Рассказ кровная месть серна

Проблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести

Кровная месть и смертная казнь у восточных славянПроблема кровной мести как осуществления права на наказание самим потерпевшим, некоей верительной грамоты, выдаваемой лицу, мстящему за обиду, кровной мести как древнейшего правового обычая, получившего свое законодательное закрепление на первых этапах развития российской государственности, всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей, как историков, так и правоведов. Огромное количество работ было посвящено различным аспектам кровной мести. Много вопросов было благополучно разрешено, однако многое осталось и остается до сих пор, настоятельно требующим своего изучения. Мы также посчитали возможным вновь обратиться к данной теме и обозначить некоторые вопросы. Насколько кровная месть все-таки соответствовала нравам и духу восточных славян, была ли она органически им присуща? Почему кровная месть у славян, появившись впервые в договорах Руси и Византии, затем в Русской Правде в очень ограниченном виде, вскоре была отменена? Почему кровная месть, являясь, по мнению большинства исследователей, прообразом смертной казни, устойчиво и прочно входит в виде подобного наказания в светское уголовное законодательство России только в конце XIV в., т. е., практически не являясь характерным явлением для уголовного законодательства Древней Руси? Каковы точки соприкосновения кровной мести и смертной казни как правовых явлений? Возможно, что если уж не прямые ответы на поставленные вопросы, то хотя бы ряд предположений можно сделать, осуществив краткий анализ генезиса кровной мести у восточных славян.

По мнению С. В. Жильцова, обычай кровной мести возникает за десятки тысяч лет до появления первых государств. Как считает П. А. Кошель, право мести возникает у древних славян в связи с тем, что любое человеческое действие, причиняющее вред, должно рассматриваться через призму ответственности частного лица именно перед частным лицом. Согласно точке зрения В. В. Есипова, вся система древнерусского права была буквально пронизана духом мщения за причиненную обиду, или вознаграждением за обиду понесенную.

«Период частной мести, — пишет Г. Е. Колоколов, — относится, главным образом, ко времени догосударственного быта». Каким же был этот «догосударственный» быт у восточных славян? Социально-правовая основа для появления и развития кровной мести определяется формой общественного устройства. Сам же вопрос об общественном устройстве у восточных славян является очень старым, и достаточно спорным. Как считает Г. Е. Колоколов, в целом и безотносительно к России, первичной формой общественной жизни является патриархальный союз, именуемый родом. И только много позже, освободившись, мало-помалу, из-под гнета этой «нравственной юридической единицы», люди вступают в союзы более широкие, основанные на началах взаимной помощи и круговой поруки. Однако необходимо учитывать мнения ряда ученых, полагавших, что первобытное (дорюриковское) устройство общественной жизни славян на Руси было общинное, а не родовое. К сторонникам родового устройства древних славян принадлежат И. Ф. Эверс, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. К сторонникам общинного быта восточных славян — И. Д. Беляев, К. С. Аксаков и др. Несомненно, что в основе данного антагонизма лежат более глубокие корни — общего пути развития России, выразившиеся в глобальном противостоянии «западников» и «славянофилов». Применительно же к кровной мести этот вопрос имеет ключевое значение, ведь наличие или отсутствие многочисленных и крепких кровных связей напрямую обусловливает развитие этого древнейшего правового обычая и его распространение. По мнению одного из авторитетнейших исследователей истории государства и права древней Руси Б. Д. Грекова, восточное славянство, также как и все другие народы, в своем развитии пережило одни и те же этапы. И восточному славянству был известен период родового бесклассового строя, когда родовая община сменилась «общиной соседской, рядом с которой существовала и большая семья». Только было это в VIII-IX вв., а к веку XI пережитки этой эпохи практически исчезли. Мы считаем возможным полностью согласиться с данной точкой зрения, и добавим только то, что в Х в. эти следы также уже практически не просматривались. Возможно, именно этим объясняется достаточно нечастое упоминание о случаях осуществления кровной мести у восточных славян.

Кровная месть является одним из наиболее ярких обычаев, получивших свое законодательное закрепление. Определяя характер кровной мести, М. Ковалевский пишет, что она предполагает участие именно лиц единокровных в преследовании правонарушителя и его родственников и принуждении последних к уплате за кровь. Одно из первых законодательных упоминаний о кровной мести мы встречаем в статьях договоров Руси и Византии 911 и 944 гг. об убийстве. Однако именно по поводу правовой природы кровной мести (досудебная это или по-слесудебная расправа) в исторической литературе возникает большое количество разногласий. Так, М. А. Дьяконов полагает, что месть за убийство в первой статье Русской Правды, не является местью по приговору суда, а является местью, осуществляемой по инициативе самих потерпевших. «Эти правила и целый ряд им подобных, — считает М. А. Дьяконов, — представляют собой, лишь до некоторой степени, упорядоченное и ограниченное самоуправство, и притом ограниченное не столько обязательным вмешательством суда, сколько обычными правилами». По мнению М. М. Михайлова, месть, до этого времени являвшаяся лишь обычаем, в Русской Правде получает значение права, «хотя и ограниченного, но твердого в силу закона». По нашему мнению, месть, закрепленная в Русской Правде, не является ни досудебной, ни по-слесудебной расправой, она уже не самосуд, но еще и не наказание — она является внесудебной, но законодательно закрепленной мерой воздействия на преступника, неким компромиссом официального закона со слишком еще живым обычаем, осуществляемым альтернативно наряду с возможностью выкупа. Сегодня предполагается, что кровная месть в период появления Древнейшей Правды носит «характер переходный от непосредственной расправы рода к наказанию», что в некоторой степени подтверждает наше мнение. Хотя существует точка зрения, обоснованная рядом исследований, что кровная месть не всегда предшествует хронологически наказанию, иногда они сосуществуют вместе.

Изначально кровная месть рассматривалась некоторыми исследователями как проявление животного инстинкта самосохранения. В дальнейшем, по мере развития человечества, вырабатывалось положение, согласно которому за обиду не только можно, но и должно было мстить. Это положение вырабатывалось постепенно, по мере повторения отдельных случаев мести. Реакция в виде мести проявлялась на любое действие, причиняющее вред, независимо от того, виновно или невиновно оно было совершено, главное было установить факт существования случайной причинной связи. Г. Е. Колоколов писал в этой связи, что вред, нанесенный случайно вызывал тогда месть точно так же, как действие умышленное.

