Рассказ круговорот воды в природе 3 класс окружающий мир

Тема урока: превращения и круговорот водыцели урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать

Тема урока: «Превращения и круговорот воды»

Цели урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). Учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

УУД:

Личностные :

— проявлять интерес к изучению круговорота воды в природе, желание узнать истину; 

— позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии; 

— осознанно применять правила работы с информационными Интернет-ресурсами;

— осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках недели; 

— проявлять творческое отношение к составлению рассказа о круговороте воды в природе. 

Регулятивные: 
— ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности; 
— учитывать совместно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; учитывать установленные правила в процессе деятельности;  выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;  планировать свою деятельность в рамках недели. 

Познавательные: 

— объяснять круговорот воды в природе; 

— определять взаимосвязь, свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе;

— позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии; 

— читать и понимать знаково-символические средства передачи информации и вербализировать их; 

— устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы. 

Коммуникативные: 

— самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;  принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;  умение выстраивать отношения в группе. 

Предметные:

— знать и правильно употреблять термины и понятия темы; 

— различать свойства воды и обосновывать своё мнение.

— научиться характеризовать свойства воды;

— понимать значение круговорота воды для живых организмов;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с текстами, капельки для проектов, для опыта (стакан, кипяток, лёд, фольга).

Ход урока:

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас и ваши улыбки.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздаёт ученикам карточки с заданиями.)

1)Впиши слова, характеризующие свойства воды.

Вода…(прозрачна), …(бесцветна),…(не имеет запаха), …(текуча), вода-…(растворитель), при нагревании…(расширяется), при охлаждении…(сжимается).

2)Прочитайте предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова.

Вода… (расширяется) при нагревании и…(сжимается) при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший … (растворитель). Воду можно очистить с помощью …(фильтра).

2.Фронтальный опрос:

— Какие свойства имеет вода?

— Какова роль воды в жизни организмов?

— Как можно очистить загрязнённую воду?

3. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы

— Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете?(Ответы учеников)

— Этому вопросу мы посвятим наш урок. (Вопрос на доске)

4. Открытие новых знаний.

1. Чтение учителем стихотворения Надежды Болтачевой

«Сказка о круговороте воды в природе»

Жили-были в грязной луже 
Капли дождевой воды.
Не было жилища хуже,
А вокруг росли цветы,
В синем небе проплывали
Облака над головой.
С грустью капельки вздыхали:
«Эх, туда бы нам с тобой!
Вот бы в небо всем подняться!»
В полдень началась жара. 
Лужа стала испаряться.
«К солнцу мы летим, ура!» —
Дружно капли закричали,
Превращаясь в легкий пар.
В небе целый день летали
Как большой воздушный шар.
Стали капли облаками.
«Наконец сбылась мечта!»
Проплывали над холмами.
«Ах, какая красота!
Глянь, от лужи то осталось
Только мокрое пятно».
А тем временем смеркалось,
Солнце спряталось давно.
Ух, и холодно под вечер!
Капельки бросало в дрожь.
Налетел внезапно ветер,
И на землю хлынул дождь.
«Вот опять мы в лужу сели, —
Капли падали смеясь, —
Оглянуться не успели,
Снова слякоть, дождь и грязь».
Подморозило под утро.
Лужа превратилась в лед.
Каплям в ней тепло, уютно,
Но лишь солнышко взойдет,
Очень быстро лед растает,
Лужа превратится в пар.
Пар по небу полетает
Как большой воздушный шар,
И назад, к плохой погоде.
Дождь на землю упадет.
Вот такой, друзья, в природе
У воды круговорот.

Какие превращения происходили с Капельками? (Они превращались: в пар, дождь, лёд…)

— Под воздействием чего происходили эти превращения? (Под воздействием понижения и повышение температуры)

— Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? (Нет, оно бесконечно совершается по кругу)

— Какое название получил этот процесс? (Круговорот воды в природе)

-Предлагаю посмотреть видеоролик об этом. (Просмотр видеоролика 7мин.).

2. Гимнастика для глаз

Капля первая упала — кап! Пальцем дети показывают траекторию еедвижения сверху вниз, прослеживаяглазами движение пальца

И вторая прибежала — кап! То же самое

Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх

Капельки «кап- кап» запели, Закрывают глаза

Намочились лица.

