Рассказ леня голиков читать

Главная / темы / день победы / пионеры-герои / имена пионеров-героев / имена пионеров-героев авраменко а.и. гонцы из неволи: повесть/

Главная / ТЕМЫ / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ / Имена пионеров-героев /

ИМЕНА ПИОНЕРОВ-ГЕРОЕВ

deti geroi

  • Авраменко А.И. Гонцы из неволи: Повесть/ А.И.Авраменко; Пер. с укр.; Рис. И.Пчелко.-М.: Молодая гвардия, 1981.-208с.: ил.-(Юные герои).

    Юные герои Шура Кобер и Витя Хоменко были награждены орденами Отечественной войны за свой подвиг. По заданию подпольного центра они перешли линию фронта, чтобы сообщить в Москву секретный шифр фашистов, и тем самым спасли жизнь тысячам солдат.

  • Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть/ В.Г.Большак; Рис. И.Ушакова.-М.: Молодая гвардия, 1979.-160с.: ил.-(Юные герои).

    Повесть о подвиге Гриши Мовиана. Гитлеровцы захватили Украину. Разгорается пламя всенародной борьбы против поработителей. Отступающие фашисты под угрозой смерти требуют, чтобы мальчик провёл их в обход района, занятого партизанами. Мальчик завёл их в непроходимую болотную трясину. Здесь они и были уничтожены.

  • Болознев И. Остаюсь в заслоне: главы из повести/ И.Болознев, И.Сабило; рис. Ю.Шабанова// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1979.-№1.- С.2-7; 1979.-№2.-С.12-18.

    О подвиге юного партизана, пионера-героя, ленинградца Саши Бородулина.

  • Буравкин Г.Н. Три страницы из легенды/ Г.Н.Буравкин; Пер. с белорус.; Рис. Е.Лесничей.-М.: Молодая гвардия, 1983.-64с.: ил.-(Юные герои).

    Юная партизанка Надя Богданова совершила подвиг, была схвачена и расстреляна фашистами, но… осталась жива. В Белоруссии о её героической жизни слагались легенды.

  • Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько; Худож. П.Пинкисевич.-М.: Молодая гвардия, 1978.-174с.: ил.-(Юные герои).

    Винницкая партизанская бригада вела бои с карателями. Юному герою Володе Саморухе было поручено найти отряд, который имеет связь с Москвой, чтобы передать важные сведения. Мальчик прошёл по оккупированной фашистами территории много сотен километров, попал в партизанский отряд Медведева под Ровно. Выполнил задание. За этот подвиг он был награждён орденом Красной звезды.

  • Вахов А. Леонид Голиков: [партизан-разведчик, Герой Советского Союза]/ А.Вахов// Костер: ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета Всероссийской пионерской организации им.В.И.Ленина, Союза писателей СССР.-1989.-№1.-С.2-3.
  • Володя Щербацевич// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№1.-С.12.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).
  • Воскобойников В.М. Валя Котик: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.66-77-6+.
  • Воскобойников В.М. Витя Коробков: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.93-109.-6+.
  • Воскобойников В.М. Володя Дубинин// Рассказы о юных героях/ В.Воскобойников; худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.5-19.-6+.
  • Воскобойников В.М. Зина Портнова: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.125-142.-6+.
  • Воскобойников В.М. Лёня Голиков: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.110-124.-6+.

    marat kaz ign

  • Воскобойников В.М. Марат Казей: Рассказ// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.20-32.-6+.
  • Воскобойников В.М. Нина Куковерова: Рассказ/ В.М.Воскобойников// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.33-52-6+.
  • Воскобойников В.М. Пионеры-герои: переписывая заново: интервью с Валерием Воскобойниковым/ Валерий Воскобойников; Сергей Глезеров// Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета.-2019.-13 июня (№105).-С.5.
  • Выговский В.С. Огонь юного сердца/ В.С.Выговский; Пер. с укр.; Рис. К.Безбородова.-М.: Дет.лит., 1968.-144с.: ил.-(Школьная библиотека).

    Когда началась Великая Отечественная война, автору книги было 12 лет. Он стал участником Киевского подполья, а потом партизаном-разведчиком. В книге он назван Петей Вишняком. В книге описаны подлинные события.

  • Глезеров С.Е. Подводнику было тринадцать/ Сергей Глезеров.-Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета.-2020.-30 января (№16).-С.4.-(Общество).

    Михаил Золотарев — последний из ныне здравствующих членов экипажа подводной лодки Александра Маринеско. Будучи юнгой, он ходил в четвертый боевой поход «С-13», завершившийся уже после Победы.

  • Евсеев В. Невидимый фронт: как дети-партизаны приближали Победу/ из очерка Валентина Евсеева// Маруся: журнал для девочек.-2020.-№4.-С.62-63.-(75 лет Победы).-12+.
  • Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: Повесть/ Я.А.Ершов.-М.: Воениздат, 1968, 320с.: ил.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    Витя Коробков жил в Феодосии. Когда в город ворвались немцы, он стал подпольщиком, потом разведчиком в партизанском отряде. О жизни, борьбе и героической гибели юного патриота.

  • Жариков А.Д. Юные партизаны/ А.Д.Жариков.-М.: Просвещение, 1974.-128с.

    О подвиге юных партизан — Максима Попкова, Серёжи Корнилова и др. в годы Великой Отечественной войны. Максим Попков взорвал немецкий эшелон с танками. Серёжа Корнилов пробрался к войскам и спас партизан, попавших в окружение.

  • Ищук Н. Плывёт его кораблик: [подвиг феодосийского пионера-партизана Вити Коробкова во время Великой Отечественной войны]/ Н.Ищук// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1984.-№8.-С.15-19.-(И помнит мир спасённый).
  • Кассиль Л.А. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль, М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).

    Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи. Он во время войны был героем-разведчиком, выполнял ответственные задания партизанского отряда.

  • Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П.Шепелеве/ Л.Н.Кеккелев.-3-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1981.-143с.: ил.-(Юные герои).

    Петя Шепелев — сибиряк. Волею судьбы оказался на территории, оккупированной немцами. Потом в хутор пришли наши танкисты и Петя был зачислен в роту технического обеспечения и с танкистами дошел до Германии. С боевыми медалями вернулся домой.

  • Корольков Ю.М. Лёня Голиков/ Ю.Корольков; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).

    В годы Великой Отечественной войны на новгородской земле Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Погиб в одном из боев с гитлеровцами. Посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

  • Котляров П. Лариса Михеенко: из письма в редакцию газеты «Ленинские искры»/ П.Котляров// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-Ленинград, 1974.-С.357-359.

    Михеенко Лариса Дорофеевна — партизанка, пионер-герой.

  • Кошевая Е.Н. Повесть о сыне/ Е.Н.Кошевая.-Москва: Дет.лит., 1985.-207с.: ил.-(Школьная библиотека).
  • Куковерова А. Дочь: Воспоминания/ А.Куковерова// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-Ленинград, 1974.-С.355-357.

    О Нине Куковеровой.

  • Лезинский М.Л. Живи, Вилор!: Повесть/ М.Л.Лезинский, Б.М.Эскин.-М.: Молодая гвардия, 1983.-112с.: ил.-(Юные герои).

    Ноябрьской ночью 1941 года у деревни Алсу под Севастополем фашисты подкрались к партизанскому отряду. Внезапно скалы осветила сигнальная ракета. Так юный разведчик Вилор Чекмак предупредил товарищей об опасности. Каратели были разбиты.

