Рассказ лермонтова герой нашего времени

Инфоурок литература презентациипрезентация история создания романа герой нашего времени описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: герой

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «История создания романа «Герой нашего времени»»

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

    Описание слайда:

    «ГЕРОЙ
    НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  • 2 слайд

    «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказо

    Описание слайда:

    «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. В.Г.Белинский

  • 3 слайд

    Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русско

    Описание слайда:

    Николай I – «отвратительный» роман
    Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
    Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма»
    В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
    В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»
    В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»

  • 4 слайд

    «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический ро

    Описание слайда:

    «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в прозе.
    Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина».
    Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

  • 5 слайд

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»может быть описана в три основных этап

    Описание слайда:

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
    может быть описана в три основных этапа.
    Замысел романа.
    Определение его
    структуры и идейного
    содержания
    Определение круга
    действующих лиц,
    создание сюжета
    Написание текста.
    Издание произведения

  • 6 слайд

    Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, ст

    Описание слайда:

    Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
    Владимир Ивашов в роли Печорина
    Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания

  • 7 слайд

    Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успе

    Описание слайда:

    Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием “лишнего человека”.
    ЭПОХА
    ЛЕРМОНТОВА
    Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

  • 8 слайд

    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени

    Описание слайда:

    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»
    Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
    Печорин – человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ума и сердца. Способен на глубокую любовь. Типичный герой своего времени.
    Представители светского общества.
    Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
    Попытка найти применение своим душевным силам.
    Героями овладевает скуку.
    Критически относятся не только к окружающим людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.
    СХОДСТВА
    РАЗЛИЧИЯ

  • 9 слайд

    В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман

    Описание слайда:

    В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова.
    История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.

  • 10 слайд

    В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб е

    Описание слайда:

    В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.
    Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

  • 11 слайд

    Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжетаЕго гер

    Описание слайда:

    Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
    Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
    Музей Лермонтова в Тамани
    Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения.

  • 12 слайд

    Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой

    Описание слайда:

    Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).

  • 13 слайд

    Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в

    Описание слайда:

    Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.

  • 14 слайд

    Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведенияПо мнению

    Описание слайда:

    Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения
    По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».

  • 15 слайд

    При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа

    Описание слайда:

    При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе». На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стилю и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.А. Бестужева).
    Герой нашего времени
    Бэла
    иллюстрации

  • 16 слайд

    Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очен

    Описание слайда:

    Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очень понравилось это произведение. Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.
    ФАТАЛИСТ – это индивид, верующий в фатум, бесповоротность судьбы, который всегда полагается на роковую предопределенность каждого своего поступка.

  • 17 слайд

    Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы

    Описание слайда:

    Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

  • 18 слайд

    Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их

    Описание слайда:

    Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла). Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь.

  • 19 слайд

    Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя

    Описание слайда:

    Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовной коллизии с княжной Мери Лиговской. Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

  • 20 слайд

    История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные спо

    Описание слайда:

    История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта
    А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.
    Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.
    Андрей Павлович Шувалов
    1817 1876

  • 21 слайд

    Тест по роману М.Ю. Лермонтова «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

    Описание слайда:

    Тест по роману М.Ю. Лермонтова
    «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  • 22 слайд

    1. В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

    Описание слайда:

    1. В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
    1837 – 1841;
    1838 – 1840;
    1839 – 1842;
    1839 – 1843.
    2. Когда у Лермонтова родилась идея романа «Герой нашего времени»?
    На отдыхе в Крыму;
    Во время отпуска поэта в Петербурге;
    В Середникове, подмосковном поместье
    Во время ссылки на Кавказ.

  • 23 слайд

    3. Когда по сюжету произведения происходят события, описанные в «Герое нашего

    Описание слайда:

    3. Когда по сюжету произведения происходят события, описанные в «Герое нашего времени»?
    На Кавказе в начале 19 века;
    В Подмосковье в середине 19 века;
    В Крыму в конце 19 века;
    На Сахалине в конце 18 века.
    4. Кто из героев описывает личность Печорина в начале романа?
    Офицер-рассказчик;
    Максим Максимович;
    Грушницкий;
    Азамат.

  • 24 слайд

    5. Почему Азамат согласился отдать Бэлу Печорину? Печорин пообещал Азамату к

    Описание слайда:

    5. Почему Азамат согласился отдать Бэлу Печорину?
    Печорин пообещал Азамату крупный денежный выкуп за девушку;
    Печорин пообещал убить Казбича;
    Печорин пообещал отдать Азамату коня Казбича;
    Азамат был должником Печорина.
    6. Как погибла Бэла?
    Девушка была ранена во время охоты;
    Бэла от тоски покончила жизнь самоубийством;
    Девушка сильно простудилась и умерла от болезни;
    Погибла от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича

  • 25 слайд

    7. Чем Печорин сильно обидел Максима Максимыча во время их встречи спустя дли

    Описание слайда:

    7. Чем Печорин сильно обидел Максима Максимыча во время их встречи спустя длительное время после того как мужчины вместе служили?
    Печорин оскорбил Максима Максимыча;
    Печорин был холоден и равнодушен к Максиму Максимычу, не хотел общаться;
    Печорин сделал вид, что не знаком с Максимом Максимычем;
    Печорин взял у Максима Максимыча деньги в долг, но не захотел отдавать.
    8. Что в образе Печорина свидетельствовало о его скрытности и недоверчивости?
    Печорин никогда не смотрел на собеседника;
    Печорин ни с кем не разговаривал;
    Печорин постоянно сутулился;
    Печорин практически не использовал жестикуляцию.

