Рассказ легенда о данко о чем

М. горький макар чудра вопросы к семинару кратко изложите философию макара чудры. какие жизненные ценности он признает, а какие отрицает?

М. Горький «Макар Чудра»

Вопросы к семинару

  1. Кратко изложите «философию» Макара Чудры. Какие жизненные ценности он признает, а какие отрицает?
  2. Можно ли назвать «философию» Макара Чудры «бунтарской»?
  3. С какой целью рассказывает Макар Чудра историю о Лойко Зобаре и Радде?
  4. Какие чувства вы испытали, читая историю Лойко и Радды?
  5. Почему убийство, совершенное Лойко, не вызывает ужаса или осуждение?
  6. Докажите, что автор переосмысливает традиционные представления о добре и зле.
  7. Удается ли Горькому в этом рассказе «подняться над землей», разрушить связь читателя с миром, его окружающим? Обоснуйте свою точку зрения.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Вопросы к семинару

  1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием рассказчика. Определите роль композиции рассказа в раскрытии авторской идеи.
  2. Образ Данко воспринимается многими поколениями читателей как символ человека-альтруиста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспомощных. Докажите, что жизненная позиция Данко наиболее близка автору.
  3. Какую роль играет художественный вымысел в раскрытии авторской позиции?
  4. Насколько рассказу «Старуха Изергиль» применимо определение «романтический»?

М. Горький Социально-философская драма «На дне»

Вопросы к семинару

  1. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями и именами персонажей: Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
  2. Читая афишу, можно ли предположить, кто главный герой пьесы?
  3. Внимательно прочитайте описание обстановки в первом действии. Предположим, что пьеса имеет другое название, например: «В ночлежке», «В подвале», «В трущобе». Словарь В.Даля определяет дно как «исподняя часть какого-либо сосуда, вместилища, углубления». Докажите, что выбранное Горьким название более точно и емко, чем предложенные.
  4. Прочитайте первые реплики героев. Что создает впечатление жизни, сложившейся задолго до открытия занавеса? Почему возникает ощущение, что утро этого дня мало чем отличается от других, что время течет по замкнутому кругу, без начала и конца?
  5. Как автор дает нам почувствовать, что в ночлежниках, несмотря на тяжелую обстановку и мелкие перебранки, не угасли черты истинной человечности? О чем мечтают и на что надеются некоторые герои пьесы?
  6. О чем говорят Клещ, Пепел, Бубнов в момент появления Луки? Как этот разговор «подготавливает» появление Луки?
  7. Прочитайте авторскую ремарку: в каком виде предстает Лука перед обитателями ночлежки? Как удается ему, человеку, чужому ночлежкам, сразу снискать их симпатию и уважение?
  8. Попытайтесь определить социальное положение Луки ( Барон его называет «странником»). В разговорах с Василиной Лук говорит о себе скромнее: « проходящий, странствующий». Василиса берет ноту еще ниже: «прохожий…Говорил бы проходимец…» Какой смысл вкладывают герои в свои определения?
  9. С приходом Луки в пьесе возникает атмосфера ожидания, каких-то надежд. Почему?
  10. Как вы думаете, почему в речи героев, оказавшихся «на дне» , нет блатных выражений, вульгаризмов, что обычно характерно для нравственно опустившихся людей?
  11. Вернемся к афише пьесы. Можно ли теперь объяснить ее необычность? Какие дополнительные характеристики персонажей вы могли бы внести в афишу?
  12. Какую социальную среду изображает автор в пьесе? Отражает ли эта среда реальные взаимоотношения в обществе?
  13. Какие проблемы волнуют обитателей «дна»? Можно ли назвать эти проблемы философскими?
  14. Есть ли основание считать пьесу «На дне» социально-философской?

М Горький « На дне» Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы ее выражения.