  • Лёня Голиков: дети — герои Великой Отечественной войны// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№4.-С.14.-(Для семейного чтения).-6+.
  • Лиханов А.А. Боря Цариков/ А.А.Лиханов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Логвиненко И.М. Багряные зори: Докум. повесть/ И.М.Логвиненко; Пер. с укр.; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1972.-160с.: ил.

    Об украинском мальчике Володе Бучацком, юном разведчике. Не одно смелое задание выполнил партизан Володя. Он несколько раз пробирался через линию фронта и доставлял важные сведения.

  • Луговой Н.Д. Опалённое детство/ Н.Д.Луговой; Рис. И.Пчелко.-М.: Молодая гвардия, 1984.-152с.: ил.-(Юные герои).

    Книгу написал участник Великой Отечественной войны, руководитель партизанского движения и подполья в Крыму. О Васе Борзове и юных героях, активно помогавших бойцам Крымского подполья и партизанам.

  • Маленький разведчик Сан Саныч// Аты-Баты, шли солдаты: детский православный журнал о военной истории.-2016.-№4-5.-С.11-18.-(Сороковые, роковые).-0+.

    О реальных событиях из боевой биографии 12-летнего разведчика Александра Ивановича Колесникова.

  • Медведев Н.Е. Орлята благовского леса: Докум. повесть/ Н.Е.Медведев.-М.: ДОСААФ, 1969.-96с.

    На белорусской земле около небольшой деревушки Караси действовал партизанский отряд. Юные партизаны Серёжа и Павлик выполняли ответственные задания: распространяли листовки, ходили в разведку, выследили немецкого офицера, проникшего в партизанский отряд. Павлик погиб, Серёжа воевал до самой победы.

  • Морозов В.Н. В разведку шёл мальчишка: Повесть/ В.Н.Морозов; Рис. Ю.Пучинского.-Минск: Госиздат БССР, 1961.-214с.: ил.

    Книга о Марате Казее, юном партизане Белоруссии.

  • Морозов В.Н. Володин фронт/ В.Н.Морозов.-М.: Молодая гвардия, 1975.-96с.: ил., портр.-(Юные герои).

    Во время Великой Отечественной войны Минск захватили фашисты. Четырнадцатилетний Володя Щербацевич помогал бежать пленным, прятал дома раненых, переправлял их через линию фронта, расклеивал листовки. 26 октября 1941г. вместе с матерью и другими родственниками мальчика казнили.

  • Морозов В.Н. Им было по четырнадцать/ В.Н.Морозов.-Минск: Народная Асвета, 1969.-191с.: ил., портр.

    Марат Казей и Володя Щербацевич, им было по четырнадцать, когда наступило самое трудное испытание в жизни: война. Короткая, но яркая жизнь Марата и Володи — это неувядаемый подвиг. Они навсегда остались четырнадцатилетними. События происходили в Минске.

  • Морозов В.Н. Когда протрубили тревогу…: Докум. повести/ В.Н.Морозов; Ил. А.Волков.-Минск: Мастацкая лит., 1973.-339с.: ил.

    Документальные повести «Дан Алёшке боевой приказ», «Володин фронт», «В разведку шёл мальчишка», «Не взяли ребят в партизаны» рассказывают о подвиге десятилетнего Алёшки, воспитанника пограничной заставы, о боевых делах юного подпольщика, минчанина Володи Щербацевича, о жизни и подвиге разведчика партизана Героя Советского Союза Марата Казея.

  • Морозов В.Н. Марат Казей/ В.Н.Морозов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Морозов Н.А. Юта: Повесть/ Н.А.Морозов; Рис. К.Безбородова.-М.: Дет.лит., 1970.-176с.: ил.

    Партизанское движение Псковской области в Великой Отечественной войне. О юной партизанке Юте Бондаровской, ленинградской девочке, которая во время войны оказалась на псковской земле.

  • Медаль за бой, медаль за труд/ Сост. В.Караваев; Предисл. И.Баграмяна.-М.: Молодая гвардия, 1975.-205с.: ил., портр.

    Документальные рассказы о ребятах военного времени. Тысячи мальчишек и девчонок провели свое детство на фронте, в партизанском отряде. Связные, радисты, разведчики… Среди юных героев — шестилетний Серёжа Алешков, награжденный медалью «За боевые заслуги» в дни Сталинградской битвы; участник штурма Рейхстага Жора Артеменков и многие другие.

  • Набатов Г.О. Зина Портнова/ Г.О.Набатов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Набатов Г.О. Юные подпольщики/ Г.О.Набатов.-М.: Политиздат, 1966.-144с.: ил.

    Книга написана ленинградским писателем Григорием Осиповичем Набатовым. О деятельности подпольной организации юных борцов на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Многие участники этой организации были награждены орденами и медалями. Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

  • Надеждина Н.А. Лара Михеенко: Рассказ/ Н.А.Надеждина// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.78-92.-6+.
  • Надеждина Н.А. Партизанка Лара: Повесть/ Н.А.Надеждина; Рис. О.Коровина.-М.: Дет.лит., 1988.-142с.: ил., портр.

    Лара Михеенко в партизанском отряде выполняла самые опасные задания, чтобы приблизить победу над врагом. Юная партизанка погибла. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны I степени. Написать книгу о девочке из Ленинграда помогли материалы, которые разыскали красные следопыты.

  • Наджафов Г.Д. Оглы. Валя Котик/ Г.Д.Наджафов; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Никольский Б.Н. Бородулин Саша: Рассказ/ Б.Н.Никольский// Рассказы о юных героях/ худож. А.В.Пустовит.-Москва, 2015.-(История Отечества).-С.53-65.-6+.
  • Орлов О.П.Мальчик на башне: [рассказ о юном защитнике Новороссийска]/ О.Орлов// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1978.-№4.-С.26-29; 1978.-№5.-С.18-23.

    История подвига одиннадцатилетнего Вити Новицкого, героически вместе с солдатами оборонявшего город в старинной башне посреди одной из площадей Новороссийска в 1943 году.

  • Орлята: Cб. рассказов/ Рис. В.Тамбовцева.-Л.: Дет.лит., 1972.-207с.: ил.-(Школьная библиотека).

    Писатели Ю.Томин, Н.Надеждина, Н.Ходза, А.Котовщикова посвятили свои рассказы юным героям обороны Ленинграда. Рассказано о подвигах юной партизанки Юты Бондаровской, отважных мальчиков Коли Рыжова, Маркса Кротова, Альберта Кунше и многих других.

  • Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы/ А.Н.Печерская.-М.: Дрофа-Плюс, 2005.-60c.-(Внеклассное чтение).

    В книгу вошли рассказы о героических подвигах: Лени Голикова, Марата Казея, Лары Михеенко, Вали Котика, Зины Портновой, Тани Морозовой, Вити Коробкова и Володи Казьмина.

  • Пинкус М. Серёжка: «Родина» разыскала сводного брата Серёжи Алешкова — самого юного творца Великой победы на Волге/ Михаил Пинкус// Родина: российский исторический журнал.-201.-№2.-С.20-23-(Тема номера. Сталинград 75).-16+.
  • Пионеры-герои: [сборник]: пер. с бел./ сост. В.Зуенок, А.Рокош, П.Ткачев; ил. И.Давидович.-3-е изд.-Минск: Беларусь, 1972.-255с., 4л. ил.
  • Подвигу жить!: Сборник/ Сост. Т.Ведина.-М.: Молодая гвардия, 1975.-168с.

