Рассказ кубок как проявляются благородство рыцарство и жестокость героев баллады

Комментарии преподавателя слово учителя. в. а. жуковский славился многочисленными переводами стихотворений немецких авторов. но главным литературным жанром, на который обращал

Комментарии преподавателя

Слово учителя.

В. А. Жуковский славился многочисленными переводами стихотворений немецких авторов. Но главным литературным жанром, на который обращал свое внимание русский поэт, стал жанр баллады. Жуковского так и называли современники – «балладником» — за его чрезмерное увлечение этим жанром. Он оставил после себя более 50 баллад, из которых всего 5 из них стали его собственными сочинениями, а не переводами.

Балладой называют стихотворение, в котором описывается какое-либо историческое событие или предание с острым, напряженным сюжетом.

Запись определения баллады в словарик литературных терминов.

Термин баллада происходит от провансальского слова и означает: «танцевальная песня». Возникли баллады в средние века. По происхождению они связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. В Англии XIV-XV вв. существовало много баллад о народном герое по имени Робин Гуд.

Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. Перед читателем открывается поэтичный и исполненный глубокого внутреннего драматизма мир народных легенд, поверий, обрядов и преданий. В балладах действуют яркие герои с отчетливо показанными характерами.

На протяжении многовековой истории своего существования жанр баллады претерпел большие изменения. Литературоведы выделяют несколько главных особенностей этого жанра:

1) присутствие какого-либо противостояния – герои вступают в конфликт либо друг с другом, либо с судьбой, либо с силами природы;

2) создание напряженной ситуации с помощью элементов таинственности, загадочности, какой-то интриги;

3) наличие (не всегда) диалога, придающего повествованию живость;

4) применение разнообразных форм повтора;

5) недосказанность (обычно в финале).

Запись в тетрадь особенностей баллады.

Сегодня мы поговорим о балладе В. А. Жуковского «Кубок», которая явилась вольным переводом баллады немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера (1759-1805) «Ныряльщик» («Водолаз»).

Вопросы и задания по прочитанному дома:

  • Кратко перескажите содержание баллады. Кто главные герои этой баллады?
  • Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре и ответьте на вопрос: как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады? (Благородство – это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз. Рыцарство – это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море. Жестокость – крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.)
  • Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, а какие осуждаете?
  • Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?
  • Почему ни один из рыцарей не отважился выполнить волю царя?
  • Как вы оцениваете поступок молодого пажа? А как его оценивает сам автор?
  • Прочитайте рассказ пажа, вернувшегося из морской бездны. Как его характеризует этот рассказ? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
  • Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком – практически на верную смерть?
  • Были ли среди толпы безучастные, равнодушные к происходящему?
  • Как вы думаете, почему даже просьба дочери не изменила решения царя?
  • Как вы понимаете строки:

И смертный пред Богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

  • Прочтите последнюю строфу баллады. Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного отважного пажа или смирился с ней?
  • Почему Жуковский назвал балладу «Кубок»? (Кубок – это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза – не смог победить.)
  • Найдите в тексте баллады устаревшие слова и выражения. Какую роль они играют в стихотворении? (Латник, златой, епанча, взор, чрево, роптанье, дерзновенно и др. Эти слова соответствуют высокому настрою баллады, погружают читателя в атмосферу старины.)

Словарная работа.

Рыцарь

Латник

Кубок

Бездна

Паж

Епанча

Безгласны

Чрево

Спирались

Жерло

Зев

Венец золотой

Престол

Роптанье

Пурпуровый сумрак

Млат, скат, однозуб

Работа с учебником. Чтение учениками статьи учебника «Из истории создания баллады “Кубок”» (с. 85-86).

Чтение учителем баллады Ф. Шиллера в переводе Александра Фрейдлеса.

Слово учителя.

Шиллер построил сюжет своей баллады на основе средневековых немецких легенд. Легенда XII века, на которую, вероятнее всего, опирался Шиллер, лишена романтики: причиной гибели пловца была якобы его жадность.

Жуковский вносит в балладу существенные изменения, У Шиллера проводится мысль о том, что боги, милостивые к людям, таят от них именно те ужасные тайны природы, знание которых невыносимо для смертного. Жуковский же перестраивает идею баллады: человеку недоступно знание всего, что должно лежать, согласно Божьей воле, за пределами человеческого ума.