  • 26 слайд

    9. Кто передал офицеру-рассказчику дневник Печорина? Княжна Лиговская; Верн

    Описание слайда:

    9. Кто передал офицеру-рассказчику дневник Печорина?
    Княжна Лиговская;
    Вернер;
    Максим Максимыч;
    Вулич.
    10.Чем занимались Ундина, Янко и слепой мальчик?
    Воровали утварь жителей;
    Контрабандой;
    Скрывали дезертиров;
    Занимались разбоем.

  • 27 слайд

    11. Почему Печорин говорил в присутствии Грушницкого о Мери так, словно это н

    Описание слайда:

    11. Почему Печорин говорил в присутствии Грушницкого о Мери так, словно это не девушка, а скаковая лошадь?
    Печорин смеётся над чувствами Грушницкого, хочет его вывести из себя;
    Мери очень не нравилась Печорину;
    Печорин влюбился в Мери и пытался так убрать со своего пути соперника;
    Печорин хотел через Мери отомстить мужу княжны, князю Лиговскому.
    12. Рядом с какой женщиной Печорин из холодного злого циника преображался в человека больших страстей?
    Мери;
    Бэлой;
    Ундиной;
    Верой.

  • 28 слайд

    13. Что Вера пообещала Печорину взамен того, что Григорий Александрович никог

    Описание слайда:

    13. Что Вера пообещала Печорину взамен того, что Григорий Александрович никогда не женится на Мери?
    Свой перстень;
    Ночную встречу;
    Повышение в должности через отца Веры;
    Золотой кулон в форме сердца.
    14. С чем Печорин сравнивает Мери, рассуждая о своих чувствах к ней?
    С деревом, которому обрезали крону;
    С птицей, которой укоротил крылья злой мальчишка;
    С цветком, который злой прохожий сорвал и бросил на пыльной дороге;
    С бабочкой, которую коллекционер приколол иглой к атласной подушечке.

  • 29 слайд

    15. Почему Печорин не хотел жениться? Гадалка когда-то сказала его матери, ч

    Описание слайда:

    15. Почему Печорин не хотел жениться?
    Гадалка когда-то сказала его матери, что он погибнет от злой жены;
    Цыганка когда-то нагадала Печорину, что его убьют на собственной свадьбе;
    Печорин не хотел иметь детей;
    Печорин вскоре собирался уйти в монахи.
    16. Почему Печорин после событий в станице казаков не стал фаталистом?
    Печорин верил не в судьбу, а в волю Бога, которая может меняться;
    Печорин считал, что человек сам пишет книгу своей судьбы;
    Печорин полагал, что в жизни все не так просто, как кажется со стороны;
    Печорин не хотел думать о таких вещах.

  • 30 слайд

    КЛЮЧИ1 – 2 2 – 4 3 – 1 4 – 2 5 – 3 6 – 4 7 – 2 8 – 4 9 – 3 10 – 2 11 –

    Описание слайда:

    КЛЮЧИ
    1 – 2
    2 – 4
    3 – 1
    4 – 2
    5 – 3
    6 – 4
    7 – 2
    8 – 4
    9 – 3
    10 – 2
    11 – 1
    12 – 4
    13 – 2
    14 – 3
    15 – 1
    16 – 3

  • 31 слайд

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

    Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Тема:
Роман «Герой нашего времени»

Похожие материалы

  • Викторина по Далю и пословицы

  • Тема: Русские писатели первой волны эмиграции

  • «Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения»

  • Презентация «Маленький» человек в русской литературе 19-20 в.в.»

  • Методическая разработка открытого интегрированного урока по УД «История» и «Литература» по теме «Российская империя рубежа XIX-XX веков».

  • Конспект урока по литературе «Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Лапти»

  • Стихотворение к 8 марта

  • Рабочая программа по литературе 6 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

История создания и жанровые особенности произведения «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» входит в список самых известных произведений Лермонтова и позиционирует себя как психологический роман, состоящий из нескольких рассказов, к которым присоединяется главный герой Григорий Печорин. Составляющие романа: рассказ, повествующий о трагической судьбе героя; они начинаются с главы Белы и заканчиваются фаталистической главой».

По свидетельству исследователей, он был задуман и начат предположительно в конце 1830-х годов, а завершился в начале 1840-х гг. В целом работа над романом длилась около 2–3 лет. Не успев закончить, Михаил Юрьевич публикует на страницах «Отечественных записок» три самостоятельных рассказа: «Бэла», «Тамань» и «Фаталист». Спустя некоторое время автор представляет новую редакцию романа, в которую вошли три уже известных рассказа и две главы: «Максим Максимыч» и «Княжна Марья». Через год Лермонтов написал «Предисловие» к «Печоринскому журналу», переиздав книгу во второй раз.

Тема

Автор выбрал название книги, о которой говорит — «Герой нашего времени». Ее идейно-сюжетный центр — не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и душевная жизнь, взятые изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел передать мысли и чувства своего поколения, собрав в себе черты молодежи той эпохи: таково значение названия книги.

Основная тема «Героя нашего времени» — известная в русской литературе тема «лишнего человека». Печорин намного умнее и дальновиднее других, но это его проблема. Окружающие его люди могут быть не такими мудрыми и проницательными, но они живут настоящими чувствами: любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя превыше всего: это холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подверженный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» создано в эпоху «вневременного». Социально-политическая подоплека этого романа состоит в том, что государство, уничтожившее активных и прогрессивных молодых людей, стремившихся изменить устаревший образ жизни, убило все чаяния следующего поколения.

На смену активным декабристам, апеллировавшим к блестящим идеалам, пришло новое потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких устремлениях и пресыщенное светской жизнью.