    О мужестве и стойкости детей в годы Великой Отечественной войны. Смертельную схватку с врагом вынесла девочка из Бреста, радист батареи Клава Шаликова, тринадцатилетний Миша Васькин выполнял задания подпольщиков. В ожесточённых боях участвовали детдомовцы во главе с Надей Богдановой. В сборнике есть выдержки из газет военного времени.

  • Подрядчиков Л. Сын: Литературная запись интервью/ Л.Подрядчиков; Литературная запись Т.Кудрявцевой// Дети города-героя: сборник/ сост. А.Л.Мойжес.-1974.-С.365-367.

    Подрядчиков Николай — юный партизан.

  • Пронин Д.В. Истории о пионерах-героях. Зина Портнова/ Д.Пронин; лит. консульт. З.Прилепин; науч. консульт. Б.Иринчеев; худож. П.Чувин.-Санкт-Петербург: Питер, 2017.-23c.: ил.-(Вы и ваш ребёнок).-6+.
  • Скрипка М. Алёша Голосевич: «Покуда бьётся сердце»/ М.Скрипка// Наш Филиппок.-2012.-№1.-С.8-13.-(Герои моей страны).
  • Славкович Д.Ф. «Я вернусь, мама!»…: Повесть/ Д.Ф.Славкович; Пер. с белорус.-М.: Молодая гвардия, 1982.-159с.: ил.-(Юные герои).

    О юном разведчике партизанской бригады Косте Буднике. Повесть написана бывшим партизаном по материалам, собранным следопытами из детской библиотеки белорусского посёлка Узда.

  • Смирнов В.И. Зина Портнова: Повесть/ В.И.Смирнов.-М.: Воениздат, 1980.-223с.: ил., портр.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    О юной героине Великой Отечественной войны Зине Портновой, удостоенной звания Героя Советского Союза.

  • Соболев О.М. Партизанский билет №41: Повесть/ О.М.Соболев.-Москва: Молодая гвардия, 1989.-190с.-(Юные герои).

    В повести, посвященной самым юным солдатам Великой Отечественной войны, нет вымышленных героев. Алик Сакаев и его друзья воевали на самом трудном фронте — в тылу врага. Не всем им суждено было дожить до Победы. Но память о бойцах-пионерах жива.

  • Солодов А.С. Девочка с косичками: Повесть о Зине Портновой/ А.С.Солодов.-2-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1984.-128с.: ил.-(Юные герои).

    О маленькой подпольщице, юной героине Великой Отечественной войны, удостоенной звания Героя Советского Союза.

  • Суворина Е.И. Витя Коробков: [о юном разведчике Восточного соединения партизан Крыма]/ Е.Суворина// Наш Филиппок.-2013.-№5.-С.8-12.-(Герой моей страны).-6+.
  • Суворина Е.И. Витя Коробков/ Е.И.Суворина; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Тихомиров О.Н. В ту пору суровую в Киеве…: Повесть/ О.Н.Тихомиров; Рис. Н.Ушакова.- М.: Молодая гвардия, 1982.-144с.: ил.-(Юные герои).

    Повесть посвящена подвигу юного киевлянина, Кости Кравчука, спасшего в дни фашистской оккупации два полковых знамени и за это награждённого орденом боевого Красного знамени.

  • Торопцев А.П. Володя Дубинин/ Александр Торопцев// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№3.-С.14.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).-6+.
  • Торопцев А.П. Самый юный Герой Советского Союза: [подвиг Вали Котика]// Мурзилка: ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста.-2015.-№2.-С.14.-(Дети — герои Великой Отечественной войны).-6+.
  • Урланис С.И. Толя Шумов/ С.И.Урланис; худож. В.Юдин.-Москва: Малыш, 1980.-26с.: ил.-(Пионеры — герои).
  • Федоров Н.Ф. Мальчик с сердцем солдата; Шура партизанка: воспоминания о пионерах-героях/ Николай Федорович Федоров; лит.запись Б.Н.Никольского; рис. А.Гетманского// Костер : ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина Союза писателей СССР .- Ленинград., 1973 .- №5 .- С.25-27 .- (Так поступают пионеры) .
  • Филиппов Е. Надя Богданова: «Горячее сердце юной партизанки»/ Е.Филиппов// Наш Филиппок.-2012.-№11.-С.6-9.-(Герои моей страны).
  • Филиппов Е. Разведчик Сан Саныч: [о подвигах юного героя ]/ Евгений Филиппов// Наш Филиппок.-2013.-№6.-С.14-17.-(Герой моей страны).-6+.
  • Филиппов Е. Тихон Баран: «За маму, за сестёр, за родную деревню…»: [о подвиге 12-летнего партизана]/ Евгений Филиппов// Наш Филиппок.-2013.-№7.-С.6-9.-(Герой моей страны).-6+.
  • Холопов Г.К. Маленький отважный солдат: [о юном разведчике Юре Сыркове]/ Георгий Холопов; рис. В.Орлова// Искорка: Ежемесячник.-1985.-№5.-С.21-25.
  • Яковенко В.К. Партизанские орлята/ В.К.Яковенко.-М.: Воениздат, 1984.-336с.-(Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

    О мужестве, героизме юных партизан Белоруссии в годы Великой Отечественной войны — Володи Козлова, Кима Баглая, Валентина Филипчика, Вани Саватеева и других рассказывает автор книги, бывший командир партизанского отряда.

Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря!

26.05.2021

Когда-то считалось, что Голиков — пионер-герой. Годы парню уменьшили, возможно, потому что синодик героев первых лет Великой Отечественной нуждался именно в образе пионера — Героя Советского Союза. Без Леонида пионеров-героев было бы двое: на самом деле по возрасту в организации состояли только Марат Казей и Валя Котик.

На эту тему

"Юные мстители".

Видимо, именно поэтому в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации внесены также Леонид Голиков, Зинаида Портнова, Александр Чекалин и Борис Цариков.

Как бы то ни было, величия, значения боевой деятельности Леонида Голикова тот факт, что ему на момент зачисления в партизанскую бригаду было уже 15 лет и он как раз вскоре после этого стал комсомольцем, никак не умаляет.

Короткое детство

Леня родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской губернии в семье рабочих.

Семья жила небогато, так что мальчик закончил только семилетку (по данным некоторых источников — пять классов), хотя учиться ему нравилось и у учителей он был на хорошем счету.

Когда его одноклассники продолжили учебу в школе, мальчик отправился работать на фанерную фабрику №2 Старой Руссы.

Но работать долго тоже не пришлось. Началась война, и уже в августе 1941-го в деревню вошли немцы. Оккупация продлилась полгода — до февраля 1942-го, но тяжких впечатлений оказалось достаточно, чтобы юноша твердо решил бороться. Исполнить свой план он мог только одним способом: присоединиться к партизанам.

Недетская храбрость

Лене было всего 15, и по малолетству ему отказали. Но парень был настойчив и привык добиваться своего, к тому же, по данным ряда источников, один из его школьных учителей дал юноше положительную характеристику, порекомендовав его как надежного.

На эту тему

Дети-антифашисты: маленькие солдаты большой войны

Так это или нет, результат был один: в марте 1942-го Леонида Голикова зачислили бригадным разведчиком 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады, а уже в июле представили к первой награде: медали «За отвагу».

За неполные десять месяцев, которые были отмерены Лене на войну, он много раз под видом местного жителя отправлялся в тыл врага, чтобы получить сведения о размещении немцев, их численности, транспорте и вооружении, благодаря чему партизанам удавалось наносить точечные и эффективные удары по штабам и другим важным пунктам расположения противника.

