Рассказ леонида андреева губернатор

губернатор рассказ леонида андреева, впервые опубликованный в журнале правда в 1906 году 3. в произведении рассказывается о представителе

«Губернатор» — рассказ Леонида Андреева, впервые опубликованный в журнале «Правда» в 1906 году (№ 3). В произведении рассказывается о представителе власти, который обречённо ожидает исполнения «смертного приговора», вынесенного ему народным судом[1].

Творческая история[править | править код]

Рассказ леонида андреева губернатор

Фотография Иван Каляева, сделанная сразу после теракта

В этом рассказе Андреев попытался художественно осмыслить сущность происходивших в России политических событий[2], в ча­стности, ряда террористических актов, один из которых — убий­ство эсером П. И. Каляевым 4 февраля 1905 года московского гене­рал-губернатора великого князя Сергея Александровича — и под­сказал писателю тему его произведения. Андреев писал В. В. Вересаеву: «Поводом к убийству великого князя послужило избиение на улицах Москвы демонстрантов 5 и 6 декабря — тогда же социал-революционеры „приговорили“ его и Трепова к смерти, о чём оповестили всех прокламациями. И все, и сам С. А., ждали, и казнь совершилась»[3].

В сентябре 1905 года М. Горький сообщал издателю сборников «Знания» К. П. Пятницкому: «Андреев написал своего „Губернато­ра“ — озаглавив его „Бог отмщения“. Вышло длинно, не очень сильно и вообще — не удалось, что он, к великому удовольствию моему, и сам понял. Печатать эту вещь не надо как по первой — указанной — причине, так и по нецензурности, коя не искупается содержанием — то есть рассказ плох пока, и рисковать — не стоит. Но все же — какой это талант, Леонид! — есть места большой силы, дьявольски глубокие по настроению»[4]. Через месяц Андреев признался Пятницкому: «Губернатор мой вышел плох, оставил его на время или совсем»[5]. Но вскоре рассказ был опубликован.

Оценка[править | править код]

Критика оказа­лась разноречивой. Антон Крайний (3. Н. Гиппиус), вопреки обыкновению, похвалил это произведение: «Единственная недур­ная вещь Андреева в его сборнике это — рассказ „Губернатор“, испорченный только тем, что неизменно портит нашу последнюю беллетристику, — тем, что это — „картинка революционного вре­мени“ <…> Повестям, рассказам, поэмам и трагедиям наступает время, когда проходят времена прокламаций»[6]. В. П. Кранихфельд высказался резче: «Рассказ страшно растянут и производит впечатление искусственности и публици­стичности». Ни один живой губернатор, по мнению обозревателя, не расценит его иначе, «как детскую побасенку из мира сенти­ментальных чудаков»[7].

Ю. Айхенвальд не нашел в «Губернаторе» злободневной публи­цистичности, как другие, но не признал его и художественно убедительным: «…Узоры человеческих переживаний слишком кра­сивы и эффектны для того, чтобы все это могло потрясти душу». Идею же произведения критик определил так: «Героем рассказа является не столько губернатор, сколько мистический Закон — Мститель. Задачей автора было <…> показать, как неумолимые Эри­нии преследуют несчастного преступника»[8]. С этой же, концептуально-содержательной, стороны, подошел к анализу «Губернатора» и К. И. Арабажин. «Достаточно было нескольких месяцев подъёма народной жизни, — писал он в своей книге о Леониде Андрееве, — чтобы переродить, хотя бы и на вре­мя, заядлого пессимиста. Из произведений этого года явно под влиянием гапоновской и последующих за ней историй написана повесть „Губернатор“. Она дает нам несколько талантливых стра­ниц для выяснения коллективной психологии и очень тонко и вдумчиво объясняет происхождение и психологические мотивы террора. Как бы отрицательно мы ни относились к террору и с точки зрения этической и с точки зрения политической бесплодности его, мы не можем отрицать, что явления террористического характера имеют глубокие корни в обществе и не могут быть объясняемы по казенному способу,— преступностью безумцев. Андреев дает нам в этом смысле удивительную по наблюдательности и меткости картину»[9].

Экранизации[править | править код]

В 1928 году рассказ был экранизирован режиссёром Я. Протазано­вым под названием «Белый орёл». В. И. Качалов, исполнитель главной роли, дал ей остросоциальную интерпретацию: «Всю реакцию губернатора на расстрел рабочих я старался раскрыть не в плане реакции человека, а в плане реакции государственного деятеля, физически расстрелявшего рабочих, но сознающего, что он расстреливал не их, а самого себя, свой класс, свой режим»[10].