Мы их вытирали. Поглаживают закрытые глазаподушечками пальцев

Туфли — посмотрите —

Мокрыми вдруг стали. Показывают руками вниз и смотрят

Мы плечами поведем Движение плечами

И все капельки встряхнем. Встряхивают кистями рук

От дождя мы убежим, Пальчики рук «бегут» по парте водну сторону, глазами

прослеживается их путь

Под кусточком посидим. Нагибают голову, прикрывая ее руками.

3. Практическая работа

— А сейчас я вам предлагаю понаблюдать за опытом. В процессе наблюдения постарайтесь определить: Какие процессы происходят с водой? В каких состояниях находится вода?
— Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со снегом и мы видим на ней капли, которые падают вниз. Что демонстрирует этот опыт? (Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капли падает вниз. Получается круговорот воды в стакане).

— Такой круговорот вода совершает и в природе.

4. Самостоятельная работа с учебником.

-Прочитайте текст в учебнике. (с. 55-56)

Вопросы:

-В каких трёх состояниях вода находится в природе?

— Расскажите, как образуется снег?

— Что значит «вода испаряется»?

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сообщениями на такие темы «Снег – что это такое?», «О чём может рассказать сугроб?», «О чём трещит костёр?»)

5.Самостоятельное применение знаний. Творческая работа.

1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

— У вас на столах листочки в виде капельки.

— И сейчас вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

— Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте как изобразить пар, дождь, облачко.

— Покажите, что у вас получилось.

— Я тоже сделала свой проект.

— Если кто-то не справился, поправьте свои работы.

— Ребята, как называется этот процесс, который мы с вами получили.

— Подпишите свои проекты.

2.Интерактивная игра «Дополни схему»

6. Рефлексия.

— Ребята, а теперь как вы ответите на наш вопрос: изменяется ли количество воды на планете?

— Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды.

Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоёмы.

— Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твё1рдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака , в виде дождя и снега возвращается на землю.

— Давайте устроим свой круговорот в классе. Если вам не все было понятно -есть вопросы, ваши капельки опускаются вниз, если ничего не осталась непонятным, – капельки расположены вверх. Посмотри на наши капельки. Какой вывод можно сделать?

7.Итог урока:

— О каких трёх состояниях воды вы узнали?

— Что вам показалось наиболее интересным?

— Берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле.

8. Домашнее задание:

1) Придумать сказку о путешествии капельки воды(по выбору).

2) Прочитать текст учебника на с. 55-58, ответить на вопросы «Проверь себя»

3) Выполнить задания в рабочей тетради №5 (с.25)

На чтение 8 мин. Опубликовано

Биосфера земли почти на 70% состоит из гидрооболочки (моря и океаны, реки и озера, болота и плавни, подземные воды и ледники). Так что неудивительно, что физические и химические свойства жидкости являются хорошо исследованными, как и круговорот воды в природе (окружающий мир, 3 класс), и схема превращения влаги в пар и обратно. Данная тема идеально подходит для создания сообщения, доклада, реферата, сочинения, проекта или презентации с рисунками.

Свойства воды и ее значение

Чтобы лучше понять, как устроен круговорот жидкости в природе, рекомендуется изучить ее химические свойства и значения для всего живого на планете. Во-первых, H2O — единственное вещество, которое может пребывать сразу в трех агрегатных состояниях:

  • твердом (лед) — например, ледники и айсберги;
  • жидком (привычный вид) — моря, озера, реки и так далее;
  • газообразном (пар) — облака, тучи, туман и прочее.

Три состояния воды

Таким образом, уже этот факт делает воду уникальным компонентом, который непохож более ни на что. Однако и это еще не все. Ученикам 3 класса стоит знать, что живительная жидкость находится не только на поверхности земли, но и внутри почв, образуя подводные реки и озера. Именно благодаря таким источникам людям удается строить колодцы, скважины и другие приспособления для добычи чистой питьевой воды.

