Рассказ лес и степь

Статья тундра и лес как представители типов растительного мира россии. степь. пустыня. информационные материалы и методические указания к уроку. ц

Статья «Тундра и лес как представители типов

растительного мира России. Степь. Пустыня. Информационные
материалы и методические указания к уроку».

Ц е л ь урока: познакомить учащихся с характерными чертами

строения и биологии растений тундры, связи их со средой

и хозяйственным значением.

П л а н у р о к а

1. Рассказ учителя, позволяющий учащимся вспомнить растительные

зоны нашей страны (изученные на уроках географии)

и кратко характеризовать зону тундры и зону лесов России.

(Рассказ можно заменить чтением § 105 учебника.)

2. Беседа о народнохозяйственном значении леса и значении

леса в природе.

3. Устный опрос учащихся с целью закрепления изученного

на уроке и учета знаний.

5. Задание на дом.

О б о р у д о в а н и е: карта растительных зон РОССИИ; цветные

картины с изображением природных зон; гербарные образцы

тундровой растительности и расстений леса.

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у р о к а

Природные зоны РОССИИ учащиеся VI класса изучали на уроках

географии, поэтому задача учителя на этом уроке сводится

к тому, чтобы показать на карте растительные зоны, а затем

охарактеризовать основные черты строения и биологии растений

тундры и лесной зоны. Это можно сделать в виде рассказа

(по материалу § 105 учебника) или предложить прочитать текст

указанного параграфа и затем показать учащимся гербарные

образцы растений и картины с изображением тундры, тайги,

широколиственных и мелколиственных лесов.

Рассказывая, учитель подчеркивает, что в каждой растительной

воне господствующими являются покрытосеменные растения,

которые хорошо приспособлены к различным условиям

жизни и поэтому являются широко распространенными на Земле

в настоящее время.

Показывая растения (картины и гербарные образцы), учитель

указывает на характерные особенности каждой зоны, например:

из древесных пород лесов нашей страны % составляют

голосеменные растения (лиственница, пихта, ель, сосна); растения

тундры имеют уменьшенную листовую поверхность, низкорослы

и часто обладают подушкообразной формой, что и позволяет

им легко переносить низкие температуры и иссушающее

влияние ветров тундры.

После рассказа (или чтения учебника) проводится беседа,

раскрывающая значение леса в природе и его народнохозяйственное

значение. Содержание беседы может соответствовать

материалу, изложенному в учебнике на стр. 252—253. Завершается

урок устным опросом учащихся, закрепляющим изученное

(используются вопросы, помещенные в конце § 105 учебника).

Выслушав и оценив ответы учащихся, учитель дает задание

на дом: прочитать § 105 учебника и подготовить устные ответы

на вопросы, помещенные в конце параграфа.

Степь. Пустыня

Ц е л ь урока: познакомить учащихся с характерными чертами

строения и биологии растений степи и пустыни.

П л а н у р о к а

1. Проверка усвоения учащимися материала, изученного на

предшествующем уроке (устный опрос).

2. Рассказ учителя (или учащиеся читают § 106 учебника)

о растительности степи и пустыни.

Ц е л ь урока: познакомить учащихся с характерными чертами

строения и биологии растений степи и пустыни.

П л а н у р о к а

1. Проверка усвоения учащимися материала, изученного на

предшествующем уроке (устный опрос).

2. Рассказ учителя (или учащиеся читают § 106 учебника)

о растительности степи и пустыни.

3. Демонстрация 2-й части учебного (цветного) кинофильма

«Покрытосеменные растения».

4. Выделение учителем особенностей, характерных для растений пустыни.

5. Закрепление изученного путем вычерчивания таблицы,

сравнивающей особенности, характерные для растительности

пустыни, степи, леса и тундры.

6. Задание на дом.

О б о р у д о в а н и е: таблицы или картины, изображающие

растительность тундры, леса, степи и пустыни; гербарные образцы

растений этих растительных зон; 2-я часть кинофильма

«Покрытосеменные растения»; карта растительных зон РОССИИ,

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у р о к а

Урок начинается с краткого вступительного слова учителя,

сообщающего тему и цель урока, и переходит в устный опрос

учащихся для проверки усвоения ими материала, изученного

на предыдущем уроке. Опрос начинается с показа по карте растительных

зон РОССИИ (это делает один из учеников, вызванный

учителем). Далее проверка знаний учащихся ведется по вопросам,

помещенным на стр. 254 учебника.

Выслушав и оценив ответы учащихся, учитель рассказывает

детям о растительности степи и пустыни, иллюстрируя свой

рассказ картинами и гербарными образцами растений. (Рассказ

следует вести & плане текста учебника, стр. 254—257.)

Рассказ учителя может быть заменен чтением § 106 учебника.

Читать текст учебника удобно с небольшими перерывами,

во время которых учитель показывает учащимся гербарные

образцы растений и приготовленные иллюстрации. (Читает

вслух кто-либо из учеников, остальные учащиеся следят за чтением

по своим учебникам.)

Когда рассказ (или чтение учебника) закончен, демонстрируется

2-я часть цветного звукового кинофильма «Покрытосеменные

растения». В кадрах этого фильма перед учащимися

сменяются картины одного растительного сообщества другим

(леса, тундры, степи, пустыни, болота) и раскрываются особенности,

характеризующие приспособленность растений к определенным

условиям жизни.

После демонстрации фильма учитель подчеркивает, что в

условиях степи и пустыни у растений выработались приспособления

к перенесению как недостатка влаги, так и сухости воздуха.

Эти приспособления представляют собой уменьшение размеров

листьев, часто листья превращаются в колючки или чешуйки,

на листьях нередко появляется опушенность, наблюдается

сильное развитие корневой системы.