Примечания[править | править код]

  1. Морщинский Владислав Сергеевич. СИМВОЛИКА КОЛОРАТИВОВ В РАССКАЗЕ Л.Н. АНДРЕЕВА «ГУБЕРНАТОР» // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3—1 (27).
  2. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с. — с. 327.
  3. Вересаев В. В. Собр. соч. в 4-х т., том 3. М., Правда, 1985. — с. 393.
  4. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 28. М., Гослитиздат, 1954, с. 386.
  5. Литературное наследство, т. 72.— Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., Наука, 1965. — с. 421.
  6. Весы, 1907, № 7, с. 58.
  7. Мир Божий, 1906, № 4, отд. II, с. 70, 72.
  8. Русская мысль, 1906, № 4, отд. II, с. 211, 215.
  9. Арабажин К. И. Леонид Андреев. Итоги творчества. СПб., 1910, с. 99— 100.
  10. Качалов В. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954, с. 68.

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Его отец, Николай Иванович Андреев, был землемером. Мать, Анастасия Николаевна Пацковская, происходила из семьи разорившегося польского помещика.

В 1882-1891 гг. Леонид Андреев учился в Орловской классической гимназии.
В 1891 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1892 г. был отчислен из-за неоплаты обучения. В 1893 г. стал студентом юридического факультета Московского университета, добившись отмены платы за обучение «по бедности».
В 1897 г. Леонид Андреев окончил Московский университет, после чего на протяжении четырех лет работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа.

Творческий и жизненный путь
В апреле 1892 г. Леонид Андреев дебютировал в печати, выпустив в петербургском журнале «Звезда» рассказ «В холоде и золоте» (под псевдонимом Л. П.). В сентябре 1895 г. разместил в газете «Орловский вестник» рассказ «Он, она и водка» (под псевдонимом Л. А.).
В ноябре 1897 г. стал сотрудником московской газеты «Курьер», публиковал в ней под своим именем судебные репортажи и театральные рецензии.
В апреле 1898 г. в «Курьере» вышел его пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська», который сам писатель считал полноценным дебютом в художественной литературе.
Известность Леониду Андрееву принес сборник «Рассказы», выпущенный в 1901 г. петербургским издательством «Знание» (его возглавляли Максим Горький и Константин Пятницкий).
В 1903 г. Леонид Андреев стал членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
В 1904 г. опубликовал повесть «Жизнь Василия Фивейского» о трагической судьбе деревенского священника. Широкую известность получил вышедший в том же году рассказ «Красный смех», ставший откликом писателя на Русско-японскую войну. Это произведение, насыщенное фантасмагорическими картинами и натуралистическими описаниями, повествовало об ужасах абстрактного военного конфликта.
С 1905 г. Леонид Андреев также выступал как драматург. Его первая пьеса, «К звездам», в 1906 г. была инсценирована в Свободном театре Вены (Австро-Венгрия). В 1907 г. пьесу «Жизнь человека» в Драматическом театре Веры Комиссаржевской (Санкт-Петербург) поставил известный режиссер Всеволод Мейерхольд. В пьесах 1908 г. представлены обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод»), исследуется природа человеческой психики («Черные маски»).
Произведения второй половины 1900-х гг. затрагивали социальные и нравственные проблемы российского общества (1906, рассказ «Губернатор»; 1907, рассказ «Тьма»; 1908, повесть «Рассказ о семи повешенных»), а также религиозно-этическую тематику (1907, повесть «Иуда Искариот»). Литературоведы расценивают их как новаторские сочинения, во многом предвещавшие утверждение экспрессионизма — художественного направления, связанного с протестом против несовершенства цивилизации и выражением мистического ужаса перед хаосом бытия.
Уже во второй половине 1900-х гг. Леонид Андреев стал одним из наиболее востребованных русских авторов и на аванс от одного из своих издателей в 1908 г. переселился в собственную 15-комнатную виллу в дер. Ваммельсуу (Выборгская губерния Великого княжества Финляндского, ныне пос. Серово в составе Курортного района Санкт-Петербурга).
В 1911 г. выпустил роман «Сашка Жегулев», в котором затронул проблематику крестьянского движения во время революции 1905-1907 гг.
В 1912 и 1914 гг. Леонид Андреев опубликовал в периодических изданиях два «Письма о театре», в которых утверждал приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театрального искусства. В рамках этой концепции выдержаны его поздние пьесы «Тот, кто получает пощечины» (1915) и «Реквием» (1917), в которых важное место занимает тема трагедийности человеческой жизни.
После начала в 1914 г. Первой мировой войны Леонид Андреев, занявший патриотическую позицию, печатал публицистические очерки в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Отечество» и др. В 1915 г. выпустил сборник статей о войне «В сей грозный час».
В 1916-1917 гг. работал в Петрограде заведующим литературной редакцией газеты «Русская воля», положительно воспринял Февральскую революцию 1917 г.
Леонид Андреев не принял Октябрьскую революцию 1917 г., после прихода к власти большевиков покинул Петроград и выехал в дер. Ваммельсуу. В 1918-1919 гг. работал над романом «Дневник Сатаны», в котором развернул идею о торжестве зла в современном мире (опубликован в Финляндии на русском языке в 1921 г.).
С осени 1918 г. по весну 1919 г. Леонид Андреев проживал в дер. Тюрисевя (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Ушково в составе Курортного района Санкт-Петербурга), летом 1919 г. — в пос. Терву на берегу Ладожского озера (ныне на территории Лахденпохского района Республики Карелия). В феврале 1919 г. написал статью «S. O. S.», содержавшую призыв к союзным державам помочь народу России восстановить государство, свободное от власти большевиков.
Осенью 1919 г. Леонид Андреев переехал в дер. Нейвола (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Горьковское в Выборгском районе Ленинградской области). Скончался там же 12 сентября 1919 г. на 49-м году жизни от сердечного приступа. Был похоронен в склепе местной часовни.
В 1924 г. прах писателя перенесен на кладбище в дер. Метсякюля (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Молодежное в составе Курортного района Санкт-Петербурга), в 1956 г. — на Литераторские мостки Волковского кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Личные сведения
В 1902-1906 гг. был женат на Александре Велигорской (1881-1906). Сыновья — Вадим (1903-1976, поэт и прозаик) и Даниил (1906-1959, писатель, автор религиозно-философского произведения «Роза Мира»). С 1908 г. супругой Леонида Андреева была Анна Денисевич (1883-1948). Сыновья — Савва (1909-1970, художник и артист балета) и Валентин (1912-1988, художник), дочь — Вера (1910-1986, мемуарист).

