Рассказ кукла о войне

Доброе утро! в москве умер певец и композитор александр градский, ему было 72 года; в сша на 92-м году жизни

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    logohttps://www.znak.com/2021-11-29/80_let_so_dnya_kazni_zoi_kosmodemyanskoy_intervyu_o_sovetskom_mife_s_istorikom_borisom_sokolovym

    2021.11.29

    29 ноября 1941 года, 80 лет назад, нацисты казнили диверсантку Красной Армии Зою Космодемьянскую. Эта фигура была одним из символов, использовавшихся для воспитания советской молодежи, и нет почти ни одного человека, прошедшего советскую школу, кто не знал бы этого имени. Но сегодня, когда советское прошлое стало предметом для острых споров, имя Зои Космодемьянской тоже время от времени попадает под огонь критики. Ради чего погибла Зоя Космодемьянская, в чем заключается ее подвиг и почему российская пропаганда взяла ее имя на вооружение, об этом Znak.com поговорил с историком и публицистом Борисом Соколовым. 

    Кадр из фильма «Зоя» (2020 год выпуска)

    «Скрывать Зое было нечего, немцы били ее из чистого садизма»

    — В советские годы Зоя Космодемьянская была героем, ее подвиг и даже в некотором смысле святость были неоспоримы. В наше время это оспаривается с разных сторон, хотя председатель Российского военно-исторического общества Мединский так и сказал, что она святая. А как вы трактуете ее участие во Второй мировой войне и как, соответственно, следовало бы воспринимать ее смерть?

    — Естественно, я не считаю Зою Космодемьянскую святой, но ее смерть я считаю действительно героической. Дело не в ее материальном вкладе в победу — поджог конюшни с лошадьми вряд ли нанес неприятелю такой уж большой ущерб. Дело в ее мужественном поведении перед лицом неминуемой смерти, которое действительно стало символом стойкости советских людей в Великой Отечественной войне.

    Зою предал товарищ из ее отряда Василий Клубков. Журналист Петр Лидов в одном из своих очерков писал: «Зою допрашивали в присутствии Клубкова. Она отказалась назвать себя, отказалась отвечать, откуда и зачем пришла. Она сказала, что не знает Клубкова и видит его в первый раз.

    Борис СоколовБорис СоколовКадр из трансляции на ютуб-канале Radio Baltkom / Mixnews

    Тогда офицер поглядел на Клубкова. Клубков сказал: «Она врет, мы с ней из одного отряда. Мы вместе выполняли задание. Ее зовут Зоя Космодемьянская, с нами был еще Борис Крайнов…».

    При Клубкове Зою раздели догола и били резиновыми палками, после этого она сказала: «Убейте меня, но я ничего вам не расскажу». 

    Впоследствии Клубков был послан в Москву в качестве немецкого агента, был пойман и расстрелян. Так что скрывать Зое было нечего, и немцы били ее из чистого садизма. Да и им было неважно, как ее на самом деле звали, Зоя или Таня. Но мужество Зои было в том, что она не просила пощады, несмотря на побои, и перед смертью призвала соотечественников бороться с врагом.

    — Но таких героически погибших в Великой Отечественной войне советских молодых людей было предостаточно, почему именно Зоя Космодемьянская стала символом непреклонности перед врагом? 

    — Я думаю, то, что именно Зою Космодемьянскую сделали символическим героем войны, было во многом случайным. Здесь сыграло свою роль то, что материал о Зое попал уже упомянутому журналисту Петру Лидову, военному корреспонденту «Правды», главной газеты страны. И он много сделал для выяснения обстоятельств подвига Зои Космодемьянской и ее подлинного имени. Первый его очерк назывался «Таня», так как этим именем Зоя назвалась при допросе. Лидов был мужественный человек и честный журналист. Никаких сознательных искажений он в свои материалы не вносил. Петр Александрович Лидов сам героически погиб 22 июня 1944 года, во время налета люфтваффе на аэродром американских «летающих крепостей» под Полтавой.

    — Можно ли такое поведение назвать фанатизмом, или это перебор?

    — Я бы не называл это фанатизмом, это просто мужественное, героическое поведение.

    «Настоящий подвиг остается подвигом, и смена идеологии на это не должна влиять»

    — Будучи советским школьником, я помню возвеличивание подвига Зои Космодемьянской и примерно понимаю, зачем это делалось. Но все это понятно в рамках господствующей коммунистической идеологии. Уместен ли такой, с позволения сказать, культ в текущей ситуации и для будущих поколений? 

    — Я думаю, что настоящий подвиг остается подвигом, и смена идеологии на это не должна влиять. Другое дело, сейчас никакого культа подвига Зои, какой был в советское время, уже нет и вряд ли он может быть.