К сторонникам того, что кровная месть — это в чистом виде биологическое явление относится Е. Б. Пашуканис. Н. Рулан полагает, что эволюционистские теории появления и развития кровной мести во многом ошибочны. Месть не является полуживотным и диким импульсом, а, наоборот, ее осуществление проистекает из целого комплекса четко отработанных механизмов, который носит название «система возмездия». Совершенно убежден в том, что месть не является проявлением животного инстинкта И. А. Малиновский, полагающий, что месть это не дикий животный инстинкт, а право, санкционированное юридическими нормами. Считает, что месть носит чисто социальный характер, Р. Л. Хачатуров. О. Ф. Шишов, например, занимает компромиссную позицию, согласно которой кровная месть — явление биосоциальное. Достаточно осторожную позицию в отношении того, что кровная месть основывается на животном инстинкте, занимает С. К. Викторский. Он считает, что подобное присутствует, а также более резко и часто проявляется только у дикарей, стоящих на первых ступенях своего развития. Но как только кровная месть превращается в обычай, она становится явлением закономерным и твердо установленным, явлением, освященным временем и «переходящим как бы в закон».

Практически всегда месть рассматривалась и как нравственный долг, и как религиозная обязанность. А. В. Малиновский, например, приходит к такому выводу, полагая, что в древности и право, и нравственность, и религия не обособляются. «Верования религиозные, общественные нравы и обычаи, — пишет И. Я. Фойницкий, -руководят рукой мстителя. Существенные интересы общежития заставляют его в известных, сперва важнейших преступлениях требовать мести от потерпевшего. Кто не мстит за тяжкую обиду, ему или членам его семьи причиненную, тот признается позорным, оскорбляющим божество и нарушающим свой долг по отношению к обществу». И, наоборот, исполнение мести является славным и доблестным подвигом.

«Принадлежность к роду (фамилии) налагает на отдельное лицо известные обязательства и наделяет его в то же время известными правами. Правонарушения, направленные против того или другого из однофамильцев, считаются обидою для всей фамилии и являются поводом к осуществлению кровной мести любым из его членов».

На чем же основывалась религиозность обязанности мщения, чем определялась ее святость и нравственность? На этот вопрос пытается дать ответ профессор Гейдельберсгкого университета К. Ю. Миттермайер, который считает, что в уголовном праве древних народов (в том числе и германских) наряду с представлением о возмездии и верованиями в необходимость устрашения, существовало устойчивое представление о некоем негодующем божестве, и необходимости примирения с ним посредством наказания виновного лица. Первобытные люди рассматривали свои субъективные побуждения как требования представителей высших сил, месть являлась у них именно святой обязанностью, не отомстить означало оскорбить тень умершего.

В каких же случаях применялась кровная месть у славян? Согласно исследованиям И. А. Малиновского — в случае убийств, осквернения брачного ложа, похищения женщины, оскорбления женщины, а также в случаях совершения кражи, прелюбодеяния, поругания христианских ценностей, обмана, колдовства.

Возникает еще ряд вопросов: в каком объеме осуществлялась кровная месть; кем и по отношению к кому; как мстили; почему именно кровная месть, как один из обычаев, оказывается столь живучей? Месть осуществлялась не только по отношению к лицу, непосредственно осуществившему преступление в отношении кого-либо, но и по отношению к его близким (кровным) родственникам. А. Ф. Кистяковский указывает, что древних славян, так же как и других народов, кровная месть распространяется на всех близких родственников виновного лица. «Месть поражала, — пишет Г. Е. Колоколов, — не только готового к восприятию ее человека, причинившего вред, но и других членов его семьи или рода» . Более того, по мнению С. К. Викторского, мстителями являлись не только сами обиженные и их родственники без ограничения степеней родства, но и просто находившиеся с обиженным в более или менее близких отношениях. А мстили как самому обидчику, так и всем, находившимся с ним не только в родстве, но и каком-нибудь ином отношении. Согласно исследованиям М. О. Косвена, в основе данной ситуации лежала, с одной стороны, невозможность идентификации виновных лиц в силу отсутствия ярких персонифицирующих свойств. При враждебных актах, направленных на членов какой-либо группы, обиженная сторона просто не могла знать персонально посягателя. Вызывалось это почти полным отсутствием позитивных контактов между группами, разделенными территориально. С другой стороны, в силу иной, не менее важной и глубокой черты примитивной психики, представляющей собой инстинкт самозащиты, развивающийся, в свою очередь, в инстинкт солидарности, всякое нападение извне воспринимается как обида, причиненная всей группе.

По мнению все того же И. А. Малиновского, месть являлась ответной реакцией не только на убийства, но и на другие более или менее значительные преступления, совершенные в отношении мстящего. А вот ответом на все эти разнообразные по характеру преступления, как правило, было причинение смерти, хотя не только. «Кровавая месть, — пишет ученый, — не ограничивается только лишением жизни виновного или близких ему людей. Мститель уничтожает или захватывает имущество обидчика, обращает в рабство близких ему людей». К этому списку С. К. Викторский и М. О. Косвен прибавляют еще надругание над трупом и разорение дома (очевидно, наряду с захватом имущества имеется ввиду также уничтожение и повреждение имущества как движимого, так и недвижимого), уничтожение посевов. При этом необходимо учитывать, что за убийство раба не позволялось мстить даже близким родственникам. Женщины, преимущественно, к осуществлению непосредственно актов мести также не допускались, но являлись самыми ярыми подстрекателями к мести. Отказ мужчины от мести позволял женщине осуществить по отношению к нему своеобразный бойкот, выражавшийся в отказе от предоставления пищи, заботы, брачного ложа.

Что же касается вопроса о том, как мстили, что из себя представляла та совокупность приемов и способов, которыми осуществлялась месть, то по этому поводу вряд ли можно сказать удачнее И. А. Малиновского, одного из самых серьезнейших исследователей этого обычая. «Не законодатель придумал различные формы простой и квалифицированной смертной казни. Законодатель лишь санкционировал законом то, что допускалось и раньше обычаем. Сам народ, творец обычая, побуждаемый чувством злобной ненависти, придумал разнообразные жестокие формы убийств в отмщение». Подерживает эту точку зрения И. А. Малиновского А. Ф. Кистяковский, полагающий, что сама «изысканность казней» являлась продуктом периода мести и была только лишь усвоена государственной властью. Эффект цепной реакции кровной мести приводил к тому, что она передавалась из поколения в поколение по наследству.