Леонид Андреев был первенцем в семье. Отцу, Николаю Андрееву, работавшему за скромное жалование на железной дороге, улыбнулась удача: он устроился на службу в банк, и Андреевы переехали в собственный дом на Пушкарской улице, которую писатель в рассказе «Баргамот и Гараська» опишет так: «…обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке». Там и прошло детство будущего писателя и его пяти братьев и сестёр.

Мать, Анастасия Пацковская, происходившая из обедневшего польского рода, научила сына рисовать, он даже участвовал в выставках: «…всегда рисовал из головы, впадая временами в комические ошибки: до сих пор вспоминаю лошадь… Всё уже кончил, “оттушевал” бока, похожие на колбасу, а четвертую ногу позабыл».

Отец приохотил к чтению: «…книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью». Семилетним ребёнком будущий писатель получил абонемент в местной библиотеке – дома уже всё прочитал.

Но в гимназии не блистал, более того, в своём седьмом классе был последним учеником. К шестнадцати годам, проштудировав философские труды Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра, Якоба Молешотта (его «Учение о пище» он знал наизусть), решил проверить на себе волю Провидения – лёг между рельсами перед приближающимся поездом. 

Ему исполнилось семнадцать, когда не стало отца. Репетиторство и рисование портретов на заказ не смогло отвратить неизбежное: вдове пришлось продать землю с домом и с шестью детьми переселиться на съёмную квартиру.

А старшего сына влекло в Петербург, где, впрочем, его ждало разочарование: «Ужасное впечатление производит на меня Университет: просто не могу его переваривать. Вот уже вторую неделю не показываю туда носа…» запись в дневнике от 24 сентября 1891 года

Жизнь в столице требовала средств, которые Андреев зарабатывал тем, что писал портреты. С этой же целью принялся сочинять рассказы. В публикации первого отказали три журнала. Год спустя он добился своего и принял это как должное: «…займусь не на шутку писательством… Я знаю себя, знаю, что я могу сделать многое, если захочу». письмо Виктору Вейнштоку.

Приехав на рождественские каникулы домой, влюбился в гимназистку Евгению Хлуденеву. Объяснился в любви – та расхохоталась. Отзвук этой истории – в рассказе «Смех». 

Вернулся в Петербург, попытался покончить с собой. Обошлось… Спустя пару месяцев – новая попытка, уже из-за расставания с Зинаидой Сбилевой.

Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что все другое молчит и слушает.

                                                                                                                    Леонид Андреев. «Жизнь Человека»

Его отчислили из университета за неуплату, и он перебрался в Московский университет (с деньгами выручило орловское землячество). К будущему писателю переехала мать с младшими детьми. Старший брат украдкой таскал им хлеб из студенческой столовой, а сёстры просили подаяние у Филипповской булочной.