Подчеркнув эти особенности растений, учитель составляет

на доске таблицу, которую учащиеся переписывают в свои тетради

и заполняют.

Таблица имеет три графы, в которых указывается название

зоны, названия растений зоны и их особенности.

Для того чтобы учащиеся правильно заполнили таблицу,

учитель на доске заполняет первую ее строчку, характеризуя

растения тундры. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно

и тетради сдают учителю для проверки и оценки.

Таблица может быть заполнена детьми примерно следующим

образом:

Таблица, характеризующая основные особенности растений тундры,

леса, степи и пустыни.

Использованная
литература:

В советское время в Новосибирской области строили не только заводы, здания, «хрущёвки», но и леса. Тысячи гектаров деревьев остановили суховеи на юге области и стали зелёными лёгкими региона. Как это было? Об этом вспомним в профессиональный праздник – День работников леса в России.

И появились в области лесхозы

Становление лесного хозяйства началось в конце 40-ых, после Великой Отечественной войны, а точнее в 1947 году. Новосибирское управление лесного хозяйства в одном из годовых отчётов за 1949 год скупо писало: «По естественно-экономическим условиям область разбита, как и в сельскохозяйственном производстве, на три зоны: Кулундинскую степь, Барабинскую и Центрально-восточную лесостепи. С сельскохозяйственной точки зрения Барабинскую зону следует разбить на две – лесостепную и лесную. Северная часть зоны резко отличается от южной».

И вопреки всем климатическим особенностям профессионалы-лесоводы, многие из которых фронтовики, смогли усмирить степь со стороны Казахстана и на территории области посадить гектары лесов, в том числе и привычные современному глазу полезащитные полосы каждые 400 метров. Для сравнения, по площади наша область равна территории Албании, Бельгии, Дании, Голландии, Швейцарии вместе взятых. Так что работа проделана огромная.

02.jpg

 Работы в питомниках Карасукского района. Фото из архива Карасукского краеведческого музея

Об этих лесных дорогах Сергей Иванович Кабалин в 1999 году написал книгу. Пятьдесят послевоенных лет он был сотрудником Новосибирского областного управления лесного хозяйства – начальником отдела охраны и защиты лесов, главным лесничим и последние, около 20 лет, начальником управления.

Ещё не привыкли к мирному небу, а в стране лесоводам поставили задачи – провести лесоустройство, учёт лесного фонда, восстановление лесов на площадях вырубок и пустырей, облесение водоразделов и истоков больших рек, степных и засушливых районов и другие. Первыми делом в области создали новую систему первичных лесохозяйственных подразделений – 20 лесхозов и при них 72 лесничеств. Самые крупные лесхозы: Северный – 1169,8 га, Венгеровский – 1169 га, Михайловский – 604, Пихтовский – 518, Сузунский – 181,4. В 48-ом уже появились данные общей площади лесов – 6382,5 тыс. га, лесистость –19%. Тогда не смогли сразу справиться с задачами, поставленными правительством. К примеру, было вырублено 8500 га, а посажено 506. Но были и плюсы: заготовлено семян хвойных в два раза больше плана – 11,6 т, в частности кедра сибирского – 9,3 т. В питомниках посеяно – 64,8 га, посажено 21 га плантаций тополя и других пород. И это было начало.

Большая беда – пожары

И в те годы активно боролись с пожарами, на это были брошены все силы. Пожарные полосы защищали леса. Была создана авиалесоохрана. Базовые аэропортов и бензохранилища построены в Северном, Сузуне, Пихтовке и Кыштовке, впоследствии они преобразованы в аэропорты местных авиалиний. Вначале 50-ых активно тушили очаги возгораний силами парашютистов-пожарных. 

03.jpg

Фото из архива Карасукского краеведческого музея

Так, Сергей Кабалин на страницах своей книги напоминает о приказе Министерства лесного хозяйства СССР от июля 1950 года: «О награждении ценными подарками учеников школы № 6 г. Искитима за активное участие в ликвидации лесного пожара». Дело было так: 28 мая летчик-наблюдатель т. Чемоданов обнаружил пожар в Искитимском лесничестве, для его ликвидации сбросил парашютиста т. Кондратьева. К нему на помощь прибежали ученики Шура Наумова, Саша Слепынин и Валя Косицына. За помощь в тушении их наградили ручными часами «Победа».

Разделили область на части

К 1958 году группа научных сотрудников Отделения лесоводства и агролесомелиорации ВАСХНИЛ начали разрабатывать систему мероприятий по развитию лесного хозяйства области. Было выделено пять лесорастительных зон: степная – север Кулундинской степи (лесистость – 4,7%), здесь большая проблема – это ветровая эрозия. Перед лесоводами поставили задачу – защитить поля от суховеев и пыльных бурь. Затем лесостепная зона – Барабинская лесостепь (лесистость – 14,7%), зона – Приобские боры (26%), Присалаирье с черневой тайгой (34%) и равнинная тайга в северной части области, заболоченная на 60%, здесь образуются Васюганские болота (34%).

04.jpg

Фото из архива Карасукского краеведческого музея 

Исторический 61-ый

Историческим годом считается – 61-ый, когда приступили к активному строительству леса. Лесоводы начали создавать лесополосы. Нужно было посадить более 4 тыс. га лесокультур. До 1 апреля изготовили и поставили в лесхозы области 700 мечей Колесова – орудие посадки, 15 плугов-угольников конструкции Б. М. Батьковского, 10 мотополольников на базе бензопилы «Дружба». А в 1964 году перед лесоводами параллельно поставили другую задачу – посадить и посеять 8500 га леса: госполосы, полезащитные полосы и берегозащитных посадок, придорожных полос, а также вести заготовку семян. Для этих целей по области открывали питомники.