О том, какое место занимала кровная месть в повседневной жизни восточных славян, нам также сообщают летописи. Случаев, которые можно рассматривать как применение кровной мести (а именно так их и рассматривает большинство исследователей), очень немного. Чаще всего в качестве примера приводят летописный рассказ о мести княгини Ольги за убийство ее мужа князя Игоря в 945 г. Несколько страниц в Повести временных лет посвящены рассказу Нестора о том, как Игорь, собрав у древлян дань один раз, решил вернуться вновь: «ая возъвра-щаюся, похожю и еще». Узнав об этом, древляне разумно решили, что «аще ся въвадить волкъ в овце, то выносить все стадо» и Игорь был убит. Более того, после совещания с древлянским князем Малом к Ольге было направлено посольство в количестве 20 мужей с предложением выйти за Мала замуж. В результате древлянские послы были закопаны в лодьях заживо на Чюдином дворе в Киеве, а древляне покорены Ольгою после сожжения в «градех своих». Известен также рассказ о неудавшейся мести Рогнеды князю Владимиру, убившему ее отца Рогволода и двух его сыновей, а затем насильно взявшему Рогнеду в жены. На наш взгляд, два приведенных случая являются не очень яркими примерами проявления кровной мести у славян. Во-первых, потому что обе мстящие были женщинами (обе княгинями). Во-вторых, месть Ольги была вызвана необходимостью покорения, отказавшихся платить Киеву дань древлян, а Рогнеда пыталась отомстить из вполне естественного чувства мести за убитых единственных близких -отца и двух братьев, и, что не менее важно, за поруганную честь. Проецируя эту ситуацию на день сегодняшний, вряд ли можно с уверенностью констатировать, что любая оказавшаяся в таком положении женщина откажется от мести. Однако будет ли эта месть кровной?!

Более удачным примером существования кровной мести в древней Руси можно считать историю с Яном, сыном Вышатина, сборщиком дани князя Святослава. В Повести под 1071 г. говорится, что в районе Белоозера объявились два волхва с тремястами своими людьми «уби-вашета многы жены и именье ихъ отъимашета собе». Белоозерцы жаловались Яну на эти беззакония и Ян Вышатич, предварительно выяснив, кто у кого погиб (сестра, мать, дочь) и восстанавливая справедливость, говорил: «мьсите своихъ». В результате белоозерцы «поимше, убиша я и повесиша я на дубе: отмьсте».

Случаи лингвистического упоминания о мести в русских летописях действительно достаточно часты. Но они в большей степени касаются ситуаций, связанных с военными конфликтами между князьями — их военными походами, междоусобицей, дележом военной и охотничьей добычи, что само по себе вызывает некоторые сомнения в безусловной и постоянной готовности всех жителей древней Руси к актам мщения. Более того, одни и те же случаи, упоминаемые в летописях, некоторыми исследователями трактуются как случаи осуществления кровной мести, другими же — как случаи применения смертной казни.

Что касается вопроса о смертной казни как некоей более совершенной формы кровной мести, закрепленной законодательно в виде наказания, осуществляемого судом, то необходимо констатировать следующее. Смертная казнь не была известна письменному уголовному законодательству Древней Руси. Ее не знала Русская Правда, если, конечно, не предполагать, что такое известное наказание как поток и разграбление, не являлось, в том числе, и смертной казнью для виновного лица. Впервые смертная казнь как вид уголовного наказания появляется в Двинской уставной грамоте 1398 г. и закрепляется в статье 5 за кражу, совершенную в третий раз: «…а уличат втретие, ино повесити». Такое, достаточно позднее законодательное закрепление смертной казни вызывает, по меньшей мере, удивление. Большинство исследователей объясняют эту ситуацию тем, что смертная казнь в принципе была чужда правовому мировоззрению русского народа.

Правда о смертной казни, как виде наказания, упоминается в Повести временных лет. Под 997 г. епископы задали князю Владимиру вопрос о том, почему в связи с увеличившимся количеством разбоев, он не казнит разбойников? Живущий «в страсе Божьи» Владимир ответил: «боюся греха». Епископы, в свою очередь, продолжали: «ты поставлен еси отъ Бога на казнь злымъ, а добрым на милованье; достоить ти каз-нити разбойника, но с испытомъ». Владимир отверг виры и начал казнить разбойников, однако вскоре был вынужден прекратить казни и вернуться к вирам. Вызвано это было тем, что те же «епископыи старцы» вновь убедили Владимира в том, что «ожа вира, то на оружьи и на конихъ буди».

А. С. Михлин полагает, и в этом он солидарен с Г. З. Анашкиным, что упоминание о смертной казни, как виде наказания, встречается в Повести временных лет еще несколько раз, помимо истории с казнями разбойников, осуществляемых Владимиром. Так, автор приводит в качестве примера казни, осуществленные сыном князя Изяслава Мстиславом, который «посече» 70 человек челяди князя Всеслава в захваченном Киеве, а остальных «слепиша, другыя же без вины погуби, не испытавъ». А. С. Михлин и Г. З. Анашкин оппонируют точке зрения Н. П. Загоскина, полагавшего, что в данном случае нельзя говорить о смертной казни в юридическом смысле. Авторы считают, что данные деяния совершались от имени государственной власти за деяния, противные князю. Мы считаем возможным присоединиться к точке зрения Н. П. Загоскина, на наш взгляд, обоснованно полагающего, что «посечение» оказавших сопротивление слуг князя Всеслава вряд ли можно считать процедурой осуществления смертной казни, как вида уголовного наказания. По мнению Н. П. Загоскина, это не смертная казнь, а убийства, которые являются отражением смут и усобиц, возникших на почве междукняжеских отношений, убийства, явившиеся результатом борьбы грубой силы, жажды мести, разнузданности страстей и никаким образом не могут быть признаны актом уголовного правосудия . В хаотической междоусобной войне князей за Киевский стол проследить влияние государственной власти очень сложно. По нашему мнению, скорее смерть семидесяти Всеславовых слуг была результатом мести за оказанное сопротивление и ведение боевых действий против Изяслава, Болеслава и Мстислава. И совершенно иная ситуация с волхвом, возмутившим народ в Новгороде в 1071 г., а также порицавшем православную веру, также приводимая А. С. Михлиным в качестве примера смертной казни. Волхв был убит Глебом и «по-гыбе телом и душею предавъся дьяволу». Согласно мнению ученого, кровная месть сама по себе является разновидностью смертной казни. Именно в этой связи А. С. Михлин считает, что в России смертная казнь как мера наказания упоминалась в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде.