Послужной список

По отзывам товарищей, в бою Леня был предусмотрительным и даже хладнокровным, старался продумывать свои действия наперед. Однако, когда это было нужно, он действовал молниеносно, умел быстро думать и принимать решения, был отчаянно смелым и часто первым врывался в здания, которые атаковала его группа.

Вспоминали товарищи и его ловкость, умение быстро заметить и захватить самое ценное: документы, оружие, знаки отличия уничтоженного противника. А то, что не удавалось взять с собой, Леня старался укрыть в надежном месте, чтобы за трофеями потом можно было вернуться.

Посмертный портрет Леонида Голикова, написанный в 1978 году с его младшей сестры Лиды Архив ГБУК РО "Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник"

Леонид Голиков участвовал в 27 боевых операциях, лично уничтожил несколько десятков (по разным данным, от 78 до 80) немцев, при его участии было разрушено два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада, подорвано девять автомашин с боеприпасами.

Он сопровождал в блокадный Ленинград обоз с продовольствием, состоящий из 250 подвод.

13 августа 1942 года группа Голикова выполняла задание: занять точку вблизи шоссе Псков — Луга и наблюдать, какой поедет транспорт и какой будет перевозиться груз.

Место выбрали на возвышении — знали, что в этом месте машины замедляют ход и можно рассмотреть, кто внутри. Так и случилось: в машине был человек в белом кителе и еще два офицера. Было ясно, что они могут везти ценные документы.

Машину подорвали, шофера и офицеров удалось уничтожить, захватив перевозимые бумаги. Человеком в парадном кителе оказался генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, а среди добытых документов были инспекционные донесения Виртца руководству, чертежи и описания нескольких образцов немецких мин и другие важные бумаги военного характера.

К ноябрю 1942 года 16-летний разведчик кроме медали «За отвагу» был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» II степени и орденом Красного Знамени.

Герои не умирают и не стареют

В декабре 1942 немцы усилили борьбу с партизанскими группами. Началась крупномасштабная операция, под прицелом которой, конечно, оказался и 67-й отряд, где воевал Голиков.

24 января 1943 года около 30 партизан, измученных преследованием, вышли к деревне Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Убедившись, что немцев в ней нет, решили остановиться на ночь в трех домах с краю.

На эту тему

Рядом с "Волчьим логовом".

Часовых решили не ставить, чтобы не привлекать лишнего внимания. Однако среди деревенских нашлись предатели, которые донесли немцам, в каких именно домах скрываются партизаны.

Острую Луку окружили гитлеровские каратели, среди которых были их местные прислужники и литовские националисты. Партизаны вступили в бой, шестерым из них удалось вырваться из окружения и через неделю, 31 января 1943 года, добраться до регулярных советских войск.

Так и стало известно о последнем бое партизана Лени Голикова. Парня похоронили в родной деревне, но ведь герои не умирают и не стареют. Они живут. А мы просто будем их помнить. 

2 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Именем Лени Голикова по всей России названы детские лагеря, школы, улицы, корабли, клубы юных моряков, ему установлены памятники и бюсты. Вместе с другими юными героями Леонид Голиков стал прототипом одного из персонажей российско-японско-канадского анимационного блокбастера «Первый отряд».

Юлия Острогожская

Автор выражает благодарность за помощь собственному корреспонденту ТАСС по Новгородской области Ирине Евдокимовой.

При подготовке текста использовались материалы и документы: 1. Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л.: Лениздат, 1970. 2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. — М.: Воениздат, 1987–1988. 3. Советская военная энциклопедия. Военное издательство Министерства обороны СССР, М., 1979. 4. «Псковщина партизанская». Воспоминания участников партизанского движения. Лениздат, 1979. 5. «Великая Победа». Под общей редакцией С. Е. Нарышкина, А. В. Торкунова. Т. 7. Издательство «МГИМО–Университет», 2015. 6. Подвиг Лени Голикова: информационный аннотированный буклет /МБУ «Детская библиотека»; сост. Т. Хныкина. Чаплыгин, 2020. 7. Государственный архив новейшей истории Новгородской области. 8. Корольков Ю. М. Партизан Леня Голиков. — М.: Молодая гвардия, 1985, 9. Энциклопедия «Всемирная история». 10. Патриотический интернет-проект «Герои страны». 

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!

Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Для нас важно сохранить память о войне. Она живет в книгах, рассказах старших, документах, фотографиях, письмах, сердцах.

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали пионеров огненных сороковых годов на защиту Родины. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. И их юные сердца не дрогнули! Их детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было так. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.

Азановская сельская библиотека приняла активное участие в акции «Прошла через детство война», объявленной Республиканской детской библиотекой. Была оформлена выставка «Мальчишки в 41-м», посвященная юным участникам войны.

На мероприятиях были прочитаны три произведения о юных героях. В третьем классе был прочитан рассказ Г. Набатова «Зина Портнова». После прочтения ребята поделились впечатлениями о рассказе. Многие рассказали о своих бабушках и дедушках, которые воевали на войне или трудились в тылу.

5 мая библиотека пригласила 5 класс на чтение рассказа Г. Наджафова «Валя Котик». Была показана презентация о пионерах-героях. Затем ребятам предложили взять книги с выставки «Мальчишки в 41-м» и написать отзыв о них.

az28 мая в гости в библиотеку пришел 6 класс. Им также была представлена презентация о пионерах-героях и прочитан рассказ Ю. Королькова «Леня Голиков». Ребята взяли книги о юных партизанах, чтобы самим прочитать и окунуться в те тяжелые годы для нашей страны, прочувствовать и пережить все невзгоды, которые выпали на долю юных защитников Родины. Их тоже попросили написать отзывы о прочитанных книгах.

Вот отзыв по книге А. Гребинина «Вера Иванова» ученицы 5 класса Азановской средней школы Цинцеровой Анастасии.

«Я читала книгу про девочку, которая участвовала в войне. Книга называется «Вера Иванова». Ее написала А. Гребенина в 1970 году. Мне очень понравился рассказ, потому что такая маленькая девочка не испугалась войны, помогала раненым солдатам.

Жила девочка по имени Вера. Когда началась война, ей была 3 года. Ее отец ушел на фронт. Вскоре дошла весть, что Верин отец умер. Тогда на войну отправилась Верина мама, а с нею и Верочка. Веру полюбили в штабе и ей подарили куклу. Вскоре мама погибла. Девочка стала сироткой. И вот однажды Вера несла письмо солдатам и встретила по дороге дяденьку. Он ее расспрашивал, откуда и куда она идет. Вера испугалась и убежала в штаб. Рассказала, что ее расспрашивал незнакомый. Солдаты побежали с Верой на то место, где она встретила дяденьку. Это был здешний офицер. Он похвалил девочку за то, что она не раскрыла тайну.

Автор в своем произведении хочет показать читателям, что воевали даже дети. Никого не пощадила война. Больше всего из героев мне понравилась Вера, потому что она смелая, ничего не боится. Смогла помочь двум раненым. Вера — бесстрашная девочка.

Мне понравился эпизод, когда главная героиня поползла за водой. Не испугалась даже вражеского танка. Добралась до леса и принесла воды солдату. Это настоящий подвиг.

Книга учит тому, что надо помогать людям в трудную минуту. Быть сильным, бесстрашным. Я бы порекомендовала прочитать эту книгу девочкам и мальчикам, которые не знают о войне ничего. Ведь о ней должен знать все. Это наша история».