    — В истории гибели Зои Космодемьянской сыграли свою роль и местные жители, чье имущество пострадало от ее рук. Естественно, по меркам того времени они предатели, достойные смерти. Но война давно закончилась, и Советский Союз рухнул, можно ли с точки зрения сегодняшней ситуации принять и понять поведение тех людей?

    — Я придерживаюсь мнения, что Зою схватили из-за предательства Клубкова, которой выдал немцам место рандеву группы. Крайнов туда не пришел, а Зоя была там схвачена. Двух жительниц деревни Петрищево расстреляли не за то, что они выдали Зою, а за то, что они били ее и ругали за устроенный пожар, из-за которого пострадали их дома. Думаю, что расстрел был для них чрезмерно суровым наказанием даже по меркам того времени. Может быть, их можно было сослать. Но расстрелять — это перебор.

    — Удалось ли вам посмотреть фильм «Зоя», который вышел в этом году. Каково ваше мнение об этом кино и его главном персонаже? 

    — Фильм я не смотрел, поэтому ничего сказать не могу. Времени и нужды не было. Отзывы читал преимущественно отрицательные, и они меня не зацепили, не вызвали желания посмотреть фильм. Вообще, среди современных российских фильмов про Великую Отечественную войну ничего интересного не встречал, в основном какие-то дешевые поделки, которые человеку, который что-то знает о войне, смотреть бессмысленно. Это примитивизация российской истории в патриотическом духе. Фильмы слабые и вряд ли пользуются популярностью.

    Рассказ кукла о войнеКадр из фильма «Зоя» (2020 год выпуска)

    — Как вы считаете, каких документов не хватает в истории Зои Космодемьянской и ее соратников, чтобы вся картина стала ясной и споры бы прекратились?

    — Мне кажется, что основные документы опубликованы. Споры же вокруг ее подвига носят в основе своей идеологический характер и связаны с разным отношением к советскому прошлому. Подвиг Зои Космодемьянской, в отличие от подвига 28 гвардейцев-панфиловцев, тот относительно редкий случай, когда советский пропагандистский миф и реальная картина подвига не сильно различаются между собой.

    — Можно ли сегодня поставить точку в дискуссии вокруг фигуры Космодемьянской? Какое окончательное отношение стоит зафиксировать в этой истории?

    — Поскольку историки придерживаются разных идеологических позиций, то дискуссии о событиях прошлого, в том числе о подвиге Зои Космодемьянской, будут продолжаться всегда. 

    — Приказ № 428, который и выполняла Зоя Космодемьянская в составе диверсионной группы, по нынешним меркам спорный. Насколько он был необходим и оправданы ли жертвы во имя его выполнения? Стоит также обратить внимание, что диверсантов-комсомольцев готовили к войне всего три дня и вооружали их лишь коктейлями Молотова и пистолетами — то есть необученную молодежь отправляли на верную смерть. 

    — Зоя и ее товарищи выполняли приказ Сталина (формально — Ставки Верховного Главнокомандования) от 17 ноября 1941 года о проведении тактики «выжженной земли», который требовал: «Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог… В каждом полку создать команды охотников по 20-30 человек — каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника». 

    Рассказ кукла о войнеКадр из фильма «Зоя», снятого во время войны (1944 год выпуска)

    Естественно, жители Петрищева были не в восторге от того, что присланные из Москвы партизаны сжигают их дома. И в первую очередь от выполнения этого приказа страдали местные жители. Немцы занимали уцелевшие дома и выгоняли их жителей на мороз. Кроме того, у немцев были палатки, были автомашины, где можно было погреться, правда, тратя на это дефицитное горючее. 

    Думаю, что сколько-нибудь существенного влияния на исход битвы за Москву приказ № 428 не оказал, хотя бы потому, что сжечь сколько-нибудь значительное число деревень диверсантам не удалось. В исходе битвы сыграло главную роль соотношение сил и средств, которое в начале декабря 1941 года сложилось в пользу Красной Армии, и истощение вермахта, у которого, в частности, к концу кампании 1941 года стал ощущаться дефицит горючего. Из-за этого при отступлении немцами была брошена большая часть автотранспорта и боевой техники.

    «Отечественная история возвращается к тоталитарным образцам»

    — Нет ли у вас опасения, что рано или поздно все-таки будут приняты ужесточающие поправки к закону о реабилитации нацизма, в которых и любые сомнения в действиях советской власти и бойцов Красной Армии в период Великой Отечественной войны будут уголовно и административно наказуемы? Например, в начале этого года Российское военно-историческое общество уже направило заявление в Генпрокуратуру с просьбой проверить высказывания Александра Невзорова о Зое Космодемьянской и его последующем привлечении к уголовной ответственности по пункту 2 статьи 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма»). Вот и депутат Госдумы Виталий Милонов обратился в Роскомнадзор с жалобой на «Радио Свобода» (признано СМИ-иноагентом) в связи с публикацией вашей статьи, посвященной приказу № 270 в годы Великой Отечественной войны. На «Радио Свобода» составили протокол о публичном распространении заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны (часть 4.1 статьи 13.15 КоАП). 

