторонний». 

  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».

  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».

  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».

  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».

  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».

  • У.С. Моэм. Роман «Театр».

  • Д. Оруэлл. Роман «1984».

  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».

  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».

  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».

  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель». 

  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».

  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».

  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».

  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».

  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».

  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

  • У. Эко. Роман «Имя Розы» 

Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе. Помните, что это лишь предложение, которое еще обсуждается в экспертном сообществе и будет вводиться постепенно, не в полном объеме. Но лучше готовиться по полному списку, чем надеяться на лучшее.

Стоит помнить, что результат экзамена зависит от подготовки выпускника, его мотивации и усидчивости. Не нужно волноваться, необходимо просто готовиться к экзамену тщательно. Если каких-то разборов или кратких содержаний Вам не хватает, пишите Многомудрому Литрекону — он все сделает и добавит. 

Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классЕГЭ по литературепереченьсписок литературы

Читайте также:

Рассказ Николая Лескова «Человек на часах» был написан и опубликован в 1887 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: «Человек на часах»
Жанр: рассказ
Год написания: 1887
Издательство: АСТ
Год издания: 2006

Главные герои и их краткая характеристика

Постников – рядовой Измайловского полка, караульный, добрый, жалостливый, порядочный, человек долга.
Миллер Николай Иванович – капитан Измайловского полка, молодой, образованный офицер, гуманист.
Свиньин – подполковник Измайловского полка, добрый и справедливый человек, для которого служба была превыше всего.
Кокошкин – генерал, обер-полицеймейстер, которому удалось исправить сложную ситуацию.
Офицер – дворцовый офицер, подлый, лживый, лицемерный, честолюбивый.

Время и место действия

Действие рассказа происходит в Петербурге в 1839 году, незадолго до Крещения. По признанию самого автора, данная история, основанная на реальных фактах, является отражением нравов 30-х годов XIX столетия в России.

Краткое содержание и сюжет

Зима 1839 года выдалась на удивление теплой, а в канун Крещения приключилась сильная оттепель. Караул в Зимнем дворце занимала рота Измайловского полка под командованием прекрасно образованного молодого офицера Николая Ивановича Миллера.

Стемнело, дворец погрузился в сон, но неожиданно ночью была поднята тревога – часовой, солдат Постников, покинул свой пост, чтобы спасти утопающего в полынье человека. Постников давал присягу, и ни под каким предлогом не мог покинуть свою службу на посту. Но крики о помощи настолько истерзали его сердце, что он кинулся на помощь утопающему. Протянув ружье мужчине, он вытащил его на берег, а затем, совершенно мокрый, вновь встал на караул.

В этом самое время, как на беду, проехал дворцовый офицер, который стал свидетелем отлучки Постникова. Он забрал с собой спасенного человека, привез его в дом Адмиралтейской части и сообщил, что своими руками спас его от верной смерти.

Постников чистосердечно во всем признался Миллеру, описав все подробности, в том числе и поездку офицера вместе со спасенным мужчиной в Адмиралтейскую часть. Николай Иванович понимал, что не в состоянии загладить это дело, и под неминуемую раздачу попадет все начальство. Он написал записку с просьбой о помощи своему батальонному командиру подполковнику Свиньину – человеку не злому, но исключительно строгому и требовательному. Услышав историю Постникова, он тут же отправил его под арест в казарменный карцер. Единственный выход из сложившегося положения он видел в разговоре с обер-полицеймейстером Кокошкиным, который каждое утро докладывал государю о происшедших событиях.

Кокошкин вызвал к себе инвалидного офицера и спасенного. Чтобы спасти Постникова и Миллера от страшной расправы, он закрыл глаза на явное вранье инвалидного офицера, и пообещал ему награду за спасение человека. Постников в качестве наказания получил две сотни ударов розгами, но он был очень доволен, что так легко отделался – по тем временам по приговору военного суда виновные сносили куда более страшные наказания. Свиньин лично навестил Постникова, и угостил его сахаром и чаем.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Находясь на часах Постников услышал со стороны Невы крики о помощи. Он бросился на помощь и спас тонущего человека. Проезжавший мимо офицер присвоил себе славу спасителя утопающего. Миллер и Свиньин постарались замять дело и им это удалось. Офицер получил медаль за спасение утопающих, а постников был высечен. Постников был рад, что наказание было столь незначительным.