Переоценить значение H2O для всего живого на земле попросту невозможно. Чтобы это понять, достаточно ознакомиться всего с несколькими пунктами, отображающими роль живительной жидкости на планете Земля:

  1. Дом для многих обитателей. В морях, озерах, реках и океанах живут миллионы форм жизни — от одноклеточных бактерий и водорослей до гигантских рыб и млекопитающих.
  2. Источник жизни для всего сущего. Любой живой организм на определенную долю состоит из жидкости. В человеке, к примеру, этот показатель составляет почти 80%. И ни один организм не способен прожить без влаги.
  3. Создание микроклимата на планете. Испаряясь, жидкость превращается в тучи и облака, которые под действием воздуха разносятся по материкам. Лишь благодаря этому даже в самой жаркой пустыне сохраняется жизнь.

Первые два пункта — самые понятные, а вот с последним придется как следует разобраться. Это позволит ответить на многие вопросы, например, что является начальным звеном мирового круговорота воды и как именно происходит преобразование жидкости в пар.

Схема превращения жидкости в пар

Если взглянуть на картинку круговорота воды в природе, то станет ясно, что процесс начинается в морях, озерах или реках — то есть в тех местах, где живительная жидкость находится в больших количествах. Больше всего испарений происходит в мировом океане, поскольку площадь его поверхности очень огромна, а H2O содержит в себе много солей. Но что именно является двигателем подобного процесса? На самом деле все просто — влага испаряется под действием солнечной энергии. Вот более подробная схема:

Формирование туч и облаков

  1. Сначала происходит нагревание верхнего слоя водяного источника. Как только температура жидкости достигает определенной точки, начинается интенсивный процесс испарения. Вода начинает проникать в воздушные массы, где она принимает участие в различных химических реакциях с кислородом и озоном.
  2. Затем происходит формирование туч и облаков. Эти природные элементы способны преодолевать большие расстояния за счет того, что молекулы воздуха практически всегда находятся в движении. Затем они начинают выпадать на сушу или в воду в виде дождя, снега, тумана или града (зависит от температуры воздуха).
  3. После дождя почва начинает активно впитывать всю влагу. За счет развитой корневой системы растения потребляют воду вместе с минеральными веществами. Остатки жидкости постепенно испаряются из нагретой почвы — чем выше температура воздуха, тем быстрее это происходит. Вот почему летом после дождя становится душно.

Кстати, не стоит забывать, что все растения и живые существа также состоят из воды. Поэтому когда процесс жизнедеятельности живых организмов прекращается, все тела подлежат усыханию и разложению.

Таким образом, часть влаги, которая превратилась в дождевую воду, вполне могла быть когда-то соком дерева или кровью животного. Но не стоит пугаться, ведь испарению подлежит только водород, поэтому в облаках и тучах жидкость является кристально чистой.

Молнии в небе

Также будет резонно ответить на еще один вопрос. Если тучи и облака — это всего лишь капли испарившейся воды, то почему в небе часто можно увидеть молнию или услышать раскат грома. Тут все тоже довольно просто. На самом деле молния — это обычный разряд статического электричества, образовавшийся из-за того, что молекулы воды соприкасаются друг с другом. Гром — это звук от удара молнии в землю, который обычно доносится через несколько секунд после вспышки света в небе (скорость света намного выше, чем скорость звука).

Большой и малый круговорот

Ученые-физики подразделяют круговорот воды на два типа: большой и малый. В первом случае речь идет о тех испарениях, которые возникают где-нибудь в океане или море, а затем преодолевают сотни километров и попадают на сушу. Как правило, именно этот круговорот приводит к образованию атмосферных осадков различных видов. Также не стоит забывать, что часть жидкости может вернуться обратно в океан благодаря рекам, которые нередко впадают в моря и заливы у материка. То же самое касается и грунтовых вод, подпитывающих водоемы, устьем которых является океан.

Большой и малый круговорот воды

Малый круговорот воды представляет собой образование пара где-нибудь далеко в океане и выпадение осадков в непосредственной близости у точки испарения. Сюда же можно отнести и континентальный круговорот влаги. К примеру, после обильного орошения полей можно наблюдать, как ранним утром над долиной стоит туман, который затем выпадает в виде росы и испаряется с приближением рассвета. То есть в малом круговороте, в отличие от большого, жидкость не преодолевает большие расстояния, а выпадает на месте.