    — Насколько я понимаю, общий политический тренд, усилившийся после принятия поправок в российскую Конституцию, привел к тому, что картина отечественной истории, причем не только периода Великой Отечественной войны, стремительно возвращается к советским тоталитарным образцам. Протокол составили из-за моей характеристики жуковской шифрограммы о расстреле семей, сдавшихся врагу, как «драконовской» и «зловещей», то есть из-за чисто оценочных суждений, тогда как все цитируемые мной документы нашли архивное подтверждение. Думаю, скоро обо всей российской истории, начиная от Рюрика до наших дней, можно будет писать только в восторженно-патриотических тонах. И нельзя будет критиковать ни Сталина, ни Берию, ни Абакумова. Ведь все они тоже ветераны Великой Отечественной войны!

    — А вас это страшит? Остановят ли вас эти меры, побудят прекратить дальше выступать, писать статьи, давать интервью в том ключе, как вы это всегда делали? 

    — Нет, не остановят.

    — Какую тактику должны принять историки и публицисты, не согласные с советскими мифами о Второй мировой войне? 

    — Тактика одна — продолжать говорить и писать то, что они считают правдой.

    Фото Космодемьянской перед казньюФото Космодемьянской перед казньюпо легенде, снимок найден в кармане убитого немецкого офицера

    — На ваш взгляд, насколько использование советского мифа о Второй мировой войне эффективно для легитимации текущего политического режима? 

    — Я думаю, что главное для сегодняшнего режима — это полицейское насилие и ликвидация демократических свобод. А какие исторические мифы использовать — принципиального значения не имеет. Просто в советской историографии миф Великой Отечественной войны был наиболее разработан, как ранее были разработаны мифы Великой Октябрьской революции и Гражданской войны. Кроме того, еще живы те, кто пережил войну. Да и миф революции не годился, так как революция — это то, чего больше всего боится существующий режим. А миф Великой Отечественной войны хорош еще тем, что имеет сильную имперскую составляющую. В результате Великой Отечественной войны Советский Союз максимально расширил границы своей империи, а для путинского режима единственной идеологической опорой является имперская идеология.

    — Каковы будут последствия для восприятия периода Великой Отечественной войны в связи с тем, что в определенный период она использовалась для политических целей? 

    — Нам не дано предсказать, когда в России сменится власть, и тем более — какой именно будет новая власть. Но думаю, что после нынешнего гипертрофированного внимания к теме Великой Отечественной войны ей будут уделять меньше внимания. Она будет просто одной из многих исторических тем. Может быть, как раз больше внимания будут уделять революции 1917 года и Гражданской войне. Тотальной критики не будет, просто историки будут более объективно оценивать события 1941–1945 годов и в большей мере вписывать их в контекст Второй мировой войны.

    Сегодняшней в подборке рубрики #влюблённыевкниги — литература о послевоенном детстве.

    Рассказ кукла о войнеСегодня пишу о книгах, от которых щемит душу, наворачиваются слёзы и затрагивается что-то очень глубокое, болезненное и светлое одновременно. Все эти книги — о людях, переживших войну. И война-то закончилась, но не ушла никуда из жизни этих людей. Она возвращается в виде пленного японца, в виде калек без рук, без ног на улицах Ленинграда, в виде отца, которых пришёл с фронта, да так и не оправился от пережитого. В этих книгах — прекрасный слог, захватывающие сюжеты, и правда жизни. Всё, чем отличается хорошая литература.

    «Степные боги», Андрей Геласимов

    Рассказ кукла о войнеДействие происходит в Забайкалье летом 1945 года. В книге два главных героя, совершенно противоположных друг другу. Петька, деревенский мальчишка, живёт свою пацанью нелёгкую жизнь: вечно голодный, всеми битый — и бабкой, и жестокими пацанами, мечтающий попасть на войну и там геройски погибнуть. Есть у него и свои мальчишечьи радости: спасённый волчонок, проезжающие мимо поезда с военными, рассказы дяденек-солдат о военных подвигах. Петька живёт буйную яркую жизнь. Безотцовщина, с матерью, которая как «неживая», с умирающим другом, он умеет быть счастливым — его распирает от радости, от очень простых вещей: тушёнки на хлебе, беготни по полям, грохота танков, идущих мимо. В нём столько жизни, из него так и прёт жизненная сила. И на контрасте с этим неистовым Петькой — Хиротаро — пленный японец, в прошлом кандидат медицинских наук. Человек высокой культуры и воспитания, потомок древнего самурайского рода. Он пишет историю своей семьи для сыновей, оставшихся в Нагасаки. Хиротаро описывает самурайские обычаи, образ мыслей и понятия о чести. Из-за своего невероятного благородства он остался в плену. И теперь пытается понять, от чего умирают пленные японцы, добывающие руду, и почему мутируют растения. «Степные боги» напоминают лучшую литературу советского периода, только без прикрас. Язык героев не отшлифован цензурной литературностью. Говорят так, как говорили в послевоенной деревне, да и в деревне вообще. И то, как написана вся книга, просто потрясающе. Я не видела текста, не видела букв. Я как будто смотрела фильм с очень объёмными персонажами. Язык хорош до прозрачности. «Степные боги» читаются на одном дыхании. В книге единственный недостаток — она короткая. Но даже в этих 380 страницах так много жизни и правды. Очень настоящая книга. Рекомендую. «А русского человека так просто голыми руками не возьмёшь. Это немца можно, румынца там какого-нибудь, а русский человек — его много. Он ведь почему буйный? Да потому, что он в себя целиком не помещается. Немец — тот не только в себя уместится, там ещё человек пять войдёт. А русскому в себе тесно, вот и рвётся наружу. Сильно много русского человека. Оттого и бушует.»

