Рассказ лекция объяснение экскурсия относятся к группе

в статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями




В статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии, описывают специальные методы и приемы обучения с учетом особых образовательных потребностей детей, рассматривают различные формы работы учителя на уроках в инклюзивном классе.



Ключевые слова:



обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, инклюзивный класс, специальные методы и приемы обучения.

В последние годы в российской системе образования создаются специальные условия для совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) с их сверстниками в условиях общеобразовательного класса. Инклюзивное образование предъявляет особые требования к деятельности педагога по организации учебного процесса. Учитель находится в постоянном поиске не только эффективных методов и приемов обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, но и решений по созданию для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, показывает, что исследователи в зависимости от используемых теоретических подходов, определяют ее по-разному. С позиции личностного подхода готовность педагога к инклюзивному образованию детей определяют как «совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности» [9, с. 9]; как профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки и потребности на осуществление инклюзивного образования детей, проявляющееся в специальных знаниях, умениях и навыках реализации инклюзивного образования, в направленности сознания педагога и в его способности выполнять профессиональную деятельность по осуществлению полноценного обучения и воспитания ребенка в условиях инклюзивного образования [4]. Согласно С. В. Алехиной, М. Н. Алексеевой, Е. Л. Агафоновой готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования включает профессиональную и психологическую готовность [2]. В. В. Хитрюк, помимо указанных видов готовности, выделяет социальную готовность, которую трактует «как желание и умение общаться и взаимодействовать с детьми с ОВЗ в условиях включенного обучения» [8, с. 104].

В ряде научных исследований рассматривается готовность педагога к инклюзивному образованию с позиции компетентностного подхода (Т. Г. Зубарева, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк и др.). В научной публикации В. В. Хитрюк инклюзивная готовность определяется как «сложное интегральное субъектное качество личности, опирающееся на комплекс компетенций и определяющее возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях» [8, с. 104]. В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарева в содержание инклюзивной готовности педагога включают систему академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, определяющих способность и готовность к успешной реализации функций профессионально-педагогической деятельности и достижения образовательных результатов с учетом потребностей всех субъектов инклюзивного образовательного пространства [7]. Особое внимание в инклюзивной готовности педагога уделяется личностной компетенции, которая понимается, как «способность брать на себя ответственность за собственную личность и за других, а также способность и желание осмысливать собственные действия и действовать с этической точки зрения» [1, с. 3]. В исследовании И. Н. Хафизуллиной вводится понятие «инклюзивная компетентность», которое определяется автором как интегративное личностное образование, позволяющее осуществлять в процессе инклюзивного обучения профессиональные педагогические функции с учетом разных образовательных потребностей детей [6].

При организации урока в инклюзивном классе учителю необходимо использовать специальные методы и приемы для обучающихся с ОВЗ.

Следует отметить, что метод обучения представляет собой способ педагогического воздействия, имеющий определенные цели и задачи. В зависимости от теоретико-методологических подходов в специальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения.

С позиции целостного подхода к процессу обучения Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов. Первая группа представляет методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и включает в себя словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний); индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); самостоятельная работа учеников под руководством учителя. Во вторую группу входят методы стимулирования и контроля, а в третью группу — методы контроля и самоконтроля [5].

В основе классификации методов обучения, предложенной В. А. Онищук, лежат виды деятельности учителя и учащихся. Автором выделены следующие методы обучения: коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий, контрольный [5].

Особенности развития мыслительных операций, речи, памяти и внимания обучающихся с ОВЗ не позволяют использовать полностью какую-либо классификацию. Поэтому в системе коррекционного обучения необходимо опираться на наглядные, словесные и практические методы. С позиций коррекционной дидактики эти методы обучения описаны в работах А. Н. Граборова, Г. М. Дульнева, И. Г. Еременко и др.

К наглядным методам относятся наблюдение и демонстрация. Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта или явления. Оно заранее планируется учителем. Различают следующие виды наблюдения: кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое. Под демонстрацией понимается предъявление, показ предмета, явления или действия. Для демонстрации существуют следующие наглядные средства: предметной наглядности (реальные предметы или их макеты), образной наглядности (фильмы, иллюстрации, слайды), условно-символические средства (схемы, символы, формулы). Данные методы являются наиболее востребованными и важными при организации обучения детей с ОВЗ, особенно на уровне начального общего образования.

При использовании этих методов следует учитывать особенности восприятия обучающихся с ОВЗ (замедленный темп, недостаточный объем и точность). Поэтому иллюстрации должны быть крупными, реалистичными и доступными. В коррекционной работе должен применяться принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, когда обучение детей с ОВЗ строится с опорой на все органы чувств.

К словесным методам обучения относятся рассказ, беседа, объяснение. Под рассказом понимается монолог учителя, содержащий учебную информацию. Он должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. Беседа представляет собой диалог педагога и ученика. В ходе беседы важно четко формулировать вопросы, которые должны быть понятны ребенку. Объяснение — это комментарий, позволяющий определить скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Для обучающихся с ОВЗ характерны трудности в восприятии и переработке вербальной информации. Многие из них имеют речевые нарушения. Поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. К практическим методам относятся: упражнения (устные и письменные), продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность.

На уроке в инклюзивном классе учителю необходимо использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения. При объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Целесообразно объединить в паре ребенка с ОВЗ и сильного ученика, который поможет ему объяснить новую тему или решить учебную задачу. В качестве контроля усвоения программного материала учителем даются индивидуальные письменные или устные задания.