01.jpg

Сучкосборщик, изготовленный в Сузунском РМЗ. Фото из книги С. И. Кабалина «Лесные дороги»

Их память и гордость

Лесовод Карасукского лесхоза с многолетним стажем Зоя Маликова вспоминает о том, как они засаживали деревьями степь в своём районе: «Начинать работу было очень трудно: нет специалистов, жилья, техники, транспорта. Условия в Кулундинской степи для жизни растений были очень суровы: летом высокая температура, солнцепёки, пыльные бури, содержащие много песка, очень частые засушливые годы, особенно опасные – 1951 и 1962-1965. Земли подвержены ветровой эрозии по хозяйствам совхозов и колхозов на площади свыше 23 тыс. га, и трудно было учесть нанесённые убытки. И лесные культуры не выдерживали этих условий и гибли. Не говоря уже про посевы в питомниках. Так, с 1947 по 1997 года от пыльных бурь с множеством песка и от засухи погибло 3898 га лесных культур. К примеру, в первые годы за десять лет было посажено 1600 га, погибло 1050 га. Их надо было повторно садить, для этого требовались большие затраты и великий труд рабочих», — вспоминает Зоя Маликова.

09.jpg

Фото из архива Карасукского краеведческого музея 

И продолжает свой рассказ о том, что основные работы проводились в ранние весенние сроки, до распускания почек. С 1962 года, когда посадка леса производилась в год по 600 га, заготавливали до двух миллионов штук сеянцев, а их надо было где-то взять. Для этого в 1952 году на участке Медвежье Карасукского лесничества был организован питомник без орошения. На первых бороздках появились «новосёлы» – сеянцы акации, клёна и лоха. Сначала всё выполнялось ручным способом. Позже многие работы на питомнике были механизированы, прибывали новые специалисты, уже выращивали сосну и лиственницу.

Поделилась Зоя Александровна, как в 1963 году в Новосибирске и Бердске в зимнее время заготавливали хлысты тополя: «Ходили по улицам и срезали ветки с деревьев, складывали в кучки, и даже негде было погреться. Хлысты увозили в Карасук, на участок Медвежье и складывали в яму, закрывая соломой и снегом. В начале апреля каждую ветку рубили на черенки по 20-24 см. Этой же весной заложили плантацию тополя. Один год он рос и укоренялся, а на следующий его выкапывали и садили в полезащитные полосы. В рубке черенков помогали многие руководители хозяйств, проводились субботники, помогали даже преподаватели музыкальной школы».

В 1969 году в Астродыме построили новый базисный питомник с орошением. Много пришлось работать всем: лесокультурщикам, учащимся школ района, педучилища, отдыхающим лагеря труда и отдыха «Берендей» с преподавателями. Последний специально для этого построили: здесь отдыхали школьники, а первую половину дня работали – пололи огромные площади питомника. «Посадка леса производилась с 20 по 30 апреля. Часто шёл снег и дул холодный пронизывающий ветер. На солонцовых почвах трактора буксовали. Мёрзли руки и ноги рабочих, не было тёплой обуви. В таких условиях труженики продолжали работать, понимая, что каждый сеянец должен прижиться без полива. Позже начиналась ручная прополка в рядах посадок, но наши лесокультурщики не смогли бы справится с этой работой, если бы не помощь детей», – рассказывает лесовод Зоя Маликова.

05.jpg

Лагерь «Берендей» в Карасукском районе. Фото из архива Карасукского краеведческого музея 

Тогда-то степь в Кулунде под напором лесоводов отступила: подрастали лесополосы и полезащитные полосы, которые были посажены каждые 400 метров, ввели в крайние ряды полос ягодные кустарники – смородину золотистую, вишню войлочную и облепиху. На солонцах прижился солевыносливый кустарник – лох узколистый, Появилось зелёное кольцо вокруг Карасука – это 63 га леса. По составу пород в основном лидировали: берёза повислая, хвойные – 4159 га, в том числе сосна 4011 га, лиственница – 123 га, сибирский кедр – 25 га.

Успехами в создании большого объёма посадки леса лесхозом на целинных землях в Кулундинской засушливой степи заинтересовались многие лесхозы из разных областей РСФСР. В 1984 году для ознакомления с посадкой леса в Карасукском лесхозе была проведена научно-практическая конференция «Лесоразвитие в гослесфонде и на целинных землях западной Сибири». Участие приняли представители из 45 областей и краёв РСФСР.

«Казалось бы, всё хорошо, на 3,1% смогли поднять лесистость района. Появился разнообразный состав насаждений. Создали заслон суховейный ветрам, защитили сельскохозяйственные поля от пыльных бурь, что способствовало их урожайности. Много сделано для экологии и оздоровления района. Изменился ландшафт нашей местности. Лес кормил людей и улучшал их жизнь. Но проблема состоит в том, что лес в степи, особенно искусственный, чтобы от него получать отдачу, требует ухода. Например, в полезащитных полосах, начиная с 1985 по 1996 годы, пройдено уходами лишь примерно 3 тыс. га. А лесополоса должны быть продуваемой. Тогда ветер, встречая на пути такой участок, замедляет движение. За лесом с подветренной стороны образуется полоса затишья. Ширина её зависит от высоты леса: чем выше деревья, тем больше расстояние их влияния. Больше чем 25 лет не проводился лесоводческий уход в урочище «Медвежье», который предназначалась для отдыха населения. Много было высажено разнообразных пород, чтобы получился красивый смешанный лес. Но не растёт, а испытывает наказание небольшой рядок дубов. Но самое главное – надо ещё много сажать лесных культур на каждом возможном кусочке земли, чтобы увеличить лесопокрытую площадь, и тогда только улучшится климат степь», – сокрушается лесовод со стажем.