В историко-правовой литературе существуют и достаточно категоричные точки зрения на то, что не только законодательству, но и эпосу древней Руси смертная казнь не была известна. Так, например, Е. А. Климчук объясняет эту ситуацию тем, что русское общество не знало рабства, а значит и всех, сопутствующих этому явлению проявлений жестокости, в том числе и смертной казни. Подтверждает нашу точку зрения и мнение Б. А. Романова, полагавшего, что древнерусское право не знало смертной казни как вида уголовного наказания, осуществляемого по приговору суда. Приводя два примера из «Патерика Печерского» об иноках Григории, Василии и Федоре, убитых в первом случае князем Ростиславом Всеволодовичем (братом Мономаха), а во втором — князем Мстиславом Святополчичем (племянником Мономаха), исследователь делает вывод о том, что в обоих случаях это не суд, а феодальное самоуправство («гримаса быта княжеского рода»). Продолжая развивать свою мысль не о судебном происхождении убийств князьями друг друга и других лиц, Б. А. Романов указывает, что причинами таких убийств во многом как раз и являлось желание всех и вся овладеть и «княжим столом и лишней властью».

Немаловажным представляется и вопрос о соотношении институтов кровной мести и смертной казни. Совершенно отождествляет, например, смертную казнь и убийство в виде кровной мести (или убийство в отмщение) А. Ф. Кистяковский. Он считает, что государственная власть застала смертную казнь как вполне готовое и выработанное учреждение. «Будучи различны по способу назначения и по объему, — пишет А. Ф. Кистяковский, — убийство в виде мести и смертная казнь в виде наказания в сущности есть одно и то же: и то и другое состоит в лишении жизни; и то и другое обрушивается на голову виновного или, по крайней мере, того, которого считают виновным; если смертная казнь основывается на установленном властью законом, то убийство в виде мщения освящается неизменно соблюдаемым обычаем и считается не только правом, но и обязанностью». И, напротив, не видит между смертной казнью и кровной местью никаких точек соприкосновения Н. П. Загоскин, полагающий, что оба понятия объединяет, разве что, факт лишения жизни преступника. «В основе кровавой мести, — пишет Н. П. Загоскин, — лежит начало частного возмездия, в основе смертной казни лежит требование публичного возмездия, вызываемое предполагаемыми интересами государственной безопасности, стремлением восстановить общественный мир, нарушенный злою волею преступника». Среди других отличий исследователь отмечает также частный при кровной мести и государственный характер преследования преступника в случае смертной казни, возможность примирения с преступником при кровной мести и отсутствие таковой возможности при смертной казни.

Именно эти отличия и явились причиной перехода в России от кровной мести не к смертной казни, а к системе композиций как системе, уникально сочетающей в себе и частные, и публичные начала (вира и головничество). Сам процесс такого перехода также был не одномоментным и вырабатывался на протяжении многих лет. Вот что пишет по поводу смягчения кровной мести у славян, скандинавов и вестготов И. Д. Беляев: «. убийца мог вступить в договор о выкупе с родственниками убитого, но прежде этого он должен был бежать в пустыню, в дикие леса и только по прошествии 40 дней после убийства мог вступать в переговоры через своих родственников. Если родственники убитого не соглашались на выкуп, то убийца мог снова возобновить свое предложение через год; если и второй раз его предложение отвергалось, то по прошествии года он мог вступить еще раз в переговоры. Но если и на этот раз не было согласия, то убийца лишался всякой надежды выкупить свое преступление».

По нашему мнению, такой разброс во взглядах на сходство и отличие друг от друга смертной казни и кровной мести объясняется как раз тем, что и кровная месть и смертная казнь появляются на юридической арене древней Руси одновременно. И кровная месть получила законодательное закрепление, и смертная казнь известна в древней Руси, хотя и не закрепляется законодательно. И, конечно же, различие между двумя институтами не в их фактической стороне, а в субъектах применения и адресности направленности.

По мнению Н.С. Таганцева, М. Г. Миненка и Н. А. Шелкопляс, почвой, подготовившей зарождение смертной казни на Руси явилось христианство. Хотя не нужно забывать и о том, что сама христианская религия противодействует применению смертной казни, во всяком случае, в своих постулатах. А каковы причины отмирания кровной мести? Исчезла ли месть в древней Руси естественным путем, путем отмирания как изжившего себя социально-правового явления, или же она была просто отменена государственно-княжеским установлением? Была ли кровная месть заменена смертной казнью в силу естественного исторического процесса? Кровная месть, будучи одним из древнейших обычаев, носящих уголовно-правовой характер, в период образования древнерусского государства получает свое законодательное закрепление (Договоры Руси и Византии, Русская Правда). Однако уже в Краткой редакции Русской Правды круг мстителей благодаря княжескому установлению значительно сужается, а позднее — в Правде Ярославичей, кровная месть окончательно отменяется, во всяком случае, на законодательном уровне. Согласно исследованиям Р. Л. Хачатурова, кровная месть начинает ослабевать вместе с ослаблением кровных связей в разлагающемся первобытном обществе. Считаясь религиозным долгом, месть соответствовала определенному виду религии: в догосударственной Руси — религии языческой, в государственной Руси — христианской.

Однако далеко не все исследователи единодушны в вопросе о том, насколько эта отмена соответствовала действительному духовному состоянию общества, насколько законодательная отмена санкционированного древнего обычая была своевременной, соответствовала требованию времени, была принята единодушно и одобрительно. Отмечая ряд видимых законодательных этапов в процессе отмены кровной мести у восточных славян, Д. Голенищев-Кутузов утверждает, что подобная отмена стала достаточно заметным счастливым совпадением интересов населения, для которого кровавые счеты становились уже неудобоваримыми, с интересами княжеской казны. По мнению Г. Е Колоколова, постоянное истребление целых родов и семейств («и воссташа род на род»), являвшееся последовательным результатом кровной мести, все-таки вызывало в обществе сознание того, что месть необходимо заменять какими-либо другими средствами. Большинство исследователей абсолютно единодушны в том, что в древних обществах отношение к кровной мести было совершенно неоднозначным. Наряду с ее безусловными достоинствами — «процессом обуздания правонарушителей», существовали и достаточно серьезные недостатки — отсутствие спокойствия и чувства безопасности у ни в чем неповинных людей.