Значение «Герой нашего времени» — это отражение эпохи, предупреждение следующему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблема взаимоотношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к его личности. Анализ действий и внутренних мотивов героя выявил психологизм всего произведения в целом.

Жанр

Герой нашего времени — первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Это в то же время цикл рассказов с общим главным героем, а иногда и с рассказчиком. В роман включены рассказы с разными жанровыми характеристиками: «Бэла» похожа на так называемую «Кавказскую сказку» (приключения русского офицера на Кавказе), «Максим Максимыч» — в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» — повесть с авантюрным сюжетом, «Княжна Марья» — психологическая сказка из общественной жизни, «Фаталист» — философская притча. Два предисловия — к роману и дневнику Печорина — близки к публицистике или комментарию.

Ранее в русской литературе применялся такой прием — создание нескольких рассказов, вошедших в сборник под авторством рассказчика (Пушкин, Гоголь). Лермонтов трансформировал и интегрировал этот метод, объединив цикл рассказов в общее произведение. Так родилась психологическая история любви.

Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких рассказов, каждая из которых посвящена отдельному периоду жизни главного героя Григория Печорина. В рассказе 5 глав и 2 предисловия.
Роман повествуется с точки зрения трех персонажей: автора Печорина и Максима Максимыча:

  • История Белы: рассказчик — Максим Максимыч
  • Повесть «Максим Максимыч»: рассказчик — автор
  • Повести «Тамань», «Княгиня Мария» и «Фаталист» — рассказчик Григорий Печорин

Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»

Главы в «Герое нашего времени» организованы в «неправильном» порядке. И эта особенность романа вызывает у читателей много вопросов.
К счастью, тот же внимательный читатель может восстановить правильный хронологический порядок.
Ниже представлена ​​таблица с «неправильным» и «правильным» порядком рассказов «Героя нашего времени»:

«Неправильный» порядок рассказов
(оригинал, автор)
«Правильно»
порядок рассказов
(в хронологическом порядке)
Бела 4
«Максим Максимыч» 5
Предисловие к «Печоринскому журналу» 6
«Тамань» один
«Княгиня Мария» 2
«Фаталист» 3

Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»

Итак, реальный хронологический порядок глав «Героя нашего времени» выглядит так:

  1. «Тамань» (начало пути Печорина на Кавказ; по пути герой останавливается на Тамани)
  2. «Княгиня Мария» (после участия в военной экспедиции Печорин уходит на воду и живет в Пятигорске и Кисловодске)
  3. «Фаталист» (после дуэли Печорин сослан в крепость Максимом Максимычем; служа в крепости, Григорий отправляется в казачье село, где встречает Вулича)
  4. «Бэла» (во время службы в крепости Печорин похищает у семьи красавицу Бэлу; их роман длится несколько месяцев)
  5. «Максим Максимыч» (5 лет спустя; после выхода на пенсию Печорин едет из Петербурга в Персию; по дороге во Владикавказ встречает давнего друга Максима Максимыча)
  6. Предисловие к «Дневнику Пекорина» (Смерть Пекорина по дороге в Персию)

В таком порядке события разворачиваются в жизни Григория Печорина, в частности, по мнению таких исследователей, как В.А.Мнуилов, Б.Т. Удотов и др.
«Фаталист» или «Бела»: что происходит сначала?
важно понимать, что действие обеих глав — «Фаталист» и «Бэла» — накладывается во времени: в обеих главах Печорин служит в крепости под командованием Максима Максимыча. Ученые расходятся во мнениях относительно того, какая из двух глав идет первой в хронологическом порядке.
Некоторые писатели ставят главу «Бэла» перед главой «Фаталист», то есть Печорин встречается с Вуличем после смерти Бэлы. Эта версия имеет право на существование, но, на наш взгляд, она недостаточно обоснована. Есть много других аргументов в пользу другой версии.
Почему сначала «Фаталист», а потом «Бэла»?
Учитывая детали текста, мы осмеливаемся заявить, что в хронологическом порядке фаталистическая глава предшествует главе Бела. Вот аргументы на этот счет профессора Б.Т.Удодова:
1. Состояние Печорина после смерти Бали
«… Смерть Белы произвела на Печорина очень сильное впечатление, по словам Максима Максимыча, он был давно болен, истощен. Трудно поверить, что вскоре, оказавшись в казачьей станице, он утешал себя любовью к красавица дочка милиционера Настя («Она, как всегда, ждала меня у ворот»).»
2. Совпадение сезона
«Судя по ряду деталей, похищение Белы произошло где-то между апрелем и маем. Печорин прибыл в крепость осенью прошлого года. В результате, Печорин, скорее всего, будет находиться в селе зимой, начало другого года. Про зиму (южную, конечно) говорят некоторые подробности. Настя ждет Печорина у ворот, «закутанная в мех, луна осветила ее красивые губы, посинела от холода ночь».»
3. Настроение Печорина в дневнике
«…« Фаталист »был написан в дневнике Печорина, конечно же, до истории с Белой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер слухов в« Фаталисте »драки и страдания (« Я не осушил чашки, но страдая »), не поддаваясь ни скуке, ни судьбе (« Я становлюсь все смелее и смелее, когда не знаю, что меня ждет»). <...>
Совершенно иной тон в «признании» Печорина Максиму Максимычу в конце рассказа с Белой. Здесь духовно похоронен Печорин: «У меня осталось только одно лекарство: путешествовать .. может быть, я умру где-нибудь в дороге!»…»
4. Внимание Лермонтова к деталям
«Принимая во внимание заботу Лермонтова о полноте всех реальных психологических мотивов и деталей романа, можно подумать, что все это не может быть проигнорировано писателем в его хронолого-композиционных построениях.»

Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?

Хронология романа «Герой нашего времени» нарушена не случайно. Почему автор это делает?
Поверхностное знакомство с Печориным
В первых главах романа (Бела и Максим Максимыч) Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ главного героя глазами Максима Максима, и наше знакомство пока носит поверхностный характер. По словам Максима Максимыча, у читателей складывается не самое лестное мнение о Печорине.
Близкое знакомство с Печориным
В последующих главах («Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист») читатели узнают о внутреннем мире Печорина из его дневников. Здесь сам Григорий откровенно говорит о себе, о своих недостатках, страхах и страданиях. Эта откровенность очаровывает и привлекает читателей. Персонаж Печорина с его достоинствами и недостатками становится ближе и понятнее, а мнение о герое немного меняется.
В результате у читателей возникают сложные и противоречивые чувства к Печорину: его хочется уважать за откровенность, глубину и острый ум, но можно только осудить его за наглость, цинизм и жестокость.
Это были материалы по составу романа «Герой нашего времени», хронологии и порядку рассказов (глав) в романе.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Бэла

Встреча рассказчика и капитана штаба Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время подошли новые знакомства. Буран вызвал вынужденную ночевку в сакле. Быстрее было проводить время с рассказами. Первый рассказ, который я услышал от Максима Максимыча, посвящен воспоминаниям четырехлетней давности, когда капитан был командиром стражи крепости. Ему подчинялся молодой офицер по имени Пекорин.

Григорий Печорин молод и красив. Разумный. Проводя много времени вместе, они подружились. Гришка был хорошим мальчиком, но сумасшедшим. Его персонаж был непонятен Максиму Максимычу. Ему было грустно от непонятной меланхолии, потом он ушел самое большее, не щадя себя. Однажды они получили приглашение на местную свадьбу в горной деревне. Старшая дочь князя собиралась выйти замуж.

Веселье было в самом разгаре. Печорину понравилась младшая дочь хозяина. Его звали Бела. Григорий — не единственный, кто обратил внимание на красивое создание. Присутствовавший на свадьбе вор Казбич не сводил глаз с девушки. У него была лучшая лошадь во всей Кабарде, что вызывало зависть у соседей.

Брат Белы Азамат мечтал увидеть в конюшне великолепную лошадь. Мальчик предложил немного денег, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бел, предлагает украсть для него младшую сестру, но вместо благодарности видит улыбку и слышит очередной отказ. Азамат был в ярости. Между молодыми людьми разгорелась ссора. Максим Максимыч стал свидетелем неприятной сцены. Он рассказал Пекорину о разговоре, который услышал, когда вернулся в крепость.

Пекорин сделал из вышеизложенного свои выводы. Вскоре по двору распространилась молва о пропаже лошади Казбича. После стали известны подробности. Григорий повернулся к Азамату и попросил его привести к нему Белу. Взамен он пообещал, что лошадь будет его.

Азамат был готов на все ради лошади. После похищения сестры он отвел ее к Грегори. Казбич, повел барана в крепости, промазал в бухте. Печорину удалось отвлечь внимание на себя, чем Азамат воспользовался. Казбич был в ярости, поклявшись отомстить тому, кто осмелился отобрать лошадь. Первой жертвой стал князь. Вор убивает отца Белы и Азамата, будучи уверенным, что кража лошади — это его дело.

Бела был застенчивым и диким. Печорину пришлось потратить много времени и сил на его укрощение. Он нанял для нее слугу, подарил ей подарки. Добившись своей любви, Григорий был счастлив, получив желаемое, но ненадолго. Девушка его кормила. Он стал реже появляться в доме, стараясь не встречаться с ней.

Однажды Григорий и Максим Максимыч отправились на охоту. По пути домой они услышали звук выстрела. Почувствовав, что что-то не так, бегуны прибавили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. Вор был не один в седле. Он держал Белу перед собой. Кинжал застрял ей в спине. Казбичу удалось скрыться от правосудия. Бела умирал в агонии. Два дня Пекорин не вставал с постели. Умирая, она призналась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что лучший выход для нее — смерть. Грегори уйдет от нее, и девушка вряд ли сможет пережить измену. Печорина вскоре перевели в Грузию. Подключение было потеряно.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики расстались, не ожидая скорой встречи. Максим Максимыч познакомился с Печориным, когда тот был уже на пенсии и собирался уехать в Персию. Главный капитан не видел своего друга почти пять лет и был невероятно доволен неожиданной встречей. Однако Печорин казался равнодушным, что сильно обидело старика. Максим Максимыч давно его ждал, но Григорий никуда не торопился. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он так много слышал.

Величественный и привлекательный мужчина. В нем было чувство расы. Женщины, несомненно, любили его. Хорошо одет. Элегантно, со вкусом. Улыбаясь, его глаза оставались холодными. Безразличен и равнодушен ко всему.

Когда карета с Пекорином уехала, капитан вспомнил, что не успел отдать другу бумаги, которые тот хранил. Карты оказались личными записями Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Третья глава «Тамань»

Печорин прибыл в Тамань дежурным. Ему пришлось остаться в доме бедняков.