Еще следует упомянуть о континентальном круговороте влаги. Нетрудно догадаться, что в этом процессе не участвуют океаны и моря, а лишь те источники жидкости, что находятся внутри самого материка. Испаряясь, вода может преодолевать большие или маленькие расстояния, однако должна обязательно выпасть на суше (иначе круговорот будет зваться большим или маленьким). Довольно часто такой феномен происходит в горной местности, поскольку на большой высоте облака кристаллизуются в снег, а затем покрывают собой возвышенности, образуя белые шапки.

Если верить последним исследованиям ученых, круговорот жидкости в природе стал наращивать свои темпы. Это связано с тем, что температура воздуха в среднем увеличилась на несколько градусов. Соответственно, воды с поверхности океанов и морей испаряется больше, а значит, и уровень осадков станет гораздо выше. Подобное явление непременно скажется на климате в будущем.

Скорее всего, жаркие регионы станут еще более жаркими, а дождливые области могут пострадать от обилия осадков настолько сильно, что их попросту затопит. Хотя давать прогнозы на несколько десятилетий вперед даже эксперты не решаются.

Интересные факты и эксперимент

Испарение воды

Ученые-географы недавно выяснили, что ежегодно с поверхности земли испаряется около 16 миллионов тонн воды. Конечно, большая часть влаги тут же возвращается в океан или на землю, однако есть массы, образующие темные тучи, разносящиеся по всей планете. Таким образом, масштабы водного объема Земли просто поражают!

Согласно исследованиям географов, самым сухим континентом на планете является не Африка или Антарктида (ведь на них находятся самые большие пустыни планеты), а Австралия. Связано это с тем, что на территории материка практически нет внутренних вод, поэтому малый круговорот тут практически невозможен.

На планете есть несколько регионов, в которых вода не испарялась уже несколько миллионов лет. Ярким примером является центральная часть Антарктиды, где температура воздуха нередко достигает -70 градусов по цельсию. В таких условиях круговорот воды попросту невозможен. Впрочем, ученые выяснили, что внутренние воды есть даже на этом материке (озеро Восток).

Чтобы лучше понять, что представляет собой круговорот жидкости в природе, можно провести небольшой эксперимент в домашних или классных условиях. Достаточно использовать простые подручные материалы и следовать определенному алгоритму действий:

Конденсат на пакете

  1. Берем стакан воды и наполняем его водой примерно наполовину
  2. Накрываем емкость полиэтиленовым пакетом или пленкой.
  3. Ставим стакан на хорошо освещенное место, например, подоконник.

Через 20−30 минут (зависит от времени года) на пленке начнет образовываться конденсат, который затем превратится в капли и упадет обратно в воду. Подобный макет можно считать простейшей имитацией малого круговорота воды.

Таким образом, круговорот воды в природе — одна из самых интересных и увлекательных тем для изучения. Описать ее можно как кратко, так и приведя самые различные примеры. Однако в любом случае вывод будет одним: практически 100% испарившейся воды возвращается на землю в виде осадков. А учитывая объем мирового океана и температуру воздуха, в ближайшие годы пересыхание планеты человечеству точно не грозит. А вот избыток влаги и наводнения — ровно наоборот. Особенно часто такие стихийные бедствия происходят в регионах, которые не привыкли к выпадению большого количества осадков.

Предмет.  Окружающий мир 3-й класс

Учитель: Шулекина А.М.

Тема урока. Вода. Круговорот воды в природе.

Задачи. 

  • Формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе.
  • Уметь работать с гипотезой( предположением через деятельный подход и практический подход)
  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.
  • Развивать умения получать информацию получать информацию из разных источников.
  • Воспитывать экологическое мышление.
  • Расширять представление об окружающем мире через сопоставления и сравнения

Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд, гипотеза

Оборудование: глобус, химические оборудования, снег, лед, вода, карточки

Метод: частично-поисковый.

План урока                                              

1. Орг. момент.          Видеоролик о воде (стихотворение Фета)

Я предлагаю вам внимательно послушать запись

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    Н.Рыжова

  • Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор?   (О воде)
  • А много ли уже знаете о воде?
  • Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но  хотите сегодня  на уроке узнать?