План пересказа

  • Знакомство с Миллером
  • Страшное несчастие
  • Часовой Постников
  • Тонущий человек
  • Страх Миллера
  • Знакомство со свиньиным
  • Тревожная записка
  • Кокошкин
  • Действия кокошкина
  • Разбирательства
  • Награда или наказание?
  • Решение государя
  • «Под розгами»
  • Слухи
  • Правда опровергает ложь
  • Подвиг или долг?

Основная мысль

Добрые поступки нужно совершать бескорыстно во имя добра, а не ради награды и славы.

Чему учит

Рассказ учит нас жить по совести, совершать бескорыстное добро и стремиться сделать окружающий мир немного лучше.

Отзыв и что понравилось

В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал, и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.

Вывод и мое мнение

Жизнь человека — высшая ценность. Правильные поступки совершать нужно не ради наград и почестей.

Понравившиеся цитаты из текста

«…он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…»
«…Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи…»
«…Неполная истина не есть ложь. Но о сем наименьше…»

Словарь новых и неизвестных слов

Придворный – связанный со двором, с пребыванием или службой при дворе.
Взморье – часть поверхности моря, прилегающая к берегу.
Шпицрутен – длинный, гибкий и толстый прут из лозняка.
Сходни – переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви.
Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.
Полынья – пространство чистой воды в ледяном покрове реки.
Гуманист – тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
Караул – вооруженное подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.
Часовой – вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

«Тупейный художник»

Этот небольшой рассказ Лескова о смелом парикмахере по напряженности действия не уступает европейским разбойничьим романам и современным экшн-фильмам. Здесь есть и лихие погони, и мрачная графская «проклятая усадьба» с пытками и странным театром, и настоящая любовь, пронесенная через года. Одновременно с этим это очень грустная и пронзительная история, жанр которой сам автор определяет как «рассказ на могиле». История, описанная в «Тупейном художнике», подается как детские воспоминания самого писателя. Например, будучи учащимся орловской гимназии, Лесков отлично знал таинственные легенды о крепостном театре графов Каменских: эти впечатления он и передал в рассказе.

Главный герой произведения — русский «тупейный художник» Аркадий (тупейный от французского toupet — тупей, взбитый хохол на голове — парикмахер). Он работает «гримеровщиком» в графском крепостном театре и является мастером своего дела: «всматриваясь в живое, неповторимое лицо, он находит в нем всякий раз «новое воображение». Но высшая одаренность, по Лескову, состоит не столько в мастерстве гримеровщика и парикмахера, сколько в его умении с помощью своего искусства разглядеть и разбудить даже в самых жестоких и мрачных людях положительные качества. Для Лескова здесь особенно была важна нравственная победа «тупейного художника» над бесчеловечностью.

Историю тупейного художника, своего возлюбленного, рассказывает пожилая женщина, бывшая крепостная актриса, которая вспоминает события своей молодости. Эта женщина — няня рассказчика, который также в произведении Лескова делится с читателями детскими впечатлениями. В лесковском тексте прошлое обнаруживает бесконечную значимость для настоящего: между няней и мальчиком, узнавшим ее необыкновенную историю, рождаются истинные взаимопонимание и сочувствие.

«Души их во благих водворятся» — слова из погребальной песни, взятые Лесковым эпиграфом к рассказу, утверждают необходимость и бессмертие добра, творимого людьми. Тупейный художник отстаивал и защищал истинно человеческие принципы жизни. История о нем оказала серьезное нравственное воздействие на повествователя еще в детстве, и сейчас, уже взрослому человеку, ему открываются простые, но очень мудрые истины о деятельном добре и бессмертной любви, которая живет в памяти.

Балерина в валенках

Однако, трудно было представить, какие именно повороты почти забытого сюжета предложат Диденко вместе с драматургом Валерием Печейкиным и художницей Марией Трегубовой. В странном лесковском сказе они прочитали диковинную притчу о русской тоске и бессмыслице, об одинокой и нелепой судьбе талантливого человека в России. Возможно, и заглянув в опыт знаменитого спектакля МХАТа Второго, они пошли своим путем. Отказавшись от откровенно карнавальной стихии, которую воплощали халдеи, взятые Замятиным из стародавней литургической драмы «Пещное действо», они не отказались от игровой стихии как таковой, и по-своему ответили Замятину на его «опыт воссоздания русской народной комедии».