Он жил со слепым мальчиком и девочкой, которые на самом деле были контрабандистами. Ночью они опустошают лодки с различными товарами, которые им доставляет Янко. Григорий сообщает девушке, что знает все. Девушка приглашает его на свидание и пытается его утопить. Но ему это не удалось, и она уплывает с Янко, чтобы избежать наказания. Только слепой мальчик остался в отчаянии. В ту же ночь был ограблен Григорий Печорин. Думаю, это работа бедного слепого мальчика. Уехать из Тамани, не рассказав, что произошло.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Конец дневника Печорина)

Четвертая глава «Княжна Мери»

Григорий Печорин прибыл в город Пятигорск. Здесь он сталкивается со своим старым товарищем Грусницким. Они встречаются с княжной Марией и ее матерью Лиговской. Грушницкий безумно любит княжну, но она не интересуется им. Мария запала в душу Пекорину. Но он просто пренебрегает чувствами Мэри. Также Григорий знакомится со своей давно забытой любовью Верой, которая давно замужем. Вскоре княгиня, Вера, Григорий и Грушницкие переехали в Кисловодск. Печорин тайно встречается с Верой в доме. Грушницкий уверен, что у Печорина было свидание с княгиней. Распускает сплетни о Марии, Печорин вызывает его на дуэль и убивает его друга. В результате этой дуэли его руководство изгнало его на службу в крепость No.

Пятая глава «Фаталист»

Григорий Печорин служит в своей посланной крепости. Он уезжает в казачье село, куда приезжает на офицерское собрание. Лейтенант Вулич начинает дискуссию о том, что в жизни все предопределено. Печорин начинает спорить с сербским лейтенантом и заявляет об обратной стороне такого утверждения, что жизнь непредсказуема. Чтобы доказать Печорину, Вулич прострелил себе лоб, но ружье разряжено, патронов нет. Вулич выигрывает спор. Но Печорин считает, что Вулич скоро умрет. Его убил пьяный казак. Печорин пытается поймать преступника вместе со всеми, где он чуть не ушел в мир иной. После он возвращается в свою крепость и служит, пока не встречает Белу.

Сюжетный план

Разбор романа по главам героя нашего времени

«Герой нашего времени» разбит в хронологическом порядке. Это не так уж часто встречается и сейчас, но в начале 19 века в целом это был настоящий прорыв. Это было сделано для того, чтобы дать читателю необходимое впечатление о главном герое; Лермонтов хотел показать изменившийся путь героя, чтобы он сначала казался растерянным, сложным и, главное, эгоистичным, а затем постепенно предстал понятным человеком, который стал злом не по своей воле. Замысел автора прекрасно передан с помощью глав романа, которых всего пять. Однако все они представляют собой целостные, полноценные истории, гармонирующие с образом романа.

Конечно, чтобы понять истинный замысел автора, необходимо следовать его указаниям. Лермонтов выстраивает главы так, чтобы показать читателю, что он хочет сказать. В романе они идут в следующем порядке:

Герой нашего времени, анализ по главам

  1. Предисловие.
  2. Бела.
  3. Максим Максимыч.
  4. Предисловие.
  5. Тамань.
  6. Княгиня Мария.
  7. Фаталист.

Вы, конечно, можете расположить рассказы в хронологическом порядке, тем самым нарушив замысел автора. В этом случае станет яснее общее представление о событиях, но исчезнет вся суть романа. В хронологическом порядке главы выглядят так:

  1. Тамань.
  2. Княгиня Мария.
  3. Бела.
  4. Фаталист.
  5. Максим Максимыч.
  6. Предисловие к газете Печорин.

Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо детально проанализировать, описывая персонажей, основные события каждой из глав. Сразу отметим, что наибольший интерес представляют главы «Бел» и «Княгиня Мария», так как именно здесь мысли автора раскрываются в наибольшей степени.

«Ломанная» хронология романа дает читателю ощущение, будто он лично встречался с Печориным. Сначала о нем ничего не известно, и он кажется действительно странным человеком, но потом он раскрывается и многое проясняется.

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого героя нашего времени.

Год написания — 1838-1840 гг.

История создания — Автор, прочитав «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, вдохновленный его идеями, решил написать нечто подобное, поражающее умы его современников. Имя героя — Печорин — также подчеркивает духовную связь с Онегиным. На современном для него материале Лермонтов создал «Героя нашего времени», показывающий следующий этап развития России, отражающий новые идеалы и взгляды героя своего времени.

Тема — характер молодого дворянина 1830-х годов, противоречие души героя, ищущего смысл жизни.

Композиция — Особенности композиции романа в том, что он создан из нескольких рассказов, не соблюдается хронологическая последовательность в изображении событий.

Жанр — К жанру «Герой нашего времени» можно отнести психологический и социальный роман, в котором сочетаются разные жанры: эссе, рассказ, рассказ, рассказ.

Направление — Реализм и Романтизм.

Источники

  • https://MakingBook.ru/literatura/geroj-nashego-vremeni-plan.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/10/kompozicija-geroj-nashego-vremeni-hronologija-porjadok-povestej.html
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1334-geroy-nashego-vremeni.html
  • https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/plan-romana-geroj-nashego-vremeni
  • [https://na5.club/literatura/sochineniya/geroj-nashego-vremeni/analiz-romana-m-lermontova-po-glavam.html]

История персонажа

Черкесский вор, отличающийся скоростью кошки и ловкостью демона, живет своими представлениями о чести и достоинстве. Поэтому при краже лошади у человека от гнева героя страдают не только похитители, но и родственники воров. Ни один горец не оставит без ответа такое оскорбление.

История создания

Казбич — колоритный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Само произведение состоит из шести рассказов, но мрачный черкес упоминается только в главе, озаглавленной «Бэла».

