Рассказ крылатый мохнатый масляный

Технологическая карта занятия фио участника: ротайская анна михайловна. участника: образовательнаяые областьи: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. тема занятия: крылатый, мохнатый

Технологическая
карта занятия

ФИО участника:
Ротайская Анна Михайловна.

№ участника:

Образовательная(ые)
область(и): речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия:
«Крылатый, мохнатый да масляный».

Возрастная группа:
старшая группа.

Цель занятия:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный».

Задачи занятия:

Образовательные:
помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый,
мохнатый да масляный» через беседу по тексту; расширять словарь детей
посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.

Развивающие:
развивать слуховое внимание через чтение текста русской народной сказки;
кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное
внимание, память посредством дидактической игры. 

Воспитательные:
воспитывать желание помогать друг другу, дружелюбие посредством чтения сказки.

Дополнительные
задачи: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время
дидактической игры «Задания от персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный»».

Словарная работа:
воротится, горазд (горяча) пуще (заплакали) кивает.

Планируемые
результаты занятия: ознакомление детей старшей группы с фрагментом из русской
народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Подготовительная
работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по
сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и другие, рисование на темы русских
народных сказок.

Материалы и
оборудование: текст русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»,
интерактивная доска, презентация.


Этапы,
продолжительность

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы, приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1.

Организационно-мотивационный
этап

Обеспечить
направленное внимание и формирование интереса у детей к теме занятия.

Приветствует
детей.

Включает
музыкальную заставку «В гостях у сказки».

— Ребятки,
сегодня у нас необычный день, нам ребята из другого сада принесли очень
интересное письмо, хотите узнать, что в нем?

— Они
приготовили для нас новую сказку и задания: хотят проверить, справимся ли мы
с ними. Покажем им, что мы – ребята хоть куда?

Фронтальная
форма.

Прием
привлечения внимания – включение музыки.

Прием мотивации
– письмо (сюрпризный момент).

Дети входят в
группу, здороваются.

— Да.

— Да.

Продемонстрировали
интерес к теме занятия.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки
проблемы

Создать
проблемную ситуацию.

— Итак, первое
задание: отгадайте, о какой сказке идет речь.

По ходу
отгадывания загадок на слайде отображает иллюстрации к сказкам.

— В этом доме
без забот

Жили звери,
только вот,

Медведь к ним
пришел потом,

Поломал звериный
дом.

— Возле леса, на
опушке,

Трое их живет в
избушке.

Там три стула и
три кружки,

Три кроватки,
три подушки.

Угадайте без
подсказки,

Кто герои этой
сказки?

— Не лежалось на
окошке,

Покатился по
дорожке.

— Ребята, о
каких сказках были загадки? Как их назвать одним словом?

— А что значит –
русские народные?

— Вспомните, как
начинаются русские народные сказки? Что еще вы помните о русских народных
сказках?

— Ребята из
другого детского сада нам приготовили тоже русскую народную сказку, но они не
хотят просто так её узнали, а требуют, что вы ответили на вопросы:

(по ходу ответов
детей на проекторе появляются изображения птиц, зверей, масляных продуктов)

1) Что бывает
крылатое?

2) Что бывает
мохнатое?

3) Что бывает
масляное?

— Молодцы! А
ведь неслучайно мы вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное. Эти
слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный». Эту сказку нам приготовили ребята из другого детского сада. Они
говорят, что это очень хорошая сказка о трех друзьях, о том, как они вместе
жили и трудились. Но это еще не все, ребята хотят проверить, как хорошо вы
умеете слушать и поймете ли вы какая главная мысль этой сказки – чему учит
эта сказка.

Фронтальная
форма работы.

Прием – чтение
загадки.

Беседа.

Дидактическая
игра «Что бывает?».

Прием –
проблемный вопрос.

—  Жук, самолет,
птица…

— Медведь,
шмель,

звери…

— Блин, пирог,
торт.

Отвечают на
вопросы воспитателя.

— Теремок.

— Три медведя.

— Колобок.

— Русские
народные сказки.


Русские-народные сказки – это сказки, придуманные русским народом
давным-давно, передавались из уст в уста и дошли до наших дней.

Ответы детей.

Испытали
затруднение при поиске ответа на проблемный вопрос.

Определили цель
и необходимые действия.

2.2.

Этап
ознакомления с материалом

Знакомить детей
с содержанием сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»; расширять словарь детей
посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.

Проводит
словарную работу.

Читает текст
русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Фронтальная
форма.

Объяснение
значения слов.

Чтение
художественной литературы.