Педагогу в зависимости от темы урока следует использовать игровые методики обучения. Частая смена деятельности и применение различных форм проведения учебного занятия (игра, экскурсия, викторина) влияют на повышение учебной мотивации и познавательной активности у всех обучающихся инклюзивного класса, обеспечивают профилактику физического переутомления и эмоционального истощения учеников, способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе. При этом важно, чтобы способ обучения дидактической игрой не заменялся развлечением.

Во время урока учитель должен оказывать различные виды поддержки ребенку с ОВЗ: стимулирующую, направляющую, обучающую.

Стимулирующая поддержка заключается в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных задач, обращается к некоторым примерам учебных заданий, мотивирует на последующие самостоятельные действия.

Направляющая помощь учителя в зоне ближайшего развития позволяет ребенку с ОВЗ осмыслить учебную задачу и прийти к правильному ответу благодаря наводящим вопросам педагога.

Обучающая помощь учителя ребенку с ОВЗ предполагает разъяснение учебного материала с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При объяснении темы урока педагог должен постоянно контролировать при помощи вопросов понимание учеником инструкций и заданий.

Таким образом, в инклюзивных классах наравне с традиционными необходимо использовать специальные методы обучения, разнообразные формы работы и виды поддержки учителя обучающихся с ОВЗ для обеспечения качественного обучения и успешной социальной адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников.

Литература:

1. Алексеев, С. Подготовка педагога к реализации инклюзивного образования/С. Алексеев//Вестник Екатерининского института им. Екатерины Великой, 2014. — № 3 (27). — С. 3–5.

2. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование, 2011. — № 1. — С. 83–92.

3. Возняк, И. В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.08 / Возняк Ирина Владимировна. — Белгород, 2017. — 28 с.

4. Самарцева, Е. Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.08 / Самарцева Евгения Георгиевна. — Орёл, 2012. — 24 с.

5. Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения: Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. — Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. — 544 с.

6. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. Дис….канд. пед. Наук: 13.00.08: / Хафизуллина Ильмира Наильевна. — Астрахань, 2008. — 22 с.

7. Хитрюк, В.В., Пономарева, Е. И. Модель педагога инклюзивного образования: компетентностный подход / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарева // Адукацыя і выхаванне, 2013. — № 11. — С. 35–40.

8. Хитрюк, В. В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: Ценностный аспект/ В. В. Хитрюк // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «педагогика и психология», 2013. — № 4 (26). — С. 102–111.

9. Шумиловская, Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.08 / Шумиловская Юлия Валерьевна. — Шуя, 2011. — 28 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, инклюзивный класс, ограниченная возможность здоровья, метод обучения, инклюзивная готовность педагога, инклюзивное образование детей, образовательная потребность детей, профессиональная готовность педагогов, учебная задача, учебная информация.

Гендиректор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин и руководитель пресс-центра цирка Юрий Никулин — младший рассказали, как изменился юмор в России со времён Юрия Никулина, о несмешном, по их мнению, КВН, устаревших Евгении Петросяне, Гарике Харламове и Павле Воле, «животном смехе» Comedy Club, шутках про власть, отношении к акциям зоозащитников, протестующих против животных на арене, и вызове в прокуратуру из-за жалобы зрительницы, которую не пустили в зал без предъявления QR-кода. Большое интервью сына и внука народного артиста СССР Юрия Никулина доступно на YouTube-канале NEWS.ru.


«Попробуй пошути про нашу власть — через три минуты к тебе приедут»

— Как изменился юмор в России со времён Юрия Никулина?

Максим Никулин: Сейчас вообще мало смеются на самом деле. Не до смеха, что называется. Юмор поменялся, стал более упрощённым. Что грустно на самом деле. Раньше, если взять любой старый классический анекдот, это всегда была история. Причём не просто история, а с философским подтекстом. Отец всегда сравнивал старые анекдоты с морской галькой, которая шлифуется волнами и становится совершенной формы. Лишнее отпадает, и остаётся только суть, фабула. И естественно, очень многое зависит от рассказчика.

То, что я сегодня смотрю, читаю, слушаю, примитивнее. Гораздо больше стало юмора ниже пояса. Может, такая примета времени?

Если взять наши юмористические передачи по телевизору, которые я специально не смотрю, но иногда попадаю… Ну как-то всё это не так. Может, мне так кажется, может, я уже брюзжу. Но даже в Интернете 90% анекдотов — муть полная. В советские времена шутили над режимом, были анекдоты про вождей, партийных руководителей. Потом пошла серия анекдотов про Чапаева, про чукчей анекдоты рассказывали. Перестроечные анекдоты ходили про Михаила Сергеевича Горбачёва. Про новых русских было много анекдотов. А сейчас то ли какое-то безвременье, то ли нет точки отсчёта. Вот не над чем смеяться. Да, посмеиваются над ковидом — редко, но и не очень смешно. Штука несмешная на самом деле.

Юмор изменился в сторону упрощения и отсутствия темы. Он стал более плоским в массе своей. Бывают и смешные вещи. Даже я смеюсь иногда, а я к столькому привык. Ну это такие прорывы. А в основном, в целом, несмешно.

Юрий Никулин — младший: К сожалению, юмор уже не тот. Он отсутствующий. Я недавно смотрел популярную передачу из трёх букв: у них был очередной юбилей и трёхчасовой концерт, приглашали стариков, и молодняк (60-летие КВН. — NEWS.ru). За три часа концерта шутки три, над которыми я посмеялся. Всевозможные «Камеди» и стендапы — другое, здесь ты смеёшься над теми ситуациями, которые часто бывают юмористическими. Там же шутки как таковой нет.