(Выясняем знания детей о воде)

    Знаем                                                                             Хотим узнать

  • Вода бывает в трёх состояниях:

        жидком, твёрдом, газообразном

  • ¾ поверхности Земли занимает вода
  • В воде зародилась жизнь
  • На карте вода обозначается, синим цветом
  • Человек без воды может прожить всего несколько дней
  • Человек на 80% состоит из воды
  • Вода – это минерал
  • Свойства воды
  • Воду надо беречь

А не возникают ли у вас вопросы? (если сами не говорят)

  • Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)
  • Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)
  • Почему летом бывает град?

Цель урока: Сегодня на уроке

  • Я помогу вам расширить свои познания о воде;
  • Вы  сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать);  
  • Сможете  доказать,  что вода всё время движется, меняя своё состояние;
  • Узнаете  о существовании круговорота воды в природе и  что обозначают слова «испарение» и «конденсация» 
  • И  вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь;

Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.

Вернемся к вопросам, на которые вы сегодня хотите найти ответ.

Блок  (Хотим знать)

  • Попробуйте предположить, почему это происходит  в природе?
  • Ребята, вы утверждаете, что вода бывает в трёх состояниях. Докажите, что это так? От чего зависит это состояние воды?

Доказательства детей. 

  • Вода — удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.

Видеоролик о значении  воды

Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды на земле не иссякает? 

  • Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Круговорот воды в природе

 (С помощью условных значков  учитель моделирует  круговорот воды в природе)

Движение  воды в природе происходит постоянно.

Чтобы доказать, что вода движется, мы проведём с вами исследования.

 Над пламенем спиртовки мы нагреем  воду. Над водой закрепим  тарелку со льдом. Вскоре мы увидим, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)

Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту.

А как  всё происходит в природе?

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. «Испарение» — это переход воды из жидкого состояния в газообразное. Воду испаряют все растения, водяные пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вместе с теплыми потоками воздуха пар устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.

В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.

Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец, вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.

Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.

Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.

Опорные слова для  практической работы

Солнце нагревает поверхность Земли

Влага испарятся с поверхности Земли

Образуются облака

Капельки в виде осадков возвращаются на Землю.

Солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.

Практическая работа (10минут)

Итог: Помогла ли я вам ответить на вопросы?

  • Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)
  • Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)
  • Почему летом бывает град?
  • Что такое туман?

Вывод: Потому что вода всё время движется и  происходит круговорот в природе.

Домашнее задание. Придумать сказку «Путешествие Капельки».

  • На Земле очень много воды, но почему её нужно охранять?

Ответы детей

Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

Видеоролик      Гимн чистой воды

В конце урока девочка читает стихотворение

Стихотворение

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница –

Чудо — ВОДА!

Практическая работа                                Приложение

С помощью условных знаков изобрази круговорот воды в природе.

                                                                                                

Капелька воды         Водяной пар                Поток воздуха

                                                                            

Облако                    Снежинка                         Ветер

Комментарии преподавателя

 1. Вода на Земле

Вода – самое боль­шое бо­гат­ство на Земле, ведь она – непре­мен­ное усло­вие жизни.

 

Рис. 1. Боль­шой Ба­рьер­ный риф. Ко­рал­лы, рыбы (Ис­точ­ник)

Вода – та­лант­ли­вый ху­дож­ник при­ро­ды, по­то­му что имен­но во­дя­ной пар, рас­се­ян­ный в воз­ду­хе поз­во­ля­ет нам вос­при­ни­мать ве­ли­ко­ле­пие кра­сок за­ка­та и вос­хо­да солн­ца.

 

Рис. 2. Закат (Ис­точ­ник)

 

Рис. 3. Рас­свет (Ис­точ­ник)

Вода – ис­кус­ный стро­и­тель, по­сто­ян­но ме­ня­ю­щий облик Земли.

 

Рис. 4. Алтай (Ис­точ­ник)

Вода – глав­ное ве­ще­ство в при­ро­де, одно из ее чудес.

 

Рис. 5. Во­до­пад Игуа­су (Ис­точ­ник)

 2. Свойства воды 

Обыч­но твер­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек же­ле­за тонет в рас­плав­лен­ном же­ле­зе, а свин­цо­вый кубик тонет в рас­плав­лен­ном свин­це. Лед не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­кость с водой, он не уто­нет, а будет пла­вать на по­верх­но­сти. При за­мер­за­нии вода за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем пре­жде; она рас­ши­ря­ет­ся, по­это­му лед легче воды. Уже од­но­го этого свой­ства до­ста­точ­но, чтобы вы­де­лить лед, твер­дое со­сто­я­ние воды, из ряда твер­дых ве­ществ как ис­клю­че­ние.