Заморскую штучку Левша одел в валенки и пуховый платок, чтобы она запела полную любовной тоски русскую песню

Вместо халдеев, которые в середине 20-х годов прошлого века прямо обращались в зал, поясняя стремительные перемены, Печейкин нашел экономное и оригинальное театральное решение. У него лесковский Левша — Александр Якин (в первом составе — Евгений Стычкин) рождается из смешного парня, нашего современника, электрика и мастера на все руки, который случайно выиграл билет на «Горбачева» и, ликвидировав последствия короткого замыкания во время спектакля, стал работать в Театре Наций монтировщиком сцены. Рассказывая об удивительном мире театра, он комментирует появление на сцене властителей — императоров Александра Павловича, Николая Павловича (экзотически театральный Гурген Цатурян), а затем Ленина (Роман Аптекарь), Сталина и самого Горбачева (Виталий Довгалюк) с Раисой Максимовной (Евгений Скочин). Все они, спускаясь по огромной черной горе, исчезают под сценой, а веселый Левша успевает снабдить их своими шуточками. Настоящий же лесковский текст возникает лишь в виде светящихся титров на экране. Благодаря им мы узнаем, вспоминаем сказ Лескова, как бы далеко от него не уходила история, рассказываемая театром.

Император Александр Павлович здесь преклоняется перед всем западным и поет русские народные шлягеры по-французски (наш Левша, ссылаясь на Пушкина, говорит, что император по-русски не умел), завороженно смотрит на волшебную аглицкую блоху и уверяет бородатого атамана Платова в папахе (Данила Гнидо), что русским такого не сделать. Говорит и исчезает в щели трона, в черной горе. Император Николай Павлович песни поет по-русски и отправляет Платова на Дон через Тулу, где велит задержаться и найти мастеров для «русификации» невиданной заморской блохи. По дороге мрачные и нелепые нищие или попросту бандиты грабят его, но Блоха все же оказывается у Левши.

Необъяснима и загадочна эта Русь. Так же непонятно, что именно сделал с заморской штучкой Левша, наделенный каким-то неведомым, испепеляющим его талантом. Кажется, он одел ее в валенки и пуховый платок, чтобы вместо рафинированного «дансе с верояциями» она запела полную любовной тоски русскую песню. Возможно, потому что мальчик Левша с детства замечал в себе склонность писать и рисовать левой рукой, она и стала его славой и проклятием. В пьесе Печейкина чувствуются отголоски его недавнего сочинения о князе Владимире Одоевском, еще одном ни на кого не похожем русском гении («Человек без имени», Гоголь-центр). И так же непрозрачна, неразличима в «Левше» судьба этого мастера, подковавшего аглицкую блоху. Но всей красоты этого экзотического решения так и не смог разглядеть его высокий покровитель. Чудо подкованной блохи, как и сам Левша сгинули в «черной горе».

Создателей этого спектакля, как и их предшественников из МХАТа Второго, интересовали всякие замысловатые театральные кунштюки. У них и англичане в роскошных платьях и париках из сахарной ваты, и император, поющий оперным голосом всякие песни, и экзотические персонажи западного толерантного мира, и разнокалиберные образы подвыпивших туляков. И, наконец, сама Блоха — прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Шевцова (в первом составе — Диана Вишнева): в занавесе вдруг образуется огромная круглая камера-иллюминатор, в которой царит утонченный, поражающий какой-то нездешней хрупкостью танец Блохи.

И все же главное в этом спектакле не он, и не карнавальная развеселая фактура иных персонажей, а та несколько печальная, минорная интонация безнадежного абсурда, которая поверх театральных кунштюков и площадного юмора все сильнее заливает сценическое пространство (ей немало способствует музыка постоянного соавтора Диденко Ивана Кушнира). Когда-то сочинитель «Блохи» Евгений Замятин написал про тональность своей пьесы: «Кончить минором — не в духе народной сказки».