Но у нас почему-то в стране к юмору относятся своеобразно. Попробуй пошути про нашу власть — через три минуты к тебе приедут, потом объясняй, что это шутка. Это как-то очень странно, на мой взгляд. В Интернете пост боишься написать — как на это будут реагировать. Не дай бог, чьи-то чувства затронешь — верующих, меньшинств, ещё кого-нибудь. Не со зла, но они же все странные.

— Под влиянием чего изменился юмор за последние десятилетия?

Максим Никулин: Вообще это сложная история. Давным-давно читал фантастический рассказ, как двое учёных решили выяснить, откуда берутся анекдоты. Ведь никто не скажет вам, что «я придумал анекдот» — я таких людей, например, не встречал. Рассказчики блестящие есть — это да. Отец в том числе. Он некоторые анекдоты адаптировал под свою манеру рассказа. Но это другое. А откуда всё это берётся? Учёные договорились до того, что анекдоты нам забрасывают представители внеземных цивилизаций, чтобы проверить психологическую стойкость населения Земли. Когда они всё поняли, то не смогли вспомнить ни одного анекдота.

Какова природа юмора? Ну, откуда же я знаю? Всё меняется, жизнь меняется. Я не могу сказать, что в худшую сторону. Но сегодня ушло больше, чем пришло. Кино, я считаю, изменилось в сторону худшего, к сожалению. Но, может быть, придут другие времена. И всё это вернётся. Или не вернётся, но возобновится в каком-то другом направлении.

— Кто из членов семьи Юрия Никулина унаследовал его чувство юмора?

Юрий Никулин — младший: В том объёме, который был у деда, — никто, конечно. Это невозможно. Это один на миллион. А так мы все хорошо относимся к юмору. Но анекдоты не рассказываем, потому что их сейчас нет. Я давно не слышал новых анекдотов, а чтобы смешные — вообще не помню, когда такое было в последний раз. Если говорить про моих детей, дочку брата, они начинают «дурковать». Конечно, это смешно, но по-детски.

— Вы встречали людей без чувства юмора?

Максим Никулин: Конечно, встречал. Грустно на них смотреть. У замечательного польского афориста Ежи Леца была такая фраза, что если у человека нет чувства юмора, то у него должно быть хотя бы чувство, что у него нет чувства юмора.

Есть люди несмешные. Таким был Леонид Гайдай (режиссёр комедий «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». — NEWS.ru). Он был мрачный человек, но чувство юмора у него было великолепное. Когда при нём рассказывали (скажем, мой отец рассказывал) какой-то анекдот, все вокруг смеялись, а Гайдай говорил: «Да, смешно». Так оценивал. Но какие фильмы снимал! Без чувства юмора такие снять нельзя. И без глубокого понимания юмора как такового.

Юрий НикулинЮрий НикулинAnton Kavashkin/Russian Look

«Отец никогда не жалел, что вступил в партию»

— Юрию Никулину разрешалось рассказывать политические анекдоты?

Максим Никулин: Что значит, разрешалось или не разрешалось? Тогда все вели себя достаточно осторожно. Отец никогда не противопоставлял себя режиму, он не был диссидентом. Хотя прекрасно понимал, что происходит, как человек разумный и даже мудрый. Они объездили с моей мамой полмира, он имел возможность сравнивать. Естественно, всё было понятно.

Но он себе никогда не позволял, даже в очень узком кругу, резкой критики режима, партии, постановлений. Он всегда был благодарен стране за то, что она для него сделала. Отец вступил в партию в 1941 году и не жалел об этом даже в перестроечные времена, потому что другие совершенно принципы были, другие посылы. И он вступил не потому, что все вступали. Я был членом партии, потому что это было необходимо, поскольку я работал в идеологической структуре и без этого было нельзя. Если я хотел дальше двигаться — не по карьере, а в творческом плане. Для отца же членство в партии было достаточно органично.

Политические анекдоты все рассказывали — на кухнях, за столом. Даже какие-то намёки позволялись некоторым со сцены, с экрана. Но отец… Да его на эти сцены-то и не звали.

Он ни разу не был приглашён, допустим, в Кремль. Его не звали на концерты, как других артистов. Потому что в нём была какая-то ненадёжность, с их точки зрения. Какая-то опаска была: чёрт его знает, ну клоун же. Что от него ждать, непонятно.

И меня туда (в Кремль. — NEWS.ru), кстати, тоже не приглашали. Даже когда я работал журналистом в программе «Время» и надо было срочно ехать на съёмки в Кремль, как у нас называлось, «на паркет». Спрашивали: «Кто дежурный?» — «Никулин». — «Не надо его, давайте этого пошлём, он чётко сделает по ТАССу». Хотя я был дисциплинированный и лишнего не позволял. Но подтекстик есть. Отца любили и уважали, он был для всех народный герой, народный артист. Но вот…

— Юрий Никулин был знаком с Брежневым, Ельциным?

Максим Никулин: С Брежневым нет. С тем правительством, по-моему, не был знаком. С Горбачёвым встречался, с Чубайсом, с Ельциным был знаком. А так он не сильно тяготел.

— С Горбачёвым ваш отец познакомился, когда власти перестали выделять финансирование цирку на питание животным и он пригрозил Горбачёву выпустить тигров на правительство?

Максим Никулин: Это, кстати, достаточно нетипичная история для отца. Он не очень любил эту свою силу, которая у него была за плечами, — силу славы, известности, популярности и влияния. Он никогда её старался не использовать, будучи человеком и скромным, и тактичным. А в какие-то моменты прорывалось, и это было неожиданно для очень многих. Но тут другое. Я недавно переслушал то его выступление в Моссовете. Обычно он ничего не репетировал — импровизировал. А тут он явно готовился. Это видно мне как человеку, который его хорошо знает. Он очень грамотно, чётко выстроил выступление. Юмора там было немного, ситуация была сложная.