Изменена Жуковским 20-я строфа: у Шиллера в рассказе юноши фигурируют сказочные «чуда»; Жуковский заменяет их действительно существующими морскими чудовищами (скат, млат, однозуб и т. д.), и это усиливает впечатление.

По-иному изображена в переводе гибель судов в 11-й строфе. У Шиллера – «раздробленные киль и мачта только и спасались из всепоглощающей могилы». У Жуковского – не киль и мачта, а сами суда «мелкой назад вылетали щепой // С ее неприступного дна».

Обучение выразительному чтению. Для обучения выразительному чтению предлагаются последние четыре строфы баллады (со слов «Чудесен рассказ показался царю…»). Перед чтением следует ответить на вопросы 6 и 7 учебника (с. 86).

(Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.

При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.)

(Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.

Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «…вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед…» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть и прочитать выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Няне» (с. 85-86).
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об Арине Родионовне Яковлевой, няне А. С. Пушкина.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=28Zf7NXxvOY

http://moguman.ucoz.ru/load/literatura/konspekty_urokov/v_a_zhukovskij_ballada_kubok/11-1-0-6

http://ppt4web.ru/literatura/va-zhukovskijj-ballada-kubok.html

      I. Проверка домашнего задания

      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.

      II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
      Учитель может начать с того, что предложит ученикам прочитать на с. 86 учебника и записать более короткое определение баллады:

      Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.

    Текст баллады читает учитель (8—9 минут). После чтения дадим
ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим
несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.
      — Кто главные герои баллады?
      Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую
пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.
      — Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
      — Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе
картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
      — Как вы относитесь к поступкам героев?
      — Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
      Благородство — это высокая нравственность, соединенная
с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна,
когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит
отца не отправлять его в море второй раз.
      Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
      Жестокость — крайняя суровость, безжалостность,
беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о
своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично
посылает молодого пажа в море.
      Одаренным ученикам можно задать вопрос:
      — Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
      Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает
свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что
царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью
выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят»
и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к
царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного
юношу.
      Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «…вдруг паж
молодой // Смиренно и дерзко вперед…» Автор передает свое отношение к
пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец
отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что
юноша «борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается,
всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью
небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем,
что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
      Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во
время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…»
Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
      Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с
волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть,
с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда
она «с трепетом в бездну… глядит».
      — Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
      Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши,
бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют
за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях
победителям дарят кубки.
      Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и
над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но
когда он нырнул ради исполнения царского каприза — не смог победить.

      III. Подготовка к выразительному чтению баллады
      — Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
      Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации,
которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает
основы саморефлексии.
      При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при
описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша
нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул).
Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими
глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и
заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в
этой балладе повторяется особенно часто.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
      Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок»». Выучить определение баллады.
      Принести вторую часть учебника в класс.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
      Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по литературе с учетом авторской программы (В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев: Литература. Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. ФГОС. – М.: «Просвещение», 2018).

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.г.);Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Приказа Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Учебного плана МБОУ гимназия № 5 на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство

В.Я. Коровина,

В.И. Коровин,

В.П. Журавлев

Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

5

Просвещение

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Планируемы результаты освоения учебного курса

  • Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

  • Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

  1. умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  2. умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  3. умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  • Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Особенности организации обучения во время карантина в школе

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Внедрение дистанционного обучения позволяет расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы гимназии (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.

В периоды особых режимных условий гимназия обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение. Видами использования дистанционного обучения являются:

— реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

— реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.

Педагоги могут организовать два режима обучения:

1. Живое онлайн-общение, когда согласно расписанию уроков организуется видеоконференция, общение в чате с учащимися.

2. Удалённое обучение, когда при использовании определённых цифровых инструментов создаётся платформа для самостоятельного обучения при активном опосредованном участии учителя.

Гимназия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий использует следующие образовательные платформы: ЯКласс, Дневник.ру, Zoom, Российская электронная школа, Учи.ру, Московская электронная школа , мессенджеры (Skype,Viber,WhatsApp).