Будущее пятидесятилетней работы

Лесоводы по всей области получали хорошие результаты: на пустырях, по берегам водоёмов, в полях кустился лес. Он задерживал ветра и снег, особенно это важно для Кулунды, сохранял влагу в почве.

08.jpg

Питомник «Медвежье» под Карасуком в наши дни. Фото автора

«За пятьдесят лет лесхозы прошли тернистый путь становления и развития лесохозяйственного производства. В общую площадь государственного лесного фонда области они добавили 250 тыс. га. Но, что особенно важно – покрытая лесом площадь увеличена более чем на полмиллиона гектаров. Лесистость области поднята на три процента. Создание на землях совхозов и колхозов Кулундинской степи законченных систем полезащитных лесных полос на 900 тыс. га пашни настолько ослабило ветры, что, по существу, прекращены процессы ветровой эрозии почвы», – подытожил бывший начальник Новосибирского областного управления лесного хозяйства Сергей Кабалин. И радовался, что Министерство лесного хозяйства РСФСР итоги работы, опыт и методики новосибирских лесоводов неоднократно распространяло на всю страну. Но огромной ложкой дёгтя стало реформирование системы в 90-ых. Многие шаги Росслесхоза Сергей Иванович назвал – «роковой ошибкой». Что привело лесхозы к кризису – полному собственному безденежью.

07.jpg

   Сегодня в питомнике в основном растут хвойные – сосна и кедр сибирский, но есть дубы и даже курильский чай. Фото автора

«Надеюсь, что те начинания, интересные разработки тружеников лесного хозяйства области, которые были и есть – не забудут потомки. Ведь кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Надеюсь, что лесам Новосибирской области быть и улучшаться ещё многие, многие десятилетия», – обратился Сергей Кабалинк к нам, современникам.

Ольга Левина

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Под водой

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире всё не так, как у нас на земле.

Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.

Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстоя­ния и увеличивает предметы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!

Зимой там не бело, а черно: всю зиму непро­глядная ночь.

Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.

По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие сол­нечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё во­круг —- нет ни резких теней, ни острых углов.

Всё неверно, призрачно и таинственно.

Всё не так, как у нас на земле.

* * *

Я еле дождался лета: так не терпелось спус­титься под воду и увидеть рыб.

Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плот­ва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?

Но одно дело — рыба в руке, а другое — в во­де. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.

У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.

Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.

А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.

Кому на таких посмотреть не охота!

На лицо я надел водолазную маску.

Ноги сунул в резиновые ласты.

Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Пятое имя

Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.

В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или крас­нопёрками— за красные плавнички.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Плотвицы всегда в движении. То серыми те­нями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.

Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.

И вдруг вокруг меня вихрем закружили крас­ные искры!

Я даже вздрогнул — глаза!

Красные, блестящие, как огоньки.

Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишь­ся: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!

За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.

Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.

Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.

Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.

И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у ля­гушки.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указатель­ный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на ме­ня точками тёмных глаз.

Это ерши—старик к старику! Сами-то неза­метны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.

Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу ко­лючки— не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.

Ерши выжидали.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку.

Ерши не испугались.

Я вытаращил глаза — им хоть бы что!

Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.

Да не тут-то было!

От резкого взмаха ластом со дна взмыла и за­вихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!

Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.

Тучи ила клубились за мной, как тёмные гро­зовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухва­титься, чтобы не грохнуться с этакой высоты!

Я повернул назад.

Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!

Ерши-мизинчики плавают в полводы, а стари­ки— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.

Просто смотрю.

И потому даже самые пугливые больше не па­дают на бок, чтобы поднять со дна муть и спря­таться в ней. А самые сердитые не топорщат ко­лючки на горбах.

Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

к оглавлению ↑

Рыбята

Светло и весело под водой в солнечный день!

Особенно на мелководье. Там на песчаных по­лянках растут длинные и тонкие водоросли, похо­жие на зелёные волосы.

На эти полянки из холодной и сумрачной глу­бины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостиш­ками у самого носа. Но поймать их так же не­возможно, как и схватить падающие капли дождя.

Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие ро­синки.

Жадные хватают комаров с водяного неба, а лю­бопытные даже высовывают свои носы в наш мир.

Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белы­ми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.

Вот натерпелись мальки страху!

Но рыбята, как и все ребята, не любят уны­вать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.

Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.

Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блес­тящие, как капельки солнца.

Светло и весело под водой!

к оглавлению ↑

Рыцарь

Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинка­ми. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.

Рыцарь грозно растопырил все свои пять колю­чек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.

Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малино­вые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струй­кой потянулась вверх кровь.

Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого рого­листника и стал смотреть.

И тут открылась мне тайна маленького смело­го рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!

Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.

Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, изви­ваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь по­багровел, вцепился в пиявку зубами и стал тре­пать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под ши­рокий лист кувшинки и там выплюнул.

Ни на миг он не забывал о врагах. Даже про­плывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.

По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.

Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-чело­веком.

Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!

Колюшка-папа сторожил свой дом.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит ик­ру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убега­ющих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.

Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.

Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я вы­брался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.

к оглавлению ↑

Голубой рак

Всем известно, что рак красный. Даже го­ворят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бу­рого цвета. Это тоже всем известно.

Но вот известно ли кому, что среди обыкно­венных раков встречаются голубые?

Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, гла­за на стебельках, раковая шейка. А цвет — голу­бой!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!