Авторы нынешней версии заканчивают «Левшу» минором. Огромная черная гора поглощает их всех — западника Александра Павловича, плетущегося с русофилом Платовым в поисках русского счастья, русофила Николая Павловича с мрачноватыми туляками, с обрусевшей простоволосой Блохой в валенках и платочке. Да и самого Левшу, так и не нашедшего применения, а главное — смысла — в своем небывалом даре.

«Несмертельный Голован»

«Он сам почти миф, а история его — легенда», — так начинается рассказ Николая Лескова об удивительном бесстрашном человеке, которого знавшие его люди прозвали «несмертельным». Прозвище героя по имени Голован «не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти».

Рассказ написан в любимой повествовательной манере автора «Левши» — «мемуаром», то есть все описанные в «Несмертельном Головане» события излагаются как достоверные: автор либо наблюдал их сам, либо слышал от близких и знакомых людей.

В рассказе Лесков вспоминает о страшном голоде, охватившем Орловскую губернию в 1840 году, за которым последовала опасная болезнь, схожая одновременно и с бубонной формой чумы, и с сибирской язвой, которая в XIX веке часто вспыхивала в сельских местностях России. «Над землей стояли смертные фимиазмы», и только одного Голована «смерть не брала».

Своего героя Лесков делает «людским лекарем», смысл жизни которого заключается в помощи ближнему. Но народная молва окутала его мистическим ореолом, приписала роль раскольника и грешника, имеющего связь с чужой женой. Однако каждая новая глава текста вносит правдивую ноту в расшифровку сложного характера «несмертельного» Голована. В итоге оказывается, что этот человек является истинным христианином и находится в родстве со всем миром: всех любит и всем помогает.

Рассказу предпослан эпиграф из Послания апостола Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх».По этому принципу и живет главный герой. «Несмертельный» значит смелый, бесстрашный человек: Голован «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки в лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери». Самоотверженность и строгость Голована позволяет автору рассказа сравнить его с героем романа Виктора Гюго «Труженики моря» Жильятом. Персонаж Лескова, бескорыстно служащий добру, способен достигнуть нравственных высот, именно ему дано познать «совершенную любовь», и именно он достоин именоваться истинным праведником.

Другие значения этого слова:

  • «Пряничный городок»
  • ‘веками оружие ковала’
  • (настоящая фамилия Тулаходжаев) Тураб (1918—90) узбекский писатель, повесть «История семи лепешек»
  • В какой город не принято ездить со своим самоваром
  • в какой город со своими самоварами не ездят?
  • в каком областном центре находится аэропорт Клоково?
  • главный город тольтеков
  • Город в России, административный центр Тульской области. Город-герой. Путевое расстояние от центра Тулы до центра Москвы
  • город в России, областной центр, на реке Упа
  • Город к югу от Москвы
  • Город Левши
  • Город Левши, подковавшего блоху
  • Город мастеров
  • Город оружейников
  • Город оружейников, самоваров и пряников
  • Город пряников
  • город пряников и самоваров
  • Город русских мастеров
  • Город русских оружейников
  • Город русских умельцев
  • Город с музеем самоваров
  • Город самоваров
  • Город умельцев
  • Город, где и блоху подкуют
  • Город, ружей, пряников и самоваров
  • Город, южный форпост Москвы
  • Город-герой; кинотеатр в Москве
  • Городгерой на реке Упе
  • Кинотеатр в Москве, ул. Кухмистрова
  • Кузница русского оружия
  • на гербе какого русского города изображены два перекрещенных клинка, ружейный ствол и два молота?
  • Областной оружейный центр России
  • Областной центр в России, знаменитый самоварами и пряниками
  • Пол Маккартни, Джимми Хендрикс, Билл Клинтон. А из какого города был самый известный русский, обладавший тем же, что и перечисленные в вопросе люди
  • пряники
  • Прянико-ружейно-самоварный город
  • Прянично-самоварный город России
  • Родина Левши
  • Родина Левши (лит.)
  • Родина пистолета «ТТ» и самовара
  • Родной город для лесковск. Левши
  • Родной город для лесковск. Левши.
  • родной город для лесковского Левши
  • родной город изобретателя Калашникова
  • Родной город Калашникова
  • Российский город пряников
  • Ружейно-пряничный город России
  • русский город оружейников
  • Самоварный город
  • самоварный город России
  • Самоварный город России.
  • Самый пряничный город России
  • Самый самоварный город России
  • Туда не ездят со своим самоваром
  • Туда не ездят со своим самоваром.
  • Узбекский писатель, настоящая фамилия Тулаходжаев (1918-1990, ‘Рассвет счастья’, ‘Солнце в зените’)

«Зверь»

Эпиграфом из жития старца Серафима Саровского открывается рассказ Лескова «Зверь»: «И звери внимаху святое слово».