Гимназия принимает участие в апробации цифровой платформы персонализированного обучения ПАО «Сбербанк» — СберКласс. Эта платформа разработана в рамках проекта «Образование» и соответствует всем государственным стандартам. Контент полностью персонализирован и соответствует школьной программе с 5 по 9-й класс.

Содержание учебного курса

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Введение. Книга в жизни человека

1

2.

Устное народное творчество

9

3.

Древнерусская литература

4

4.

Литература XVIII века

2

5.

Литература XIX века

36

6.

Из русской литературы XX века

21

7.

«Только доблесть бессмертно живет…»

2

8.

Из зарубежной литературы

20

9.

Повторение

7

Итого

102

Количество и виды контрольных работ:

Сочинение

2

Контрольное тестирование

1

Программа содержит следующие темы учебного курса:

  1. Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

  1. Устное народное творчество (9 ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

    1. Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

  1. Из древнерусской литературы (4 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

  1. Из литературы XVIII века (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

  1. Из литературы XIX века (36 ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

  1. Из литературы XX века (23 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения XX века о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

  1. Из зарубежной литературы (20 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

5 «А»

5 «Б»

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

6.09

6.09

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.

Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе

Урок изучения нового материала

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 ч)

2,3

8.09

11.09

10.09

11.09

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор.

РР. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

4,5

13.09

15.09

13.09

17.09

Сказка как вид народной прозы

Урок изучения нового материала

6

18.09

18.09

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой

Комбинированный урок

7

22.09

24.09

Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

Урок с использованием игровых ситуаций

8

25.09

25.09

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки

Комбинированный урок

9

27.09

27.09

Образ главного героя сказки.

Его моральные качества.

Герои сказки в оценке автора-народа

Урок с использованием игровых ситуаций

10

29.09

1.10

Русские народные сказки.

РР Обучение сочинению по теме «Сказки»:
• Мой любимый герой народной сказки.

• Почему я люблю читать сказки?

• Добро и зло в народных сказках.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч)

11,12

2.10

4.10

2.10

4.10

Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник

Урок изучения нового материала

13,14

6.10

9.10

8.10

9.10

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей

Комбинированный урок

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

15

11.10

11.10

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение

Урок изучения нового материала

16

13.10

15.10

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

Комбинированный урок

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)

17-19

16.10

18.10

16.10

18.10

Обличение человеческих пороков в баснях Крылов И. А. Рассказ о писателе. («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»)

Урок изучения нового материала

20

20.10

22.10

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне

Урок с использованием игровых ситуаций

21

23.10

23.10

В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка

Урок изучения нового материала

22-23

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

Комбинированный урок

24-25

А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. «Няне».

«Руслан и Людмила» (пролог «У лукоморья…») как собирательная картина народных сказок.

РР Обучение выразительному чтению

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

26

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил

Комбинированный урок

27

Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок.

Урок с использованием игровых ситуаций

28

Сказка Пушкина и сказка Жуковского

Комбинированный урок

29

Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Урок с использованием игровых ситуаций

30

РР Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. Письменная классная или домашняя работа на одну из тем:

• Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

• В чем превосходство царевны над царицей?

• Что помогло Елисею в поисках невесты?

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

31

Русская литературная сказка.

А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители», В.М. Гаршин. Сказка «Attаlea princeps».

Резервный урок внеклассного чтения.

Урок изучения нового материала

32

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.

«Бородино». Патриотический пафос стихотворения

Урок изучения нового материала

33

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

РР Обучение выразительному чтению

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

34

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

Урок изучения нового материала

35

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

Комбинированный урок

36

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте.

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях…». Понятие об эпитете.

Урок изучения нового материала

37

Н.А. Некрасов. Крестьянские дети»

РР Обучение выразительному чтению

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

38

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня

Урок изучения нового материала

39

А.А. Фет. В художественном мире поэта

Урок с использованием игровых ситуаций

40

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна

Комбинированный урок

41

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества
в рассказе

Урок с использованием игровых ситуаций

42

Духовные и нравственные качества героя. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»)

Комбинированный урок

43-44

РР Классное сочинение
по рассказу «Муму» на одну из тем:

• Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
• Друзья и враги Герасима.
• В чем вина и беда барыни?

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

45

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Урок изучения нового материала

46

Жилин и Костылин.