    «В ожидании козы», Евгений Дубровин

    Рассказ кукла о войнеДубровин — совершенно новый для меня автор, начала его читать без особых ожиданий. И была его повестью не просто удивлена, а слегка шокирована. Сюжет простой. Послевоенное время. Двое мальчишек-братьев ведут вольную жизнь: взрывают оставшиеся от немцев мины, шастают в компании беспризорников, воруют вишни в чужих садах. Но тут неожиданно возвращается отец, считавшийся погибшим. И начинает их воспитывать, приучать к труду и к уважению к старшим. И вот здесь разгорается настоящая война — с битьём, местью, ультиматумами и голодовкой. Сначала кажется, что повесть такая даже юмористическая, что это легко написанный рассказ о романтичной жизни вольного подростка. Но всё оказывается гораздо серьёзнее и драматичнее. Спойлерить не хочу, но скажу сразу, что концовка здесь такая, что будто тяжёлым мешком по голове ударили. Повесть небольшая, но темы автор поднимает важнейшие. О воспитании, об отношении родителей и детей, о чувстве вины, о границах дозволенного-недозволенного, о покалеченных войной людях и семьях, об искарёженных отношениях между самыми близкими людьми. «В ожидании козы» — это черты эпохи: голод, разруха, мука из лебеды и коза как символ достатка и счастья. Это многочисленные рассуждения подростка обо всём на свете. И ещё это — книга-боль за целое поколение, даже и не за одно, наверное.

    «Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека», Эдуард Кочергин

    Рассказ кукла о войне«Ангелова кукла» состоит из небольших рассказов о разных людях, повстречавшихся автору в его насыщенной жизни. В основном это жители «дна», «опущенные», как их называет сам писатель. Проститутки и воры, «обрубки» войны и голодранцы-мальчишки, калеки и нищие. Жители питерского острова Голодай — Гоша Ноги Колесом, Шурка Вечная Каурка, Анюта Непорочная, Никудышка и Кудышка и ещё целая вереница колоритных образов — людей, оказавшихся на обочине жизни. Кочергин пишет как настоящий художник. Тщательно прорисовывает портреты своих персонажей. И, что самое важное для меня в его взгляде на этих людей, — он смотрит как-то очень по-доброму, очень по-человечески. Они все у него — Люди. Странные, уникальные, неповторимые, ценные, настоящие. В книге есть много моментов, затрагивающих душу. При этом нет никакого пафоса и высокопарности. Язык очень простой, иногда — с юмором, меткими словечками и примесью блатного жаргона. Но очень многие места попадают в самое сердце. Большая редкость это — так уметь чувствовать и передавать через текст главное, ценное, человечное. И ещё это книга — о войне. Которая вот-вот только закончилась, ещё не успели навести лоск и разукрасить всё в цвета победы, не успели выселить всех калек из города. Кочергин показывает войну и людей, вернувшихся с неё, с непривычного нам ракурса. Здесь уже не Народ-победитель. Здесь — Человек, вернувшийся не весь, не целиком. Здесь так много трагичных судеб, но и жизни в лучших и чистых её проявлениях тут тоже много. На самом «дне» есть место и для сострадания, и для милосердия, и для щедрости, и для любви. Очень-очень советую почитать Кочергина. Его книги из разряда тех, что не хочется закрывать, и обязательно тянет перечитывать. Они возвращают веру в человека, заставляют смотреть на самых разных людей не шаблонно и не оценочно, а видеть даже в самых «сирых и убогих» прекрасное.

    * * *

    Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.

    Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе «Влюблённые в книги» во «ВКонтакте» и Instagram @knigizdes.

    photo 2

    1. КНИГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВОЙНЕ

    «Читаем с детьми о войне»

    Эксперты по детскому чтению отвечают на вопросы «Папмамбука»:
    ‒ Читаете ли вы своим детям о войне? Если да, то что?
    ‒ Какие книги о войне вы читали, когда были маленькими, но не станете читать их своим детям? 