Рассказ леонида андреева губернатор

Леонид Николаевич Андреев. Фотограф Д. С. Здобнов.

Кон.1890-х – нач. 1900-х

Уже будучи дипломированным помощником присяжного поверенного, Леонид Андреев познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем.Тот и предложил ему стать судебным репортёром…

Год спустя к фельетонам из зала суда добавился рассказ, написанный по просьбе газеты «Курьер» для пасхального номера, – «Баргамот и Гараська». «На меня повеяло крепким дуновением таланта», – откликнется на эту публикацию Максим Горький и порекомендует начинающего в литературный кружок «Среда», куда входили Иван Бунин https://bunin.rusneb.ru/, Иван Белоусов, Евгений Чириков… Именно здесь издатель Виктор Миролюбов предложил Леониду Андрееву публиковаться в популярном «Журнале для всех».

1901 год он уже встретил автором книги, которая, говоря словами Николая Телешова, «полетела», что не помешало разгореться литературному скандалу вокруг рассказа «Бездна».

Годом позже он женился на Александре Велигорской, приходившейся дальней родственницей поэту Тарасу Шевченко. Правда, в канун свадьбы полиция заявилась с обыском – искали письма Горького, обвинённого в революционной пропаганде. Жених пошёл под венец с подпиской о невыезде, а потом они отправились в свадебное путешествие в Крым, были в гостях у Антона Чехова, подарившего молодожёнам свою фотографию «на добрую память от ялтинского отшельника».

Семья получилась творческой: муж диктовал, жена печатала на машинке. В 1904 году Андреев закончил рассказ «Красный смех». Его главный герой – офицер, испытавший на себе суровость и бессмысленность происходящего на Русско-японской войне.

Своего учителя они всегда любят, но больше мёртвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим!

                                                                                                               Леонид Андреев. «Иуда Искариот»

1905 год ещё не наступил, но студенческие протесты разгонялись жёстко. Леонид Андреев не молчал, подписал обращение к властям. На следующий год и вовсе угодил в арестанты. Причина была веской: на его квартире проходили заседания центрального комитета Российской социал-демократической рабочей партии. Сидел в Таганской тюрьме, а за стенкой, в соседней камере, томился Максим Горький.

За именитых писателей внес залог Савва Морозов. Отпустили, но надолго ли? Леонид Андреев вместе с сыном и беременной женой переехал в Финляндию, затем в Германию. Там во время родов и умерла супруга писателя. Новорожденного Даниила и старшего Вадима отец передал на воспитание тёще, а сам стал искать утешения в работе, помогало мало: «Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души».

Пьесу «Савва» – богоборец подложил бомбу под иконой – запретили к постановке едва она вышла. Андреев иного и не ждал: «…страшна она, как черт. Но самое в ней плохое – это ее нецензурность».

Прогостил полгода у Максима Горького на Капри, устремился в Россию, его отговаривали, но он всё же уехал, провёл лето в одиночестве в Финляндии, а осенью вернулся в Петербург.

Рассказ леонида андреева губернатор

Леонид Андреев. Фотография начало XX века. 

Следом за «Иудой Искариотом», где писатель переосмыслил образ предателя, последовала пьеса «Жизнь человека», где писатель переосмыслил образ предателя, последовала пьеса «Жизнь человека», затем рассказ «Тьма», и пьеса «Царь голод», которые тут же раскритиковали.

Осев в финской деревушке Ваммельсуу, он с удовольствием принимал друзей. В одну из таких встреч Корней Чуковский познакомил его с Матильдой Денисевич. Она и стала второй женой Андреева, родив трое детей – Савву, Веру и Валентина.

В Финляндии Леонид Андреев в основном писал драмы. Началась Первая мировая война – Леонид Андреев встал в ряды патриотов, зато Октябрьскую революцию не принял: «“Мы” думали, что освобожденный голодный тигр… в крайнем случае будет жрать только монархистов, а взыгравшаяся корова будет бодать только Пуришкевича…»

В декабре оказался в эмиграции, ничего для этого не предпринимая – Финляндия получила самостоятельность. Здесь, в Ваммельсуу, он писал антибольшевистские манифесты, работал над романом «Дневник Сатаны».

В 1919 году Леонид Андреев скончался. Сердце не выдержало…

89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов – таково наследие, оставленное Леонидом Андреевым.

  • Рассказ легкое дыхание принадлежит перу
  • Рассказ легенда о ромашке
  • Рассказ легкое дыхание бунин слушать
  • Рассказ лекарство без рецепта
  • Рассказ легко ли быть подростком 6 класс