В связи с этим месть постепенно начинает ограничиваться повсеместно. «И вот мы видим, -пишет Г. Е. Колоколов, — что в случае нанесения вреда, требующего мщения, обиженный уже отказывается от мести, вступая с обидчиком в мировые сделки, по которым последний должен уплатить за обиду известную денежную пеню. Такие сделки — «сотроБШопеБ» — входят постепенно во всеобщее употребление, и месть-самоуправство заменяется, таким образом, системой выкупов или композиций». Несмотря на очевидные преимущества системы выкупов-композиций, исследователи отмечают и несомненные недостатки. Так, например, Г. Е. Колоколов считает, что система выкупов была недостаточной для охранения права именно потому, что человек богатый имел возможность откупиться, бедный — нет. Это приводило к двояким последствиям; с одной стороны, оставлению в обществе серьезных преступников, и, с другой стороны, оставлению без наказания лиц, не имеющих возможность откупиться. Фактически автором поднимается очень серьезный вопрос о несрабатывании в полной мере принципов неотвратимости наказания, справедливости и равенства граждан перед законом в современном их понимании. Хотя, конечно же, необходимо иметь в виду тот факт, что такая постановка вопроса в отношении рассматриваемого периода является достаточно условной. Эта ситуация заставляла законодателя сознавать необходимость установления таких карательных мер, которые заключали бы в себе для каждого чувствительное зло. Необходимо отметить также и то, что кровная месть ограничивается не только постепенной заменой ее системой выкупов в принципе, но и постепенным ограничением круга лиц как мстящих, так и тех, в отношении которых осуществлялась кровная месть. Ограничивается также количество преступных деяний, могущих вызвать реакцию мести (таким деянием остается только убийство, причем убийство только умышленное). Ограничивается количество ответных мер мстящего лица (такими мерами также остается только убийство). Месть также ограничивается и в пространстве, и во времени.

Согласно точке зрения И. А. Малиновского, кровная месть становится неуместной в условиях государственного быта. Происходит это в связи с тем, что государство начинает выступать монополистом принуждения. Государство неизбежно входило в сферу частного правосудия, не только ограничивая случаи применения мести, но и узаконивая их. По данному поводу Н. Рулан ставит вопрос о том, не является ли теория «вечного насилия», характерная для кровной мести, продуктом, придуманным самим государством, для узаконения монополии правосудия и применения силы? В этой связи возникает также предположение, а не является ли кровная месть рецепцией византийского законодательства, навязанной русским как альтернатива смертной казни, применяемой в огромном количестве в национальном законодательстве Византии, но, тем не менее, не существовавшей на Руси?

Французский антрополог-исследователь Р. Вердье полагает, что месть представляет собой двусторонний обмен, вытекающий из возврата оскорбления и перемены ролей оскорбителя и оскорбленного, таким образом месть перестает быть желанием, которое подавляет и обуздывает закон, а становится нормою, закрепляемой обществом. Таким образом, получая государственно-правовое оформление месть в вышерассмотренном аспекте — «системы возмездия» становится чем-то похожей на систему композиций. Система композиций (выкупа) на более позднем этапе развития государства становится более выгодной и рациональной.

По мнению Н. А. Шелкопляс, существует еще ряд причин, в соответствии с которыми отмирает кровная месть. Одна из них заключается, как уже отмечалось, в появлении имущественного неравенства и расколе монолитного дотоле общества. Класс имущих перестает быть удовлетворенным, ставящей всех в равное положение кровной местью, предпочитая выкупать себя. Эту точку зрения подтверждает и Р. Л. Хачатуров, уточняющий, что такое становится возможным, лишь когда вещи приобретают характер имущества, который можно использовать как эквивалент нанесенному вреду. Второй причиной является распад родового строя, место которого занимает семья, круг кровных родственников существенно сужается, и, как следствие, месть перестает отвечать требованиям новых общественных отношений. В заключении автор делает вывод о том, что кровная месть исчезает в результате закономерного, объективного процесса общественно-экономического развития.

Рассматривали кровную месть как «часть религии, завет предков» многие законодательные памятники не только восточных, но и западных славян. Более того, например, в Чехии, Польше и ряде других государств, кровная месть вообще существовала вплоть до XV-XVI вв. Интересна точка зрения Михалона Литвина на факт отмены кровной мести, осуществленной в Древней Руси. Автор сетует на то, что за совершение убийства у московитян выносится приговор не божьему закону — чтобы отмщалось кровью за кровь, а в виде денежного штрафа («головщины», а в белорусских и украинских землях, входящих в состав Великого княжества литовского — «головщизны»). «Именно поэтому, — делает Михалон Литвин вывод, — там так часто совершаются убийства».

В современном уголовном праве России существует лишь одно преступное деяние, квалифицированное отягчающим признаком — совершение преступления по мотивам кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК России). Сегодня в России кровная месть как родовой обычай продолжает оставаться в некоторых республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия). Однако возникает вопрос о том, если смертная казнь была чужда правосознанию русских во все времена, то не чужда ли им и кровная месть? Мы практически не встречаем ни в русском фольклоре, ни в судебно следственной практике случаев совершения преступлений по мотивам именно кровной мести, имеющей родовой характер, а не мести вообще, как одного из возможных мотивов совершения «простого» убийства, предусмотренного современным уголовным правом России. Возникает еще один очень серьезный вопрос. Есть ли существенная разница между этими двумя понятиями, если не брать в расчет разницу эпох, и упомянутую выше этническую специфику? М. О. Косвен в 1925 г. постулирует существование мести не только в первобытную эпоху истории человечества, но и на более высоких ступенях развития, на которых последняя «продолжает держаться самым устойчивым образом». Но, задав риторический вопрос о том, что представляет собой это явление — исторический ли рудимент, являющийся непосредственным пережитком первобытных времен или социальное новообразование, воспроизводящее первобытный порядок в благоприятных условиях, ученый констатирует, что решить его довольно трудно. Мы также полагаем, что этот вопрос также далек еще от своего полного разрешения. Попытки этнического «открещивания» от кровной мести и обоснование мести «вообще» требуют достаточно серьезной проработки и аргументации и не только с точки зрения юридической, но и с точки зрения социально-психологической.

Автор: Э. В. Георгиевский


Статьи





Просмотров: 2751


весь текст



628 663 зн., 15,72 а.л.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Статистика
  • Доп. материалы

Встреча Даны и Квэна приводит к неожиданному открытию: как оказалось, у них есть кое-что общее, и связано это с новой способностью Вольной.
Гларта отправляется по следам убийц своей сестры.
А в Тотемном городе, пока все представители Вольного клана отсутствуют, разгорается война. Коварные планы Осьминога начинают осуществляться.

Добавили в библиотеку

287


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор


Книга «Рунное наследие 2. Кровная месть» закончена. ??? 
Возможно и будут какие-нибудь исправления, но не существенные (это касается лишь ошибок, но не сюжета).