    «Память и политика: как говорить с подростками о войне»
    Интервью с издателем и историком литературы Ильей Бернштейном

    Один из проектов Ильи Бернштейна, осуществленный совместно с издательством «Самокат», посвящен книгам советского периода о Великой Отечественной войне.
    Первой книгой проекта стал переизданный роман Виктора Драгунского «Он упал на траву». Роман вышел в новом издании, без купюр и редакторских замен советского времени. 

    Елена Литвяк «Дорога к победе»

    «…Мы, дети и внуки победителей, сами расспрашивали своих еще нестарых дедов и бабушек о войне, по сотому разу перебирая их награды. А что наши собственные маленькие дети чувствуют и что знают о той войне, которая ни с чем личным для них уже не связана и стоит в одном ряду с Куликовской и Бородинской битвой? Для них это время прапрадедов, которых никто из них никогда не видел, почти мифическое, расплывчатое. Можно ли и нужно ли сделать это время представимым для них, наполненным их собственными мыслями и переживаниями, чтобы и у них была своя дорога к той Победе?
    Свою дорогу к Победе Елена Литвяк предлагает выстраивать с помощью рассказов Сергея Алексеева о Великой Отечественной войне, переизданных издательством «Детская литература». 

    Как читать с детьми рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»
    Мастер-класс Ольги Сапанжа

    Филолог и музейный педагог Ольга Сапонжа попробовала прочитать студентам любимый рассказ своего детства «Честное слово». Студенты отреагировали совсем не так, как предполагалось. Их реакцией было сдержанное удивление: и зачем этот странный мальчик так поступил? Может, у него какие-то проблемы в развитии?

    Потрясенная такой реакцией, Ольга Сапонжа создала настоящий мини-музей рассказа – в рамках музея частных коллекций, посвященного 60-м годам прошлого века.

    Тема предвоенного настроения – одна из ведущих в рассказе, она позволяет понять поведение и мальчика, и помогающего его «освобождению» офицера.

    О том, как строится мастер-класс по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово», можно узнать из этого ролика

    Sapanzha

    1

    2. ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА  

    Ленинградская блокада – отдельная тема внутри разговора о Великой Отечественной войне, и, возможно, самая разработанная в детской литературе.

    Анна Рапопорт «Мы читаем о блокаде»
    8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. 27 января 1944 блокада была снята.
    Каждый год в сентябре и январе многие петербургские школьники отправляются в музеи, хранящие память о блокаде… Как современные дети представляют себе блокаду и нужны ли им книги о войне? 

    Анна Рапопорт «Город, который противостоит забвению»
    Анна Рапопорт «Боль от начала до конца, везде – боль»

    Некоторое время назад в издательстве «Речь» вышла книга Геннадия Черкашина «Кукла», в которой ленинградская блокада увидена глазами маленькой девочки. Впервые «Кукла» была издана в 1987 году. Однако многие узнали об этой книге совсем недавно. И это не единственная книга о блокаде, которую мы сейчас для себя открываем.
    Анна Рапопорт, известный питерский краевед, филолог и педагог, рассказывает о том, как читали книги о блокаде ленинградские дети и подростки ее поколения и о том, что означают эти книги для современных питерских детей.
    «В анкете, которую заполняли школьники, был вопрос: “Откуда ты знаешь о блокаде и обороне Ленинграда? Какие источники прежде всего помогли тебе составить представление о ней?” Предлагалось несколько вариантов ответа: “Я изучал это в школе на уроках”, “Я узнал об этом из экскурсий в музеи”, “Я читал книги о блокаде”, “Мне рассказывали о блокаде родители, бабушки и дедушки” и т.д. …Мне хотелось бы немного поразмышлять о книгах, посвященных блокаде и адресованных детям и подросткам, в контексте общего изучения блокадной темы в современном Петербурге.» 

    German Kak eto bylo_illustr

    Своим опытом чтения вслух книг о блокаде делятся педагоги Мария Климова, Анна Ремез и Людмила Урсуленко

    Мария Климова «50 ударов в минуту» — о том, как она читала детям в библиотеке главу из книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, посвященную ленинградской блокаде.
    «…Слушали меня тихо и сосредоточенно… Одна из младших девочек поднимает руку: «Что за карточки?» До этого у меня в руках была книга, выпущенная издательством «Время», но теперь я беру издание «Лабиринта». Дети внимательно рассматривают на картинках репродуктор, печку-буржуйку и карточку на хлеб. Читают и комментируют: «400 граммов. Всего 400!» – но вряд ли понимают, сколько это на самом деле. И я достаю буханку хлеба (конечно, совсем не того, блокадного, а сегодняшнего), нож, доску и весы… Мы выясняем, что 400 граммов – это чуть больше половины буханки. Но в ноябре-декабре 1941-го паек для детей был другой: отрезаю от предыдущего куска ровно 125 граммов… Мы обсуждаем, как менялись нормы и почему в самом конце декабря 1941 года они стали расти. Дети делают нелепые предположения. Намекаю на зиму… взрослые подхватывают, наперебой рассказывают о Дороге жизни и бомбежках…
    Чей-то младший ребенок просит у мамы кусок черного хлеба, который лежит на доске…»

    Правдивая история Деда Мороза »

    «Первая книга о войне»
    «Книгу Юрия Германа “Вот как это было” мы читали с второклассниками…» ‒ из опыта школьного библиотекаря. 