РР Обучение сравнительной характеристике героев

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

47

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе.

Комбинированный урок

48

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти

Урок с использованием игровых ситуаций

49

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.

РР Обучение составлению киносценария

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

50

Рассказы Антоши Чехонте

Урок с использованием игровых ситуаций

51

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». (внеклассное чтение)

Урок с использованием игровых ситуаций

52

Русские поэты о Родине и родной природе (Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, И.З. Суриков и др.).

Анализ лирического произведения

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч)

53

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе

Урок изучения нового материала

54

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Вася и его отец

Урок изучения нового материала

55

Жизнь семьи Тыбурция. Новые знакомые Васи

Комбинированный урок

56

Тыбурций Драб – «замечательная личность»

Урок с использованием игровых ситуаций

57

РР Контрольное сочиенеие на одну из тем:
• Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

• Два отца: Тыбурций и судья.

• Маруся и Соня: два детства.

• Вася и отец: от вражды к пониманию

Урок контроля и коррекции

58

А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапёр», «Белый пудель» (внеклассное чтение)

Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых

Урок изучения нового материала

59

С.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Урок с использованием игровых ситуаций

60

П. П. Бажов. Рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Сила характера Данилы-мастера

Урок изучения нового материала

61

Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе

Комбинированный урок

62

К.Г.Паустовский. Рождение сказки. . «Теплый хлеб» — сказка о труде и взаимовыручке.

«Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Урок изучения нового материала

63

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Урок изучения нового материала

64

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

Уроки с использованием игровых ситуаций

65

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита».(Комментированное чтение). Быль и фантастика

Урок изучения нового материала

66

Душевный мир главного героя.

Его отношения с природой

Комбинированный урок

67-68

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе.

Урок изучения нового материала

69

«Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения

Комбинированный урок

70

П. Мериме. «Матео Фальконе» (внеклассное чтение)

Урок с использованием игровых ситуаций

71

Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе (И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.)

Уроки с использованием игровых ситуаций

72

Анализ лирического произведения.

РР Обучение выразительному чтению

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

73

Саша Черный. «Кавказский пленник»

Урок изучения нового материала

«ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЕТ…» (2 ч)

74

К. М. Симонов. Рассказ о писателе.

«Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война

Урок с использованием игровых ситуаций

75

А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте.

«Рассказ танкиста». Дети и война

Урок творчества

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (20 ч)

76

Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады

Урок изучения нового материала

77

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа.

Урок изучения нового материала

78-79

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя Комментированное чтение.

Комбинированный урок

80-81

Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Урок изучения нового материала

82

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Комбинированный урок

83

Символический образ Снежной

Королевы. (История четвертая и пятая)

Комбинированный урок

84-85

Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

Победа добра, любви и дружбы над злом

Уроки с использованием игровых ситуаций

86

РР Сказки Андерсена. Контрольное сочинение на одну из тем:
• Моя любимая сказка Андерсена.
• О чем мечтал Андерсен в своих сказках?

• Герда против Снежной королевы.
• Добро и зло в сказках Андерсена.
• Какие поступки героев Андерсена
я считаю благородными?

Урок контроля и коррекции

87-88

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Урок изучения нового материала

89-90

Жорж Санд. «О чем говорят цветы» (внеклассное чтение)

Уроки с использованием игровых ситуаций

91-93

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Чтение и обсуждение прочитанного. Том Сойер и его друзья

Урок изучения нового материала

94-95

РР Проверка техники чтения

Урок контроля и коррекции

ПОВТОРЕНИЕ (7 ч)

96-101

Итоговые уроки. По страницам прочитанных книг (творческий отчет). Конкурсы, игры, викторины, демонстрация личных достижений учащихся.