Вопросы к семинару

  1. Перечитайте разговор Луки и Актера о лечебнице для алкоголиков. На что делает упор Лука, вдохновляя Актера возможностью вылечиться от алкоголизма: на лечебницу или на волю самого человека?
  2. А теперь перечитайте беседу Луки с Анной о смерти как освобождении от жизненной муки. Почему Лука не стремиться вселить в Анну надежду на выздоровление, как это он делает в разговоре с Актером?
  3. Как характеризует ночлежников их реакция на смерть Анны? Наташа сетует, что никто не жалеет об Анне. Отвечая ей, Лука говорит: «Где им… куда нам – мертвых жалеть?» Как характеризует Луку эта речевая поправка (замена «им» на «нам»)?
  4. Что, на ваш взгляд, утратила бы пьеса в своем идейно-художественном содержании, если бы не было роли Анны?
  5. Перечитайте разговор Актера с Наташей в конце второго действия и сравните с его разговором с Лукой в начале действия. Кто и почему из простой лечебницы для алкоголиков «делает» дворец – Лука или Актер? Назовите имя Актера на сцене – как оно характеризует героя? Почему этого имени нет в списке действующих лиц в афише?
  6. Почему именно Луке Пепел внезапно задает вопрос: «Бог есть?» Каков психологический и нравственный подтекст этого вопроса? Прочитайте ответ Луки и ремарки автора, сопровождающие их диалог, — почему Лука «молчит, улыбаясь», а Пепел «удивленно и упорно смотрит на старика»?
  7. Приведите высказывания Луки, характеризующие его отношение к человеку. Какие стремления, чувства движут Лукой в его взаимоотношениях с людьми?
  8. Почему Лука не советует Пеплу с его «правдой» выступать против Костылева? Как слова Луки: «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…» — подготавливают дальнейшие поступки «странника»?
  9. Прочитайте описание третьего действия. Центральное место в описании отводится брандмауэру.
    Брандмауэр – это устаревшее название глухой противопожарной стены. Обратите внимание на то, как она выглядит: какова ее высота, цвет, почему именно на нее, по замыслу автора, падают лучи заходящего солнца? На фоне брандмауэра не какие-то случайные кусты, а кусты бузины. Вспомните, на что похожи не распустившиеся ранней весной черные ветки бузины, представьте, как они выглядят на красной стене.
    Какого цвета другие стены, ограничивающие пустырь? Почему на сцене среди всякого хлама автор выделяет перевернутые сани-розвальни? Какую атмосферу создают эти детали?
  10. Действие начинается с трогательного рассказа Насти о ее любовном романе. Найдите авторскую ремарку, раскрывающую силу Наст иных грез. Как характеризует каждого из слушателей отношение к ее рассказу? Почему, поддерживая Настю, Лука убежденно говорит: «Твоя правда, а не ихняя»?
  11. Сравните слова Бубнова в первом действии: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…»- с его осуждением Насти в третьем действии. Трудно не согласиться с тем, что Бубнов говорит правду, но почему от его «правды» становится тоскливо и пусто на душе человека?
  12. Перечитайте рассказ Луки о ворах. Что движет Лукой – любовь или жалость к человеку? Можно ли вообще разграничить эти чувства?
  13. Прочитаем рассказ о «праведной земле». Почему земля названа «праведной»? Что, по мнению Луки, является высшей ценностью на этой земле? Как в притче о «праведной земле» переплетаются два плана жизни человека – духовный и материальный?
  14. Исходя из теории Луки, где же человек должен искать опору, «праведную землю»: внутри или вне себя? В чем трагическая ошибка того человека, который, чтобы найти «праведную землю», обратился к ученому?
  15. Лука уходит из ночлежки Костылева, чтобы поглядеть на «новую веру», которую «нашли хохлы». Означает ли это, что он тоже отправляется искать «праведную землю»? Найдите слова Луки, в которых звучит вера в неисчерпаемые возможности человека.
  16. Как вы думаете, почему рассказ Луки о «праведной земле» затрагивает очень важную струну в душе Пепла?
  17. Вы помните, что в начале пьесы Барон высказал предположение о том, что Лука – странник. В третьем действии о «страннике» рассуждает Костылев. Подумайте, существует ли разница в понимании слова «странник» Бароном и Костылевым.
  18. Почему Лука, человек «без паспорта», имеет смелость дерзить хозяину ночлежки?
  19. Чем вы можете объяснить неожиданный финал третьего действия – обвинение Наташей Пепла в сговоре с Василисой? Какой «правдой» она руководствуется – правдой Луки или своей «земной правдой»?
  20. Сопоставьте финал с описанием сцены перед началом действия. Как зловещая картина пустыря «пророчествует» о предстоящей трагедии?
  21. Чью сторону, по вашему мнению, занимает в споре о Человеке М. Горький? Докажите примерами из текста свою точку зрения.

М. Горький «На дне». Три правды в пьесе:
правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука)
и правда веры в Человека (Сатин).

