Автор Андрей Измаилов На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность ; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Разминка (слайды презентации от 1-го до 6-го).
III.Проверка домашнего задания.
— С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого)
Игра «Отгадай»
Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу (быль «Прыжок»).
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам. («Зайцы»).
Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (рассказ «Лебеди»).
Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти (былина « Как боролся русский богатырь»).
С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями (сказка « Два брата»).
Пусти меня прежде на дерево. Я оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя (басня «Белка и волк»).
Игра «Слово»
— Я буду называть слово, а вы должны сказать значение этого слова.
- Печенеги – кочевое племя, совершавшие набеги на Русь
- Побрани – поругай
- Одолеет – победит
- Кушак – матерчатый, широкий пояс
Итог.
IV.Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
— Откройте стр.159 – содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.
— Прочитайте, что мы будем читать? (дети читают)
2. Вступительная беседа. (слайды 8-12)
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.
— Чтобы лучше представить то историческое время , в котором жил Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского. ( Слайды 13- 15)
— Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались?
— Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока.
-Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке.
— Какова цель урока? Познакомимся…
3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа (стр. 123).
— Понравилось вам стихотворение? Чем?
— Какие слова непонятны?
Извилистая река — изгибистая , петлистая
Вязы – лиственные деревья
Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия
Гурьбой – все вместе
Река огласилась- наполнилась громкими звуками
Зной –жара
Лукошко – корзинка
4. Физкультминутка.
5. Повторное чтение.
— Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение?
(Рассказчик — герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).
6. Анализ стихотворения.
— О ком рассказывает поэт?
— Где собирались ребята? (у старинных вязов)
— О чём они говорили? Найдите.
— Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы)
— После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке)
— Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах).
— Какие чувства испытывает автор от того , что он увидел детей? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)
7. Выразительное чтение стихотворения.
— самостоятельное чтение.
— конкурс на выразительное чтение.
8. Работа в тетради.
V. Итог.
— С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке?
— Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх)
— Что нового вы узнали на уроке?
— Понравился ли вам урок?
— Что было интересным на уроке для вас? Оцените свою работу. Оцените работу всего класса.
Домашнее задание: стр.123-124- выразительное чтение.
Литературное чтение: «Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
«Крестьянские дети»
Всем известно, что в разные времена и в любом народе дети, в отличие от взрослых, довольно похожи. Ребята, смотрящие на нас в произведении Некрасова «Крестьянские дети», мало чем отличаются от нынешнего поколения. Они также любят веселиться, играть, узнавать, при этом проявляя искренность и озорство.
В деревне, в лесу, на речке, всё манит детей своим простором и свободой. Для них каждый день был бы праздничным, если бы не то, как автор описывает этих детей в своём произведении. Он рассказывает читателю о том, как эти маленькие создания должны работать наравне со взрослыми.
Так, Ванюша, выходит с самого рассвета в поле с отцом, ездит в лес за хворостом, работает плотником, слесарит и помогает по хозяйству. Жизнь детей нашего времени, может показаться весёлой игрой, если сравнить её с жизнью крестьянских детей. Причём они вполне могут погибнуть, и никто в этом не помешает. В ту пору не существовало школ и больниц для бедных. Дети получали образование у своих родителей и других взрослых, у матери — природы, которая считается источником мудрости, и суровым учителем.
Поэтому, при всех наших сходствах с деревенскими ребятишками 19-ого века, наши дети, оказываются совсем разными.