30af9bdde02fВ преддверии Дня Победы мы побеседовали с ребятами разных возрастов о том, что им известно о событиях военных лет. Желающие могли рассказать о своих воевавших родственниках. Мы практически не редактировали ответы ребят. И вот что в итоге получилось. Выводы каждый сделает свои…

Даша, 12 лет

Я хочу рассказать о своём прадедушке, Белокобыльском Константине Димитриевиче. Он пошёл на войну в 1942 году, там голодал. Попал в плен, был ранен. Чудом бежал. В одной маленькой деревне его выхаживала женщина, давала по чуть-чуть еду. Потом он ушёл на передовую. В 1945 году он пришёл с войны, а в 1947 на железнодорожных путях спас женщину, сам же попал под поезд.

Ещё у меня бабушка Ольга родилась в войну, в 1943 году. Она очень часто болела, ни одного класса не закончила — не ходила в школу, до сих пор не умеет писать, читает по слогам. Не разговаривала до трёх лет. С малых лет была пастухом, а ещё нянчила чужих деток. Однажды мама понесла её к батюшке, и тот сказал, что девочка хоть и худенькая, но «мясо нарастёт». Так и вышло: бабушка до сих пор жива. Она с детства верила в Бога, молилась. Всем так и говорит, что только Боженька помог ей выжить.

А дедушка Николай рассказывал, что когда он был маленьким, у них поселились немцы. В семье было 9 детей. Фашисты называли маму «свиноматкой», а детей заставляли танцевать под губную гармошку. Тех, кто отказывался, топили в бочке с водой.

— А дедушка вспоминал это с ненавистью — или простил этих людей?

Просто рассказывал, как было.

— А у тебя самой какие впечатления сложились о войне?

Это страшно! Голод, немцы издевались над людьми…

— Как ты думаешь, что помогло людям всё это пережить?

Вера. И надежда.

Юра, 11 лет

Я хочу рассказать о дедушке. Краснопольский Степан Алексеевич. Он воевал во время Великой Отечественной войны — был пехотинцем, дошёл до Берлина. После войны вернулся домой, построил дом и посадил сад, который до сих пор растёт и даёт плоды. А в доме мы до сих пор живём. Ещё у меня была бабушка, Антонина Георгиевна. Она была медсестрой, помогала больным и раненым во время войны и после.

— А о самой войне что знаешь, что можешь рассказать?

Это была ужасная, самая большая война, в которой участвовали все страны против одной Германии. Тогда был очень большой голод, некоторые умирали. Родители меня учат, что нужно уважать тех, кто умер во время Великой Отечественной войны, и тех, кто прошёл её.

— Когда началась война, помнишь?

Мы ходим на могилу к дедушке, кладём цветы. Ещё ходим к памятнику, в сквер Героев.

Алина, 13 лет

Мой прадедушка, Поляков Василий Кузьмич, был участником Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи в октябре 1941 года его забрали в школу радистов, после чего он служил на Карело-Финском фронте радистом. Он участвовал в освобождении Прибалтики и Германии. Воинское звание — командир отделения связи. Он имел боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», много юбилейных медалей. После окончания войны он жил в родном селе в Воронежской области. Умер в 2006 году в возрасте 86 лет.

Мой второй прадедушка, Грищенко Сергей Дмитриевич, воевал в армии Ватутина с 1943 года. Он был командиром взвода разведчиков, был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и юбилейными медалями. Войну закончил в Праге, умер в 1970 году, в возрасте 45 лет.

— Откуда ты в большей мере получила представления о войне: из школы, из рассказов родителей?

У меня есть прабабушка, она рассказывала многое, ещё от дедушки многое узнала.

— А прабабушка участвовала в войне?

Она её видела, но не участвовала, была ещё маленькая.

— В школе уделяется внимание этой теме?

Очень мало.

— Но самые элементарные моменты учили ведь? Когда началась война, когда закончилась?

Мы ходим возлагать цветы на курган Славы.

Даша, 10 лет

В 1945 году советскими войсками была одержана победа над фашизмом. Тогда была очень страшная война. Два моих прадедушки участвовали в ней. Один из них был партизаном, пропал без вести, а другой получил очень серьёзную травму — остался без руки.

— А как звали дедушек?

Не помню.

…Сейчас началась опять война, только гражданская. Не хочется, чтобы была ещё одна война, достаточно одной мировой. Мы хотим все миру! Чтоб всё было хорошо.

— Даш, расскажи, откуда ты знаешь о том, что это была за война?

Когда родители расскажут, когда в школе объяснят.

Мы ходим на парад, потом приходим домой и празднуем. Ходим в сквер возлагать цветы.

Есть такая крылатая фраза, что День Победы — это «праздник со слезами на глазах». Как ты думаешь, почему его так называют?

Потому что в этот день вспоминают тех, кто погибли, своих родных, например.

— А ты помнишь, сколько лет продлилась Великая Отечественная война?

— Ты учишься в воскресной школе — скажи, доводилось бывать на панихиде в храме 9 мая?

Пока нет.

Алекса, 9 лет

Алекса подготовилась к интервью очень основательно. Помимо сообщения о своём знаменитом прадеде, Ковалёве Михаиле Алексеевиче, дважды кавалере ордена Красной Звезды, кавалере ордена Отечественной войны I и II степени, также награждённого медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и множеством юбилейных, — она принесла цветные копии документов о присуждении самых ценных наград.

— Расскажи, что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

Погибло много людей. Разрушили все города. Война произошла от зависти. Мне рассказывали, что немцы завидовали тому, что у Советского Союза так много ресурсов, и они напали без предупреждения. Вторглись очень рано утром и начали бомбить. По радио передавали о начале войны.

— Помнишь, сколько лет длилась война?

В школе мы будем устраивать концерт — будет песня и слова поздравительные. С семьёй раньше ходили на митинг, цветы возлагали. Но не знаю, как в этом году будет. Такая ситуация в стране…

Вадим, 10 лет

Я знаю, что немцы вторглись и хотели захватить Донбасс. Сделав это, перевозили к себе весь уголь. А на людей, которые оставались в шахте, сбрасывали вагонетки, чтобы убить их.

— Откуда у тебя такая информация?

Мне бабушка рассказывала.

— Понятно. А что ещё можешь рассказать?

Знаю, что когда наши войска уходили, то ставили мины. А немцы, когда шли, по этим минам пускали русских пленных, которые подрывались на них. Тогда немцы могли пройти свободно. Ещё знаю, что когда захватили нас, дети установили свой закон: они подрывали немцев, которые ездили на мотоциклах, и забирали у них оружие и всё остальное — еду, например. Это тоже мне бабушка рассказывала. Это было там, где она жила.

Ещё знаю о том, что под Одессой немцы сделали свою взлётную площадку. Она была настолько железная, что наши самолёты не могли разбомбить её. Потом, уже в мирное время, бабушкин сын пошёл туда с друзьями — и они подорвались на мине. Бабушкиному сыну попало в голову, он побежал домой, но тогда лекарств не было таких, как сейчас, и они пошли к соседке и промыли рану вином, потом забинтовали.

— А как бабушку зовут?

— Она жива ещё, вы с ней общаетесь?

Да. Но она не застала войну — ей обо всём дедушка рассказывал.

То есть в вашей семье эти истории передаются из поколения в поколение. А вот день Победы вы отмечаете как-то?

У нас отмечают: ходят, покупают цветы, кладут на памятники погибшим.

Дима, 11 лет

— Дима, о каких событиях Великой Отечественной войны ты хотел бы рассказать?

О подвиге Алексея Матросова. 25 июня 1941 года на Советский Союз напали немцы. Они не предупреждали мирных жителей о нападении, и потому людям не удалось убежать. У них захватили всё, что возможно: еду, вещи, весь скот. Они (немцы) двигались по всему Советскому Союзу.