И я использовал, кстати, этот приём не так давно. Когда нам выкатили сумасшедшие цены за аренду цирка, мы собрались и решили, что впору цирк закрывать — мы не потянем такие деньги. То есть мы их заработаем, но не останется ничего после оплаты такой аренды — ни на программу, ни на номера, ни на гастроли. И что мы будем делать, что будем показывать? В тот момент позвонили коллеги из РИА Новости, спросили про планы. И я абсолютно сознательно говорю: «Планы какие? Цирк закрывать к хренам собачьим». Ситуацию рассказал. Спрашивают, что буду делать.

«А я во Францию уеду — и во Франции будет московский цирк Никулина. Если это кого-то так устраивает», — ответил я. Через два часа из мэрии позвонили: «Мы вас ждём к шести часам. Приезжайте, пожалуйста, мы погорячились».

Вопрос решился за 10 минут. Иногда надо пугануть. Я понимаю, что люди на определённом посту эти вопросы не решают. Им докладывают — они подписывают. Наверное, с чьей-то точки зрения неправильно, что цирк занимает 18 тысяч квадратных метров в центре Москвы, а платит «копейки». Но у нас не супермаркет, не торговый центр, а совсем другая история, в которую нужно вникнуть. И индивидуально к этому подходить.

Юрий Никулин - младшийЮрий Никулин — младшийСергей Булкин/NEWS.ru

«Гроб Господень две тысячи лет стоит, а Никулин завтра уедет!»

— В последние годы ваш отец сохранял бойцовские качества или подустал?

Максим Никулин: Если усталость даже и была, он её не демонстрировал. Он мог прийти после спектакля вечером, сказать: «Публика была тяжёлая сегодня, зал тяжёлый, я просто без ног». Или со съёмочной площадки приезжал совершенно «перевёрнутый» от Тарковского. От жизни усталости не было.

А если говорить о ситуации, которая происходила за окном, то ему было совсем не интересно, что там происходит. За страну он сильно не болел. У него своя была страна, вот здесь — был цирк. Вот за него он болел. Была семья, за которую он переживал. Это был им созданный мир. Не то, чтобы он в нём замкнулся… Естественно, он общался, встречался, понимал, что происходит. Но это сильно его не задевало. Пусть мир идёт своим путём, а мы пойдем своим. Такая философская история.

— Почему сегодня в России нет артиста уровня Юрия Никулина, которого любили бы абсолютно все?

Юрий Никулин — младший: Юрий Никулин в своё время был популярнее, чем Ельцин. И если бы вдруг деду пришло в голову баллотироваться, он с легкостью в первом туре бы победил безоговорочно. Поэтому здесь — это магия человека. Да, таких сейчас, такого уровня, такого масштаба людей сейчас нет. Не знаю, будут ли когда-нибудь. Появление Никулина, Миронова, Вицина, Моргунова, этот ряд можно ещё долго перечислять… Так встали звёзды. Это были реальные глыбы в плане актёрского мастерства. Это люди, которые на экране не играли — они жили ролями.

Максим Никулин: Вы правы, такого уровня артистов сегодня нет. Почему? Я не знаю. Может, не рождаются просто. Скорее всего, не рождаются. Потому что надо родиться таким — с талантом, с даром, и потом ещё развить это всё. Почему люди идут в артисты? Первое — это осознанное: слава, автографы, деньги. А второе — неосознанное: когда человеку есть что сказать, есть чем поделиться с другими людьми, и это желание самовыражения он идёт и выполняет — на сцене, на манеже в цирке, в живописи, в музыке… Когда это всё просится наружу.

У каждого времени свои герои. Нет, есть прекрасные артисты, талантливые, интересные. Но калибр не тот: труба пониже, пар пожиже.

Кого вспоминает моё поколение? Жарова, Кторова, Прудкина, Баталова, Тихонова, Ефремова, Евстигнеева, Миронова, Папанова, Никулина. А дети мои кого смогут вспомнить в моём возрасте? Лёню Ярмольника? Я против Лёни ничего не имею, он хороший артист. Но знаковых фигур нет. Как говорил Семён Семёныч в «Бриллиантовой руке»: «Будем искать». Будем ждать.

— Что могло бы рассмешить Юрия Никулина сегодня?

Максим Никулин: Отец мог найти смешное в непонятных вещах и отреагировать, как он умел это делать. Как-то заболел, температура 37,5, сидел дома, а он не любил этого страшно. Я приехал его навестить. Делать было нечего, он смотрел телевизор (многие помнят, что показывали по телевизору в 1970-е годы — бред полный). Досмотрел какой-то кубинский фильм про революцию, выключил телевизор и сидит. Я говорю: «Ну как?» Он отвечает: «Мальчик, ну что тебе сказать? Бывает фильм — г… А это — г… в кубе». Вот такая непроизвольная реакция.

Разные ситуации бывали. Однажды мы приехали в Израиль с телепередачей «Белый попугай», которую вёл отец. И я присоседился. Там программа: Иерусалим, Стена Плача, Гроб Господень — очередь, как в мавзолей в советские времена. Надо стоять. Кто-то из сердобольных принёс стульчик: «Юрий Владимирович, посидите. А ваша очередь подойдёт, мы вас позовём». Женщина подошла: «Юрий Владимирович, можно с вами сфотографироваться?» — «Да, конечно». — «Сёма, Сёма, тут Никулин!» Второй подходит, третий… Один из сотрудников сделал замечание туристам: «Господа, Гроб Господень! Некрасиво». — «Что Гроб Господень! Тот две тысячи лет стоит, а этот завтра уедет!»