Возможно ли духовное преображение невероятно жестокого и злобного человека? Лесков в рассказе «Зверь» отвечает на этот вопрос утвердительно: да, возможно. Герой рассказа, богатый и деспотичный помещик, увлекается охотой на медведей. Он привозит их к себе в поместье, оставляет при дворе ради забавы, а после, как только зверь провинится и проявит свою звериную натуру (например, задерет домашнюю птицу), приказывает его прилюдно убить. Помещик«не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал его за слабость».

Однако неожиданное происшествие полностью переворачивает взгляды богача: судьба испытывает человека на человечность. Удивительная история, произошедшая с его крепостным Ферапонтом и медведем по кличке Сганарель, меняет в его жизни всё и «исправляет» его сердце.

Приговоренный к гибели медведь Сганарель и вынужденный его убить слуга Ферапонт, который привязался к зверю, вызывает в свидетелях приговора чувство необычайной жалости: «Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли решить, кого из них двух мы больше жалеем».

Человеческое чувство сострадания к живому существу передано Лесковым особенно ярко: на наивный вопрос мальчика, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что «медведь — тоже Божие создание, он плавал с Ноем на ковчеге». Будет ли спасён осужденный на казнь зверь и что станет с Ферапонтом, мы предлагаем читателям узнать самим. Однако главная мысль рассказа Лескова такова: деспотизм является лишь мнимой силой и кажущейся непреклонной твердостью духа, обязательно должен уступить место милосердию и любви.

«Старый гений»

Петербург. Маленькая старушка-помещица приезжает в большой город, чтобы пожаловаться полиции и суду на своего должника. «Вопиющее дело» состоит в том, что пожилая женщина «по своей сердечной доброте и простоте выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик».Однако своих денежных обязательств должник не уплатил в срок и исчез, оставив старушку, ее дочь и внучку на грани разорения. Этот распущенный человек обманул доверие доброй семьи и пошатнул веру в людей. Более того, никто не желает наказать преступника, так как у него было «какое-то могущественное родство», свои связи. И вдруг, когда, казалось бы, должник вот-вот улизнет, когда старушка практически отчаялась обрести помощь, нашелся человек, который пообещал ей: «Я выручу». Но о том, как внезапно обретенный гений помог бедной женщине и ее семье, предлагаем узнать читателям самим.

Этот замечательный, очень динамичный, и во многом ироничный рассказ Лескова — о торжестве справедливости. С каждой главой усиливается драматичность ситуации, однако пятая часть словно разрубает узел безысходности положения своей неожиданной развязкой. Некий «старый гений» восстанавливает утраченную справедливость и веру в человека. В рассказе Лескова торжествует добро и утверждается неотвратимость возмездия за зло. Почему же герой, выручивший незнакомую ему пожилую женщину, назван писателем гением? Потому что для автора тут важен высокий смысл помощи ближнему: именно в этом человеческом таланте протянуть руку помощи и проявляется духовная красота и теплота человеческого сердца.

Глава вторая

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский.

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, — только из усов кольца вьет.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит. Государь говорит:

— Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

А Платов отвечает:

— Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

Государь говорит:

— Это безрассудок.

Платов отвечает:

— Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружье, а из другой пистолю.

— Вот, — говорят, — какая у нас производительность, — и подают ружье.

Государь на Мортимерово ружье посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства — ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

— Ах, ах, ах, — говорит, — как это так… как это даже можно так тонко сделать! — И к Платову по-русски оборачивается и говорит: — Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

— Ох-де, мы маху дали!

А государь Платову грустно говорит:

— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такси случай англичан сожалел!

«Через что это государь огорчился? — думал Платов, — совсем того не понимаю», — и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.