Вот и завершилась история про кровную месть, чего не скажешь о воплотившемся лишь на половину коварном плане загадочного Его. События набирают обороты. Третья книга будет называться «Рунное наследие. Забытые боги». Скоро начну её писать и надеюсь, в этот раз перерывчик между второй и третьей книгой будет небольшой. 

Спасибо всем, кто дочитал вторую книгу до конца. Значит я сумел удержать ваше внимание своим скромным творчеством и надеюсь, что вторая часть цикла вышла, как минимум, не хуже первой.

Если вам действительно понравилась книга, буду благодарен любому вашему вниманию: лайку, комментарию, добавлению книги в вашу библиотеку и подписке на мою скромную личность. Ваша активность не только мотивирует меня писать продолжение цикла, но и продвигает книгу среди тысяч других романов на сайте. Спасибо всем за отзывчивость.

Ещё раз хочу поблагодарить за вознаграждение таких читателей, как:
Константин, CoffeeCaCaos, Пи*юшка, Yasia, Михаил Макаров, Антон Борейко, Темнота, Nai Naya, Денис Славутский, unpqwer, Игоряха, Lucia, ТИТАРЕНКО ВАЛЕНТИН, Белозерова.

 раскрыть ветвь
 2

Nai Naya


Ура! Дождались! Только сейчас увидела. Спасибо, будет что вечером читать. Я тогда когда скорость написания замедлилась, решила дождаться окончания, героев много, событий, ниточек повествования тоже, при кусочном чтении шарм теряется (у меня склероз побеждает )) ) 

 раскрыть ветвь
 1

yaigorekrogozin 637396837869014896

Игоряха


Так когда будем выдвигаться в Покинутый город? :)

 раскрыть ветвь
 7

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Добрый день, Игорь.
Если честно — ещё не начал писать. Столько всего навалилось, что времени пока нет (и классное руководство, и документации целая куча, и вот-вот стану отцом). 

 раскрыть ветвь
 6

id10811656 637439189981268035

Анна Литвинюк


Вот и внезапно закончилась вторая книга! Уже очень хочется третью! ?

Ещё хотелось отметить начертание названия книги на обложке с помощью рун, прямо ???

 раскрыть ветвь
 0

id414443837 637724734252889940

Максим Меркулов


Прочитал 2 книги за 2 дня. Очень понравилось, жду 3 книгу. Спасибо автору. 

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

И вам спасибо, Максим, за комментарий. Мне очень приятно, что книги пришлись вам по душе)

 раскрыть ветвь
 0

Анна


АААА! Мне срочно нужно продолжение! Я ж сгрызу скатерть в ожидании третьей книги!

А серьезно: спасибо огромное автору, книги очень понравились, практически погружаешься в них, сопереживаешь и проживаешь вместе с героями. И очень понравились сами герои: прописаны четко и понятно. спасибо

 раскрыть ветвь
 2

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Анна, спасибо за поддержку и мне очень приятно, что вам понравились первые две книги цикла)
Скажу честно — как только дописал вторую книгу в мою жизнь ворвался ремонт (который я не звал), и ещё по мелочи. В итоге — меня хватило только написать рассказ для конкурса и сделать заметки для третьей книги. Но саму книгу пока не начал писать. Как только разгружусь — кину все свои силы на третью часть! По крайней мере, надеюсь на это. Я заметил, что стоит загадать что-то сделать быстро (или приступить к роботе как можно скорее), как у судьбы находится иное мнение)

 раскрыть ветвь
 1

id4520770041 637328531034357785

Оля Извекова


Вот и закончила читать вторую книгу из цикла «Рунное наследие». И как обычно в восторге от книг данного автора.

Для себя выделила много достоинств «Кровной мести»: язык написания, интригующий и захватывающий сюжет, проработанный мир (во второй части узнаёшь о нем ещё больше нового и интересного), необычная магия, сопереживаемость главным героям.

Очень понравилось то, что у каждого персонажа есть определённая цель, к которой они стремятся! И абсолютно за всеми линиями сюжета интересно наблюдать.

Финал книги супер)) так и хочется поскорее начать третью часть, будем очень ждать!)

Спасибо большое автору за отличное фэнтези))?

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Спасибо большое, Оля, за такой воодушевляющий комментарий. Очень рад, что вторая книга вам понравилась не меньше, чем первая.
Ох, я тоже хочу уже третью часть написать) Так вот: пусть я вчера ещё и не приступил к написанию, зато я продумал костяк сюжета где-то на 60-70% (на это ушло немало времени). Думаю, должно получится не менее захватывающе, чем вторая и первая книга. По крайней мере, надеюсь!
Единственная сложность: персонажей-то девять и они теперь все в одной «повозке» (главных героев, вроде бы как, по прежнему — трое, хотя Алюэль начинает претендовать на место четвертого в основе), а значит, кто-то из них постоянно будет обделен вниманием. Но буду стараться писать о каждом, и обнажать их душу и чувства. Посмотрим, что выйдет) 

 раскрыть ветвь
 0

yaigorekrogozin 637396837869014896

Игоряха


Набираемся терпения и ждём продолжения)

 раскрыть ветвь
 0

yaimbir3 637387780172758340

Пефтеев


Поздравляю с окончанием. Это было круто)

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Ого, оперативно. Первей даже, чем я написал свой комментарий, поводящий итог))

 раскрыть ветвь
 0

yaigorekrogozin 637396837869014896

Игоряха


Как же теперь Квэн без ножей? Очень нравились моменты, когда их дух помогал ему.

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Думаю, он будет ощущать себя теперь беспомощным, хотя… посмотрим-посмотрим)
Да, мне тоже нравились моменты с ножами. 

 раскрыть ветвь
 0

id25542117 636741646168437476

Антон Борейко


Спасибо, неожиданно хороший конец арки про ножи) Понравилось!

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Очень рад, что вам понравилось завершение истории про Духа ножа. А ведь я и сам до последнего не знал, как у него все закончится.

 раскрыть ветвь
 0

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Вот, 10 дней спустя, я наконец-то выложил 48 главу! Честно говоря, сам не думал, что именно ТАК всё получится. Но… мне даже самому было интересно наблюдать за такой неожиданностью!
Приятного чтения)

Что ж, согласно моим планам осталось 2 главы до завершения этой книги. Очень постараюсь дописать их до 1 июля (а ведь планировал до 1 июня… но что-то пошло не так). 

 раскрыть ветвь
 3

eclipse681 637338671159632667

Темнота


Спасибо огромное за главу, есть маленький не удобный момент:

«Улыбающаяся Марта бегала (от или вокруг) Тага» что оставить?)

 раскрыть ветвь
 1

Vaeri_Li


Очень интересно всё соединяется! Жду продолжения! Спасибо, что пишите!