Слушают
педагога.

Слушают
произведение.

Уточнили
значение слов.

Ознакомились с
содержанием сказки.

2.3.

Этап
практического решения проблемы

Помочь усвоить
содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да
масляный» через беседу по тексту.

Задает детям
вопросы по прочитанному:

1.      Кто главные
герои русской народной сказки?

2.      Как жили вначале
герои сказки?

3.      Что делал
мышонок?

4.      А воробей?

5.      Какую работу
выполнял блин?

6.      А что же затем
случилось?

7.      Что он им
предложил?

8.      Почему Воробей
предложил поменяться?

9.      О чём говорит
этот поступок Воробья? Какой Воробей?

10.  Как отнеслись к
его предложению друзья? Что это говорит о них?

11.  И что же из
этого вышло? Что произошло, когда они поменялись своими обязанностями?

12.  Припомните, как
выглядел блин, когда вернулся с охоты?

13.  А с мышью что
случилось?

14.  А каким Блин
нашел Воробья на завалинке?

15.  Чем закончилась
сказка? Вы помните, что сказал Блин воробью в конце сказки? Как вы понимаете
смысл сказанного?

16.  Почему Воробью
стало стыдно?

17.  Ребята, какой же
мы можем сделать вывод из этого рассказа?

— Ребята, какой
момент в сказке вам больше всего понравился? Давайте его еще раз послушаем.

Проводит
физкультминутку.

Предлагает
поиграть.

Проводит
инструктаж по технике безопасности при работе с интерактивной доской.

— Ребята, мы
справились почти со всеми заданиями. Но дети другого детского сада специально
подготовили для вас последним самое хитрое задание. Они очень хотят нас
подловить.

Читает начало
предложения:

«Прибежал блин к
дому, видит: сидит воробей на …».

«Прибежал блин в
избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё…»

«Как увидели,
что у блина полбока съедено, ещё…»

«Вот блин и
говорит:

— Так всегда
бывает…»

Фронтальная
форма работы.

Беседа о
прочитанном:

— вопросы по
содержанию; вопросы на определение мотивов и поступков; на уточнение
характеристики героев; вопросы на нравственные представления.

Выборочное
чтение.

Прием повторного
чтения 1-2-х предложений.

Физкультминутка
«Крылатый, мохнатый, масляный».

Ди с
использованием ИКТ оборудования

«Задания от
персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».

Прием «Закончи
предложение».

Отвечают на
вопросы.

— Мышонок
(Мохнатый), Воробей (Крылатый) и Блин (Масляный).

— Дружно, вместе
трудились.

— Щепки точил на
дрова.

— Корм доставал.

— Еду готовил.

Воробей
отказался выполнять свою работу и

поссорился со
своими друзьями.

— Он предложил
им поменяться работой (делами, обязанностями).

— Ему
показалось, что он выполняет сложную работу, а Мышонок и Блин – легкую.

—  О том, что
Воробей не проявляет великодушия по отношению к своим друзьям, преувеличивает
свои старания в работе; недоверчивый, неуступчивый, упрямый, эгоистичный.

— Мышонок и Блин
согласились, потому что, в отличие от Воробья, трудятся ради общего блага и
потому что они умеют жертвовать собой.

—  У них не
получилось выполнять чужую работу, каждый из них получил раны.

— Полбока лиса
съела.

— Обварилась,
ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

— Клюв на
сторону, слезами воробей заливается.

— «Вот так всегда
бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Блин
намекал на то, что Воробей не желает работать.

— Он напрасно
думал на друзей, а оказалось наоборот — чужая работа труднее.

— Нужно каждому
выполнять честно,

правильно и
хорошо свою работу, нужно жить дружно и всегда помогать друг другу.

Высказывают
предположения по поводу значения новых слов.

Прослушали
отрывок из текста.

На слова
«крылатый» – машут руками; «масляный» – гладят себя по животу; «мохнатый» –
делают «вертушку».

Выполняют
задания на определение последовательности, нахождение лишнего элемента,
соотношение по содержанию произведения.

Дети заканчивают
предложение:

«…завалинке –
клюв на сторону, слезами воробей обливается.»

«повылезла,
хвостик дрожмя дрожит.» «…пуще заплакали.»

«…когда один на
другого кивает, своё дело делать не хочет.»

Усвоили
содержание сказки.

Решили проблему:
определили главную мысль сказки.

Выполнили
предложенные задания, определили победителя в игре.

3.

Заключительный
этап

Подвести итоги
деятельности, обобщить полученный опыт.

— Как называется
сказка, с которой мы сегодня познакомились?