А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

«Зимний день»

«Рассказ Лескова «Зимний день» ужасная гадость во всех отношениях. Я и прежде не любила Лескова, а теперь еще противнее он мне стал»,— писала Софья Андреевна Толстая, так как в этом произведении Николай Лесков критикует воззрения ее супруга Льва Толстого и принципы толстовцев. Однако несогласие Лескова с толстовством далеко не самое главное в этом блестящем, скандальном и всегда злободневном в своей универсальности и вневременности рассказе.


Рисунок: Б. Кустодиев

В этом произведении Лесков подробно описывает разговоры, возникающие в течение одного зимнего дня в некой дворянской семье, где царит абсолютное моральное разложение, «хаос», и где «все друг другу не нравятся». Разобщенные отношения между членами семьи перекликаются с эпиграфом рассказа из библейской Книги Иова: «Днем они сретают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью»(сретают— встречают).

На примере одной семьи Лесков показывает, какой ужасной может стать действительность, где люди перестали различать добро и зло, где спутались и извратились представления о нравственности и стёрлись границы греха и добродетели.

В журнале «Вестник Европы» даже отказывались печатать «Зимний день», так как считали, что писатель слишком сильно сгущает краски. Редактор журнала писал Лескову: «Это — отрывок из “Содома и Гоморры”, и я не дерзаю выступить с таким отрывком на Божий свет».Однако за эту прямоту писатель и ценил свое произведение: «“Зимний день” мне самому нравится, — признавался Лесков. — Это просто дерзость — написать так его… “Содом”, говорят о нем. Правильно. Каково общество, таков и “Зимний день”».

В рассказе автор выступает обличителем обмана, насилия, лжи и неправды. Пытается предостеречь людей от падения в бездну бездуховности и разврата, утверждая, что важнее всего в человеке душа и способность к отзывчивости и состраданию. Разговоры в частном петербургском доме приобретают в «Зимнем дне» значение грандиозного художественного обобщения: картина современной Лескову общественной жизни представлена как предостережение всем людям, которые отказываются слушать и слышать друг друга.

Многомудрый Литрекон поведает об основных событиях интригующего рассказа Н.Лескова «Человек на часах» в сокращении, не упуская ни единой детали. Краткий пересказ поможет узнать о героях книги и расскажет о захватывающем сюжете, который герои переживали в сильнейшем напряжении. 

Глава 1

Автор утверждает, что событие эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия является подлинным.

Глава 2

В 1839 году в Петербурге зимой была очень теплая погода, всё таяло, как будто наступила весна.

Караул Зимнего дворца находился под командованием талантливого молодого офицера-Николая Ивановича Миллера. Он отличался гуманным отношением к службе. 

Именно на караульной очереди Миллера произошло событие, которое помнят далеко не многие.

Глава 3

Миллер любил читать и много времени проводил за чтением. Во втором часу ночи к нему пришел до смерти испуганный разводный унтер-офицер и сказал, что случилось страшное несчастье. 

Глава 4

Часовой Постников, стоя на посту, услышал крики о помощи утопающего человека. Он долго не сходил с места и слушал крики и стоны человека, надеясь, что сейчас кто-нибудь выйдет на набережную и спасет утопающего. 

Крики то умолкали, то начинались с новой силой и все ближе и ближе к набережной. Вот крики уже были настолько близко, что слышны были всплески воды. Постников разрывался: он хотел помочь утопающему, но ему нельзя покидать свой пост, ведь он часовой. 

Еще полчаса длились стоны, утопающий был совсем близко и часовой сорвался со своего поста на помощь.

Глава 5

Постников спас человека, вывел его на набережную. В это время проезжал офицер придворной инвалидной команды. Он забрал спасенного с собой в Адмиралтейский дом. Приставу он сказал, что сам спас человека.

Офицер рассчитывал, что ложь поможет ему получить медаль. Правда, он не учел, что его наряд был абсолютно сухим, и это было подозрительно. Сам утопающий был в шоке и сам позабыл о случившемся.

Глава 6

Постникова привели к Миллеру, где он всё рассказал командиру. За оставленный пост ему грозил суд. В такие дела лично вмешивался сам государь, и влететь могло всему руководству.