Урок с использованием игровых ситуаций

102

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Урок контроля и коррекции

Начать новую тему Ответить на тему  Страница 1 из 1  [ 1 сообщение ] 
  Пред. тема | Первое новое сообщение | След. тема 
Автор Сообщение

Vannadis

 Заголовок сообщения: Вирд и Орлэг

Новое сообщениеДобавлено: 04 дек 2016, 17:06 

Администратор

30115445

Аватара пользователя



Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 36997
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 50
Cпасибо сказано: 7958
Спасибо получено:
87951 раз в 24227 сообщениях

Магическое направление:: Руническая магия

Очков репутации: 34152
pospospospospospospospospospos
Добавить

Вирд и Орлэг

Изображение

Вирд[1] — основа многих верований Веднесбёри Шира. Это слово можно перевести как «карма», но даже это определение кажется недостаточным. Вирд не фатален и не экзистенциален по своей природе. Человек обладает свободной волей в достаточной степени, чтобы определять исход своей жизни, но существует некоторые принципы, которые тоже будут влиять на этот исход. К ним мы обратимся позже, когда будем говорить об орлэг[2] человека. Слово «Вирд» происходит от индоевропейского «wert» («вращать») и связано с древнеанглийским «weorþan» («становиться, случаться») и латинским «vertere» («вращать»). Поэтому, его исходным значением могло быть «то, что повернулось», по смыслу близкое к понятию «то, что случилось». В англо-саксонских текстах часто упоминается Вирд, следовательно, англо-саксонские язычники верили в него. Тем не менее, большая часть наших сведений о нём происходит из скандинавских источников. Внутри Традиции[3] существуют два образа Вирда. Один из них — это источник и дерево, источник Urðarbrunnr и дерево Yggdrasil эддического мифа. Как сказано в Младшей Эдде:

«Ask veit ek ausinn, Heitir Yggdrasil,
Hárr baðmr heilagr, Hvíta-auri;
Þaðan koma döggvar, Es í dala falla;
Stendr æ yfir gronn Urðarbrunni.

Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно»[4].

Источник Урд (Urðarbrunnr) – у корней дерева, и именно здесь Норны выполняют свою работу.

«Þaðan koma meyiar, margs vitandi,
þrár, ór þeim sæ, er und þolli strendr;
Urð héto eina, aðra Verðandi
—scáro scíði—, Skuld ina þriðio;
þær lög löumlgðo, þær líf kuro
alda bornom, ørlög seggia.

Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят»[5].

Именно так три великие Норны определяют судьбы людей. Каждое действие, которое они совершают, некоторым образом приравнивается к определению орлэга или (на древнескандинавском языке) орлога. Оставление Норнами зарубок на дереве можно рассматривать как вырезание рун[6], магический акт, связанный с проклятиями и попытками получить благословение. В «Речах Высокого» умение резать – одна из вещей, которые требуются тому, кто собирается[7] изучать руны. Выбор Норнами жизни – не столько выбор жизни, сколько выбор смерти. Вирд в древнеанглийской поэзии чаще всего связан со смертью, потому что смерть – окончательный итог жизни каждого. Наконец, они судят судьбу (орлэг[8]), «первичный слой», который определяет ход жизни людей. Эти действия олицетворяют ту часть жизни, которая не определяется свободной волей, те вещи, которые мы не можем изменить (или не можем изменить, не столкнувшись с большими трудностями). Но Вирд не фатален в смысле предопределения. Есть место для свободной воли, — это отражено во взаимодействии между источником и деревом. Источник олицетворяет прошлое.

«Источник назван в честь Урд, её имя означает «прошлое». Это прошлое включает в себя действия всех существ, которые живут в тени ветвей Иггдрасиля: людей, Богов, великанов, эльфов и т. д. Подобно воде, эти действия находят путь обратно, собираясь в источник; по мере того, как это происходит, все действия становятся известными, определёнными[9], завершёнными. В каком-то смысле, это те действия, что образуют слои или страты, которые (Норны) ежедневно закладывают в источник, изрекая судьбу[10]. Вхождение в источник методично и упорядочено; события явно связаны друг с другом, и существует система и структура их хранения». (Пол Баушатц, Источник и дерево: мир и время в ранней германской культуре. Амхерст, издательство университета Массачусетса, стр. 20.)

Дерево олицетворяет настоящее. Каждый день Норны орошают дерево из источника, возвращая действия из прошлого для того, чтобы влиять на настоящее, олицетворяемое деревом.

«Enn er þat sagt at nornir þær, er byggva við Urðarebrunn, taka jvern dag vatni brunninum ok með aurinn þann, er liggr um brunninn, ok ausa upp yfir askinn, till þess at eigi skulu limar hans trena eða funa, en þat vatn er sva heilagt, at allir hlutir, þeir er þar koma I brnninnn, verða sva hvitir sem henna su, er skjall heitir er innanliggr eggskurn.