Актуализирует
мораль сказки:

— Вы поняли
главную мысль сказки? Чему она вас научила? Вы поняли, что бывает, когда один
на другого кивает, своё дело делать не хочет?

— Да, правильно,
бедой для всех это «кивание на других» оборачивается.

— Ребята, вам
понравились задания ребят из другого детского сада? Скажем им «большое
спасибо»? Хорошо, я передам им. И скажу, что вы большие молодцы, справились
со всеми заданиями.

— А впереди вас
ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Беседа,

фронтальная
форма.

Ответы детей.

— Плохо бывает.

Дети отвечают на
вопросы, высказывают своё отношение к отрывку сказки.

Определили,
достигли ли цели.

Приложение

Русская
народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

На лесной опушке,
в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый
да блин масленый.

Воробей с поля
прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они,
поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.
Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок
дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили.
Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку
отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А
блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не
нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи,
боярские щи, до чего хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин
масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу
ест, похваливает:

— Ай каша, ну и
каша, — рассыпчата, горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу,
мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит
— вот каша и горяча!

— Да и я, —
говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг
друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз
призадумался воробей.

«Я, — думает, —
целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С
утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с
утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да
и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать
больше этому!»

Рассердился
воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу
поменяем!

Ну, ладно, хорошо.
Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день
утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился
в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а
навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок,
бежишь-спешишь?

— На охоту!

— А какую ты,
блинок, песенку поёшь?

Блин заскакал на
месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поёшь, —
говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане
мешан?

А блин ей:

— На сметане да с
сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок,
говоришь?

Да как прыгнет, да
как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня,
лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем
тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!

Блин бился, бился,
еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил, — домой побежал!

А дома-то что
делается!

Стала мышка щи
варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.

«Как, — думает, —
блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и
кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!

Шубка повылезла,
хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

 А воробей дрова
возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать.

Клевал, клевал,
клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

Прибежал блин к
дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей
заливается.

Прибежал блин в
избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у
блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Вот блин и
говорит:

— Так всегда
бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Тут воробей со
стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего,
поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду
приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут —
пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.

Конспект ООД

Направление: Речевое развитие.

Тема: «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Возраст:
старшая группа.

Цель: познакомить с
русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» (обработка
И.Карнауховой).

Образовательные задачи: познакомить с
русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый»;
 учить  воспитанников
понимать характер и поступки героев; замечать и понимать образные выражения;
учить
внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию,
способствовать обогащению словарного запаса детей; закреплять жанровые
особенности.

Развивающие задачи: развивать речь
воспитанников; развивать  слуховую и зрительную память,
эмоциональную сферу; развивать
творческие способности при изготовлении сказочных персонажей.

Воспитательные задачи: воспитывать
интерес к русским народным сказкам;
воспитывать самостоятельность, аккуратность,
отзывчивость, стремление к достижению результата; воспитывать чувство радости и
удовлетворения от творческой работы.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая,
двигательная, конструирование из различных материалов.

Предварительная работа:
оформление выставки  в книжном уголке «Русские народные сказки », чтение и рассказывание русских народных сказок,
игры-драматизации по сказкам;
рассматривание
иллюстраций русских народных сказок;
 отгадывание загадок о сказках; рисование, аппликация и лепка на темы сказок.

Методические приёмы:  использование ИКТ,  чтение, беседа, драматизация, приемы здоровьесберегающих  технологий (смена видов
деятельности), физминутка
; совместная деятельность детей в группах со сверстниками и
воспитателя с детьми.

Оборудование:
ноутбук, проектор, DWD-проигрыватель, игровой набор «Дары Фребеля».

Словарная
работа
: объяснить смысл выражений «душа в душу», «водой не разольешь»,
«кивает на другого».

Форма организации детей: индивидуальная,
фронтальная, групповая.

Ход 
образовательной деятельности:

Организационно-мотивационный этап

Звучит
аудиозапись  «В гостях у сказки»

— Что такое сказка?

— С каких слов начинается обычно сказка?

— Сейчас я вам прочту сказку. Только имена у
героев необычные: крылатый, мохнатый да масленый.

— Как вы думаете, о ком рассказывается в
сказке?

Основной этап                                                                                                                 

1. Чтение  сказки с показом  слайдкартинок
на экране.
 

(диафильм
https://www.youtube.com/watch?v=FPrXllxXezg)                                        

2. Беседа.


Понравилась 
сказка?                                                                                                     

— Как звали героев сказки?