 раскрыть ветвь
 0

id25542117 636741646168437476

Антон Борейко


Раньше было много сюжетных линий и текст по главам сложно воспринимался — не хватало целостности произведения. А сейчас, когда эти линии все больше объединяются даже повествование стало более плавным) в общем спасибо!

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Согласен по поводу многосюжетности: писать каждую сюжетную линию также не легко — такое ощущение, словно пишешь 3-4 книги одновременно, а не одну)) Я даже рад, что наконец-то всё начинает выплывать в один основной сюжет.
И вам спасибо за поддержку и комментарии! 

 раскрыть ветвь
 0

yaigorekrogozin 637396837869014896

Игоряха


Разрешите докопаться))

Там ближе к концу 47 главы, где Дана замёрзшая возвращается от мамы, Квэн подвинулся и похлопал рукой по сиденью, приглашая её присесть. А далее написано, что «Его [дочь] (по тексту получается Квэна) села рядом»

 раскрыть ветвь
 3

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

О, спасибо, что сказали! Всё верно, там не Квэн, а Брол. Причём, дважды я ошибся. Даааа, а ведь я перечитал перед тем, как выкладывать — сказывается ночная работа над романом.
Еще раз спасибо!

 раскрыть ветвь
 2

id25542117 636741646168437476

Антон Борейко


Спасибо, очень насыщенная глава! Текст «повзрослел» что-ли..

 раскрыть ветвь
 2

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Рад, что понравилась) «Повзрослел»? Возможно, это от того, что в этой главе трудно выделить: кто хороший, а кто плохой? Надеюсь, получилось как-то… жизненно в плане поступков и мышления героев.

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Только что дописал 46 главу. И выложил её. Надеюсь, вы меня не закидаете помидорами)
Эх… немного грустная глава вышла…

 раскрыть ветвь
 0

eni mail1 637078762004702808

eni_mail


«его гложило любопытство» (глава 42)
и опять в следующей главе «сомнения … гложили Квэна»
    нет слов просто

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

 раскрыть ветвь
 0

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Ох, понесло меня) Написал 45 главу. Приятного чтения)
Надеюсь, качество текста и сюжета не ухудшается)

 раскрыть ветвь
 1

id25542117 636741646168437476

 раскрыть ветвь
 0

kolyuchka mt 636923112925395844

Кристина Маврушина


Вот пишет себе человек, да пишет, и не догадывается, что шедевр.

От души благодарю. Кстати, экранизация была бы лютая!

 раскрыть ветвь
 2

DeniMamo 637519200002944312

 раскрыть ветвь
 1

kolyuchka mt 636923112925395844

Кристина Маврушина


Вот пишет себе человек, да пишет, и не догадывается, что шедевр.

От души благодарю. Кстати, экранизация была бы лютая!

 раскрыть ветвь
 2

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

И снова вы меня вгоняете в краску? 
Мне очень приятно, что вам настолько сильно понравилась моя книга)
Эх, экранизация… об этом можно только мечтать. Или самому снять фильм) Правда это выйдет пародия, а не фильм)

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

А вот и 44 глава, дорогие читатели! Вторая книга по объёму уже почти догнала первую. По приблизительному плану осталось около 7 глав ещё. Хотел успеть закончить книгу к 1 июня, но видимо не успею, даже, если буду писать по главе каждый день((

 раскрыть ветвь
 0

id25542117 636741646168437476

Антон Борейко


Спасибо! Немного не понятно действие последнего амулета..

 раскрыть ветвь
 1

DeniMamo 637519200002944312

Денис Мамонов

автор

Если вкратце, то:

А так-то: в следующей главе всё станет понятнее)

Кстати, сейчас её выложу)

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

DeniMamo 637519200002944312


172K



1 175



1 929


  1. «Восхитительная работа!»
    от Анна

  2. «Качественная и достойная вещь!»
    от Писюшка

  3. «Качественная и достойная вещь!»
    от Антон Борейко

  4. «Побольше задерживающих дыхания произведений»
    от Темнота

  5. «Спасибо за ваш труд!»
    от Антон Борейко

Запрос «Вендетта» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Кро́вная ме́сть, также венде́тта (от итал. vendetta ← лат. vindicta «мщение») — древнейший принцип, характерный для родоплеменного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т. д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек воспринимается как часть родового («кровного») объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего кровного союза.

ПроисхождениеПравить

Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монопольного права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь. В качестве семьи могут выступать, в зависимости от обычаев, не только биологические родственники, но и весь клан или группировка. Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования.

Кровная месть отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью — соответствующей материальной компенсацией, за убийство — изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости. Возложение же ответственности на семью (род), с одной стороны, делает месть легче осуществимой, с другой — ставит убийцу в положение ответственного перед своей собственной семьёй, ведь если он избежит мести, она просто будет осуществлена по отношению к кому-то другому в семье.

Кровная месть чревата опасными последствиями — месть нередко становится ещё более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечёт за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это служит определённым фактором сдерживания (с этим связывают, например, бытовавший у арабов-кочевников обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым лучшим образом действий считалось захватить ценности, но никого не убивать, чтобы не провоцировать месть)[1]. С другой стороны, как было понято уже очень давно, негативные последствия слишком значительны; известны случаи, когда целые кланы мстили за события многолетней давности, в результате полностью уничтожая друг друга[2]. Вследствие этого уже у древних народов существовали обычаи, позволяющие прекратить или предотвратить кровную месть[3]. Так, у тех же арабов-кочевников род совершившего непреднамеренное убийство мог откупиться достаточно большим выкупом[1].

У кумыков адат кровной мести назывался «душман къавлав» (преследование врага), «къангъа къан» (кровь за кровь). Тухумная (родовая) солидарность выражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов против посягательства извне. Средством самообороны рода была кровная месть. «Кровная вражда некоторых семейств, — писал А. В. Комаров, — переходила из рода в род; иногда кровомщение завязывалось между селениями и длилось целые столетия. Жители некоторых селений, опасаясь от кровомщения, переходили на другие места и основали новые селения в чужих обществах». «Несмотря на судебную кару, — отмечал П. Ф. Свидерский о южных кумыках, — родственники убитого считают своим священным долгом пролить кровь убийцы или его родных, происходит новое убийство или ранение, влекущее с обратной стороны снова кровную месть, говорят, иные семьи враждуют таким образом целыми поколениями»[4].

Историко-географическое распространениеПравить

В средневековой Европе обычай имел широкое распространение.