И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца»[11].

Таким образом, Вирд цикличен по своей природе: прошлое приносится в настоящее только ради того, чтобы снова просочиться в прошлое. Источник и дерево были не единственной моделью, олицетворявшей Вирд в сознании древних язычников. Они также видели его в образе нитей, сотканных на великом Ткацком Станке. В Старшей Эдде, в Первой Песни о Хельги, убийце Хундинга, Норны воздвигают в небе ткацкий станок, закрепляя нити на севере, востоке, юге и западе. Подразумевается, что так они соткали события жизни мальчика Хельги. Личности обычно рассматриваются как простые нити на ткацком станке, а не целая ткань. Повсюду в Традиции мы видим упоминания о нити жизни человека. В то время как образ источника показывает взаимодействие прошлого с настоящим, образ нити наилучшим образом показывает взаимосвязь жизней. Каждая нить соприкасается с тысячами других нитей и воздействует на них. Внутри племени это символизирует отрезок ткани, все его нити касаются друг друга.

Вирд меняется, но некоторые его части неизменны. Возможно, подходящее сравнение — наша собственная Вселенная. С точки зрения науки, всё должно подчиняться законам Вселенной, но события, которые происходят в соответствии с этими законам, не предопределены. Таким образом, Норны или Вирд устанавливают определённые законы, которым подвластны события людских жизней, племён, и всего мира, но сами по себе эти события определяются, по большей части, нашими собственными действиями. В Традиции это явление известно как Scyld или (на древнескандинавском языке) Skuld. Скульд — третья Норна, и ее имя означает «то, что обязано случиться». Это вещи, которые люди не могут изменить. Они должны произойти по воле Вирда или Богов, или вследствие кармы предков, и никакие наши действия не могут изменить их. Древнеанглийское слово «orlæg» также означало «грех», нечто, влекущее за собой расплату.

У каждого человека есть свой личный «вирд» или орлэг. Фольклор и исландские саги наглядно показывают принципы человеческого орлэга. На страницах «Немецкой мифологии» братьев Гримм можно найти несколько историй, которые иллюстрируют это. Согласно фольклору, при рождении человека появляются три Норны. Первые две обычно благословляют ребёнка, в то время как третья насылает проклятье. (Немецкая мифология, пер. Дж. Сталлибрасс, Лондон: изд-во Джордж Белл и сыновья, 1900 г.) Такой же рассказ мы находим в шестой книге «Деяний данов» Саксона Грамматика. Фридлейф приводит своего трёхлетнего сына в храм, чтобы помолиться трём девам. Первые две даруют ему обаяние и благородство, а третья говорит, что он будет скуп на подарки. Это предсказание орлэга имеет первостепенное значение для жизни человека. Несмотря на то, что люди могут определять события своей жизни, благословения и проклятия будут решать исход многих из этих событий. Боги и Богини тоже могут определять орлэг человека. Возможно, лучший пример этого — повествование о Старкаде. Старкад предстал перед собранием Богов. Там Один и Тор поочерёдно благословляли и проклинали его. Тор сказал, что он будет бездетным. Один дал ему три срока жизни. Тор сказал, что он совершит подлое деяние в каждом из них. Один дал ему самую лучшую одежду и оружие. Тор заявил, что у него никогда не должно быть земли или поместий. Это продолжалось до тех пор, пока Тор и Один не закончили проклинать и благословлять его, после чего Боги решили, что всё это должно случиться со Старкадом. Так Боги частично определили орлэг Старкада.

Вдобавок к предсказанию орлэга при рождении и решениям[12] Богов, на жизнь человека будет влиять орлэг, полученный в наследство от кого-либо из предков. Древние язычники считали, что человек мог унаследовать части души предка. Так было в случае с Олафом Нечестивым (называемым христианами Олафом Святым), которого считали перевоплощением древнего языческого конунга Олафа. Глумр в «Саге о Вига Глумре» утверждает, что обладает хамингьей (удачей) своего деда.

Все эти вещей, а также поступки самого человека, вносят вклад в его орлэг. Жизнь не полностью предопределена, и не полностью управляется свободной волей. Некоторые вещи неминуемо происходят, а другие мы сами можем сделать реальностью.