И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья пере­менится. Может, не будут они, как водяные кры­сы, прятаться по тёмным норам, не станут пятить­ся задом. Может, поднимутся с тёмного дна к под­водному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!

Так что вот: не все раки бурые.

Бывают и голубые.

Да будет и вам это известно!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солн­це поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.

Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в крас­ную воду. Вот вылетел целый косячок и рассы­пался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза.

Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это уди­вительное красное утро?

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятныш­ко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто рас­таяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и за­плясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё сразу стало обыкновенным.

Солнце поднялось, и чёрные чайки стали бе­лыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная во­да— серой. Лиловое облачко на горизонте шевель­нулось и растаяло.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшу­щими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я лежал у коряги и записывал то, что видел. Начал писать на красном листочке, а кончил на золотом.

к оглавлению ↑

Осень под водой

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я ку­паюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстя­ные перчатки.

Поверх всего—резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые трост­ники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки перевали­ваются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвис­ли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как лени­вые сонные змеи…

Землю скоро укутает снег—наступит белая зи­ма. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под во­дой все с нетерпением будут ждать прихода зелё­ной весны.

к оглавлению ↑

Шепот рыб

Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографиро­вать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закры­ваются, будто они что-то шепчут…

Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчис­тил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заво­рачивали ко мне на огонёк и танцевали, и пор­хали вокруг фонаря, как ночные бабочки.

На песчаной полянке я вбил кол и к колу при­крепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие ры­бы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.

У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…

Мне очень понравились живые рыбы, и пото­му, наверное, я понял, что они хотели мне ска­зать.

Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что инте­ресное.

Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!

Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удоч­ки. А озёра и реки станут пустынны и неинтерес­ны, как леса, из которых улетели птицы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, ко­торые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гиб­нут все рыбы: старые и малые.

Щуки и форели жаловались на охотников, ко­торые стреляют в них из ружей во время нереста.

Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зи­мой лунки во льду—чтобы не задохнуться.

И за всё это рыбы обещали — все в один го­лос! — не покидать водоёмов и веселее клевать ле­том на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.

Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!

Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

Автор: Багрянская Тамара Валентиновна

Организация: МКОУ Инзенская СШ №3 им. Д.П. Ознобишина

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Инза

Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о проявлении широтной зональности, ее отражении в природе умеренных, субполярных и полярных поясов. (1СЛ.)

Планируемые результаты:

предметная: научиться объяснять основные понятия по теме, расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; характеризовать природные зоны по плану, показывать по карте.

метапредметная:

познавательные: умение работать с текстом, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
коммуникативные: высказывать суждения по проблемам, находить общее решение, подтверждать их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником при исследовании;
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

личностная: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности вести диалог с другими людьми смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, на что побуждает деятельность, ради чего осуществляется.

Методы и формы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповая работа.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.

И.В. Душина. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «Вентана граф» 2014.

Карта(физическая, климатическая, почвенная, природных зон), картины, гербарии, видеофильмы.

Ход урока.

Орг. Момент.

Проверка знаний.

Вопросы. (2СЛ.)

  1. Каковы причины наличия в субтропических климатических поясах несколько природных зон?

Ответ. Различное количество осадков, выпадение их по сезонам в различных климатических областях этих поясов, что в свою очередь, обусловлено характером подстилающей поверхности.

  1. Охарактеризуйте зону средиземноморских вечнозеленых жестколиственных лесов, редколесий и кустарников.
  2. Покажите на карте зону переменно-влажных муссонных субтропических лесов
  3. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают во влажных муссонных субтропиках?
  4. Покажите на карте зону субтропических полупустынь и пустынь. Какие виды растений и животных характерны для этой зоны?

Выводы. В связи с климатическими различиями в субтропических поясах много природных зон. Природа субтропиков сильно изменена, в зоне много антропогенных комплексов. (3 СЛ.)

Изучение новой темы.

Фрагмент фильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

Учитель просит назвать учащихся тему урока.

Учитель называет тему урока и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Вопрос к классу.

Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата умеренного пояса.

Ответ. Приток солнечного тепла, движение воздушных масс, подстилающая поверхность. Чем дальше от океана, тем меньше выпадает осадков.

Объяснение зоны полупустынь и пустынь умеренного пояса. (4СЛ.)

Формируется в условиях самого сухого климата умеренного пояса. Максимальные площади эти зоны занимают в азиатской части Евразии. Большие амплитуды годовых и суточных температур, малое количество осадков, высокая испаряемость создают суровые условия для жизни. Особенно засушливы внутренние территории Центральной Азии.

Задание. По климатической карте установите черты сходства и различия пустыни умеренного пояса (Прикаспийская низменность) и пустыни тропического пояса (пустыня Сахара).

Сравнить. Температуру, осадки, испаряемость.

Ответ. Прикаспийская низменность.

Климат-резко континентальный. Средние температуры января от- 14 °C на севере до −8 °C на побережье, июля — от +22 °C на севере до +24°С на юге. Осадков от 200—150 мм на юго-востоке до 350 мм на северо-западе, испаряемость — около 1000 мм. Часты суховей.

Ответ. Пустыня Сахара.

Климат северной Сахары сухой, субтропический.

Годовая разница среднесуточных температур составляет примерно 20 °C. Зимы относительно холодные на севере и прохладные в центральных районах. Среднемесячная зимняя температура северной части пустыни составляет +13 °С. Средняя месячная температура воздуха в июле достигает +37,2 °C. Лето жаркое, максимальная зафиксированная температура +57,8 °C (Ливия); поверхность земли может прогреваться до +70-80 °C. Климат юга пустыни, сухой тропический. Температура иногда падает ниже нуля. Абсолютный минимум, составляет −15 °C. Воздух прогревается до 50 °C. На юге среднегодовые осадки составляют примерно 120-130 мм, на севере их меньше — 70-75 мм. Относительная влажность воздуха — 30-50%. Сильный ветер в пустыне, называемый Сироко, — очень частое явление. Высокая испаряемость на уровне 6000 мм в год.