 

Рис. 6. Лед пла­ва­ет на по­верх­но­сти воды (Ис­точ­ник)

 3. Состояния воды  

Еще одно за­ме­ча­тель­ное свой­ство воды – это воз­мож­ность пре­бы­вать од­но­вре­мен­но во всех трех со­сто­я­ни­ях и пе­ре­хо­дить из од­но­го в дру­гое (из твер­до­го – в жид­кое, из жид­ко­го – в га­зо­об­раз­ное и твер­дое и т.д.).

 

Рис. 7. Об­ла­ко – во­дя­ной пар, капли воды и льдин­ки (Ис­точ­ник)

В этом можно убе­дить­ся даже в бы­то­вых усло­ви­ях: на крыш­ке ка­стрюли с ки­пя­щей водой есть капли воды – это во­дя­ной пар, ко­то­рый ис­па­рил­ся с по­верх­но­сти на­гре­той воды и охла­дил­ся в воз­ду­хе, снова пре­вра­тив­шись в воду. Если стрях­нуть эти ка­пель­ки в воду, со вре­ме­нем они снова пре­вра­тят­ся в пар, а потом – опять в воду. Это – кру­го­во­рот воды в ка­стрю­ле, сто­я­щей на плите.

 

Рис. 8. Ка­стрю­ля с ки­пя­щей водой (Ис­точ­ник)

 4. Круговорот воды в природе 

В при­ро­де тоже про­ис­хо­дит кру­го­во­рот воды. Дви­жу­щая сила пе­ре­ме­ще­ний воды – это сол­неч­ное тепло. Солн­це на­гре­ва­ет воду, ко­то­рая в при­ро­де на­хо­дит­ся по­всю­ду – в реках, озе­рах, морях, оке­а­нах, почве, под зем­лей; роса, туман и об­ла­ка – это тоже туман. Вода есть во всех живых ор­га­низ­мах. Солн­це на­гре­ва­ет воду, и она ис­па­ря­ет­ся с по­верх­но­сти во­до­е­мов, почвы, рас­те­ний. На­при­мер, летом лес ис­па­ря­ет влаги боль­ше, чем озеро той же пло­ща­ди. Боль­шую часть пара ис­па­ря­ет ми­ро­вой океан. Вода в нем со­ле­ная, а та, ко­то­рая ис­па­ря­ет­ся с его по­верх­но­сти – прес­ная. Таким об­ра­зом, океан – ми­ро­вая фаб­ри­ка прес­ной воды, без ко­то­рой жизнь на Земле невоз­мож­на.

 

Рис. 9. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Теп­лый во­дя­ной пар под­ни­ма­ет­ся вверх, где тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха зна­чи­тель­но хо­лод­нее, 0 гра­ду­сов, по­это­му гор­ные вер­ши­ны все­гда по­кры­ты сне­гом и льдом. Ввер­ху во­дя­ной пар охла­жда­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в мель­чай­шие ка­пель­ки воды и льдин­ки.

 

Рис. 10. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Из них об­ра­зу­ют­ся об­ла­ка,

Рис. 11. Об­ла­ка (Ис­точ­ник)

ко­то­рые ветер несет по небу, по­сте­пен­но влаги ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше, об­ла­ка пре­вра­ща­ют­ся в тучи,

 

Рис. 12. Тучи (Ис­точ­ник)

и вода воз­вра­ща­ет­ся на по­верх­ность земли в виде дождя, снега и града.

 

Рис. 13. Дождь (Ис­точ­ник)

 

Рис. 14. Снег (Ис­точ­ник)

 

Рис. 15. Град (Ис­точ­ник)

Осад­ки вы­па­да­ют да­ле­ко от того места, где ис­па­ри­лась эта вода.

 5. Свойства воды, делающие круговорот воды в природе возможным

На этом пу­те­ше­ствие воды не за­кан­чи­ва­ет­ся, она сте­ка­ет с хол­мов и воз­вы­шен­но­стей, об­ра­зуя ручьи, ко­то­рые пи­та­ют реки, а реки впа­да­ют в моря и оке­а­ны, вос­пол­няя по­те­ри при ис­па­ре­нии, от­ку­да вода снова ис­па­ря­ет­ся и все по­вто­ря­ет­ся снова и снова.