    Людмила Урсуленко «Сложная тема» ‒ опыт чтения «Куклы» Г. Черкашина с детьми 6‒7 лет.
    «Я давно хотела поговорить с детьми о Великой Отечественной войне, но никак не могла найти правильную тональность. Не знала, с чего начать свой рассказ. И я решила, что будет правильно, если дети посмотрят на войну не моими глазами, а глазами ребенка, живущего во время войны.»

    Марина Аромштам «И наступил Новый век…» ‒ об одном школьном спектакле на блокадную тему. 

    Юлия Яковлева и ее «Ленинградские сказки»
    «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой включают три книги: «Дети ворона», «Краденый город» и «Жуки не плачут». Эти книги, с одной стороны, ‒ новая яркая страница в истории отечественной детской литературы. С другой стороны, и позиция автора, и художественные приемы вызывают острую полемику в педагогической и библиотечной среде.
    Почему это происходит, корреспондент «Папмамбука» обсуждает с писательницей.

    1

    3. ПОДРОСТКИ ЧИТАЮТ КНИГИ О ВОЙНЕ

    Даниэль Бронский «О людях, что ушли, не долюбив…» ‒ о книге Эдуарда Веркина «Облачный полк».
    «…О войне столько всего написано, в том числе и ее участниками, что сказать что-то новое очень непросто, и идея, кажущаяся оригинальной и интересной, может запросто оказаться затертым до дыр штампом. Нельзя ведь написать хорошую книгу, просто нагнав драмы об ужасах блокадного Ленинграда или о детях-героях, помогающих местной партизанской ячейке. Автор должен искать необычные подходы, тонко чувствовать человеческую психологию, чтобы, например, правдоподобно описать поведение человека в бою (а это чрезвычайно сложно для того, кто на войне не бывал), должен изучать архивы и воспоминания ветеранов. Тогда появляется шанс создать необычное и сильное произведение. Именно это удалось сделать Эдуарду Веркину, автору повести “Облачный полк”.» 

    Облачный полк »

    Эдуард Веркин

    _________________________________

    Ксения Барышева «Мечты арбатских королей» ‒ о книге Владимира Чачина «Король с Арбата». «
    Недавно я побывала в танковом музее в подмосковной Кубинке. Экскурсия началась с ангара с немецкой боевой техникой времен войны. Одно дело ‒ видеть немецкие танки на экране телевизора, и совсем другое ‒ стоять прямо напротив них. Под некоторыми танками массой более 70 тонн был продавлен бетонный пол. Нам повезло, мы увидели динамическую демонстрацию военной техники. Рев двигателя только одного танка был слышен на территории всего музейного комплекса и, наверное, далеко за его пределами. А если наступает танковый батальон?..
    Я долго думала о том, имею ли я право писать о книге В. М. Чачина “Король с Арбата” ‒ книге, написанной человеком, прошедшим войну, о таких же, как и он, мальчишках, оказавшихся в окопах под Смоленском, Белгородом, Курском, Сталинградом…»

    Король с Арбата »

    Владимир Чачин

    Екатерина Омельницкая «Нельзя забывать» — о книге М. Шолохова «Судьба человека»
    «…вроде бы книга про войну написана, а войны-то в ней и нет. А есть рассказ человека о своей жизни. Много ему горя досталось. И сам еле уцелел, пока воевал, и дом потерял, и всю свою семью. Вернулся он с войны в никуда, и как дальше жить – не понятно. Другой бы, наверное, и духом упал, и обозлился. Но у этого человека оказалось такое разбитое, но большое сердце, что он смог поделиться его частью с маленьким человеком. Бывает, в затухающем костре угольки еле тлеют, а потом вдруг опять разгорятся в последний раз ‒ и тепло от них. Мне кажется, герой этой книги, как такой костер.
    Уже много времени прошло, но каждый раз, когда я начинаю обижаться и злиться на что то, я вспоминаю «Судьбу человека». Мне помогает. Эта книжка не современная и не модная. Но теперь она стоит на моей полке как память о том, чего нельзя забывать. Прочитайте, может и вы поймете то, чего я раньше не понимала». 