В жизни, какой бы она ни была, всегда есть весёлые моменты, которым можно радоваться.

Максим НикулинМаксим НикулинСергей Булкин/NEWS.ru

«Не знаю, над чем смеётся зал КВН»

— Как Юрий Никулин относился к Евгению Петросяну, программе «Аншлаг»?

Максим Никулин: Не очень. Честно могу сказать, чтобы никого не обидеть, но не очень. Когда была ещё первая редакция «Вокруг смеха» (Александр Иванов вёл, Лёня Ярмольник там впервые «засветился»), это реально было смешно, свежо, потому что люди работали на энтузиазме. Любой долгосрочный проект в какой-то момент «садится», люди просто иссякают. Надо переключаться на что-то новое, нельзя всё время эксплуатировать одно и то же. Я восхищаюсь Славой Полуниным — человек придумал 30 лет назад «сНежное шоу», и больше уже можно ничего не придумывать. Это замечательно!

— Юмор Петросяна себя изжил?

Юрий Никулин — младший: Давно. Сейчас, на мой взгляд, Павел Воля и Гарик Харламов тоже уже устарели. Они на этой сцене уже сколько? Лет пятнадцать, наверное? И шутки-то у них тоже кардинально не поменялись. Меняются персоналии, над которыми они шутят-издеваются. А смысл-то остался прежний.

Максим Никулин: Он себя изжил давно. Понимаете, тот же Михаил Жванецкий, если проанализировать его творчество и сравнить поздние произведения с более ранними, менялся. Если первые сочинения совсем другие — гораздо глубже, менее ёрнические. Они мягче, с одной стороны. А с другой, острее. Потому что он рос со своим творчеством, какие-то вещи переоценивал и понимал по-другому. А в начале-то, в общем, была сатира. Потому что там очень многое писалось для Аркадия Райкина. Под его опыт, манеру, образ. А когда Жванецкий стал писать для себя, то, конечно, поменялся.

Если брать Петросяна, он не меняется совершенно, это всё то же самое. А это уже никому не интересно.

Прогресс интересен. Даже в литературном произведении интересно развитие, к чему и как герои придут. А здесь, когда всё на одном уровне идёт, это скучно. Ну, раз, два, три — ну и что?

— Юрию Владимировичу нравился КВН того времени? И что вы думаете о нынешнем КВН?

Максим Никулин: До запрета КВН был очень смешной. Смешные ребята, хороший юмор. Я помню последний выпуск КВН — тогда же все эфиры шли в прямом эфире. Играли команды из Москвы и Одессы. Их стали глушить уже на середине трансляции, потому что юмор пошёл на грани. После этого закрыли на довольно долгий период, а после возобновления КВН стал уже не тот.

Сейчас я вообще не смеюсь. Я не знаю, над чем зал смеётся. Или их заставляют, что ли, там?

Я честно говорю: не понимаю. Иногда попадаю — ну не смешно. Какие-то проблески там бывают, но крайне редко. И неожиданно. Скорее, вопреки, чем благодаря.

— Как бы Юрий Никулин сегодня оценил Comedy Club, стендап-шоу?

Максим Никулин: Это не его юмор совершенно, ниже пояса. Если сравнивать с миром цирка, то это балаган. Вот есть цирк — искусство. А есть балаган — на потребу. Для публики, которая хочет смеяться смехом животных. Не думая. Потому что там юмор чисто ассоциативный, глубины-то никакой нет, всё плоское. Нет, там есть замечательные ребята, тот же Светлаков, у которого очень хорошее чувство юмора, он смешной. Ваня Ургант мне нравится — ну дано человеку. Я у него пару раз был на передаче, одно удовольствие с ним разговаривать. Но всё-таки и образование, и воспитание, среда немножко другая.

— Вы «залипаете» на видео из TikTok?

Юрий Никулин — младший: Да, я могу именно «залипнуть». Но меня жена ругает периодически: мол, что «сидишь отупляешься». У меня это в этот момент идёт процесс обнуления. Когда ты приходишь домой после работы и тебе ничего не хочется делать, смотришь TikTok.

Сюр в цирке: «дура ковидная» и «нападение хищника» с «признаками ослюнявливания»

— Вы видите что-то смешное в современной жизни?

Максим Никулин: С какой точки зрения смотреть. С одной стороны, кошмар и ужас. С другой — обхохочешься. Нельзя же смотреть на всё через чёрные очки. Через розовые тоже не надо — надо что-то среднее. Я стараюсь более-менее позитивно относиться к жизни. Есть трагедии — болезни и смерти людей, катастрофы, в них ничего смешного нет. А вот такого рода случаи, когда идёт на грани сюра… Одна женщина как-то написала на цирк заявление в прокуратуру. Она пожаловалась, что на неё якобы набросился дикий хищник. А была просто экскурсия за кулисами, и мимо группы проводили пантеру — та зацепилась когтем за кофточку, вырвала нитку. Это посетительница и назвала в заявлении «нападением хищника». Проводили даже какую-то экспертизу кофточки и нашли «признаки ослюнявливания». Сюр, с одной стороны. С другой — заявление в прокуратуру, Следственный комитет этим занимался.

В общем, неприятностей море. Но смешно по большому счёту. Ну бред же!

— Недавняя жалоба в прокуратуру на цирк зрительницы, которую не пустили в зал из-за отсутствия у неё QR-кода, — тоже сюр?