Вывод. Большие участки зоны пустынь умеренного пояса лишены видимых признаков жизни. Там, где есть растительность, она разрежена. Растут полынь, солянка, акация, тамариск, саксаул. Животный мир представлен копытными (куланы, антилопы) и грызунами(суслики, пищухи, тушканчики).

Деятельностный компонент: на контурную карту нанесите границы пустынь умеренного пояса на материках, отметить зимние температуры в пустынях.

Слово учителя. Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

Вопрос к классу. Какую следующею природную зону мы будем изучать?

Объяснение учителя. (5СЛ.)

Зона лесостепей и степей, как и пустынь, расположены в глубине материков, вдали от океанов. В степях для произрастания деревьев недостает влаги, поэтому господствует травянистая растительность. Лесостепи образуют промежуточную зону между лесами и степями. В Европе лесостепи и степи занимают Среднедунайскую и Нижнедунайскую равнины и южную часть Русской равнины. Сейчас они почти распаханы.

Между степью и тайгой в центре Евразии-от Урала до Алтая-протянулась узкая полоса редкостойных лесов, чередующихся с лугами. Это особая северная «лесостепная область». Участки лесов, называемые колками, образованы здесь почти исключительно березой.

В Северной Америке лесостепи и степи вытянуты в меридиональном направлении по оси материка. Большая часть их распахана или превращена в пастбища. Степи во многом утратили свой первозданный облик.

Просмотр видеофильма. Природная зона степей.

Задание классу.

На основе видеофильма составить образное описание зоны степей, возможностей ее хозяйственного использования, мер по сохранению природы.

Сообщения учащихся.

Вывод. Плодородные черноземные почвы и благоприятные климатические условия способствуют развитию земледелия, садоводства, виноградарства. При продвижение на восток становится суше и черноземные почвы сменяются каштановыми. Для азиатской части характерны сухие степи, где растут низкорослые ковыли, полынь, тонконог. При искусственном орошении каштановые почвы дают хорошие урожаи, но большая часть этих степей служит пастбищами.

Задание. Назовите и покажите на карте зону широколиственных лесов.

Рассказ учителя. (6СЛ.)

Зона широколиственных лесов расположена в южной половине умеренного пояса, где теплое лето, мягкая зима, благоприятное соотношение тепла и влаги. Основные почвы этих лесов-плодородные лесные буроземы и серые лесные почвы.

На всех материках зона широколиственных лесов сильно изменена. Здесь очень высокая плотность населения. В Европе уже в Средние века лесные массивы выжигали, вырубали, расчищали земли под пашни. Так в Великобритании и Франции вместо лесов на обширных площадях произрастают заросли кустарников, среди которых много вереска. Сведение лесов привело к обеднению животного мира.

Деятельностный компонент: на основе анализа текста учебника установите различия в видовом составе растений и животных широколиственных лесов на материках.

Сообщения учащихся.

Вывод. В Западной Европе распространены в основном буковые и дубовые леса с примесью каштана и граба. В Северной Америке эти леса отличаются богатством видов: орех, магнолии, платан, тюльпанное дерево. Из животных обитают олень, косуля, кабан, лесная куница, барсук.

Деятельностный компонент: сравните географическое положение смешанных и широколиственных лесов на материках, используя карты атласа; установите причины различий в их климате.

Сообщения учащихся.

Вывод. Смешанные и широколиственные леса расположены в умеренных и субтропических климатических поясах. (7СЛ.)

Зона смешанных лесов расположена севернее зоны широколиственных десов

Характерный признак лесов подобного типа – наличие в них и лиственных, и хвойных деревьев, причем доля последних не должна быть менее чем 5 %.
Зоны смешанных лесов можно найти практически на любом континенте, они характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.

Смешанных лесов достаточно много на территории России, встречаются они также в Европе, в Северной и Южной Америках, в Японии и Новой Зеландии.

Особенностью климата смешанных лесов является то, что они в отличие от широколиственных лесов способны выдерживать более низкие температуры. Средние температурные показатели января варьируют от -5°С до -15°С, средняя температура в июле показывает от +15°С до +20°С. Характерен годовой уровень осадков от 400 до 800 мм и невысокая испаряемость, что приводит к избыточной влажности и заболачиванию территории.

Рассказ учителя.

Леса располагаются преимущественно на равнинных территориях. Почвы здесь серые или бурые лесные. Причем, чем больше в составе леса лиственных деревьев, тем плодороднее будут его почвы. В североамериканских лесах к лиственным деревьям примешиваются веймутова сосна, белая ель, бальзамическая пихта. На востоке Азии смешанные леса отличаются большим разнообразием. Эта территория не подвергалась оледенению, поэтому здесь много эндемиков и реликтов, таких как кедр корейский, дуб монгольский, орех маньчжурский, липа амурская. Богатый подлесок состоит из сирени, рододендрона, винограда, лимонника. Почвы в зоне смешанных лесов дерново-подзолистые и серые лесные. В лесах обитают лось, бурый медведь, косуля, волк, лисица, в Приморье сохранился тигр.

Многие заповедники и национальные парки лесных зон внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это парк Вуд-Баффало в Канаде,

Беловежская Пуща на территории Польши и Беларуси. (8СЛ.)

Самостоятельная работа. Практикум.