Писатель начал работу над оперой в 1838 году. А в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» были опубликованы первые главы романа, в том числе рассказ о краже восточной красавицы и лошади. Каждая часть «Героя нашего времени» позиционируется как отдельный сюжет. Публикация полного сочинения состоялась только в феврале 1840 года.

Исследователи работы Лермонтова утверждают, что у Казбича может быть прототип. В военных новостях упоминается человек с похожей фамилией. Говорят, что храбрый альпинист совершил набег на укрепление Кубани и Георгия-Афипского. Лермонтов, побывавший на Кавказе в молодости, смог услышать множество рассказов о подвигах дерзкого смельчака и тем самым ввел колоритного героя в сюжет своего романа.

Образ Казбича (характеристика)

Образ Казбича (характеристика)

Возраст

Не упомянуто.

Отношение к Печорину

Враждебный. Казбич догадался, из-за кого похитили его лошадь:

ведь Казбич сейчас был на другом берегу реки, и мы по нему стреляли; ну как долго ты будешь на это натыкаться? Эти горцы — люди мстительные: вы думаете, он не понимает, что вы (Печорин) частично помогли Азамату?

Социальный статус

Вор

Знаете, это было не так мирно, не так мирно. Против него было много подозрений, хотя ни в каких шутках его не заметили.

Про него говорили, что он любит гулять на Кубани с абреками и, честно говоря, лицо его было самым разбойничьим

Что за воровская лошадь!

Казбич продает в крепости овец и мед, вероятно украденные:

Он привез баранов в нашу крепость и по дешевке продал

как сюда приедет Казбич; он обещал загнать дюжину баранов

Однажды пришел Казбич и спросил, не нужны ли ему бараны с медом

Казбич приехал на следующее утро рано утром и привез на продажу дюжину овец

Дальнейшая судьба

Чужой человек. Вероятно, он пережил Печоринский переворот и спрятался в другом месте.

— С Казбичем? И, правда, не знаю… Слышал, что на правом фланге шапсугов стоит некий Казбич, смелый человек, который в красном бешмете шагает маленьким шагом под нашими ударами и вежливо кланяется, когда пуля перестает гудеть; Да это не совсем то!..

Азамат (“Герой нашего времени”)

— Сын мирного князя, брат Бэлы, «мальчик лет пятнадцати». «Развратник, бандит, сколь угодно проворный: поднимите шляпу галопом или выстрелите из ружья». Из страха перед русскими отец не отпустил его в горы. «Я был ужасно жаден до денег. За обещанный Пекориным слиток золота он украл лучшего козла из отцовского стада и за рога затащил «в крепость». Ради завладения любимым конем Казбич готов на все: украсть лучшую винтовку или саблю.. к отцу. «Поглаживая» Казбич, называет его добрым человеком, храбрым рыцарем. «Я умру, если ты не продашь его мне (Карагеза)», — сказал А. «дрожащим голосом» и заплакал , «даже если в другое время он этого не сделает, ты будешь плакать по ним, даже когда они были моложе». За лошадь готов отдать Казбичу сестру в жены — «такой жены у турецкого падишаха еще не было». «Бел не стоит твоего коня?» И он умолял Казбича «согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся». Когда Казбич прогнал его, назвав «сумасшедшим мальчиком», которого Карагез выбросит за первые три шага, А бросился к Казбичу. Так было всегда, «когда его начали дразнить: глаза будут красные, а теперь кинжал». Отброшенный в сторону, А бросился в саклю, сказав, что Казбич хотел его зарезать. — Печорин так его «дразнил» Карагезом, что «даже в воде». А поклялся делать все, что от него требуется, только владеть конем Казбича. Зная, что Печорин просил у Белы Карагез, А замолчал. Слова Печорина: «Я думал, что ты мужчина, а ты был еще ребенком; Тебе рано ехать », — задело его гордость. А.« покраснел »и,« бледный как смерть, прошептал: «Я согласен». Воспользовавшись отсутствием отца, А отвел сестру в крепость, «Кому руки и ноги были связаны, а голова закутана вуалью ». А понял, что« не взорви голову, если его поймают ». С тех пор он исчез. По гипотезе Максима Максимовича,« правда, присоединился к банде абрекс и закинул свою дикую голову за Терек или Кубань…”

Почему конь Карагёз стал лучшим другом горца Казбича в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Препятствием на пути рассказа Белы была лошадь Казбича. Ценность лошади для альпиниста была огромной. Цена его иногда была настолько высока, что за нее давали целое состояние. Максим Максимыч, описывая Карагез, делает разные одобрительные сравнения и даже сравнивает его с красотой Белы: «Черный как смоль, ноги — веревки, а глаза не хуже Белы; и какая мощь! галопом не меньше пятидесяти верст; и уже ушел — как собака бежит за хозяином, он даже голос его знал! Иногда он ее и не связывает ». Поэтический и точный язык Максима Максимыча создает образ героического коня, но, словно очнувшись от собственной завораживающей речи, он виновато добавляет:« Такая воровская лошадь…».

Восхищение лошадью объединяет образ Максима Максимыча и кавказца, который бесконечно долго может обсуждать достоинства и недостатки лошади. Лермонтов верен своему повествовательному принципу: сначала он создает внешний образ, намечает наиболее характерные черты, а затем переходит непосредственно к событиям. Описав Карагез, писатель переходит к своему рассказу и событиям, которые его окружают.

«- У вас славный конь! — сказал Аза мате, — если бы я был хозяином дома, имел стадо в триста кобыл, я бы половину отдал за твою лошадь, Казбич! «Казбич начинает приятную историю на своем героическом коне. Карагез для него — верный друг, не раз спасавший его от верной смерти. Во время одного из набегов на русских за ним была устроена погоня.