Николай Иванович его выслушал и, опасаясь больших неприятностей, послал записку с просьбой помочь своему батальонному командиру подполковнику Свиньину. Было уже около трех часов, времени было в обрез.

Глава 7

Свиньин был строг, дисциплинирован и неумолим. Он жестоко наказывал провинившихся на службе, поэтому все понимали, что Постникову сильно достанется. Офицер был карьеристом и сильно дорожил своей репутацией.

Свиньин понимал, что случай с отлучившимся солдатом недоброжелатели и завистники используют против него самого.

Глава 8

Свиньин прибыл в караульню Зимнего дворца, выслушав рассказ Постникова, он отправил часового в казарменный карцер. Он захотел скрыть все от царя, так как спасение человека не было достаточным поводом для отлучки с поста.

Он обдумывал, как поступить, даже хотел поехать самолично к великому князю и чистосердечно всё рассказать. Тот всегда кричал в первый раз, но потом сам же и заступался. Однако тут он придумал другой план.

Глава 9

Свиньин решил ехать прямо к обер-полицмейстеру Кокошину. Всё знали, что он «умеет сделать из мухи слона, но так же легко умеет сделать из слона муху». Этот офицер благоволил всем шалунам в армии и охотно прикрывал их проступки, ведь считал их забавными.

Был уже пятый час утра.

Глава 10

Свиньин приехал к генералу и всё ему изложил. Пришел к выводу, что Кокошину уже всё доложили, но это было не так. Пристав просто не видел смысла тревожить начальство столь нелепым случаем, к тому же история инвалидного офицера была весьма сомнительна. 

Кокошин послал за приставом, инвалидным офицером и спасенным утопленником. 

Глава 11

Приглашенные прибыли к Кокошину (генералу). В ходе разговора выясняется, что спасенный был пьян и хотел сократить путь через лёд, а лица спасителя не запомнил.

Кокошин соврал ему, что его спас «инвалидный» офицер, и отпустил. 

Глава 12

Кокошин сделал вид, что поверил инвалидному офицеру, обещая наградить его медалью. Воодушевленный и благодарный «спаситель» и пристав покинули дом Кокошина.  

Кокошин спросил у Свиньина, не был ли он у князя? Получив отрицательный ответ, он попрощается с подполковником. 

Глава 13

Кокошин вручил «инвалидному» офицеру медаль «за спасение погибавших». Он знал, что это не правда, но так было выгодно для всех.

На четвертый день Свиньин поехал в Петровский домик и помолился.

На следующий день он встретился с Миллером, они с облегчением обсудили произошедшее. Свиньин напомнил, что Постников всё еще в карцере, а его надо бы наказать его двумястами ударами розог публично. Затем его стоит освободить.

Глава 14

Миллер попытался отговорить Свиньина от этого предложения. Свиньин пресёк все попытки смягчения со стороны Миллера. Он, напротив, ужесточил наказание и сделал ему выговор за неуместный либерализм в армии, где должен быть строгий порядок.

На дворе Измайловских казарм Постникова высекли новобранцы, после этого он сразу же был доставлен в лазарет.

Глава 15

Свиньин навестил Постникова в лазарете и подарил ему сахара и чай, чтобы он поскорее поправлялся. Постников искренне радуется подарку и наказанию, потому что ожидал худшего.

Глава 16

Начали ходить слухи об этом случае. Люди придумывают невероятные подробности и распускают ложные факты. История доходит до некоего владыки, который благоволит Свиньину.

Он видит в истории много неясностей и нелепостей.

Глава 17

По просьбе владыки, офицер Свиньин рассказал всю правду о случившимся. Он сказал, что его беспокоит несправедливость приговора.

Но Владыко ответил, что все правильно: спасать людей — это долг человека, и никаких наград за это не положено. А вот нарушение служебного долга не должно быть оправдано ни в коем случае. Поэтому наказание вполне заслужено.

Глава 18

Автор размышляет о том, что Постников поступил правильно и восхищается его добротой.

Автор: Екатерина Шишкарева

  • Рассказ лескова тупейный художник
  • Рассказ лес осенью скребицкий чаплина читать
  • Рассказ лескова однодум читать
  • Рассказ лермонтова герой нашего времени
  • Рассказ лес осенью соколов микитов