В 1938 году родился Алексей Матросов. Он был очень хорошим воином. В 1944 году вместе с товарищами ему было приказано уничтожить три вражеских дота. За дотами находилась крепость, которую занял немецкий барон. Доты защищали его. Барона нужно было уничтожить. Наши солдаты уничтожили пушки в двух дотах, а третий никак не удавалось. И тогда Алексей Матросов своим телом закрыл пушку. После его смерти Иосиф Сталин наградил его звездой Красного ордена и званием героя Советского Союза.

Кроме Алексея Матросова были и другие знаменитые герои. Например, сын Иосифа Сталина Василий Сталин, который родился в 1935 году. В 1942 году его дом атаковали, ему с отцом пришлось спасаться. Они спрятались в хорошо укреплённом военном комплексе. Но в 1945 году отца Иосифа сильно ранили, поэтому мальчику Василию пришлось записаться на работу, чтобы вылечить отца.

— Скажи, откуда ты черпал всю эту информацию?

Из семьи, у бабушки узнал.

— А бабушка была участницей войны?

— А как у вас в семье празднуют День Победы?

Мы ходим класть цветы на памятники погибшим воинам, возле КСКЦ «Стирол» и памятника-танка.

— Тебе не скучно в этот праздник — ходить куда-то, цветы возлагать?

— Смотришь ли ты фильмы на военную тематику (я имею в виду Великую Отечественную)?

Почти каждый день смотрю.

— И что тебя в них привлекает?

Как наши побеждают немцев.

Как ты думаешь, благодаря чему нашим удалось победить? Ведь фашистские войска превосходили нас во всех отношениях: и в плане техники, и подготовки, и оружия…

Потому что немцы были каждый сам за себя, у них не было дружбы, а наши были дружны, всё делали вместе — поэтому и победили.

Юля, 16 лет

— Юля, что тебе известно об истории Великой Отечественной войны? Откуда ты получала информацию о ней?

Из школы, от бабушек и дедушек.

— И какая картина сформировалась у тебя о том времени?

Печально всё очень. Война, люди умирают…

— А как война коснулась именно вашей семьи?

Отец моей прабабушки ушёл на войну. У них было шестеро детей. Через год его убили. Мать тоже умерла от болезни. Дети остались сиротами. Был голод, старшие дети стали тоже болеть, в результате все умерли, кроме бабушки и ещё одного ребёнка.

— Они жили в Горловке?

Нет, в России. Из других родственников тоже все уходили на войну, но никто не вернулся.

— Какие страницы из истории Великой Отечественно войны тебе известны?

— Ну вы же изучали по истории этот период. Что вам рассказывали?

Что без предупреждения напали…

— А когда это было?

В 1939 году.

— А напали со стороны каких республик?

Не помню.

— Может быть, помнишь какие-то значимые битвы?

За Сталинград.

— А что она решила, эта битва?

Я плохо знаю историю, мы её очень мало в школе изучаем — всего час в неделю, «галопом по европам».

— Понятно. Тебе 16 лет. Ты и твои ровесники смотрите фильмы о войне?

— У вас в семье есть какие-то традиции, связанные с Днём Победы? Как проходит этот день?

— А цветы возлагать доводилось на могилы павших солдат?

Да, с одноклассниками ходили.

— А инициатива чья была?

Беседовала Екатерина Щербакова


1.
Победа ценой жизни. Сталинградская битва

В Великой отечественной войне особенное значение
имела Сталинградская битва. Сражения происходили
между реками Волга и Дон с 1942 года и
продолжались около 200 дней. Нашими солдатами в
битве за Сталинград командовал маршал Жуков.
Войска немцев пыталась захватить Сталинград,
чтобы пользоваться нефтью Кавказа, заправлять
свои боевые машины, танки и самолеты. В ходе
боев погибло много солдат и наших и немцев, было
уничтожено огромное количество танков и
самолетов. Это были одни из самых кровопролитных
сражений. Благодаря стойкости и героизму, нашим
солдатам удалось взять в окружение шестую
танковую армию немцев и разгромить ее.

Ахмедов Влад


2.


Детство, опаленное войной

Я
совсем не случайно выбрала тему для сочинения «Детство,
опалённое войной», ведь я тоже ребёнок, мне только 9 лет, и как
прекрасно, что я не знаю, что такое война. Нет, знаю, конечно,
но только из рассказов взрослых и из книг, которые читала,
фильмов, которые смотрела.

По моему мнению, война – это самое страшное слово на Земле, это
взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, при чём часто ни в
чём не повинных, гибель целых народов. Война приносит горе всем
людям: и тем, кто её начинает, и тем, кто защищает свою Родину,
но больше всего от войны страдают дети.

Вибе
Кристина

3.

Сердцем прикоснись к подвигу


(по мотивам литературных произведений о войне)

Война…
Это страшно…Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям
послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Она
всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный
порядок вещей. Война — ад, «мясорубка», перемалывающая
человеческие жизни, коверкающая людские судьбы.

О Великой Отечественной войне написано большое количество книг.
Я хочу рассказать об одной из них, которую недавно прочитала.
Это повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».

Ганиева Алина

4.
За Родину

Июль
2006г. Мне 7 лет. Я с мамой и папой проездом в городе
Волгограде. Мы гуляем по извилистым дорожкам парка. Вдруг я вижу
большую каменную глыбу и не понимаю: что это? Приглядываюсь, а
это большая тётенька с мечом. Папа объясняет мне, что это
памятник и называется он Родина – Мать. В тот день я видела ещё
много разных памятников, разрушенный дом, надписи на стенах
домов, значение которых мне было не понятно… Было всё красиво,
спокойно, и радостно. Ведь рядом мои близкие, мои любимые.

Гибаева Диляра

5.
Детство, опалённое войной

Война 1941 принесла много горя не в одну семью, вряд ли можно
найти семью, которую бы эта страшная война обошла стороной. У
кого-то на это войне погиб отец, брат, муж. В это нелегкое время
тяжело приходилось женщинам, которые остались без опоры и
справлялись со всеми трудностями сами. Нельзя забывать и о детях
этого времени, у детей этих не было детства.

Абдразакова Диана

6.



«Герои войны рядом с нами»

Совсем
недавно я познакомилась с ветераном Великой Отечественной войны,
Надеждой Георгиевной Набоких. Сейчас ей 86 лет. Я впервые
увидела её 3 года назад, когда мы с мамой пришли к Надежде
Георгиевне в гости, чтобы поздравить с Днем победы. Мама
познакомилась с ней, когда лежала в больнице. У Надежды
Георгиевны была героическая жизнь.

Дурманова Анастасия

7.
Пионеры-герои

2010 год — знаменательный год в нашей жизни. 65 лет назад
закончилась самая кровопролитная война ХХ века. Советские люди
защитили от фашистской чумы не
только свою родину, но и весь
мир. С первого дня Великой Отечественной войны наш народ
боролся с врагом. Среди взрослых были и дети, например, Лёня
Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Именно эти
четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского
Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) — юная партизанка, член
подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»;
разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на
временно оккупированной территории Белорусской ССР.

Карелина Екатерина

8.

Что я знаю о
войне

22
июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно
напала на советский союз. Нарушив Советско-Германский договор о
ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну
против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния.

В
апреле 1940г. в Германии был разработан план «Барбаросса»,
который предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Немцы
планировали за 1,5 – 2 месяца разгромить красную армию,
захватить Москву и Ленинград, выйти на линию г. Архангельск – р.
Волга. Мощными ударами по индустриальному Уралу, закончить
войну.