«Четыре казака бросились за мной; Я уже слышал позади себя крик гяров, впереди густой лес. Я лег в седло, доверился Аллаху и впервые в жизни оскорбил лошадь хлыстом».

Казбич подумал, что обидел лошадь, ударив ее хлыстом. Это выражает любовь и почитание Карагеза как равноправного существа. Он сравнивает лошадь с птицей. В густом лесу они прыгают через колючки и ветки. Казбич подвергает свою жизнь опасности. Конь мог разбиться в любой момент, Казбич разбился бы вместе с ним. Горец понимает, что с точки зрения возможности он принял неверное решение: «Лучше бы мне было оставить его на опушке и спрятаться в лесу пешком, но было стыдно с ним расстаться он и пророк наградили меня».

Плато было готово пожертвовать своей жизнью ради любимой лошади. Обращение к Богу характерно в его понимании судьбы и произошедших с ним событий. По словам Казбича, Пророк наградил его за преданность Карагезу. Но охота была еще впереди. Неожиданное препятствие заставило Казбича расстаться со своим конем.

«Вдруг передо мной глубокая борозда; мой конь задумался и прыгнул. Его задние копыта отделились от противоположного берега, и он повис на передних лапах. Я сбросил поводья и полетел в овраг; это спасло мою лошадь: она спрыгнула».

Карагез действует как человек, описывая Казбича. Он «медитировал» перед дырой. Он оценил его способность преодолевать овраг. Ему было недостаточно успешно преодолеть препятствие. На этот раз у Казбича было второе испытание. Он сразу оценил ситуацию: он не мог выйти на улицу тяжестью своей лошади и, не раздумывая, подверг себя смертельной опасности: «Я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло мою лошадь: она спрыгнула».

Овраг был настолько глубоким, что казаки не смогли добить горца: «.. наверное, думали, что меня убили насмерть». Была еще одна причина, по которой преследователи не пошли в овраг. Они оценили прекрасные соревновательные способности Карагеза и бросились, не теряя времени, за ним: «… все с криком бросились схватить его; долго-долго они гнались за ним, особенно один или два раза он чуть не накинул лассо себе на шею; Я задрожал, опустил глаза и стал молиться».

Обращение Казбича к Богу говорит о религиозности горца, свидетельствует о его высоких нравственных ценностях. Для Лермонтова обращение его героя к Богу, воплощению высшей морали, является драгоценным личным качеством. Бела остается верным своей религии. Он долго не мог доказать другой веры Печориной в свою душу, пока не нашел для нее неопровержимых аргументов. Однако не следует делать вывод, что отсутствие религиозности — отрицательная характеристика героя. Для Печорина, который был, скорее, атеистом в своих взглядах, неверие в Бога не является отрицательной чертой.

Казбич ведет внутренний диалог с Богом, для него он суровый судья, который спросит и накажет, если он поступит несправедливо. В представлении Казбича спасение Карагеза — это награда пророка за его преданность коню: «… Я вижу, что мой Карагез летит, виляет хвостом, свободным, как ветер, и гяуры далеко, один за другим, тянутся поперек степь на измученных лошадях. Валлах! это правда, правда правда!»

Казбич называет своего коня товарищем, дает ему разные ласковые имена. Любовь к лошади открывает перед Казбичем искреннюю и любящую душу. После того, как история рассказана, становится ясно, что Казбич будет иметь дело со всеми, кто попытается отобрать у него лошадь. Все последующие действия Казбича можно понять и оправдать по этой причине.

«Герой нашего времени»

Казбич и Азамат
Казбич и Азамат
Казбич родился и вырос в горах Кавказа. Никто не знал, что делал этот человек, но окружающие подозревали, что черкес был причастен к краже:

«Про него говорили, что он любит с абреками таскаться по Кубани».

Внешний вид гордого рыцаря не выделял мужчину из толпы. Как и большинство горцев, Казбич был невысокого роста, с темной кожей и широкими плечами. Из-за опасной работы горец носил под бешметом кольчугу.

Бела
Бела

Единственным существом, близким к бандиту, была лошадь по имени Карагез. Мужчина гордился лошадью, которая могла спасти хозяина от любых неприятностей. За породистую и быстроногую лошадь Казбичу часто предлагали деньги и драгоценности, но мужчина твердо решил не расставаться с лошадью.

Предложение Азамата Казбича также было отклонено. Но юноша предложил за лошадь свою сестру Белу, давно полюбившую альпиниста. Именно этот отказ стал причиной дальнейших драматических событий.

О разговоре Казбича и Азамата узнал Печорин, российский солдат, которому тоже понравилась Бэла. Чтобы добиться красоты, главный герой уговаривает Азамата торговать. Молодой человек украдет свою сестру, и Печорин поможет молодому человеку завладеть лошадью Казбича.

Григорий Печорин
Григорий Печорин

План сработал. В назначенное время черкес принес овцу в крепость и, пока мужчина пил чай с семейным офицером, Азамат украл Карагёз. Это событие снесло горца. Осознав потерю, мужчина упал на землю и долго стоял неподвижно, рыдая и тоскуя по своему быстрому другу.

Это правонарушение имело последствия для всех сторон конфликта. Характеристика горца была бы неправдоподобной, если бы не упомянуть, что Казбич жестоко мстил своим обидчикам. Что случилось с Азаматом, неизвестно: домой молодой человек так и не вернулся. Уверенный, что отец молодого человека знал о происходящем, грабитель убил старика и забрал его лошадь.