Максим Никулин: Дура ковидная, которая написала заявление, она принципиальная: якобы нарушаются её права, поэтому она не прививается.

Она против прививок, но хочет в цирк. А в цирк без QR-кода нельзя. И начинается: «Вы твари ковидные, не пускаете нормального человека». И идёт в прокуратуру писать.

Прокуратура обязана принять заявление. Псих она, не псих — нет такого правила. И нужно ответить на заявление, такая процедура бюрократическая. Поэтому нужно прийти, написать бумагу-объяснение: почему, отчего, как и что.

Нам сказали (исполнять приказ мэра Москвы Сергея Собянина о введении обязательного использования QR-кодов и масок на массовых мероприятиях с одновременным присутствием более 500 человек. — NEWS.ru) — мы делаем. Вся Европа так делает, весь мир так делает. Но есть такие люди странные. В этом тоже присутствует юмористическое, сюрреалистическое. Поэтому можно улыбнуться, наплевать и забыть.

Максим НикулинМаксим НикулинСергей Булкин/NEWS.ru

«На зоопротестах люди зарабатывают деньги и делают политическую карьеру»

— Вы считаете достаточным то внимание государства к цирку, что есть сейчас?

Максим Никулин: По моему убеждению, отношение власти к цирку сегодня невнятное. Цирк солнцеподобным вниманием обделён совершенно. И слово «цирк», как и «клоун», превратилось в несущее негативный характер: «Что здесь цирк устроили? Чего клоуна из себя строишь?»

Если мне придётся говорить слова в присутствии нашего гаранта — Владимира Владимировича, я скажу следующее: «Всегда в нашей жизни — и в советские времена, и сегодня — значимость того или иного события регулируется в основном наличием или отсутствием внимания со стороны властей. Чем больше внимания к чему-то, тем оно значимее для страны. И я понимаю, что если брать сегодняшнюю культуру, то самая главная вещь у нас сегодня в культуре — КВН».

Вот когда (если я доживу, а я очень постараюсь дожить до того времени) цирк будет во внимании властей, у нас всё будет хорошо. Постараюсь сделать для этого, что от меня зависит.

Но я же не могу, я не Юрий Владимирович, позвонить президенту. Он мог. И его бы соединили, кстати говоря. А я не могу даже премьер-министру позвонить, чтобы решить какой-то вопрос. Куча всяких проблем с гастролями внутри России, мы отказались от передвижек — потому что это нерентабельно, тяжело. Люди в некоторых городах только так и могут прийти в цирк, а мы сегодня не можем этого дать. Без поддержки государства такие вещи не решить.

Что Ленин сказал: «… важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». Про цирк забыли, правда, со временем. Но была такая фраза исторически, которую он не сказал, а написал Луначарскому. А пока это барахтанье. Да, что-то получается. У нас получается чуть лучше других — потому что у нас есть имя, марка, бренд, традиции… А кто-то, кто этого не имеет, а хотел бы, тому вообще ничего не будет.

— Как вы относитесь к требованиям зоозащитников отказаться от использования животных в цирке?

Максим Никулин: Во-первых, есть абсолютный статистический момент — в зоопарке животное живёт дольше, чем на воле, а в цирке — дольше, чем в зоопарке. Потому что, кроме кормления, ветеринарки, есть физнагрузка. Животное нагружается, оно работает, работают мышцы. Этого никто в расчёт не берёт. Второе: в семье не без урода. Даже в цирке (хотя это редчайший случай, сегодня я об этом вообще не слышал) были люди, которые жёстко относились к дрессуре. Но это неумные люди, неумные дрессировщики, неумелые. Потому что животные для дрессировщика — партнёры.

Если животное лупцевать, оно в конце концов откажется работать. Животное можно заставить один, два, три раза, но дальше его можно будет списывать. А это большие деньги, и они, как правило, свои. Чистый расчёт.

Но на основании одного примера всех одним миром мазать — это неправильно. И всё равно продолжают это делать, потому что преследуют свои цели. Одни деньги зарабатывают на этом. Мы как-то пару раз мягко приглашали за кулисы побеседовать людей, пришедших к цирку с плакатами. Нет, никакого рукоприкладства — просто действительно поговорить. Оказалось, это были студенты, им дали по 500 рублей, чтоб они стояли там с плакатиком. Другие строят на зоопротестах политическую карьеру. «Зелёные» в бундестаг на этом въехали в своё время. Сколько их там сейчас? Чуть ли не большинство.

Есть Цирк дю Солей, который «проплачивает», потому что они цирк без животных, им конкуренции не нужно.

Очень много составляющих. Есть люди, которые искренне думают, что здесь пытают, мучают, уничтожают животных. Мы их пытаемся разубедить, показываем, и некоторые уходят задумчивые. А некоторые упёртые… Мне в людях очень нравится одержимость — у меня в цирке все одержимые (профессией. — NEWS.ru). И очень пугает фанатизм. Потому что есть люди, до которых никакими аргументами не достучишься. У них пелена перед глазами, безумные глаза: «Вы убийцы животных!» Всё, до свидания. Даже говорить не буду, убеждать бессмысленно.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием — это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово);

  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

  • методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ — устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

  • рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

  • содержать только достоверные и научно проверенные факты;

  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

  • иметь четкую логику изложения;

  • быть эмоциональным;

  • излагаться простым и доступным языком;

  • отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям. 

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?». 

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;

  • привлечение ярких примеров;

  • безукоризненной логики изложения.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая. 

  • Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

  • Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

  • Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

  • Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

  • активизирует студентов;

  • развивает их память и речь;

  • делает открытыми знания студентов;

  • имеет большую воспитательную силу;

  • является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

  • требует много времени;

  • содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста: план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование — дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки: справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формальнологической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3–4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1–2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

В ходе лекции не рекомендуется преподавателю перемещаться от одного места к другому, ходить между столами, так как это отрицательно влияет на внимание студентов и вызывает у них усталость.

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п. 

Самостоятельная работа — важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар — один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

  • решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;

  • формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

  • развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

  • семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10–15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

  • тема, дата и учебное время семинарского занятия;

  • вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3–4 вопросов);

  • темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2–3 доклада);

  • список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия — один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

  • необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

  • привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Рассказ лекция объяснение экскурсия относятся к группе

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

15.03.2021.
Тест. Прочее, Прочее

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Экзамен по методике преподавания информатики с практикумом для студентов заочного обучения

Вопрос 1

Какие уроки относятся к  нестандартным видам уроков?

Варианты ответов
  • урок-путешествие
  • урок изучения нового материала
  • лабораторная работа
  • комбинированный урок
Вопрос 2

Соотнесите  время непрерывной работы учащихся за компьютером в соответствии с возрастом:

Варианты ответов
  • 10 минут
  • 15 минут
  • 20 минут
  • 25 минут
Вопрос 3

Объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет чего?

Варианты ответов
  • увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности
  • уменьшения времени объяснения
  • всех перечисленных пунктов
Вопрос 4

Какие методы среди методов обучения информатике имеют наиболее важное значение? 

Варианты ответов
  • практические
  • наглядные
  • словесные
  • объяснительно-иллюстративные
Вопрос 5

Одну из групп методов преподавания информатики составляют какие методы? (выберите)

Варианты ответов
  • наглядные
  • экспериментальные
  • логические
  • аналитические
Вопрос 6

Какие уровни выделяют в  преподавании информатики?

Варианты ответов
  • пропедевтический
  • базовый
  • профильный
  • специальный
Вопрос 7

Что такое урок? выберите наиболее подходящее утверждение.

Варианты ответов
  • форма обучения
  • метод обучения
  • прием обучения
  • средство обучения
Вопрос 8

Кружок информатики — это…Продолжите

Варианты ответов
  • Индивидуальная работа учащихся
  • Факультативные занятия
  • Занятия под руководством учителя
  • Групповая форма работы учащихся по интересам
Вопрос 9

Каковы нормы размещения вычислительной техники (на 1 рабочее место) в кабинете информатики (не менее)?

Варианты ответов
  • 6 кв. м и 24  м3

  • 6 кв. м и 18 м3

  • 3 кв. м и 18 м3

  • 3 кв. м и 24 м3

Вопрос 10

Какое освещение должен иметь кабинет информатики?

Варианты ответов
  • только искусственное освещение
  • только естественное освещение
  • естественное и искусственное освещение
  • люминесцентное освещение
  • светодиодное современное
Вопрос 11

Каково Оптимальное расстояние от глаз пользователя до монитора?

Варианты ответов
  • 50 см
  • 50-60 см
  • 60-70 см
  • более 70 см
Вопрос 12

Сопоставьте дидактические функции школьного учебника с определениями:

Варианты ответов
  • учебник в качестве учебной книги должен содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств
  • средство фиксации той части социального, в том числе научного опыта, которая предназначена для усвоения подрастающим поколением с целью его образования.
  • учебник, будучи средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, тем самым «…становится моделью процесса обучения, которую учитель перерабатывает в сценарий
Вопрос 13

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Варианты ответов
  • Урок повторения и обобщения полученных знаний
  • Урок применения знаний, умений и навыков
  • Урок Изучения новых знаний
  • Комбинированный урок
Вопрос 14

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Варианты ответов
  • Комбинированный урок
  • Урок Изучения новых знаний
  • Урок применения знаний, умений и навыков
  • Урок повторения и обобщения полученных знаний
Вопрос 15

Соотнесите группы методов с их описанием.

Варианты ответов
  • рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой
  • наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем
  • наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий
  • наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой
Вопрос 16

Укажите последовательно иерархию обучения

Варианты ответов
  • Цели обучения
  • Содержание
  • Методы обучения
  • Орагизационные формы
  • Средства обучения
Вопрос 17

Какие 4 раздела включает в себя структура предметной области информатики?

Варианты ответов
  • теоретическая информатика
  • средства информатизации
  • информационные технологии
  • социальная информатика
  • техническая информатика
Вопрос 18

Такие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Укажите

Варианты ответов
  • развивающие
  • обучающие
  • воспитывающие
Вопрос 19

При постановке такой цели могут использоваться формулировки: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… О каком виде целей идет речь?

Варианты ответов
  • развивающие
  • воспитывающие
  • обучающие
Вопрос 20

Как называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе?

Варианты ответов
  • оценка
  • отметка
  • анализ
  • средний балл
  • эталон
Вопрос 21

Расположите логически последовательно виды контроля при обучении:

Варианты ответов
  • предварительный
  • текущий
  • периодический
  • итоговый
Вопрос 22

Укажите способ оценки, при котором ученик сравнивается с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом.

Варианты ответов
  • личностный
  • сопоставительный
  • нормативный
Вопрос 23

Такой урок характеризуется тем, что на нём изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой, объектом или применением средств информационных технологий.

Варианты ответов
  • интегрированный
  • комбинированный
  • контроля и коррекции знаний, умений и навыков
  • формирования умений и навыков
Вопрос 24

Какие элементы (части )входят в структуру типового школьного учебника?