Неко­то­рая часть воды, вы­пав­шей в виде осад­ков, про­са­чи­ва­ет­ся сквозь почву до во­до­упор­но­го слоя глины и вы­хо­дит на по­верх­ность в виде род­ни­ков. Под­зем­ные (грун­то­вые) воды тоже сте­ка­ют в реки и ми­ро­вой океан. Это очень важ­ная часть кру­го­во­ро­та воды в при­ро­де. Если бы не было грун­то­вых вод, реки пе­ре­сы­ха­ли бы и на­пол­ня­лись водой лишь после дождя и та­я­ния снега.

 

Рис. 16. Кру­го­во­рот воды в при­ро­де (Ис­точ­ник)

Не вся вода воз­вра­ща­ет­ся с суши в океан од­но­вре­мен­но. Доль­ше всего она за­дер­жи­ва­ет­ся в лед­ни­ках (на сотни тысяч лет) и глу­бо­ко за­ле­га­ю­щих под­зем­ных водах.

Корни де­ре­вьев впи­ты­ва­ют капли воды с рас­тво­рен­ны­ми в ней ми­не­ра­ла­ми и по­лез­ны­ми ве­ще­ства­ми, питая ствол и ли­стья. Солн­це на­гре­ва­ет ли­стья, и влага ис­па­ря­ет­ся с их по­верх­но­сти.

 

Рис. 17. Капли воды на ли­стьях (Ис­точ­ник)

Так со­вер­ша­ет­ся бес­пре­рыв­ный кру­го­во­рот воды в при­ро­де. Вода по­сто­ян­но «пу­те­ше­ству­ет», но при этом ее общее ко­ли­че­ство оста­ет­ся неиз­мен­ным.

На­зо­вем свой­ства воды, без ко­то­рых кру­го­во­рот воды в при­ро­де был бы невоз­мож­ным:

1. Пе­ре­ход воды в га­зо­об­раз­ное со­сто­я­ние – ис­па­ре­ние.

2. Пе­ре­ход воды из га­зо­об­раз­но­го со­сто­я­ния в жид­кое (кон­ден­са­ция) и твер­дое.

3. Те­ку­честь воды.

Дож­де­вая воды и снег – чи­стая при­род­ная вода, но, по­па­дая на землю, она за­гряз­ня­ет­ся ве­ще­ства­ми с ее по­верх­но­сти.

 

Рис. 18. Дождь (Ис­точ­ник)

 

Рис. 19. Снег (Ис­точ­ник)

Сброс сточ­ных вод в во­до­е­мы – очень се­рьез­ная про­бле­ма за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды.

 

Рис. 20. Сточ­ные воды (Ис­точ­ник)

На сле­ду­ю­щем уроке мы по­дроб­нее по­го­во­рим об осад­ках, ту­мане и об­ла­ках.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/krugovorot-vody-v-prirode

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/3-klass-Voda.zip

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=uZEQWsH_TMw

http://www.youtube.com/watch?v=dePSA3fhv5c

http://www.youtube.com/watch?v=5pskNsG6TWA

Проект на тему «Круговорот воды в природе» для 3 класса

Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, как происходит круговорот воды в природе. Найти информацию о свойствах её поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о состояниях, в которых может она пребывать. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.

План проекта:

  1. Вступление.
  2. Свойства.
  3. Превращения.
  4. Лёд и пар.
  5. Великий круговорот.
  6. Вывод.
  7. Пример готового фоторассказа-презентации.

Доклад к проекту

Вода — одно из самых удивительных веществ, которые только могут существовать в природе. Она основа жизни и дом для миллионов живых существ. Она властвует над климатом на нашей планете и способна уничтожить самые высокие горы.

Свойства

Наши далёкие предки выделяли у воды два основных свойства — она могла быть живой или мёртвой.

Уже тогда они считали её волшебным веществом и современные учёные вполне согласны с их мнением.

Свойства этого вещества уникальны. Вода является универсальным растворителем, который растворяет практически любые химические соединения, вещества, минералы. Правда для растворения некоторых могут потребоваться миллионы лет, но даже эти твёрдокаменные вещества всё равно уступают воде.