Следующим шагом упрямого черкеса стала попытка отомстить Печорину. Но первое открытое противостояние провалилось. Вор был замечен со стороны патрульных крепостей и пытался убить. Только конь спас Казбича от смертельной пули. Мужчина вовремя толкнул лошадь, что сумело увести хозяина с линии огня.

Казбич и его лошадь
Казбич и его лошадь

Дождавшись, пока забудутся эмоции первого конфликта, черкес украл Белу у Печорина. Грабителю не удалось уйти от погони, российские офицеры ранили лошадь. Тогда сумасшедший спрыгнул с лошади и ударил Белу ножом в спину. Горячий мужчина отнял у врага самое дорогое, хотя сам испытывал к девушке сильные чувства.

Травма, полученная Казбичем в замешательстве, не остановила горца. Вор скрывался от преследователей, и достоверной информации о рискованном человеке больше никто не слышал.

Месть Казбича

Писатель акцентирует внимание на характере альпиниста. Эти люди не умеют прощать обиды. Любимый конь Казбича, Карагёз, — единственное существо, которое герой любит, обожает коня, считает его другом и товарищем. «А его лошадь была известна на всю Кабарду… черная как смоль, ноги — веревки и глаза не хуже, чем у Бэлы; и какая мощь!

галопом не меньше пятидесяти верст; а его уже не было — пока собака бежит за хозяином, он даже голос его знал! «. Автор рисует сцену, в которой Казбич нежно гладит своего коня по гриве и шепчет ему на ухо нежные слова.

Когда похищают знаменитого коня Казбича, он плачет как ребенок: «кричала, ударила ружьем по камню, разорвала его на части, упала на землю и рыдала, как ребенок…». Месть — это то, что неизбежно возьмет верх над любым, кто оскорбляет кого-то вроде Казбича. Печорин тронул не только честь, но и чувства горца, а эпилог этой истории показывает, насколько гордые и несгибаемые люди живут на Кавказе, насколько сильна и непобедима их сущность.

Источники

  • https://24smi.org/person/5627-kazbich.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/obraz-kazbicha-harakteristika
  • https://geroy-nashego-vremeni.ru/glavnye-geroi/kazbich/
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/obraz-azamata.html
  • https://www.shkolazhizni.ru/@volovoy/posts/44077/

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей  композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.

Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.  

Оформление доски:  число, тема » М.Ю.Лермонтов“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции.»

Тип урока:

Эпиграф: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов)

Домашнее задание к уроку:

-Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

-Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

I Организационный  момент.

II Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально  как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года:  в 1839 в журнале «Отечественные записки» — «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и  позже «Фаталист». 1840  — «Тамань». В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

III Основная часть

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

— Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

-Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 18 века.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

  А.  Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

Запись на доске (работа в тетрадях):

1. Максим Максимыч  («Бэла») – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

2.  Странствующий офицер (офицер-повествователь) («Максим Максимыч») Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

— А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.

Б. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

— Давайте откроем содержание романа.

— Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

— Сколько частей в романе? (две)

— А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

— Почему после главы «Максим Максимыч» идёт глава №1 «Тамань»? (повествование начинает сам Печорин)

Ответы учащихся 

— Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

 Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором  о них сообщает автор).

  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие”
  4. “Журналу Печорина” /6/
  5. “Тамань” /1/
  6. “Княжна Мери” /2/
  7. “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

— Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

— Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

В. – Восстановите хронологический порядок событий.

-Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

— Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

—  Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Запись в тетрадях:

Такое построение даёт автору возможность:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

— при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: «Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся  не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.    

Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Г. — Почему «Герой нашего времени» -это первый психологический роман в русской литературе?

— Что такое психологизм?

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

 Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

 IV Диспут  : почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

V Домашнее задание ( Слайд 13): комментированное чтение главы «Княжна Мэри», выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова.
VI   Итоги: -В чём необычность композиции романа Лермонтова?

— что такое психологизм и почему произведение «Герой нашего времени » является первым психологическим романом в русской литературе?

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Рефлексия:  

Урок  мне                     понравился / не понравился

Материал показался   сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

Домашнее задание      заинтересовало/ безразлично/ сложно

Сочинение.
Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. М, Ю, ЛермонтовЛермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, «Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах» и прозе, добавим мы.Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» — плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил самого себя в романе.Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что «Герой нашего времени» — это портрет всего поколения молодых людей того времени.Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале «Отечественные записки», а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно «приближают» Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча («Бэла»), затем он увиден глазами повествователя («Максим Максимыч»), наконец в «журнале» (дневнике) предлагается его «исповедь». События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Ттсихического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.Повесть «Княжна Мери» можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет «история души человеческой». В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги-прожитой жизни; «Зачем я жил? для какой цели я родился?… быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений-лучший цвет жизни».У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое «водяное общество»К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или o дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин сам говорил, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели -все это свойственно ПечоринуВ романе последовательно анализируются его представления о любви. дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к «дикарке» («Бэла»), в любви романтической («Тамань»), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в «порочности» Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга».Лермонтов не ограничивается зарисовкой «водяного общества», он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное-таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет («Я говорил правду — мне не верили» — рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести «Бэла» упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего, как пьяница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни — за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорнну возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность.Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в «гордом одиночестве». Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, «внутреннего человека», оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом- художником, «объективировавшим современное общество и его представителей».
.

novstudent.ru | 29.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Рассказ лермонтова дары терека
  • Рассказ лесков зверь краткое содержание
  • Рассказ лескова левша краткое содержание
  • Рассказ лермонтова ашик кериб план
  • Рассказ лермонтова ашик кериб краткое содержание