    Судьба человека »

    Михаил Шолохов

    Никита Мятечкин «Книга, заставившая меня повзрослеть» ‒ о книге Константина Воробьева «Убиты под Москвой».
    «…Летом я был на выпускном у своего брата, окончившего Воронежский институт ФСИН России. И там красивые лейтенанты в парадной форме показывали мастерство строевой и боевой подготовки. Глаза и улыбки сияли, как золото на их погонах. Я был горд за своего брата, всё выходило у него просто мастерски, но вдруг мне стало страшно: я увидел лица моего брата и его товарищей в том строю, под Москвой, в сорок третьем… Вот тогда я понял, о чём писал Воробьёв. И мне хотелось кричать, остановить их, защитить, таких молодых, вышедших из стен училища, чтобы сразу умереть…» 

    Убиты под Москвой. Повести и рассказы »

    Константин Воробьев

    Полина Фурс «Горькие праздники» ‒ о книге Ольги Колпаковой «Полынная елка».
    «Во все времена война была самым страшным бедствием. Особенно для детей. Война ‒ это смерть, голод, разруха, неизвестность и отсутствие выбора. Почему мать отправляла двух маленьких дочерей на пастбище, зная, что вокруг ходят волки? Потому что иначе вся семья умерла бы с голоду. Почему четырнадцатилетний подросток добирался без документов, без еды, даже без нормальной одежды к семье своих родственников? Потому что выбора не было.
    Некоторые моменты, о которых рассказывается в «Полынной елке», просто невозможно вообразить.» 

    Полынная ёлка »

    Ольга Колпакова

    Павел Парилов «Самый лучший папа» ‒ о книге Голявкина «Мой добрый папа».
    «Я не хочу, чтобы была война, я против войны. Ведь она забирает самых любимых людей. К сожалению, она оказалась совсем не такой, как представлял себе ее Петя: что-то такое, где палят пушки, и мчатся танки, и падают бомбы, и ничего не случается, все кричат “ура” и побеждают… Прочитайте эту книгу.

    Мой добрый папа »

    Виктор Голявкин

    Никита Трифоногло «Та жизнь, когда все еще были бессмертны…» ‒ о книге Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние».
    «…В книге Г. Бакланова я увидел как бы изнанку войны. Не только героизм солдат и офицеров, боевые действия с криком “Ура!”. Писатель рассказывает о бытовых условиях фронтовиков; о гимнастёрках, на которых заштопывали дырки от пуль, а потом выдавали новобранцам; о том как сушили портянки; о мозолях; как приходилось целую неделю не умываться.
    И самое страшное: почти на каждой странице речь идёт об убитых: советских и немецких солдатах…» 

    Навеки — девятнадцатилетние »

    Григорий Бакланов

    Наталия Симдякина «Одна победа на всех» ‒ о книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
    «…Когда стали обсуждать с бабушкой прочитанное, она сказала, что сержант Васков очень похож на моего прадеда, Александра Васильевича Довженко. Он был такой же коренастый, по-житейски мудрый, заботливый и очень добрый человек. Воевал на фронте два года, несколько раз был тяжело ранен. В 1943 году пришел с войны инвалидом. У Васкова не было руки из-за ранения, а у прадеда Александра Васильевича правая рука была изуродована снарядом. Ему назначили пожизненную военную пенсию, а он сразу отказался от нее в пользу детей-сирот, считал, что сможет заработать на жизнь без помощи государства. И смог! Васков воспитал сына погибшей Риты Осяниной, а мой прадед женился на солдатской вдове с пятилетней дочкой Ритой и вырастил девочку как свою дочь. Война догнала моего прадеда Александра Васильевича в год, когда родился мой папа. Он умер от старых ран… У моего папы дедушек не было…» 

    А зори здесь тихие… »

    Борис Васильев

    Никита Суханов «Как стать настоящим человеком?» ‒ о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
    «“Повесть о настоящем человеке” ‒ это рассказ о настоящем герое, который одолел фашиста в тяжелой схватке длинною в Великую Отечественную войну. Это повесть о человеке, который никогда не отчаивается. Эта книга рассказывает о том, какова цена жизни и на что способна сильная личность. “Повесть о настоящем человеке”, прочитанная в нужный момент, может стать пособием по выживанию для больного и оставить неизгладимый отпечаток в душе здорового.»

    Повесть о настоящем человеке »

    Борис Полевой

    Ксения Барышева «Рассказ как исцеление» — о книге Дарьи Доцук «Голос»
    «…Прогуливаясь по городу и репетируя предстоящий разговор с родителями о том, чтобы остаться в Калининграде, девушка встретила другого члена клуба, Стаса. Он рассказал ей историю своего деда, сержанта Ивана Рыжова, потерявшего во время войны всех своих родных. Возвращаться ему было не к кому, и он решил остаться в приморском поселке Пальмникене, восстанавливать завод по обработке янтаря. Там он встретил хрупкую, почти прозрачную от истощения немецкую девушку Луизу, которая стала ему дороже жизни. Иван Рыжов сделал ей предложение и уехал, чтобы оформить фальшивую справку о том, что его невеста ‒ утерявшая паспорт литовка… Но сержант опоздал…»

    Что рассказать детям о Великой  Отечественной Войне    

              Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну. Чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

    Нужно ли рассказывать детям о войне?