Например, соль или сахар растворяются в ней практически мгновенно. А мел или земля растворяются очень трудно и заметить этот процесс обычным зрением невозможно.

Такие вещества, которые растворяются в воде очень длительное время, называют нерастворимыми.

Из других важных свойств отметим:

Вода прозрачна, бесцветна и не имеет запаха. Цвет или запах ей могут придавать различные примеси в ней растворённые или взвешенные.

Вода текуча и может просочиться в любую самую крошечную щель. Она полностью заполняет сосуд, в который её наливают. При этом в падении она принимает вид вытянутой капли, а в невесомости форму шара.

При нагревании она расширяется, а при охлаждении сжимается. Но не всегда. Например, лёд занимает больший объём, чем жидкая вода, из которой он получился.

Есть у этого вещества и много других занимательных свойств, которые мы изучим в старших классах.

Три состояния

Общеизвестно, что вода может пребывать в природе сразу в трёх различных состояниях, которые физики называют агрегатными.

Самое нам привычное — жидкое. В таком состоянии она находится в реках и морях, озёрах и болотах, подземных артезианских источниках, каплях росы или дождя. Диапазон температур этого состояния невысок: от 0 до 100 градусов Цельсия. Зато в процентном соотношении это жидкое состояние превышает два остальных в несколько десятков раз.

Образование льда и пара

При понижении температуры ниже нуля вода застывает, превращается в лёд. Это твёрдая фаза, которая существует при отрицательных температурах окружающей среды. Раньше считали, что после замерзания со льдом ничего не происходит, но сейчас физики обнаружили, что с понижением температуры его свойства меняются, в нём продолжают идти какие-то превращения.

При повышении температуры воды выше ста градусов, она кипит и превращается в пар. Это газообразное состояние. Переход в пар возможен при любой её температуре, даже с поверхности льда происходит испарение частиц воды. Но обратное превращение пара в жидкость, конденсация, возможна только при снижении температуры ниже 100 градусов.

Содержание водяного пара в атмосфере постоянно меняется, в максимуме оно может достигать 4 процентов. Он отвечает за появление тумана, росы, дождя.

Круговорот в природе

Рассмотрим подробней, как происходит процесс круговорота воды в природе.

С любой водной поверхности на планете ежеминутно происходит испарение воды. В жаркую погоду этот процесс ускоряется, в холодную замедляется. Вода превращается в пар и поднимается в атмосферу.

К этому водяному пару добавляется испарение от живых организмов, животных и растений. Даже человек постоянно выделяет водяной пар с дыханием и через поры кожи.

Но больше всего пара образуется с поверхности мирового океана.

Тёплый пар поднимается в верхние слои атмосферы, а там всегда холодно. Ведь Солнце не нагревает атмосферу, его лучи проходят её насквозь.

С понижением температуры пар начинает конденсироваться в капельки воды. Сперва эти капельки маленькие и их удерживают в облаке потоки восходящего воздуха. Но постепенно капельки растут, а количество восходящего воздуха может уменьшиться.

И тогда капли падают на землю. Это дождь. Дождевые капли собираются в ручейки, которые бегут в речки. Речки бегут в моря. А с поверхности моря бывшие капельки вновь испаряются.

Круг замыкается.

Это путешествие водяной капли учёные и называют круговоротом воды. Он играет очень важно значение в природе. Благодаря процессам испарения и конденсации вода попадает далеко от морей, поливает леса и поля, делает возможным существование жизни вдали от побережья.

Вывод:

Вода является удивительным веществом, которое оказывается основой существования жизни на планете. Но само по себе наличие больших её запасов не играет столь важной роли без великого круговорота. Именно благодаря ему, вода попадает в самые отдалённые от побережья участки материков и там появляется жизнь.

Пример презентации – фоторассказа «Круговорот воды в природе»

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Другие проекты по городу и региону:

  • Википедия о круговороте
  • Тема учебника «Превращения воды в природе»

_______

  • Рассказ крыжовник главные герои
  • Рассказ кровная месть серна
  • Рассказ крест дегтев краткое содержание
  • Рассказ краткий рассказ про собаку
  • Рассказ крестьянина от первого лица 6 класс