У племён, как и у отдельных людей, есть орлэг. Наверное, больше всего это явление известно как dóm (закон). Это коллективные действия определённого племени[13]. Их обычаи, их карма, их традиции и закон. У племени, как и у человека, есть коллективный орлэг, определяемый Богами, Вирдом и поступками его членов в целом и по отдельности, прошлыми и настоящими. Этот орлэг подвергается воздействию многих вещей, таких как дела членов племени, его mægen[14] или (на древнескандинавском) хамингья или удача, покровительство Богов и Богинь, деяния его вождей. Племя — это единое целое для самого себя, подобно роду, семье или отдельному человеку. У него есть mægen и орлэг. Цель многих его коллективных действий — обеспечить продолжение хорошего орлэг. Его обычаи соблюдаются, потому что они всегда приносили mægen в прошлом. Законы существуют, чтобы убедиться, что никто не вредит mægen племени и не назначает ему новый опасный орлэг. Каждое действие, которое человек совершает, может установить новый прецедент для племени в целом и этого человека в частности. Новый прецедент может означать, что итоги любого действия могут измениться. Так, племя, которое всегда одерживало победу в бою, может потерпеть поражение, как было в случае с вандалами и лангобардами. Лангобарды, тогда известные как винилы[15], отправились на войну с вандалами. Превзойдённые противником численно, зная, что Воден (Один) уже обещал победу вандалам, они обратились к Фриге (Фригг). Она сказала им на рассвете встать лицом к востоку вместе со своими женщинами, чтобы у женщин волосы закрывали лицо. Затем она повернула кровать Водена к лангобардам. Когда он проснулся, он спросил: «Кто эти длиннобородые?» Фриге ответила: «Теперь ты дал им имя, ты должен дать им и победу». Древний германский обычай требует, чтобы тот, кто нарекает имя, дарил подарок, поэтому Воден должен был сделать подарок лангобардам. Обратившись к Фриге, лангобарды использовали старый прецедент (дарение подарков при имянаречении[16]), чтобы установить для себя новый — победу в бою.

Орлэг племени (как и его mægen) имеет первостепенное значение для вождей теода[17]. Они могут означать успех или неудачу для теода. Поэтому, каждое действие тщательно продумывается. Frith[18] внутри теода обычно поддерживается любой ценой, чтобы предотвратить орлэг раздоров, распространяющихся и разрушающих теод. Богам и Богиням постоянно поклоняются и приносят им дары, чтобы обеспечить их покровительство. Все внутри теода должны придерживаться его целей. Действия отдельных людей влияют на теод, а орлэг теода влияет на них. Нити судьбы каждого из членов племени составляют орлэг теода, и поэтому иногда тяжело понять, что в жизни отдельно взятого человека стало итогом его собственных действий, и что — результатом влияния орлэга теода. У семей и родов (как и у теодов) также есть собственные судьбы, и они тоже воздействуют на орлэг теода. Как видите, определить, что влияет и почему, может быть очень сложно. Именно по этой причине существуют закон, традиции и обычаи. Придерживаясь их, намного легче обеспечить безопасность теода[19]. Хотя вирд можно изменить при помощи рун и обращений[20] к Богам и Богиням, для того, чтобы он оставался благим, нет ничего лучше праведных дел[21].

Мирослав

Скрытый текст:


_________________
Изображение

Cпасибо сказано

Вернуться к началу

 Профиль  

Рассказ кубок как проявляются благородство рыцарство и жестокость героев баллады
За это сообщение пользователю Vannadis «Спасибо» сказали:
Soror Nelumbo
Рассказ кубок как проявляются благородство рыцарство и жестокость героев баллады
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  Страница 1 из 1  [ 1 сообщение ] 


Список форумов » ЭТНОС И ТРАДИЦИИ СКАНДИНАВИИ » Мистерии Севера

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения


Перейти:  

С Наступающим Новым годом!

westarta9

Форум доступен для лиц старше 18 лет.+18

Последние темы


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

  • Рассказ кукла о войне
  • Рассказ лапти чему учит рассказ
  • Рассказ кусака главные герои
  • Рассказ крылова свинья под дубом
  • Рассказ крылатый мохнатый масляный