Вопросы к семинару

  1. Обратите внимание на авторские ремарки в начале четвертого действия. Что общего и что отличного в описании обстановки первого и четвертого действия? Какой символический смысл приобретают эти изменения?
  2. В чем, по вашему мнению, значение реплики Клеща о Луке: «Поманил их куда-то … а сам – дорогу не сказал…»? С каким чувством она произнесена?
  3. В молитвослове есть молитва Честному Кресту, предохраняющая людей от нечистых духов: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога…». Как и с каким выражением переиначивают ее Барон и Сатин? Что они пытаются скрыть за своим ерничеством?
  4. Кто из ночлежников (и почему именно он) сумел сформулировать «закон жизни», который Лука открыл ночлежникам? Почему Татарин наиболее активно поддерживает его?
  5. Почему Клещ, который ранее осуждал Луку за вранье, вдруг становится на его сторону?
  6. Как в разговоре ночлежников опять проявляет себя мотив «праведной земли»?
  7. Как вы думаете, в силу каких душевных качеств Сатин, с одной стороны, издевается над Актером, упрекает Луку за то, что тот «навинтил» Актера, а с другой, не выдерживая отчаяния, сумятицы в сердцах сожителей, произносит свой знаменитый монолог в защиту Луки.
  8. Какие виды лжи называет Сатин и к какому из них относится «ложь» Луки?
    Сатин называет Луку лжецом. Если это так, то он, как и все лжецы, «слаб душой» и «живет чужими соками». Согласны ли вы с Сатиным?
  9. В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы дает на них Сатин?
  10. Перечитайте финал пьесы. Как вы думаете, кто виноват в самоубийстве Актера? Как оно было предугадано Лукой? Какую «песню испортила» смерть Актера?
  11. Можно ли сказать, что пьеса «На дне» символически изображает трагедию всего человечества?

Литературные диктанты
по творчеству М.Горького

Хронологический диктант
 

Запишите события, которые соответствуют датам
1868, 1892, 1902, 1912, 1918, 1936.

Диктант-деталь

Какое произведение и героев вспоминаешь, когда читаешь эти строки?

  1. «Точно его ковали из одного куска Железа вместе с конем».
  2. «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
  3. «Вот как был поражен человек за гордость»
  4. «И в степной дали вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли».

Диктант-название

Определите название произведение по его началу.

  1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».
  2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».
  3. «Потемневшие от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
  4. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды…».

Диктант-портрет

Назовите героев произведений.

  1. «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей богу!»
  2. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает».
  3. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал страшно, он хрустел, точно…говорила костями».
  4. «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Диктант-сотворчество

Продолжите фразу

  1. «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — …».
  2. «Ему нет жизни, и смерть…»
  3. «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда…».
  4. «Надо уважать человека! Не жалеть…»

Цитатный диктант

Кому из героев принадлежат слова?

  1. «А еще я люблю волю! Волю – то я люблю больше, чем тебя».
  2. «Так как ты ходить? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все!»
  3. «Что сделаю я для людей?!»
  4. «Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».

Кому из героев пьесы  «На дне» в прошлом…

  1. «Я как маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын».
  2. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя?»
  3. «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе…я много читал…»
  4. «Я вот скорняк был… свое заведение имел».
  5. «Я рабочий человек… я с малых лет работаю».
     

(521 слово) Максим Горький — русский писатель, поэт и драматург. Именно этот автор стал основоположником литературы социалистического реализма. Одним из главных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Работу над ним выдающийся писатель начал в 1891 году. В этот период Максим Горький совершал путешествие по Бессарабии. Данная поездка произвела сильное впечатление на взгляды автора. В 1895 году произведение было опубликовано на страницах «Самарской газеты». Оно построено по принципу «рассказ в рассказе». Одна из легенд посвящена доброму и бесстрашному Данко. Рассмотрим поподробнее его характеристику.

В образе главного героя автор воплотил самоотверженного и бесстрашного человека, наделенного героизмом и мужеством. Данко здоров и физически крепок, но основная его сила — духовная. Он вдохновлен человеколюбием и ответственностью за будущее своего племени. Когда племя героя заблудилось в лесу, он осознал, что настал час выполнить свою миссию. Главный герой поставил цель: спасти своих соплеменников их темной чащи. Путь людей оказался слишком трудным. К сожалению, очень часто случается так, что, кто не спасает людей быстро, становится предателем в их глазах. Люди теряют силы из-за сложившихся условий, в чем обвиняют лидера. Но Данко не потерял веру в свое предназначение, слушая эти упреки. Когда настал необходимый момент, Данко вынул свое горящее сердце, чтобы осветить людям путь. Ценой собственной жизни герой спас их. Данный поступок свидетельствует о подлинном героизме персонажа. Ведь не каждый сможет стать счастливым, жертвуя собой во благо великой идеи. Однако у главного героя это получилось. Данко платит собой за то, чтобы его племя выжило. И погибает он с гордой улыбкой на устах.