Мицых Александр

9. Не
забывай подвиг солдат

Мои папа и мама каждый год ходят со мной на Парад Победы, это
всегда бывает 9-го мая. Сегодня я хочу написать о том, что
рассказала мне мама о войне. Я много интересного узнал о войне,
готовя эту статью, я понял самое главное — подвиги в Великой
Отечественной Войне были на каждом шагу. Даже дети были
героями.

Поляков Егор

10.

Детство,
которого не было!

1941-1945 годы! Великая Отечественная Война — это
трагические годы из истории нашей Родины. Для нас это
черно-белая хроника давно минувших событий. Ни одной семьи нет,
где бы войне не оставила свои тяжелые, незаживающие раны, она
искалечила миллионы судеб. Все мы знаем, что Великая
Отечественная война была очень страшной для всех людей, которые
жили в 1941 -1945 годы, но особенно её боялись дети.

Когда читаешь личные воспоминания бывших несовершеннолетних
узников фашистских концлагерей, несовершеннолетних подневольных
рабочих |||- го Рейха или несовершеннолетних детей,
оказавшихся в оккупации, то мороз по коже пробегает.

Слепухова Виктория

11.
Страшные годы войны

22 июня 1941 года германские войска напали на нашу страну. А
в середине сентября, после 80 дней неудачных попыток, фашисты
отказались от первоначального плана взятия Ленинграда штурмом и
начали блокаду города.

Враг подошёл настолько близко, что обстреливал из пушек все
ленинградские улицы, а на фронт можно было доехать на трамвае.

Цеха
заводов опустели, потому что все рабочие ушли на фронт. Они
стали солдатами и матросами. К станкам встали старики, женщины и
подростки.

Германюк
Владислав

12.
Битва за Москву

Великая
Отечественная Война — это огромная душевная рана в человеческих
сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю
человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.
Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие и дети.
Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих
товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор
гитлеровской армии, присвоили звание героев. Много вытерпел
российский народ в эти четыре года.

Журавлёв Кирилл

13.
Всё — для фронта, всё — для победы

Отечественная Война…я проговариваю эти слова и перед
глазами возникают сцены из кинофильмов, картинки из книг про
войну. Об этом великом событии прошлого века я, человек девяти
лет, знаю благодаря телевидению, книгам, рассказам моих бабушек
и дедушек о том как их родители жили и воевали в то страшное
время. Это мои прадеды. Их я видел только на фотографиях. Старые
черно-белые фотографии бравого командира дивизиона реактивных
установок «Катюш» майора Сироткина Дмитрия Константиновича. На
всех военных фотографиях мой прадед в военной форме. Подтянутый
и серьезный. В его взгляде спокойствие и уверенность. Я хочу
быть похожим на него. Хотя у нас почти одинаковые прически.
Раньше эта стрижка называлась «полубокс», а сейчас «теннис».

Спасенников
Иван

14.
Небо покоряется сильным

В
раннем детстве я засыпала очень плохо. Ни укачивание, ни
колыбельные не помогали. И тогда на помощь пришли военные песни.
Стоило маме их запеть, и я успокаивалась. Так моими колыбельными
стали «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек». Я подросла
и научилась засыпать самостоятельно, но по-прежнему часто
просила маму спеть о войне. И однажды услышала строчки, которые
удивили меня:

И сказал
солдат, что лежал без ног:

Мы с тобой,
сестра, еще станцуем!

Степанова Алёна

15.
Всё — для фронта, всё — для победы

Мне
довелось родиться в мирное время в мирной стране. Но в нашей
семье каждый год в День Победы вспоминают ветеранов, благодарят
за предоставленную возможность жить, жить без войны. Мой прадед
Шестаков Анатолий Васильевич воевал с Японией – союзником
фашистской Германии. Он был тяжело ранен, но вернулся домой
живым, продолжая приносить пользу своей стране, трудясь в поле,
выращивая хлеб. Поэтому мои родители знают о тяжёлых военных
годах от участника тех страшных событий – моего прадедушки.

Шестакова
Анастасия

16.
Курская битва

9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Победы над
фашизмом. За нашу спокойную жизнь сложили свои головы десятки
миллионов солдат и офицеров Красной Армии, пострадали ни в чем
неповинные мирные граждане. Но спасли нашу Родину солдаты,
сохранили ее для нас, живущих в

XXI
веке. И мы, потомки тех, кто вершил эту победу, просто
обязаны знать историю Великой Отечественной войны, героев войны.

Шорин Артём

17.


Баллада о коротких штанишках

18. Татьяна Николаевна Савичева

Когда мы жили в Санкт –Петербурге, нам рассказывали про одну
замечательную девочку, которая вела дневник в годы Великой
Отечественной Войны. В 9 листочках, 42 строчках были показаны
все ужасы войны.

Попова Анастасия, 9а

19. Если бы я воевал на войне…

Война – это плохо! Это смерть, это кровь, это разрушения. В моём
представлении война – это пушки, снаряды, много убитых и раненых
солдат, в их глазах – страх, боль, ненависть к врагам. Если бы,
я попал на войну в 1941 году, то был бы лётчиком, бомбил бы
проходы к немецким флангам.

Сухоногов Леонид
,

Немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

Первоначально нам было интересно узнать

, знают ли школьники даты Великой Отечественной и Второй мировой войны. Как выяснилось, многие школьники путаются в датах начала второй мировой и Великой Отечественной войны.

— А разве это не одно и то же? — удивилась нашему вопросу ученица 6 класса 22 школы Аня Андреева
.

По мнению ее одноклассницы

Алсу Шигабутдиновой, 22 июня 1941 года — дата начала Второй мировой войны. Другие школьники искренне признавались: «не знаю» и «не помню». И лишь единицы вспомнили о 1 сентября 1939 года. Зато выснилось, что годы начала и окончания Великой Отечественной войны знают практически все: с 1941 по 1945 год. И добавляют, что немцы хотели одержать быструю победу, но у них ничего не вышло.

В Великой Отечественной русские одержали победу над французами, которые были союзниками Германии

Смотря голливудские боевики

о второй мировой войне, иногда складывается впечатление, что войну выиграли американцы с англичанами, поэтому мы задали школьниками вопрос: кто одержал победу в Великой Отечественной войне. Шестиклассница из 39 школы Аня Иванова предположила, что победу одержали русские над французами, чем, слава богу, вызвала смех одноклассников.

— Вы, что смеетесь! — даже возмутился один из наших респондентов — семиклассник из 54 школы Гриша Мартынов
. — Конечно, наши! Большинство школьников также отвечали: «наши», СССР, Россия.

Среди союзников СССР ребята вспомнили

Америку, Британию, а на стороне Германии — Австрию (путали с Австралией), Италию и Испанию. Ученик гимназии № 1 Влад Антонов приписал к союзникам немцев в том числе и Францию. Остальные кроме СССР и Германии не вспомнили ни одного из участников.

Гитлер — вражеский шпион, а Сталин с усами — помог выиграть войну

Следующий вопрос

, который мы задали школьниками звучал так: кто такие Сталин и Гитлер?

— Гитлер — главный из немцев, вражеский шпион, — поделилась своим мнением шестиклассница из 22 школы Наташа Васильева
.

— Сталин — он такой с усами, помог выиграть войну, — поддержала свою одноклассницу Алсу Шигабутдинова
.

— Гитлер нам был враг, замечательный полководец, стратег, а наш Сталин был жесткий человек, — высказался семиклассник Гриша Мартынов
.