Так, кровная месть была хорошо известна в Древней Руси: упоминание о ней присутствует в Русской Правде (XI—XII века), где, в частности, оговаривалось, кто имел право мстить за убийство родственника. За убийство мстили брат за брата, сын — за отца, отец — за сына, племянник — за дядю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя[5]. В третьей четверти XI века кровная месть была законодательно запрещена сыновьями Ярослава Мудрого[6][7].

Месть была распространена и в средневековой Италии, скандинавских странах, среди германских народов и в странах, населённых представителями данных культур. Словом «вендетта» кровная месть называлась, главным образом, на островах Сардиния и Корсика, где она бытовала даже в начале XX века. В XII—XIX веках обычай практиковали греки-маниоты с полуострова Мани в Южной Греции.

Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока, у некоторых кавказских народов, в Албании, а также в Южной Италии (см.: мафия).

Современное право и кровная местьПравить

По состоянию на начало 2009 года, законодательство Российской Федерации рассматривает мотив кровной мести при совершении убийства как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненного лишения свободы[8].

Кровная месть в РоссииПравить

После Гражданской войны в некоторых местностях кровная месть была очень распространена: в 1924 году, по данным прокуратуры, 80 % тяжких преступлений в Дагестане совершались по мотивам мести[9]. В 1931 году была введена поправка к Уголовному кодексу РСФСР, предусматривающая наказание вплоть до расстрела за убийство на почве кровной мести[10].
Бывший заместитель председателя Совмина Чечено-Ингушской АССР Лема Касаев говорил, что в советские времена на Северном Кавказе проводилась эффективная борьба с кровной местью:

В советское время в республиках Кавказа убийств было гораздо меньше, чем на всей территории СССР. Горцы всегда аккуратно относились к своим поступкам и даже словам, зная, что за них придется отвечать. В советское время научились эффективно бороться с кровной местью, гибко применяя и Уголовный кодекс, и воспитательные меры. В УК была 231-я статья, карающая за уклонение от примирения (до двух лет лишения свободы). Это был сильный рычаг давления на тех, кто не хотел примиряться. В каждом районе Дагестана и Чечни были комиссии по примирению кровников, в которые входили старейшины, партийные и советские функционеры, душившие в зачатке любые конфликты между семьями и родами. Сейчас вся эта система разрушена. Более того, древняя традиция кровной мести наложилась на беспредел, который творится сейчас на Северном Кавказе. Людей убивают по экономическим, политическим и чисто уголовным мотивам, а прикрываются кровной местью[11].

Однако, по сообщениям печати, кровная месть в Чечне существует и в XXI веке[12].

Кровная месть в литературеПравить

  • «Ромео и Джульетта»
  • Марио Пьюзо — «Крестный отец»
  • Марк Твен в одном из эпизодов книги «Приключения Гекльберри Финна» так описывает суть кровной мести глазами одного из героев романа:

— Ну вот, — сказал Бак, — кровная вражда — это вот что: бывает, что один человек поссорится с другим и убьет его, а тогда брат этого убитого возьмет да и убьет первого, потом их братья поубивают друг друга, потом за них вступаются двоюродные братья, а когда всех перебьют, тогда и вражде конец. Только это долгая песня, времени проходит много.

  • А. Дюма — «Граф Монте-Кристо». Рассказ Бертуччо графу:

— Ладно, — сказал я вполголоса, — если вы так хорошо знаете корсиканцев, вы должны знать, как они держат слово. По-вашему, убийцы правильно сделали, убив моего брата, потому что он был бонапартистом, а вы роялист. Хорошо же! Я тоже бонапартист, и я предупреждаю вас: я вас убью. С этой минуты я объявляю вам вендетту, поэтому берегитесь: в первый же день, когда мы встретимся с вами лицом к лицу, пробьет ваш последний час.

  • Алексей Пехов — «Под знаком Мантикоры»
  • Михаил Коцюбинский — «Тени забытых предков»
  • Кварри Ник — «Вендетта»
  • Ги де Мопассан — «Вендетта»

См. такжеПравить

  • Кровная месть у черногорцев
  • Калоев Виталий Константинович
  • Месть
  • Принцип талиона
  • Барымта
  • Вира — штраф за убийство у славян
  • Дийя — штраф за убийство в современном Иране
  • Кун — штраф за убийство у тюрков
  • Бусидо — кодекс японских самураев, строго регламентирующий кровную месть (в одних случаях она считалась обязательной, в других запретной)
  • Чӏир — название кровной мести у чеченцев.

ПримечанияПравить

  1. 1 2 В. Ф. Панова, Ю. Б. Бахтин. Жизнь Мухаммеда
  2. М. Мартемьянов. Мафия израильских бедуинов.
  3. Род у кельтов и германцев. По теме кровной мести примечательно упоминание «вергельда» — платы за убийство или нанесение ущерба, предотвращающей кровную месть.
  4. Кумыкский мир | Адат кровной мести у кумыков
  5. Русская Правда (Краткая редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.
  6. Русская Правда (Пространная редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.
  7. Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999.
  8. Смертная казнь в настоящее время в Российской Федерации не применяется, согласно международным договорам РФ. Тем не менее, она сохраняется в писаных законах и её применение может быть возобновлено при выходе Российской Федерации из соответствующих международных договоров.
  9. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: ИЭА РАН. — С. 78—79. — ISBN 978-5-4211-0096-6
  10. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. — С. 80.
  11. Кровная месть в СССР и России
  12. Сергей Машкин. Кровная есть. Как Рамзан Кадыров ни пытался примирить всех кровников в Чечне, они не помирились // «Коммерсантъ», № 57 (4598), 02.04.2011.

ЛитератураПравить

  • Блок М. Родовая солидарность // Феодальное общество. — М. : Издательство имени Сабашниковых, 2003. — С. 125—132;
  • Корсаков К. В. Модель возмездия в криминологии и уголовно-правовой доктрине. — М. : Юрлитинформ, 2007. — 224 с.;
  • Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. — М. : Норма, Инфра-М, 2012. — 736 c.;
  • Пилецкий С. Г. О мести и её месте в жизни человеческой. — Ярославль : Аверс-Плюс, 2008. — 556 с.

СсылкиПравить

  • Кодекс мести (недоступная ссылка) Статья.
  • Кровная месть // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • «Кровная месть», статья из журнала «Большой город».
  • Вендетта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Рассказ крест дегтев краткое содержание
  • Рассказ краткий рассказ про собаку
  • Рассказ крестьянина от первого лица 6 класс
  • Рассказ краткий о зубре
  • Рассказ красоты воды для окружающего мира 2 класс