Варианты ответов
  • тексты
  • учебные задания
  • аппарат организации усвоения
  • иллюстрированный материал
  • аппарат ориентировки
  • справочный материал
  • словарь терминов
Вопрос 25

Кто является автором первого учебника по методике преподавания информатики?

Варианты ответов
  • М.П. Лапчик и др.
  • А.П.Ершов и др.
  • И.Г. Семакин и др.
  • А.И. Бочкин
Вопрос 26

С какими науками связана Методика преподавания информатики?

Варианты ответов
  • с информатикой, психологией, педагогикой
  • с кибернетикой, теорией информации, документалистикой
  • с теорией информации, психологией, дидактикой
  • с психологией, педагогикой, документалистикой
Вопрос 27

Больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала. Поэтому, чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения:

Варианты ответов
  • Факультатива
  • Экскурсии
  • Практической работы
  • Домашнего задания
  • Урока
  • Лабораторной работы
Вопрос 28

Проводится обычно в виде фронтальной работы, когда все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами.

Варианты ответов
  • Демонстрация
  • Внеклассная работа
  • Практикум
  • Лабораторная работа
Вопрос 29

Какое оснащение должно быть помимо компьютеров, локальной сети и периферийного оборудования в кабинете информатики?

Варианты ответов
  • комплект учебно-методической, научно-популярной и справочной литературы
  • стенды для размещения документации и демонстрационных таблиц
  • журнал вводного и периодического инструктажей, учащихся по технике безопасности
  • журнал использования компьютеров на каждом рабочем месте
  • аптечка первой помощи
  • место отдыха
  • средства видеонаблюдения
Вопрос 30

Какие разделы  включает предметная область информатики?

Варианты ответов
  • теоретическая информатика
  • средства информатизации
  • информационные технологии
  • социальная информатика
  • основы ЭВМ
  • компьютерная графика
  • основы алгоритмизации
Вопрос 31

На каком уровне от глаз центр экрана монитор?

Варианты ответов
  • на уровне глаз учащихся
  • выше уровня глаз учащихся
  • ниже уровня глаз учащихся
  • среди ответов нет правильного
Вопрос 32

Что определяют Образовательные стандарты?

Варианты ответов
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
  • требования к уровню подготовленности выпускников
  • сроки каникулярного времени
  • календарные сроки реализации стандарта
Вопрос 33

В Государственном стандарте общего среднего (а также высшего профессионального) образования выделяются три уровня. Какие?

Варианты ответов
  • федеральный компонент
  • национально-региональный компонент
  • школьный компонент
  • вариативный компонент
  • муниципальный компонент
Вопрос 34

Какой документ в школе является основным нормативным документом учителя информатики?

Варианты ответов
  • программа по информатике
  • трудовой договор
  • коллективное соглашение
  • учебный план школы
Вопрос 35

Расставьте в правильной последовательности этапы урока:

Варианты ответов
  • Организация начала урока
  • Подготовка к основному этапу урока
  • Усвоение новых знаний и способов действий
  • Закрепление знаний и способов действий
  • Контроль и самопроверка знаний
  • Информация о домашнем задании
  • Подведение итогов урока

icon visionoff

icon visionon

Классификация методов обучения

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.

МЕТОДЫ ПО УРОВНЮ АКТИВНОСТИ (Голант Е.Я.)

1. Активные методы – методы, организующие самостоятельную работу учащихся:

  • Лабораторный метод, работа с книгой, практический метод.

2.Пассивные методы – методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят.

  • Рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, наблюдение

МЕТОДЫ ПО ИСТОЧНИКУ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лоркипанидзе Д.О.)

(Три источника получения знаний)

1.Словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;

2. Наглядные методы :

Метод демонстраций                                                             Метод иллюстраций

3. Практические методы упражнения, практические и лабораторные работы

МЕТОДЫ ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

(Данилов М.А, Есипов Б.П.)

  • Методы приобретения новых знаний;
  • Методы формирования умений и навыков;
  • Методы применения знаний;
  • Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой  критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

(БАБАНСКИЙ Ю.К.).

Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • Перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • Словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
  • Наглядные (демонстрация, иллюстрация);
  •  Практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
  • Логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.)
  • Гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
  • Самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.);
  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • Методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)
  • Методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
  • Методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

В настоящее не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения. И любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Характеристика методов обучения:

Методы обучения по Ю. К. Бабанскому:

Изложение педагога – это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слов. Внешним признаком при этом является активная деятельность учителя. Изложение учителя может проходить в таких формах, как:

— сообщение или описание;

— рассказ или художественное описание;

— проблемное изложение.

Речь учителя должна быть ясной, четкой, понятной, эмоциональной, выразительной, логичной, хорошо структурированной.

Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.

Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.

Применение учебных пособий дает учителю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.

Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.

Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимся. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.

С активным внедрением элементов проблемного обучения все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Лекция используется для работы со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.

Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.

С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.

Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

Для каждого учебного предмета  существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.

Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать  с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.

Наглядные методы.

Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.

Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.

Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками

Практические методы.

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.

Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований детей. Упражнения всегда должны побуждать детей к самодеятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решения задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности.

Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Эта группа состоит из 2 подгрупп: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации успехов, ситуация нравственных переживаний занимательными и яркими) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в обучении (разъяснение личной и общественной значимости учения, учебные требования, поощрение, наказание).

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая  изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Методы контроля и самоконтроля в обучение – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.

Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй – ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке – другая половина.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их

использования.

  • Рассказ леонардо да винчи на английском языке с переводом
  • Рассказ ленька любимец ребят
  • Рассказ леди и бродяга
  • Рассказ легкие шаги слушать
  • Рассказ леонида филатова про федота