— На стороне немцев был Адольф Гитлер. Он когда пришел во власть, то решил завоевать весь мир, —поделился познаниями шестиклассник Сергей Павлов
.

— Адольф Гитлер, самый главный у немцев — человек со своими принципами, у него была своя политика-фашизм. Еще у него была собачка Блонди и любовница Ева Браун, — углубил тему девятиклассник гимназии № 1 Артем Быков
. — А Сталин был у нас предводителем, первый секретарь. — Сталин — правитель Советского Союза, Гитлер — прямой враг Сталина, который без предупреждения напал на Советский Союз, — почти правильно, но в несколько упрощенной форме высказался семиклассник 59 школы Никита Ландышев.

Большинство же опрошенных школьников

ограничились фразой: «Сталин был за Россию, а Гитлер — за немцев».

Знаю про Сталинград, а про дом Павлова слышу в первый раз

На наш следующий вопрос

о том, какие сражения и каких полководцев вы помните, большинство опрошенных школьников называли Сталинградскую битву. На вопрос: знают ли они, например, про дом Павлова, никто из школьников не смог ответить утвердительно. Единицы знают о сражении при Прохоровке, Курской дуге и битве за Берлин, а также прорыве блокады Ленинграда. Из полководцев на слуху оказался только Жуков. Большинство не вспомнили ни одного военачальника времен Великой Отечественной войны. Правда, среди опрошенных были и те, кто смог назвать такие имена, как Рокоссовский, Конев и Малиновский, среди них оказался девятиклассник из 39 школы Роман Индейкин.

Партизаны — это люди, которые молчат и не «сдают» русских

Мы спросили школьников о партизанах

. О героической партизанке Зое Космодемьянской, погибшей от рук фашистов, вспомнили только единицы. Хотя со словом «партизаны» ребята знакомы.

— Это шпионы — разведчики, они ходили и смотрели, — так ответила на вопрос Алсу Шигабутдинова
.

По мнению шестиклассницы

из 39 школы Карины Пикусовой, партизаны — это люди, которые убивали наших солдат, чтобы победить.

— Партизаны — люди, которые молчат, они не «сдавали» русских, — высказал свое мнение семиклассник Гриша Мартынов.

По мнению пятиклассника Жени Долганова

партизанские отряды создавались специально и помогали солдатам воевать против немцев. А восьмиклассник Влад Антонов добавил, что партизаны скрывались в лесах, подрывали немецкие танки и поезда.

Блокада Ленинграда продолжалась 3 месяца, и ели там хлеб с известкой

О трагичной судьбе ленинградцев

в годы Великой Отечественной войны, как оказалась, знают практически все опрошенные дети.

— Немцы сожгли все припасы еды и заблокировали город, — рассказала нам шестиклассница Аня Андреева
. — Люди страдали от голода и многие погибли.

Её практически в точности
повторил шестиклассник Сергей Павлов.

По мнению Ани Ивановой

, шестиклассницы из 39 школы, «Ленинград оказался в засаде на 3 месяца, и ели там хлеб с известкой».

Многие школьники слышали и про «дорогу жизни» по Ладожскому озеру.

— Этой дорогой провозили запасы в блокадный Ленинград, — вспомнил восьмиклассник Влад Антонов
. — Она была зимой.
А семиклассник Никита Ландышев добавил, что люди покидали Ленинград на лошадях, чтобы уехать в другой город, чтобы защититься.

Чем моложе были наши респонденты
, тем больше затруднений у них вызывали наши вопросы. Однако, если подумать, пожалуй, не стоит судить их слишком строго за скудные знания о Великой Отечественной войне. Уже 68 лет мы живем под мирным небом, не знаем о голоде и страхе ночных бомбежек, мы не думаем о тяготах войны. Наши дети не знают, чем должны заниматься партизаны, и что значит жить в окруженном врагом городе даже не 3 месяца, а 900 дней. Но, может быть, это и к лучшему. Разве не за это сражались наши отцы и деды?

22 июня солнце светило по-летнему жарко, медленно летел тополиный пух, в сквере неспешно прогуливались пары, одетые по моде конца 30-х годов, а на главной сцене пели песни довоенных лет. Ощущение было такое, как будто машина времени перенесла на 75 лет назад, в начало пока ещё мирного лета 1941 года.

На сцене в парке артисты исполняли знаменитые романсы, зрители — и взрослые, и дети — подпевали, некоторые даже танцевали вальс вместе с участниками общества исторического танца.

В стороне от концерта мальчишки с интересом разглядывали оружие времён Великой Отечественной войны, примеряли каски солдат и смотрели в военный бинокль.

Дети с интересом разглядывали выставку. Фото: АиФ/ Елена Иванова

«На выставку мы принесли макеты оружия военного времени: карабин Мосина, снайперскую винтовку, ручной пулемёт системы Дягтярёва, — рассказывает Александр ИВАНОВ, член военно-исторического клуба «Наследие». — Всё оружие участвовало в боях, и из него наверняка убивали фашистов, но позже оно было списано, его переделали в макеты, которые не стреляют».

Пока тем, кто заинтересовался оружием, рассказывали про винтовки и пистолеты, другие ребята слушали о судьбах партизан, их ровесниках, которые мужественно воевали с врагом.

«Я и не знала, что Леонид Голиков, которому было всего 16 лет, воевал наравне со взрослыми, — удивляется двенадцатилетняя Алёна ПЕТРОВА. — Сегодня нам рассказали, что он стал Героем Советского Союза, но не успел получить награду, погиб».

Проверить свои знания о Великой Отечественной войне дети смогли в исторической игре. Ребят разделили на команды, которые соревновались между собой. На один из вопросов, каких вы знаете пионеров-партизан, из толпы детей робко выкрикивали: «Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин».

Позабыть нельзя

Но среди зрителей концерта были и те, кто не знал, по какому случаю проходит мероприятие. Молодая мама с малышом на руках искренне удивилась, что 22 июня — это день начала Великой Отечественной войны. Правда, пообещала запомнить эту дату.

«Вместе с командой помощников мы решили в День памяти и скорби, в день начала ВОВ не просто провести концерт, а напомнить детям и взрослым о важных событиях кровопролитной войны, — рассказал Евгений ЛЕБЕДЕВ, депутат Совета депутатов Новосибирска. — Молодое поколение, к сожалению, мало знает о ней, ведь патриотическому воспитанию сейчас уделяют мало внимания. Именно поэтому мы своими силами решили организовать концерт, выставку, историческую игру и показать короткометражный фильм «Фронтовые строки-2». После премьеры фильма все актёры и зрители получат в подарок книгу «Фронтовая повесть», её мы позже передадим в библиотеки района».

Дети уже заканчивали историческую игру и спорили о том, кто победил, когда внезапно из колонок прозвучало сообщение о начале войны. Голос Левитана, как и 75 лет назад, сообщил о том, что без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. «Мороз по коже!» — призналась девочка-подросток своей подруге. После этого все участники мероприятия выпустили в воздух около сотни белых шаров в память о тех, кто первым погиб от рук фашистов, кто защищал границы страны.

Детям рассказали о начале войны. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Когда со сцены зазвучали песни военных лет, на глазах у зрителей появились слёзы. «Я родилась в 1937 году в НСО, но войну помню, — делится Ирина ФИЛИППОВА, пенсионерка. — Мы, дети, не доедали, наши старшие братья и сёстры работали в колхозах и на заводах всю войну».

  • Рассказ леонида андреева предстояла кража
  • Рассказ леонида андреева бездна краткое содержание
  • Рассказ леонида андреева кусака
  • Рассказ ленин и печник
  • Рассказ леонида андреева большой шлем