По своей натуре герой является удивительно храбрым и мужественным человеком. Данко не боится собственной смерти, ведь речь идет об опасности для жизни всего рода. Кроме того, персонаж отличается альтруизмом и состраданием, которые вдохновляют его на роль бескорыстного вождя. Данко выступает в роли лидера, он не боится брать на себя огромную ответственность. При этом он ничего не просит для себя. Поэтому герой, будучи харизматичным человеком, убеждает людей пойти за ним следом. Люди симпатизируют Данко, они уверены, что он сможет вывести их из леса. Но несмотря на все положительные черты Данко, он остался одиноким и вступил в конфликт с толпой. Он отдал жизнь ради нее, но взамен не получил даже понимания. Народ, который спас герой, отнесся к его подвигу не как к героизму, а как к обязанности. Смерть главного героя вызывает удивление у читателей. Потеряв последние силы, герой падает на землю. В последние мгновения жизни Данко замечает, как люди радуются и веселятся, забывая о нем. А искры от его горящего сердца кто-то затаптывает, «как бы чего не вышло». Но образ Данко вызывает невероятное уважение у автора и читателей. Ведь герой, умирая, нисколько не пожалел о своем поступке.

Можно утверждать, что в образе Данко писатель продемонстрировал революционное начало, характерное для того исторического периода, в котором создавался рассказ «Старуха Изергиль». Безусловно, Данко является олицетворением милосердия, самоотверженности и любви к ближним — как революционеры, которые бескорыстно вели народ к просвещению и борьбе за свободу. Несмотря на великий поступок главного героя, его жизнь закончилась трагически, как и у многих, кто жертвовал собой ради великой идеи. Те люди, ради которых персонаж отдал свою жизнь, не оценили подвиг Данко по достоинству. Зато он сам был горд собой по праву: он спас свой народ и выполнил свое предназначение.

Черты характера Данко Цитаты
Красота и смелость «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.»»…его смелое сердце.»
Рациональность мышления Кто ничего не делает, с тем ничего не станется
Решительность и уверенность в себе Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» 
Неоспоримые достоинства: инициативность, активность, отвага Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. 
Лидерские задатки «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!» 
Сострадание к людям и смирение «Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.»
Любовь к людям и ответственность за них Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. 
Самопожертвование и герои «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Гордость «…гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. 
Бескорыстие и альтруизм «…точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.»

Автор: Виктория Комарова

Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

Эпиграфы к уроку:«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд. 

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизмхудожественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]

-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)

Групповая работа

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордостьчувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)[3:35]

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

После изгнания из рая Адам и Ева по­селились к востоку от Эдема. Здесь нача­лась суровая и безрадостная жизнь пер­вых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем вто­рой — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кро­ток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуве­ренно считая, что этим он заслужит Бо­жью милость. Авель же, искренно мо­лясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг. 

Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходяще­го случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось за­манить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вы­звало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Ларре? 

– Чем сюжет легенды о Ларре отличается от библейской истории?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям?

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

  • Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого? Это наказание или свобода?

  • Найдите ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания (ТЕКСТ)

  • Каково отношение автора к Ларре?

Критерии

Ларра

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? 

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям?

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? (ТЕКСТ)

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Критерии

Данко

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Мы, кажется, снова хотим грез,

красивых вымыслов, мечты и

странностей… М.Горький.

$Ход урока.

I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).

Слайд-1

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

III$. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.

— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.

Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им.Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»

2. Актуализация опорных знаний

А) Беседа.

Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.

-Вспомним, что такое пафос?

Слайд 4

Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.

  • Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Слайд 5

Романтизм творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»

В) Использование метода «Мозговой штурм».

-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)

— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.

Основные черты романтических произведений

$

Противопоставление мира идеального миру реальному

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

$

-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)

Слайд 6,7,8,9

-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?

$

-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?

-Что составляет романтический пейзаж в произведении?

  1. $

Противопоставление мира идеального миру реальному

Нереалистическое отражение мира

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом)

$3. Работа с текстом

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);

— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)

Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир

Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.

— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.

Слайд 10

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

5. Анализ легенды о Ларре.

Слайд 11

А) Подготовленный пересказ.

Б) Беседа

-Каким внешним событием проявляется легенда?

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.

Слайд 12

-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

  • $Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

Слайд 13

Карточка № 2. Прочитайте определение.

Индивидуали́зм (

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Слайд 23

Карточка №5

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Слайд 24

Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 25

На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).

-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)

-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.

-Как построено произведение?

-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?

-В чем актуальность произведения для современного читателя?

V. Домашнее задание:

Подготовиться контрольной работе.

(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.

Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.

Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.

В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.

Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.

Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.

Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.

Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.

Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.

Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.

Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.

У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.

Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.

Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.

Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.

Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Рассказ лев и собачка толстого льва николаевича толстого
  • Рассказ левша чему учит рассказ
  • Рассказ левша слушать полностью
  • Рассказ лапти бунин краткое содержание
  • Рассказ лгун толстой распечатать