Класс делится на 2 группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы. Каждая группа выполняет свое задание.

Слово учителя. Вы сейчас отправляетесь путешествовать по природным зонам. Удаляясь от экватора к полюсам.

Просмотр видеофильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

1 группа. Зона хвойных лесов. Работа с атласом и текстом учебника.

(10 СЛ.)

Задание.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Виды растений и животных, которые характерны для тайги каждого из материков Северного полушария.

3. На контурную карту нанести границы зоны тайги, отметить климатические показатели; на основе анализа текста учебника и атласа.

2 группа. Зоны субполярных и полярных поясов. Работа с атласом и текстом учебника. (11СЛ.)

Задание.

  1. Географическое положение
  2. Климатические условия (сочетания тепла и влаги)
  3. По гербарным образцам составить описание растений тундры и арктических и антарктических пустынь. Выявить сходство и различия, установить причины.

Ответы учащихся.

1.Группа. (9СЛ.)

1. Зона хвойных лесов занимает самую большую площадь в умеренном поясе. Полоса хвойных лесов расположена в высоких северных широтах между 50° и 70° северной широты, к югу от тундры и к северу от листопадных лесов и степей умеренной зоны.

2. Растительный покров ее обширных пространств довольно разнообразен. Основные породы деревьев в лесах Европы-ель и сосна, при продвижении на восток к ним примешиваются пихта, кедровая сосна и лиственница. Животный мир хвойных лесов разнообразен: в европейских лесах много пушных зверей, обитают волк, рысь, бурый медведь, лисица, лесная куница. В американских лесах-грызли(подвид бурого медведя),скунс, дикобраз. Самое крупное млекопитающее лесов-лось.

3. Климатические показатели.

Выпадает 300–800 мм осадков в год, а средние показатели температуры: -39-10°C в январе, +16-20°C в июле.

2. Группа. (12 СЛ.)

1. Субполярный пояс. Расположен в северном полушарии, в Евразии и на севере Северной Америки (называют субарктическим). В южном полушарии встречается лишь на островах (субантарктический). Полярный пояс. Пространства земной поверхности, ограниченные полярными кругами, называются полярными поясами.
Вокруг Северного полюса он называется арктическим, Южного — антарктическим (по-гречески анти- против).

2. Субарктический и субантарктический пояса.

Для них характерна смена воздушных масс по сезонам: летом — умеренные, зимой — арктические и антарктические. Летние температуры в лесотундре немного выше +10С, а зима длинная и суровая (до −55 °С). Осадки 100-300мм.

Летний сезон арктического пояса длится всего 3 недели, при этом температура воздуха чуть выше 0°С. А зимы длинные, морозные, с температурой не выше -30-40°С.
Климат Антарктиды еще суровее. Здесь была отмечена самая низкая температура на земном шаре (-88,3°С). Годовое количество осадков до 500мм.

  1. Брусника обыкновенная – это вечнозеленый кустарник высотой до 25 см с ползучим корневищем. Листья – многолетние, плотные, кожистые, голые. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу более бледные и тусклые. Листья зимуют под снегом. Цветки мелкие, с белым венчиком. Соцветие- кисть. Цветет в мае – июне. Плод- многосемянная ягода. Плоды ярко-красные.

Исландский мох — вид лишайников, произрастающий на почве. Симбионт микроскопических грибов и водорослей. Кустистый лишайник, без вегетативных органов, с прямостоячим слоевищем высотой 10-15 см, с полным отсутствием развитой корневой системы. Слоевище крепится к почве, с помощью ризоидов.Цвет растения зависит от освещения, влажности и других климатических условий среды обитания.

Различия. Карликовые формы растений. Мелкие листья одеты волосяным покровом. Растения стелются по Земле, образуя подушки. Корни расположены близко к поверхности. Растения многолетники. Яркая окраска цветов, привлекает насекомых.

Беседа.

1.Какие виды хозяйственной деятельности освоило население тайги?

2.Какие растения произрастают в тундре?

3. Почему места скопления птиц называют «птичьими базарами»?

(там стоит невообразимый шум и гам).

4.Покажите на карте арктические и антарктические пустыни.

5.Назовите животных обитающих в Антарктике?

Вывод.

Географические пояса являются крупными подразделениями широтной зональности. Они чередуются как на континентах, так и на поверхности океана. Пояса закономерно повторяются в Северном и Южном полушариях. Географические и климатические пояса практически совпадают.

В каждом географическом поясе существуют свои природные зоны.

Образование природных зон обусловлено климатом, поэтому природные зоны на суше отличаются друг от друга растительностью. Из всех разнообразных компонентов природы, именно растительность очень ярко выражена и отображает все даже незначительные изменения природы. При изменении хоть одного из компонентов, в первую очередь это отразится на растительности.

Закрепление учебного материала.

Вопросы.

  1. В каком полушарии (Южном или Северном) умеренный пояс материков включает больше природных зон? Почему? Какая из зон этого пояса занимает большую площадь?
  2. В чем причина нарушения широтной зональности в размещении некоторых зон умеренного пояса? Каких именно?
  3. В каких природных зонах сохранились древние виды растений? Почему?
  4. Природа каких изученных на уроке зон особенно ранима? Почему?

Домашнее задание. Параграф 20. Творческие задания.

Комментарий к уроку.

Литература.

  1. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова.-М.: Школьная Пресса, 2002.
  2. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающихся игр, праздников, шоу-программ для средней школы/ Авт.-состав. Вера Надеждина.- Минск:Харьвест, 2008.
  3. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Саратов: Приволж. Кн. изд-во, 1989.
  4. Учебное электронное издание. «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, океаны, народы, страны». Для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала: Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс. vSCHOOL. Ru.
  6. Видеофильмы. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

vk.com >video_185125566_456239018.