    Этот вопрос часто возникает у родителей. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации

    КОГДА?  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

    ДЛЯ ЧЕГО?  Наши дети, к сожалению, очень мало слышат, видят и не знают о той войне, о цене той Победы. Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. Приходишь в ужас, когда видишь, что наши дети не знают историю своей страны, а при показе в школах отрывков из военных фильмов видишь их безразличные лица. А молодые парни, не понимая истинного смысла и движимые ложными идеями, украшают свастикой свои тела и рубашки. Они называют себя патриотами, разрушая могилы и памятники воинам ВОВ, жаждут крови ни в чём не повинных людей другой национальности.

    КАК? Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев.

    ЧТО рассказать детям о Великой Отечественной Войне.                                                 Ранним утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, Германия вероломно, без предупреждения, напала на наше отечество. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на нашу страну сразу на большом пространстве, от Балтийского моря до Карпатских гор. Его войска пересекли наши границы, тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, городам. Солдатам был дан приказ уничтожать не только воинов, но и мирных жителей – стариков, женщин, детей. Самолеты врага начали бомбить железные дороги, вокзалы и аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война. Великой эту войну назвали, потому что в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа огромного напряжения физических и духовных сил. А отечественной она называется, потому что война эта была направлена на защиту своего отечества. 

       Наша страна не ждала нападения. В эти июньские дни десятиклассники оканчивали школу, проходили выпускные балы. Выпускники строили планы на будущее, но война все перечеркнула. 

       22 июня в 12 часов дня по радио объявили о нападении на нашу страну. Началась мобилизация на фронт. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Туда рвались все. Только в первый день в Красную Армию записалось около миллиона человек. В эту страшную войну было втянуто 81 государство, поэтому эту войну называют Мировой. 

     Почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? 

       Потому что такие победы у немецкой армии уже случались. Почти без сопротивления они захватили многие страны Европы: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, а вот с нашей страной у Гитлера вышла осечка, мы выиграли эту войну. 
    Ужас и потери Великой Отечественной Войны объединили всех людей в борьбе против фашизма и поэтому радость победы в 1945 году, охватила не только Россию, но и весь мир. Это был праздник всего народа со слезами на глазах. Все радовались Победе и оплакивали погибших. 

    9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы. Люди смеялись, плакали, обнимались. 

         Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми. 

       Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, в этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют. 

       Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Ребенку можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семьи, их ордена и письма, рассказать их истории. Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у ребенка гордость за свою страну: памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы. Прежде чем вести туда ребенка – прочитайте их историю, чтобы было о чем рассказать. Большое впечатление могут произвести песни военных лет, 

    стихи про войну. Мальчика наверняка заинтересует и парад военной техники. 

    Прекрасно, если вы отправитесь с ребенком в военный музей и позволите ему пощупать там жесткую шинель или щербатую солдатскую кружку. Попробуйте вместе представить, каково было защитнику Родины спать в холодном блиндаже, укрывшись одной такой шинелью, или пить из кружки кипяток, чтобы хоть как-то согреться.

    И, конечно, в День Победы сходите к могиле Неизвестного солдата. Положив яркие цветы на блестящий гранит, ребенок наверняка осознает, как это важно и нужно для всех нас – чтить память о подвиге наших предков. А если вы знакомы с ветераном войны – непременно поздравьте его вместе с ребенком, подарите цветы и открытку, сделанную собственными руками.

    И конечно, незаменимую помощь окажут книги. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. 

    Младшая группа:

    Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

    «Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

    Средняя группа:

    Георгиевская С. «Галина мама»

    Митяев Анатолий «Почему Армия родная»«Таежный подарок».

    Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

    Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

    Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

    Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

    Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден»

    Старшая группа:

    Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

    Соболев Леонид «Батальон четверых»

    Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

    Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

    Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

    О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

    Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

    У. Бражнина «Шинель»

    Черкашин «Кукла»

    Подготовительная группа:

    Л. Кассиль «Главное войско», 1987

    Митяев Анатолий «Землянка»

    Лавренев Б. «Большое сердце»

    Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

    «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

    Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

    С. Баруздин «Рассказы о войне»

    С. Михалков «День Победы»

    С. П. Алексеев «Брестская крепость».

    Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

  • Рассказ лапти чему учит рассказ
  • Рассказ кусака главные герои
  • Рассказ крылова свинья под дубом
  • Рассказ крылатый мохнатый масляный
  • Рассказ крылатый мохнатый да масленый