— Как вначале жили друзья?

— Про них можно сказать «душа в душу», «водой
не разольешь»?

— Почему друзья рассорились?

— Поняли, что бывает, когда один на другого
кивает, свое дело  делать не хочет? Как же бывает?

— Да, правильно, бедой для всех это «кивание на
других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшись с охоты.

— А с мышью что стало?

— А каким нашел блин воробья на завалинке?

— Когда же, мои друзья, так бывает?

— Коль так случилось, делать нечего:
«Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому ».

— Какими словами заканчивается сказка?

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку.
Но сначала мы отдохнем, а затем создадим
 героев
из сказки.

3. Физминутка «Мышка».

Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.

Мышка быстренько
бежала,                                                            (бег на месте)

Мышка хвостиком
виляла.                                                (имитация движений)

— Ой, яичко
уронила!                                                        (наклониться,
поднять
)

Посмотрите-ка, разбила…                                 (показать
на вытянутых руках
)

Повторяется 3 раза в разном
темпе (от медленного к быстрому).

Воспитатель предлагает разделиться на группы (по желанию,
считалка, жеребъевка или по гендерному признаку).

4. Совместная деятельность детей в группах со сверстниками и
воспитателя с детьми.

Дети изготавливают на выбор персонажей
сказки с помощью игрового набора «Дары Фребеля».

(Звучит аудиозапись «В
гостях у сказки»).

— А теперь, ребята, разыграйте нашу сказку по ролям
(разыгрывание сказки в каждой группе).

Заключительный этап. Рефлексия.

— Как называется сказка, с которой мы
познакомились?

— Чему научила вас эта сказка?

— На примере сказки мы
убедились, что нужно друг другу помогать, не обижать никого, выполнять свою
работу и  не кивать на другого.

Конспект НООД по развитию речи «Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

 Подготовила воспитатель  ГБДОУ №7 Московского района,

г. Санкт-Петербург- Гогул Надежда Ивановна

Орг. момент

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный.

Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Дети перечисляют ласковые слова.

Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— раз-два-три в стране сказок очутись (одеваю платок)

Садятся

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков,

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка 

-Кто унес мальчика от сестрицы

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки?(жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

В:Чему учат сказки?

Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка)«мохнатый»«масляный»(ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатыймохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движений,

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,

Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).

-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).

-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).

-Молодцы!

Проводиться физминутка:

Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Дети садятся на стулья.

— Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.

Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!

— Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное?

-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).

— Почему вы думаете, что веселое?

Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)

Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.

Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.

— А кто вышел навстречу блину?

Д. Лиса

— А какая лиса обычно в сказках?

Д. Хитрая.

— Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)

Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса

облизывается.

— И лиса у него спрашивает«Ты куда, блинок, бежишь?»

Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)

— А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?

Д. Он был удивлен (напуган).

— Покажите удивление (страх).

— А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными.

— Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?

Д. Мышка прыгает в горшок.

— А щи в горшке, какие: горячие или холодные?

Д. Горячие.

— Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?

— А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.

Что случилось с воробьем?

Д. Он свернул клюв.

— Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).

— Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.

— Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)

— Ребята, вы все молодцы!

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Образовательные задачи: познакомить детей с содержанием русской народной сказки « Крылатый, мохнатый да масляный», учить понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие задачи: развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, желание приходить на помощь другим, дружелюбие.

Материалы: запись музыкальной заставки « В гостях у сказки», иллюстрации к дидактической игре « Чья работа?», мультимедийные проэктор и экран, книга со сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный», разрезные сюжетные карточки к сказке; сказочные персонажи: воробей, мышка, блин, лиса, большой платок для игры.

Словарная работа: объяснить смысл выражения « кивает на другого», «дрожмя дрожит», завалинка, щепки.

 Предварительная работа. Чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, рисование на темы русских народных сказок.

Ход:

Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются:

 Здравствуй, солнце золотое, (Правая рука вверх).

Здравствуй, небо голубое, (Левая рука вверх).

Здравствуй, маленький цветок, ( Приседают).

Здравствуй, в поле ветерок. ( Машут руками).

В детский садик я хожу,

Всех я вас приветствую!

 Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки? (Ответы детей)

Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Ответы детей)

Вспомните, как начинаются русские народные сказки? (Ответы детей)

Дидактическая игра: «Что бывает? »

Воспитатель: Что бывает крылатое? (Ответы). Воспитатель: Правильно, птицы. Воспитатель вывешивает на доску воробья.

Воспитатель: Что бывает мохнатое? (Ответы) Правильно, звери. Вывешивает на доску мышку.

Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое? (Ответы детей). Воспитатель вывешивает на доску фигурку блина.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте и смотрите её внимательно.

Воспитатель читает сказку. Чтение сопровождается демонстрацией иллюстраций на мультимедийном экране.

Беседа по содержанию сказки

Воспитатель:

—  Кто главные герои сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

— Чем заканчивается сказка?

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от медленного к  быстрому.

Дидактическая игра «Чья работа?».

На экране в верхнем ряду изображены герои сказки, в нижнем – работа, которую выполняли герои в сказке. Задача детей показать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

Воспитатель (набрасывает на плечи платок) — Я, Бабушка – загадушка, всех к себе я приглашаю, вам загадки загадаю.

Кто в дремучем лесу отхватил кусочек блина?

Дети: Лиса, полбока съела.

 Воспитатель: Кто дрова рубил да слёзы горькие лил?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Кто в горшке ошпарился, сел на лавку слёзы лить?

Дети: Мышка, обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?

Дети: Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Воспитатель: Чьи это слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет»?

 Дети: Это слова блина.

Воспитатель: Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?

Дети: Не хватает лисички.

Воспитатель достаёт лисичку и прикрепляет рядом.

Воспитатель: А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?

Дети: Колобка. «По амбару скребен, по сусекам метён, на сметане мешен, в печку сажен… »

Дидактическая игра «Сложи сюжет сказки»  (раздаточные картинки)

Воспитатель:

— Ребята, давайте посмотрим на все события сказки глазами блина. Помогут  нам рассказать   его историю картинки.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации к сказке. Дети выкладывают сюжетный ряд и составляют рассказ.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (Ответ детей).

— Чему научила вас эта сказка? (Ответы детей).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное

Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга. 

Задачи занятия:

Обучающие:  отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;

Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;

Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.

Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.

Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
-Как вы думаете, какой он?
-Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек другому игроку и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Игровой

Фронтальная

-Клубочек.

-Волшебный.

Дети перечисляют ласковые слова.

Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

-Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— «Раз-два-три в стране сказок очутись» 

Беседа, вопросы
Игра

Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку.

Говорят волшебные слова  

Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках

— Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

— А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? 

— Что били, били — не разбили? 

— Кто разрушил теремок? 

— У кого в пруду хвост примёрз? 

— Какой овощ дед не мог вытянуть? 

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? 

— Какая избушка была у зайчика? 

— Как называют дом Бабы Яги? 

— Какими словами начинаются русские народные сказки?

— Какими словами заканчиваются?

Чему учат сказки?


Молодцы!

Беседа, вопросы,

игра

Да

Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков

Колобок

Яйцо

Медведь

У волка

Репку

Печка

Лубяная

Избушка на курьих ножках

Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве.

И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 

Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»«мохнатый»

«масляный»

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется 

«Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.)

Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила 
(показать на вытянутых руках).

Беседа по содержанию сказки.

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

      -Что можно посоветовать друзьям.

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. 

А с мышью что стало? 

    А каким нашел блин воробья на завалинке? 

-Кого можно пожалеть в сказке? 

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

— Чем заканчивается сказка?

— Чему вас научила эта сказка.

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры.

-А после ссоры

      -Что делала мышка до ссоры .

-А после ссоры.

     -Что делал воробей до ссоры 

-А после ссоры.

Физминутка;
Вопросы и беседа;
Показ иллюстраций.

Воробей, птица, бабочка, мышь, блин

Прослушивание чтения художественной литературы.

Участие в физминутки.

Воробей, блин, мышонок.

Дружно

Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. 

жить дружно и не ссориться

Друзья попали в беду

Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Всех

Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга

щи да кашу варил

на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила

обед варила да ошпарилась

на охоту ходил. 

дрова клевал да и клюв своротил

Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

— Ребята, вы все молодцы!
Особенно мне понравилось как работала Настя, Алёша, Данил, Лиза и Богдан.
— А теперь нам нужно попасть обратно домой. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 
— Чему научила вас эта сказка?
-Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Беседа, вопросы

Крылатый, мохнатый да масляный

Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим.

Подведение итогов и саморефлексия

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта НОД по развитию речи

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

                Выполнила: студентка 3 курса,

                Маслюк Светлана Викторовна

                39 ДО группы

                Специальность 44.02.01

                Дошкольное образование

                Проверила: Киричёк Г.В

Омск,  2019

  • Рассказ крылатый мохнатый да масленый
  • Рассказ красная шапочка текст
  • Рассказ косточка лев николаевич толстой
  • Рассказ корнея чуковского серебряный герб
  • Рассказ компьютер в моей жизни на английском