Природная зона степей.

https://ok.ru/ video/6592333189.

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,4 МБ

Опубликовано: 16.11.2021

Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»

Жанр произведения

Все рассказы цикла «Записки охотника» имеют четкую сюжетную линию и персонажей, которые взаимодействуют между собой. Рассказ «Лес и степь» является исключением. Произведение стало эпилогом к сборнику «Записки охотника». Оно построено в виде зарисовок, описывающих величие природы средней полосы, и представляет собой монолог главного героя — Петра Петровича Каратаева, бывалого охотника и ценителя русской природы. Именно поэтому многие критики считают произведение не рассказом, а очерком.

Краткое содержание

Это произведение раскрывает Тургенева как мастера пейзажа, рисующего красоту русской природы, которая необыкновенна во всех состояниях и в любое время года. Его картины природы живописны и совершенны.

Автор раскрывает ее красоту как художник. Каждый небольшой фрагмент позволяет рассмотреть цвет, движения и свет, почувствовать запахи и услышать звуки.

Описание лесных пейзажей в утреннее время

Очерк состоит из необыкновенно красивых описаний лесных и степных пейзажей в утреннее время, днем и при закате солнца. Автора восхищают все времена года. Такой литературный прием позволяет показать очарование окружающего мира и создать настрой для восприятия рассказа Тургенева «Лес и степь».

Краткое содержание рисует очарование русской природы, которое, по мнению классика, способны рассмотреть только охотники, обладающие зорким взглядом. Произведение начинается с описания сборов и выезда на охоту, когда в доме все спят. Писатель подробно описывает ранее весеннее утро, покрытую ковром телегу и сложенные в нее ящик и самовар.

Дует легкий предрассветный ветер. На небе еще светятся и мерцают звезды. Вдалеке багровеет рассвет, медленно поднимается солнце. В такое время дышится легко. Ранним утром можно увидеть, как просыпается природа. Небо становится светлее и выше. С песнями взмывают ввысь жаворонки, и человек чувствует себя свободнее в предвкушении наступающего дня.

Вечером, когда садится солнце, воздух становится прозрачным. На небе полыхает пожар зари, а на землю опускается легкий туман. На небосклоне появляется первая звезда, и вскоре опускается ночная мгла. В такое время приятно вернуться домой и расположиться за накрытым столом.

Пейзаж Тургенева ярок, эмоционален, красочен. Размышления охотника во время прогулок по лесу дополнены красочными описаниями:

  • реки, протекающей через зеленые луга;
  • холмов, виднеющихся вдали;
  • небольшой горы;
  • птичек, порхающих над поверхностью воды.

Особое восхищение вызывает у писателя степь, где природа оказывается другой. Она прекрасна зимой, укрытая толщей снега, и весной, когда под первыми лучами солнца появляются проталины. Чтобы добраться до нее, нужно проделать долгий путь. Дорога лежит мимо полей, холмов и оврагов, деревенских домишек и постоялых дворов.

Степь для Тургенева является олицетворением другого мира.

Времена года в рассказе

Краткое содержание «Леса и степи» воспроизводит состояние природы в разные времена года. Необычайно яркое и чувственное описание позволяет увидеть сверкание снега под лучами солнца, появление первых проталинок, осенний листопад и яркий багровый рассвет.

 Тургенев описывает летнее утро

С особым трепетом и волнением Тургенев описывает летнее утро, красоту которого может оценить только человек, оказавшийся в лесу с первыми лучами солнца. Писатель дает возможность вдохнуть прохладный лесной воздух, полный горьковатых ароматов полыни, сладости меда и гречихи. Солнце начинает припекать и все сильнее прогревает воздух. День приносит колючий зной, от которого хочется укрыться в тени около ручья с прозрачной холодной водой.

Внезапно на небе появляется свинцовая туча, слышны раскаты грома, сверкает молния. Начинается ливень, от которого охотник укрывается в сарае. После проливного дождя воздух напоен ароматами свежей зелени, грибов и лесных ягод.

Новые ощущения в прогулках по лесу находят свое отражение в наблюдениях и ярких красках. Особый трепет вызывает описание леса осенью во время охоты на вальдшнепа. Это время года не вызывает у писателя грусти. Он живо описывает мягкий воздух, безветренную погоду, воды небольшой реки, рощу с облетевшей листвой. Осенняя прогулка по лесу навевает воспоминания. В памяти всплывают давно позабытые картины и лица дорогих людей. Писатель мастерски описывает звуки и запахи:

  • колючий морозный воздух зимой;
  • свежее дыхание весны;
  • ароматы цветов и ягод летом.

Это позволяет читателю представить картинку природы и прочувствовать ее неповторимую красоту. После ознакомления с кратким содержанием рассказ нужно читать полностью, чтобы сделать пересказ живым и красочным.

Главная мысль

Рассказ заставляет пережить особое эмоциональное состояние

В рассказе не происходит никакого действия, но он заставляет пережить особое эмоциональное состояние. Русская природа достойна поклонения, ведь она является частичкой жизни человека и пробуждает в нем лучшие чувства.

Произведение еще раз подчеркивает многогранный талант писателя. Благодаря правильно подобранным метафорам и сравнениям, использованным для описания природы, композиция становится цельной и яркой.

«Лес и степь» — краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Источник

Поделиться

  • Рассказ лермонтова дары терека
  • Рассказ лесков зверь краткое содержание
  • Рассказ лескова левша краткое содержание
  • Рассказ лермонтова ашик кериб план
  • Рассказ лермонтова ашик кериб краткое содержание